Беседа о торжестве Православия над собой, любимым

Священник Николай Ткачук, настоятель храма Вознесения Господня на острове Андрианов, что под Архангельском, рассуждает об условиях, при которых мы сможем заявить, что Православие торжествует в нашей жизни. Условия четкие, но, увы, трудноисполнимые…

У меня и справка есть

– Отец Николай, что для вас включает в себя понятие «торжество Православия»? Сводится ли оно только к благому избавлению от ересей?

– Нет, не только. Мне кажется, что торжество Православия в полной мере человек сможет ощутить после Страшного Суда, навечно будучи соединен с Богом в Его Царстве или же навечно отлученным от Него по собственной вине.

– По собственной вине…

– Видите ли, если у меня есть справка о Крещении, выданная свечницей такого-то прихода, где я, так и быть, соизволил пройти эту довольно-таки непонятную и затянутую процедуру, а священник что-то там говорил, какие-то действия выполнял, водил меня вокруг купели, то, думаю, сила этой справки в глазах Бога окажется невелика. В глазах людей – может быть: я «как бы православный», могу быть вхож в определенный круг, могу быть и не вхож – крестился так, на всякий случай.

Не даст мне право называться настоящим христианином и выполнение внешних каких-то обрядов, часто к Православию никакого отношения не имеющих, но благодаря масс-медиа таковыми считающимися. Крещение прошло – я в проруби искупался; Масленица прошла – оттанцевали, поорали, блинов поели, зиму проводили, чучело сожгли; Пасха наступила – кулич откушать изволил да крашенки с «четверговой солью» – ах, какое замечательное «Православие» получается! Увы, на одной внешности далеко не уедешь.

Настоящие христиане и то, что торжествовать не должно

– Но утешает, когда видишь искренних христиан.

– Такие есть, несмотря на все наши происки! (смеется) Те, кто живут не псевдонародными традициями, а Богом. Думаю, в каждом приходе есть такие. Вот, например, наша староста – тихая, веселая, улыбчивая женщина, готовая оказать помощь любому.

Когда Христос виден во взгляде и слышен в молчании

Или матушки из Покровского подворья Соловецкой обители в Радово, что неподалеку от Архангельска. Такое, знаете, естественное Православие, когда Христос виден во взгляде и слышен в молчании. Спокойный труд, гостеприимство, ровная светлая молитва – и за тебя в том числе, потому что ты – свой, несмотря на все твои прегрешения. Честное слово, завидная способность!

А есть, к сожалению, и такие, которые с религиозным трепетом и рвением считают настоящим Православием только и исключительно взгляды своего лидера. Кто-то костьми ляжет, чтобы не допустить изменения буквы какого-либо параграфа из Устава, кто-то, устраивая песни с плясками в храме, презирает и считает ниже себя людей, удивленных таким поведением. Итог один: неприязнь, осуждение, ненависть к «не своим». Вот тебе и «братья и сестры». Торжества такого Православия нам не нужно.

– Глядя на беды, с которыми мы сталкиваемся, многие говорят со вздохом: «Последние времена!»

Ссылками на последние времена мы извиняем собственное поведение, недостойное христианина

– «Последнее время» – это, с одной стороны, еще апостол Иоанн говорил две тысячи лет назад (ср. 1Ин. 2, 18). Кстати говоря, о той же беде для Церкви – прочтите его послание внимательнее. С другой стороны, ссылками на последние времена мы извиняем собственное поведение, недостойное христианина. Да, время после Воскресения Христова действительно последнее, и это как раз и значит, что мы должны стремиться все больше уподобляться Ему. Проще говоря, любить друг друга, снисходя к общим нашим немощам (не к себе – к чужим). И если мы живем в ожидании встречи со Христом, то, может быть, имеет смысл задуматься, какими мы с Ним встретимся: ноющими, обижающимися друг на друга, а то и прямо ненавидящими, но оправдывающими эти незавидные чувства «ревностью о Православии», или же все-таки людьми, умеющими прощать, молиться за других, помогать, любить?

О радостном прохождении Поста

– В пост Христос призывает помазать голову маслом, не быть унылым (Мф. 6, 16–17). В чем радость?

– Радость, разумеется, есть, стоит только начать поститься, но давайте без губительных крайностей. Недавно услышал: «Молитва доставила нам много удовольствия!» Вот уж никогда не думал, что молитва существует ради удовольствия. Что это труд, думал. И даже знаю немножко, особенно после того, как на войне побывал. А вот эта зацикленность на доставлении удовольствия во что бы то ни стало – это да, «я этого достоин»! Один хороший знакомый, побывавший у сектантов и, слава Богу, вернувшийся в Церковь, рассказывает, что одно из самых сложных для него до сих пор – это научиться искренне улыбаться: на сектантских собраниях все вовсю улыбались и требовали от тебя того же: «Брат! Сестра! Улыбнись – ты спасен!» А в глаза заглянешь – пустота и тоска. Человек этот, несмотря на сопутствующие скорби, рад, что вернулся. Такое педагогическое значение скорбей для любого, кто возвращается к Христу. Они могут быть и внешними, и внутренними – только воспринимать их нужно без паники.

Простые трудные условия

– А в каком случае можно говорить о торжестве Православия на государственном уровне? Ведь и сам праздник появился в качестве церковно-государственного в Византийской империи, когда была отвергнута иконоборческая ересь.

– Я твердо убежден: в подлинно христианском смысле мы можем говорить о торжестве Православия в каком-либо обществе только тогда, когда Христос победит каждого из нас – меня, священника, вас, журналиста, епископа, чиновника, рабочего... Когда мы перестанем врать друг другу, угрожать, угодничать, давать и брать взятки, когда начнем честно исполнять свой долг и отвечать за свою работу как перед Богом – вот только тогда. Мы можем возвести еще тысячу церквей, покрыть их золотом, но что толку, если наши души не заблещут благочестием? Что, спасло Византию номинальное Православие? Может быть, Россию спасет, если мы православные лишь на словах? Давайте задумаемся об этом, хотя бы в пост. Хотя нет – не только в пост. Да победит нас Христос!

С иереем Николаем Ткачуком
беседовал Степан Игнашев

15 марта 2019 г.

Смотри также
«Если душу мы наполняем новостями, чем она будет “благоухать”?» «Если душу мы наполняем новостями, чем она будет “благоухать”?»
Иерей Сергий Ермолаев
«Если душу мы наполняем новостями, чем она будет “благоухать”?» «Если душу мы наполняем новостями, чем она будет “благоухать”?»
Беседа об информационном пощении
Иерей Сергий Ермолаев
Человек прочитал новость, начинает её обдумывать, раздражаться, гневаться, осуждать, в итоге - не может молиться.
От карлика до великана От карлика до великана
Игумен Нектарий (Морозов)
От карлика до великана От карлика до великана
Игумен Нектарий (Морозов)
Господь хочет, чтобы мы на основании всего, что получили, принесли должный плод. От нас требуется стать первоначально даже не христианами, а просто живыми людьми.
Бог открывается чистым сердцам Бог открывается чистым сердцам
Иером. Ириней (Пиковский)
Бог открывается чистым сердцам Бог открывается чистым сердцам
Слово в Неделю Торжества Православия
Иеромонах Ириней (Пиковский)
Красота души человека позволяет ему насладиться красотами Божиего мира. Чистота сердца позволяет человеку увидеть Самого Бога. (MP3 файл. Продолжительность 13:30 мин. Размер 12.4 Mb)
Комментарии
Евгений 21 марта 2021, 06:56
Слава Боже наш, Слава Тебе
Павел17 мая 2019, 21:29
Не знаю, читаете ли еще эту страницу Вы, Олег, но для Вас скажу, что прочел архим.Лазаря (Абашидзе) до гл.6. Книга эта может быть полезна мне лишь немногими разделами, в частности, гл.2, в которой изложено наставление о грехах из "Настольной книги священнослужителя". Есть там интересные слова и о прелести (в другой главе, там, где говорится о йоге), но к себе я их применить не могу. Я не знаю обстоятельств Вашей жизни, Олег, и особенностей Вашей личности, а Вы не знаете моих. Поэтому необъяснимо, что Вы обрушили на меня такой поток обвинений. Противоречие одному из отцов Церкви, вообще любая ошибочная точка зрения - еще не повод для обвинений в бессмысленных мечтаниях и в прелести.
Павел17 мая 2019, 12:56
Теперь, после прочтения труда Игнатия Брянчанинова "О молитве Иисусовой", я понимаю, что я не был вправе хвалиться "умной" молитвой, в обсуждаемом эпизоде я получил обычную покаянную молитву Иисусову, причем впервые в жизни. Потому и обрадовался, тем более что эффект был поразительный. Другое дело, что я до этого семь лет был в прелести, о чем сам уже догадывался. Простите, Олег, еще раз, простите, отец Николай, простите, уважаемые читатели, что я занял здесь столько места своим спором с Олегом. О старце Порфирии - да не в нем дело, просто это было в неделю о мытаре и фарисее, когда покаянная молитва при должном устроении души начинает идти сама собой. Преп.Порфирия я только подставил.
Павел27 апреля 2019, 18:52
Последнее. Олег, я хотел бы поблагодарить Вас за неравнодушие и остаться с Вами в мире. Спаси Господи!
Павел27 апреля 2019, 18:48
Каюсь, покривил душой. Конечно, я, по сути, написал утвердительно. "Не хочется трудиться на молитве вообще" и т.д. Я не хотел сказать то, что сказано, это были эмоции. Не подумал
Павел26 апреля 2019, 19:46
Уважаемому Олегу. В первую очередь простите за все мои слова, сказанные в этом споре. Я действительно мог кого-либо ввести в заблуждение своими словами, чего совершенно не хотел, и, безусловно, отошел от истины, перестав заставлять себя молиться. Я, собственно, и не хотел сказать, что не хотеть молиться, потому что это трудно, правильно. Я сетовал на возникшую проблему. Но после Ваших замечаний многое из того, чему я научился у Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского и у всех тех святых отцов, кого читал, ушло из сердца. Я стал сомневаться в очевидных для верующего вещах. Остался только помысел, навязчивый, как голоса у сумасшедшего - "Прелесть! Прелесть!". Этого ли Вы хотели? Думаю, нет.
Олег19 апреля 2019, 12:42
Уважаемому Павлу. я опираюсь на ваши слова: "...пока недавно не пережил прикосн. к настоящей, умной молитве. После этого мне уже не хочется "трудиться" на молитве вообще, это одна тяжесть и томление сердца..." которые противоречат святым отцам Церкви и которые видны не только нам двоим и которые могут ввести в заблуждение и других людей. Вы идёте к пропасти и я не могу об этом промолчать.
Л.Н. Толстой в преклонном возрасте ездил к старцам Оптинским, но так и не смирился, гордость погубила.
Просто успокойтесь, смиритесь (против гордости и прелести - смирение) и прочитайте "Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души" архим. Лазарь (Абашидзе). И даст Бог, остальное приложится.
Павел19 апреля 2019, 01:18
Вообще-то зря я вообще начал комментировать эту статью, зря выразил несогласие со священником и зря спорил с Олегом! Только "мнение" свое показал, и всё! Боже, милостив буди мне, грешному!
Павел18 апреля 2019, 23:21
Хочется сказать Олегу: А Вы сами свободны от прелести? Величайшая прелесть - считать себя свободным от прелести! Это мысль Игнатия Брянчанинова. И Вы ее, не сомневаюсь, знаете. Что Вы такое обо мне подумали, что решили, как мальчишку, опустить меня с небес на землю? Конечно, не случайно весь пост со мной это искушение, которое Вы мне устроили, Олег, но специально для Вас скажу, что мне 47 лет, я похоронил отца и мать, у меня все виски седые!
Павел15 апреля 2019, 19:51
Похоже, пора мне признать свою неправоту в вопросе о молитвенном труде. В той же утренней молитве, которую я процитировал, говорится: "...и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому". Так что - всё-таки "поработати". Про старца Порфирия я посмотрел запись беседы, в которой семинарист пытается опровергнуть проф.Осипова. Последний говорит о старце - "страшные вещи". А мне почему-то более всего страшно за эти слова уважаемого профессора. По-моему, возлюбить Христа "якоже возлюбих иногда той самый грех" нельзя без борьбы со страстями, поскольку Христовой любви очень мешают страстные помыслы. Рекомендации же не бороться со страстями я у Порфирия не помню.
Павел12 апреля 2019, 01:43
Уважаемый Олег, статью архим.Лазаря, наверное, посмотрю. Хочу сказать вот что еще. Говоря о "настоящей, умно-сердечной" молитве, я опирался на когда-то прочитанную статью архим.Клеопы (Илие) на этом сайте, на классификацию ступеней молитвы из нее, а Вы - на Варсонофия Оптинского. Естественно, что если следовать последнему, получается, что я в прелести, т.к. у него сама умно-сердечная молитва - уже очень высокий уровень молитвы, отождествляемый с самодвижущейся, а у архим.Клеопы это разные уровни. Кроме того, последний, по-моему, пишет, что молитва ума и особенно молитва сердца - то, к чему должны стремиться все, тогда как самодвижущаяся молитва и более высокие уровни - удел единиц.
Олег11 апреля 2019, 05:54
Уважаемому Павлу, 8 апреля 2019, 22:54. "Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души" архимандрит Лазарь (Абашидзе).
Павел 8 апреля 2019, 22:54
Если честно, то мне больно оттого, что я Великим постом поссорился с не знакомым мне человеком. И голова, и сердце болят. Варсонофия Оптинского посмотрел, в том, что я прочел, написано не о том, о чем я прочел у Иоанна Кронштадтского и у Феофана Затворника. Получается, разные отцы обращают внимание на разные аспекты Иисусовой молитвы. Так что разногласия между мной и Олегом кажущиеся. Но всё равно меня пока что отпугивают некоторые моменты учения Варсонофия Оптинского о молитве Иисусовой.
Павел 3 апреля 2019, 10:27
И последнее. К сути спора. Иоанн Кронштадтский сказал: "Главное в молитве - близость сердца к Богу, свидетельствуемая радостью Божьего присутствия в душе". Как эта радость сочетается с молитвенным трудом, который вообще-то мне хорошо знаком и плоды которого я на данном этапе сознательно отверг, я, грешный, не понимаю. И слова Варсонофия Оптинского я не отвергал, они мне просто непонятны и кажутся выдернутыми из контекста. К священнику я обращался (пока не к своему духовнику), он сказал, что и я, и Вы, Олег, в чем-то правы. И вообще, как сказал автор статьи, давайте без крайностей.
Павел 2 апреля 2019, 20:46
Олег, не надо мне помогать. Вы, пытаясь избавить меня от "прелести", оказываете мне медвежью услугу. Вы не даете мне молиться! У меня есть духовник, вокруг меня в Церкви грамотные люди. Один из них, староста нашего прихода, сегодня посоветовал мне не связываться с Вами в весьма красноречивых выражениях. Кто такой Порфирий Кавсокаливит и что о нем сказал проф.А.И.Осипов, ему прекрасно известно.
Олег27 марта 2019, 10:17
Уважаемому Павлу,23 марта,11:09. Вот откуда "ноги растут"! Вы невольно стали доказательством правоты профессора духовной семинарии А.И. Осипова о "старце" Порфирии. Какое учение, такие и плоды - прелесть. Посмотрите видео А.И. Осипова об афонском старце Порфирии Кавсокаливите. "Я их никогда не читал (Святых отцов)"- вот слова Порфирия! Лёгкий путь - путь прелести, тяжёлый путь - путь спасения. А посмотрите, кто канонизировал Порфирия - священный синод Константинопольского патриархата ... "Самое трудное – молитва."(прп. Варсонофий Оптинский). И если для вас приведённые слова Оптинских старцев(!), свт. Игнатия Брянчанинова ничего не значат и книги не читаете, то я уже ничем вам помочь не могу.
Павел23 марта 2019, 11:09
Уважаемый Олег! Вот еще что скажу. О прелести, честно говоря, у меня было до разговора с Вами очень мало понятий, и вразумили Вы меня справедливо вроде бы. Только вот пример из жизни, пришедший мне на ум после осмысления Ваших слов о добрых делах, творимых в прелести, говорит мне, что заставлять себя молиться - не защита от прелести, скорее даже наоборот. Это только подтверждает мой вывод о том, что я семь лет прожил в неправильных представлениях о молитве, по сути, в прелести, и что пришедшая ко мне на несколько минут при чтении книги о старце Порфирии молитва была настоящей (без кавычек).
Павел19 марта 2019, 10:58
Олег, да я с Вами согласен! Читаю по мере сил св. отцов. И спаси Господи батюшку Николая! Он дал нам повод во всяком случае для плодотворного размышления.
Олег18 марта 2019, 13:03
Дорогому Павлу,17 марта,21:53. "Вопрос: Что это такое, батюшка, умная молитва? Ответ: Учитель молитвы-Сам Бог.- А в другой раз о том же предмете невольно высказался: - Трудное это, брат, дело-всего разломит." ( прп. Амвросий Оптинский ). Пожалуйста, читайте святых отцов Церкви, особенно то, что я вам посоветовал. И не будет для вас учение Церкви ошибочным и понятия о прелести будут куда глубже и правильнее, чем сейчас. Потому что даже прельщёный человек может делать добрые вещи, не подозревая, что находится в состоянии прелести.
Павел18 марта 2019, 08:51
И еще к предыдущему: почему, Олег, собственно, Вы решили, что я не трудился и испытывал тяжесть и лень? Это скорее мое нынешнее состояние, когда мне не хочется никакой иной молитвы, кроме той, которую я испытал, но молитвой и чтением духовных книг перед тем, как пережить то, что я пережил, я занимался регулярно. Прелесть в молитве легко определить по тому, производит ли она добрые дела - лукавый добрых дел не творит. Так отвечу Вам, что после этой молитвы на следующий день у меня прошли хронические боли, как будто их и не было. Так что давайте не будем ссориться и лишний раз простите меня, если что.
Павел17 марта 2019, 21:53
Спаси Господи всех, кто мне ответил. Хотел бы написать особо Олегу. Предвижу спор, который может тянуться до бесконечности, и, честно говоря, не понимаю Вас. Молитва же - УМНОЕ ДЕЛАНИЕ, не так ли? Так почему же, раз так, Вы словно сравниваете ее с рытьем окопов на войне и явно именно на это мне намекаете? Крайне распространенный взгляд в России! И крайне выгодный для ее врагов, потому что ошибочный. Всё равно, например, что отрицать, что ученые вообще трудятся. Простите, если задел.
Олег17 марта 2019, 09:10
Ирина,16 марта,11:34.я тоже, непонимал, поведение людей, но у Господа всё промыслительно! Мы все "больные" люди (духовно, грешные) и Господь призывает всех, кто-то откликается. И двери в Церковь нам открывает Господь, а не мы, захотели и вошли. И у всех разная степень "болезни", от того и поведение разное, от того и "Не судите, да не судимы будите"! Если вы или я более или менее здор., то это не повод осуждать-обижать тяжело "больных", жалеть надо и покрывать любовью! А на укоры, упреки, высокомерные взгляды и поведения смиряться - это наши таблетки. Через этих людей мы спасаемся и они тоже! И это лечение длится долго-всю жизнь. Помните слова:"В мире скорбни будите" и "Да любите друг друга"!
Олег17 марта 2019, 07:02
Павлу,15 марта,12:26. "Молитва до самой смерти требует ПОНУЖДЕНИЯ, следовательно, подвига"-прп. Варсонофий Оптинский. Молитва-это труд; только трудящимуся Господь даст жизнь вечную. Состояние, когда человек не желает трудится-тяжесть (лень) и вдруг получает "настоящую", умную молитву - это прелесть. Почитайте "Душеполезные поучения преп. Оптинских старцев". "Христос побеждает" греховного человека, (побеждает гордого, делая из него смиренного) - дает силы через Исповедь, Причастие идти дальше, к вечности, преоброжает, спасает. Но только тогда, когда человек сам первый делает шаг (ПОНУЖДАЕТ, преодолевает, терпит, смиряется)! Без труда человека человек не спасётся. Бог в помощь вам! Простите.
Ирина 16 марта 2019, 11:34
Да действительно, в храм ходит много народа, но истинно верующих единицы.Я не понимаю ,как можно, на службе стоит женщина,всех учит с укором, а следом в магазине концерт по заявкам.Продавцы обманывают,кругом одни враги. Для меня дико,что верующий человек ведет так себя по отношению к другим людям, с высокомерием. Якобы смотрите какая я вся правильная, в платке, усердно храм посещаю,все напоказ .
Екатерина16 марта 2019, 10:30
Павлу: думаю, что "Христос победит каждого из нас" имеется в виду, победит нашв лень и наши страсти. Христос внутри нас победит нас с нашими страстями.
р.Б. Сергий16 марта 2019, 09:16
Павлу,15 марта,09:13. Извини, брат, что лезу со своей трактовкой слов,смутивших тебя. Но на мой личный взгляд слова :" победит каждого из нас" -относятся к ветхому грешному человек, который в той или иной мере присутствует в каждом из нас. И Христос победит в нас эту грешную самость, возвращая нам первоначальный образ творения Божьего, котором мы и были задуманы изначально. По крайней мере, я так понял,для себя, эти слова. Вполне вероятно, что понял их я неправильно, но надеюсь, что со временем Господь вразумит на понимание всех нас, в т.ч. и меня.
Павел15 марта 2019, 12:26
Если продолжить, то я не только то не понимаю, о чем уже написал. Имеет ли право человек, относящийся к молитве прежде всего как к труду, читать строки из утренней молитвы "Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче"? Я прекрасно понимаю батюшку, тем более что он служил в армии, как сам пишет. Так, как он, думают многие, так думал и я сам лет семь, пока недавно не пережил прикосновение к настоящей, умной молитве. После этого мне уже не хочется "трудиться" на молитве вообще, это одна тяжесть и томление сердца. Может быть, я неправ, свое мнение я лишь только излагаю, а не заставляю принять.
Олег Николаевич, Мариуполь15 марта 2019, 12:16
Пожалуйста. пишите еще!
Павел15 марта 2019, 09:13
К счастью, бывает, что неприязнь, возникающая при прочтении аннотации к статье на главной странице сайта уходит при ее прочтении. Это как раз такой случай. Статья в основном верная. Но всё равно я не понимаю, как это "Христос победит каждого из нас" - он же нас любит, мы, что, ему враги?
р.Б. Сергий15 марта 2019, 09:00
Всем бы нам помнить эти четыре заключительных предложения беседы иерея Николая.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×