Остальные материалы

ДОГОВОР, ИЗМЕНИВШИЙ ХОД ВОЙНЫ
Наталья Нарочницкая
На днях отмечалась очередная годовщина пакта Молотова - Риббентропа, который по-разному оценивается специалистами. Договор демонизирован западной историографией, хотя и она сквозь зубы признает его большим достижением советской дипломатии. В своей статье постоянный автор "Православия.Ru" Наталья Нарочницкая объясняет значение этого договора и причины его демонизации.
далее...
 

ВЛАДИМИР ЛАМАНСКИЙ: ТЕОРЕТИК СЛАВЯНСКОГО ЕДИНСТВА
Сергей Лабанов
 
Уже в 60-х годах XIX века молодой русский ученый сформулировал собственную историософскую концепцию коренных начал славянского просвещения, возрождения славян и их взаимоотношений с Россией. Среди признаков, определивших самобытность греко-славянского мира, ученый особо выделял нравственный идеал Восточно-христианской Церкви. Забвением этих принципов в католицизме Ламанский объяснял низкий, по его мнению, нравственный уровень европейского общества, который не могут повысить ни прогресс науки, ни улучшение материальных условий жизни.
далее...

ДЕЯНИЕ СВЯТЕЙШАГО СИНОДА 29 ЯНВАРЯ 1903 Г.
 
Cемьдесят лет тому назад, во 2-й день января 1833 года, в Саровской пустыни мирно отошел ко Господу блаженный cтарец иеромонах Серафим. Своею высокою истинно-христианскою подвижническою жизнию он еще у современников своих стяжал общую к себе любовь и веру в действенную силу пред Богом его святых молитв, а после его блаженной кончины память о нем, утверждаемая все новыми и новыми знамениями милости Божией, являемыми по вере в его молитвенное предстательство пред Богом за притекающих к нему, широко распространяется в православном Русском народе и с глубоким благоговением им чтится.
далее...

"ВЫНУЖДАЮСЬ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ" (ОБРАЩЕНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА В СНК ОТ 1 АВГУСТА 1919 Г.)
Вячеслав Лобанов
Одним из ключевых вопросов истории Русской Православной Церкви в ХХ веке остается проблема поиска основ взаимоотношений Церкви и власти в послеоктябрьский период. В феврале 1918 г. декретом Совета народных комиссаров Русская Православная Церковь была отделена от государства и лишена права юридического лица, а ее имущество подлежало национализации. Это было одним из первых шагов атеистического государства, направленных на разрушение Церкви как целостного института, искоренение религии из жизни общества.
далее...
 
""

СВОИ ИЛИ ЧУЖИЕ: К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ
Ольга Васильева
 
Готовя войну против СССР, идеологи и стратеги фашизма пытались заранее определить те социальные и духовные силы, которые могли бы стать их опорой в предстоящей схватке. Такими потенциальными союзниками им казались Русская Православная Церковь и традиционная религиозность русского народа.
далее...

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ТИХОН И КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дмитрий Сафонов
 
В июне 1924 г. Патриарху пришлось столкнуться опасностью, связанной с политикой Вселенской Патриархии. План ГПУ состоял в том, чтобы устами Вселенского Патриарха поддержать обновленцев как ядро Русской Церкви, а Патриарху Тихону внушить, что ему лучше удалиться от Патриаршества.
далее...

С ИМЕНЕМ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО
Ольга Васильева
 
Многие годы и отечественные, и зарубежные историки в качестве яркого примера патриотической деятельности Церкви в годы войны упоминали о построенной на собранные верующими деньги танковой колонны имени Дмитрия Донского, не упоминая ни о частях, получивших машины, ни о боевом пути танкистов, о духовном окормлении которых заботилась Русская Православная Церковь. Предлагаемая статья впервые освещает эти проблемы.
далее...

ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО НА ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ
Владислав Петрушко
 
Католичество издавна пытается утвердиться на Западной Украине, многие века большинство жителей Галичины сохраняли верность Православию. В настоящее время католическая экспансия захватывает и Восток Украины. Недавно первоиерарх УГКЦ кардинал Гузар недавно заявил о том, что Украинская греко-католическая церковь, как следует из ее названия, является не каким-то там локальным исповеданием галичан, а церковью всей Украины.
далее...

АЛЕКСАНДР ДУХНОВИЧ - ПОБОРНИК КАРПАТО-РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Кирилл Фролов
 
В самом начале пятидесятых годов Х¶Х столетия ревностным проповедником идеи распространения русского литературного языка среди славян Австро-Венгрии выступает Александр Васильевич Духнович. Элементарная научная добросовестность требует объективно описывать жизнь и взгляды того или иного деятеля. Когда фальсификации раскрываются, их авторы выглядят крайне неприглядно. Также неприглядно выглядят те, кто пытается назвать Духновича "карпатоукраинцем".
далее...

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ СТОЛЫПИНА
Василий Розанов
 
Крупно, тяжело ступая, не торопясь, без нервничанья, он шел и шел вперед, как саратовский земледелец, - и с несомненными чертами старопамятного служилого московского человека, с этою же упорною и не рассеянною преданностью России, одной России, до ран и изуродования и самой смерти. Вот эту крепость его пафоса в нем все оценили и ей понесли венки: понесли их благородному, безупречному человеку, которого могли ненавидеть, но и ненавидящие бессильны были оклеветать, загрязнить, даже заподозрить.
далее...

БЕЗ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ОБВИНЕНИЯ...
(Заявление членов Высшего Церковного Управления в СНК от 29 ноября 1918 г.)

Вячеслав Лобанов
 
В недавно опубликованных материалах следственного дела Патриарха Тихона, хранящихся в фонде уголовных дел Центрального архива Федеральной службы безопасности России, помимо следствия в отношении Патриарха в 1922-1924 гг., освещен широкий круг вопросов истории Церкви более раннего периода. В частности приводится ряд документов, связанных с заключением Патриарха Тихона под домашний арест в ноябре 1918 года. Официального обвинения Первосвятителю предъявлено не было, неофициально же ему инкриминировались якобы имевшие место призывы к свержению советской власти.
далее...

УКРАИНСКАЯ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРВЫЕ ДНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Владислав Петрушко
 
Уже в 1930-х гг. значительная часть приходского духовенства УГКЦ активно поддерживала украинские правые националистические движения, прежде всего - Организацию украинских националистов (ОУН). Многие клирики состояли в различных организациях националистического характера и играли в них весьма активную роль. Однако наиболее явственно сближение греко-католической иерархии и украинских националистов проявляется с началом Великой Отечественной войны.
далее...

В ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ПРОТИВ НЕГО ГОТОВИЛСЯ НОВЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Дмитрий Сафонов
 
Последний период жизни св. Патриарха Тихона был наполнен драматизмом и скорбями. Против него затевался новый судебный процесс, после которого, по замыслу ГПУ, святитель должен был быть расстрелян. Но смерть Патриарха, последовавшая 7 апреля 1925 г. не позволила осуществиться планам врагов Церкви.
далее...

"ЗАВЕЩАТЕЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ" ПАТРИАРХА ТИХОНА И "ДЕКЛАРАЦИЯ" ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПАТРИАРШЕГО МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ
Дмитрий Сафонов
 
Сходство неподписанного Патриархом Тихоном "Завещательного послания" и "Декларации" митрополита Сергия (Страгородского) обусловлено тем, что оба текста были составлены одним и тем же человеком...
далее...

ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА: ПЕРИОДИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
Ольга Васильева
 
Данная публикация представляет из себя доклад заведующей кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ, руководителя Центра истории религии и церкви в Институте российской истории РАН доктора исторических наук Ольги Юрьевны Васильевой, сделанный 5 марта 2003 г. на круглом столе "Православие и ислам в России в XX веке".
далее...

МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА МИТРОПОЛИТ ПЕТР (ПОЛЯНСКИЙ) И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К "ЗАВЕЩАТЕЛЬНОМУ ПОСЛАНИЮ" ПАТРИАРХА ТИХОНА
Дмитрий Сафонов
 
Исторические источники свидетельствуют, что ближайший сподвижник Патриарха Тихона митрополит Петр (Полянский) знал о том, что святитель Тихон не подписал предложенный ему ГПУ текст "Завещательного послания".
далее...

К ПРОБЛЕМЕ ПОДЛИННОСТИ "ЗАВЕЩАТЕЛЬНОГО ПОСЛАНИЯ" ПАТРИАРХА ТИХОНА
Дмитрий Сафонов
 
Проблема подлинности "Завещательного послания" Святого Патриарха Тихона вот уже почти 80 лет волнует исследователей истории Церкви XX века. Привлечение новых архивных материалов позволяет по-новому взглянуть на эту проблему.
далее...

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА КОРНИЛИЯ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО
В Печерской рукописи сказано о преподобномученике Корнилии: "От тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю". Больной душою царь Иван Грозный записал Корнилия в числе убиенных, показывая тем свою прикосновенность к его страдальческой смерти. Подвижник благочестия скончался на 69 году жизни своей, 20 февраля (5 марта н. ст.).
далее...
 

БОРЬБА СВЯТОГО КНЯЗЯ ДОВМОНТА ПСКОВСКОГО С КАТОЛИЧЕСКОЙ АГРЕССИЕЙ
Юрий Клиценко
""
 
Узнав о зверствах католиков в захваченных монастырях, Довмонт принял решение без промедления атаковать злодеев. 5 марта 1299 года, несмотря на преклонный уже возраст, Довмонт сам повел в бой свою малую дружину и псковское ополчение, возглавленное Иваном Дорогомиловым. Сражение на берегу реки Псковы, близ церкви Петра и Павла, закончилось полным поражением крестоносцев.
далее...

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ. ЧАСТЬ 2
Владислав Петрушко
Октябрьскую революцию 1917 года и приход к власти в России большевиков Ватикан первоначально также встретил с энтузиазмом в надежде, что репрессивные меры советской власти ослабят Православную Церковь и создадут благоприятные условия для католической миссии в России. Однако развернутая большевиками атеистическая кампания, в дальнейшем переросшая в широкомасштабные гонения, существенно затронула и Католическую Церковь.
далее...
 
""

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ. ЧАСТЬ 1
Владислав Петрушко
В последние годы Россия стала объектом миссионерской экспансии со стороны Католической церкви, полем для "евангелизации" местного населения. Из уст католического духовенства можно услышать заявления о том, что Католическая церковь традиционно на протяжении веков успешно действовала в России. А священник Ярослав Вишневский, один из сотрудников епископа Ежи Мазура, сделал заявление, в частности, о том, что "неизвестно, во что Русь крестилась, в Православие или в католичество". Какова же история Католической церкви в России?
далее...
 
""

БЫЛ ЛИ ПАТРИАРХ ТИХОН СТОРОННИКОМ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО СТИЛЯ?
Дмитрий Сафонов
Сообщая о праздновании Рождества Христова, некоторые средства массовой информации в очередной раз озвучили миф о том, что святой Патриарх Тихон был сторонником введения нового стиля в Церкви, подобную же точку зрения высказал и известный московский клирик протоиерей Александр Борисов. Каково было действительное отношение святителя Тихона к этому вопросу помогают понять документы истории...
далее...
 
""

ГЕНОЦИД СЕРБСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КОСОВО И МЕТОХИИ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Андрей Шестаков
""
 
Массовый исход сербского населения с территории Косова и Метохии, уничтожение памятников мировой культуры, убийства, похищения, поджоги и этнические чистки, свидетелями которых мы стали на рубеже веков и тысячелетий, свидетельствует о том, что история этого прекрасного и драгоценного для всего христианского мира края вновь погрузилась во тьму насилия и беззакония. Но происходящему сейчас в Косово и Метохии можно найти и сравнительно недавние исторические аналогии. Одной из таких мрачных страниц истории этого края стал период Второй мировой войны, когда с молчаливого согласия и при поддержке оккупационных властей в отношении сербского населения развернулся жестокий террор албанских националистов.
далее...

ПРАВОСЛАВИЕ В ЗАПАДНОЙ РУСИ ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРЕСТСКОЙ УНИИ. ЧАСТЬ 4
Владислав Петрушко
К началу 1620-х гг. малороссийское казачество представляло собой уже весьма внушительную силу, с которой король был вынужден считаться, тем более, что начинались военные действия против турок, и казакам в предстоящей кампании отводилась очень важная роль. Реестровые казаки, понимая заинтересованность Сигизмунда III в их лояльности, через своего гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного поставили перед королем вопрос о признании законными иерархами митрополита Иова Борецкого и других православных архиереев и о прекращении гонений на них. В канун войны король, разумеется, обещал исполнить все, но заявил, что вынужден отложить решение этого вопроса до времени, когда после войны соберется новый сейм.
далее...
 
""

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АДРИАН
Из каталога "Русские православные иерархи", вышедшего в издательстве Сретенского монастыря
""
 
Многие слабые стороны в деятельности патриарха Адриана объяснялись с одной стороны обстановкой в стране, с другой - тяжелой параличной болезнью, которой он страдал с 1696 года. Эта болезнь не оставляла его до конца дней, временами ослабевая или усиливаясь. Слабостью патриарха пользовались некоторые из окружавших его приближенных и делали от его имени, что хотели.
далее...

ЗАПИСКА О ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЕ ИВЕРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОЗДОКСКОЙ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
""
 
Многие обратили внимание на промыслительное совпадение: заложники, захваченные чеченскими террористами, были избавлены в день Иверской иконы Божией Матери, покровительницы народов Кавказа. Вот что писал об этом чудотворном образе и его почитании горцами епископ Игнатий (Брянчанинов), занимавший Кавказскую кафедру в середине XIX века.
далее...

СКВОЗЬ СУМРАК НОЧИ
Протоиерей Димитрий Дудко
- В антисоветских организациях состоял? - был брошен вопрос. Я стоял перед ними, маленький, щуплый, с бледным лицом, наивно глядя на них. Они - несколько человек, был даже один в погонах подполковника, - злобно смотрели на меня.
далее...
 
""

ПРАВОСЛАВИЕ В ЗАПАДНОЙ РУСИ ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРЕСТСКОЙ УНИИ. ЧАСТЬ 3
Владислав Петрушко
""
 
В начале XVII в. православные братства по-прежнему играли исключительно важную роль в религиозной жизни Западной Руси. Они продолжали деятельность, начало которой было положено задолго до унии и которая фактически компенсировала собой бездействие коррумпированного епископата. После 1596 г., когда в Православной Церкви Западной Руси осталось всего лишь два архиерея, этот опыт оказался еще более востребованным.
далее...

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЯЗИ КАРПАТСКОЙ РУСИ СО СВЯТОЙ ГОРОЙ АФОН
Игорь Якимчук
История взаимоотношений Карпатской Руси и Святой Горы Афон насчитывает уже тысячу лет, и берет начало в эпоху Крещения Руси. В то время Святая Гора переживала период расцвета и являлась главным училищем подвижничества для всего православного мира. Весьма рано начались паломничества русских людей на Афон. Одним из таких путешественников был уроженец города Любеч Антипа, принявший постриг в афонском монастыре Эсфигмен с именем Антоний.
далее...
 
""

ПРАВОСЛАВИЕ В ЗАПАДНОЙ РУСИ ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРЕСТСКОЙ УНИИ. ЧАСТЬ 2
Владислав Петрушко
Несмотря на бедствия, вызванные введением Брестской унии и насилием со стороны католиков, Православная Церковь в Западной Руси не была уничтожена. Повсеместно православные боролись за сохранение своих прежних прав. Но, несмотря на то, что в численном отношении православные многократно превосходили униатов, среди противников унии становилось все меньше людей влиятельных и знатных, способных оказать действенную помощь Православной Церкви. Старые магнаты-защитники Православия постепенно уходили из жизни. В то же время на смену православной шляхте пришла новая сила, способная вступиться за Православие, - казачество.
далее...
 
""

ПРАВОСЛАВИЕ В ЗАПАДНОЙ РУСИ ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРЕСТСКОЙ УНИИ
Владислав Петрушко
После утверждения определений униатского собора в Бресте Сигизмундом III королевские власти начали открытое гонение на православных как противящихся воле польско-литовского монарха. Магистраты городов Речи Посполитой, в которых доминировали католики, ввели дискриминационные меры против не принявших унии: их не только не допускали к должностям в городском самоуправлении, но даже чинили препятствия в занятиях торговлей и ремеслами. Еще хуже было положение крепостных крестьян, принадлежавших панам-католикам или униатам.
далее...
 
""

ИЗ ИСТОРИИ "ЛУБЕНСКОГО РАСКОЛА"
Владислав Петрушко
В течение почти всего ХХ столетия Украинское Православие сотрясали церковные смуты и расколы, главной причиной которых стало привнесение в церковную жизнь идеологии национализма и сепаратизма. Так было и в послереволюционные годы, когда, покровительствуя раскольникам-"самосвятам" советская власть пыталась разрушить церковную жизнь на Украине. История повторилась и в годы Великой Отечественной войны, когда гитлеровцы намеревались использовать автокефалисткий раскол, чтобы успешнее утвердиться на оккупированной Украине.
далее...
 
""

ГЕРОНТИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре
""
 
Митрополит Геронтий был человеком с твердым характером и в делах церковных не раз обнаруживал свою самостоятельность даже по отношению к великому князю. Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, Геронтий усердно служил ему и, чем мог, помогал в делах гражданских. Болезнуя о свободе Русской земли, митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами, сбросить позорное иго. Память митрополита Геронтия - 10 июня (28 мая ст. ст.).
далее...

ДРАМА И ТОРЖЕСТВО ХАРЬКОВСКОГО СОБОРА: ВОСПОМИНАНИЯ УЧАСТНИКОВ
Пресс-служба Украинской Православной Церкви
""
 
27 мая исполнилось 10 лет со дня исторического Собора Украинской Православной Церкви, состоявшегося в Харькове. На нем за клятвопреступление и раскольническую деятельность был низложен митрополит Филарет (Денисенко), впоследствии преданный анафеме, а предстоятелем Украинской Церкви избран митрополит Владимир (Сабодан). О драматических событиях вокруг этого Собора рассказывают его непосредственные участники-архиереи.
далее...

ИЗ ИСТОРИИ УТВЕРЖДЕНИЯ УНИИ НА ЗАПАДНОЙ РУСИ
Владислав Петрушко
С интронизацией Петра Могилы на православной Киевской митрополичьей кафедре в 1633 году Православная Церковь в Речи Посполитой, поставленная вне закона после Брестской унии, вновь была легализована. Однако вскоре католические круги развернули новую травлю Православия, проявляя все большую религиозную нетерпимость. Попечение о положении "диссидентов", как называют в это время православных Речи Посполитой в официальных документах Российской империи, становится важной составляющей российской политики в польском вопросе в течение почти всего XVIII столетия.
далее...
 
""

760-ЛЕТИЕ ЛЕДОВОГО ПОБОИЩА
Юрий Клиценко
""
 
18 апреля 2002 года исполняется 760 лет со дня Ледового побоища. Торжества, посвященные памятному событию, состоятся в Гдовском районе Псковской области. В Санкт-Петербурге будет открыт памятник Александру Невскому. Знаменательная дата связана с защитой Православия от римско-католической экспансии.
далее...

ВИФЛЕЕМ - РОДИНА ХРИСТА
Михаил Скабалланович
""
 
Главную и столь дорогую для каждого христианина святыню Вифлеема составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, недалеко от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос.
далее...

В СВЕТЕ ЗАТМЕНИЯ (ХРИСТИАНСКАЯ ОСНОВА "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ")
Александр Ужанков
""
 
Тема спасения души человека пронизывает Новый Завет и становится ведущей темой всей древнерусской литературы. Своеобразной ее интерпретацией предстает и "Слово о полку Игореве". Но чтобы предпринять герменевтическое толкование этого остающегося до сих пор загадочного древнерусского творения, нужно отыскать ключи к пониманию "Слова". А со временем это сделать становится все труднее, в том числе из-за произвольных, но "подкрепленных" авторитетным именем гипотез или перестановок текста в "Слове".
далее...

ЕПИСКОП ПЕНЗЕНСКИЙ И САРАТОВСКИЙ АМВРОСИЙ (ОРНАТСКИЙ)
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре
""
 
По его кончине в малой келье, куда при его жизни никто не входил, были найдены: стул, связанный веревками, заменявший ему постель и костыль, служивший опорой во время постоянного бдения. "Каким-то обстоятельным, сосредоточенным в себе светом, какой-то могучей, непреклонной правдой влечет к себе память этого крепкого борца церковной истины".
далее...

О ПОПЫТКАХ УНИАТСКОГО ПРОЗЕЛИТИЗМА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Владислав Петрушко
Атеистическая политика советских властей носила в Галиции гораздо более мягкие формы в сравнении с теми яростными гонениями на Православную Церковь, которые были в то же самое время развернуты в других областях Советского Союза. Ни епархиально-приходская структура униатской церкви, ни ее клир не были затронуты новым режимом и сохранились практически в полной неприкосновенности. Так, на территории Львовской митрополичьей епархии продолжали действовать все 1267 греко-католических приходов, которые существовали здесь до 1939 года. Не был арестован ни один епископ униатской церкви.
далее...
 
""

ПЕРЕХОДЫ ИЗ ИСЛАМА В ХРИСТИАНСТВО В IX-X ВЕКАХ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ АРАБСКИХ ХРОНИК
Юрий Максимов
""
 
Бытует мнение, согласно которому ислам считается "необращаемой" религией. Однако оно верно лишь отчасти. Было бы более точным охарактеризовать ислам как "труднообращаемую" религию. мы постараемся высветить один лишь эпизод этого процесса, рассмотрев некоторые особенно значимые примеры переходов из ислама в христианство в период "Византийской реконкисты", когда империя стала переживать некоторый подъем и военные успехи начали споспешествовать православным полководцам.
далее...

ВОПРОС О ЦЕРКОВНОМ СУДЕ НА ПОМЕСТНОМ СОБОРЕ 1917-1918 ГГ.
Белякова Е.В.
Вопрос о церковном суде был предметом острой полемики всю вторую половину XIX столетия. В России XIX века церковный брак признавался единственно законным и получить развод можно было только по решению церковного суда. Поэтому общественности было совсем не безразлично, как устроен суд, каким образом проходит рассмотрение дела и кто выносит решение.
далее...

О СОСТАВЕ ДЕЛЕГАТОВ РАСКОЛЬНИЧЬЕГО "ВСЕУКРАИНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО СОБОРА" 1921 ГОДА
Владислав Петрушко
Т.н. "Всеукраинский собор", проведенный при поддержке большевистской власти украинскими раскольниками в 1921 году с грубейшим нарушением канонов Православной Церкви, положил начало существованию т.н. "Украинской автокефальной православной церкви" (УАПЦ). В течение всего ХХ столетия он был и поныне остается краеугольным камнем в идеологии раскольников-автокефалистов. Большинство народа церковного расценило этот лжесобор как вопиющее беззаконие: он получил устойчивое прозвание "самосвятского" по причине неканонического рукоположения раскольничьей "иерархии".
далее...

ПРИНЦИП РЕТРОСПЕКТИВНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ АНАЛОГИИ В "СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"
Александр Ужанков
Уже в самом начале своего повествования, выражая желание изложить "повесть сию отъ стараго Владимера до нынешняго Игоря, иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужествомъ; наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую" , - автор "Слова" ставит перед нынешним читателем сложную проблему - разгадать, кого он имел ввиду, называя "старым Владимиром": Владимира Святославича, крестителя Руси, или Владимира Всеволодовича Мономаха, неоднократно бившего половцев?
далее...
  ""

АРХИЕПИСКОП ХЕРСОНСКИЙ И ТАВРИЧЕСКИЙ ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ)
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре
[В Киевской духовной академии] помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские... В высшем отделении академии Иоанн Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование, как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами.
далее...
 
""

ПУШКИН В РОЛИ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ
Артемий Ермаков
""
 
Император Николай I попросил поэта составить небольшой обзор постановки дела просвещения в России и необходимости его преобразования, намекнув, что это не только его личная просьба, но и первое после ссылки государственное поручение. Пушкин не посмел отказаться, а вскоре вновь уехал к себе в деревню. Там в ноябре 1826 года и была создана записка "О народном воспитании", в начале декабря поданная царю. Пушкин не только раскрыл образовательные корни восстания на Сенатской площади, но и довольно точно предсказал механизм формирования новой антиправительственной оппозиции в 30-50-х годах XIX века.
далее...

К ПОСЛЕДНИМ СОБЫТИЯМ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
""
 
В России с сочувственным вниманием и скорбью наблюдают за теми нестроениями и конфликтами, которые происходят сейчас в Русской Православной Церкви Заграницей. Однако православные христиане в России молятся и верят, что предстательством и молитвами Пресвятой Богородицы, святых Новомучеников и Исповедников Российских Сам Господь утвердит и управит Церковь Свою.
далее...

ДЕЯНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПЦЗ
В среду, 11/24 октября 2001 года, в день памяти святого апостола Филиппа от семидесяти и преподобного Феофана исповедника, собравшись во граде Нью-Йорке в соборном храме Пресвятой Богородицы в честь иконы Ея Знамения Курско-Коренной, на открытом внеочередном заседании нашего Синода, совершив Божественную Литургию и панихиду по приснопамятным митрополитам Антонию, Анастасию и Филарету, а также молебное пение Божией Матери перед Чудотворной Ея иконой Курско-Коренной, чтимой уже в течение 800 лет, после молитвы к святым иерархам Патриарху Тихону и Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому, Чудотворцу, испросив благодатной помощи Святаго Духа, мы, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, приступили к выборам нового Первоиерарха РПЦЗ...
далее...
 
""

ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ
(Русская Православная Церковь в ХХ веке)

Виктор Аксючиц
Несмотря на множество публикаций по истории Церкви ХХ столетия остается не проясненным духовный конфликт эпохи: противостояние русского православия и наиболее жестокого в истории богоборческого режима. Рецидивы эпохальной брани во многом и сегодня определяют происходящее.
далее...
 
""

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА УКРАИНЕ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ МОСКВЫ
Владислав Петрушко
Разделение единой Русской Православной Церкви на две митрополии - Московскую и Киево-Литовскую, которое окончательно совершилось в 1458 году, стало событием колоссального значения, которое на все последующие времена определило судьбу Православия в западных землях Руси. Не будет преувеличением утверждать: не будь этого разделения, не было бы и Брестской унии и всех последующих, вплоть до нынешних дней, нестроений в церковной жизни Западной Руси, вызванных новой попыткой католицизма водвориться в этом регионе и продолжить свое продвижение на Восток.
далее...
 
""

ПОЧЕМУ НЕ СОСТОЯЛСЯ ПРОЦЕСС НАД ПАТРИАРХОМ ТИХОНОМ?
Дмитрий Сафонов
Судебный процесс над Патриархом готовился несколько месяцев, он призван был продемонстрировать антисоветскую сущность Церкви и ее главы, как центральной фигуры якобы существующего контрреволюционного заговора, и тем самым оправдать гонения на Церковь в России. Поэтому главной задачей следователей был сбор материала и свидетельских показаний, доказывавших, что Патриарх и высшее духовенство ставило перед собой цель свергнуть советскую власть. Основной целью затеянного властями судилища было политическое, идеологическое, нравственное и в определенном смысле религиозное уничтожение Патриарха.
далее...
 
""

МИТРОПОЛИТ ГАВРИИЛ (БАНУЛЕСКО-БОДОНИ)
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре
Происходил из древней почетной молдавской фамилии, по национальности - румын. Видя несовершенство и неустройство церковной жизни во вверенной ему Молдовлахийской митрополии, митрополит Гавриил стал заводить порядки, существовавшие в русских православных церквах. По его предложению в духовных училищах стали изучать русский язык. Он добился от правительства распоряжения местным гражданским властям не вмешиваться в дела церковного управления.
далее...

90-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ П.А.СТОЛЫПИНА
Василий Кулешов
18 сентября 2001 года исполняется 90 лет со дня смерти выдающегося российского государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. 1 (15) сентября 1911 года он был смертельно ранен в Киевском городском театре и похоронен в Киево-Печерской лавре. В то время, как в России деятельность П.А.Столыпина давно получила достойную оценку и годовщина его гибели будет отмечаться на официальном уровне, на Украине инициативу проведения памятных мероприятий взяло на себя Русское Движение Украины.
далее...
 
""

АРХИЕПИСКОП ИОАНН (БРАТОЛЮБОВ)
Владимир Мельник
""
 
Как и в жизни, в лагерях он был верен Богу до мелочей, ничем не поступался в своих принципах. Особо доверенным людям, своим прихожанам, он признавался, вспоминая время, проведенное в сталинских лагерях, что никогда не шел на компромиссы с лагерным начальством, а потому постоянно получал самый жесткий лагерный режим.
далее...

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ ИОАКИМ (САВЕЛОВ)
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре
""
 
Происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову, и на 35 году жизни (в 1655 году) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря.
далее...

ВИКТОР (САДКОВСКИЙ), АРХИЕПИСКОП ЧЕРНИГОВСКИЙ
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре
После второго раздела Польши началось воссоединение с православием народа возвращенных к России областей. Немалую роль в этом деле сыграл и преосвященный Виктор. Под его руководством около полутора миллиона душ возвратилось в лоно Православной Церкви.
далее...

ГЕОРГИЙ (КОНИССКИЙ), АРХИЕПИСКОП МОГИЛЕВСКИЙ
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре
""
 
Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.
далее...

ПОСЛАНИЕ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ
""
 
Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу.
далее...

ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ), АРХИЕПИСКОП ЧЕРНИГОВСКИЙ И НЕЖИНСКИЙ
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре
""
 
Когда никто на селе еще не знал о рождении сына у почтенного пастыря, юродивый Алексей взобравшись на колокольню, возвестил о рождении трезвоном. Переполошенный несвоевременным звоном народ бросился к церкви. Стали спрашивать юродивого, кто велел звонить и зачем? - "Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!" - отвечал юродивый.
далее...

РОССИЯ И ГРЕЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ: К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В XVII-XIX ВЕКАХ
Евгения Жукова
""
 
Россию и Греческую Церковь связывают столетия самых тесных взаимоотношений. История этих взаимоотношений переживала различные фазы. Когда православный Восток попал под иго турецкого господства, Россия оказывала ему всяческую помощь: военную, материальную, духовную. Как раз вторую фазу взаимоотношений России и Греческой Церкви, а точнее, период XVII-XIX веков призвана осветить настоящая статья. Источниками для нее послужили грамоты двух московских архивов, где хранится богатая коллекция документов, отражающая связи греческого духовенства и России.
далее...

АРСЕНИЙ, МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре
""
 
На юбилейном Архиерейском Соборе в лике святых был прославлен митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) - "ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность", как сказано в Деяниях Собора. Вот краткий рассказ о его судьбе из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре.
далее...

АВГУСТИН, АРХИЕПИСКОП МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре
Ораторский талант преосвященного Августина сыграл положительную роль в период войны 1812 года. В это тревожное для России время преосвященный Августин управлял Московской епархией. Отличаясь чувством патриотизма, он своими речами воодушевлял московское ополчение на борьбу с неприятелем. 14 августа 1812 года перед шеститысячным московским ополчением он отслужил молебен с водосвятием.
далее...
 
""

АНТОНИЙ, АРХИЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ И ЗАДОНСКИЙ
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре
Мы начинаем публикацию избранных жизнеописаний из "Каталога русских архиереев", который готовится к изданию в Сретенском монастыре. Архиепископа Антония (Смирницкого) почитал преподобный Серафим Саровский, его современник, а народ еще при жизни архиепископа Антония называл его святым. Могила его до нашего времени привлекала богомольцев, которые служили на ней панихиды и по милости Божией, и по вере своей получали исцеление.
далее...

СИМФОНИЯ АРХИЕРЕОЛОГИИ
В издательстве Сретенского монастыря готовится фундаментальный труд - "Каталог русских архиереев". В него вошли биографические данные обо всех архиереях за всю историю Русской Церкви. Титаническая работа по сбору материала была проделана митрополитом Мануилом (Лемешевским), затем продолжена его духовным сыном епископом, впоследствии митрополитом Иоанном (Снычевым). "Мелочи архиерейской жизни" Лескова - всего лишь пристрастные наброски по сравнению с величественной картиной, представленной в этой портретной галерее.
далее...

ВАЛААМСКИЙ МОНАХ РАССКАЗЫВАЕТ О ПОСЛЕДНИХ МИНУТАХ ЖИЗНИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ
Эта рукопись была обнаружена в библиотеке келаря Псково-Печерского монастыря архимандрита Иеронима в 1989 году, после его смерти. Она датирована 1922 годом и написана в старой орфографии. Рукопись подготовлена к печати духовным сыном отца Иеронима, келарем Сретенского монастыря архимандритом Анастасием (Поповым). Сохранены все стилистические особенности этого рассказа.
далее...
 
""

РЕЧЬ БЛАЖЕННЕЙШЕГО ХРИСТОДУЛА ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С ПАПОЙ В АФИНСКОЙ АРХИЕПИСКОПИИ
Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул
""
 
Множество раз в истории наш народ с горечью удостоверялся в том, что могущественная Церковь Рима отрекалась его в тяжёлые минуты, множество раз ощутил, что она насиловала его церковное сознание и что осудила его в его национальных вопросах. Нет потребности упоминать сейчас явления, принадлежащие истории, либо продолжающие быть язвами на историческом теле Церкви, как, например, проблема Унии, составляющая главную причину непродуктивности богословского диалога между римо-католиками и православными.
далее...

СЛОВО В ДЕНЬ ПОБЕДЫ 9 МАЯ 1945 ГОДА
Патриарх Московский и всея Руси Алексий I
""
 
22 июня 1941 года, в первый же день войны, Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий в своем обращении к русскому народу сказал: "Господь дарует нам победу!" 9 мая 1945 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в своей речи провозгласил: "Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру".
далее...

ПРАЗДНОВАНИЕ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
""
 
14 марта (27 марта по новому стилю) Православная Церковь чествует особую, судьбоносную для России и особенно для ее высшей государственной власти чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. Именно эта икона олицетворяет собой конец Смутного времени и начало восстановления русского государства после долгих лет унижений и нестроений. Вот рассказ о Феодоровской иконе из "Житий святых" архиепископа Филарета (Гумилевского), изданных Сретенским монастырем.
далее...

СУВОРОВ, РУССКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ
""
 
...Современный Суворову историк Антинг, написавший о нем книгу, жил с Александром Васильевичем несколько месяцев в Херсоне и собрал материал о его жизни и деятельности. Антинг писал: "Любовь к Отечеству и ревность сражаться за его славу служат сильнейшими побуждениями неутомимой его деятельности, и он жертвует оному всеми прочими чувствами, не щадя ни своего здоровья, ни жизни."
далее...

РУССКИЕ КАРПАТЫ - TERRA INCOGNITA ПРАВОСЛАВНОГО МИРА
Кирилл Фролов
""
 
В наше время практически неизвестной является тема православного возрождения на самых западных окраинах русского мира - Червоной, т.е. Галицкой, и Подкарпатской Руси, оторванных от общерусского тела в XIV веке. Без осмысления этих процессов невозможно ни понять современной российской истории, ни сделать серьезные прогнозы на будущее. С православным возрождением в Малороссии связаны имена многих выдающихся исторических деятелей...
далее...

ОКЛЕВЕТАННЫЙ ИМПЕРАТОР
В. Мержеевский
""
 
Прошло 200 лет с тех пор, как Павел I, став жертвой дворцового переворота, был убит в Михайловском замке. В 50-х годах ХХ века в Сан-Пауло вышла книга "Павловский гобелен", в России не издававшаяся. Надеемся, что публикуемый отрывок из нее будет интересен нашим читателям.
далее...

ПИСЬМА ВЕЛИКИХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
""
 
Слова и образы святоотеческих поучений не просто перелагались старцами на язык, понятный их современникам, но переживались вместе с ними, и потому действительно были для многих душеспасительными. Предлагаем вам отрывок из новой книги Сретенского монастыря "Письма великих оптинских старцев", которая в ближайшие дни выходит из печати.
далее...

ПИСЬМА ВЕЛИКИХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
""
 
Письма оптинских старцев приобщают нас к великому духовному наследию. Они помогают на нашем трудном жизненном пути. "Читайте эти письма, - говорил о посланиях старца Макария преподобный Амвросий Оптинский. - Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений".
далее...

О ВРЕМЕНИ СЛОЖЕНИЯ СЛУЖБ И ДАТИРОВКЕ ЖИТИЙ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА
Александр Ужанков
""
 
До последнего времени службы святым Борису и Глебу не были предметом специального рассмотрения. Однако установление времени их возникновения могло бы существенно помочь как в реконструкции всего процесса канонизации святых страстотерпцев, так и в датировке двух их житий, каждое из которых, как оказалось, связано с определенной службой.
далее...

О ВРЕМЕНИ НАПИСАНИЯ "ЖИТИЯ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО"
Александр Ужанков
""
 
Я не могу согласиться с мнением С.А.Бугославского и его последователей, что Нестор писал "Житие Феодосия Печерского", а, стало быть, и "Чтение о Борисе и Глебе" только после 1108 г., и поддерживаю точку зрения академика А.А.Шахматова - оба сочинения были написаны Нестором до 1088 г., с небольшим уточнением.
далее...

СВЯТЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ БОРИС И ГЛЕБ: К ИСТОРИИ КАНОНИЗАЦИИ И НАПИСАНИЯ ЖИТИЙ
Александр Ужанков
""
 
Первыми русскими святыми, прославленными Церковью, стали благоверные князья Борис и Глеб. Именно их канонизация послужила примером для прославления в лике святых убиенного Императора Николая II и его семьи на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе. По словам митрополита Ювеналия, "в богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово "страстотерпец" стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников".
далее...

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
""
Князь Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) получил прозвание Мономаха по матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г. - киевским. Всю жизнь провел в борьбе с половцами и их обычным союзником - князем Олегом Святославичем. Поводом к переписке Мономаха и Олега послужило убийство младшего сына Мономаха - Изяслава - в битве с Олегом.   далее...

СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА К СЕРБСКОМУ НАРОДУ
""
Вспомните историю своего собственного народа. Не тогда ли сербский народ был крепок и возрастал в силе и славе, когда был верен православной вере отцов своих и когда пребывал в единомыслии и братолюбии? Напротив, не ослабел ли и не слабеет ли даже и до сего дня сербский народ от деления на разные партии, от междоусобной вражды их и, главное, от шатания духовного, от преклонения чужому ярму, от раболепства чужой и чуждой цивилизации, от холодности к православной вере и измене отеческим преданиям?   далее...

ИЗ ИСТОРИИ "ДОБРОТОЛЮБИЯ"
Сергей Говорун
""
Трудно найти другую духовную книгу, вышедшую в свет в течение последних нескольких столетий, которая бы оказала столь значительное влияние на весь христианский мир, как "Добротолюбие". Справедливо поэтому замечание епископа Амфилохия (Радовича), который говорит: "Нет никакого сомнения, что Добротолюбие, как обожения орган, как справедливо назвал его преподобный Никодим Святогорец, является корнем и подлинным непосредственным или косвенным источником почти всех настоящих духовных всплесков и богословских течений в Православии с конца XVIII века до сего дня". Добавим к этому, что влияние "Добротолюбия" распространилось не только на Православие, но на весь христианский мир.   далее...

СВЯТОЙ МАКАРИЙ НОТАРАС, РОДОНАЧАЛЬНИК "ФИЛОКАЛИЗМА"
Сергей Говорун
""
Святой Макарий, митрополит Коринфский, был личностью в полном смысле выдающейся. Он преуспел во многих областях церковной деятельности: в духовном образовании, богословии, пастырской деятельности, но также в аскезе и, что было его главной отличительной чертой, смирении. До недавнего времени он так и оставался почти в полном забвении, хотя всем известен труд, который появился главным образом благодаря св. Макарию, - знаменитое "Добротолюбие".   далее...

ИНДУЛЬГЕНЦИИ В ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Сергей Говорун
""
В XVI-XVIII веках Греческая Церковь, хотя и огражденная от контактов с внешним миром границами Османской империи, подвергалась большему влиянию западного христианства, чем Церковь Русская. Здесь значительно активнее действовала католическая пропаганда, да и греческие ученые и богословы чаще имели контакты с Западом, а большинство из них здесь училось. Эти и другие факторы привели к тому, что Греческая Церковь в большей степени, чем Русская, подверглась западной "метаморфозе", по выражению о. Георгия Флоровского. Одним из проявлений такой "метаморфозы" стало введение в практику Греческой Церкви… выдачи христианам индульгенций.   далее...

СВЯТОЙ ПЕТР ЦЕТИНЬСКИЙ: ЧЕРНОГОРСКИЙ "ЧЕЛОВЕК ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ"
Протосингел о. Йован (Пурич)
""
Мы, люди Церкви, знаем, что наша обязанность - говорить правду и страдать за нее. Долг епископа, по словам М. Петровича, "своим примером напоминать ветхозаветных пророков, своим мнением последовательно проводить в жизнь науку Христову, подражать апостолам и отцам Церкви, с любящим сердцем поить жаждущих, кормить голодных, одевать оборванных, давать отдых уставшим, защищать изгнанных, советовать богатым считать нищих своими братьями". Так поступал и св. Петр Цетиньский, который своим человеколюбием помогает нам понять значение и важность милосердия.   далее...

СЕРБСКО-РУССКИЙ СВЯТОЙ
Перевод с сербского и составление Олега Кузеванова
""
Святитель Петр Цетиньский, бывший черногорским митрополитом в 1784-1830 гг, включен в этом году в число Петербургских святых. К сожалению, в настоящее время этого сербского подвижника можно назвать самым неизвестным святым нашей Церкви. Ни в одном из многочисленных православных церковных календарей, издаваемых каждый год, мы не найдем его имени. Между тем, трудно найти другого такого святого в братских Поместных Церквях, столь тесно связанного с горячо любимой им Россией и претерпевшего немало несправедливостей от ее державных и "полудержавных" правителей.   далее...

ЭПОХА ГРЕЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ: ИСТОРИЯ И ПОЛЕМИКА
Сергей Говорун
""
Идеи французского просвещения и деятельность греческих адептов новой идеологии встретили достойную критику со стороны многих православных богословов второй половины восемнадцатого - первой половины девятнадцатого века и, главным образом, колливадов. Колливады стали в некотором смысле прообразом русских славянофилов девятнадцатого века. Они также дали толчок к критическому осмыслению опыта развития западноевропейской цивилизации, выражая в полемике с ней принципы существования православной цивилизации.   далее...

СВЯТЫЕ СЕРБСКИЕ КОРОЛИ
ПАМЯТЬ СВЯТОГО СТЕФАНА ПЕРВОВЕНЧАННОГО, ПЛЕМЯННИКА ЕГО ДАВИДА И СЫНА ЕГО, КОРОЛЯ ВЛАДИСЛАВА
""
В ноябре в издательстве Сретенского монастыря выходят в свет "Жития святых", составленные архиепископом Филаретом (Гумилевским). Автор включил в них большое количество ранее неизвестных на Руси житий южных славян: сербов, болгар и др. Один из таких примеров приходится на 24 сентября (7 октября по новому стилю).   далее...

ДВА ФИЛАРЕТА
ПИСЬМА МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА) К АРХИЕПИСКОПУ ФИЛАРЕТУ (ГУМИЛЕВСКОМУ)
""
Два знаменитых иерарха XIX столетия, два Филарета: митрополит Московский Филарет (Дроздов) и архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) - были в тесной духовной связи друг с другом. Об этом свидетельствуют, в частности, письма московского святителя к своему подопечному: вначале иеромонаху (инспектору Московской духовной академии), потом архимандриту (ректору той же Академии), наконец собрату-архиерею. Из этого издания, вышедшего в свет в 1884 году, мы публикуем три небольших письма, чтобы хоть немного прикоснуться к тайне взаимоотношений двух выдающихся церковных архипастырей и писателей.   далее...

ИЗ ИСТОРИИ БОГОСЛОВСКИХ СПОРОВ XVIII ВЕКА ПО ПРОБЛЕМЕ ЛАТИНСКОГО КРЕЩЕНИЯ
Сергей Говорун
  Во главе современной богословской проблематики стоит экклезиология, в перспективе которой в нашу эпоху происходит осмысление триадологии, христологии, пневматологии и т.д. Также на повестке дня стоят и самостоятельные экклезиологические вопросы, возникшие в связи с экуменическим движением, как, например, о границах Церкви, о возможности или невозможности спасения вне Церкви и т.п. Настоящая работа посвящена одному из таких вопросов, а именно об отношении ко крещению в Римо-Католической церкви и способе принятия обращающихся из нее в Православие.   далее...

ДВИЖЕНИЕ КОЛЛИВАДОВ
Сергей Говорун
""
С утверждением турецкого господства на большей части территории Византии, духовная и культурная жизнь ромеев пришла в упадок. Византийское монашество, давшее жизнь стольким шедеврам богословской мысли и церковного искусства, постепенно отходило от идеалов исихазма. Угасание традиции исихазма привело к угасанию церковного искусства. Происходит искажение религиозного сознания у простого народа. К середине XVIII столетия, как реакция на сложившуюся ситуацию, на Афоне возникает движение по обновлению церковной жизни. Это движение было чрезвычайно разнообразным и многогранным, однако главной его целью было возвращение к святоотеческой традиции, а главным источником - традиция умного делания. Оно известно как "движение колливадов"...   далее...

ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ СИМВОЛИКА
Елена Луковникова
"" Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.   далее...

ПРОРОКИ И ЛЖЕПРОРОКИ ЗАПАДНОЙ РУСИ
Кирилл Фролов
  Когда говорят о пользе российско-белорусского союза, справедливо отмечают его взаимные экономические и геополитические выгоды. Это, конечно, важно и правильно. Но следует знать и помнить, что самое главное в нашем Союзе - это воссоединение единого Русского народа.   далее...

СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ОСТРОЖСКИЙ, МИТРОПОЛИТ ЗАХОЛМСКО-ГЕРЦЕГОВИНСКИЙ
Олег Кузеванов
""
Святитель Василий Острожский - один из самых почитаемых (как раньше, так и сегодня) сербских святых. Это, несомненно, связанно с тем, что до сих пор не прекращаются бесчисленные чудеса исцелений у ковчега с его мощами, находящимися в черногорском монастыре Острог. Каждый год приносит новые известия о чудесах св. Василия.   далее...

ПАТРИАРХ СЕРБСКИЙ ГАВРИИЛ (ДОЖИЧ)
Олег Кузеванов
""
К 50-летию со дня кончины.   далее...

ПИСЬМА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I СВОЕМУ ДУХОВНИКУ
""
В издательстве Сретенского монастыря выходит в свет книга "Письма патриарха Алексия I своему духовнику. Мы публикуем некоторые из этих писем.   далее...

РУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ И СТРАШНЫЙ СУД
Александр Ужанков
""
"Cовестные книги" древней Руси
Существует ли однозначный ответ на вопрос: зачем писались летописи? Почему в них так много описаний различных небесных знамений? И почему они столь часто напоминают людям об их грехах? И есть еще множество "почему", на которые не было пока дано ответов...   далее...

МЕЖ ДВУХ ЗОЛ
Александр Ужанков
""
Исторический выбор Александра Невского
В 80-90-е годы нашего столетия как в западноевропейской, так и российской науке вновь появились попытки переосмыслить значение для истории Руси и, соответственно - России, политику князя Александра Невского, и свести его гражданский и духовный подвиг даже не к рядовому, типичному для князя-воина поступку, а к роковой ошибке, предопределившей "не тот" путь развития средневековой Руси, а затем и России.   далее...

РИМ И МОСКВА. 1900 - 1950.
Антуан Венгер
""
Глава II. Руссо-католики в Санкт-Петербурге.
21 апреля 1926 года во французской церкви св.Людовика в Москве, напротив штаб-квартиры ГПУ на Лубянке, при закрытых дверях, в присутствии двух свидетелей произошла епископская хиротония. Ее совершил монсеньор Д’Эрбиньи, иезуит, тайно рукоположенный во епископы 29 марта того же года монсеньором Пачелли, будущим Пием XII, в папской резиденции в Берлине.   далее...
Глава IV. Ватикан и новое советское государство. Священник у Ленина.
Во время Общественных недель в Нанте в 1936 году монсеньор Д’Эрбиньи передал очень странные слова, сказанные Лениным. “Мы ошиблись, — будто бы произнес Ленин в конце своей жизни. — Нам следовало бы иметь десяток святых Францисков Асизских”. Епископ добавлял, что во время своих визитов 1925-го и 26-го годов в Москву он говорил об этом случае в Кремле, и никто его не опроверг.   далее...
Глава V. Тайные епископы и их посвящения. Часть 1.
Отец Невё встретил нового посла Франции 25 марта 1925 года в Москве. 19 мая он поделился своими впечатлениями с о.Кэнаром. «Наш посол очень любезен и прост. Я ужинал с ним и мадам Эрбетт в праздник Благовещения... Посол сказал мне, что комиссар иностранных дел Чичерин — очень славный малый, доброжелательный к французам; что покойный Воровский вел переговоры с Ватиканом об условиях договора и что Ватикан требовал слишком многого, как будто Россия может стать католической в один момент».   далее...
Глава V. Тайные епископы и их посвящения. Часть 2.
Известие о епископских посвящениях в Москве мгновенно разнеслось по миру телеграфными агентствами. "Приехав в Москву 14 августа, - пишет секретарь м-ра Д’Эрбиньи, отец де Беллуа, к мадам Д’Эрбиньи, - отец совершил богослужение как епископ 15 августа. Эта новость, пришедшая в телеграмме, раскрыла, как мне кажется, тайну, которую надо было хранить. Следствием же ее разглашения, о котором я, как и Вы, сожалею, стало то, что многие наши и даже посторонние уже всё знают".   далее...

1 января 2000 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×