Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»

Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»

17 февраля филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма “Борис Годунов”». Действия драмы происходят в России в конце XVI – начале XVII столетия и описывают период царствования Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I.

    

В начале лекции Александр Ужанков отметил важную роль русской литературы в духовном пути к Богу. Он сравнил ее с житиями святых:

«Равно как житие праведника является образцом пути к Богу, точно так же и жизнь публичных людей, как настоящего времени, так и прошлого, может способствовать выбору нами пути и являться в какой – то степени образцом».

    

Профессор описал путь духовных перемен Пушкина. Он был нелюбимым ребенком – это сказалось на его формировании. В юности окружением Пушкина были в основном масоны, он даже поступил в масонскую ложу и во многом разделял их взгляды. Когда Пушкин попал в ссылку в село Михайловское, его самыми лучшими друзьями стали книги. В октябре 1824 года он оказался в местном Святогорском монастыре, где познакомился с Киево – Печерским патериком и «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. Он начал совершенно по – другому смотреть на историю России – через призму Священного Писания и святоотеческого наследия.

«В чем заключается гений? Для гения нет границ, для гения нет форм, гению всегда тесно в тех или иных формах»,

– отметил Александр Ужанков и продолжил. Пушкин, как сторонник классицизма, прекрасно знал закон трех единств – так писались все пьесы того времени. Закон трех единств – закон единства места, времени и действия. Всё это в произведении «Борис Годунов» Пушкин нарушил:

  • Единство места – все события произведения должны разворачиваться на одном месте, а у Пушкина действия начинаются с Кремлевских палат, потом переходят в Новодевичий монастырь, затем Русско – Литовская граница, замок Мнишек, поле «перед Новгород – Северском», Кремлевские ворота и т.д.
  • Единство времени – действие должно разворачиваться в течение суток, здесь же начинаются события в 1598 году, а заканчиваются в 1664 году.
  • Единство действия – должна быть одна сюжетная линия. А здесь две сюжетные линии: первая – Борис Годунов, вторая линия – самозванец Лжедмитрий. Эти две линии направлены одна навстречу другой.

У каждого произведения должно быть хорошее начало, которое заинтересует читателя. И здесь Александр Ужанков отметил «гений» Пушкина. Он обратил внимание на первую строфу пьесы:

«Первая фраза должна интриговать. Пушкин это знал, поэтому прямо в начале произведения мы видим интригу: “Москва пуста; вослед за патриархом К монастырю пошел и весь народ. Как думаешь, чем кончится тревога?”. Здесь есть интрига, которую ставит перед читателем Александр Пушкин: почему Москва пуста? Зачем крестный ход? Какая тревога?».

Пушкин в своем произведении показал все темные стороны власти. Годунов взошел на трон кровавым путем. Появилась цепочка причинно – следственных связей: за грехи государя наказан народ, за грехи народа наказано государство; грех Бориса Годунова искупил его сын, так же как и сын Лжедмитрия, который погиб.

    

«Эта цепная реакция не прерывается, если нет покаяния, потому что без покаяния нет прощения. Без покаяния не наступит перемена мысли, сознания, ума и поступков. В этом гениальность Пушкина»,

– подвел итог в конце встречи Александр Ужанков.

Следующая лекция курса «Духовные основы русской литературы» пройдет 24 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии. Она будет посвящена теме «О чем роман в стихах “Евгений Онегин” А.С. Пушкина?».

Лекция
(продолжительность: 1:50:41)

Александр Ужанков

Книги Пушкина Александра Сергеевича в интернет-магазине "Сретение"

23 марта 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Александр Ужанков
Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Как нужно читать Пушкина? Необходимо обращать внимание на мелочи и детали. Всегда сравнивать и проводить параллели с другими произведениями. В данном случае с “Евгением Онегиным”».
Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Александр Ужанков
Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Пушкин в этой сказке показывает свое отношение к семейной жизни, то есть как должна строиться семейная жизнь».
Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Александр Ужанков
Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Главная задача встречи - рассмотреть духовную и душевную основу повести с помощью «учения о прилоге» преподобного Нила Сорского.
Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО) Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО) Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
3 февраля профессор Александр Ужанков, преподаватель Сретенской семинарии, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», рассказал о «Повести о Петре и Февронии Муромских» в Актовом зале Сретенской семинарии.
Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО) Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО) Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Загадки и тайны шедевра древнерусской словесности. Место, время его возникновения и автор.
Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО) Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО) Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
В лекции рассматривается русская цивилизация как третья православная. Рассматриваются четыре краеугольных камня цивилизации: вера, язык, история и культура.
Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО) Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
Архиеп. Верейский Амвросий
Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО) Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков)
Осуждение – разновидность гордости. Пагубность страсти осуждения. Осуждая других, невозможно заметить свои грехи. Осуждение и рассуждение. Осуждение греха и грешника.
Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО) Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
Протоиерей Вадим Леонов
Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО) Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Вадим Леонов
Различие гордости и тщеславия. Страсти, губящие в человеке всё доброе. Сложность борьбы с гордостью и тщеславием. Смирение как основная добродетель.
Встреча 4. Гнев и борьба с ним Встреча 4. Гнев и борьба с ним
Протоиерей Андрей Овчинников
Встреча 4. Гнев и борьба с ним Встреча 4. Гнев и борьба с ним
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Андрей Овчинников
Гнев дан человеку для борьбы с грехом, но после грехопадения направляется против ближних. Различные стадии гнева. Безгневие и кротость. Безгрешный гнев.
Комментарии
Ольга23 марта 2020, 01:32
«…за грехи государя наказан народ, за грехи народа наказано государство; грех Бориса Годунова искупил его сын, так же как и сын Лжедмитрия, который погиб». «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор.24:16). Подробнее здесь:https://pravoslavie.ru/6955.html Новый Завет знает лишь одну заместительную жертву: смерть Иисуса Христа. Ни сын Бориса Годунова, ни сын Лжедмитрия, ни кто-либо другой своей смертью не ИСКУПАЛ грехи родителей. Разве кто-то станет утверждать, что смерть царственных страстотерпцев, детей императора Николая II, искупительная?! В остальном согласна.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×