Русская Православная Церковь XX век
14 октября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1921 — В Киеве в Софийском соборе открылся «собор» украинских автокефалистов.

Собралось около 400 делегатов, большинство из которых никто не избирал и не уполномочивал представлять чьи-либо интересы. Наибольшую активность на лжесоборе проявляли профессора: А. Крымский, В. Данилевич, В. Чеховский и запрещенные в служении священники Василий Липковский и Нестор Шараевский. Председателем «всеукраинской церковной рады» на «соборе» вновь был избран Михаил Мороз. Главным был вопрос о епископате и невозможности его поставления традиционным путем. Липковский выступил с докладом о правомочности с канонической точки зрения всеукраинского «собора». Он утверждал, что православные епископы, не прибыв на «собор», тем самым «отлучили себя от Украинской Церкви». «Собор» признал себя каноничным и правомочным голосом всей Украинской Церкви и объявил, что в нем действует благодать Святого Духа. Участник «собора» священник Ксенофонт Соколовский задал вопрос: не намерен ли «собор» сам создать епископат? На это Чеховский ответил: раз «собор» признается как правомочный и каноничный, такая возможность не исключена. Однако это замечание смутило многих, и было внесено предложение вновь обратиться к митрополиту Михаилу (Ермакову), экзарху всея Украины, с просьбой вместе с епископами посетить «собор». Митрополит Михаил прибыл с несколькими священниками, но без епископов, благословения своего собравшимся не дал и предложил всем разъехаться по домам, так как он этот съезд за собор не признает. На вопрос, может ли митрополит Михаил «посвятить для украинцев» епископа, экзарх ответил, что, по его мнению, на Украине епископов вполне достаточно, а если будет ощущаться нужда в них, то он рукоположит того, кого сочтет достойным. На это националисты ответили, что хотят, чтобы им рукоположили того, кого они сами представят. Экзарх ответил, что их кандидатуры для Православной Церкви неприемлемы по многим причинам. Митрополит Михаил покинул собрание.

Однако участники его не вняли увещаниям экзарха.

На следующий день Чеховский на основании искаженных церковно-исторических данных стал доказывать, что верующие могут сами, без епископов, рукоположить себе епископов, и поэтому всеукраинский «собор» имеет полное каноническое и догматическое право поставить выбранного им епископа. Далее Чеховский сказал, что в апостольские времена не было рукоположений епископов, что св. апостола Павла якобы рукоположили во апостола пророки, которые сами не были епископами (Деян. 13, 1), что апостол Тимофей рукоположен был руками пресвитерскими (1 Тим. 4, 14). Чеховский также утверждал, что в Александрийской и Римской Церквах долгое время посвящали пресвитеры, а когда епископы отняли у пресвитеров это право, то, дескать, это было уже нарушением апостольской практики. Благодать Святого Духа вообще, по словам Чеховского, не в епископах, а в Церкви — в обществе верующих. Группа наиболее здравомыслящих священников покинула собрание. Но большинство признало измышления Чеховского приемлемыми. Поставили вопрос на голосование. Большинство высказалось за самостийное рукоположение епископов «собором». Закрытым голосованием избрали Липковского «митрополитом». На своем лжесоборе самосвяты также приняли постановление о том, что их «епископы» и «священники» могут жениться, причем неограниченное число раз. Были приняты и другие вполне обновленческие по духу правила. Интересно, что на всех заседаниях лжесобора непременно присутствовали представители ГПУ.

К самосвятам примкнули некоторые обновленцы. Так, обновленческий «епископ» Георгий Прокопович вошел в состав УАПЦ, но пробыл там всего несколько месяцев, а затем через прессу отрекся от УАПЦ и от веры вообще. Присоединился к самосвятам и обновленческий «епископ» Феодосий Сергиев. Будучи уже довольно пожилым человеком, он женился на молодой девушке, а вскоре повесился. Присоединились к самосвятам священник К. М. Люшкевич, тоже впоследствии отрекшийся от веры, священник Л. Юнаков, состоявший на службе в ГПУ, и немало им подобных. Липковский и его «епископы» по всей Украине отнимали храмы у православных. Но, невзирая на то что автокефалистов поддерживала советская власть, по сравнению с православными они были в меньшинстве, и народ в своей массе за ними не шел, видя в них еретиков, отступников и прислужников коммунистов.

1923 — Во время патриаршего богослужения в московском Свято-Покровском монастыре было прочитано послание о переходе на новый, григорианский стиль.

Указы о введении нового стиля в церковной жизни были разосланы только благочинным Москвы, епархиальные архиереи их не получали: архиепископ Иларион (Троицкий) испросил у Е. А. Тучкова разрешение эти указы «в провинцию» не посылать, пока не будет отпечатано патриаршее послание, объясняющее указ. Протоиерей Василий Виноградов отмечает, что новый стиль был официально объявлен и введен только в московских церквах. Послание патриарха о введении нового стиля было таким же вынужденным, как и предыдущие. Материалы следственного дела подтверждают то, что патриарх реально не собирался переходить на новый стиль и лишь ждал удобного момента для его официальной отмены. Так, в «Докладе о деятельности тихоновской группы за октябрь месяц 1923 г. «, составленном Московским отделом ГПУ, говорилось, что патриарх «служит по приглашению церковные праздники и тогда, когда они служатся по новому стилю, и по старому стилю». Один из ближайших к патриарху священнослужителей, архимандрит Алексий, наместник Донского монастыря, говорил о патриаршем послании о новом стиле: «Все равно народ не пойдет на это, потому что мы скажем кому нужно из своих, что патриарх разослал послание не по своей воле, а под давлением, и благословим всех совершать праздники по старому стилю. Мы уже здесь обдумали так: во все церковные праздники по старому стилю мы будем служить без звона или будем звонить по-будничному, и народ все равно к нам пойдет и нас за это не осудит, потому что поймет, в каких тисках мы находимся».

1941 — День Покрова Божией Матери.

Москве угрожала смертельная опасность, жители переживали тревожные дни.

Митрополит Сергий выпустил послание к московской пастве, призывая к спокойствию мирян и предупреждая колеблющееся духовенство.

«Ходят слухи, — писал митрополит Сергий, — которым не хотелось бы верить, будто есть и среди наших православных пастырей лица, готовые идти в услужение ко врагам нашей Родины и Церкви, — вместо Святого Креста осеняться языческой свастикой. Не хочется этому верить, но если бы вопреки всему нашлись такие пастыри, я им напомню, что Святой нашей Церкви кроме слова увещания вручен Господом и духовный меч, карающий нарушителей присяги».

Местоблюститель патриаршего престола обратился к верующим с призывом «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам».

Послания предстоятеля Церкви (а их за период войны было более 20) не только носили призывный и консолидирующий характер, но и имели разъяснительные цели. В них определялась твердая позиция Церкви по отношению к захватчикам и войне в целом, независимо от положения на фронте.

Конец октября — Местоблюститель патриаршего престола и сотрудники центрального церковного управления эвакуированы в Ульяновск.

Первоначально планировалось вывезти сотрудников Патриархии на Урал, в Чкалов (Оренбург).

Советское правительство выехало в Куйбышев (Самару).

1947 — В день Покрова Божией Матери в патриарший Богоявленский собор в Елохове переданы мощи святителя Алексия, митрополита Московского.

Решение о передаче мощей святителя Алексия Церкви было принято Советом министров СССР еще 9 июня. Добиться положительного решения оказалось возможным лишь в преддверии Всеправославного совещания, когда власть шла на многое ради укрепления авторитета и благолепия Церкви. Отсрочка же перенесения св. мощей с июня на октябрь была сделана по просьбе патриарха Алексия, ссылавшегося на необходимость ремонта в соборе.

В 5 часов утра 14 октября научные сотрудники Отдела сохранения исторических ценностей и памятников Кремля по особому акту передали честные мощи святителя Алексия Московского из кремлевского Успенского собора протопресвитеру патриаршего Богоявленского собора Николаю Колчицкому. В 5.40 рака со св. мощами прибыла в патриарший собор, где ее встретил Патриарх Московский и всея Руси Алексий с причтом собора. Затем она была поставлена в алтаре Никольского придела. 17 октября, перед всенощным бдением накануне дня святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, рака со св. мощами была установлена перед центральным иконостасом Елоховского собора.

А летом, 16 июля 1947 г., в патриаршем соборе при стечении молящегося народа состоялось торжественное открытие мощей святых Виленских мучеников Иоанна, Антония и Евстафия. (Впоследствии перенесены в Вильнюс.) В день передачи мощей святителя Алексия патриарх направил председателю Совета по делам Русской Православной Церкви письмо с благодарностью, в котором писал: «…В летописях Русской Церкви это событие будет запечатлено как исторический факт огромной важности».

Честные мощи святителя Алексия и Виленских мучеников были теми немногими святынями, о возвращении которых просила Церковь и которые она получила. Тем большее место они заняли в душе православного народа, прибегавшего к ним в своих скорбях.

1975 — Скончался архиепископ Чебоксарский и Чувашский Вениамин (Новицкий).

1977 — Патриарх Московский и всея Руси Пимен дал официальный прием в Генеральном консульстве СССР в честь Святейшего Патриарха Димитрия.

На приеме присутствовали предстоятели обеих братских Церквей, лица, сопровождавшие Святейшего Патриарха Пимена, архиереи Константинопольской Церкви и ответственные сотрудники Константинопольской Патриархии, главы религиозных общин Стамбула, представители городских властей и общественности и дипломатический корпус.

1989 — В день Покрова Пресвятой Богородицы в Богоявленском патриаршем соборе совершены Божественная литургия и праздничный молебен.

На богослужении присутствовали участники торжеств от Русской Православной Церкви и других христианских Церквей Советского Союза.

Празднование 400-летия установления патриаршества в Русской Православной Церкви завершилось приемом, устроенным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Священным Синодом в Свято-Даниловом монастыре.

1990 — В праздник Покрова Божией Матери состоялось первое богослужение в Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади.

Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Алексий II. Затем состоялся крестный ход вокруг собора.

1993 — «Патриархом» УПЦ-КП избран «митрополит» Владимир (Романюк).

1999 — Святейший Патриарх Алексий II совершил в кафедральном соборе Самары Божественную литургию и молебен Пресвятой Богородице.

По окончании богослужения первосвятителя приветствовал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Он преподнес Святейшему Патриарху картину и пожелал первосвятителю всегда находиться под покровом Царицы Небесной.

В этот же день — Святейший Патриарх посетил Казанскую церковь в г. Тольятти.

В благословение храму Его Святейшество подарил икону Спасителя. Святейший владыка также побывал на строительстве Преображенского собора в Тольятти, для которого передал Св. Евангелие.

11 октября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×