Язык

Кто не слышал об Эзопе? Чьего уха не касалось выражение «эзопов язык»? Кто не знает басни позднейших писателей, написанные по мотивам притч, придуманных злоязычным и уродливым, но остроумным и хитрым рабом?

Даже если вы не любите читать, вы могли видеть телевизионный фильм об Эзопе с А. Калягиным в главной роли. Там есть следующий эпизод.

Хозяин Эзопа, туповатый и высокомерный Ксанф, числящийся философом, просит принести для своего друга из угощений самое лучшее. Эзоп уходит на кухню и возвращается с языком. «Почему язык?» – спрашивает Ксанф. «Потому что нет на свете ничего лучшего, – отвечает раб. – Языком благословляем богов, признаемся в любви, декламируем стихи, произносим мудрые речи. Нет ничего лучше языка».

«Хорошо, – говорит хозяин. – Принеси нам теперь самое худшее, что у нас есть».

Как вы уже догадались или вспомнили, Эзоп опять приносит язык и объясняет туповатому и подвыпившему хозяину почему: языком лжем и клевещем, проклинаем и разносим сплетни – нет ничего хуже языка.

Гость Ксанфа выражает удивление мудростью раба, сам Ксанф не до конца понимает, как это нечто может быть и худшим, и лучшим из существующего одновременно, а мы, зрители, получаем важнейший урок. Язык действительно есть уникальный по значению орган человеческого тела, и тема, представленная киношным Эзопом, вплотную примыкает ко многим библейским текстам.

Изображая древних греков, мы никогда не изображаем их такими, какими они были. Скорее всего, мы даже не стараемся это сделать, да и вряд ли мы на это способны. Тот Эзоп в исполнении Калягина был скорее похож на христианина до Христа, чем на циничного мудреца-уродца. Сквозь призму последующего торжества христианства и сквозь ренессансные мечты об идеальном человеке мы видим древних греков. Оно и хорошо.

Посмотришь подобный фильм и сразу можешь искать в Библии соответствующие параллели. Долго искать не придется. Притчи Соломоновы и послание Иакова вспыхнут ярким блеском ассоциаций.

Человек более всего грешит устами и языком. По слову Господа, это то, что действительно оскверняет человека – не в пример чему-либо, употребленному в пищу. «Входящее в уста проходит во чрево и извергается вон. А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека» (Мф. 15: 17–18). Далее Господь поясняет, что исходит из сердца: злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи…

Видно, чувствовали это мудрые люди древности, даже не слыша Писаний Божественных, раз вводили, подобно спартанцам, «валюту слова» и учились говорить мало, но точно и по делу. Бесконтрольно открытый человеческий рот – это помойка, заражающая воздух, а то и разрытый радиационный могильник. Все, что живет в сердце (Боже, чего там только ни живет!), выходит наружу и оскверняет как говорящего, так и слушающих.

Теперь гляньте, прошу вас, под этим углом зрения на «свободу слова», и вам станет не по себе.

Когда Исаия в год смерти царя Озии видел Господа Саваофа на престоле высоком и превознесенном (см.: Ис. 6), то первой реакцией пророка на это видение был странный возглас: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6: 5).

Надо думать, что среди грехов Израиля были не только клевета и сквернословие. Были и убийства, и притеснения бедняков, и осуждение невинных за взятки, и все виды разврата, от бытового до ритуального. То, что все это было, ясно из гневных речей пророков, да и самого Исаии. Но здесь пророк называет себя и весь народ людьми «с нечистыми устами», и эта характеристика охватывает все стороны греховности.

Действительно, «язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3: 6).

Мы соблазняем и соблазняемся, обманываем и обманываемся посредством слова. По сути, мы попадаем и запутываемся в тонких сетях, сплетенных лукавыми устами – нашими в том числе. Ни один грех человек не совершает бессловесно. Человек блудит, ворует, грабит, убивает, помогая себе языком. И без этого «весла» «лодка беззаконий» стояла бы на месте. И если «при многословии не миновать греха» (Притч. 10: 19), то есть не хочешь грешить, но болтаешь – значит, согрешишь, то что же говорить о намеренном совершении зла? Ему, по необходимости, сопутствует согрешение в слове. В этом случае язык – «прикраса неправды» (Иак. 3: 6).

Очевидно, что исцеление придет со стороны воздержания. Мы под воздержанием понимаем все чаще лишь постные труды, то есть «в уста, а не из уст», то есть переворачиваем Евангелие. А оказывается, что воздержание языка – корень целостного исправления человека. «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3: 2).

Можно не есть, но раздраженно кудахтать как курица. Или можно, как говорил Димитрий Ростовский, поститься по образу медведя. Тот лапу сосет и урчит недовольно в берлоге. Подобны ему все ропотники и любители побурчать во время поста.

Нет, мысль Господня и мысль мудрых совершенно ясны. Надо начинать с языка.

Мы начинающим ходить в церковь чего только не советуем, и все – по части внешнего. Юбку длинную надень. Акафист читай. Курить брось. Еще чего-то…

А можно начинать с третьей главы послания Иакова. «На вот, почитай и затверди хорошенько. А хочешь, наизусть выучи. Если не поймешь того, что здесь, никуда не двинешься».

«Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий» (Иак.3: 3–4).

То есть если хочешь стать хозяином своей жизни, то стань сперва хозяином своего языка. Совет в высшей степени творческий и многоплодный, влияющий на всю дальнейшую жизнь в случае исполнения.

Вернемся к Эзопу. Он говорил, что языком мы совершаем самые хорошие дела и вместе с тем самые плохие. Говорили также, что Эзоп в кино больше похож на христианского проповедника, чем на себя исторического и что это хорошо. Правда – хорошо. А вот и христианская проповедь, прозвучавшая почти шесть столетий после тех дней, когда Эзоп жил на этой земле.

«Им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Так же и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3: 9–12).

Как видим, мысль апостола тождественна словам мудреца-невольника. Это потому, что Евангелие в советские годы пробивало себе нехоженые пути и приходило к человеку в необычной одежде, например в речах киногероев. Ведь нужно людям знать и думать об этом, даже если они насильно лишены возможности читать слово Божие.

Нужно, поскольку «жизнь и смерть во власти языка» (Притч. 18: 22).

Эзоп, Исаия, Иаков, наконец – Христос, Сущий над всеми Бог.

Кажется, достаточно для того, чтобы приложить к сердцу услышанное и начать обуздание собственного тела с обуздания не самого большого по размеру, но самого важного по значению члена тела – языка.

Протоиерей Андрей Ткачев

27 октября 2011 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Александр Владимирович13 января 2012, 14:00
"...Евангелие в советские годы пробивало себе нехоженые пути и приходило к человеку в необычной одежде, например в речах киногероев. Ведь нужно людям знать и думать об этом, даже если они насильно лишены возможности читать слово Божие. Нужно, поскольку «жизнь и смерть во власти языка» (Притч. 18: 22)." Все верно. Будем и это считать, батюшка, продолжением нашей беседы о советской интеллигенции. О ее "смысле". Арутюнян А.В.
Ирина 8 ноября 2011, 08:00
Благодарю, отче Андрей ! Еще в детстве, когда я смотрела телеспектакль о Эзопе, я никак не могла понять, чем он так интересен и исключителен (игра актёров не в счёт), а теперь, после прочтения Вашей статьи, действительно - "Евангелие в советские годы пробивало себе нехоженые пути и приходило к человеку в необычной одежде, например в речах киногероев". Спаси Бог.
Ольга 6 ноября 2011, 14:00
Ларисе:рекомендую прочитать "Миссионерские записки" о.Андрея (это к вопросу о поучении для коллег).О.Андрею - спасибо за статью.
Александр 5 ноября 2011, 23:00
Отличная статья! Большое спасибо! К сожалению, сам часто грешу сквернословием - нужно исправляться!
Евгения 5 ноября 2011, 10:00
Спасибо большое. Ещё раз вразумили.
Юрий 1 ноября 2011, 10:00
Благодарю за напоминание!
Сергей31 октября 2011, 21:00
Как все просто и красиво, спасибо огромное.
Светлана30 октября 2011, 21:00
Да! Как бывает богат, язык. И как беден. Это сразу чувствуеться. Жаль таких, что даже простой сюжет с фильма повторить не могут. Одни слова паразиты. Может - это упущение школьного образования. Не учат, как выразить мысль, как ее выстроить, как преподать. От сюда и костность мысли и слова, а за ним и поступков. И как итог - убогая, бедная духовно жизнь. Спасибо. И Спаси Вас Госсподи!
Людмила30 октября 2011, 20:00
Ну и чего Вы напали на Ларису?Человек высказал свое мнение,или все должны,как при союзе-все под одну гребенку.Не знаю насчет водопроводчиков,а в тетках ничего обидного не нахожу.Обиднее,если на тетку скажут дядька.Не нахожу ничего плохого в общении людей(обычно после литургии домой идем вместе,кому по пути, и с удовольствием общаемся).Необщительнвй человек,как правило,отталкивает от себя.И не всегда молчаливый человек "сходит за умного".А порой,человеку просто необходимо "выговорится" и,счастье,если найдется человек,который выслушает и утешит,разве это плохо?Согласна с о.Андреем,что хорошо,когда умная мысль бежит быстрее словесного потока.
Андрей30 октября 2011, 11:00
Спасибо.
Мария29 октября 2011, 21:00
Сильная статья. Спаси Вас Бог, батюшка.
Татьяна 29 октября 2011, 13:00
Я с большим удовольствием читаю ваши лекции. Спаси Вас Господи
Елена29 октября 2011, 07:00
Ларисе. Вы знаете много необразованных и при этом недобрых слесарей и водителей, которые стали священниками? Странно... А я вот недавно зашла на сайт нашей местной епархии и была потрясена: у священников не просто высшее богословское образование, но зачастую их 2 (богословских, либо светское и богословское), у некоторых еще всякие курсы, которые уже к служению отношения не имеют, но отражают круг интересов личности. А кичливости своим саном или своими достоинствами я не встречала. Милая Лариса, своими словами мы осудимся или спасемся, о. Андрей об этом нам напомнил. А статьи о. Андрея лично я никогда не комментирую. Это как моя подружка в выпускном сочинении написала "Я считаю, что Толстому удался роман "Война и мир"!" ))) Это уж само собой )
Таисия28 октября 2011, 21:00
Батюшка, как будьто про меня написано,аж стыдно стало.Спаси Господи очень мудрая статья,в школе детям на классном часе нужно почаще освещать.
Валентин.28 октября 2011, 18:00
Да, можно "глаглом жечь сердца людей", а можно устами зловония вокруг себя распростронять, калечить души слушателей... Однако, прежде чем проговорить что-то, надо это "что-то" подумать (вспомним Оруэлла) и уж точно молчуны с гадкими мыслями и намерениями не намного лучше болтунов, эти мысли озвучивающие. И хотя "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли", но умница Чехов тут же добавляет, что и этого не достаточно для того, чтобы быть добродетельным и "...праздная жизнь не может быть чистою". Вот и получается, что только истинный православный человек (а не просто "хороший", чего уж там), да еще в нашем "совершенном мире" только и может быть добродетельным и нести людям веру, надежду, любовь.
Anna28 октября 2011, 12:00
Amin.
Наталия28 октября 2011, 07:00
Спасибо большое.
Максим28 октября 2011, 00:00
Спасибо отец Андрей за это напоминание!
Виктор 28 октября 2011, 00:00
о.Андрей, у меня к вам прямой вопрос, КАК МЫ ПОЕМ" БОГА ЧЕЛОВЕКАМ НЕ ВОЗМОЖНО ВИДЕТИ, НА НЕГО И ЧИНИ АНГЕЛЬСКИИ НЕ ВЗИРАЮТ" а Исаия видел Бога,Моисей видел Бога?????????????
Сеня27 октября 2011, 22:00
Есть ещё такй фактор, как темперамент народа. Если взять "южан": испанцев, итльянцев, евреев, арабов и т.д., то у них по сравнению с нами, вообще рот не закрывается. А если взять "северян": норежцев, финнов, датчан и т.д., то они заметнее малословны. А мы как раз находимся в золотой середине, поэтому нам должно быть проще удерживать свои уста от глупости.
Елена27 октября 2011, 22:00
Ларисе:Лариса, резанули Ваши слова про "приходских несчастных теток" -- нельзя так о людях, милая, нельзя. Тоже вот словечко -- "тётки", да ещё и несчастные...Помоги нам всем, Господи.
Наталья27 октября 2011, 21:00
Присоединяюсь к Михаилу. Прослушали (прочитали) проповедь - и... ничего не вынесли?
православный27 октября 2011, 20:00
Спаси,Господи!
Михаил27 октября 2011, 19:00
Друзья! Ну может быть хоть в этот раз помолчим?
Sheriff Henry27 октября 2011, 17:00
....Статья? Если не "входитть в схоластику". "Правильная"(?!). Но?...Если по "существу". Всё "дело" в том. Что 80 лет "совка". "приучили" жителей бывшего СССР, "глаголить" так(?!). Что "Мощнее" русскоко мата и "вранья". На Свете, ничего "греховнее"- таки и нет.. Поэтому...В бывшем СССР в нынешних межах.. Слова(!?). Утратили, в большинствн своём, тот "сакральный"смысл, что был во времена Израиля. ...Так что. "Слова", в отличии от "Дела". "По просту"....Кроме "Вываливания" "накопившейся грязи". "Пустота". Не имеющая, да и не несущая, не токмо. "Смысла". Но и малейшей "сокральности"....
Ирина27 октября 2011, 16:00
НЕ ДАЛЕЕ, КАК ВЧЕРА, ОБСУЖДАЛИ С МУЖЕМ ТЕМУ ВРЕДА МНОГОГОВОРЕНИЯ. КАЖЕТСЯ, ЗВОНИШЬ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ ЧТО НИБУДЬ ХОРОШЕЕ, ГОВОРИШЬ, А ПОТОМ МАЛО ПО МАЛУ УХОДИШЬ В СТОРОНУ, НАЧИНАЕШЬ ДАВАТЬ ОЦЕНКУ ПОСТУПКАМ ЗНАКОМЫХ И ДРУЗЕЙ, ПРИ ЭТОМ ПОДСОЗНАТЕЛЬНО ОЩУЩАЯ СЕБЯ ЛУЧШЕ. БЕЗУМЦЫ! ЯЗЫКОМ ОТРАЩИВАЕМ СЕБЕ РОГА И КОПЫТА. А ВРАГ СМЕЁТСЯ. ВЕЛИКИЙ ДАР БОЖИЙ - ГОВОРИТЬ МАЛО И НИКОГО НЕ ОСУЖДАТЬ, РАЗВЕ ЧТО СЕБЯ.
Людмила27 октября 2011, 16:00
Прочитав эту статью,трудно давать комментарии.Не будет ли это лишним словоблудием?
Лариса27 октября 2011, 15:00
О.Андрей, ваша статья довольно пространно повествует о пользе словесного воздержания. И вообще, судя по тому, сколь часто Ваше имя мелькает в печати, Вы - довольно плодовитый автор. Вывод - молчание не всегда возможно? Плетение словес - не всегда грех? Было бы замечательно, если бы вместо экспрессии было больше конкретики - когда и как, о чем и с кем можно и полезно рассуждать? Ибо прекратить внешнюю речь можно, но дальше - что? Научиться дисциплинировать речь внутреннюю? Научиться пользоваться словом как инструментом - правильно и безопасно? Как? И еще. Замечательные древние греки, как всегда, мудро и лаконически, советовали: не навреди. У нас слишком много бывших слесарей и водителей, необразованных, не очень умных и не слишком добрых, но возмечтавших о себе, что с принятием сана они автоматически стали новыми Иоаннами Лествичниками и теперь могут затыкать рот тем, кто много кудахчет. Это, как правило, приходские несчастные тетки, обделенные вниманием и уважением в семье и на работе. Хорошо бы в Вашей статье было и для таких коллег поучение. Призывы к молчанию должны от любви к человеку идти, а не от высокомерного презрения и нетерпения.
Ганна27 октября 2011, 15:00
Благодарю, отец Андрей!
Лера27 октября 2011, 15:00
Может не совсем по теме, но ... У меня вопрос к отцу Андрею. Правда ли, что только в трех языках- арамейском, древнегреческом и церковнославянском цифры обозачаются буквами и, что каждое слово в священном писании на каждом из этих трех языках имеет одинаковое численное значение?
Владимир27 октября 2011, 13:00
Кажется, для понимания, значит недостаточно. Прочитал и забыл, если вообще прочитал. Но прежде цветок, затем плод. Но плод зеленый вяжет во рту, но когда этот же плод падает перезревшим, то становится черным, как финиковые плоды, но и тут нашли выход, если не надкусили и не выбросили, то обмакнули в сиропе, посыпали сахаром и в довесок продали в пищу, как экзотически фрукт. Но такой плод одному становится приторным, а другому всласть и не насытится. Жизнь и смерть во «власти» языка, но там где смерть, там, на физическом видимом уровне развивается удушье, опустим, как она развивается в медицинском понимании, кому необходимо приложится. А на духовном уровне это самые коварные и злейшие враги человечества. Уловляющие не только в слове, но и создающие условия, чтобы уловить и в деле, а затем самим решить несуществующую проблему, стать во главе угла чистым ангелом и мироносцем, а если не получается, тогда сами крутятся вокруг своей оси и как в водоворот пытаются затянуть ближних. Но когда книга открыта, пусть и через тусклое стекло, остается только терпение, скорбь и печаль, но Богом оправдывается всякая тварь, тогда и приложим к сердцу услышанное, тогда и мусор начнем выметать прежде из своего дома, а в каждом доме свой мусор скапливается. Как вымести, кто ищет, тот всегда найдет. Путей к совершенству , что море песка, тогда и плод зрелый.
Александр из Од.27 октября 2011, 12:00
Хорошая и глубокая статья.Спасибо.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке