Выставка, посвященная прп. Сергию Радонежскому, открылась в Москве

Москва, 14 декабря 2013 г.

Череду торжеств к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского открывает Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, сообщает телеканал "Культура".

Одному из самых чтимых на Руси святых посвящена выставка «Преподобный Сергий и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве». Авторы экспозиции напоминают о том, что в истории русской религиозной мысли Сергий Радонежский первым трактовал догмат о Святой Троице как живой и понятный символ единства, к которому должны стремиться и люди на земле.

В череде запланированных торжеств эта выставка – первое приближение к личности человека, значение которого для всей русской истории невозможно переоценить. Авторы экспозиции не стали пытаться объять необъятное, и рассказать сразу все о Сергии Радонежском, а выбрали одну, но ключевую тему – образ Троицы. Именно Сергий Радонежский построил в ее честь первую церковь, которая потом и стала Троице-Сергиевой Лаврой. И, наконец, именно идея Сергия Радонежского о Троице легла в основу знаменитой иконы Андрея Рублева.

Сергий Радонежский первым трактовал догмат о Святой Троице как живой и понятный символ единства, к которому должны стремиться и люди на земле.

«Когда писалась икона Троицы, Сергия Радонежского уже не было в живых. Андрей Рублев писал эту икону в похвалу Сергию, – рассказывает куратор выставки Наталья Комашко. – Этот извод называется иначе символическим. Он нам показывает не столько событие, сколько идею, которая в этом событии заложена».

Авраам и Сарра гостеприимно встречают в тени дерева трех Ангелов, явившихся под видом юношей. Это историческое событие, описанное в книге Бытия, произошло в Хевроне, куда и сегодня паломники приезжают посмотреть на тот самый каменный палестинский дуб. Этот сюжет был известен в Иконописи и до Андрея Рублева, но именно он при помощи красок передал то, что увидел в этом историческом факте преподобный Сергий – за внешней стороной святому открылась истина о предвечном Совете Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого о мире.

«Годуновы просто обмирали от этой темы, – говорит директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов – Они заказывали массу икон именно этой редакции иконографической. И сделали еще копию, которую поставили около 1600 года в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, и она там до сих пор стоит, вот недавно она была раскрыта».

И хотя образ Рублева был признан на стоглавом соборе эталонным и обязательным для всех иконописцев, Авраам и Сарра в последующие годы не исчезли с икон. Параллельно существовали традиции как символических образов Троицы, наподобие вот этой иконы Симона Ушакова, так и иллюстративно-описательных, где главным было внимание к деталям.

«Рублевский вариант Пресвятой Троицы стал доминирующим, но он не отменил и не прекратил другой традиции толкования этого сюжета, которая была очень приближена к библейской книге Бытия», – отмечает научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Елена Саенкова.

Троицы Андрея Рублева на этой выставке нет, но ее всегда можно увидеть в Третьяковской галерее, стены которой она давно не покидает. А вот так – в одном месте окинуть взглядом три века русской Иконописи и увидеть, как по-разному мастера XV и XVIII веков изображали Святую Троицу, другого случая, возможно, не представится.

14 декабря 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×