Русская Православная Церковь ХХ век
25 марта

1905 год – Появились «Соображения статс-секретаря К. П. Победоносцева по вопросам о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви».

"К.
К. П. Победоносцев
С первых же строк обер-прокурор Святейшего Синода стремился доказать вред предлагаемых изменений исходя из выгод существовавшего церковно-государственного союза. Более того, Победоносцев пытался утверждать, что в России не было внутренней потребности во введении патриаршества, что реформой Петра Великого власть и честь епископов лишь возвысилась и уничтожились разлады между архиереями. Святейший Синод, говорилось в записке, — это постоянный Собор, необходимый в России по причине обширности и беспутья страны. Что же касается неурядиц XVIII столетия, то они вызывались не реформой Петра, а тогдашним засилием немцев и всеобщим невежеством в делах веры. С XIX столетия, когда нравы «постепенно смягчались», ничто не мешало Церкви увеличивать свое духовное влияние в народе.

Искренний почитатель великого преобразователя России, Победоносцев утверждал, что меры Петра I в отношении духовенства были объективно оправданы тем, что император не имел в своем распоряжении иного «орудия», кроме духовенства, а обязанность клириков, согласно петровскому указу, доносить об услышанных на исповеди готовившихся государственных преступлениях давно потеряла значение, и об этом следует забыть.

Обер-прокурор решил испросить у государя императора Николая II разрешение на рассмотрение дела Святейшим Синодом.

"Архиепископ
Архиепископ Платон (Рождественский), экзарх Грузии
1917 год – Произошло самопровозглашение грузинской автокефалии.

Собравшиеся во Мцхете в храме Двенадцати апостолов представители грузинской иерархии (епископы, клирики и миряне) объявили о «восстановлении автокефального церковного управления в Грузии». Архиепископу Платону (Рождественскому) тогда же было объявлено, что отныне он перестает быть экзархом Грузии. Низложенный экзарх отказался подчиняться постановлению Мцхетского Собора. С этого времени и начинается отсчет сложного и трагического периода (длившегося до 1943 г.) в отношениях между Русской и Грузинской Церквами, характеризующегося прекращением церковного общения и параллельным существованием на одной канонической территории приходов двух юрисдикций.

Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви возглавлял к началу XX в. иерарх в сане архиепископа или митрополита, носивший титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский Экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г.), Бакинским (учреждено в 1905 г.) и Горийским (учреждено в 1811 г., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г.); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г., кафедра в Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском Экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г. — митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров).

В период существования Грузинского Экзархата в составе Русской Православной Церкви экзархами назначались неизменно русские иерархи, что вызывало глухое недовольство, а иногда и открытый протест грузинского духовенства и населения. После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной (а значит, для грузинской элиты — русской) политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения. Все русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры. Фактически бежал в 1917 г. епископ Бакинский Григорий (Яцковский), хотя Бакинское викариатство было, пожалуй, наиболее спокойным.

Решение участников Мцхетского Собора было направлено Временному правительству, которое признало автокефалию Грузинской Церкви, но только как Церкви национальной, без географических границ. Таким образом, русские приходы на территории Грузии оставались в юрисдикции Русской Православной Церкви, что вызвало недовольство грузинской иерархии. Временное управление Грузинской Церкви направило Временному правительству протест по поводу признания только национальной, а не территориальной автокефалии, что «не гарантирует грузинам блага церковного и мирного сожительства с русским элементом края, ибо воинствующим представителям Русской Церкви открывается возможность создания среди грузин церковного русского прозелитизма, а равно фактического стеснения и умаления Грузинской Церкви». По мнению грузинской иерархии, автокефалия должна быть признана в территориальных пределах древнегрузинского Католикосата; русские же приходы должны получить автономного русского епископа, канонически зависимого от главы Грузинской Церкви.

1919 год – Скончался митрополит Питирим (Окнов), Петроградский и Ладожский.

1925 год – Святейший Патриарх Тихон направил послание епископу Феофилу (Булдовскому).

В послании патриарх предложил епископу Феофилу (Булдовскому) раскаяться в своих антиканонических деяниях, воздержаться от священнослужения и явиться не позднее месяца для объяснения с отзывом о себе правящего архиерея. Первосвятитель предупреждал раскольника: если он не явится в указанный срок, то суд над ним будет произведен заочно.

"Митрополит
Митрополит Иоанн (Вендланд)
1989 год – Скончался митрополит Иоанн (Вендланд), б. Ярославский и Ростовский.

1991 год – Состоялось заседание Священного Синода.

Синод поручил епархиальным преосвященным собирать сведения о житии, служении и мученических подвигах в пределах их епархий преосвященных архипастырей, священнослужителей и мирян, мученически за Христа и в правой вере скончавшихся. Принято решение направлять эти материалы в синодальную комиссию по канонизации святых для их изучения.

Произведены новые назначения и перемещения: епископ Илиан (Востряков) назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, настоятелем подворья Русской Православной Церкви в г. Карлови-Вари (Чехословакия); епископом Магаданским и Камчатским определено быть клирику Калужской епархии архимандриту Аркадию (Афонину); епископа Гавриила (Стеблюченко), который признан виновным в нарушении канонов, решено уволить за штат, запретить в священнослужении сроком на три года, для молитвы и полного раскаяния определить ему место пребывания в Успенском Псково-Печерском монастыре.

1999 год – Святейший Патриарх Алексий выступил с воззванием против действий НАТО в Югославии.

«Военные действия НАТО не приблизили, а отдалили мир, — отмечалось в воззвании. — Мало того, они породили угрозу многократного разрастания конфликта, ибо поставили под сомнение справедливый мировой порядок».

25 марта 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×