Русская Православная Церковь ХХ век
19 апреля

""1918 год – Поместный Собор откликнулся на опасные случаи обращения некоторых православных (от епископов до мирян) для решения церковных дел к враждебной Церкви гражданской власти.

Этот тревожный симптом показал, что традиции подчинения Церкви государству оказывались живучими даже в условиях правления богоборческого правительства, не скрывавшего своих антиклерикальных настроений.

Спустя несколько лет гражданские власти сами начнут активно участвовать в церковных делах, стремясь действовать по известному принципу «разделяй и властвуй».

Пока этого еще не было. Однако опасность возможного «сотрудничества» отдельных представителей Церкви с антихристианским «миром» Собор уже почувствовал. Именно поэтому его члены предлагали епископа, противящегося высшей церковной власти и обращающегося за содействием к власти гражданской, или священнослужителя, а также низших клириков, противящихся своему епархиальному архиерею, находящемуся в единении с высшей церковной властью, — наказывать вплоть до извержения из сана, а мирян — вплоть до отлучения от Церкви. Также предполагалось наказывать за службу в противоцерковных учреждениях, а равно и за содействие проведению в жизнь враждебных Церкви положений декрета о свободе совести и аналогичных ему актов.

"Патриарх
Патриарх Тихон
1923 год – Подготовка судебного процесса над Святейшим Патриархом Тихоном вступила в завершающую стадию.

Секретарь Судебной коллегии Верховного суда РСФСР С. С. Быков вручил обвинительное заключение: патриарху Тихону, архиепископу Никандру (Феноменову), П. В. Гурьеву и митрополиту Арсению (Стадницкому); объявил, что обвинителями на процессе выступят Н. В. Крыленко и И. И. Скворцов-Степанов, защитниками будут адвокаты А. В. Бобрищев-Пушкин и Тихомиров, в качестве свидетелей обвинения выступят Александр Введенский и Владимир Красницкий.

В этот же день в 16 часов 30 минут патриарх Тихон был взят под стражу и препровожден во Внутреннюю тюрьму ГПУ. Несомненно, пребывание в заключении пагубно сказалось на слабом здоровье патриарха. Условия Внутренней тюрьмы ГПУ были направлены на «переработку человеческого материала в пыль, прах и пепел». Как отмечает протоиерей Василий Воробьев, «мы не можем сейчас установить все способы воздействия, которые тогда применялись». Однако нужно учитывать тот факт, что готовился показательный процесс и чекисты следили за тем, чтобы «меры воздействия» не отражались на внешнем виде патриарха. Нет оснований полагать, что патриарх Тихон был сломлен и пошел на то, что было противно его совести. Как справедливо отмечает М. И. Вострышев, «собственная судьба владыку Тихона не волновала, в темнице, в терновом венце мученика, умереть было легко и радостно. Тяжелее было выбирать жизнь и терпеливо нести свой крест ради спасения Церкви от гонений и внутреннего раздора». Тем, кто упрекал патриарха в соглашательстве с советской властью, он отвечал: «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была бы польза». Патриарх также говорил, что с радостью принял бы мученическую смерть, но судьба остающейся Православной Церкви лежит на его ответственности.

В сводке ГПУ о настроениях населения в связи с процессом над патриархом Тихоном от 19 апреля сообщалось: «Почти везде среди светской публики царит уверенность, что процесс Тихона отложен на неопределенное время. В связи с этим всевозможные толки как будто стихают. Все уверены, что Тихона приговорят к расстрелу, но ВЦИК расстрел отменит».

1946 год – В Великую Пятницу в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры было совершено первое богослужение после возвращения обители Церкви.

Накануне, в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу, состоялась передача братии монастыря мощей преп. Сергия Радонежского, считавшихся в советское время экспонатом атеистического музея, расположенного в стенах обители. Рака со св. мощами тогда была установлена у южной стороны Успенского собора (рака находилась тогда в Успенском соборе и была перенесена в Троицкий собор значительно позже, когда закончился ремонт).

Решение о возвращении Лавры Церкви было принято еще в 1945 г., но монастырские храмы и строения, хотя и объявленные архитектурными памятниками, были основательно разорены и требовали ремонта. Первым ее наместником стал архимандрит Гурий (Егоров) — благочинный монастырей Петроградской епархии при священномученике Вениамине (Казанском), руководитель нескольких нелегальных монастырей, убежденный сторонник митрополита Сергия (Страгородского). Протоиерей Глеб Каледа вспоминал, что это назначение высоко подняло авторитет Святейшего Патриарха Алексия среди православных Москвы, которые не знали близко бывшего Ленинградского митрополита и поначалу относились к нему с некоторой настороженностью. Среди братии Лавры появились и немногие прежние насельники, пережившие годы гонений. Архимандриту Гурию с немалым трудом удалось собрать их в обители. Появились новые постриженники; часть из них составляли воспитанники возобновленных духовных школ. Сам наместник поначалу жил в квартире старосты загорской Ильинской церкви и служил в этом храме.

В ночь пасхальной заутрени впервые после 25-летнего перерыва зазвонил лаврский колокол, и народ с изумлением и радостью стал стекаться на богослужение в родную обитель. В своей телеграмме наместнику Лавры по случаю праздника Воскресения Христова и возобновления богослужений Святейший Патриарх Алексий назвал это событие “Пасхой избавления скорби”. Особенно торжественное богослужение совершено было в престольный праздник обители — на Троицу. Возглавил богослужение Святейший Патриарх Алексий.

После официального открытия Лавры в ней продолжались ремонтные работы, не были готовы кельи для всех насельников, поэтому монахи жили на частных квартирах, ходили в гражданской одежде и только на территории Лавры надевали рясы. Как вспоминал один из первых насельников, каждый из них “на неделю знал свое послушание. Оно заключалось в исполнении какого-либо богослужения: например, стоять при мощах преп. Сергия, или участвовать в соборной службе, или служить молебен или панихиду, или исповедовать”.

В 1946 г. архимандрит Гурий (Егоров) был хиротонисан во епископа Ташкентского.

Вторым наместником Лавры стал архимандрит Иоанн (Разумов), в прошлом келейник патриарха Сергия.

21 ноября 1946 г. состоялось переосвящение Троицкого собора Лавры. Чин освящения совершил священноархимандрит обители Святейший Патриарх Алексий I.

В конце года власти смогли показать Лавру сыну покойного президента США Эллиоту Рузвельту с супругой. С тех пор стало обычной практикой возить в Троице-Сергиеву обитель высокопоставленных гостей из-за рубежа, очевидно, чтобы показать им, что Церковь не испытывает гонений и притеснений и пользуется совершенной свободой.

"Блаженнейший
Блаженнейший Макарий, митрополит Варшавский и всея Польши
1951 год – К Святейшему Патриарху Алексию обратились архиереи Польской Православной Церкви с просьбой направить архиерея на четвертую польскую епархию — Гданьско-Щецинскую.

Синод принял решение: «Во внимание к ходатайству собора епископов братской Польской Церкви, отпустить в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви преосвященного архиепископа Львовского и Тернопольского Макария».

Митрополит Макарий (Оксиюк) был хиротонисан во епископа Львовского и Тернопольского 22 апреля 1945 г. С 8 июля 1951 г. — митрополит Варшавский и всей Польши.

1978 год – Состоялось заседание Священного Синода.

Синод произвел следующие назначения и перемещения: епископом Кировским и Слободским определено быть архимандриту Хрисанфу (Чепилю), благочинному церквей Олонецкой епархии и настоятелю Крестовоздвиженского собора Петрозаводска; архиепископом Калининским и Кашинским назначен архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплев); архиепископом Краснодарским и Кубанским определен архиепископ Калининский и Кашинский Гермоген (Орехов); епископом Виленским и Литовским назначен епископ Тульский и Белевский Викторин (Беляев); епископом Тульским и Белевским — епископ Виленский и Литовский Герман (Тимофеев). В связи с истечением срока командировки епископа Уманского Макария (Свистуна) решено освободить от должности представителя Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве, настоятеля ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве и направить в распоряжение митрополита Киевского и Галицкого Филарета, экзарха Украины. Представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве и настоятелем ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве назначен профессор-протопресвитер Виталий Боровой с освобождением от должности настоятеля Богоявленского патриаршего собора и профессора Московской Духовной академии.

19 апреля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×