Русская Православная Церковь ХХ век
5 марта

""1901 год – Вынесено определение Святейшего Правительствующего Синода за № 557 об отлучении от Церкви Л. Н. Толстого.

О необходимости такого шага в церковных кругах и среди православной общественности России говорили давно, но решиться на это было непросто: любое (даже оправданное) действие, направленное против великого писателя, имело огромный резонанс не только в России, но и в мире. Однако Толстой, задолго до 1901 г., поставил себя во враждебные отношения к Церкви и ее учению. Последней каплей, переполнившей терпение иерархов, стало, как считается, издание романа «Воскресение», в котором писатель резко (и не в первый раз) высказывался против основных постулатов православной веры. В синодальном определении указывалось, что учение Толстого — «противохристианское» и «противоцерковное».

«И в наши дни Божиим попущением явился новый лжеучитель — граф Лев Толстой <…> в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его, на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви. <…> Он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личность Живаго Бога, во Святей Троице славимого, Создателя и Промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради, человеков, и нашего ради спасения и воскресшего и мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Бога и девство до рождества и по рождеству Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все Таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств — Святую Евхаристию.<…> Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2, 25). Молимтися, Милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй, и обрати его ко святей Твоей Церкви. Аминь».

Под определением стояли подписи: митрополитов Антония (Вадковского), Феогноста (Лебедева), Владимира (Богоявленского) и других членов Святейшего Синода.

Из сказанного следует, что иерархи не теряли надежды на возвращение Л. Н. Толстого в лоно Православия. Но, как известно, вплоть до своей смерти в 1910 г. Л. Н. Толстой так и не покаялся, но винить в этом православную иерархию нельзя: Святейший Синод делал все от него зависевшее, чтобы писатель не умер вне церковной ограды. Покаяния не последовало…

1923 год – Святейшему Патриарху Тихону предъявлено обвинение в том, что он являлся почетным членом Союза русского народа.

"Руины
Руины Трапезной церкви московского Симонова монастыря. Фото В. А. Десятникова. 1960-е гг.
1959 год – Секретарь ЦК КП Молдавии Д. Ткач и уполномоченный по республике Совета по делам Русской Православной Церкви П. Роменский направили в ЦК КПСС письмо, которому суждено было стать последним штрихом в смещении Г. Карпова.

Молдавские руководители желали уточнить доходы духовенства и выступили за отмену права Церкви приобретать транспортные средства для «нужд и обслуживания церковных органов».

В своем письме Ткач писал: «Постановлениями Совета Народных Комиссаров СССР от 22 августа 1945 г. № 2137-546-е и от 28 января 1946 г. № 232-101-е церковным организациям и религиозным организациям предоставлено ограниченное право юридического лица. Им разрешено приобретение транспортных средств, покупка в собственность домов и новое строительство зданий. В связи с этим Совнаркомы республик обязываются в планах материально-технического снабжения предусматривать выделение строительных материалов религиозным организациям».

По мнению партийного лидера Молдавии, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви был всецело на стороне Церкви, и в письме от 10 июля 1953 г. № 644-е уполномоченному по Молдавской ССР было в категорической форме предложено не чинить препятствий духовенству в приобретении автомобилей.

В другом его письме, от 2 октября 1958 г., № 2034, содержатся указания, которые, по существу, закрывают доступ финансовым органам к документам, учитывающим доходы церковных организаций, и дают возможность последним уклоняться от обложения налогами».

Результат, по мнению Ткача, был ошеломляющим: «Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Совете министров МССР, выполняя эти и подобные распоряжения, стал оказывать активную помощь церквам, монастырям в приобретении ими различных транспортных средств, сельскохозяйственных машин, электростанций, строительных материалов, тем самым способствовать расширению экономической деятельности религиозных организаций, обогащению духовенства, усилению влияния церквей и монастырей на население». Эти «вопиющие» факты, по мнению Ткача, нельзя было терпеть в социалистической Молдавии. И письмо с места (а сколько их было и сколько еще будет в истории Отечества ХХ в.), подписанное Ткачом, жестко выражало общественное мнение: «ЦК КП Молдавии просит Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза поручить Совету министров СССР отменить постановление СНК СССР от 22 августа 1945 г. № 2137-546-е и от 28 января 1946 г. № 232-10-е, а также распоряжения председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР тов. Карпова от 10 июля 1953 г. № 644/с и 2 октября 1958 г. № 2034».

Этого удара Г. Г. Карпов уже не вынес. Он остался один на один с новой политической реальностью, которая, используя лозунг «борьбы со сталинизмом», уничтожала и позитивные явления, к которым, безусловно, относились государственно-церковные отношения послевоенного десятилетия. Отставка Карпова затянулась еще на год. За его спиной власть готовила «церковную реформу», рассчитанную на несколько десятилетий и направленную на изменение самих основ деятельности Русской Православной Церкви.

2000 год – В Москве прошел первый в истории нашей Церкви Конгресс православной прессы (5 - 10 марта).

На конгресс прибыли журналисты из большинства епархий Русской Православной Церкви. В ходе секционных и пленарных заседаний были рассмотрены все актуальные вопросы современной церковной журналистики.

Большой интерес вызвали доклад и последующая пресс-конференция митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, а также выступления профессора Московской Духовной академии А. И. Осипова, диакона Андрея Кураева.

Горячие дискуссии вызвал вопрос об освещении жизни Церкви на страницах светских изданий. Ему была посвящена специальная секция, а также круглый стол с участием главных редакторов светских средств массовой информации.

В завершение своей работы конгресс сделал первый шаг к созданию Союза православных журналистов — творческого общественного объединения, учреждаемого для содействия Русской Православной Церкви в ее миссионерском служении, для улучшения координации и взаимодействия между церковными журналистами, а также для повышения их профессионального мастерства.

5 марта 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×