Русская Православная Церковь ХХ век
12 мая

"А.
А. В. Лентулов. Новый Иерусалим. 1917
1917 год – Святейший Синод провозгласил курс на созыв Поместного Собора.

Синод опубликовал обращение к клиру и пастве «О мероприятиях высшей церковной власти в связи с предстоящим созывом Всероссийского Поместного Собора и спешным проведением в жизнь некоторых изменений в области церковного управления». Синод объявил о предстоящем созыве Собора. Кроме того, в обращении говорилось о введении выборного начала в органах церковного управления и о необходимости широкого участия мирян в решении церковных дел. Синод опубликовал ряд «Временных положений» о приходе, епархиальном управлении, выборах духовенства и епископов. По всей стране стали созываться епархиальные съезды духовенства и мирян. Часто участники съездов выносили резолюции о недоверии епархиальным архиереям, в Синод направлялись петиции с требованием ввести выборность епископата. Синод в своем послании и заявил, что его главная задача – «приложить все усилия к скорейшему по возможности созыву Всероссийского Поместного Собора». Тогда же определением Святейшего Синода было указано созвать Предсоборный совет.

1922 год – Обновленцы попытались захватить власть в Церкви.

Никем не уполномоченная группа священников во главе с Александром Введенским посетила Святейшего Патриарха и потребовала от него передать руководство Церковью другому иерарху. Патриарх подписал письмо, в котором, в частности, говорилось: «...Почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе Церковного управления или Ярославского митрополита Агафангела, или Петроградского митрополита Вениамина».

1922 год – Состоялось вскрытие мощей св. благоверного князя Александра Невского.

1945 год – Делегация Русской Православной Церкви во главе с епископом Кишиневским Иеронимом (Захаровым) прибыла с визитом в Бухарест.

Поездка была санкционирована лично И. В. Сталиным еще в апреле. Переговоры с патриархом Румынским Никодимом предстояли трудные. Тем более что первоначально Румынская Православная Церковь занимала недоброжелательную позицию в отношении СССР. После Поместного Собора 1945 г. стали видны первые результаты совместного, церковно-государственного воздействия на Румынскую Православную Церковь.

В марте 1945 г. министр культов Румынии священник Константин Бурдуча заверил патриарха Алексия “в самых искренних и дружественных чувствах” и просил “передать маршалу Сталину, руководителю государства, епархиям Православной Церкви, руководителям остальных культов и всему православному народу СССР выражения нашей решимости приступить к упорной работе с целью пробуждения сознания, отравленного фашизмом, за демократизацию нашей общественной жизни...”

В конце концов патриарх Никодим дал свое согласие присутствовать на съезде румынского духовенства, намеченном Министерством культов Румынии на октябрь 1945 г. По московским замыслам, это мероприятие должно было “мобилизовать румынское духовенство на решительные задачи по восстановлению страны и на поддержку правительства Грозы”.

Румынскому духовенству предстояло обсудить следующие вопросы:

1. Связи Румынской Церкви с Русской Православной Церковью.

2. Роль румынского духовенства в восстановлении страны.

3. Румынская Православная Церковь и ее отношение с другими Церквами в стране.

4. Деятельность церковных школ.

5. Организация и задачи священников-демократов”.

Через МИД Румынии министр культов Румынии священник Константин Бурдуча направил приглашение Русской Православной Церкви, отметив в нем, что “съезд должен явиться мощной и массовой манифестацией крепнущих отношений между Румынской и Русской Православными Церквами”.

1991 год – Святейший Патриарх Алексий II заложил храм во имя равноапостольного великого князя Владимира в с. Сростки Алтайского края, на родине В. М. Шукшина.

"Патриарх
Патриарх Алексий на месте погребения св. равноапостольного Николая, просветителя Японии. Киото, май 2000 г.
2000 год – С посещения Хакодате начался официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Японскую Православную Церковь.

Именно в Хакодате в 1861 г. начал свои апостольские труды св. равноапостольный Николай, архиепископ Японский. После осмотра города Его Святейшество направился в церковь Воскресения Христова, где его ожидали православные жители города – прихожане храма. Святейший владыка посетил Русское кладбище в Хакодате, которое бережно сохраняется с ХIХ в. (на нем похоронены русские военные моряки), и совершил заупокойную литию.

Вечером 12 мая делегация Русской Православной Церкви вылетела в Токио.

12 мая 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×