В Оптину за опытом

    

235 паломников во главе с епископом Щигровским и Мантуровским Паисием посетили 14-15 сентября Введенский ставропигальный мужской монастырь Оптина пустынь. Как отметил наместник обители епископ Можайский Леонид, эта паломническая группа стала самой многочисленной в новейшей истории монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла щигровским паломникам был передан в дар ковчежец с частицами мощей преподобных старцев Оптинских. Тема паломничества к святыням монашеских обителей не раз становилась предметом дискуссии в интернет-пространстве. Ее регулярно обсуждают участники монашеских конференций и собраний. Корреспонденты «Монастырского вестника» в беседах с игуменами и игумениями монастырей на страницах портала тоже неоднократно поднимали вопрос о значении паломничества. На этот раз мы предлагаем вниманию читателей размышления священника, посетившего с паломнической группой Оптину пустынь и Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь, о том, что дает поездка в монастырь верующим людям.

Где зарядить аккумулятор души?

В духовной географии России Оптина пустынь занимает особое место. Этот прославленный монастырь, вне всякого сомнения, является одним из тех духовных столпов, на которые опирается и которыми освящается Земля Русская.

Не только наших соотечественников притягивает свет оптинских лампад. Сюда стремятся паломники и туристы со всего мира. Нельзя обойти стороной Оптину, изучая историю Русской Церкви. Знаменитые старцы Оптинские вписали в неё немало славных страниц. Или даже глав. Невозможно позабыть Оптину, составляя список святых мест, которые необходимо посетить в России.

Ныне, как и вначале XX века, паломники возвращаются из Оптиной пустыни немного иными. Одни здесь научаются азам подлинной духовной жизни. Другие собирают материалы для научных работ. И все вместе объединяются для общей молитвы под сводами монастырских храмов. Молитвы здесь не умолкают. Едва один храм закрывается после Литургии на уборку, открывается другой, уже убранный, и в нём начинается молебен с акафистом.

Есть на свете места более красивые, способные поразить воображения и доставить эстетическое наслаждение, но мало где удаётся человеку зарядить духовной силой аккумулятор своей души так быстро и так полно, как в Оптиной.

    

Улыбка инока

Расхожая версия возникновения названия монастыря возводит зарождение иноческой жизни в лесах близ Козельска на реке Жиздре к некоему разбойнику Опте. Рассказывают, будто он покаялся и принял постриг с именем Макарий. Но есть основания предполагать, что слово «Оптина» родственно слову «опт». Последнее у нас, в миру, прочно связано с областью торговых отношений и соседствует со словами «скидка», «выгода» и т.д. Однако филологи находят родственные связи слова «опт» со словами «общий», «общество», «согласно». Жили здесь монахи дружно, согласно. Было у них всё общее. Вот и монастырь стал Оптиным. Оно и сейчас, когда общаешься с современными насельниками обители, вспоминаются слова Давидова псалма: «Се что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе» (Пс. 132.1). Наблюдая взаимоотношения оптинских иноков, кажется, что они буквально пылинки друг с друга сдувают. А их дружелюбное отношение к паломникам начисто лишено «профессиональной приветливости», которая парализовала в голливудской улыбке менеджеров и коммивояжеров общества потребления. Мягкая улыбка оптинского инока искрится искренностью.

Вот и мы прибыли в Оптину оптом. Поучиться настоящему братолюбию, помолиться собору святых Оптинских старцев, из которых 12 почивают здесь своими мощами. Мощи ещё двоих старцев, пострадавших в годы гонений за пределами обители, не обретены. Есть и ещё один собор святых, связанных крепкими духовными нитями с Оптиной пустынью. Это оптинские новомученики и исповедники. Мощи одного из них, уроженца Курской губернии преподобномученика Рафаила (Шейченко), тоже вернулись в обитель и находятся в новом Преображенском храме.

Никого не оставляет равнодушным история иеромонаха Василия и двух иноков Трофима и Ферапонта, пострадавших уже в возрождённой обители, на Пасху 1993 года. В память о них на территории монастыря была возвигнута часовня Воскресения Христова, в которой не бывает безлюдно.

«Дорогой ёжика»

По монастырскому кладбищу можно проводить отдельную экскурсию и у иных могилок есть риск задержаться на несколько часов. Я особо отметил для себя могилы недавно почивших архимандрита Венедикта, долгое время бывшего наместником монастыря, и монаха Лазаря (Афанасьева) – автора удивительных книг для детей и взрослых. Мои собственные дети выросли вместе с «православным ёжиком», который путешествовал с друзьями в Оптину. Теперь вот две дочери сами вместе со мной прошли «дорогой ёжика» и поняли, что Оптина пустынь – это не вымысел писателя и не сказка. Хотя что-то от сказки в ней есть.

В большой группе щигровских паломников, которую собрал наш владыка Паисий, были и дети младшего школьного возраста, и старики, разменявшие девятый десяток. К примеру, Раису Егоровну Обухову из Кунье мы недавно поздравляли с 85-летием. Я очень беспокоился о её здоровье. Не знал, как она перенесёт дальнюю дорогу. Но баба Рая нигде от нас не отставала и никаких поблажек не просила. За что и была в конце пути наравне с детьми вознаграждена мороженым.

Владыка просил прощения, что не удалось организовать полноценного питания для всех. Уж больно велика группа. Все получили пирожки, воду и сок. И вышло почти как в Евангелии – в конце поездки осталось ещё несколько корзин продуктов.

Большинство паломников готовились к Причастию. Некоторые причастились два раза. В субботу в Шамордино и в воскресенье в Оптиной.

Алтарь, парящий над землёй

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь основана при сердечном участии самого известного Оптинского старца – преподобного Амвросия. С этой обители и началась основная программа нашего паломничества.

    

Прибыли мы в Шамордино ещё до восхода солнца и до начала утренней службы успели освоиться. После Литургии и водосвятного молебна епископ Паисий обратился к паломникам с напутственным словом. Напомнил, что «паломничество – это молитвенный труд». Затем нас ожидала экскурсия по самому большому храму монастыря – Казанскому. Строительство такой огромной церкви было не чьим-то амбициозным проектом, а насущной необходимостью. В период расцвета Шамординской обители в ней подвизалось более восьмисот насельниц. Возрождение монастыря началось с «пяти старушек». Сейчас там около ста инокинь и послушниц. А в советское время территорию закрытого монастыря в Шамордино оккупировал сельхозтехникум. На месте иконостаса висела карта СССР, а в алтаре стоял трактор. Всем восьмерым священникам, сопровождавшим епископа Паисия, дали благословение на посещение алтаря. И все были поражены его красотой. Светлый алтарь, украшенный искусными витражами, оставил ощущение лёгкости, воздушности. Казалось, что он не просто возвышается над уровнем пола храма, а парит над землёй.

32 года Оптиной управлял курянин

В Оптиной пустыни, куда мы прибыли в полдень, нашу большую группу разделили на малые группки и к каждой прикрепили экскурсовода. Экскурсия Галины Эдуардовны, которая сопровождала прихожан нашего храма, была больше похожа на проповедь, чем на лекцию с цифрами и историческими фактами. Но и цифр с фактами в этой проповеди было предостаточно, чтобы историческое прошлое Оптиной пустыни сложилось в цельную картину.

Наблюдая, как стремительно бежит время, я едва успел посетить после экскурсии книжные лавки и приобрести издания Пустыни, посвящённые её старцам и новомученикам. Затем была вечерняя служба в Казанском храме, в котором почивают под спудом мощи нашего земляка-курянина преподобного Исаакия (Антимонова). Он управлял обителью 32 года.

Ночевать мне посчастливилось внутри монастырской ограды в правой угловой башенке, в которой устроена гостиница для священников. Спал безмятежно, как младенец, под иконой Оптинских старцев.

Газетная вырезка с молитвой оптинских старцев

Следующий день был воскресным, поэтому Литургий в Оптиной совершалось несколько. Попеременно в разных храмах. Самую торжественную совершили владыки Паисий и Леонид в храме Владимирской иконы Божией Матери, в котором почивают мощи семи старцев. А мы сослужили архиереям.

После богослужения епископ Леонид передал щигровским паломникам ковчег с частицами мощей оптинских старцев и сопроводил гостей-священнослужителей в скит.

Если уподобить всю Оптину большому храму, то скит – его алтарь, святое святых. Сюда, как на Афон, вход женщинам закрыт. Они довольствуются созерцанием вида скита и вкушают водичку из старинного колодца у входа.

По длинному извилистому коридору мы прошли из комнаты, где когда-то старцы принимали посетителей, до кельи преподобного Амвросия. Историю Иоанно-Предтеченского скита, который в 2021 году будет встречать своё 200-летие, поведал нам монах Каллиник.

    

Деревянный храм святого пророка Иоанна Предтечи поразил обилием святынь. Казалось, что частицы мощей всех святых находятся здесь. А в алтаре мы имели возможность приложиться к Шуйской чудотворной иконе Божией Матери.

В каменном скитском храме, освящённом в честь святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского, завершается роспись. Но в цокольной части этой большой церкви есть ещё один маленький уютный храм, освящённый в честь Архангела Михаила. Это настоящее духовное убежище для насельников скита.

Епископ Паисий вспомнил, как он в 1992 году, будучи ещё мирянином, приезжал в Оптину на послушание. Рассказывал, как впервые прочёл молитву Оптинских старцев в газете и бережно вырезал её. В недавнем прошлом такие газетные вырезки заменяли новоначальным христианам молитвословы. Сейчас текст молитвы старцев Оптинских можно встретить и в качественных изданиях, и на отдельных листах удобного формата.

    

А ещё я заметил, что скит похож на сад. В этом году в скиту хороший урожай яблок. Усыпанные красными мячиками ветви яблонь напомнили фреску райского сада, только виденную в храме.

Каждому подарок от архиерея

Можно ещё о многом рассказать, делясь впечатлениями о поездке в Оптину пустынь: об умилительном оптинском пении, усмиряющем суету; о вразумительном, ясном и неспешном чтении, просветляющем мысли; о продуманной до мелочей росписи оптинских храмов; об исследовательской и издательской деятельности монастыря. Кстати, нынешний наместник обители епископ Леонид своё первое послушание нёс в издательском отделе.

Владыка Леонид вышел проводить нас до ворот монастыря, у которых ещё хотелось задержаться хотя бы на часок. Но нужно было торопиться. 15 сентября – праздник Калужской иконы Божией Матери. И нам хотелось побывать в Калуге у её образа. Там, в Георгиевском соборе, владыка Паисий помазал всех участников поездки святым маслицем от лампады, горящей у чтимой иконы. И на прощание каждому паломнику подарил настенный календарь с видами Оптиной пустыни и молитвой Оптинских старцев.

    

Несмотря на довольно плотный график служб, экскурсий и встреч, у паломников была возможность пообщаться с архипастырем напрямую. И многие использовали её для того, чтобы выразить владыке благодарность за организацию этой поездки. За пять лет своего служения в Щигровской епархии епископ Паисий завёл немало добрых традиций. Ежегодное епархиальное паломничество – одно из них.

Щигровские паломники побывали в Белоруссии, откуда вернулись с частицей мощей преподобной Ефросинии Полоцкой. Из Дивеева привезли частицу мощей преподобного Серафима Саровского. В Крым оправлялись за мощами святителя Луки. В Муром – за мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. И вот теперь в Троицком кафедральном соборе города Щигры появился ковчег с мощами преподобных старцев Оптинских, который (опять же – по традиции) побывает в ближайший год во всех храмах Щигровской епархии. Ведь у всех есть желание, но не у всех есть возможность побывать в Оптиной пустыни.

    

П.С. По дороге домой прихожане Покровского храма села Кунье, участвовавшие в общеепархиальном паломничестве, сделали ещё одну остановку в Болхове, чтобы приложиться к мощам преподобноисповедника Георгия Косова.

П.С. 2. Моя младшая дочь утром следующего дня спросила: «А когда мы снова поедем в Оптину?» И мне её вопрос очень понравился.

Священник Владимир Русин, настоятель Покровского храма в селе Кунье
Фото автора

Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви

19 сентября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×