Звоны «Преображения» - преображение души

Заметки о ХIII фестивале хоровой и колокольной музыки «Преображение» и III Международном конкурсе звонарей в Ярославле.

Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем; отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию.

Святитель Феофан Затворник

"«Казачья
«Казачья школа» звона в исполнении станичника Александра
…Отзвучали хоры и колокола «Преображения», но хочется вновь вернуться к тем недавним августовским дням на древней ярославской земле, от которых тянется нить к  духовному возрождению России.

Мы все потихоньку начинаем понимать, что дереву, лишенному корней, не выжить. И колокольные звоны – один из могучих корней нашей культуры и духовности. Это столь же важный и своеобразный вид национального наследия, как певческое искусство, иконопись, зодчество.

На протяжении столетий создавалось и развивалось на Руси искусство звона – свободное от каких-либо догм и запретов, по воле и музыкальному чутью безвестных музыкантов-звонарей, выражавших душу народа. Музыка колоколов – и в творениях великих русских композиторов. Попробуйте убрать из них хоть один удар звонной меди – и исчезнет само одухотворение! Так и наш сегодняшний день немыслим без музыки колоколов…

НАШ ЗВОНАРЬ АЛЕКСАНДР

"Звонарь
Звонарь Александр (Подольское благочиние Московской епархии)
Позволю себе некоторое личное отступление.

Последние два года, в мои редкие свободные часы, я обучался азам колокольного звона у Александра Гороховского, звонаря нашего прихода храма Успения Божией Матери в подмосковном Щапово (Подольское благочиние). Считаю, что мне крупно повезло: Александр - профессиональный музыкант, известный в свое время московский джазист, выступал с известными коллективами и сольными номерами.

Одиннадцать лет назад он по воле Божией встретился с нашим настоятелем, отцом Георгием (Еварестовым), который сам имеет музыкальное образование и обладает замечательным голосом. И тот попросил Александра помочь ему с первым праздничным звоном по случаю поднятия колоколов на нашу звонницу в день Святой Троицы, заметив ненароком: «Вот увидите – и потом будете с нами!». Так и произошло. Александр остался звонарем, проходя самостоятельно и дотошно путь изучения звонного дела и совершенствования своего мастерства.

На минувшую Пасху на нашу звонницу был поднят новый 6-пудовый колокол, точно рассчитанный и привезенный Александром с Православной выставки «Вербная неделя». Именно такой колокол, объяснял он тогда, с мягким, нежным, как бы «льющимся» звуком  необходим нам, чтобы гармонично вписаться в общий перезвон наших восьми колоколов, создавая светлое настроение. Он даже назвал его «Светленький»…

Конечно, каждая колокольня с колоколами – это неповторимый «музыкальный инструмент» со своим, особо звучащим набором колоколов. Поэтому неповторимы и мелодии, которые вызваниваются каждым из звонарей. Но все же, думаю я, глядя на нашего Александра, секрет кроется еще и в самобытности музыканта-звонаря. Не случайно, несколько лет назад, когда возрождалась известная обитель – Давидова Пустынь, что в Чеховском районе Московской области, приснопамятный, недавно убиенный архимандрит Герман благословил Александра обучать насельников монастыря премудростям колокольного звона.

- Я давно хотел познакомиться с опытом колокольного звона во всероссийском масштабе, - рассказывает Александр, - и был счастлив, когда отец Георгий предложил мне участвовать в конкурсе на ярославской земле.

 
КАК ЭТО БЫЛО…

"1.	Свое
Свое мастерство показывает Оксана из Петербурга
То, что я увидел и услышал там, продолжает он, - словно прикосновение к неиссякаемому роднику народного творчества и духовности.

Нас собралось 29 звонарей из 14 городов России и Беларуси. Состав очень разнообразный и по возрасту (самому молодому 11 лет, самому старшему –  за 60), и по школам мастерства (от классической, Санкт-Петербургской, до казачьей из южной станицы). Мы могли выбрать по своему усмотрению или Малую звонницу (благовестник 20 пудов) или Большую звонницу (благовестник 113 пудов) Спасо-Преображенского монастыря. В программу конкурса входили:

- традиционный праздничный звон Русской Православной Церкви с обязательным исполнением Благовеста перед звоном (на выбор – звон в традиции Псково-Печерского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря,  Ростова Великого);

- произвольная композиция (возможные варианты: авторский звон или звон любой местной традиции).

Александр выбрал в качестве своей композиции отработанный им звон в нашем храме во время крестных ходов в великие праздники. И все же, считает он, превалирующим на конкурсе был не дух соревнования, а дух братства, единения. Каждый радовался за тех, кто победил, а в числе лучших оказались звонари из самого Ярославля и Беларуси.

- И еще, - отмечает он, - и фестиваль «Преображение», и конкурс звонарей помогли мне  увидеть новые возможности роста. Так, у меня нет опыта работы с большим колоколом, и теперь я мечтаю о колоколе в 100 пудов. Для меня как музыканта были интересны находки в музыке звонов, в оригинальных импровизациях. Весьма ценным оказался для каждого из нас мастер-класс, преподанный нам художественным руководителем звонов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорем Коноваловым. И настоящим откровением стало для меня знакомство с потрясающим звонарем из Ярославля Андреем Федорычевым, который и настраивал для нас, участников конкурса,  звонницы Спасо-Преображенского собора, а под конец фестиваля открыл ночной гала-концерт под открытым небом своим перезвоном, исполненным на Большой колокольне.

Несколько слов о жюри конкурса. В него вошли авторитетные музыканты под руководством Игоря Коновалова, а также директор Королевской школы карильона из Бельгии, президент Фонда «Петербургский карильон», господин Йо Хаазен. И надо было видеть, как этот стройный седовласый человек, говорящий, кстати, по-русски, слушал выступления конкурсантов и, можно сказать, благоговел перед ударами Благовеста, словно призывающими «В храм… В храм… В храм…»

- Я обменялся с ним впечатлениями о конкурсе, - замечает Александр, - и он сказал, что его радует столь высокий уровень наших исполнителей. Его оценка много значит: этот человек участвовал в работах по созданию нового карильона для Петропавловского собора в Петербурге, а сейчас завершает проект по установке карильона в Петергофе – великолепного инструмента, который соберет в себе вековые традиции и совершенные современные технологии. Торжественное открытие его состоится уже 9 сентября.

- Колокол – символ красоты и традиций русского народа, - так считает сам бельгийский гость. – И хорошие колокола - это больше, чем только звучащие тела. Это облагороженные существа, выросшие из возвышенных мыслей и гармоничных чувств и открывающие нам путь к таинствам Создателя, человека и природы.

 
И РОЗЫ, И ШИПЫ…

Что касается самого фестиваля хоровой и колокольной музыки, то и здесь было много нового и интересного. Его ядром стали гастроли московского театра «Новая опера» под руководством главного дирижера Дмитрия Волосникова, причем если раньше в Ярославль приезжали только солисты театра, то на этот раз было что-то грандиозное: впервые приехал практически весь коллектив – 65 человек оркестра и 65 человек хора.

Кульминацией фестиваля стала опера Мусоргского «Борис Годунов», которая была исполнена под открытым небом в первоначальном, еще ни разу не игравшемся варианте и объединила хоровую, сольную, оркестровую и колокольную музыку. Впервые в спектакле принимали участие колокола Большой и Малой звонниц Спасо-Преображенского монастыря.

И вот опять наша беседа с Александром переходит на «колокольную тему». Да, розы здесь очевидны, их цвет – слава Богу! - все пышнее и аромат заметнее, но нельзя при этом, говорит он, забывать и о шипах, тем более когда речь идет не о фестивальной, а о реальной жизни.

А в жизни, заключает Александр, если мы обратимся к действующим и еще восстанавливаемым в России монастырям и храмам, то увидим, что катастрофически не хватает звонарей. То есть, может, и звучат колокола, но порой звонит в них кто попало. По мнению, например, участника конкурса из Нижнего Новгорода, звонаря Ярослава Тимофеева многие современные звонари, к сожалению, не соответствуют тому уровню, который был достигнут в России ранее.

Да, открывают школы звонарей, а вот качество обучения в них иногда весьма сомнительно. Был бы формальный трезвон-перезвон, но ведь надо думать и о том, чтобы сохранять и нести новым поколениям издревле созданную народными музыкантами симфонию звонов – будничных, проводных, праздничных, красных, малиновых, свадебных и многих других. Многие поколения русских звонарей на протяжении столетий совершенствовали технику звона, создавали новые звонные композиции, не похожие ни  на что другое в нашем земном мире звуков.  Надо овладевать искусством колокольного звона,  способным преобразовать сами души людей.

Есть проблемы и с колоколами - порой и за хорошие деньги трудно приобрести такой, говоря церковно-славянским языком, «кампан», который полностью отвечает всем требованиям колокольного литья. И еще немало на Руси просто пустых бойниц на колокольнях, где вообще нет никаких колоколов и не звучат колокольные звоны - эти, по определению одного звонаря, «духовные самоцветы» народа.

Словом, на этой ниве нам всем предстоит еще много работы…

Василий Писаревский

25 августа 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×