«Такого глухого чугунного времени еще не знала Россия»

Год 1920-й глазами Пришвина и Паустовского

Михаил Пришвин Михаил Пришвин

В последнее время разговоры о «справедливых большевиках» и «архиумном Ленине» становятся все навязчивее. Нас убеждают: власть эта была гуманна и народ свой любила, а если и расстреливала кого, то «за дело». Разворачиваются дискуссии о так называемой «атмосфере страха»: царила ли она в годы становления советской власти, или это все «мифы необразованных людей». Некоторые эксперты и вовсе не стесняются рисовать постреволюционную идиллию и социальный рай. На фоне всех этих сказок и острых обсуждений представляется важным опубликовать фрагменты дневников двух известных писателей, которых нельзя назвать ни просоветскими, ни оппозиционными. В их творчестве практически не было политики, однако никто не может упрекнуть их в равнодушии к происходящему. Это Михаил Пришвин и Константин Паустовский. И если дневники первого – самые длинные в русской литературе – с недавних пор пошли в народ, то о дневниках Паустовского многие до сих пор не знают. А между тем они представляют интерес не только для историков, но и для литературоведов: слишком уж похожи, порой одни и те же слова и мысли, одни и те же интонации. Чтобы не пытаться объять необъятное, возьмем лишь один год из дневников писателей – 1920-й. Взглянем на эпоху глазами тех, кого даже не подозревали в ненависти к большевистскому строю.

В 1920-м Константину Паустовскому 28 лет. Он в Одессе, работает журналистом. По долгу службы вынужден пропускать перипетии истории через себя. Это дается непросто, тем более что вылить переживания в печать невозможно. А проза не пишется:

«Отморожены, должно быть, мозги, и отморожены руки».

Поэтому дневник – единственная возможность выговориться и не сойти с ума. Даже больше – единственная возможность жить:

«В нашем положении – выгоднее всего – это ждать смерти».

Михаилу Пришвину в ту же пору уже 47. Он, конечно, мудрее. Осознанно уехал из столиц, живет сначала в Ельце, потом на Смоленщине, учит детей, охотится, занимается хозяйством. Перед ним тоже разыгрывается драма истории, но писатель даже не надеется с кем-то поговорить об увиденном и пережитом. Все его мысли сразу же – практически в ежедневном режиме – перетекают на бумагу. В отличие от Паустовского, который к своим записям относился скорее как к наброскам, попыткам оставить маркеры памяти, пришвинские дневники – это полноценное произведение. Главная книга его жизни. Но в ней всё те же жалобы на неспособность много и плодотворно работать («Жизнь моя теперь – медведя в берлоге». – 13 января) и ощущение всеобщей человеческой смерти:

«Убитые люди не знают, что они убитые, и наши духовно убитые не знают, что они давно мертвецы».

Что же вызывает у двух разных писателей, находящихся в разных концах страны, столь одинаковые ощущения? Естественно – атмосфера тех лет. Несмотря на то, что события происходят ежечасно – все же строится новое государство, – в народе чувства движения вперед нет. Страна буксует. В начале года, 6 января, Пришвин сделает на первый взгляд пейзажную зарисовку:

«Кура: назади замело, впереди замело, лошадь идет незнамо куда, вперед или назад – везде одинаково».

Но на самом деле это образ России. От гоголевской тройки осталась одна полудохлая лошаденка, которая сбилась со своего лихого пути. Рухнуло русское триединство: Православие, самодержавие, народность. Нынче – «диктатура босоты» (по Пришвину), народ без цели.

«…назади замело, впереди замело, лошадь идет незнамо куда…» – это образ тогдашней России

Из дневника Паустовского:

«Боже, до чего Ты довел Россию… В последних истоках мутного света сослепу тычется, ища черствую корку, громадный умирающий народ. Чувство головокружения и тошноты стало всенародным. И больше умирают от этой душевной тошноты, тоски и одиночества, чем от голода и сыпняка».

Откуда тоска? На этот вопрос многие исследователи уже дали ответ. Душа тоскует по Богу, Которого дружно предали. Выбирая между путем Иуды и Петра, выбрали – первого: продали, отправили на смерть, оказались не в состоянии пережить. Путь Петра – отрекшегося, но вовремя покаявшегося – показался слишком наивным.

Группа беспризорников. 1920-е. Группа беспризорников. 1920-е.

Если бы была вера в народе, то – нет сомнения – пошли бы по пути Петра, но так в Него не верили, и предать оказалось легче. Отрезвление пришло быстро, практически сразу. Вместо благодати получили энергию злобы.

И снова Паустовский:

«Когда кончилась гражданская война и началось “мирное строительство” (“фронт труда”) – все сразу увидели, что “король голый” и вся сила его – только в войне, в разрушительной энергии злобы… Чтобы создавать – нужна свободная душа и детские пальцы, а не прокисший ум, изъеденный, как молью, партийной программой и трехлетним озлоблением».

«Чтобы создавать – нужна свободная душа, а не прокисший ум, изъеденный партийной программой»

Но откуда взяться свободной душе, если и ее заложили за последнюю краюху хлеба? Заложили все – от простого народа до интеллигенции:

«Устал от тасканья по базару… На возах сидят, расставив ноги, толстые бабы с лицами чудовищ. Около каждой – десятки женщин с измученными глазами, мужчин в пенсне, студентов… и все, как нищие, протягивают руки с бельем, ботинками, мехами. Какая-то всероссийская распродажа интеллигенции», – оставляет Паустовский очередную запись.

Представители "бывших" распродают остатки своего имущества для покупки продуктов. Казань. 1920-е Представители "бывших" распродают остатки своего имущества для покупки продуктов. Казань. 1920-е

Если у Паустовского Россия 1920 года предстает в образе рынка, то Пришвин видит тюрьму:

«“Паек” определил положение в армии и интеллигенции: стало некуда бежать, развилась особая, тюремная жизнь».

Еще острее о сути происходящего – у того же Пришвина:

«Коммунизм – это система полнейшего слияния человека с обезьяной, причем в угоду обезьяне объявляется, что человек происходит от нее, и вообще господствующей государственной философией объявляется материализм. Трагедия состоит в том, что человек сидит в одной тюрьме с обезьяной и разбить тюрьму – значит, освободить и обезьяну, которая непременно посадит потом в тюрьму человека и распнет его».

Ощущение неизбежной тюрьмы еще не раз промелькнет в дневниках обоих писателей.

Ощущение неизбежной тюрьмы – в дневниках и Пришвина, и Паустовского

Так же, как и впечатления от советских учреждений, которые запоминаются «дурацкой суетой и отупелым ничегонеделаньем». Паустовский беспощаден в их оценке:

«Хуже крепостных – “сволочь”, скоты, которых дерут плетью ежечасно. Больно дерут по лицу. И за дрожью от холода, от обиды, от смутной боли – жалкое сознание, что там где-то “хвост” – очередь и в этой очереди дают раз в три дня кислый ячменный хлеб, от которого пучит живот. Во имя этого терпят».

Пришвин:

«Советские рабы и неделя просвещения: выдавали тухлую капусту, и вдруг там увидали кусок хлеба (закваска) и бросились делить и тут же ели эту вонючую жвачку».

Пришвин менее склонен к осуждениям. Он пытается понять тех, кто рядом. Тем более что ничем его собственная жизнь от жизни народной не отличается: так же, как все, «брожу, качаюсь, как былинка на ветре». Но в отличие от многих Пришвин задается глубинными вопросами:

«И, не задумываясь, я дал бы пощечину тому, кто сказал бы мне, что “не единым хлебом жив человек”. Да, я понимаю, что можно жить и духом, если инициатива этого голодно-духовного предприятия исходила от меня: хочу – голодаю, а захочу – и наемся, но голод тем отличается от поста, что он приходит извне, не из души, а, как холод, от какого-нибудь излучения тепла земли в межпланетное пространство. И вот это какое-то излучение создает того левого разбойника, который все издевался над Христом и говорил Ему: “Если Ты Сын Божий, спаси Себя и нас”».

В дневниках Паустовского религиозный подтекст особенно ярко проявляется во время размышлений о прикармливании властью интеллигенции. По-сути, это был для писателя вопрос жизни и смерти. Если бы он принял предложение работать на новую власть, то многие бы проблемы ушли – он бы как минимум не голодал, но для Паустовского сотрудничество с данной властью – все тот же выбор Иуды:

«Началась новая эпоха – прикармливание интеллигенции, профессоров, художников, литераторов. ЧеКа им крикнуло: “пиль”, и они покорно пошли, поджав облезлый от голода хвост. Голгофа. Предсмертная пена на губах такого тонкого, сверкавшего, заворожившего все души искусства. Кто из них потом повесится, как Иуда, на высохшей осине? Кто однажды продал душу? Господи, да минует меня чаша сия».

Пришвин тоже в курсе прикармливания, шутит на эту тему: «Фольклор Луначарского – фольклор нормированный». И тоже, как и Паустовский, выводит для себя единственно верное правило:

«Держись подальше от власти: там грех и кровавая завеса».

Это правило оба сохранят для себя на всю жизнь. Оба будут держаться от власти на расстоянии, не возглавлять никакие писательские союзы, не участвовать в конференциях, не подписывать писем в поддержку властных решений, не ходить на поклоны в широкие и душные кабинеты. Они изберут для себя иной путь – воспевать красоту родной земли и красоту человека. Они будут самоотверженно защищать эту красоту от нападок власти: смелые выступления Паустовского против «убийства» Тарусы – уже история. Конечно, за это писателей власть невзлюбит – тому же Паустовскому помешают получить Нобелевскую премию.

Но вернемся в 1920 год. В то время, «когда правы все идиоты» (Паустовский). Без сомнения, терпеть голод, тупость, унижения можно было только под дулом револьвера. Достаточно воздух пропитать страхом, чтобы удержать свою власть. Этот диктаторский закон прекрасно работал в советское время.

«Расстрел совершается над каждым из нас 24 часа в сутки, непрерывно»

Из дневника Паустовского:

«Расстрел, “размен”, “ставка Духонина” совершается над каждым из нас 24 часа в сутки, непрерывно. А смерть – это только “последняя” стенка, цементная стена гаража и грохот автомобильного мотора (их заводят, чтобы не было слышно выстрелов), после которого останутся только клочья воспаленных мозгов и лужица крови… Такого глухого чугунного времени еще не знала Россия… Ухмыляющейся зев великого хама».

И вот еще:

«Не может быть, чтобы они не знали, что в ЧеКа перед расстрелом смертникам, раздетым донага, пускают в спину струю ледяной воды из шланга и потом стреляют – чтобы меньше было крови. Все же жизнь прогрессирует. Из недр ЧеКа исходит этот прогресс, ибо техника убийства та разработана в недосягаемом совершенстве» (из дневника Паустовского).

Можно возразить, что такое происходило только в Одессе, а внутри России все было мягче. Но в дневниках Пришвина все тот же парализующий страх настигнутой охотниками жертвы.

«Вот оно, откровенное насилие! – пишет Пришвин 3 июня. – Это движение руки в карман – не за револьвером ли? Эта примерка к плечу винтовки скучающего часового – не хочет ли он убить кого-нибудь, не целится ли он в живое?.. Эта невозможность укрыться от его взгляда никакими законами, декретами, мандатами… В коммуне живем мы, как дичь на болоте, в постоянном трепете, что пресветлый охотник выпустит на нас псов из своих исполкомов».

А вот зарисовка о «вторжении чекиста» в собственность. Пришвин намеренно передает всю атмосферу в деталях:

«…вторжение чекиста, в чем ужас его: он входит в вашу квартиру внезапно, застает вас врасплох со всем вашим тайным бытием и рассматривает вас как элемент общественности, и ведет себя так же, как в общественных местах, не снимает шапки, плюет семечки. С великим трудом мы вчера достали воды, жена ваша сама решилась наконец в холодной комнате вымыть больными руками полы; и вот вмиг все заплевано и захожено следящими валенками; между тем он вошел к вам на основании декрета и мандата о национализации музыкальных инструментов: ему нужно достать рояль…»

Безусловно, в подобных реалиях трудно удержаться от резких взглядов. И таковые в дневнике Пришвина, безусловно, есть. Один из них я сейчас приведу. Пришвин, запись от 18 ноября:

«Для нас загадочны Октябрьские дни, и мы им не судьи пока, но завеса в настоящем упала: коммунизм – это названье государственного быта воров и разбойников».

Правда, писатель и здесь пытается оставаться объективным судьей истории. Помимо своего мнения он фиксирует и разговоры на улицах:

«Большинством населения все-таки большевизм понимается не как организованное преступление, а как неудача, существует представление о настоящем большевике, разговаривают, напр., так:

– Он настоящий большевик?

– Нет, так, примазался.

– А вы видели настоящего?

– Нет, не видел.

– Да есть ли настоящий-то?

– Ну, Ленин все-таки настоящий.

– Э, да разве можно с нашим народом да в коммунизм! и т. д.

Словом, в основе-то считается делом хорошим, но невыносимым, и только бы поскорее это хорошее дело исчезло. И всякий знает, что из этого ничего не выйдет».

В таких условиях писателям остается только цепляться за воспоминания (они тогда спасали многих) и вглядываться в пространства (созерцать): искать в той самой красоте родной земли – Бога, старую Россию, надежду на то, что у народа получится вернуться к своим началам. И в этих началах будет другая жизнь, где люди научатся ценить даже тишину.

Остается только искать в красоте родной земли Бога, старую Россию, надежду

Искать тишину отдельные русские художники будут весь XX век. Самый откровенный пример – фильмы Тарковского.

Из дневников Паустовского:

«И такая тишина стояла кругом, что, кажется, можно было зажечь под этим низким небом елку и ее золотые огни не погасли бы и горели недвижно и ярко, как на алтаре. Молитвенная, церковная красота, не создавшая еще своих художников, своих поэтов. Святки, Рождество и Пасха – самые душистые праздники в жизни».

В этом фрагменте слышны мотивы Шмелева, Зайцева, Бунина. Все они в это время тоже тоскуют по прежней России как по земному раю, рефлектируют, но шмелевские нежные «душистые» воспоминания о елке, праздниках, снежной России выльются на бумагу немного позже…

Под занавес нашего беглого анализа будет верным привести записи Пришвина и Паустовского о том, каким они видели в 1920 году будущее России. И тот, и другой об этом размышляют практически одновременно. Вот только Паустовский заглядывает в ближайшее будущее, а Пришвин – гораздо дальше.

В Петрограде. 1920-е В Петрограде. 1920-е

Будущее по Паустовскому:

«Третья революция, которая близка, будет самой кровавой. Будут убивать на улицах, как зверей. Ибо давление ненависти и тяжесть терпения перейдут предел и разразятся внезапным и ошеломляющим взрывом.

Жалость… будет достаточным поводом для смерти. Жизнь народа не терпит пустоты, а теперь эта бесплодная пустота (скоптическая в отношении духа, творчества) наступила».

Будущее по Пришвину:

«Через сколько-то лет. Россия опять стала Россия; с какой гордостью русский скажет тогда, что в порыве своем доходил до конца, до ощущения всеми элементов бытия хлеба и воли <зачеркнуто: и познал начало бытия в хлебе и воле>…»

В этом же будущем по-разному сложится судьба дневников писателей. Пришвинские десятилетия пролежат в металлических ящиках в земле, иначе было никак: «За каждую строчку моего дневника десять лет расстрела». После смерти писателя в 1954 году его вдова Валерия Дмитриевна двадцать лет расшифровывала эти записи – почти за полвека их накопилось на много томов. И только после падения СССР эти тома стали выходить в свет. Не сразу. Последний, 18-й, издан два года назад.

Константин Паустовский Константин Паустовский

А с дневниками Паустовского все еще драматичнее. Долгое время они считались утраченными. И всплыли (по-другому не скажешь) лишь в конце XX века: в центре Москвы их продавали местные бомжи. Они не знали, что это дневники Паустовского, просто – «записи старые», а значит – ценные, к тому же среди бумажек много открыток Крыма – на опохмелку должно хватить. Каким-то чудом в том же сквере тогда оказался один из поклонников писателя. Он и выкупил архив. Неизвестный Паустовский обошелся ему в 500 рублей.

Для нашего поколения эти записи неоценимы.

Максим Васюнов

19 июня 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Раз я в любви своей чувствую вечность, значит, Бог существует» «Раз я в любви своей чувствую вечность, значит, Бог существует»
Максим Васюнов
«Раз я в любви своей чувствую вечность, значит, Бог существует» «Раз я в любви своей чувствую вечность, значит, Бог существует»
Что мы всё еще не прочитали у Михаила Пришвина?
Максим Васюнов
«Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя», – писал Пришвин любимой.
«Надо преклониться перед нашей заветной древностью» «Надо преклониться перед нашей заветной древностью»
Писатель Виктор Лихоносов
«Надо преклониться перед нашей заветной древностью» «Надо с усилием преклониться перед нашей заветной древностью»
Беседа с писателем Виктором Лихоносовым
Лауреат Патриаршей литературной премии-2017 о казачестве и о том, как создавался роман «Наш маленький Париж», о значимости России царской для нас сегодняшних, о святых местах Тамани-Тмутаракани.
«Колючий веночек» Анны Ахматовой «Колючий веночек» Анны Ахматовой
Александр Моторин
«Колючий веночек» Анны Ахматовой «Колючий веночек» Анны Ахматовой
Александр Моторин
Исторические грозы способствовали раскрытию поэзии Ахматовой как народного гласа, молитвенно обращенного к Богу.
Комментарии
Дмитрий 7 апреля 2021, 09:53
Очень важная статья, спасибо. И спасибо за проделанный труд - сравнительный анализ двух дневников - это очень интересный формат сам по себе: узнать, о чем думали писатели в одно и то же время.
Олег Ракшин12 сентября 2019, 06:39
"Никогда я не думал, какую бездну тьмы вносит православие". - Пришвин "Прошёл всего год, а они (большевики) многому научились. Пожалуй, у них может и получиться". - Пришвин Кому верить?
НН 5 июля 2019, 00:53
АлександрГ.:/Родина,Отечество и государство это не одно и то же./- Я в курсе.Это малый пока шажок к большому предательству.Такое разделение, внедрённое в сознание народа, в мирное время не очень опасно, и то до тех пор, пока нет глубоких противоречий между властью и народом.А если есть(как в России в 17-ом, у нас в 90-ые и на Украине сейчас)-то чем это закончилось?Страну потеряли!Государство Российскую Империю, потом СССР защищать не захотели.Доделились!А если, не дай Бог, случится война с внешним врагом, то это разделение страну погубит окончательно.В 1941-45г народ не делил Родину и своё государство.Так кому выгодно такое деление? Врагам нашей страны. Нашей Родины, Отечества и государства.
Макаров30 июня 2019, 09:44
АлександрГ.28 июня 2019, 09:09
Родина, Отечество и государство это не одно и то же. Понятно, что эти понятия пересекаются между собой в какой-то материальной точке, но это не слова синонимы...Так, вот несмотря на все разговоры фашисты посягнули именно на Родину. И народ это понял. И Церковь это поняла также


Эта "материальная точка" - земля, на которой живёт народ. Государство - такой же продукт народа, как и его культура. Доказательство - страдания народа при каждой попытке изменения государственного строя. И народ это понял - заявления "ухожу в бой, прошу считать меня коммунистом" и лозунг "За Родину, за Сталина" тому подтверждение. Как и письмо иерархов РПЦ Сталину от 5 сентября 1943 г.
АлександрГ.28 июня 2019, 09:09
НН25 июня 2019, 14:45 Родина, Отечество и государство это не одно и то же. Понятно, что эти понятия пересекаются между собой в какой-то материальной точке, но это не слова синонимы. Родина и Отечество это все-таки то, что стоит в сознании человека на границе между материальным и духовным миром. Это память о предках, это история, это культура, это твой двор, это память о твоих родителях, друзьях, это умещение в себя огромного пространства, освоенного твоими предками. А государство, это госаппарат, министерства, чиновники, армия, полиция, суды. Всеэто можно потрогать и пощупать, все можно увидеть. Так, вот несмотря на все разговоры фашисты посягнули именно на Родину. И народ это понял. И Церковь это поняла также
НН25 июня 2019, 14:45
АлександруГ. "Предстоятель Русской церкви знал,как сразу реагировать на нападение врага.Его обращение к пастве 22июня 1941 г. стало началом патриотической деятельности Церкви:«Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания.С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу».На второй день войны,23 июня,по предложению митрополита Алексия(Симанского) приходы Ленинграда начали сбор пожертвований в Фонд обороны и советский Красный Крест.В этот же день с архипастырским посланием обратился к своей пастве и митрополит Алексий(Симанский),призвав защищать Родину."- Давайте не будем додумывать за владык тех лет, они сами четко и ясно обозначили свою позицию.
АлександрГ.24 июня 2019, 23:59
Макаров24 июня 2019, 17:39

"Вообще-то во время Великой Отечественной войны Русская Православная церковь собирала пожертвования для Красной Армии, за эти деньги делались танки и самолёты, которые защищали то самое атеистическое государство"......

В годы Великой Отечественной войны, Русская Православная церковь прежде всего была со своим народом, со своей паствой. Ибо, другой у нее не было и не будет. И если для того, чтобы помочь своему народу нужно было говорить с государством, говорили с государством. Но помогала она прежде всего своему народу.
Макаров24 июня 2019, 17:39
Алекс24 июня 2019, 00:47
Эти комментарии, в поддержку атеистического государства, правда православные пишут? Церкви взрывали, над верой глумились, верующих гноили в концлагерях, священников вешали на царских вратах и расстреливали на полигонах. Но для некоторых всё это мелочи, на которые можно закрыть глаза.

Вообще-то во время Великой Отечественной войны Русская Православная церковь собирала пожертвования для Красной Армии, за эти деньги делались танки и самолёты, которые защищали то самое атеистическое государство. Если у нашей Церкви хватило мудрости перешагнуть через ужас и кровь, то нам - простым прихожанам - тем паче не стОит раздувать огонь вражды.
АлександрГ.24 июня 2019, 16:59
Алекс24 июня 2019, 00:47

Алекс, а где поддержка атеистического государства? Назовите мне кто тот злодей, что поддерживает убийства священников? .........

Но возникают вопросы. Мы читаем об этом времени очень много воспоминаний самих священников, переживших 20-е и 30-е годы. Многие из них были расстреляны. Но никто из них не говорит о "чугунном и глухом времени". Отцу Иоанну Крестьянкину пальцы ломали, а он говорит Господь был там близко. А эти же даже не сидели, а у них видите ли время "чугунное".

А простите меня до революции кто Церковь парафинил? Да определенная часть русской интеллигенции и позорила попов. Так, кто до этого времени страну довел?
Алекс24 июня 2019, 00:47
Эти комментарии, в поддержку атеистического государства, правда православные пишут? Церкви взрывали, над верой глумились, верующих гноили в концлагерях, священников вешали на царских вратах и расстреливали на полигонах. Но для некоторых всё это мелочи, на которые можно закрыть глаза. Ведь в космос полетели! И пенсии вовремя платили! И ладно бы так рассуждали атеисты, люди живущие только материальным. Но ведь тут люди считают себя православными?
Валдай23 июня 2019, 21:27
Новомученники и исповедники российские,от безбожной советской власти умученные, модите Бога о нас;
22 июня 2019, 08:19
Где опубликованы дневники Паустовского? Дайте ссылку на издание, я обращусь в издательство. Заранее спасибо. arman-mail@yandex.ru
АлександрГ.20 июня 2019, 20:56
Александр20 июня 2019, 16:12

"И вообще это проблема большевиков, а не их заслуга, что CCCР стал пугалом всего мира и большинство европейских стран не рвались в колхоз и соответственно с нами дружить"......

Ну да, поэтому они рванули в райхколхоз к Гитлеру. И воевали на его стороне с русскими.

Вообще-то СССР, равно как и Российская империя, равно как и современная Российская Федерация, это форма существования исторической России. Ибо, во всех трех политических устройствах был задействован один и тот же Русский народ. Так, что это были "проблемы" не большевиков, а русского народа. И он решил эту "проблему" ценой в 25 млн. жизней своих сынов и дочерей.
АлександрГ.20 июня 2019, 20:21
Александр20 июня 2019, 16:12
А когда против нас воевала вся Европа, что-то не припомню? В ВОВ?

Я освежу вашу память. Германия, Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария, Италия, Испания, Франция, Бельгия, Голландия, Финляндия, Норвегия, Чехословакия, Дания. Нейтральны Швейцария и Швеция. Союзники Англия и США.

Первая мировая война. Против России воевала Германия, Австрия, Турция. Наши "союзники" Франция, Англия и США.

Простое сравнение показывает, что совокупная мощь нашего противника во Великой Отечественной войне была больше, чем в первой мировой войне. Кстати, на стороне фашистов воевали поляки, эстонцы, латыши и литовцы.
Наталья Богоявленская20 июня 2019, 19:45
Ну вот, так я и знала. Стоит затронуть тему революции, как в комментариях начинается противостояние: Царская Россия -- сталинский социализм, что лучше? И обязательно с проекцией на нынешнее время. Опять сцепились. Причём у каждого в голове давно нарисовалась соответствующая картина, и каждый с пеной у рта доказывает истинность своего взгляда. Усомнились даже в подлИнности (пишется через "И") дневников. А надо, по-моему, всего лишь вникнуть в суть написанного. Помолчать, подумать. А потом поплакать и помолиться.
Читательница (Подмосковье) - продолжение20 июня 2019, 18:48
…Заброшенность. Базары. Тоска до слез… Дикая, монгольская, бесстыдная Россия… Позор. Вонючие возчики, молодцы, дрянные,озверелые бабы… Студенты в Союзе - убожество. Картавящий, недоделанный староста. Трамваи - люди хуже скотов. Куда мы идем? Я не нужен со своими грезами, порывами и утопичностью. Меня сотрут, отшвырнут, сопя, со злостью. Нужно уметь ловко вгрызаться в горло друг другу. /…/страна»
(из дневника К.Паустовского 1916-начала 1917 гг. (до февраля 1917). «Повесть о жизни», т.1.М.:Современный писатель, 1993. С.5596,598-599,603.
Читательница (Подмосковье)20 июня 2019, 18:45
«Общежитие. Какая грязь!Сестры,сестры, которых солдаты так грубо и во многом справедливо определили…Одна из сестер ест жаркое руками. Я встал, ушел - словно в зверинце… Гостиница «Пассаж». Подозрительные номера. Цыгане–музыканты, воры, проститтки, старые евреи. За окносм - свалка старого железа. Небо серое. Лежу. Тоска небывалая… Живу на Чечелевке - у токаря Федора Лаврентьева. Белая комнатка. Токарь вечно пьян. Чахлые дети за окном. Болит грудь. Тоска о Хатидже, о солнце. Угары, дымы, дожди,грязь…
НН20 июня 2019, 18:08
Руслан:/И православные одного понять не хотят,что когда власть народ не видит,то по итогу к власти приходят такие,как в 1917-ом году. Которые вопросы решают радикально,потому,что власть к мирным требованиям людей не прислушивается/- Браво, Руслан! Это"Речь не мальчика, но мужа". Только добавлю, что есть православные, которые верят в то, что "на всё воля Божия" и "Господь помогает тому, кто сам что-то делает"; и есть, которые верят в то, что "Господь всё управит, а наше дело - молиться, и Он за нас всё сделает". Спрячем голову в песок и будем думать, что "кругом тишь да гладь" и в одностороннем порядке впаривать, как при царе народу жилось хорошо, а при советской власти только репрессии были.
Вячеслав20 июня 2019, 17:52
"Валентина Вячеславу и Мирославу20 июня 2019, 13:32
Вячеслав, скажите это новомученикам и исповедникам."
Опять эмоциональные призывы, ну попробуем на Вашем языке. Хорошо, спрошу. А вы спросите у запоротых крестьян, у расстрелянных рабочих, у миллионов погибших в бессмысленной войне за чужие интересы. Спросите у крестьянских детей, которые умерли от голода, болезней, в то время как баре собравшие оброк через управляющего спускали денежки в Баден-Бадене.
Вячеслав20 июня 2019, 17:43
"АлександрГ.20 июня 2019, 12:13
Вячеслав, это тупиковый путь одно преступление оправдывать другим. Типа, как они с нами, так и мы с ними. Это логика сатаны, ибо эта цепочка будет виться до бесконечности. На деле, виноват и тот и этот, а отвечать будет тот кто останется стоять на ногах."

Если на тебя идёт хорошо вооруженная организованная армия,по пути убиваая твоих сторонников, то если ты не ответишь ей тем же то будешь уничтожен. А большевики тоже люди, они не хотели быть повешенными, расстрелянными. Да и народ уж извините поддержал большевиков, а не золотопогонников. Это было гражданская война начатая не большевиками. Вот и вам и логика.
Александр20 июня 2019, 17:27
Руслан, Украина20 июня 2019, 13:30
В любом государстве, во всякое время происходили случаи подавления незаконных восстаний. Ставить это в вину государству глупо, так как государство, которое так не делает обречено на смерть. Тут главное чтобы власть законная была, а царская была именно такой, освящённая Церковью и веками существования. Вы ещё царю в вину смерть Стеньки Разина зачтите )
Мирослав20 июня 2019, 16:49
Валентина, да, вы правильно понимаете. Отобрали у тех, кто раньше наживался на трудной ситуации других, вынуждая работать на себя за копейки и т.п. Как я и сказал, единообразного понимания истории не будет. Вы смотрите со своей колокольни, а я со своей. Для моих предков революция была благом. Конечно, те, у кого отобрали заводы, газеты, пароходы или просто раскулачили, думали иначе.
Макаров20 июня 2019, 16:37
20-й год, Гражданская война в стране. А эти двое злопыхательствуют. Очень по-нашенски, по-интеллигентски. Колчаковцы зверствовали не меньше большевиков, но почему-то это совсем не затрагивает сердечные струны этих двух "властителей дум".

Нужно просто читать эту публицистику со скидкой на текущий момент. Сколько советских писателей были ярыми сталинистами, а потом в одночасье поменяли раскраску на противоположную и начали выдавать нагора антисталинскую "всюправду" . Про нашу любимую современность даже говорить не хочется - все эти "типичные советские человеки" , перековавшиеся в капиталистов - пена.

Человек есть человек. Ему хочется кушать. Желательно три раза в день. Вот и вся подноготная.
Александр20 июня 2019, 16:19
Вячеслав20 июня 2019, 13:02
"И основное направление удара был не РИ."
С историей знаком и припоминаю, что в 1915 году основной целью Германии была Россия, на которую был направлен удар большинства немецких дивизий. И вы представляете, что в условиях тотального снарядного и винтовочного голода русские солдаты не попадали в котлы на сотни тысяч военнослужащих, не сдавались миллионами в плен, не бежали до предгорий Кавказа, а чётко и организованно оборонялись и остановили немецкий натиск. Не под Царицыным, кстати. А ещё была Турция и Австро-Венгрия.
А насчёт того, что Сталин не имел нормальных союзников в ВОВ - это сугубо его проблема, которая стоила русскому народу десятков миллионов жертв.
Александр20 июня 2019, 16:12
АлександрГ.20 июня 2019, 12:22
"Александр, в первую мировую войну против нас не воевала вся Европа. "
А когда против нас воевала вся Европа, что-то не припомню? В ВОВ? А Англия, которая была союзником СССР - это не Европа уже? А САСШ, которая стоила всей остальной Европы вместе взятой, не была разве нашим союзником в ВОВ?
И вообще это проблема большевиков, а не их заслуга, что CCCР стал пугалом всего мира и большинство европейских стран не рвались в колхоз и соответственно с нами дружить.
Да, и Германия в обоих войнах изначально воевала на два фронта, если вы не знали.
Наталия20 июня 2019, 15:43
Комментарии жуткие конечно...
Я который раз удивляюсь как может сочетаться вера во Христа с верой в коммунизм.
Я каждый день стараюсь читаться в церковном календаре жития новомучеников и исповедников, в годину гонений за веру пострадавших.
Некоторые без слез невозможно читать.
Пожалуйста, читайте их жизнеописания, и, возможно, в голове хоть что то прояснится.
Каждый (!) день- день памяти нескольких новомучеников. В жизнеописаниях очень хорошо описывается быт и настроение той эпохи. Приводятся документы, письма.
Это все Чейн доступно- читай, человек, и помни! Такое не должно повториться!
Александр20 июня 2019, 14:27
"А вот возьмем то время, когда большевики встали на ноги 1945-47 года, время тяжелое, но страна восстанавливается, хлебные карточки отменили, и настроения другие".
Возьмем. В 1946-1947 гг. в России, Украине и Молдавии был голод, а большевики, "вставшие на ноги", увеличивали в это время налоговую нагрузку на село и экспорт зерновых. У нас помнят этот голод: не такой страшный, как в 1932-1933, но и смертность была немалая, и случаи каннибализма.
Алла20 июня 2019, 14:17
р.Б.Евгений, даже если это настоящие слова Хрущева, а не очередной фейк, его пример ничего не доказывает. В массе своей народ стал жить лучше. Ему дали образование, жилье, соц. гарантии и т.д. Всего того, что царизм не желал давать.
Светлана Николаева20 июня 2019, 14:06
Вячеслав, на Ваш вопрос:"сколько было построено гидроэлекстростанций до революции и сколько после, в период 17-40 годов?" вопрос ответный:"Кто строил в 20-40-е гг?"
Никогда еще так широко не использовался БЕСПЛАТНЫЙ РАБСКИЙ труд, как во времена гулагов.
При царизме за труд платили, при коммунизме заключенные работали бесплатно, за пайку хлеба, за возможность жить. Отсюда и громадье сооружений - траты были только на материалы, рабсила обходилась государству даром. Да плюс разграбление накопленного веками, тех же церковных богатств. Отсюда и шикарное метро, и дворцы, и все сооружения сталинских времен, поражающие воображение. Они застыли на века памятниками эпохи самого страшного бесправия
Руслан20 июня 2019, 13:41
Вон у нас в стране даже анекдот ходит, что все как в РИ. Соц.лифтов нет, общество по сути стало сословным, качественные медицина и образование достойны только обеспеченным гражданам. Только вот общество стало гораздо более расколотым, чем при СССР. В 1917-ом году всему миру был показан страшный урок, что может быть, если власть не хочет решать проблемы людей и в обществе чудовищное соц.неравенство. Запад научился на наших ошибках. И только у нас правительства никаких выводов не сделали. Ну, что же, нравится нашим людям наступать на одни и те же грабли, а потом вопить : "Почему же так случилось?".
Руслан20 июня 2019, 13:35
Евгений, в моей стране правят олигархи, а люди простые рассуждали, как вы. Сами молчали и терпели. По итогу убыль населения просто чудовищная, вся медицина платная, даже в гос.больницах. Промышленность, медицина, наука, сельское хозяйство давным-давно уничтожено/разграблено. Плюс еще многомиллиардные долги страны, которых назанимали наши олигархи, а отдавать вынужден простой народ. И православные одного понять не хотят, что когда власть народ не видит, то по итогу к власти приходят такие, как в 1917-ом году. Которые вопросы решают радикально, потому, что власть к мирным требованиям людей не прислушивается.
Валентина Вячеславу и Мирославу20 июня 2019, 13:32
Вячеслав, скажите это новомученикам и исповедникам.

Мирослав - "перераспределение благ" в деревне вашего прадеда - это, как я понимаю, отобрали чужое и перераспределили? У моего прадеда, кстати, сеялку отобрали. Она не вашему прадеду досталась? Хорошая вещь.
"Социальные лифты" на крови - нет уж, увольте.
Руслан, Украина20 июня 2019, 13:30
Петр, регион откуда идёт моя фамилия жесточайшим образом был подавлен царскими войсками из-за восстаний нищих и голодных крестьян, огромное количество людей было убито. Причем там люди были православными христианами. Т.е. простых людей убивать при РИ можно было? Хватит уже идеализировать Царскую Россию.
Вячеслав20 июня 2019, 13:11
Александр
Так вот вопрос - на кой вам самолёты и станции, если ваши граждане мрут как мухи от голода и массово истребляются самим государством и внешним врагом?

Ответ на вопрос. Самолёты и станции нужны чтобы государство и народ сохранили свою независимость от врага, а так же для того чтобы обеспечивать себя продукцией сельского хозяйства и промышленных предприятий . Вам известно, что в СССР А вот то что народ мрёт как мухи и массово истребляется своим государством, это ложь, тысячи раз повторённая, и почти утвердившаяся в головах сограждан, но так и не ставшая правдой. Уважаемый Александр, если вы углубитесь в изучение экономики, истории вопросов у вас таких станет меньше.
Евгения20 июня 2019, 13:10
Иулиания (19.06.19, 22:36): "Коммунизм – это система полнейшего слияния человека с обезьяной...". Потрясающее определение. Точное.
Петр (20.06.19, 03:48): "Точнее и не скажешь!"

Интересно, кого это цитирует Иулиания? Биолога, философа, историка?

Вячеслав20 июня 2019, 13:02
"Александр20 июня 2019, 10:45
Так вот, в Первую Мировую Армия РИ, имея относительную техническую отсталость, не драпала до Волги и не давала врагу грохнуть 30 миллионов своих граждан. И Брестский мир не подписывала...."
Опять вижу сильное незнание истории... Одни эмоции. Сколько можно?
В 1 мировую войну основной фронт для Германии был не восточный. Почитайте к примеру про Ютландское сражение и сравните мощность немецкого флота и нашего и радуйтесь, что он бился против англичан. И основное направление удара был не РИ. Считайте нам повезло. Идём дальше. Во Вторую Мировую мы не драпали, а сражались с Германией и её союзниками 1 на 1. Второй фронт был открыт только в 1944 году.
Иван20 июня 2019, 12:44
Не первый раз натыкаюсь на статьи подобного рода, написанные православными, и никак не могу понять, для чего они пишутся. Если для того, чтобы показать некоторую (безусловно, правдивую) часть истории страны, то надо учитывать, что есть и другие мрачные примеры в нашей истории (и в историях других стран и народов). Показывать все только лишь с одной стороны, думаю, грешить против истины. Обидно, что в результате таких работ только усиливается раскол в обществе, которому и так единения и примирения не хватает (достаточно посмотреть в комментарии - сразу пошли споры). Я не христианин, наверное, не мне судить, но, думаю, христианское прощение было бы более правильным решением со стороны Церкви.
АлександрГ.20 июня 2019, 12:29
Продолжение. Идет служба, а ее гудком парохода торопят. А это служба? Или это уже обслуживание? Больше похоже на обслуживание. А вот это уже страшно, но страшно становится вдвойне от равнодушия пассажиров. Идет служба, а они ведь даже с парохода не сошли. А где в это время были Паустовский, Пришвин, Бунин? А они были на “пароходе” и их все устраивало. А может быть и не все, царь не устраивал, свобод и учредительного собрания хотелось. И еще. Когда Бог уходит, кто в дом заходит? Так, что 20-й год вырос вот из такого.
АлександрГ.20 июня 2019, 12:27
Из воспоминаний С.И. Фуделя. Время, незадолго до революции. Ярославль, Толгский мужской монастырь. “Помню совсем пустую часовню с иеромонахом, спешащим поскорее закончить, потом гудки, стук отбрасываемых сходен и фигуру наконец окончившего молебен иеромонаха в золотой ризе на фоне нарядных и равнодушных пассажиров верхней палубы, крестом благословляющего отходящий пароход. Что-то до сих пор щемит в сердце от этого воспоминания, точно и я был в чем-то виноват. Такая одинокая была это фигура, так страшно было, что никому до нее нет дела. Там ехали стареющие Вронские и еще жирные Климы Самгины, и какое им было, в общем, дело до этого благословляющего креста. “Се, оставляется вам дом ваш пуст”
АлександрГ.20 июня 2019, 12:22
Александр20 июня 2019, 10:45

Александр, в первую мировую войну против нас не воевала вся Европа. А вот во время Великой Отечественной войны против нас воевала практически вся Европа. И мы долгое время воевали с фашистами практически один на один. Соотношение ресурсов было просто не сопоставимым. А во время первой мировой войны, Германия и ее союзники изначально воевали на два фронта.
АлександрГ.20 июня 2019, 12:13
Вячеслав, это тупиковый путь одно преступление оправдывать другим. Типа, как они с нами, так и мы с ними. Это логика сатаны, ибо эта цепочка будет виться до бесконечности. На деле, виноват и тот и этот, а отвечать будет тот кто останется стоять на ногах.
Александр20 июня 2019, 11:40
Спасибо, Максим! Действительно мы недалеко ушли от того самого хама, свидетелями которого были Паустовский и Пришвин. Как всегда замираем где-то между "есть ли надежда" или "все будет только хуже".
Вячеслав20 июня 2019, 10:51
"р.Б.Евгений20 июня 2019, 05:27
Всё - очень просто.
Народ - накануне революций - утратил веру, захотел "изменений" и изменения эти получил!"
Получить то получил. Один крестьянский сын стал профессором. А другой дворянский сын стал никем. Обидно дворянскому сыну что он никто, а не ваше высокоблагородие и стал он сказки писать, про кровавого Ленина и большевиков, про то как хорошо все жили пока крестьянский сын неграмотный был. Как чисто жил он и совсем не болел и бар своих любил . Про то какая Вера у всех была (правда на исповедь и причастие по расписанию ходили). Писал он писал, и за басни свои деньжата получал, но не советские деревянные а настоящие фунты, марки, доллары.
Александр20 июня 2019, 10:45
Вячеслав20 июня 2019, 09:18
"Да и с некачественным высшим образованием самолёты и электростанции не делают...сколько было построено гидроэлекстростанций до революции и сколько после..?"
Дело не в количестве электростанций и не в образовании, а в том как государство, пользуясь имеющимися у него ресурсами, может обеспечить защиту своих граждан от внешних врагов. Так вот, в Первую Мировую Армия РИ, имея относительную техническую отсталость, не драпала до Волги и не давала врагу грохнуть 30 миллионов своих граждан. И Брестский мир не подписывала. Так вот вопрос - на кой вам самолёты и станции, если ваши граждане мрут как мухи от голода и массово истребляются самим государством и внешним врагом?
Вячеслав20 июня 2019, 10:39
"р.Б. Евгений20 июня 2019, 06:04
Да, большевики просто ввели "Красный террор", уничтожая без суда и следствия непричастных к преступлениям мужчин, женщин и детей."

В ответ на что был введен красный террор? Не на действия ли отпущенных под честное слово Красновых? Ну а без суда следствия непричастных, этим отличались и Колчак всякие и Анненковы, и Дутовцы в общем Белые Воины. И даже, представьте себе Царские войска: пример есть-читайте карательную экспедицию семеновского полка. Да и историю немножко почитайте, как и кем подавлялись крестьянские бунты. Много ли через суд проходило бунтовщиков? Всё больше без судов всяких с крестьянами расправлялись.

Катерина 20 июня 2019, 10:25
Евгений19 июня 2019, 17:21 - учитывая душевную склонность массы обозленных на данный момент народов к блатному шансону, а не к Православию (пусть даже в нынешней небезупречной его форме) получится то же самое, что было 100 лет назад, только ГОРАЗДО хуже. Поэтому надеюсь, что не глупая рука человеческая, а Божий Промысел продолжающееся между прочим с 1917 года творящееся беззаконие пресечет так, как Он это всегда делает. Не ради заслуживших попущение. Ради вас,3% смиренных верных, вымаливающих ежедневно Россию своими молитвами.
Игорь Ивашов20 июня 2019, 10:03
Двойственное впечатление от этой статьи... То ли автор, священнослужитель, пытается обличить "большевиков-Иуд" и "народ-Иуду", то ли оправдать Церковь, которая являясь частью государственной системы имперской России, тоже отчасти повинна в том, что в России 1917 года сложилась революционная ситуация. Октябрьский переворот – следствие неразрешимых противоречий между властью и народом. И большевики-богоборцы победили тогда в Гражданской войне и утвердили надолго свой строй не потому, что народ в массе своей отвернулся от Бога, а потому что имперская власть и Церковь – её придаток, задолго до революционных потрясений утратив живую связь с народом, вовремя не ответили на народные чаяния.
АлександрГ.20 июня 2019, 09:26
Иулиания19 июня 2019, 22:36.

Иулиания, коммунистов уже слава Богу, как 30-ть лет нет, а "обезъяны" отчего-то есть. Вот совсем недавно прыгали: "кто не скачет, тот за храм". И откуда они взялись? Ума ни приложу. Наверное с Марса прилетели или мы их такими воспитали?
Вячеслав20 июня 2019, 09:18
Игумен Всеволод19 июня 2019, 11:34 (ч.2)
" А о качестве высшего образования можно судить по перечню разрешенных революцией наук и по проценту оставшихся в вузах дореволюционных преподавателей."
См. статистику. сколько новых заведений было открыто после революции. Да и с некачественным высшим образованием самолёты и электростанции не делают... А вот вам вопрос: сколько было построено гидроэлекстростанций до революции и сколько после, в период 17-40 годов?
Вячеслав20 июня 2019, 09:14
Игумен Всеволод19 июня 2019, 11:34
Наверно все-таки страна и ее культура восстанавливалась не благодаря, а вопреки происшедшему.
Да ну! "В. Д. Бонч-Бруевич вспоминал: «Владимир Ильич прочитал в книге С. П. Бартенева, что одно крыло собора, находящегося близ Ивана Великого, заложено кирпичом во времена Николая I и превращено в сарай для фуража. Владимир Ильич с негодованием сказал:— Ведь вот была эпоха — настоящая аракчеевщина... Все обращали в сараи и казармы: им совершенно была безразлична история нашей страны. Надо сейчас же, немедленно это крыло открыть. Смотрите, какое оно интересное, судя по чертежу, который здесь приложен. » Это пример, надо будет могу привести.
Евгений20 июня 2019, 09:08
Ну а впереди нас ждет электронный концлагерь, полная отмена наличных денег и оплата исключительно по безналу с идентификацией человека, камеры распознающие эмоции человека и собирающие на него автоматом досье (как сейчас в Китае),постоянное определение местонахождение человека - хотя это уже есть, любой пользователь смартфона с google может посмотреть историю своих перемещении.Антихрист придет когда уже все будет готово. Цифровизация, интернет в каждую лесную чащу, спутников побольше, искусственный интеллект и отмена наличных денег - вот к чему стремятся князи мира сего.И это опаснее Ленина. При Ленине хоть куда-то можно было спрятаться и эмигрировать. Да и Ленина уже нет и не будет никогда
Вячеслав20 июня 2019, 09:02
Валентина
Предлагаю не скатываться в разговоре к переходу на личности. А попытаться понять что произошло, что было, как нам к этому относиться и как быть дальше. Мы же здесь за этим, не так ли?
Про ваше сообщение замечу, что писал Бунин о простом народе: "Москву украшают. Непередаваемое впечатление - какой цинизм, какое <...> издевательство над этим скотом - русским народом! Это этот-то народ, дикарь, свинья грязная, кровавая, ленивая, презираемая ныне всем миром" Так сказать показательно, кто-то чистенький, а кто-то грязненький, и как этот грязненький что-то посмел сделать(!)
Ну и про бабушку, рекомендую прочесть о карательной экспедиции семеновского полка. Давайте и про это помнить.
Вячеслав20 июня 2019, 08:47
Денис19 июня 2019, 16:00
Уважаемый Денис! Подвинем в сторону эмоции, христиане должны быть по крайней мере рассудительными. Посмотрим состав тех "убийц, воров, лжецов", интересные люди там нам встретятся, к примеру почитайте как встретили революцию и свержение Николая 2 члены священного синода.
Идем дальше. Вы считаете что люди открывающие институты,делающие общедоступную медицину (Не якобы, см. статистику образованности населения до и после революции, или, к примеру,статистику младенческой смертности ) не заслуживают ни оправдания, ни снисхождения?
Мирослав20 июня 2019, 07:33
Вы не сможете заставить всех единообразно относиться к прошлому. Вот примеры моей семьи. Прадед был из бедной крестьянской семьи, той самой бедноты, про которых теперь любят презрительно писать, что они были бездельниками, не то что "работяги" кулаки. Мироеды стали новыми героями, тьфу. После перераспределения благ в деревне, жизнь моих предков стала лучше. Заработали соц.лифты. Благодаря этому мой прадед выучился и стал профессором. Прабабка была из семьи бедного рабочего, кому советы дали зарплату, жилье и перспективы, и в итоге стала балериной, и выступала перед самим Сталиным. Им это не светило при царизме. Вот такая рабоче-крестьянская у меня биография. Я благодарен советской власти.
р.Б. Евгений20 июня 2019, 06:04
Алла19 июня 2019, 21:44


"К слову, большевики не совершали теракты, не надо тут всех в кучу".

Да, большевики просто ввели "Красный террор", уничтожая без суда и следствия непричастных к преступлениям мужчин, женщин и детей.
р.Б.Евгений20 июня 2019, 05:41
В продолжение:

"Вот мы свергли монархию, буржуазию, мы завоевали нашу свободу, а люди живут хуже, чем прежде. Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40-45 рублей в месяц. Черный хлеб стоил 2 копейки фунт (410 граммов), а белый - 5 копеек. Сало шло по 22 копейки за фунт, яйцо - копейка за штуку. А после революции заработки понизились, и даже очень, цены же - сильно поднялись..."

В дальнейшем он вспоминал: «Я был лучше обеспечен в дореволюционное время, работая простым слесарем. Когда я вел партработу в Москве, то и половины того не имел, хотя занимал довольно высокое место в общественно-политической сфере. Другие люди были обеспечены еще хуже, чем я."
р.Б. Евгений20 июня 2019, 05:29
Н. С. Хрущев на завтраке в его честь, устроенном 19.09.1959 г. киностудией "ХХ век-Фокс", вспоминал: "Я женился в 1914-м, двадцати лет от роду. Поскольку у меня была хорошая профессия (слесарь), я смог сразу же снять квартиру. В ней были гостиная, кухня, спальня, столовая. Прошли годы после революции, и мне больно думать, что я, рабочий, жил при капитализме гораздо лучше, чем живут рабочие при Советской власти. Вот мы свергли монархию, буржуазию, мы завоевали нашу свободу, а люди живут хуже, чем прежде.
р.Б.Евгений20 июня 2019, 05:27
Всё - очень просто.

Народ - накануне революций - утратил веру, захотел "изменений" и изменения эти получил!

Ошибочно считать, что в ходе гражданской войны голодали, уничтожались и репрессировались лишь "эксплуататорские классы".

Война катком прокатилась и по крестьянам, и по интеллигенции, и по рабочим.

И после гражданской войны уровень жизни и был значительно ниже, чем до революции.

И не только - после войны.

Приведу высказывание Н.С. Хрущева:
Петр20 июня 2019, 03:48
"Коммунизм – это система полнейшего слияния человека с обезьяной...". Точнее и не скажешь! Но читаю комментарии и теряю дар речи... Оказывается находятся сегодня люди, именующие себя православными, но при этом готовые оправдать жуткие казни православных же людей. Когда распинали священников на церковных вратах. Когда беременных женщин революционные матросики поднимали на штыки. Оправдывают разрушение храмов. Похоже люди снова стремятся к образу озверевшей обезьяны. Как и 100 лет назад. Уже прыгают такие вот "рэволюционэры" в Ектеринбурге, скандируя "кто не скачет, тот за храм". А другие, притворно именующие себя православными, ностальгируют по своей комсомольской юности...
Иулиания19 июня 2019, 22:36
«Коммунизм – это система полнейшего слияния человека с обезьяной, причем в угоду обезьяне объявляется, что человек происходит от нее, и вообще господствующей государственной философией объявляется материализм. Трагедия состоит в том, что человек сидит в одной тюрьме с обезьяной и разбить тюрьму – значит, освободить и обезьяну, которая непременно посадит потом в тюрьму человека и распнет его».

Потрясающее определение. Точное.
Алла19 июня 2019, 21:44
Денис, февральскую революцию устраивали не социалисты. Октябрь - прямое следствие Февраля. К слову, большевики не совершали теракты, не надо тут всех в кучу.
Катерина 19 июня 2019, 18:27
Спасибо Вам, автор, напомнили о двух замечательных авторах, одного из которых помню: "ну иди же теперь ко мне, моя Затравка". "Кладовая солнца". нашла в Интернете о Пришвине. Надо будет перечитать. О том, что Пришвинский дневник длиной в 18 томов не знала. А ведь он очевидец, описывал только то, что видел.
Евгений19 июня 2019, 17:21
Люди, вы забыли разоренные большевиками Храмы Божие? Вы забыли пролитую ими кровь русских и других народов? Вы забыли пустые полки магазинов в сытые 70-е? Вы забыли брежневские психушки для инакомыслящих? Вы хотите, что-бы всё это вернулось? да, сегодня в России огромное количество олигархов. Но если вдруг пришедшие к власти большевики их раскулачат, неужели вы надеетесь, что вы станете автоматически богаче?
Марина19 июня 2019, 16:37
Но вот что странно - в "Повести о жизни", в главах "Начало неведомого века" и "Мои скитания", в воспоминаниях об одесской репортерской молодости - Паустовский другой, не тот, что в этих дневниках. И его отношение к революции, и его отношение к вере, к Православию - другое! Вспомните, какой трагедией для него была смерть Ленина - если судить по этим книгам. Умер человек, который знал, что делать - вот что переживал будущий писатель, судя по этим книгам.Почему так, ведь вроде бы в нечестности и приспособленчестве его не заподозришь?..
Денис19 июня 2019, 16:00
Нечего сваливать на вечно "тяжелые времена"! Не рухнуло мироустройство, а его завалили преступные социалистические партии разного террористического толка. Они устроили революционный террор еще с конца 19 века, они убийцы, воры, лжецы, богохульники и богоборцы, и они вроде как не при чем??? Нечего их тут оправдывать якобы открытыми институтами и больницами!
Ирина19 июня 2019, 15:39
В дополнении слов Валентины - совершенно верно. Св. Лука Войно-Ясенецкий описывал ясно картины состояния здоровья и быта русских людей по стране. Он был в ужасе и отмечал почти полное отсутствие мед. обеспечения, запущенность болезней, безграмотность, отношение властей к Человеку. Я думаю, что и Пришвин, и Паустовский описывали состояние обреченности, кошмара, в противовес стабильности, которую многие потеряли. И при этом они могли уехать в провинцию и жить там нормально, учить детей. Сейчас же из столиц смысла нет уезжать, учить не на что да и кормить.
НН19 июня 2019, 15:35
АлександрГ., Согласна. Паустовский с Пришвиным в начале 1990-ых не жили... "ГЛУХОЕ ЧУГУННОЕ ВРЕМЕМЯ" 20-ых годов случилось после революции, великого потрясения для страны и народа, но с надеждой абсолютного большинства на лучшую, справедливую жизнь. Намного страшней от безисходности для простых людей то, что сотворили со страной кучка либеральных диссидентов и прогнившая верхушка власти со второй, а в чём-то и первой! державой мира, в 90-ые годы. Не знаю, как Паустовский, а Пришвин очень даже хорошо жил-не тужил, издавался миллионными тиражами (как и Паустовский) при советской власти. Желающие могут убедиться, посетив музей в д.Дунино, под Звенигородом. Интересно, а дневники точно подленные?
Ирина19 июня 2019, 15:30
Спроецировать эти же дневниковые записи можно и на период с середины 80хх и далее. Но тут никто от Бога не отворачивался. Молись, ходи на службы, покупай иконы хоть оптом. Не запрещено ничего. Все можно....и всем... Согласна на 100% с Вячеславом, оставившим комментарий, что при смене эпох возможна нестабильность и всегда есть недовольные. Но есть и те, кто стал жить много лучше. Если обратиться к дневникам митр. Федченкова Вениамина, то увидим настрой и состояние самого народа. не интеллигенции или двора, а также церкви. Но большей массы людей. Автор ясно пишет почему они поддержали революцию, почему не было поддержки церкви (как института), а также царя. Поэтому сравнивать надо сравнимое
Татьяна19 июня 2019, 14:39
Спасибо
Вера19 июня 2019, 13:55
Страшное было время...никто с этим не будет спорить. Статья получилась какая-то однобокая...не христианская. Пожалуй, соглашусь с Александром Г.
Галина19 июня 2019, 13:38
Валентине: "И с каким ужасом начнут они писать о сегодняшней России".
А Вам не страшно? Хотя бы потому, что тогда, в 1920-м, дети рождались. А теперь - нет. И даже не в России дело - проблема-то общечеловеческая. И не надуманная. Настоящая. Глупо прятать голову в песок. Глупо проклинать прошлое. Какое бы оно не было - оно НАШЕ. Надо остановиться, надо одуматься, надо исправляться. Паустовский ведь уехал. А потом вернулся. Он писал любя, страдая, но любя. У него все - от сердца.
Игумену Всеволоду: "Благодаря, возможно, тому, что удалось удержать крайнее безумство "пассионариев" революции". А кто удержит нынешних?
Елена19 июня 2019, 13:14
Игумен Ввсеволод, образование в дореволюционный период было бы точным охарактеризовать словом "элитарное", поскольку оно не было доступно основной массе народа не только по причине высокой стоимости обучения, но и за счет гендерно-сословной дискриминации, то бишь женщины и простолюдины совершенно не имели никакой возможности для поступления - прямая аналогия с медицинскими противопоказаниями для инвалидов в наши дни - даже в заочной форме! Нормально так, когда больше половины населения огромной Империи по факту безграмотно. Плюс мы еще не касаемся тематики социального обеспечения и медицинского обслуживания.
Игумен Всеволод19 июня 2019, 11:34
Наверно все-таки страна и ее культура восстанавливалась не благодаря, а вопреки происшедшему. Благодаря, возможно, тому, что удалось удержать крайнее безумство "пассионариев" революции. А о качестве высшего образования можно судить по перечню разрешенных революцией наук и по проценту оставшихся в вузах дореволюционных преподавателей.
Антон19 июня 2019, 11:03
Слава Богу мы живем в относительно тихое и спокойное время.
И мы не можем себе представить ту духоту, грязь и ужас, которые были в начале большевистских времён.
И основное тут в том, что советская власть отвергла Бога и делала ставку на самую сволочь, которая всегда была и есть в достатке в любой деревне, городе, селе. Дайте сейчас власть «экспроприировать» алкашам у подъезда, выпустите из тюрем убийц и насильников - и будет тоже самое.
Да, после полной разрухи и голода 18-19 годов начали что-то открывать и строить. Но это сомнительное достижение, как похвалить человека сжегшего большей красивый дом, что он на его месте из головешек построил сарай.
Валентина19 июня 2019, 10:59
Вот уже Вячеслав отметился. А сколько еще придет в комментарии пусть и бывших, но сильных, отважных, ностальгирующих комсомольцев и коммунистов!..И с каким ужасом начнут они писать о сегодняшней России.
Помню, поразило в свое время, как круто изменилась оценка "Окаянных дней" Бунина у - скажем в целом - народа: "да он же барин, кровопийца, вот ему революция и не понравилась!"
И уже здесь в комментариях на похожую тему советского прошлого, одна женщина написала: "ну, раскулачили, убили мою бабушку. Да ведь это когда было-то!"
Галина19 июня 2019, 10:54
Пришвина не читала, Паустовского - да. Сравните жизнь в 1920-м и 2019-м. И как? Понравилось? при всем кровавом терроре правда просачивалась наружу и кто жаждал - насыщался. Черное было черным, а белое - белым. Теперь все размазано, размыто. Сплошная грязь и вранье. Телепрограмма "На самом деле" - чем это отличается от публичной казни? Человек тоскует о настоящем: пусть смерть, но знаю за что. А нынче доводят так, что сам повесишься, из-за пустяка. А в литературе нет ни Пришвина, ни Паустовского. А о бомжах, ну это Вы "загнули". Паустовский публиковался в советское время полным собранием сочинений. Кто хотел - читал.
АлександрГ.19 июня 2019, 10:29
Шариковы были созданы Преображенскими.
Ольга19 июня 2019, 09:35
Жаль, что Паустовский не дожил до лихих 90-х. Были бы интересны его дневниковые записи об этом времени, да и о нынешнем - тоже.
Вячеслав19 июня 2019, 07:09
А может того... время такое было? Старое мироустройство рухнуло, страна после 1 мировой и гражданской, хозяйство не налажено. А вот возьмем то время, когда большевики встали на ноги 1945-47 года, время тяжелое, но страна восстанавливается, хлебные карточки отменили, и настроения другие.
Я уже приводил цифры сколько институтов было открыто в 18-20х годах. То есть одни открывали институты,больницы, а другие писали как плохо жить.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×