В музее А.С. Пушкина открылась выставка, посвященная 300-летию со дня рождения Ломоносова

Москва, 5 сентября 2011 г.

«Тайна русской культуры» – так называется выставка, посвященная 300-летию со дня рождения Ломоносова.

Мемориальных вещей почти не сохранилось. Тем интереснее была задача, которую поставили себе сотрудники Государственного музея А.С. Пушкина, – рассказывают «Новости культуры».

Собрать экспозицию, интересную для публики, сегодня значит, прежде всего, придумать увлекательную концепцию.

«Мне всегда казался важным образ корабля для Ломоносова, – рассказывает автор концепции выставки Михаил Одесский. – Он сам сын корабела. Последний проект, над которым он работал, – это попытка открыть мореходный путь через Ледовитый океан. Корабль проходит через всю его жизнь. Корабль представлен в его лирике».

В корабле судьбы Ломоносова три отсека. В первом, поморском, самом темном – всего четыре светильника против 128, что будут в третьем, имитирующем залу. Самый яркий свет исходит от «Арифметики» Магницкого – первого учебника будущего академика. Мечта музейщиков – автограф 14-летнего Ломоносова в таможенной книге: он расписался за неграмотных архангельских купцов. Чтобы почувствовать поморскую эстетику, художник выставки изучал холмогорскую натуру.

«Какие-то найденные приемы, к примеру связанные с традиционным забором архангельских поморов, которые как угол, направление, дающее остроту, дизайнерскую среду, поворот, – они дали некий образный поворот к тому, как с этим можно было поступить. И создается такая околица, от которой он со своим обозом поехал в Москву», – рассказывает художник выставки Александр Конов.

Москва и Петербург. Ломоносов – ученый и поэт. Над высокопарными одами – портреты императоров и государственных мужей. А рядом – рукописные альбомы с малоизвестной любовной лирикой Ломоносова. Талантливый стихотворец еще придумывал театральные празднества и составлял программы фейерверков. А в веке XIX, в эпоху Пушкина, его именем клялись литературные противники – архаисты и члены общества «Арзамас». И те и другие считали себя последователями дела Ломоносова.

«Ломоносов воспринимался Пушкиным как создатель актуальной системы языков культуры, – говорит Дмитрий Ивинский, профессор филологического факультета МГУ, – за пределы которой пушкинское поколение не выходило. Именно Ломоносов закрепил в русской литературе язык европейской символики и эмблематики. Тот язык, на котором основывалась русская поэзия».

На государственном уровне Ломоносова чествуют с середины XIX века. На приеме в день его памяти – тематическое меню: говядина по-марбургски, архангельские рябчики.
Советский Ломоносов – это не только патриотический образ кичевых статуэток, тарелок, шкатулок. Это и идеал мистиков, которые видели в его деятельности символы тайного знания. Андрей Белый – приверженец учения антропософов – свой роман «Москва» посвящает архангельскому крестьянину. Его символом выступает Михаил Архангел, вводящий человечество в новую эпоху.

Чтоб попытаться разгадать тайну Ломоносова, нужно пройти этот путь: от темной холмогорской деревни к дворцовому свету. Но и здесь русский гений не поддастся разгадке – он до сих пор по ту сторону зеркала.

5 сентября 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×