Будущее теологии: почему России надо развивать свою школу

Как русским не стать покорными потребителями чужих идей

    

Статья первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советника председателя Государственной Думы ФС РФ, доктора политических наук А.В. Щипкова «Будущее теологии: почему России надо развивать свою школу. Как русским не стать покорными потребителями чужих идей» опубликована в «Независимой газете».

Едва ли тот, кто пережил 1990-е, в состоянии забыть, как из очень влиятельных инстанций прямым текстом говорилось, что России в новом качестве не нужны прежние наука, культура и индустрия. Они якобы устарели и не вписываются в систему мирового разделения труда. Нам отведена довольно узкая ниша, такая же, как и странам третьего мира: интеллектуальные продукты России следует получать на стороне, в импортной упаковке, и ей уготовано сужение зоны национальной интеллектуальной ответственности. Компрадорские группы настаивают на том, что внутренний спрос на результаты интеллектуально-научной деятельности следует переориентировать на интересы зарубежных и глобальных субъектов.

Я помню кампанию, развязанную против Института философии РАН. Институт выселили из здания на Волхонке в пользу Пушкинского музея, создав конфликт между философами и музейщиками. Про философов говорили: «бездельники», «пережиток совка», «это не ученые, это шарлатаны», «они занимаются не своим делом», «дармоеды», «гоните в шею». Другие подобные ярлыки хлынули в прессу. Неизвестные сорвали со стены вывеску института, глумились над ней. Все было в лучших погромных традициях. Выселение обернулось травлей. В сущности, это был новый «философский пароход». «Респектабельная» общественность предпочла этого не заметить.

Теология внесена Министерством образования и науки в перечень научных специальностей в соответствии с общемировой теорией и практикой. С точки зрения влияния на общее интеллектуальное пространство теология также является одной из важнейших дисциплин.

Ситуация с теологией развивалась менее одиозным образом, нежели с философией, по причине того что у теологии нет так называемого тяжелого советского прошлого. Но активные попытки на скорую руку соорудить еще и «теологический пароход» все же имели место. Использовался весь спектр аргументов: якобы на Западе теология может быть наукой, а в России нет, неуниверситетское происхождение русской теологии, нехватка профессиональных кадров.

Национальная теология прежде всего мешает интеллектуальным перекупщикам. Создание искусственного дефицита идей в области теологии облегчило бы их задачу — сбывать интеллектуальный секонд-хенд. Тем самым они закрепили бы колониальный статус страны в области гуманитарной мысли. Без своей теологической школы мы станем покорными и безмолвными потребителями чужих идей. Это влечет за собой утрату самостоятельности или как минимум необходимость платить за то, что можно сделать самому. Если у нас не будет собственной теологии, нам придется учить чужую.

Мировая теология в настоящий момент укрепляет свои позиции. В конце ХХ века в западной гуманитарной мысли случился «теологический поворот». Алвин Плантинга, Роберт Суинберн, Джон Милбанк. Благодаря им теология овладела современным философским инструментарием. Так же много столетий назад обстояло дело с христианским платонизмом.

Теология выводит религию в социальное и философское пространство, расширяет оперативные возможности и сферу религиозного мышления. Философия, как известно, в свое время вышла из теологии и унесла с собой заимствованные у теологии методы. На этой основе и разрабатывалось научное мировоззрение.

У теологии и философии один предмет: мир, человек, мысль и надмирное. В философии последний пункт может отсутствовать (агностицизм, позитивизм, атеизм). Методология у философии и теологии также едина, просто философия продвинулась дальше в ее разработке. В конечном счете это два рукава одной традиции, но они далеко разошлись в Новое время.

Сейчас теология и философия вновь сходятся, в связи с чем и фиксируется «теологический поворот» на Западе. Начало ему положила знаменитая статья профессора Алвина Плантинга «Совет христианским философам» (1985), в которой ученый подчеркнул наличие у теологов собственной проблематики и собственной повестки.

Дело теологии — рациональное обоснование теистического мировоззрения, философская реконструкция религиозной традиции, изучение рутинной религиозности — так называемой религии повседневности, — а не только ее традиционных и исторических форм.

Русская теология наряду с восточной и западной богословскими традициями непременно будет изучать типологию форм религиозного в культурно-языковом пространстве и когнитивной сфере. Теолог работает на стыке богословского и философского дискурсов, преодолевает изолированное, исторически зауженное понимание «религиозного».

Наступает период нового, продуктивного взаимодействия теологии и философии, период нового взаимовлияния этих дисциплин. Теология может заимствовать у философии ее методы, логическую технику, ее язык. А философия может взять у теологии ее содержание, идеалы, ценности, дух.

Нам, русским, нужны теология, философия, все базовые дисциплины. Мы должны владеть научным инструментарием в полном объеме, чтобы продвигать свои ценности.

Александр Щипков

Источник: Патриархия.ru

11 апреля 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
АлександрГ.13 апреля 2019, 17:29
Я не случайно задал вопрос про 19-й век и 17-й год. Здесь связка предельно простая. Есть собственная теология, есть база на которой развивается собственная мысль. Есть собственная мысль, есть собственные идеи, в том числе и как обустроить будущее своей страны. Есть собственные идеи, есть и их материальное воплощение. Есть собственные идеи, меньше тащим в головы чужие учения и меньше пытаемся по этим учениям ставить свой собственный дом на уши. Потому, как никто в здравом уме и твердой памяти со своей страной таких вещей творить не будет. А вот по чужим идеям, в отсутствии собственных все очень даже "получилось".
АлександрГ.12 апреля 2019, 12:50
Интересно, а вот если бы у нас была бы собственная теология в 19-м веке, в России был бы 17-й год или нет?
АлександрГ.12 апреля 2019, 09:31
своя собственная теологическая мысль. Но если все так, то те кто сейчас вставляет палки в колеса российской теологии, они враги или кто? Так, что Александр Владимирович, увы но это вопрос не только вторичного использования идей и идеологической зависимости, это вопрос выживания России, как цивилизации.
АлександрГ.12 апреля 2019, 09:30
всего понимать, что в отношении тебя делают и откуда растут ноги тех или иных процессов. Но это мы затрагиваем только один аспект. Другой аспект, это выворачивание наизнанку добродетелей, и использование их в интересах зла. Кстати, если взглянуть на нашу историю именно с этого ракурса, то мы можем увидеть весьма много любопытных совпадений. Есть и еще один момент, на которых необходимо обратить внимание. Если мы внимательно присмотримся к тем категориям мышления, которые используются западными интеллектуалами и политиками, то мы можем зачастую увидеть в них их абсолютно религиозную природу. Но это же означает одну простую вещь, для того, чтобы понимать своих оппонентов нам нужна своя
АлександрГ.12 апреля 2019, 09:29
Думаю, что эти процессы направляемы. Приведу маленький пример. Запад известен тем, что он обвиняет нас в том, что он делает сам. Так, месяца три назад, бывший американский посол в России Александр Вершбоу высказался в том духе, что Россия будет использовать коррупцию на Украине в своих интересах. Известно, что движущей силой коррупции является грех алчности. Но сказанное Вершбоу означает, что Запад давно не только рассматривает грех в качестве наиэффективнейшего оружия, но и использует его на системном уровне, но понятно, что в несколько иной упаковке. Можно ли этому противостоять не зная теологии? Нет нельзя. А это значит, что для того, чтобы противостоять этому воздействию нужно прежде
АлександрГ.12 апреля 2019, 09:27
Мне кажется мы все-таки недооцениваем значение теологии. Нам все кажется, что это такое отвлеченное, не имеющее никакого практического значения. Это не так. Известно, что грех разрушает человека. Это аксиома. Народ, это мета-личность. Если так, то грех точно также в состоянии разрушать и народ. Понятно, что это будет происходить с другим временным лагом, но результат будет тем же. И если мы внимательно взглянем на те направления, по которым разрушался и продолжает разрушаться наш народ, мы можем с удивлением заметить практически полное совпадение с “картой” грехов. Является ли это совпадением? То есть является ли этот процесс рукотворным, либо все происходит само собой? Думаю, что
11 апреля 2019, 16:49
Интересно, есть ли у нас достаточное число специалистов для организации дискуссии в области теологии? И самое главное: найдется ли среди нас человек такой же образованности, такого же таланта, как Н.К.Михайловский (1842-1904), который бы популяризовал ход и итоги дискуссии.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×