Русская Православная Церковь ХХ век
6 мая

1920 год – В Киеве утвердились автокефалисты.

В Киев вступили польские войска и вернувшиеся в их обозе петлюровцы. Несмотря на то, что епископ Назарий (Блинов) запретил в священнослужении приверженцев националистической рады, они продолжали свою деятельность, так как поляки, подобно большевикам, покровительствовали им из политических соображений. Рада на своем заседании 5 мая вынесла постановление, в котором объявлялось, что для возрождения Украинской Церкви не следует считаться с «реакционной» позицией православного епископата и обращать внимание на запрещения епископа Назария. В постановлении отмечалось, что все, находящиеся на Украине православные епископы — враги украинского народа, так как находятся в общении с Московской Патриархией и Патриархом Московским и всея Руси Тихоном. Рада объявляла себя автокефальной, самостоятельной, независимой ни от какой Церкви, в том числе — Московского Патриархата. Также декларировалось, что главным принципом управления рада признает всенародное соборное правление.

"Патриарх
Патриарх Тихон
1924 год – Патриарх Константинопольский Григорий VII призвал Святейшего Патриарха Тихона оставить патриарший престол.

В своей речи перед Синодом Константинопольского Патриархата патриарх Григорий VII призвал святителя Тихона добровольно отказаться от патриаршества и немедленно удалиться от церковного управления. Синод принял решение о том, чтобы направляемая в Россию специальная комиссия Константинопольского Патриархата в своей работе «определенно опиралась на церковные течения, верные правительству СССР», т. е. на обновленцев. Синод также высказался в пользу отречения патриарха и упразднения патриаршества в России. Работа комиссии в СССР, по замыслу ГПУ, призвана была поддержать обновленческое движение и оказать дополнительное давление на патриарха во время переговоров с Владимиром Красницким.

"Патриарх
Патриарх Пимен
1990 год – состоялись похороны патриарха Пимена (скончался 3 мая 1990 года): он был погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, рядом с патриархом Алексием І.

Прощаясь с почившим первосвятителем Русской Церкви, Патриарх-Католикос всей Грузии Илия IІ сказал:

 «Воистину, как говорит Симеон Новый Богослов: “Начало жизни у меня есть конец, конец – начало, я не знаю, откуда прихожу, не знаю, где нахожусь, и не ведаю, куда опять завтра пойду”. Такова судьба каждого человека. Когда мы со стороны смотрим на жизнь Святейшего Патриарха Пимена, то видим только величие и славу, вспоминаем торжественные богослужения, но не видим тяжелых испытаний, которые он перенес, бессонныех молитвенных ночей, слез и страданий, того тяжелого креста, который нес он на своих раменах.

Святейший владыка, прости нас за нашу близорукость!» 

1992 год – В Москве состоялось расширенное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви (6–7 мая).

В заседании приняли участие и архиереи Украинской Православной Церкви.

Митрополит Филарет, постоянный член Синода, на заседание не явился.

Священный Синод имел суждение о новой ситуации в Украинской Православной Церкви, возникшей в связи с публичными заявлениями митрополита Киевского и всея Украины Филарета по поводу Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в Москве 31 марта – 5 апреля 1992 г., и принятых на нем решений, касающихся Украинской Церкви.

После обстоятельного обсуждения Синод постановил:

«1) Решительно осудить заявления митрополита Филарета по поводу Архиерейского Собора, ибо они не соответствуют истине и вводят в заблуждение паству. Квалифицировать их как хулу на соборный разум Церкви, действующий по водительству Святого Духа.

2) До 15 мая с. г. митрополиту Филарету предписывается созвать Архиерейский Собор УПЦ, подать на нем прошение об отставке с поста предстоятеля Украинской Православной Церкви и действительно уйти в отставку, как он о том торжественно обещал перед крестом и Евангелием.

3) В связи с чрезвычайным положением, сложившимся в Украинской Православной Церкви, митрополиту Филарету запрещается в период до архиерейского Собора УПЦ действовать в качестве предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Православной Церкви. Исключением является созыв Архиерейского Собора УПЦ для принятия его отставки и избрания нового предстоятеля Украинской Православной Церкви.

4) Все прещения и наказания, наложенные или могущие быть наложенными на архиереев, клириков и мирян в связи с выраженной ими поддержкой определения Архиерейского Собора РПЦ от 2 апреля 1992 г., считаются незаконными, а потому и недействительными.

"Новопоставленный
Новопоставленный епископ Даниил над могилой святителя Николая Японского
5) В случае неисполнения определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и настоящего постановления предать митрополита Филарета суду Архиерейского Собора РПЦ».

2000 год – Внеочередной Собор Японской Православной Церкви избрал главой этой Церкви преосвященного Даниила, епископа Киотоского.

 

6 мая 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×