Юлия Сысоева: «Помощи много не бывает»

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. (Ин. 12: 24)

Овдовев, матушка Юлия Сысоева создала фонд помощи семьям убитых священников, о котором они мечтали еще с отцом Даниилом. Фонд действует как часть Миссионерского центра имени иерея Даниила Сысоева.

Матушка Юлия Сысоева. Фото Е.Степановой, Милосердие.ru
Матушка Юлия Сысоева. Фото Е.Степановой, Милосердие.ru
– Давно ли появилась идея создания благотворительного фонда?

– Идея зародилась очень давно, еще при жизни отца Даниила. Изначально это была идея создания фонда помощи священническим семьям. Фонды, помогающие самым разным людям: инвалидам, сиротам, больным, – есть, а вот помощи овдовевшим матушкам и нуждающимся семьям священников – нет. И я поделилась своей идеей с отцом Даниилом, на что он сказал: «Придумала – вот и занимайся».

– Вы «придумали» фонд, узнав о конкретной трагедии, или это была абстрактная идея?

– Как-то я наткнулась на объявление в Интернете о том, что одна матушка осталась вдовой с пятью детьми на руках, один из которых болеет острым лейкозом. Ситуация меня потрясла. Люди бросили клич, собирали деньги, но все своими силами, без организации. И тогда подумала, что хорошо бы создать фонд, который будет помогать и курировать такие семьи.

Но суета, быт не давали воплощать идеи в жизнь. И как бы это ни было грустно, толчком к реализации идеи стал уход отца Даниила. Вот тогда я поняла, что этим нельзя не заниматься.

– Поначалу было трудно?

– Сложнее всего было заставить себя. Например, у отца Даниила было огромное стремление, масса энергии. Он постоянно горел своим делом. А ведь большинство из нас зарывается в житейские дела… Появляется хладность, да и лень. Я более пассивный человек. Меня нужно подталкивать, раскачивать, а он это делал без внешнего понуждения. Но главное – себя заставить. Потом, конечно, тоже возникает много разных проблем, но все преодолеваются с Божией помощью. Поэтому все препятствия я воспринимаю как рабочие моменты. Есть проблема – надо решить.

– Что центр представляет собой сегодня?

– У нас в центре есть три направления: миссионерство, издательство и благотворительность.

Миссионерство включает в себя миссионерские курсы и просветительскую программу. Мы печатаем листовки миссионерского характера, распространяем их по храмам и приходам. Это имеет большое значение: люди читают, восполняют пробелы в своих знаниях, укрепляются в вере. Миссионерские курсы – это идея отца Даниила. На курсы мы принимаем православных христиан, знающих катехизис и желающих стать миссионерами.

Издательство – проект самоокупаемый. В основном издаем наследие отца Даниила – до сих пор ведь не все увидело свет. А сейчас мы готовим к изданию книгу воспоминаний об отце Данииле, где собраны свидетельства и воспоминания порядка 80 людей, лично знавших отца Даниила. Мой вклад – две большие части про то, каким он был для меня. Книга практически готова, находится в стадии верстки. Надеемся, с Божией помощью, скоро выйдет. Кстати, часть доходов от издательства идет на семьи, которым мы помогаем. Пожертвования есть, но не всегда хватает, поэтому издательская деятельность для нас большое подспорье.

Храм апостола Фомы на Кантемировской
Храм апостола Фомы на Кантемировской
– Расширяться планируете?

– Есть мысли по организации миссионерско-паломнических поездок по святым местам, куда не возят паломников. Это, кстати, была тоже идея отца Даниила. У нас ведь все тропы и маршруты стандартные. А мы хотим придумать что-то особенное, необычное, ведь много мест и святынь, которые преданы забвению и о которых мало кто знает вообще. Но я не знаю, как скоро мы осуществим эту идею: просто всем этим занимаются порядка 20 человек штатных сотрудников. Волонтеров, к сожалению, у нас нет.

– А сколько человек из этих 20 курируют благотворительное направление?

– Когда фонд был основан, у нас сразу появились первые подопечные семьи. Сначала было шесть семей, сегодня их порядка сорока. А нас на благотворительности как было трое, так и осталось: я, моя помощница матушка Лидия и наш директор Сергей, который помимо благотворительности занимается еще и другими направлениями. Но в основном мы с матушкой Лидией выясняем, у кого какая нужда: кому-то крышу отремонтировать, кому-то ребенка в лагерь отправить, кому-то на лечение нужны средства. В основном работаем через скайп, все время на телефонах – все же разбросаны по разным регионам. Но если случается оказия, обязательно заезжаем в гости, навещаем. А так общаемся дистанционно, но лично со всеми. Проще всего, конечно, перевести какую-то сумму, но мы по мере возможности помогаем решить саму проблему.

– Вы сами находите тех, кому нужна помощь?

– Бывает, что мы сами находим семьи, которым нужна помощь; бывает, люди рассказывают. В любом случае мы связываемся непосредственно с семьей и проверяем достоверность информации. Потому как, к сожалению, иногда наш фонд пытаются использовать мошенники в своих корыстных целях. Фактически вымогают деньги. Под видом вдов священников начинают выпрашивать на операцию, на ремонт, но это все быстро вскрывается. Достаточно обмолвиться о том, что сначала мы должны позвонить в епархию или благочинному, люди сразу куда-то исчезают.

– А вас в отместку не обвиняют в том, что пытаетесь нажиться?

– Иногда нас спрашивают, реальные ли люди указаны на нашем сайте, сомневаются, но мы готовы предоставить жертвователям любую информацию и отчет. Люди ведь попадаются очень разные. В основном жертвователи – добрые милосердные люди, которые искренне хотят помочь, но попадают и абсолютно неадекватные. Могут позвонить с заявлениями в том, что мы мошенники. На вопрос: «Почему вы так решили?» следует гениальный ответ: «Я не могу дозвониться до такой-то матушки. Телефон поддельный, матушки не существует, вы мошенники». А то, что человек может просто не сразу услышать звонок и взять трубку уже через пять минут, в голову не приходит. Или могут по несколько раз в день звонить, спрашивая, отправили ли мы 100 рублей. И мы каждый раз будем объяснять, что накапливаем определенную сумму и только потом отправляем. На такие вещи надо реагировать спокойно.

– В основном нужная сумма складывается из скромных пожертвований или бывает, что от кого-то приходит сразу вся сумма?

– Все жертвуют столько, сколько считают нужным. Но, как известно, с миру по нитке… Понятно, что когда пенсионерка присылает 200 рублей – это как лепта вдовы. Люди обеспеченные жертвуют приличные суммы. Многие люди стараются жертвовать так, чтобы левая рука не знала, что делает правая. У нас в фонде есть такой жертвователь, который часто перечисляет на матушек крупные суммы и при этом категорически запрещает где-либо произносить его имя, кроме молитв.

– Помощь обычно приходит адресная или жертвуют просто в ваш фонд, а там уже как распорядитесь?

– Кто-то хочет помочь конкретной семье, и мы выполняем это пожелание, кто-то жертвует на наше усмотрение – какой семье нужнее. В первую очередь покрываем острые нужды. Недавно у одной матушки провалилась крыша, нужен был срочный ремонт. Конечно, деньги из фонда мы сразу перечислили ей, а уже потом будем отправлять деток в летние лагеря. Что-то может подождать, что-то нет. Ведь процентов 90 наших подопечных – вдовы. Они нуждаются больше всего. Потому что, когда семья теряет кормильца, выжить, да еще и с детьми, становится очень трудно. Поэтому рады любой помощи. Единственное, не принимаем вещи б/у – мы же не с бомжами работаем. Хлам – это на помойку. Но новые вещи мы берем. Особенно рады матушки детским обновкам.

– А епархия, государство помогают?

– Государство выплачивает пенсию по потери кормильца – 3800 рублей на человека. На этом помощь заканчивается. Может, путевки какие-то предлагают. А с епархией – как повезет. Разные епархии, разные владыки – разная помощь. Знаю, что один владыка решил жилищную проблему семьи погибшего священника. Бывают случаи, когда вообще без помощи оставляют. Но никого критиковать или оценивать мы не вправе. Это не наше дело. Мы отвечаем за свои дела, а не за чужие. В любом случае, помощи, если она нужна, много все равно не бывает.

– На решении насущных проблем матушек ваша помощь не заканчивается?

– Конечно, помогать на острые нужды – очень важно, но еще хочется просто порадовать людей. Сделать для них то, что матушки с детьми себе позволить не могут. Например, организовать отдых на море: для многих наших семей это непостижимая роскошь. Поэтому мы второй год организуем отдых в Анапе. В том году отправили девять матушек с детьми, и в этом – столько же. На Кипр у нас две матушки по приглашению Киккского монастыря ездили. Надеемся, что с Кипром у нас продолжится сотрудничество. Мы оплачиваем дорогу, а монастырь бесплатно принимает. Вообще мы хотим побольше устраивать таких поездок.

– Матушкам-вдовам вы оказываете только материальную помощь или стараетесь также поддержать морально?

– Конечно! Мы общаемся со всеми матушками лично. Правда, общение складывается по-разному. Есть матушки, которые очень тяжело переживают трагедию, замыкаются, постоянно пребывают в своем горе. Они, как правило, плохо идут на контакт, и с ними очень сложно. Но в основном все очень приветливые, милые женщины, несмотря на такое тяжелое испытание.

Кто-то скончался от болезни, кто-то погиб в аварии, кого-то убили. Например, в Подольске застрелили отца Александра Филиппова в подъезде. Отец Анатолий Сорокин был застрелен возле храма. В 2005 году погиб Владимир Ивусов – его убили при ограблении, и тогда же зверски был убит отец Евгений Адигамов. Но мы в причинах не разбираемся: в любом случае – это трагедия.

– И как вы помогаете эту трагедию пережить?

– Все от человека зависит. В душу лезть не надо. Если человек не хочет говорить о своей беде, лучше не надо. А кому-то, наоборот, требуется выговориться, тогда и слова утешения находятся. Но многие быстро адаптируются и берут себя в руки. Иногда не нужны слова утешения, нужно просто нормальное, адекватное отношение. Глядя на многих вдов, кажется, что все у них хорошо: занимаются своими делами, приветливы. У нас почему-то странное представление о вдовах как о вечно плачущих, убитых горем женщинах с серыми лицами и в черных одеяниях – должны быть именно такими. Поэтому бывают крайне неприятные моменты, когда с тобой общаются не как с нормальным человеком, а как с больной. Когда узнают, что ты вдова, почему-то вдруг меняется интонация голоса на плаксивую. Меня это очень отталкивает. Не надо меня оплакивать – общайтесь со мной как с нормальным человеком. Я таких «жалостливых» стараюсь избегать. И, думаю, та же проблема и у других вдов.

– Что было для вас самым тяжелым после потери супруга?

– Это, наверное, как у всех: самое тяжелое – научиться жить заново, без него. Жизнь разделилась на до и после – на разные эры. Надо было жить новой жизнью, не тянуть за собой груз непрерывных, гнетущих воспоминаний и обид. Этот переходный период между одним состоянием и другим был самым трудным. Но с первого дня я видела, как Господь вмешивается во все ситуации, устраивая все нужным образом. Господь меня ведет. Это и дает силы.

– Как вам кажется, отец Даниил именно таким представлял ваш центр?

– При жизни он и вообразить не мог, что наша идея помощи семьям священников выльется в целый центр, где будет и издательство, и миссионерский центр, который, кстати, отец Даниил пытался создать еще при жизни, но не получилось. И вот после его смерти эта идея воплотилась. И другие его дела продолжают жить. Мне достался фонд, его последователи продолжают миссионерскую деятельность, другие его соратники достраивают храм, который начал возводить отец Даниил. Это Промысл Божий. Отец Даниил, находясь там, помогает нам здесь. Мы убеждены, что все делается с его помощью и его благословением. Поэтому перед ответственными делами мы всегда служим молебен и панихиду на могиле отца Даниила. Что касается меня, то фонд стал делом всей жизни. У меня теперь две главные задачи: есть дети, которых надо воспитывать, и есть фонд, которым надо заниматься.

Подробности о том, как можно присоединиться к работе фонда, и информация о том, как сделать пожертвование, – здесь.

С Юлией Сысоевой беседовала Екатерина Люльчак

12 июня 2012 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«…и молят небо о любви» «…и молят небо о любви» Марина Удалова Священников на службу призывает Господь, вдов – Он же – через ушедших к Нему мужей, умоливших Его стать оставленным на земле женам надеждой и опорой. Потому и живут вдовы при храмах, и каждой из них Бог назначает свое служение. И не будь вдов среди нас, многие ли узнают, как иногда трагично и всегда потрясающе входит Господь в человеческую судьбу, меняя ее навсегда? Милосердием преображая мир… Диалог любви Диалог любви Александр Гезалов Неоднократно можно услышать мнение, что церковные организации не желают работать со светскими, потому что там нет верующих людей, они мало что понимают в вере и поэтому диалог невозможен. И вообще что с них, светских, можно взять? Считаю это большим заблуждением и ошибкой, потому что именно в совместной работе, диалоге можно явить той же светской организации совсем иной смысл служения людям, но не через забор неприятия, а в совместной деятельности. Почему надо спешить делать добро? Почему надо спешить делать добро? Иеромонах Иов (Гумеров) Есть выражение: «Спешите делать добро». Делать добро призывает нас и Библия. Но почему надо именно спешить? «Сиять, как звезда» «Сиять, как звезда» Несколько слов об отце Данииле Сысоеве Юрий Максимов Незадолго до своей смерти в одном из интервью отец Даниил сказал: «Мы должны ходить перед Богом, как говорил Господь про Еноха: “Ходил Енох перед Богом, и Бог взял его”. Вот это хождение пред Богом – корень миссии». Отец Даниил всегда «ходил перед Богом». «Не бойтесь убивающих тело…» «Не бойтесь убивающих тело…» В какое фантастическое время сподобил нас жить Господь! На морях уже вовсю привычно орудуют пираты, столь же привычно процветает работорговля, на территории страны работают десятки предприятий, на которых используется подневольный труд. Продолжить? А в Государственной Думе России, вы только представьте, буквально сегодня остатки партии «ленинцев» требуют вычеркнуть из государственного гимна слово «Бог»… Можно ли считать кончину отца Даниила Сысоева мученичеством? Можно ли считать кончину отца Даниила Сысоева мученичеством? Иеромонах Иов (Гумеров) Можно ли считать кончину отца Даниила Сысоева мученичеством?
Комментарии
Наталия11 июля 2012, 21:00
Нужны ли церкви учителя? Какое к ним отношение?
Людмила28 июня 2012, 04:00
Из интервью митрополита Павла Сисанионского и Сиатистского: – Как вы помогаете в своей епархии бедным и нуждающимся? – В нашей епархии, как и во всей Церкви, еще задолго до кризиса существовала программа попечения о бедных и нуждающихся. Сейчас работает столовая, которая обеспечивает 60 порций еды, и ее количество будет увеличиваться. Ежемесячно распределяются продовольственные пакеты среди многодетных семей и нуждающихся. У нас работает вещехранилище, в котором можно бесплатно получить одежду хорошего, если не сказать – отличного, качества. Мы с духовенством организовали службу, которая выявляет те семьи с проблемами, которые стесняются обращаться за помощью; мы также плодотворно сотрудничаем с муниципальными властями. Мы хотим, чтобы в епархии не было человека с проблемой, о котором бы мы не знали и с которым бы не были рядом. А вот статья "Помощи много не бывает" оставила ощущение "сколько не дашь все мало". Дело помощи хорошее, но акценты статьи не располагают к доверию. Простите.
натан24 июня 2012, 17:00
матушка Юлия дай Бог Вам силы,терпения и любви в вашем начинании.как радостно за Вас,что не замкнулись ,не исчезли,а занялись таким делом,что Вы продолжаете дело своего и (нашего)любимого батюшки Даниила.несете добро в мир.
прот. Николай21 июня 2012, 15:00
Дело в том, что БУ вещи приносят разные, есть конечно очень хорошие но есть и много просто хлама (говорю из опыта). Когда их не берешь люди обижаются, а когда они стоят - не знаешь что с ними делать. Поэтому я думаю с вещами нужно решать на местах.
Лидия20 июня 2012, 07:00
Для Марии: Мария, давайте сделаем так: Вы будете ходить в своей старой одежде и обуви, а сэкономленные деньги пожертвуете в фонд матушке Юлии. Зачем Вам новые шмотки? Уподобьтесь блаженной Ксении, подошву тряпочкой подвяжете и вперед. Ведь Ваше достоинство от этого не пострадает.
Мария 18 июня 2012, 09:00
Еще что... Согласна с тем, что помощь может быть адресной и разной.Кто-то хочет помочь той категории людей, кто-то этой, кто-то может лишь деньгами, кто-то время готов уделить и помочь иначе.Но есть один факт - всегда этой помощью именно христианским вдовам и сиротам, нуждающимся христианам - занимался именно епископ, и кажется, без выделения вдов священников в отдельную категорию. И помощь инвалидам, онкобольным - это все таки уже направленно на помощь далеким от Церкви людям, и соединено больше с миссией.Это тоже хорошо , но странно - так заботясь о дальних, ближних порой не замечать. Где-то кажется у Иоанна Златоуста написано, что верные должны сами довольствовать верных вдов и сирот, чтоб не пришлось обращаться за этой целью к внешним, нецерковным людям.Почему-то он счел это неуместным - просить помощи у внешних. В виду того, что если ювенальная юстиция наберет обороты - эта помощь станет очень актуальна, потому что тогда обращение в гос органы за помощью, за пособием в три копейки - повлечет внесение в какую-нибудь базу и может обернуться непредсказуемыми вещами вплоть до отнимания детей. Потому это может стать очень очень актуальным - чтоб церковная семья, многодетная она или нет - была с этой стороны защищена от подобного вмешательства в частную жизнь.Так как к больным инвалидам быстрее пустят, чем к детям собственным в детский дом, - попробуй потом, достань их оттуда...
Мария 18 июня 2012, 08:00
Если человек отдает поношенное - не значит, что он обидеть хочет и предлагает то, что сам бы ни за что не одел. Самая простая причина - может и одел бы, но располнел или похудел. Меня поражают в связи с этим некоторые просьбы на сайтах о помощи - мы хотим одеть наших подопечных в то, что хотели бы носить сами, ... а если я шубу норковую хочу носить, но могу отдать только китайский б/у пуховик? - и сама сейчас ношу другой такой же пуховик - мне что, нельзя ни с кем поделится? А может найдется как и я не превередливый, не капризный, не принц английский - и наденет, спасибо скажет, как и я спасибо говорю?Между прочим еще Иоанн Креститель говорил - есть у тебя две одежды - отдай одну неимущему.Не пойди купи ему одежду ненадеванную никем, да еще и от кутюр, так как он привык когда-то такую носить, чтоб не задеть его "достоинство"(пока там свободные деньги появятся - замерзнет человек от холода) - а свою отдай. Апостол Павел говорил, что жертвовать надо не так, чтоб после пожертвования самому потом нуждатся. Не все сразу могут отдать то, что самим еще нужно или самим очень дорого, добродетель не груша ее сразу не съешь, кто-то из святых говорил. А то так скоро придет "достойный" бомж в благотворительную организацию и скажет - фи, вы меня не уважаете, раз предлагаете не красную икру на обед и от Версаче не одеваете...
Мария 18 июня 2012, 08:00
/////////////////////////// Разве многодетная вдова достойна только вещей бу? Они ведь не люди второго сорта. Отдавать старое легко, а вы новое отдайте, пожертвуйте то, что на самом деле порадует людей. ///////////////////////////////// Одно у человека достоинство - он создан по образу и подобию Божию. И это достоинство не изменяется от качества надетого на себя и на детей шмоток, ношеные они или только что купленные.Кто себя, свое достоинство оценивает исключительно возможностью одеться не в ношеное, и с досадой смотрят на предлагающих им такую одежду - тех искренне жаль, они чего-то еще не понимают в жизни и как следствие - не имеют должной благодарности Богу, ропщут.
Ивановы17 июня 2012, 23:00
Большое спасибо за потрясающую статью. Огромное уважение к матушке Юлии!
Лидия16 июня 2012, 19:00
Для Ларисы: У нас в стране около сотни различных фондов, их списки легко найти в интернете. Каждый из них помогает определенной категории граждан: раковым больным, сиротам, детям с ДЦП, многодетным семьям, бомжам, ветеранам. Но нет ни одного фонда, который целенаправленно помогал бы вдовам священников. При чем здесь - особенные или не особенные? Священнические вдовы вообще оказались вне любой помощи. Если помогают раковым больным, разве это говорит о том, что они - особенные? Я считаю, что вдове священника тяжелее, чем вдове хирурга, по крайней мере потому, что у вдовы хирурга не 9 детей, и она, скорей всего, успешно работает. А вдова священника у которой семеро по лавкам, да еще и живет где-нибудь в глухой деревне в Ивановской области - ей как быть? Очень все любят о чужом смирении рассуждать да о душевредности.
Лидия16 июня 2012, 19:00
Для рабы Божией Ольги: Вещами и игрушками бу эти семьи обеспечивают на местах. А каждой матери хочется своих детей одеть в новенькое, а не в то, что кто-то носил, тут подштопали, тут подшили. Если бы у Вас был выбор, что Вы выбрали бы для своего ребенка? БУ или новое, если есть возможность? Я считаю, что это правильный подход. У нас часто считают, что если вдова, то должна пятки лизать за любое старье. Разве многодетная вдова достойна только вещей бу? Они ведь не люди второго сорта. Отдавать старое легко, а вы новое отдайте, пожертвуйте то, что на самом деле порадует людей.
Александр14 июня 2012, 12:00
Полагаю, что нельзя объять необъятное. Стремясь помогать всем - "вдове военного, спасателя, хирурга" (с) на деле реально не поможешь никому. Чулпан Хаматова и фонд "Подари жизнь" помогают детям больным лейкемией и т.п., "Русская береза" и ее основательница О.М.Гарнаева - многодетным семьям из глубинки России.. укажем Хаматовой и Гарнаевой на то, что им следует отлавливать на улицах голодных цыганят и помогать им? В филармонии пусть поют, врачи пусть оперируют (с). Каждый должен заниматься своим делом и потому правильно и естественно, что вдова священника организовала центр адресной помощи вдовам священников.. А если у кого то такая организация помощи вызывает отторжение, им никто не мешает попробовать самостоятельно организовать фонд помощи всем и вся - от голодных детей Зимбабве до спасения уссурийских тигров и голубого тунца..
Лариса13 июня 2012, 23:00
Сложные чувства вызвала статья. С одной стороны, восхищена энергией матушки Юлии и желаю ей всего хорошего, но с другой стороны... Выделять семьи клириков в особую категорию считаю душевредной ошибкой. Разве не надо помогать вдове-не-матушке, оставшейся с детьми или просто в тяжелой ситуации? Вдове военного, спасателя, хирурга и пр.? Разве ей легче потерять кормильца??? Какая разница, кто голоден? Или ребенка матушки надо накормить, а голодного цыганенка гнать подальше? Не сочтите за нападки, но не хотелось бы милосердия по профсоюзному принципу. И второй момент. К сожалению, приходилось и приходится сталкиваться с проблемами поведения детей священников - как маленьких, так и больших. Именно поэтому считаю любое подчеркивание какой-то "особенности" крайне вредным, смирению это отнюдь не способствует.
Альвиан13 июня 2012, 17:00
Спаси Вас Господи, Матушка!
Марина13 июня 2012, 16:00
Помогай Господь! Хорошо, что напечатали эту статью, многие узнают, как помочь вдовам и деткам. Это так тяжело, остаться с детьми на руках в наше время! тяжело не столько материально(это было во все времена), сколько сохранить душевные силы в воспитании детей, потому, что материальные трудности приводят к отчаянию и беспросветности! Когда у человека есть поддержка, есть и надежда! Для этого Господь и заповедал нам помогать друг другу!
раба Божия Ольга 13 июня 2012, 16:00
Спаси Господи!!! Хорошая статья , понравилась и тема актуальна, единственно что не понравилось высказывание матушки о том что не принимаем вещи б.у мол не с бомжами работаем, а что только бомжи нуждаються в вещах, лично я делюсь с радостью вещами и игрушками своих 3х детей ,и многие вещи мне кто то отдал из друзей и близких ,я не думаю что если в семье 5 детей то они откажуться от хороших вещей или игрушек хоть и бывших в употреблении.Может я не права, извените если что .
Дмитрий13 июня 2012, 15:00
Спаси Господи матушка Юлия! Очень рады вашей деятельности. Будьте нашим другом в FaceBook LiveJournal и сайт Амурская епархия. Руководитель информационного отдела епархии иерей Димитрий.
Наталия13 июня 2012, 10:00
Господи, дивны дела Твои! Юлия, вы мудрая женщина, помоги Вам Господь во всех благих начинаниях.
Вика13 июня 2012, 10:00
Отличная статья, отличная идея! Спасибо матушке Юлии за такое огромное дело. Думаю, многие присоединились бы к этой благодарности.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке