Наказание

Древнегреческий философ Сократ утверждал: «Человек поступает дурно исключительно по незнанию. Ведь каждый из нас стремится к благу, и никто не желает зла самому себе». Беззаконие совершается там, где не знают о его последствиях. Слабый шахматист, делая один неважный ход за другим, сам уменьшает вероятность победы и идет к поражению. Но едва ли это делается нарочно, ведь каждый игрок стремится выиграть. Остается предположить, что проигравший просто «не ведал, что творил», не умея достаточно ясно увидеть перспективы совершенного им хода.

Человек, преступающий общественный или религиозный закон, как правило, всерьез надеется избежать наказания. Но эта надежда порождена невежеством. Действительно, можно ловко «спрятать концы в воду» и скрыть преступление от общества. Можно перехитрить или подкупить следователя. Можно не верить в рай и ад или, уповая на милосердие Бога, надеяться на то, что Он в конце концов простит «недостойного раба Своего». Но социальные и сотериологические последствия греха – это еще далеко не все. Каждое преступление влечет наказание, свершающееся в самом человеке. И оно всегда неотвратимо.

В романтической литературе есть популярный сюжет о контракте человека с дьяволом. У Гете Мефистофель поступает в распоряжение доктора Фауста, за что последний расплачивается своей душой. Ария Квазимодо из популярного мюзикла «Собор Парижской Богоматери» тоже пронизана наивной мечтой о подобной сделке – рефреном здесь проходят строки, завершающие каждую строфу:

И после смерти мне не обрести покой,
Я душу дьяволу продам за ночь с тобой.

Безумие влюбленного очевидно. Ведь душа, от которой он так легко готов отказаться, это именно та структура, что порождает все желания, в том числе и желание обладать Эсмеральдой. Отказавшись от души, Квазимодо автоматически лишился бы любви и сделался бы равнодушен к той, ради которой, собственно, он все и затеял. Несчастный горбун не приобрел бы ничего, кроме еще одного постороннего человека, до которого ему нет ровным счетом никакого дела.

Редко кто в здравом уме затевает зло ради него самого. В большинстве случаев мы руководствуемся принципом «цель оправдывает средства», преступая закон для пользы революции, ради семьи и детей, во имя исключительной любви или торжества справедливости. Но грех есть грех. Беззаконие, даже продуманное до мелочей, оправданное с позиций риска и морали, всегда имеет существенную ошибку в расчете. В азарте погони за той или иной целью мы обычно упускаем из виду реакцию собственной души на те средства, что собираемся использовать. В результате этого просчета уже на подходе к заветной цели утрачиваем к ней интерес, ибо раненная преступлением душа теряет силу желания, а значит, и радость обладания становится нам недоступна.

Пушкин художественно достоверно изобразил эту ловушку в «Сцене из Фауста»:

На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем:
Так безрасчетный дуралей,

Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело;
Так на продажную красу,

Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо...

Возможно, личный опыт подобного разочарования в мимолетных романах привел и самого поэта к мысли о браке.

«Грех расстраивает все существо человека и всем силам его дает извращенное направление», – говорил преподобный Исаак Сирин. Драматургическое осмысление этих слов дано в знаменитом романе Достоевского. Нетрудно заметить, что Раскольников убивает старуху-процентщицу в основном с целью грабежа. Идея о разделении людей на героев истории и ее статистов всего лишь моральное обоснование преступного замысла. Она становится катализатором преступления в тот день, когда Раскольников получает письмо от матери с известием о помолвке его сестры с Лужиным. Подобный случай брака Андре Моруа называл «узаконенной проституцией». Жених богат, но репутация распутника мешает ему занять надлежащее положение в обществе. Семья нужна ему как средство поправить имидж. Невеста понимает это и заранее испытывает к будущему супругу одно отвращение, вступая в брак главным образом ради денег. Хорошо зная любимую сестру, Раскольников не сомневается: «узаконенная проституция» совершается в данном случае ради него, Родиона, «чтобы судьбу его обеспечить», и оскорбленное мужское самолюбие отвергает подобную жертву: «Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!» Но как разорвать помолвку? Нужно устранить бедность семьи как основную причину мезальянса. И Раскольников берется за топор – ради горячо любимых сестры и матери.

Но удар убийцы рикошетит по нему самому. Раскольников с ужасом замечает в себе странную метаморфозу: те, кого он так сильно любил еще вчера, сегодня уже ненавистны. Вот они, сестра и мать, после долгой разлуки появляются в его каморке. «Радостный, восторженный крик встретил появление Раскольникова. Обе (женщины) бросились к нему. Но он стоял как мертвый...»: «Ступайте домой... Не мучьте меня». В дальнейшем Раскольников продолжает избегать своих женщин. Ценности, захваченные в доме убитой старухи, так и не стали основой материального благополучия семьи. Убийца не смог довести дело до конца, внезапно лишившись главного мотива: сестра и мать в одночасье сделались ему чужими.

Преступника обличить не смогли. Студент сам донес на себя и отправился на каторгу в далекую Сибирь, в основном для того, чтобы навсегда устраниться от любимых когда-то людей.

Так все мы, с готовностью соглашаясь на грех, несем наказание, забыв предостережение Распятого за нас Бога: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? И какой выкуп даст он за душу свою?»

Сергей Мазаев

29 ноября 2011 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Максим26 декабря 2013, 09:00
Отличная статья. Спасибо!
Лариса 4 мая 2012, 21:00
Спасибо автору. Спасибо всем. Помогай Вам БОГ.
CHACHA_14 марта 2012, 10:00
эх Сеня Сеня-А реальность такова, что укравший колбасу идёт в тюрьму, а укравший миллиарды, идёт в парламент. А по празникам лицемерно стоит со свечой в храме и у него даже подошвы не дымятся. лучше быть тут наказанным..хотя бы и колбасу..бог кого любит того и наказывает...а кто миллиарды украл..откуда вам знать?наказан он или не наказан?испытывает ли он мучение совести и страдания?и откуда вам знать лицемерит ли он?или права сожалеет об своих ошибках?богатые на самом деле несчастные люди о которых вы упомянули..они не в чем ни нуждаются...следовательно и в Боге..они уже сами себя наказали..но это не Бог наказал!
Владимир28 февраля 2012, 15:00
2 Константин Себе внимай Отчего один родится в богатстве и знатности, другой в нищете, в среде людей, презираемых и угнетаемых, обреченных на всежизненный телесный труд в поте лица, лишенных средства к развитию умственному? Отчего иной умирает дряхлым старцем, иной в цвете юношеского или мужеского возраста, иной дитятею и даже краткодневным младенцем? Отчего один пользуется постоянно здравием н благополучием, другой томится в болезнях, передается скорбями скорбям, бедствиями бедствиям, как бы с рук на руки? Эти и этим подобные вопросы заняли однажды великого пустынножителя египетского Антония, и тщетно искал разрешения им пустынножитель в собственном разуме, осененном Божественною благодатию, способном углубляться в рассматривание таин Божиих. Когда святой старец утомился размышлением бесплодным, последовал к нему с неба глас: «Антоний! Это — судьбы Божии. Исследование их душевредно. Себе внимай». Себе внимай, о человек! Вступи в труд и исследование, существенно нужные для тебя, необходимые. Определи с точностию себя, твое отношение к Богу и ко всем частям громадного мироздания, тебе известного. Определи, что дано понимать тебе, что предоставлено одному созерцанию твоему и что скрыто от тебя.
Татьяна29 декабря 2011, 19:00
Я прочитала уже вторую статью и ошалела в полном смысле. Мне захотелось распечатать статью и почитать ее детям своим. Я никак не могу объяснить им почему целомудрие это ценность. Они тоже как господин Сеня верят что богатые живут долго и счастливо. Но, на то нам и дан такой сложный мир, чтоб проверить нас на верность и мужество.
Ирина12 декабря 2011, 16:00
Сеня.Вы не верите в наказание земное? Так я поняла? "Земная жизнь-мгновенное обманчивое сновидение.Вечность -неизбежна.Есть и бедственная вечность!..."это слова свт.Игнатия Брянчанинова. А еще Вы не знаете состояние душ тех людей, которые будут "лосниться от хорошей жизни, демонстрируя всем, что можно всё" Я Вас уверяю,оно препаршивое.Когда имеешь всё,то хочется еще больше и больше,и эти непрекращающиеся никогда желания разъедают душу хуже,чем черви -мертвое тело в земле.
Илья 8 декабря 2011, 00:00
"И после смерти мне не обрести покой, Я душу дьяволу продам за ночь с тобой" Во французском оригинале этого нет! Спасибо переводчикам! Самое противное, что эта дрянь так в голове заедает и крутится там, что просто ужас. Не знаю, глупость это или измена, но пропаганда разврата в рускоязычном секторе интернета, в современной русской "литературе" (99% место в ведре) и по телевизору (это вообще позор) просто поражает. Думаю, хороший повод задуматься!
valentina 6 декабря 2011, 01:00
ochen interesno
Константин 5 декабря 2011, 19:00
Андрей написал: И по какой такой причине считаете, что "простолюдины" как бы невинные жертвы этих злодеев? Мы никогда не знаем в точности факты и состояние душ и злодеев и как бы их жертв.Cудить о том кто прав, и кто виноват не нашего ума дело. Нужно разбираться со своей душой и телом, а не возмущаться "несправедливостью" (с нашей точки зрения) мира. Судить о том, кто прав и виноват действительно не под силу человеку. Но есть факты вопиющие. Неужели Вы скажете, что жертвы Чикатило (в основном дети) были достойны такой участи? Этим Вы вплотную приближаетесь к восточному языческому дуализму (добро и зло суть две стороны одной медали).
Алексей 4 декабря 2011, 17:00
Храни Вас Бог !!!
Андрей 4 декабря 2011, 02:00
Сеня, вы как максималист мыслите категориями черное-белое, плохой-хороший, богатый-бедный. Мир не таков, он многогранен. Даже одно то, что не все злодеи планетарного масштаба припеваючи заканчивают даже свою земную жизнь (вспомните про Гитлера,Наполеона, Ленина и тп), говорит о том, что ваше представление о мире слишком упрощенное. И по какой такой причине считаете, что "простолюдины" как бы невинные жертвы этих злодеев ? Мы никогда не знаем в точности факты и состояние душ и злодеев и как бы их жертв.Cудить о том кто прав, и кто виноват не нашего ума дело. Нужно разбираться со своей душой и телом, а не возмущаться "несправедливостью" (с нашей точки зрения) мира. Не мы этот мир создавали. Как раз вера в могущество научно-тех прогресса и есть религия для простолюдинов, в которой пропаганда принимается на веру, а простое открытие и без того существовавших законов представляется как чудо, приписываемое идолопредставляемым ученым.
Константин 2 декабря 2011, 21:00
То, что грех неумолимо мучит и уродует самого грешника, лишает его способности быть счастливым - истина практически очевидная. Этот печальный опыт есть в жизни, навеное, каждого человека. Однако, почему мир устроен так, что грешнику дана власть мучить и делать несчасными других, часто невинных, людей? В Житиях есть немало трогательных примеров искренне покаявшихся тяжких грешников, например разбойников. Некоторые из них стали святыми, чудотворцами и т.п. Но мне не дает покоя вопрос: а как же жертвы их преступлений? Как всеблагой Бог мог бросить их на растерзание? Что проку им (жертвам) от того, что их мучитель будет всю жизнь несчастным? Как жить им, поруганным, изувеченным, потерявшим близких, здоровье, свободу?
Сеня 1 декабря 2011, 01:00
Спасибо всем, кто откликнулся на мой комментарий. В глубине души я чувствую, что не прав, что истина такая, как пишет автор, но ежедневно сталкиваясь с вопиющей несправедливостью во всех сферах жизни, раз за разом забываю об этом, охваченный возмущением от совершенной ненаказуемости монстров планетарного масштаба. А "Преступление и наказание" обязательно перечитаю.
Михаил30 ноября 2011, 22:00
Я тоже хочу помочь разобраться Сене. Для этого советую Вам перечитать "Преступление и наказание", по одной простой причине: вы повторяете рассуждения Раскольникова, он почти то же самое говорил о Наполеоне, что вы об олигархах и чиновниках. И еще в романе убедительно показвывается, что преступление уже само заключает в себе наказание... Перечитайте, не пожалеете!
Евгения30 ноября 2011, 15:00
Спасибо Вам огромное за прекрасную статью! Иногда для завершения картины, будь она на холсте или в голове достаточно одного мазка или метко сказанного слова. Именно это слово я прочитала в Вашей статье. Ещё раз спасибо!
Сергей30 ноября 2011, 15:00
Спасибо автору за отличную статью! Уважаемый Сеня, Вы в своём комментарии забыли о главном - о душе. В самом конце статьи уже содержится ответ для Вас - слова Христа, которые цитирует автор. Если человек не боится Бога, а верит в свою безнаказанность, то с его душой уже произошло что-то страшное. Она мертва. Что может быть хуже, когда человек находясь в смертном грехе не ищет покаяния, погибает и не ищет спасения? Может быть это и есть самое суровое наказание, ведь его последствия в вечности. И ещё, убийство - это не житейский пустяк. Да и вряд ли есть такие пустяки. Ведь если кто в малом согрешил, то повинен во всём.
Александр30 ноября 2011, 14:00
Мне статья понравилась, но есть одно, или не одно но, тут много цитат из классической литературы, я все же думал что автор будет поболее своих мыслей высказывать, и затем, ожидал, что глядя на картинку речь все же пойдет о страшном Суде Божием, хотя как знать, думаю на эту тему Православный портал Православие.ру еще напишет.
Александр30 ноября 2011, 11:00
2 Сеня: Вы совсем не поняли смысл статьи. Она говорит о состоянии души человека, совершающего грех. А вы о внешних атрибутах жизни.
яна30 ноября 2011, 09:00
чем больше ответственности на вас возложил господь,тем больше ответить придется!чем больше власти дано человеку,и спрос больше будет.
Сергий29 ноября 2011, 22:00
Если вы ещё раз внимательно прочтёте роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" то сможете увидеть, в том числе, способ врачевания алкоголизма (Мармеладов). А вооббще в Патериках, Житиях святых тема греха, святости, наказания, покаяния освещена достаточно ясно. Читайте Добротолюбие. Вот именно эти примеры чистой жизни мы все должны перечитывать не раз и не два.
Ирина29 ноября 2011, 22:00
Прекрасная статья. Спасибо автору.
Надеющийся на Господа29 ноября 2011, 17:00
Не приведи Господи соблазниться и потерять свою душу.Потрясающая статья.
Валентина29 ноября 2011, 17:00
Спасибо автору! Прекрасная статья.Мне кажется ,что заденет за живое даже самого "черствого " .
Сеня29 ноября 2011, 17:00
А вот я не верю в наказание, потому что вижу, что от него страдает тот, кто в него верит, а тот, кто в него не верит, не страдает и спит спокойно. Разбираемые в статье примеры - житейские пустяки, наподобие кражи колбасы из магазина, за которую как известно могут посадить. А вот серъёзных преступлений против человечества, автор не касается, понимая, что за них никаких наказаний не последует. Никто не ответит за вымирание России, никакие олигархи и чиновники миллиардами вывозящие деньги за рубеж и обескровливая Россию, не ответят за свои злодеяния, а будут всё так же лосниться от хорошей жизни, демонстрируя всем, что можно всё. Ротшильды, Рокфеллеры, Морганы и иже с ними, всё так же будут формировать политику США направленную на угнетение всего остального мира и ничего с ними не сделается. Это неоспоримый факт. Ещё Соломон сказал (дословно не помню) что люди не веруют потому, что видят что творят сильные мира сего, без всякого для себя наказания, а раз так, то зачем боятся мне, когда мне и ста жизней не хватит совершить всё то, что совершет сильный мира сего. Так что подобные сказки рассчитаны для простолюдинов, уж извините за резкость. А реальность такова, что укравший колбасу идёт в тюрьму, а укравший миллиарды, идёт в парламент. А по празникам лицемерно стоит со свечой в храме и у него даже подошвы не дымятся.
Марина29 ноября 2011, 14:00
нет ни чего драгоценнее души ,а мы в погоне за благами цивилизации отчаянно стремимся ее потерять ....
Маша29 ноября 2011, 12:00
Спасибо, большое, сердечное спасибо, Сергей, за очередную блестящую статью! Ее даже хочется "растащить" (извините) на цитаты! "...раненная преступлением душа теряет силу желания, а значит, и радость обладания становится нам недоступна"-глубоко,верно,поучительно,предостерегающе.. Согласна с Анной,буду перечитывать.. Не первый раз ловлю себя на мысли,как было бы замечательно иметь такую настольную книгу,рядом с "О вещах простых и ясных" С.Худиева и М.Журинской. Анне от всей души посоветую на foma.ru, в числе многих,раздел:ДОСТОЕВСКИЙ.ПЕРЕЗАГРУЗКА.К 190-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ.Там Вас ждет тоже немало поразительных открытий.
Юлия29 ноября 2011, 12:00
спасибо.
Валерий29 ноября 2011, 12:00
«Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? И какой выкуп даст он за душу свою?» Так необходимо всегда хранить эти слова в сердце своем!
Анна29 ноября 2011, 09:00
Потрясающая статья...как вообще статьи этого автора. В который раз понимаю что перечитывать буду ее не раз. И еще...разбор классики. Я совсем не понимала Достоевского ...и слова о Раскольникове в данной статье, о его внутреннем состоянии просто пролили свет на мое понимание романа "Преступление и наказание"....а вернее на мое непонимание всей глубины этого романа. Еще раз спасибо автору за статью.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке