Чудотворные иконы Божией Матери, связанные с Китаем

Харбинская икона Божией Матери

Харбинская икона Божией Матери
Харбинская икона Божией Матери
В 1920-е годы в городе Харбине епископ Нестор своими трудами и заботами основал «Дом Милосердия» - благотворительное учреждение-приют, как для престарелых и больных людей, так и для детей-сирот. При этом «Доме Милосердия» Владыкой Нестором был устроен и освящен храм в честь Иконы Божей Матери «Всех Скорбящих Радосте». Узнав об этом, одна из ближайших сотрудниц Владыки, Екатерина Ивановна Курмей, пожертвовала для храма свою собственную икону этого иконографического типа. Старинная эта икона к тому времени настолько потемнела от времени, что на ней почти невозможно было разобрать лики святых угодников Божих, а тем более прочесть надписи на иконе.

Однажды днем настоятель церкви, священник Юлиан Сумневич заметил, что древняя икона начинает светлеть и обновляться... Не доверяя себе, он решил выждать некоторое время; но обновление шло быстро, и через несколько часов икона посветлела настолько, что чудо обновления стало несомненным и явным для всех, подходивщих к иконе и знавших прежний её вид. Лики и надписи на Иконе стали отчетливы и ясны. Весть о чуде всколыхнула весь город, и обновленный Образ стал одной из главных святынь не только храма, но и всего православнаго Харбина.

Когда последний настоятель храма «Дома Милосердия», Архимандрит Филарет (впоследствии третий Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей) выехал из Харбина в Австралию, а оттуда в США, обновленный образ продолжал оставаться, как и другие святыни, в храме, который был закрыт после отъезда настоятеля, а его святыни и утварь перешли в распоряжение китайского правительства. После долгих и трудных хлопот, исполнявшей в последние годы обязанности церковного старосты, 3. Л. Тауц-Зверевой удалось добиться разрешения на вывоз святынь заграницу. И только осенью 1965 года, во время поездки Владыки Митрополита Филарета в Европу, обновленный Образ, после длительнаго пребывания в Гонконге, был отправлен в США и прибыл в Синодальный Собор Русской Зарубежной Церкви, где он хранится в нижнем храме в честь преподобного Сергия Радонежского. Нынешний клир Синодального собора свидетельтсвует, что временами выделяется миро на поверхности этой иконы.

Албазинская икона Божией Матери

Впервые Албазин упоминается в 1650 году, когда отряд Ерофея Хабарова занял на Верхнем Амуре городок даурского князя Албазы, по имени которого и стал называться острог. В 1666 году сюда пришла группа из 30 казаков во главе с Николаем Черниговским и вместе с ними на Амур прибыл иеромонах Гермоген. Он-то и привез с собой икону, которую поместил в основанный рядом с острогом Спасский монастырь.

Летом 1685 года на Албазин напали китайцы, которые считали, что возвращают захвченный русскими город. Настоятель монастыря отец Гермоген с братией затворились вместе с албазинцами в крепости, едва успев спасти святыню. 450 защитников смело оборонялись против 15-тысячного войска.

Пораженные мужеством русских бойцов, китайцы предложили им сдаться на почетных условиях. Оставшимся в живых было предложено уйти в Нерчинск либо перейти на службу китайскому императору. И часть согласились, переселившись вместе со священником Максимом в Пекин, где император приказал отдать албазинцам одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников.

В середине XIX века наступила новая эпоха русского освоения Амура. 1 августа 1850 года был основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского и святого равноапостольного Иннокентия в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами и селами. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе станица Албазинская на месте древней крепости), а за одно лето 1858 года - более тридцати поселений, среди них три города - Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин перенес святую икону в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта.

Летом 1900 года, во время «Боксерского» восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери защитил город: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

В 1924 году кафедральный собор Благовещенска сгорел. Икона была передана в Ильинскую церковь в Благовещенске. С 1938 года она находилась в краеведческом музее. Лишь в 1991 году святыня была возвращена Церкви и торжественно перенесена в Благовещенский собор. Это был первый на Дальнем Востоке крестный ход после революции.

В июне 2005 года в Благовещенскую епархию Русской Православной Церкви прибыла паломническая группа из Китая, в состав которой входили потомки албазинцев. Они прибыли в праздник Святой Троицы поклониться Албазинской иконе Божией Матери, посетить Албазино — землю своих православных предков.

Табынская икона Божией Матери


В июне 1597 иеродиакон Вознесенской пустыни Амвросий, проходя мимо соляного источника обнаружил Чудотворную икону Божией Матери. Братия перенесла икону в храм, но утром там ее не оказалось. Нашли икону на монастырских вратах.

Над ней построили часовню. После разрушения в 1633 году монастыря икона пропала, но через сто лет произошло второе ее обретение. В 1766 году икону увидели пастухи у соляных ключей. Икона была принесена в Богоявленский храм Богоявленского медеплавильного завода. Однако икона из этой церкви таинственным образом исчезла и очутилась в селе Табынском. С тех пор она называется Табынскою.

Во время эпидемии холеры в 1854 году икону принесли в Оренбург, и эпидемия прекратилась. До 1918 года ее ежегодно приносили из Табынска в Оренбург, где она, помещенная в специальный киот, находилась около трех месяцев.

Во время Гражданской войны при отступлении белых под командованием атамана Дутова из Оренбурга, образ Божией Матери Табынской был унесен в Китай Преосвященным Оренбургским епископом Мефодием, который с 1921 года стал правящим архиереем Харбинской епархии.

С 1920 года привезенная дутовцами икона находилась в храме города Суйдуна (провинция Синьцзян), где настоятелем тогда был святитель Иона Ханькоусский. В 1938 году икону перенесли в Свято-Никольский храм города Кульджа. Как самая чтимая святыня она хранилась у левого клироса Кульджинского храма и была облачена в позолоченную серебряную ризу. Так же, как и в России, в девятую пятницу по Пасхе в Кульдже, Суйдуне, Чугучаке и Урумчи проводился крестный ход.

В конце 1960-х годов Свято-Никольский храм был разрушен. Во время «культурной революции» пропала и икона. Русские старожилы Кульджи хорошо помнят и храм, и чудотворный образ. Они не верят в гибель иконы и считают, что она быля спрятана одним из прихожан где-то за городом.

С именем Табынской святыни связано и основание в 1934 году в Канагаши близ Дайрена Богородско-Казанской Табынской женской обители. Священником в ней был протоиерей Иоанн Петелин из Харбина. В обители хранилась копия иконы. В начале 1960-х годов обитель была закрыта, а монахини перебрались в Калифорнию. Возможно, они взяли с собой свою копию чудотворной иконы.

Составил Юрий Максимов

по материалам сайта "Православие в Китае" и "Православие на Дальнем Востоке"

22 января 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту