27 января

"Н.
Н. Н. Глубоковский. Нач. XХ в.
1906 год — Святейший Синод принял решение о создании специального Предсоборного присутствия для предварительного обсуждения всех намеченных к соборному рассмотрению вопросов.

"И.
И. И. Бриллиантов. Нач. XХ в.
Быстро был определен и список лиц, призванных к работе в Присутствии. Его составили как архиереи и клирики, так и миряне — профессора духовных школ и знатоки различных богословских вопросов. В течение всего 1906 г. список пополнялся и изменялся. «Церковные ведомости» регулярно сообщали об этом. К работе Присутствия привлекались компетентные специалисты, которые могли разобраться в хитросплетениях церковно-государственных отношений и предложить осуществимый в России проект внутрицерковных изменений. Имена членов Предсоборного присутствия были широко известны не только в церковных кругах империи, но и за границей. Среди них были митрополиты: Петербургский Антоний (Вадковский) — председатель Предсоборного присутствия, Московский Владимир (Богоявленский), Киевский Флавиан (Городецкий); архиепископы: Херсонский Димитрий (Ковальницкий), Литовский Никандр (Молчанов), Ярославский Иаков (Пятницкий), Финляндский Сергий (Страгородский); епископы: Волынский Антоний (Храповицкий), Псковский Арсений (Стадницкий), Могилевский Стефан (Архангельский). В самом конце работ, 24 ноября 1906 г., в Присутствие был приглашен епископ Сухумский Кирион (Садзагелов). Впрочем, архиереи не имели в Присутствии большинства, большинство составляли священники (например, профессора, протоиереи Михаил Горчаков, Тимофей Буткевич, Федор Титов и др.) и богословы-миряне (например, профессора Н.А. Заозерский, Н.Н. Глубоковский, А.И. Бриллиантов и др.). В конце марта 1906 г. император повелел ввести в состав Присутствия светских ученых, известных своей приверженностью церковной реформе и глубокой религиозностью (например, «неославянофилов» А.А. Киреева, Д.А. Хомякова, Ф. Самарина). Всего принять участие в работе было приглашено 49 человек. Со времен Петра Великого это была первая попытка обсудить вопросы, необходимые для созыва Поместного Собора и проведения реформ в Русской Церкви. На этом пути избежать ошибок было практически невозможно, как невозможно было и уравновесить все интересы. Однако, несмотря на трудности, Предсоборное присутствие все-таки было созвано и успело обсудить многие актуальные для Церкви вопросы.

1915 год — Епископ Финляндский Сергий (Страгородский) освобожден от должности председателя Миссионерского совета при Святейшем Синоде.

1918 год — Совнарком принял постановление о реквизиции имущества и помещений придворных церквей.

В ведение Совнаркома были переданы не только культовые и храмовые сооружения и имущество, имевшееся при бывшем царском дворце в Петрограде и его окрестностях, но и часть церквей Кремля в Москве. Постановление и последовавшие за ним действия вызвали недовольство членов Поместного Собора, считавших Церковь единственно законной хозяйкой всего этого достояния. Эта акция усугубила конфликт духовенства с советской властью. Так, общее собрание объединенных приходов Москвы и уездов губернии в резкой форме протестовало против подобных шагов правительства. В обращении собрания к властям говорилось о необходимости вернуть все церковные святыни верующим как «источник утешения народа». Собрание потребовало вернуть право духовенству и верующим посещать кремлевские соборы и храмы, проводить в них богослужения, передать церкви все отобранные иконы, мощи, хоругви и пр.

1918 год — Святейший Патриарх Тихон выступил с обращением к русским людям «Россия в проказе».

"Святейший
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий І во время богослужения в Крещенский сочельник. Богоявленский кафедральный собор. 18 января 1966 г.
1966 год — Состоялось заседание Священного Синода.

Синод произвел очередные назначения: архиепископа Сурожского Антония (Блума), исполняющего обязанности патриаршего экзарха Западноевропейского, утвердил в должности патриаршего экзарха Западной Европы с возведением его в сан митрополита; архиепископу Тульскому и Белевскому Алексию (Коноплеву) определил быть архиепископом Рижским и Латвийским; епископу Рижскому и Латвийскому Никону (Фомичеву) — епископом Архангельским и Холмогорским; епископу Архангельскому и Холмогорскому Поликарпу (Приймаку) — епископом Ивановским и Кинешемским; митрополиту Ивановскому и Кинешемскому Антонию (Кротевичу) — митрополитом Тульским и Белевским.

1990 год — В г. Бориславе (Западная Украина) униаты захватили православный храм.

Настоятель храма протоиерей Владимир Инницкий находился в это время в Москве по вызову Священного Синода. Православные (до 2000 человек) окружили закрывшихся в церкви униатов и требовали покинуть храм.

2000 год — Святейший Патриарх Алексий II встретился с руководителями епархиальных отделов по религиозному образованию.

26 января 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×