В Нижнем Новгороде начали совершать приходские крещальные литургии

Нижний Новгород, 1 октября 2008 г.

В воскресенье 28 сентября в Преображенской церкви в Карповке состоялась приходская крещальная литургия, ее совершил священник Максим Антоненко, сообщает сайт Нижегородской епархии. В апреле текущего года, в Великую субботу, владыка Георгий совершил первую в Нижегородской епархии крещальную литургию, на которой приняли крещение несколько взрослых людей. Уже тогда осознавалось, что такая литургия не будет единичным или происходящим раз в год событием, что это начало процесса постепенного внедрения практики служить крещальную литургию на приходах Нижегородской епархии. Это был вопрос времени – когда будет отслужена первая приходская крещальная литургия.
 
«21 июля у меня родилась дочь Анисия, – рассказал отец Максим, – и я подумал, что это хороший повод положить начало крещению не только взрослых, но и младенцев на крещальной литургии в обычном приходском храме. Тем более что у других прихожан нашей Спасо-Преображенской церкви также родились дети: Глеб на Пасху и Мария в августе. Получилось, что Глеб подождал Анисью, она – Марию, и сегодня мы их всех окрестили. Это позволило нам избежать некоторого формализма при совершении таинства крещения, потому что мы связаны друг с другом духовными и семейными узами, и создать атмосферу непринужденной духовной семейной жизни».
 
Владыка Георгий поддержал такое стремление и дал свое благословение на служение крещальной литургии в Карповской церкви в один из воскресных дней. Когда за неделю до совершения крещальной литургии отец Максим объявил об этом прихожанам карповской церкви, то, по его словам, у части из них возникла некоторая напряженность, поскольку они находились в полной неизвестности и ждали чего-то непонятного. Многие боялись, что служба будет очень длинной, что придется тяжело и долго стоять (а хору – петь). Но в результате, когда люди увидели, что суть этой службы – общая молитва, что они не статисты, а реальные участники и свидетели важнейшего церковного таинства, ощутили ту радость, которую при этом подает Бог, то их реакция была исключительно положительной. После службы люди подходили к нему и говорили, что они в восторге, что давно не испытывали такой благодати, и проявили к крещальной литургии горячий интерес. «Всем очень понравилось, – сказал отец Максим, – поэтому я выражаю надежду, что эта практика станет широко распространяться».
 
Для того чтобы восприемники крещаемых младенцев не чувствовали себя на литургии чужими, отец Максим проводил с ними своеобразные репетиции, как им вести себя в тот или иной момент службы. Ведь им пришлось, в частности, участвовать в Великом входе: они со свечами и с детьми на руках подходили к северным вратам алтаря, встречали священника с диаконом, выходящих из него, и выполняли роль свещеносцев, обойдя общей процессией вокруг купели и проводив клириков снова до алтаря. «Важно, что дары – хлеб и вино – принесли Богу новопросвещенные младенцы и их восприемники от лица всей общины и всей церкви, – считает отец Максим. – Конечно, они волновались. Но от той радости и полноты общей церковной молитвы, в которой мы все находились, они пребывают в состоянии благодарности Богу и желании повторить такой опыт. Мы специально крестили троих детей: не меньше, потому что крестить одного нет смысла, ведь литургия – это общее дело, и не больше, чтобы не было шума и чрезмерной суеты. Все прошло весьма и весьма гармонично. И, кстати, литургия получилась не дольше обычной для такого дня: мы служили по Воздвижении, с тремя Апостольскими и Евангельскими чтениями, что удлинило службу, но закончилась она ровно во столько же, во сколько обычно. Опасения прихожан были совершенно напрасными, поскольку первую часть – литургию оглашенных – мы просто заменили чином крещения и миропомазания».
 
Служение крещальной литургии на приходах очень важно, поскольку при этом все люди участвуют в молитве за тех, кто входит в Церковь, становится христианами, и эта общая молитва соединяет и сплачивает всех членов Церкви. «Может быть, для рассудка это кажется не так очевидно, но очевидно для сердца, – говорит он. – Когда мы принимаем младенцев в лоно Церкви, когда молимся с ними и за них, поминая на ектениях их имена, мы все учимся любви. А именно для этого Церковь и существует. Чтобы любить не только родных по плоти, но всех, кто вместе с нами верует во Христа».

Крещальная литургия, по мнению отца Максима, помогает возродить таинство крещения, которое в настоящее время пребывает в состоянии упадка и кризиса, потому что его вытеснили в частную требу, в крестильню. В результате оно стало совершаться гораздо менее торжественно, чем панихида или водосвятный молебен, что было бы совершенно немыслимо в Древней Церкви. Поэтому возрождение важного статуса и смысла, который изначально был присущ этому таинству, – серьезная задача. 
 
«Люди должны понимать, что крещение – это не получасовая молитва священника с крестными родителями в углу храма, а величайшее таинство, которое совершается на Божественной литургии в присутствии всей Церкви».

1 октября 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×