100-летие пребывания царской семьи в Бад-Наугейме

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Русская православная община в Бад-Наугейме (федеральная земля Гессен) и члены Князь-Владимирского братства в Германии вместе с городскими властями Фридберга и Бад-Наугейма отмечают в сентябре 100-летие со времени пребывания здесь русского царя Николая II и его семьи.

Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 717 px. Размер файла 243631 b.  Царская семья во дворе замка в Фридберге
Царская семья во дворе замка в Фридберге
В конце XIX и начале XX века в Бад-Наугейм «на воды» ежегодно приезжали отдыхать и лечиться многие русские, среди которых были и очень знатные особы, а также известные деятели русской литературы и искусства.

Документы немецких архивов свидетельствуют: с 17/30 августа по 11/24 октября 1910 года царская семья гостила у своих гессенских родственников. Бад-Наугейм тогда был городом великого герцогства Гессен, существовавшего в 1806–1918 годах на территории современной Германии. Герцогством на рубеже XIX–XX веков правил великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский и Рейнский (1868–1937) – брат императрицы Александры Федоровны. До начала Первой мировой войны великий герцог много раз бывал и в России в гостях у своих сестер – императрицы Александры Федоровны и великой княгини Елизаветы Федоровны.

Государыня императрица в 1910 году решила пройти курс лечения на знаменитом курорте Бад-Наугейм. Царская семья поселилась в замке соседнего города Фридберг (Friedberg in Hessen), в котором ныне размещается финансовая инспекция.

В парке этого замка (Burggarten) власти города Фридберг в августе 2010 года развернули уникальную фотовыставку о пребывании царственных особ в этом городе.

Августейшие российские гости совершали пешие прогулки, а также объезжали на автомобиле герцогство, знакомясь с его достопримечательностями. Рядом с замком Мюнценберг и сейчас еще работает кафе, в котором в 1910 году останавливалась пообедать царская семья – об этом свидетельствует фотография в красивой рамке, висящая на стене кафе. Маленький цесаревич Алексей, как свидетельствуют архивные данные, очень подружился с местными крестьянскими детьми и даже помогал им собирать в поле картофель, за что крестьяне подарили ему мешок с картошкой, а в ответ он подарил всем своим сверстникам перочинные ножички.

В Бад-Наугейме государь император пил минеральную воду из источника; не прочь был он и сыграть в теннис. Это тоже запечатлели старые фотографии, которые можно увидеть на выставке.

Фотографии представлены городскими архивами городов Бад-Наугейм и Фридберг, Гессенским государственным архивом в Дармштадте, а также Государственным архивом Российской Федерации и Российским Фондом культуры. В Бад-Наугейме выставка фотографий, рассказывающих о пребывании в городе-курорте царской семьи в 1910 году, откроется 16 сентября. Выставка будет развернута в Старой ратуше (Altes Rathaus). На открытии выступит с докладом доктор Клаус-Дитер Рак (dr. Klaus-Dieter Rack), местный историк. Он продемонстрирует уникальные диапозитивы и подробно их прокомментирует. Дополнением к этой выставке послужит еще одна – тематическая, которая откроется два дня спустя – 18 сентября. На ней будут представлены фотографии, рассказывающие о жизни царской семьи дома, в России, о зарубежных поездках высочайших особ.

Городской отдел туризма в продолжение нескольких дней организует для жителей и гостей города пешеходные экскурсии «По Бад-Наугейму следом за царской семьей». Одним из объектов посещения станет и русский храм в этом городе.

По данным городского архива, царская семья в Бад-Наугейме не раз посещала богослужения в русском православном храме во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского, и преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Об этом сообщает памятная бронзовая доска на стене храма. Эта принадлежавшая Князь-Владимирскому братству церковь была хорошо известна русским, приезжавшим в Бад-Наугейм в начале ХХ века. В ней находилась уникальная православная святыня – знаменитый иконостас из Зосимо-Савватиевской церкви Саровской пустыни, перед которым когда-то молился и сам преподобный Серафим Саровский.

Этот иконостас в 1908 году в качестве дара храму преподнес епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев). Сохранилось предание, что именно с этим иконостасом произошло чудо: преподобный Серафим, служа в церкви, вдруг увидел, как во время ектении в храм явился Сам Спаситель и вошел прямо в иконостас.

Иконостас церкви святых Иннокентия Иркутского и Серафима Саровского в Бад-Наугейме
Иконостас церкви святых Иннокентия Иркутского и Серафима Саровского в Бад-Наугейме
Иконостас, выполненный в стиле ампир, изготовлен, как отмечают специалисты, предположительно около 1805 года, и возможно, по указаниям самого преподобного Серафима Саровского. Перед этим уникальным иконостасом несколько раз молился царь Николай II и члены его семьи.

Нынешний председатель Князь-Владимирского братства Дмитрий Глебович Рар рассказал, что в архиве братства сохранились выписки из хроники этого благотворительного общества, основанного протоиереем Алексием Мальцевым. Вот выдержка из них:

«1910, 17/30.VIII (вт.) – 11/24.X (пн.): пребывание царской семьи во Фридберге и Бад-Наугейме по случаю курортного лечения государыни императрицы Александры Феодоровны. За это время царская семья несколько раз посетила богослужения в храме свт. Иннокентия Иркутского и преп. Серафима Саровского. На все эти богослужения для входа в церковь прихожанам выдавались именные билеты, подписанные придворным протоиереем Кедринским. По окончании всех служб драгоценные сосуды, три креста, антиминс и прочие предметы упаковывались в деревянный ящик и сдавались баронессе Штарке. Ей также передавались церковные доходы и отчеты. Хозяйство из церковного дома, т.е. самовар, чашки и прочее, складывали в кладовую при церкви. Там же находились свечи, ковры и бронзовые прутья. В ящиках у клиросов складывались мелкие вещи из принадлежностей ризницы. На левом клиросе в шкафу находились священнические фелони и стихари. В стенном шкафу алтаря было положено большое Евангелие, а также церковные сосуды, кадило и диаконская свеча. Там же находится и бронзовая доска, которая была прибита на правом клиросе в память посещения церкви царской семьей.

Запись о богослужениях ведет псаломщик В. Артемьев».

И далее архивные документы свидетельствуют, что и «30.VII / 12.VIII 1910 (пт.): царская семья присутствует на литургии в братском храме в Бад-Наугейме».

Издание «Берлинский братский временник» за 1911 год сообщило, что «22.VIII / 4.IX (вс.): литургию в Бад-Наугейме в высочайшем присутствии царской семьи совершили епископ Владимир (Путята), член Государственной Думы священник Якубович и священник Стешенко. В тот же день епископ Кронштадтский Владимир (Путята) утвердил устав Попечительства при храме святых Иннокентия Иркутского и Серафима Саровского в Бад-Наугейме».

Документы подробно фиксируют:

«1910, 28.VIII / 10.IX (сб.): всенощную в Бад-Наугейме в высочайшем присутствии царской семьи совершил протоиерей Алексий Мальцев.

29.VIII / 11.IX (вс.) и 8/21.IX (ср.) литургии в Бад-Наугейме в высочайшем присутствии государя императора Николая II и августейших детей совершили придворное духовенство и священник Стешенко» (только 8/21.IX. – А.Х.).

И 11 сентября 2010 года в православном храме Бад-Наугейма, и ныне принадлежащем Князь-Владимирскому братству, прошла Божественная литургия, которую служил настоятель храмов в Бад-Наугейме, Бад-Гомбурге и Франкфурте протоиерей Димитрий Игнатьев (РПЦЗ).

Почтовая карточка, выпущенная в честь пребываний царской семьи в Бад-Наугейме в 1910 г.
Почтовая карточка, выпущенная в честь пребываний царской семьи в Бад-Наугейме в 1910 г.
В сентябрьские дни, как рассказал Д.Г. Рар, несколько раз будет открываться русская православная церковь Бад-Наугейма. Так, 18 сентября госпожа Бригитта Гебауер здесь прочтет на немецком языке лекцию о русских православных иконах. Кстати, уникальный иконостас храма Бад-Наугейма интересен еще и тем, что на его боковых диаконских дверях сохранились весьма редкие изображения Аарона – старшего брата Моисея и первого еврейского первосвященника, а также царя Салимского и «священника Бога Всевышнего» Мелхиседека. Четыре большие иконы: Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери и преподобного Серафима Саровского – были написаны уже в начале ХХ века, после прославления святого Серафима Саровского.

Уникальный иконостас нуждается в срочной реставрации, а достаточных денег у братства нет, поэтому 17 сентября в районе расположения бюветов для питья (Trinkkuranlage) состоится благотворительный концерт трех церковных хоров: православного, протестантского и католического. Здесь же прозвучат церковные песнопения в исполнении смешанного хора всех русских православных приходов, расположенных в регионе Франкфурта-на-Майне. Хором будет руководить Екатерина Леонидовна Цурикова. Все доходы от концерта пойдут на ремонт русской православной церкви и ее удивительного иконостаса.

На всех мероприятиях, посвященных 100-летию со времени пребывания в Бад-Наугейме российской царской семьи, будут присутствовать бургомистр города Бернд Витцель (Bernd Witzel), настоятель православного храма в Бад-Наугейме протоиерей Димитрий Игнатьев, члены и председатель Князь-Владимирского братства Д.Г. Рар, представители Российского Фонда культуры Леонид Матвеевич Аринштейн и Ирина Юрьевна Юрьева.

После закрытия в октябре выставок в Старой Ратуше фотографии будут выставлены в притворе русской церкви в Бад-Наугейме.

Анатолий Холодюк

13 сентября 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
нина, г.Уфа29 апреля 2011, 11:41
Очень-очень благодарю, Анатолий! Чувствуется, что вы очень добрый человек. Божией помощи вам в дальнейшей работе!Так хотелось бы общаться с вами и, может быть, дружить. Я - филолог и психолог. Немного пишу по благословению. Христос Воскресе! Нина Алешина
Бобылев Олег Александрович21 января 2011, 12:42
Я думаю, что личность НиколаяП противоречива. Как у всех людей имеются свои недостатки, свои достоинства.Не надо его ни возвеличивать ни хулить. Он и его семья -жертва преступления тогдашней власти - это факт исторический. Он часть нашей отечественной истории. А историю свою надо знать.
дана12 ноября 2010, 22:40
Узнаем много нового из нашей истории, благодаря публикациям Анатолия Холодюка. Его статьи разнообразны по тематике, но их объединяет православная вера - ее служители, история, интерересные события в жизни православных христиан. Хочется поблагодарить Анатолия Холодюка за его труд. Ждем его новых публикаций. Благодарные читатели из Санкт-Петербурга
Геннадий24 сентября 2010, 18:43
Судить никого не стоит.А вот храмы с иконами Николая Романова и его семьи далеко не пустые и слава Богу.
Павел13 сентября 2010, 19:41
Согласен с Натальей.

И ехать необязательно даже в Екатеринбург. Я, например, год назад совершал паломничество (в группе из почти 20 человек) в этот самый Бад-Наухайм и в ряд других небольших курортных городков, связанных с русским Православием и императорской фамилией на немецкой земле. Царскую семью помнят и почитают!

Сергию: переписывать историю не нужно, но и смотреть на неё однобоко - тоже. Пропуская спорный тезис касательно отношения, например, белых к роли Николая; ответьте, пожалуйста, кто из них (красные/белые) достоин того, чтобы однозначно принять его позицию? Разве в праве вообще участники братоубийственной войны судить государя - помазанника Божьего? Мнения их не всеобъемлющи - есть и другие.
Наталья13 сентября 2010, 16:43
Не правда.

Царя Николая,Александру Федоровну и их детей очень почитают и любят.

Если Вы так считаете и получали однобокую информацию из наших светских газет,это не значит что это истина.Почитайте книгу Жевахова "Воспоминания",или поезжайте на царские дни в г.Екатеринбург и Вы измените свое мнение и увидите море людей,которые съехались со всей страны и из-за границы,чтобы просто поклонится ИМ и ИХ ПОДВИГУ.

Наш Царь Николай и его семья святые.

И дай Бог,чтобы Вам эта истина открылась,как мне и очень.... многим людям.
Сергий13 сентября 2010, 11:21
Сколько ни называй черное белым, но белее от этого оно не станет.

Сколько ни переписывай историю, но факты остаются фактами. И красные и белые крайне негативно оценивают роль Николая 2-го в нашей истории. В этом они полностью согласны друг с другом.

А храмы наши с иконами Николая Романова стоят пустые.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×