«Варавва»: человек встречает Бога

Заметки о христианском кино

Варавва (Павел Крайнов) Варавва (Павел Крайнов)

Год назад состоялась премьера фильма «Варавва» (по роману Марии Корелли; режиссер Евгений Емелин, в ролях Павел Крайнов (Варавва), Залим Мирзоев (Мельхиор), Константин Самоуков (Пилат), Сергей Санаев (Петр), Регина Хакимова (сестра Иуды Юдифь), Альберт Филозов (Иосиф Аримафейский), Светлана Агафошина (Магдалина), Сергей Листунов (римский воин Максимус)). Актуальные тенденции в искусстве таковы, что интерес современных кинематографистов к евангельской теме просто пугает – невольно ожидаешь очередного кощунственного перформанса.

Интерес кинематографистов к евангельской теме просто пугает – невольно ожидаешь очередного кощунственного перформанса

Тем приятнее ошибиться. Фильм Евгения Емелина – евангельская история, рассказанная с огромной любовью и благоговением. Проникнутая этой любовью. По словам режиссера, основное содержание фильма – в том, что

«…произошла встреча с Ним, и теперь ничего уже не будет по-прежнему… Я хотел сказать зрителям, что всё меняется и наполняется смыслом, когда человек обретает веру».

Главный герой фильма – вор и убийца Варавва, помилованный Пилатом по требованию толпы – таких слов не говорит, он парень простой и нерефлексирующий, но он меняется. В начале фильма – настоящий дикарь, бешеный, гордый, необузданный, раб своих страстей, – уверовав, он становится кротким. На протяжении фильма он много раз обнаруживает свирепость своей натуры, гневливость, грубость: дерзит своему благодетелю Мельхиору; отвергает свидетельство Магдалины на том основании, что она женщина; упрекает апостолов в малодушии (положим, это правда, но он-то что за судья?). Но явление Христа преображает этого дикаря настолько, что при повторном аресте (по ложному обвинению в похищении тела Иисуса) он не сопротивляется, а лишь спокойно спрашивает, в чем его обвиняют. И так же спокойно, даже смиренно отвечает римским солдатам: «Какова бы ни была моя участь, я готов ее принять». А потом говорит жестокому тюремщику: «Я не совершал на сей раз никакого преступления, но меня, убийцу, несправедливо освободили вместо Иисуса, Который был праведником, поэтому будет правильно, если теперь меня несправедливо казнят». – «За эти слова я не стану отравлять последние часы твоей жизни», – простодушно отвечает тот.

Мельхиор (Залим Мирзоев) Мельхиор (Залим Мирзоев)

Большая и несомненная удача фильма – волхв Мельхиор (Залим Мирзоев). Блестящая актерская работа! Я наслаждалась каждой минутой присутствия этого персонажа в кадре (актер-мусульманин для работы над ролью испросил благословение православного священника). Мельхиор – настоящий образ мудреца. С мудростью в наше время дело обстоит из рук вон плохо, поскольку взрослые люди не желают быть взрослыми, хотят оставаться «вечно пьяными, вечно молодыми», и в результате не только пропускают все самое интересное в собственной жизни, но и младшему поколению не дают поддержки и любящего присутствия, которое должен обеспечивать опытный взрослый человек. И психологи всячески поддерживают детские поведенческие паттерны: учат не соблюдать договоренностей, избегать ответственности, не выполнять взятых на себя обязательств. Какая уж тут мудрость, когда нашего современника легко представить себе в виде трехлетнего малыша, со злобно-истеричными рыданиями катающегося по полу в супермаркете.

Мельхиор – настоящий образ мудреца

Мельхиор, один из трех царей-волхвов, после Поклонения отрекся от своего царства и остался наблюдать за жизнью Сына Божьего. Встреча с Богомладенцем изменила его: он потерял вкус к роскоши, к власти; отдал все это за возможность быть свидетелем земной жизни Христа, как купец из притчи отдал все свое достояние за одну драгоценную жемчужину (ср. Мф . 13, 45–46). Его диалог с Вараввой об истине, которую не нужно винить за то, что она для тебя непостижима, – один из ключевых моментов фильма.

Другой сильнейший эпизод – сцена, когда Пилат (Константин Самоуков) смотрит на Иисуса, стоящего перед ним на лифостротоне, спиной к толпе. Бесконечно долгая пауза, в течение которой лицо Пилата – надменное, непроницаемое лицо римского патриция – неуловимо меняется. Меняются его интонации, голос: теряет повелительность, звучит растерянно. Он понял, Кто перед ним, и потрясен до глубины души – настолько, что пришедший просить тело праведный Иосиф Аримафейский (последняя роль Альберта Филозова) находит его больным. Диалог Христа и Пилата в фильме усечен, но это не царапает: мы видим встречу человека и Бога, это за пределами слов.

Понтий Пилат (Павел Самоуков) Понтий Пилат (Павел Самоуков)

Диалог Христа и Пилата в фильме усечен, но мы видим встречу человека и Бога, это за пределами слов

Лица Иисуса мы так и не увидим. И это тоже правильно: минус-прием (отсутствие ожидаемого) – воздействует подчас сильнее, чем пресловутая рифма «розы», исправно следующая за «морозами». Да и кто из современных российских актеров дерзнет сыграть Христа? Не карикатурного булгаковского персонажа, а подлинного Христа, Спасителя, совершенного Бога и совершенного Человека, Второе Лицо Святой Троицы?.. Мы видим лишь золотой свет, озаряющий того из персонажей фильма, кто удостоился встречи. Для раскаявшейся грешницы Юдифь этот свет становится знаком прощения и примирения с Богом. Для римских воинов – потрясением, после которого немыслимо солгать (эти еще недавно нерассуждающие, слепо покорные приказам «универсальные солдаты» бесстрашно свидетельствуют о том, что случилось в ночь Воскресения). Для вора и убийцы Вараввы (Павел Крайнов) – ответом на терзающие его многомятежную, страстную душу вопросы. Да, да, ответ на вопросы о смысле бытия, о предназначении человека, о смысле страданий – не «что», а «Кто». Он – Иисус Христос, Сын Божий, наш Господь и Спаситель.

Ответ на вопросы о смысле бытия, о смысле страданий – не «что», а «Кто»

Минусы тоже есть. Исторические неточности (Иосиф-Плотник, по преданию, не дожил до Голгофы; и падать на труп Иуды сестре никто бы не позволил: это оскверняет – именно поэтому, из-за боязни оскверниться, иудейский священник-левит и не помог ограбленному разбойниками: кровь!.. нельзя будет подойти к жертвеннику!..). Да и вообще, разговоров об Иуде и мельтешения в кадре его злокозненной сестры Юдифь (Регина Хакимова) могло быть и поменьше. Хотя то, как надменная красавица мнит поклонников своими рабами и в итоге сама оказывается марионеткой в их игре, – очень верно: женская власть, основанная на мужских страстях, – иллюзорна и губит женщину.

Но все эти недочеты – ничто по сравнению с катарсисом, который переживает зритель, и с выводом, к которому приходит в конце. Вот этот вывод: критерий того, состоялась ли в нашей жизни главная Встреча, встреча со Христом, – то, насколько мы изменились к лучшему. Мера изменения нашей жизни, наших поступков – вот доказательство того, что мы христиане.

Елена Цыганова

30 апреля 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Бен-Гур»: трудный путь к прощению «Бен-Гур»: трудный путь к прощению
Елена Цыганова
«Бен-Гур»: трудный путь к прощению «Бен-Гур»: трудный путь к прощению
Заметки о христианском кино
Елена Цыганова
В наше время, когда в тренде – истории страшной мести, рассказать историю о прощении и победе любви над ненавистью – это поступок.
Путь к островам актера Виктора Сухорукова (+ВИДЕО) Путь к островам актера Виктора Сухорукова (+ВИДЕО)
Елена Козенкова
Путь к островам актера Виктора Сухорукова (+ВИДЕО) Путь к островам актера Виктора Сухорукова (+ВИДЕО)
О фильме «Остров» Виктор Сухоруков говорит так: «Это разговор о стыде, который очень важен: стыд чистит. А роль игумена Филарета научила меня вглядываться в человека, разговаривать с человеком, его любя. Это трудно».
Уголь,<br>или Новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров» Уголь,
или Новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров»

Евгения Тутукова
Уголь,<br>или Новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров» Уголь,
или Новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров»

Евгения Тутукова
Молитва и покаяние, покаяние и молитва за себя и всех страждущих – великое делание труженика Христова. А гора угля так и остается горой… И остается только упование на милость Божию.
Комментарии
анатолий22 января 2022, 22:21
Потрясающий фильм, во время просмотра у меня дважды бежали по спине мурашки второй раз ,когда Варава увидел воскресшего Христа. Актёры великолепно играют и передают свои чувства лицом, а последующие слова уже не обязательны. Очень важный финал фильма, уверовавший будет прощён. Более чем актуально и для нашего времени. Большое спасибо за фильм.
Володя 3 мая 2020, 22:31
Фильм очень понравился, почему он ложь и клевета?
Олег 3 мая 2020, 19:15
Спасибо за обзор фильма! Не знал - смотреть или нет, но думаю после Вашего обзора посмотрю!
Надежда30 апреля 2020, 23:34
Смотрела этот фильм в прошлом году. Понравился с точки зрения кино: хорошая постановка, роли, закрутили сюжет... Но в плане соответствия духу не очень. Как раз меньше всего порадовала парочка Варавва + Мельхиор, а хуже всего Мария, которая, будучи матерью Христа, тоже как будто сомневалась в происходящем. Мне не ясно, почему Мария не дала Варавве ответ об отцовстве/сыновстве, и зачем вообще его интересовал именно этот вопрос. Мудрец Мельхиор говорит евангелическими цитатами, но обходит идею мессианства и царства. В целом главным героям нужно знать, Бог Иисус или не Бог, а не вопрос, тот ли самый Христос ли Он.
Александр Гончаров30 апреля 2020, 21:42
Отличный фильм ,тронул душу.В статье еще не упомянут старик,пришедший к Гробу Господню ,просить за внучку. Очень,очень хорошо снят фильм.
Павел30 апреля 2020, 20:41
"Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол" (Ин. 6:70)
Дмитрий30 апреля 2020, 19:02
Прочитал рецензию на фильм. А это точно православный сайт?
Александр Сибирцев30 апреля 2020, 18:23
Ересь, ложь и кощунство. Не вливайте яд себе в душу. Не смотрите этот фильм!!!
Школа № 2130 апреля 2020, 16:51
Фильм шедевр! Величайшая благодарность создателям! Не сразу поняла, что снимали не забугорные.
Екатерина30 апреля 2020, 16:04
Замечательная, глубокая рецензия на не менее замечательный фильм! Смотрела год назад , и до сих пор сохранились самые лучшие воспоминания; совершенно точно буду пересматривать ещё! Игра актеров очень порадовала, не говоря уже о самой фабуле. Я считаю, что создателям фильма вполне удалось показать преображение человека, и то, как Бог говорит с нами через других людей.
Денис30 апреля 2020, 14:43
Любой фильм о Евангельских событиях всегда будет кощунством и какой-то совсем другой версией того что было на самом деле,по-моему это всё очень личное, о чём можно только читать, хотя конечно это только моё личное мнение.
Анна Шер30 апреля 2020, 13:20
Большое спасибо автору за такую интересную и глубокую рецензию! Захотелось посмотреть этот фильм. Про самую главную в нашей жизни Встречу, после которой ничего уже не будет по-прежнему.
Дмитрий 30 апреля 2020, 11:41
"Блажен муж иже не идёт на совет нечестивых". Бесполезно надеяться встретить в либеральной культурке что-то светлое. Всё, что можно сделать - это самоизолироваться от неё.
Юлия30 апреля 2020, 11:34
Очень интересный материал. Захотелось посмотреть фильм. Жду новых статей от Автора!
Наталия Ростова30 апреля 2020, 10:14
Этот фильм основан на романе Пера Лагерквиста-шведского писателя, переведённого по личной просьбе Николая Второго. Первоисточник не читала, но фильм, конечно же, смотрела. И помню своё недоумение... Иуду на протяжении всего фильма оправдывают. Ну подумаешь, тщеславие у парня взыграло, так что его теперь в ад? За что? А Иуда был вор. И предатель. Далее, за Иосифа-обручника уже упомянули, на момент Голгофы, его уже не было в живых. И Апостол Пётр показан каким-то жалким, вроде как сам себя оправдывает; хотя все мы знаем, что он всю свою оставшуюся жизнь плакал и скорбел о содеянном. Фильм можно посмотреть, чтобы не было " я не смотрел, но осуждаю ". А так же тем, кто ещё стоит на пороге Веры..
Ирина30 апреля 2020, 04:31
Я пошла смотреть этот фильм в кинотеатр в 10 утра в Великий Четверг 2019 года. Мне тяжело всю Страстную Седмицу ходить на службы. После этого просмотра я решила в кино не ходить. Естественно для христианина не ходить в кино, театры, на концерты. Телевизор я перестала смотреть после прихода в Церковь 7 лет назад. А вот фильм на христианскую тему решила посмотреть раз в жизни. Это ошибка. Ощущение несерьезности фильма. Современные спецэффекты в кино, нет советского кино, которое трогало душу. Смешно, карикатура, после фильма явно не станешь христианином, нет миссионерской функции для людей на пути ко Христу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×