Как свидетельствовать «Свидетелям Иеговы»

Священник Александр Усатов

По словам проф. А.Л.Дворкина, «иеговисты — самая многочисленная и самая быстрорастущая тоталитар­ная секта... И именно с ней любому священнику или катехизатору, вероят­нее всего, придется столкнуться в первую очередь. Так что каждый из вас должен знать, что им ответить и как им возра­зить по всем основным пунктам их лжеучения. От вашего от­вета и от вашего знания Писания зависит, сможете ли вы от­стоять для Церкви многих ее чад»

1. Что удерживает людей в секте «Свидетелей Иеговы» (СИ)?

Существует множество историй о тех, кто много лет своей жизни провел в организации СИ.

Некоторым из них, для окончательного ухода потребовалось много времени. Причинами были страх, чувство вины и незащищенности: страх перед Богом, что он накажет их за то, что они отринули Его (так как уход из организации приравнивается к отказу от Бога), чувство вины за наличие мыслей об уходе, и незащищенность, возникающая при мысли о жизни без «матери»-организации. Останавливает также и чувство вины перед братьями и сёстрами (т.е. близкими друзьями из числа адептов СИ), чьё мнение и дружба очень дороги.

Адепты СИ изолируются с самого начала тем, что им говорят, что «Свидетели Иеговы» — единственная настоящая Божья организация, и что за стенами их предостерегает дьявол, чтобы увести их от организации. Им не рекомендуется читать другую религиозную литературу или суждения на Библейские темы, а также тексты, критикующие Свидетелей Иеговы. Эти виды изоляции эффективно уводят от обладания ясным чувством реальности. Это их «версия» мира, в рамках которой они предлагают безопасность для мышления, а всех других людей рассматривают как потенциальную опасность.

Стоит ли удивляться тому, что Свидетели Иеговы не могут решиться уйти из организации…

Члены семьи, состоящие в организации Свидетелей Иеговы - тоже мощный фактор. Для большинства Свидетелей, их семьи и их друзья (с которыми они встречаются на собраниях) - единственное общество. Если один уходит из веры, семья обычно также избегает его. Для тех из нас, кто любит своих родителей и братьев и сестер и их детей, мысль о том, что больше не будет возможности увидеть их или поговорить с ними, слишком болезненна. Но это обычно то, с чем сталкиваются Свидетели Иеговы, покидая организацию Свидетелей Иеговы. Это необходимо обязательно учитывать.

2. Возможные причины выхода из СИ

Свидетели Иеговы могут признать возможность того, что их организация ошибается по двум причинам:

(1) они лишились иллюзий относительно организации, или людей, которые вовлечены в нее, и
(2) они стали более самоуверенны и самостоятельны, и больше не бояться придерживаться ответов Сторожевой Башни.

Большинство из тех, кто покинул СИ, сделали это по первой причине (лишившись иллюзий). «Божественная организация» в таком случае становится человеческой организацией. Человеческие поступки, контроль разума и манипулирование становятся очевидными. Однажды потеряв идеализм, его замещают чем-то вроде цинизма или поисками чего-то лучшего. Свидетель начинает рассказывать о разочаровании в своих иллюзий другим, хотя это опасно, так как их могут назвать «изменниками». Часто их критицизм ограничивается несколькими людьми, даже, вероятно, теми, кто находится за пределами СИ. Однако, к сожалению, многие из них останутся со СИ, даже, если будут знать многое из того, что она заблуждается, просто потому что они боятся заново испытать или столкнуться с неуверенностью в поисках чего-то большего.

Совсем немного Свидетелей попадают во вторую категорию, хотя (уже не боясь вопросов), СИ уже не уделяют им столько внимания. Потому что на них очень сложно повлиять в первую очередь страхом или чувством вины за имеющиеся сомнения, но чувствуют себя достаточно уверенно, ими движет надежда, на нечто лучшее, по сравнению с тем, что предлагают СИ, и вера в Господа, который может быть больше, чем Иегова Сторожевой Башни. Часто они приходят к этому заключению просто пристально вглядываясь в Христа и видя в этом что-то большее, чем то, что говорят о Нем СИ.

Многие пытаются предложить «Свидетелям» свое понимание и почитание Господа Иисуса Христа, и далее примирить Библию со Свидетелями. Это почти никогда не давало хорошего эффекта, так как им нужно ВИДЕТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ нечто лучшее. Им нужно видеть вашу готовность их понять, и ваше желание быть дружественными независимо от того, во что они верят. Другими словами, они должны ВИДЕТЬ любовь Христову, а не только слышать о ней.

3. Подготовка к аргументированной полемике

Образование

Для ведения эффективной антисектантской деятельности необходима основательная подготовка в части получения знаний в области богословия, сектоведения, знания текстов и толкования Свщ.Писания. Для приобщения сектанта к Церковной Полноте необходимо и самому быть причастным к церковной жизни.

«Когда не можем убедить самих себя, как мы убедим других? Как же может исправить других тот, кто не умеет управлять своею душою?» (свт. Иоанн Златоуст).

Значение молитвы

Необходимо начинать молиться за собеседника раньше, чем вы начнете ему что-то говорить. Важно молиться и о том, чтобы Господь вразумил, нужно ли вам что-то сказать в данный момент, и как это сделать.

В Утреннем молитвенном правиле мы находим следующие слова молитв против ересей и об обращении сектантов к Святой Церкви:

«Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш… Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, Юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирание Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей восстание скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати… Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольской Соборней Церкви причти».

Личное отношение к адептам сект и культов

Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные христиане призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим.

По учению свт. Иоанна Златоустого, «еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении».

Говорить с сектантами можно только в мирном состоянии духа. Без любви к собеседнику лучше вообще не общаться: «Твердый в вере, если будет говорить и состязаться с еретиками или неверными, никогда не смутится, потому что имеет внутри себя Иисуса, Начальника мира и тишины. И такой, после мирного состязания, может с любовью привести многих еретиков и неверных в познание Спасителя» (свв. Варсонофий и Иоанн).

Необходимо избегать использования в речи экспрессивных выражений и напористого тона. С сектантами полезнее общаться «кротко и мирно» (77-й канон Карфагенского собора).

«Святите Христа как Господа в сердцах ваших, готовые всегда к ответу каждому, кто требует у вас отчета в вашей надежде; но делайте это с кротостью и страхом, имея добрую совесть, чтобы в том, за что вас злословят, посрамлены были поносящие ваше доброе поведение во Христе» (1 Пет. 3:15-16).

По отношению к адептам сект недопустимы оскорбления, повышение на них голоса и угрозы.

«Если исправляя ближнего, движешься на гнев, то исполняешь свою страсть. Таким образом, не спасая других, причиняешь вред и себе» (преп. Макарий Великий).

«В случае необходимости надо исповеднически, мужественно отстаивать свою веру, не оскорбляя, не унижая при этом других людей. Надо стараться со всеми быть ровным, доброжелательным, кротким и смиренным, потому что всякий человек, каким бы он ни был, если он призван Богом к бытию, есть носитель образа Божия, перед которым мы должны благоговеть» (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы 15 декабря 2001 г.).

«Словопрение - самое слабое оружие против еретиков, оружие более вредное, нежели полезное. Оно делается таким сообразно свойству душевного недуга - ереси. Гордая ересь не терпит обличений, не терпит побеждения. От обличений она ожесточается; от побеждений приходит в неистовство. Это доказали бесчисленные опыты. Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее — молчаливым приветствием, смирением, любовию, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему. Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему. Желающий успешно сражаться против ереси должен быть вполне чужд тщеславия и вражды к ближнему, чтоб не выразить их какою насмешкою, каким колким или жестким словом, каким-либо словом блестящим, могущим отозваться в гордой душе еретика и возмутить в ней страсть ее. Помазуй струп и язву ближнего, как бы цельным елеем, единственно словами любви и смирения, да призрит милосердый Господь на любовь твою и на смирение твое, да возвестятся они сердцу ближнего твоего и да даруется тебе великий Божий дар - спасение ближнего твоего. Гордость, дерзость, упорство, восторженность еретика имеют только вид энергии, в сущности они - немощь, нуждающаяся в благоразумном соболезновании. Эта немощь только умножается и свирепеет, когда против нее действуют безрассудною ревностию, выражающеюся жестким обличением» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе).

Определение целей и мотивов общения с адептами сект

В ряде случаев вступление в полемику с сектантом имеет целью лишь доказательство ошибочности его взглядов.

Однако, по сравнению с полемикой, «более продуктивный путь борьбы с сектами, ересями и расколами — полнее раскрывать сокровища Православия… Необходимо увидеть и показать другим живущую в нем Божественную Истину, открыть людям красоту и благоухание святости… Это самый надежный путь возвращения в лоно Церкви всех заблуждающихся» (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы 15 декабря 2001 г.)

Следует помнить, что природа православного благовествования заключается не в протесте, отрицании, несогласии, а, прежде всего, в утверждении положительного учения Церкви.

Задачей общения с сектантами может быть стремление объяснить самосознание Православной Церкви, основы ее вероучения, канонического строя и духовной традиции, рассеять недоумения и существующие стереотипы.

Многие люди, обращавшиеся в Православие из сект, удивлялись, когда понимали, что Православие — это не свод обрядов, а жизнь согласно законам Божиим, это живая вера. Здесь Библия не закрытая книга, а жизнь Церкви, что именно Православие является ее кристальным отражением.

Поэтому истинной целью должно стать не столько стремление изобличить и опровергнуть сектантское вероучение, сколько стремление привести члена секты в Полноту Православия. Отлучая от общения своего члена, запечатленного ею в день его Крещения, Церковь надеется на его возвращение (Основные принципы отношения РПЦ к инославию, 1.11).

Здесь очень важно помнить слова свт. Григория Богослова: «Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».

Об этом же увещает нас и ап. Павел: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:24-26).

Подобный подход не имеет ничего общего с беспринципностью и изменой Православной вере. Ведь «истинная веротерпимость… дает место близ нее и другим верам не потому, что считает их равночестными и спасительными, а по снисхождению к немощам заблуждающихся. Она не теснит, не гонит, не преследует; но… не упускает случая с любовью указывать заблуждение и предлагать свободному убеждению и совести выбор лучшего» (свт.Феофан Затворник)

4. Как говорить со «Свидетелем Иеговы»[1]

Ниже приведены некоторые опробованные и испытанные приемы успешного поведения со Свидетелями Иеговы:

  • НЕ следует принимать в штыки их доктрину, настаивая на том, чтобы они верили в Св.Троицу, ад, и т.д. Лучше будет обсудить эти вопросы, когда это не будет так пугать их.

    «Кто прежде надлежащего времени предлагает людям высокое учение, тот и в свое время не найдет их способными следовать ему, навсегда делав их бесполезными» (свт. Иоанн Златоуст).

  • В общении стоит держаться подальше от основной доктрины. Если они зададут вопрос, касающейся доктрины, имейте наготове ответ, который НЕ ЗАСТАВИТ ПЕРЕЙТИ ИХ К ОБОРОНЕ, и далее держитесь в беседе подальше от критических вопросов. Цель заключается в том, чтобы заставить их думать и САМИМ пересмотреть решения сложных вопросов, а не руководствоваться тем, что заложила им в головы «Сторожевая Башня». Чтобы сделать это вы должны задавать вопросы, на которые они не «запрограммированы» отвечать. Такие вопросы подталкивают их задуматься о том, почему они присоединились к СИ.

  • НЕ стоит говорить им, что Вы будете молиться за них или что вам больно за них, или, что у них «промыты мозги» или что они глупы. У «Свидетелей» обычно сильное «я», они быстро обижаются, когда их осуждают. Вместо этого, скажите, что вас интересует организация СИ, и спросите, как они пришли к этой вере, и что они подумают, если вы зададите им некоторые вопросы о СИ. Шутливая или вопросительная интонация обычно не переживается Свидетелями как угроза, а отрицательная, осуждающая интонация заставит их постараться избавиться от вас.

  • НЕ стоит говорить им, что Вы будете молиться за них или что вам больно за них, или, что у них «промыты мозги» или что они глупы. У «Свидетелей» обычно сильное «я», они быстро обижаются, когда их осуждают. Вместо этого, скажите, что вас интересует организация СИ, и спросите, как они пришли к этой вере, и что они подумают, если вы зададите им некоторые вопросы о СИ. Шутливая или вопросительная интонация обычно не переживается Свидетелями как угроза, а отрицательная, осуждающая интонация заставит их постараться избавиться от вас.

  • НЕ надо заставлять их посещать церковь, так как их учили верить, что церкви полны дьяволов и неверный учений. Дайте им немного свободы, и они сами со временем станут приближаться.
  • НЕ стоит ворошить его ран. Для Свидетеля, покидающего «Сторожевую Башню», может показаться, что весь его мир рушится из-за страха и незащищенности. Если вы не чувствуете этого, он не сможет доверяться вам.
  • ПОДТАЛКИВАЙТЕ его к тому, чтобы он занялся нормальными вещами, такими как разговоры на прогулке. Чем больше они встречаются с не-культистами, тем им будет лучше.

  • ПРОЯВЛЯЙТЕ интерес к ним, к тому, что привлекло их в Сторожевую Башню, и что им больше всего нравится в ней. Это даст вам ключ к их первичным эмоциональным факторам, и она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО начнут вглядываться в жизнь. Обращайтесь к этому проявлению! Предлагайте им что-либо, что по сути полнее и выше того, что они имеют.

  • ПРОЧИТАЙТЕ о том, как работают культы в аспекте контроля разума.

  • ПОКАЖИТЕ им видео бывших членов других культов, которые столкнулись с таким же осуждением.

  • Дайте ему почувствовать себя любимым и желанным, независимо от его представлений. Покажите христианскую любовь в вашем отношении и в ваших действиях.

Свидетелей Иеговы учат давать готовые ответы на самые распространенные доводы, которые христиане приводят против их лжеучений. Следовательно, какой бы путь вы не избрали в своей беседе, главное — не позволять им прибегать к готовым ответам и формулировкам.

5. Какое время можно уделить общению с адептом секты

Сколько раз стоит встречаться и полемизировать с представителями сект зависит, в первую очередь, от их желания: «Тому, кто не внимает словам твоим, не говори их» (преп.Антоний Великий).

Второй фактор — оценка возможности изменения взглядов сектанта. Если человек настаивает на своей точке зрения, необходимо по совету ап. Павла прекратить с ним общение уже после второй встречи (Тит. 3:10). Иначе общение с ним будет способствовать еще большему ожесточению и поиску новых аргументов против доводов православного миссионера:

«Еретикам только два опыта вразумления указывается, чтобы усиленным давлением не углубить их упорства в инакомыслящем и не подать повода научиться изворотливости в отстаивании своей лжи» (свт.Феофан Затворник)

По слову свт. Иоанна Златоустого «споров с неисправимыми еретиками нужно избегать». При этом важно учитывать и позицию преп. Иоанна Лествичника, согласно которой «еретиков, которые охотно спорят с нами, после первого и второго увещания должны мы оставлять; напротив того, желающим научиться истине не поленимся благодетельствовать в этом до конца нашей жизни».

5. Составление апологетических текстов

При составлении брошюр и статей, направленных против сект необходимо остерегаться следующих ошибок, способных привести к обратному результату:

  • полемически бесполезные высказывания и обвинений;
  • использование необоснованных утверждений, непроверенной информации или даже явных ошибок в аргументации;

  • приписывание секте несуществующих доктрин;

  • вместо указаний на реальные проступки организации по отношению к своим верующим, так и к обществу в целом, указание на факты ничего, по большей части, не подтверждающие;

  • агрессивный тон и вообще излишне эмоциональный фон.

Необходимо избегать открытых ссылок на бывших СИ. Так как это сделает всю публикацию «отступнической», т.е. запретной для чтения.

В качестве аргументов лучше использовать исключительно библейские доводы, т.к. при аргументации бесполезно ссылаться на святоотеческие источники и православное Предание (их СИ полностью отвергают).

Не всегда полезно затрагивать внутренние проблемы организации СИ, пусть даже факты будут достоверными. Это тоже может вызвать подозрения, что литература «отступническая», т.е. написана бывшими СИ.

Следует признать весьма эффективным использование «стиля» изданий СИ при составлении апологетических текстов. Это позволяет адептом этой секты без отторжения воспринимать излагаемый материал.

Например, в работе Р. А. Смородинова «Вопросы Свидетелям Иеговы» (Библиотека Руслана Хазарзара) весьма последовательно используются распространенные в иеговистской литературе приемы: почти на каждой странице здесь можно встретить обращение к читателю «Не думаете ли вы…» или «не кажется ли вам, что…». Указанный автор свой подход выразил таким образом: «в изданиях СИ принято в конце каждой главы выделять основные вопросы для того, чтобы Свидетели путем ответов на них проверили свои познания. Последую и я этому примеру, резюмировав основные вопросы…»[2].

Заключение

ПОМНИТЕ О ТЕРПЕНИИ.

Для того, чтобы подвести Свидетеля к открытым вопросам «Сторожевой Башне», могут потребоваться месяцы или годы. Только любовь к вашим родственникам и друзьям может сохранить и показать им любовь и свободу, которые лежат за кулисами СИ.

НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ. Молитесь за вашего близкого, оказавшегося в секте. Пусть примером для вас будет святая праведная Моника, мать блаженного Августина, епископа Гиппонского. Этот православный святой, крупнейший богослов Запада, жил в V в. и до своего обращения в христианство в течение многих лет состоял в секте манихеев. Все эти годы мать не переставала за него молиться Богу, и молитва матери была услышана.

Священник Александр Усатов

Миссионер Дона

7 марта 2008 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту