Русская Православная Церковь XX век
25 июля

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1908 12–26 июля — В Киеве работал IV Всероссийский миссионерский съезд.

На съезде присутствовали 3 митрополита, 32 архиепископа и епископа, 6 архимандритов, 152 представителя белого духовенства, 60 профессоров и преподавателей духовных и светских учебных заведений, 45 священников — епархиальных миссионеров и 23 — светских. Были чины центрального церковного управления и синодальные миссионеры, монахи, «ревнители Православия» и др. Всего — 626 человек. Такое значительное число участников говорило о том, что съезду придавали исключительное значение/

Председателем IV Всероссийского миссионерского съезда стал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий). Еще до начала работ было ясно, что предстоящий форум будет отличаться исключительной активностью, а при рассмотрении некоторых вопросов — и непримиримостью. На съезде было сформировано девять отделов: противораскольничий; единоверческий; противосектантский; противокатолический; по церковному учительству и по вопросу о мерах борьбы с социализмом, анархизмом и неверием; организационный; издательско-миссионерский; противомусульманский; преподавательский.

Съезд рассмотрел вопрос и о секте иоаннитов (они верили, что в образе праведного Иоанна Кронштадтского на землю сошел Сам Господь Иисус Христос), которую архиепископ Антоний считал весьма вредным хлыстовским лжеучением, а также многочисленные миссионерские вопросы, проблемы церковного учительства, ситуацию с отпадением православных в католицизм, пропаганду атеизма и социализма и ряд других. Съезд приветствовал ходатайство Святейшего Синода о восстановлении почитания благоверной великой княгини Анны Кашинской (оно было возобновлено через год, летом 1909 г.).

1946 — В Москве умер лидер обновленцев Александр Введенский.

Это был конец печальной и постыдной истории обновленчества. «Известия» сообщили: «…Скончался первоиерарх Православных Церквей, доктор философии, профессор богословия митрополит Александр Введенский. Отпевание состоится в храме Пимена Великого. <…> Похороны на Калитниковском кладбище».

Об отпевании один из очевидцев рассказывал в своих воспоминаниях:

«Я пришел в храм к десяти часам утра. Заупокойная литургия еще не началась. Ряд пожилых женщин в народе высказывались об Александре Ивановиче крайне резко: “Да какой же он митрополит! Смотри — три жены у гроба…” Народ почти не осенял себя крестным знамением. Служба не начиналась, кого-то ждали. Очевидно, архиерея, подумал я. Но кто же будет отпевать Введенского? Распорядители попросили народ расступиться, и в храме появился… совсем не архиерей: вошла и медленно приближалась к гробу Александра Михайловна Коллонтай. <…> Черное платье, орден Ленина на груди, в руках огромный букет красных и белых роз. Стала А. М. Коллонтай у гроба рядом с женами А. И. Введенского».

По свидетельству того же мемуариста, возглавлял отпевание лжемитрополит Крутицкий Филарет, ему сослужили лжеепископ Дмитровский Алексий и 12 обновленческих священников. В отпевании участвовали 4 диакона, среди них был и сын умершего, протодиакон Александр Введенский, после смерти отца присоединенный к патриаршей Церкви в диаконском сане, и А. Э. Левитин, ставший позднее церковным писателем. «Сослуживцы покойного расколоучителя, — отмечал мемуарист, — уже готовились к возвращению в лоно патриаршей Церкви, и в ектениях при отпевании поминалось имя Святейшего Патриарха Алексия I».

…Через два месяца после погребения Александра Введенского, 9 октября, храм во имя преп. Пимена Великого перешел в ведение Московской Патриархии. Святейший Патриарх Алексий I совершил в нем Божественную литургию в конце декабря 1946 г. Крыша храма прохудилась, и стены от влаги, проникавшей внутрь и смешавшейся с красками, приобрели красноватый оттенок. Патриарх Алексий в слове, которое он произнес за литургией, указывая на стены храма, сказал: «Люди, которые здесь служили, разучились краснеть. Стены покраснели за них».

За год до смерти Александр Введенский пытался вернуться в Православную Церковь, но ставил условия и требовал для себя особого положения. В июне 1945 г. он написал письмо патриарху Алексию. Начались долгие, обреченные на неудачу переговоры. Получив приглашение, Введенский в белом клобуке, в панагии направился в Чистый пер., но патриарх Алексий его не принял и к посетителю не вышел, его встречал управляющий делами Московской Патриархии, настоятель патриаршего Елоховского собора протопресвитер Николай Колчицкий. Любезно показав гостю помещение Патриархии, он усадил его в зале, и начались переговоры. Первоначальный проект Введенского быть принятым в сане епископа отпал сразу. Тогда Введенский попытался договориться о статусе профессора духовной академии. Однако и этот проект не удовлетворил о. Николая Колчицкого. Он настаивал на том, что Введенский должен принести покаяние. На этом свидание было закончено. В сентябре 1945 г. протопресвитер Николай Колчицкий объявил окончательное решение: Александр Введенский после покаяния может быть принят лишь мирянином, и единственное место, которое ему может быть предоставлено, — это должность рядового сотрудника «Журнала Московской Патриархии». На это «первоиерарх» не пошел. «Все было кончено, — писал его почитатель, — судьба А. И. Введенского была определена — отныне он был осужден на полное одиночество до конца своих дней».

То, что дни обновленчества сочтены, стало ясно еще осенью 1943 г., после того как центральные газеты опубликовали сообщение о встрече в Кремле. Власть, разумеется не объявляя об этом открыто, взяла курс на ликвидацию окончательно скомпрометировавшего себя обновленческого раскола.

1975 — Состоялось заседание Священного Синода.

Утверждена редакционная коллегия сборника «Богословские труды». Редакционную коллегию возглавил архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников).

В ответ на предложение ВСЦ о переходе всех Церквей на празднование Пасхи воскресным днем после второй субботы апреля Синод постановил:

1. Московский Патриархат считает изменение существующей системы исчисления даты празднования Святой Пасхи возможным для себя только после всеправославного обсуждения и решения данного вопроса.
2. Московский Патриархат не высказывается против принятия другими христианскими Церквами для празднования Святой Пасхи воскресного дня после второй субботы апреля.Переход христианских Церквей на новое исчисление дня Святой Пасхи не отразится на братских экуменических отношениях Московского Патриархата с этими Церквами.
3. Московский Патриархат не возражает против того, чтобы Пятая Генеральная ассамблея Всемирного Совета Церквей имела бы данный вопрос для обсуждения.

1993 — В храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка состоялась хиротония архимандрита Иоанна во епископа Йошкар-Олинского и Марийского. После богослужения, благословляя собравшихся, Святейший Патриарх поздравил всех с праздником и новым епископом Русской Православной Церкви, пожелав всем мира, благословения Божия, умножения Христовой любви в жизни, чтобы всем нам и каждому помогать друг другу в это непростое время: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

1997 — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II начал визит в Литву.

Цель визита — пастырское посещение Литовской епархии Русской Православной Церкви, участие в торжествах по случаю 650-летия со дня кончины Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и 400-летия основания Виленского Свято-Духова монастыря.

25—26 июля — Состоялись церковные торжества в Свято-Духовом кафедральном соборе Вильнюса.

По завершении литургии процессия во главе со Святейшим Патриархом направилась к часовне, в которой находится Остробрамская икона Божией Матери. Здесь Его Святейшество обратился к тысячам верующих.

25 июля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×