О бестолковых

Я никогда не могла в полной мере постичь искусство отступления двух клеточек сверху и трех слева, за что была наказываема записями в тетради и снижением оценки по математике. Я до сих пор ставлю дату в графе «Подпись» и расписываюсь в графе «Дата». Оформляя недавно загранпаспорт, я столько раз возвращалась дописывать и переписывать анкету, что под конец на меня смотрели не то как на имбецила, не то как на инопланетянина. Паспортистка так была озадачена моим загадочным поведением, что даже сердиться не могла. Только вежливость, думаю, удержала ее, чтобы не спросить меня, не работаю ли я в цирке или не сбежала ли я из заведения для слабоумных. Никого больше в очереди не возвращали столько раз.

Художник: Норман Роквелл Художник: Норман Роквелл
    

Есть ли что-нибудь положительное в такой бестолковости? Как ни странно, да. То, что приводило в отчаяние учителей и паспортисток, служит мне теперь добрую службу. Обучая своих детей чтению, математике и всему на свете, а студентов английскому языку, я понимаю, что все люди разные, что к каждому нужен свой подход, что у каждого свое время и свои плюсы и минусы. Познав на своей шкуре всю прелесть бестолковости, я не спешу с выводами о тупости, неспособности и необучаемости других. Если не работает стандартный метод, я пробую нестандартный. Не получается слева – пробую справа. Как Шерлок Холмс пытался понять мотивацию преступника, я пытаюсь понять мотивацию неуспевающего студента или ребенка. Но это требует искреннего интереса к его нуждам. Я давно пришла к выводу, что учитель-энтузиаст учит эффективней учителя-знайки. Конечно, мы не обсуждаем качество преподавания педагога-незнайки, но никакие знания не заменят человеческого участия. Да дело и не только в участии, но и в способности поставить себя на место бестолкового ученика, и опыт бестолковости здесь очень помогает. Если у меня комплекс по поводу неспособности водить автомобиль, я скорее пойду к доброму инструктору, чем к строгому. Отличники редко понимают простых смертных. Из них получаются хорошие ученые, но не так часто хорошие педагоги.

После того, как старший сын выучился отлично читать к четырем годам с самой незначительной моей помощью, было тяжело осознавать, что со средним сыном всё будет намного сложнее. Мы прочитали букварь три раза, и только тогда в его пятилетней голове стало складываться смутное представление об искусстве чтения. Зато первую книгу про космос прочитал именно он, с трудом складывая слова, напряженно морща лоб, водя пальчиком по строчке и проговаривая сложные слова вслух. Сказал: прочитает – и прочитал.

А младший сын не был готов к чтению ни в четыре, ни в пять лет. Каждая выученная буква доставалась с трудом, с нас обоих пот капал во время занятий. Я обклеивала большими красными буквами двери и стены, делала лото, распечатывала игру «Бинго» – про буквы, распечатывала письма от мишки с Северного полюса и от пингвиненка с Южного. А потом настал момент, когда все полученные, но неусвоенные знания вдруг усвоились.

Вот они – дети одних родителей, а какие разные. Каждому овощу – свое время, и это приходится познавать каждый день.

Как-то пришлось работать на радио. Готовить и вести передачу мне очень нравилось, но когда пришло время осваивать техническую сторону работы в эфире, включать и настраивать микрофон, CD-плеер, а также запускать рекламу, внутри у меня всё похолодело, и я твердила одну фразу, как мантру: «Я не справлюсь, не справлюсь, не справлюсь». Проводивший инструктаж Ник с сизым носом и пропитым голосом начал занятие с улыбки и приятного вступления: «Во-первых, вы должны сразу себе уяснить: что бы вы ни нажали, ничего не взорвется. Вы ничего не можете испортить, и вообще всё это очень легко, даже я научился». И дав мне вдоволь понажимать кнопки и поэкспериментировать с оборудованием, он удовлетворенно заметил, что я «отлично справляюсь и у меня не будет никаких проблем, вот только надо запомнить правила номер один, два, три». Я с восхищением заметила Нику, что он прирожденный педагог, а он ответил, что да, в школе он действительно работал, несмотря на то, что сам учился плохо.

Время от времени вижу статьи на тему разоблачения дислексии. Вся эта дислексия, мол, от лени. У нормального человека не должно быть никакой дислексии. Сразу видно: это отличники пишут. Невдомек им, каково людям не таким, как они, у которых буквы «убегают» со страницы и нарушено звуковое восприятие. А я вспоминаю двух бывших одноклассников, тетради которых мне иногда давали проверять. Такие ошибки нарочно не придумаешь, а тогда они казались смешными. Теперь я вижу детей с дислексией, и понятны становятся ошибки одноклассников. Как их ругали! Сейчас есть масса способов обучения дислексиков, нужно просто работать и не удивляться их «тупости» – у них особое восприятие текста и устной речи.

Вообще давно замечено, что особенно непримиримы к бестолковости, незнанию в определенной узкой области люди ограниченные, являющиеся специалистами именно в этой единственной области и смеющиеся над профанами. Для опытного водителя начинающий водить или не умеющий – повод для смеха, грамотею несносен безграмотный, опытной хозяйке – неумеха. И в самом деле, как можно жить, не умея варить суп? И как земля не провалится под путающими буквы (или тем более педали)? И как не стыдно не знающим английского языка?

А вот гении и просто люди, одаренные различными талантами, не удивляются людскому невежеству, бестолковости и тугодумству. Вдобавок к талантам они, гении, нередко обладают и великодушием. Их трудно вывести из себя бестолковостью – любой по сравнению с ними бестолков. Часто они еще и скромны, не считая себя ничем выдающимся.

Мне всегда очень импонировал такой человеческий тип, как капитан Врунгель. Врунгеля невозможно смутить или вывести из себя, он не раздражается, а ловко и весело находит выход из любой ситуации, не обвиняя ближнего. Из бестолкового Фукса он воспитывает хорошего матроса. Хорошо бестолковым рядом с Врунгелем! Как-то все вокруг становятся толковее.

Опыт бестолковости можно распространить и на опыт духовной жизни. Ошибавшийся человек, имеющий перед глазами свои падения и ошибки, скорее будет снисходителен к другим, чем человек без тяжелых грехов или «отличник», которому кажется, что у него всё в порядке.

Бывает, конечно, что именно человек с тяжелым прошлым яростно обличает других, но, наверное, это в нем растревоженная совесть говорит, неправильно выбирая адресата.

А как, интересно, чувствуют себя преуспевающие в духовной жизни рядом с нами, бестолковыми? А святые?

Да нет, не раздражаются. Не удивляются нашей тупости и косности. Как-то нас терпят. И даже любят. Неужели разница между ними и нами меньше, чем между нами, грамотными, и безграмотным соседом или между опытной и начинающей хозяйкой? Почему нам протягивают руку с небес, не гнушаясь, а мы высокомерно делим людей на достойных и недостойных нашего внимания? Неужели мы НАСТОЛЬКО лучше «недостойных»?

Как-то супругу пришлось служить Пасху на маленьком отдаленном приходе, заменяя внезапно заболевшего настоятеля. Приехал он со службы растроганный и рассказал: «Ничего они там не знают, петь не умеют, читать не умеют, службу не знают, но какие они чудесные! Как дети – смиренные и радостные… Как я хочу еще там служить, хоть пешком пойду!»

Людмила Селенская

3 февраля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как я была учителем, или Немного о пользе «розовых» очков Как я была учителем, или Немного о пользе «розовых» очков
Елена Гаазе
Как я была учителем, или Немного о пользе «розовых» очков Как я была учителем,
или Немного о пользе «розовых» очков

Елена Гаазе
Он сказал мне с вызовом: «Вот вы всё рассказываете на уроках о чем-то возвышенном, а выйдите на улицу, посмотрите, что там?»
Добро пожаловать, или Родителям вход в школу запрещен Добро пожаловать, или Родителям вход в школу запрещен
Анна Сапрыкина
Добро пожаловать, или Родителям вход в школу запрещен Добро пожаловать,
или Родителям вход в школу запрещен

Анна Сапрыкина
Можно ли сделать так, чтобы самые важные в жизни ребенка люди — родители и учителя — объединились ради ребенка против того зла, которым угрожает нашим детям мир? Да. Это возможно в самых обычных школах.
Домашнее обучение – возврат в будущее? Часть 1 Домашнее обучение – возврат в будущее? Часть 1
Ольга Ошерова
Сторонники домашнего обучения твердо верят, что ребенок, обучающийся и воспитывающийся дома, а потому тесно взаимодействующий с окружающей его социальной средой, в социокультурном отношении будет более развит, чем дети, получающие нагромождение абстрактных знаний в школе и полностью оторванные от реалий дома.
Комментарии
Мария 9 июня 2020, 11:25
Статья очень душевная. Вспомнились школьные годы, как мой отец до ночи объяснял математику, а я рыдала, потому что не понимала, хоть тресни. Он и пуговки и фигурки вырезал. Меня из за этого предмета перевели в другой класс, несмотря на то, что по другим предметам были хорошие отметки. Я ни знаю что со мной произошло, но в институте озарение нашло, все стало понятно и по высшей математике у меня пятерка вышла. Видимо для каждого человека свое время принять ту или иную информацию. Мозг у всех работает по разному.
Наталья19 июня 2014, 22:50
Отличная статья. Ведь и правда, в тех областях, в которых сама была бестолковой, могу научить и "вытянуть", а где я "самая-самая" - запилю... Ох, грешна... Теперь я знаю ответ на собственный вопрос "Для чего на свете бестолочи и "неудобные" люди?".
Оксана 6 марта 2014, 16:53
Большое спасибо за статью. Как буд то камень с души свалился. Вот подсознательно все это я подозревала, но тут мне рассказали простым доступным языком и все стало на свои места. Это получилось целое учебное пособие, неплохо бы нашим современным Министрам образования и чиновникам от образования почитать это пособие, а то хотят изо всех гениев сделать - умные предметы вводят и т.д., а индивидуальность каждого ребенка не учитывают. Храни Вас Бог!
Елена11 февраля 2014, 02:48
Мой старший сын очень рассеянный.Все время что-то забывает в школе(форму спортивную,учебники,бывает путает свое с вещами соседа по парте и т.д),линейка,циркуль-таких вещей не найти у него в портфеле)))хотя покупаю регулярно и все исчезает на глазах...При этом в учебе он неплохо успевает,при условии,что не ленится...Я очень лояльно отношусь к плохим бывает оценкам,и к тому,что где-то он чего-то не понимает...Но вот его рассеянность выводит меня из себя,хоть и пытаюсь себе внушить,что пройдет это у него с возрастом,но ругать не перестаю его...И горе мне-мучаю и его и себя.Это из серии-и смех и грех,но я не могу представить,как во взрослой жизни он будет справляться,если на ходу все забывает...
Елена Бабенко 9 февраля 2014, 14:12
Я -тоже "отличница")) Меня смиряет сын- дислексик, тоже не врубается в "клеточку сверху- две слева", тяжело дается чтение, зато нарисовать сложнейшее изобретение с шестеренками, винтиками и т.д.-совершенно не проблема... Как оказалось у нас в стране очень мало пособий для занятий с дислексиками... если кто может что посоветовать- пособие какое-нибудь- буду очень благодарна.. bralena2005@yandex.ru
Любовь 6 февраля 2014, 21:25
Я - учитель и в обсуждаемой проблеме живу. Очень хорошо помню себя ребёнком-школьницей. Терпеть не могла математичек – таких худых и злых, но очень хорошо запомнила математика, которая работала в течение полугода с нами шеститиклашками. Теперь я понимаю, что она была пенсионеркой и работала временно, т.к. не могли найти математика. Наш неуспевающий «не очень математический» класс засветился пятёрками. Я не помню, чему и как нас учила эта талантливая учитель, но память хранит тепло и уют, исходящий от этого человека. Если бы действительно все «были как дети» и учителя и родители… Только любовь помогает преодолевать отчаяние от не успехов в учении и учителям, и родителям и, главное, детям. Но то, что обучаемость современных детей упала – это, увы, факт. Причин огромное количество, начиная с качества пищи, поставляемой нам на стол с 80-х и заканчивая экспериментами со школьными программами: «в образование пришли креативщики…». А кто собственно сказал, что все должны быть гениями в науках. Жизнь показывает, что нужно быть гением - ЧЕЛОВЕКОМ, дефицит именно на этом поприще! Прости нас, Господи, и будет во всём ВОЛЯ ТВОЯ.
Иван Х. 6 февраля 2014, 10:56
Сердечно благодарю автора. Присоединяюсь к каждой мысли.
Ранее в статьях на сайте встречал пример схожей тематики.
Жила-была женщина-диетолог. В её семье все питались исключительно умеренно и правильно. Когда женщина стала работать по профессии, у неё возникла огромная психологическая проблема: она совершенно не понимала своих больных. Она искренне недоумевала, как вообще можно хотеть есть много и набирать вес по этой причине, как от этого можно страдать?
Также мы взрослые часто забываем, что когда-то сами были детьми, и смотрим на детей как на маленьких взрослых, предъявляем им неоправданные претензии, совершенно не делаем скидку на возраст, гормоны, интенсивный рост и т. д.
К чему это приводит? К пропасти между поколениями. Ужасающей стене непонимания и взаимных обид.
Увы, но дети часто более правы, чем мы. Потому что мы уже "были в их шкуре", а им это только предстоит. И кто же кого должен больше понимать?
Даже если человек объективно хуже, глупее, слабее, чем я, я не имею права глядеть на него свысока!
На практике эту истину я увидел в среде моих товарищей - современных танцоров, искренне уважающих любого новичка или менее талантливого, умеющих обнять поверженного на состязании противника и сказать ему добрые слова.
Молодёжь бывает доброй. Давайте учиться этому у каждого человека!
Lyudmila Yurikova 6 февраля 2014, 01:33
Есть фильмы- ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ - его многие знают и еще ч знаю ПЕРЕД КЛАССОМ - амер. Разные мы. Очень успокаивает сознание того,что перед Богом мы все дураки, хотя некоторые и возмущаются этим, они то нет

Андрей 5 февраля 2014, 04:55
Дислексия - отдельная тема. Это психическое расстройство было всегда, но оно всегда было довольно редким, и просто нелепо, когда теперь (как в США, например), чуть не каждому 4-му ученику в некоторых штатах ставят этот диагноз, как будто это эпидемия и дислексия там распространяется чуть ли не воздушно-капельным путём. Такого просто быть не может. Есть дислексики и есть специальные методы работы с ними, и это неоспоримо, но это меньшинство из тех, кому ставят такие диагнозы. Изучая ситуацию изнутри, могу точно сказать, что всплеск диагнозов "дислексия" в последнее время напрямую связан с увлечением нынешних детей компьютерными играми (стрелялками и т. п.), которые резко снижают (в разы!) способность концентрироваться и удерживать внимание, без чего обучение чему бы то ни было практически невозможно. Впрочем, есть книги православного психолога Ширшовой Т. ("Дети и компьютер", например), она об этом пишет очень доступно и подробно. Но вот проблема в том, что те родители, которым я давал эту книгу, даже не удосужились её прочесть. Им это не интересно: всё равно им проще сажать детей перед монитором и заниматься своими делами, а потом всё списывать на дислексию, плохих учителей и отсутствие инд. подхода...
Андрей 5 февраля 2014, 04:55
Безспорно, учитель должен быть терпеливым и понимающим. Но, видимо, многие из тех, что пишут комментарии, сами учились уже очень давно и понятия не имеют, как отличались они как ученики и нынешние учащиеся. Если раньше ученика можно было как-то пристыдить, приструнить (хотя в этом часто перегибали палку), то что теперь? К учителям часто нет элементарного уважения, все наставления и просьбы учителей часто игнорируются (это в лучшем случае), а хамят им в школах на каждом углу. Проблема намного шире, чем показано в статье. Сколько раз при мне родители, не стесняясь, обсуждали учителей и других взрослых при детях, а потом удивлялись, почему те никого не уважают и всем учителям дерзят! Начинать надо прежде всего с себя и со своей семьи, учить детей уважать старших и учителей (о чём теперь очень многие напрочь забыли), а потом уже и предъявлять требования к учителям. А то как-то немного странно получается теперь: ученик не должен ничего, часто - даже уважать учителей (с одобрения родителей), а вот зато учитель прямо обязан (искать инд. подход, быть терпеливым и т. д.). Раньше учитель был всегда прав, теперь чем дальше, тем чаще родители, не разбираясь, говорят, чадо всегда право, учитель - нет. Такие перегибы тоже ничего хорошего не принесут.
Эвели 5 февраля 2014, 00:13
Замечательная статья. Мудрая, ясная и добрая. Очень актуальная в наше время, когда много детей с аутизмом, алалией, с речевыми нарушениями и пр. Я тоже совсем недавно поняла, что двоечники и троечники, которых так долбили в школе и осмеивали, вполне вероятно, имели врожденные диагнозы - и гиперактивность, и дефицит внимания, и прочие, но никто об этом не знал и мучили детей. Учителя жаловались родителям, те детей били. Дай Бог чтобы больше было таких разъяснительных статей. Людмила, издайте книжку. Не все ж всяким улицким кормить нас шизофреническим бредом. Пусть будут православные писательницы..
Ирина 4 февраля 2014, 15:33
Дорогая Людмила, большое Вам спасибо. У моей внучки проблемы с математикой и у меня, к сожалению, не хватает терпения. Ваша статья - это напоминание мне, грешной.
Гостья 4 февраля 2014, 12:32
Дорогая Людмила, спаси Вас Христос!
Как Вы всё точно и правильно описали. Дай Бог, чтобы Вашу статью прочитали педагоги.
Уже давно не работаю, но знаю, что сейчас происходит в школе - у меня крестник учится во втором классе. Талантливый мальчик, но двойки получает в журнал по предметам, например, за то, что голову повернул во время урока, за то, что в изложении употребил не авторское слово, а синоним...
Доклады, рефераты, сообщения... Во втором классе! Дети раньше часа ночи не ложатся. Понятно, что именно эти задания выполняют родители на работе с помощью интернета.
Рисовать надо так, как показала учительница. Если не так, то дома с помощью родителей надо переделывать. И т.п.
А всё потому, что преподаватель должна быть лучшей во всём, а для этого все дети должны быть отличниками любой ценой, ходить по струнке, писать одинаковым каллиграфическим почерком, отвечать по шаблону...
Господи, помилуй!
Andriy Andreyev 4 февраля 2014, 06:49
Глубокоуважаемая Госпожа Селенская! Спаси Вас Господи за Добро!-именно такой доброй христианской классической педагогики всем сейчас очень не хватает! Дорогие Братия и Сестры, Читатели и Комментаторы! Спаси Вас Христос за такие умные, честные и неравнодушные отклики любящих Православных сердец! Счастья, успехов Вам всем и вашим детям, и ученикам! Многая и благая лета!
Марина 3 февраля 2014, 21:46
Спасибо автору за очень нужную статью!!! Заставляет задуматься
Нина Фатеева 3 февраля 2014, 20:18
Большое спасибо за статью. Мы часто замечали за внучкой порой такую ''бестолковасть''! в математике...а теперь видим таланты в другом и все ''оставили , как будет'' .Результат не заставил себя ждать , потихоньку она сама разбирается с уроками и учится : ни лучше и ни хуже других, главное спокойнее. А те , таланты ,что открылись в рисунке и в музыке - развиваем.
Галина 3 февраля 2014, 19:56
Спаси Вас Господи! Какая добрая и умная статья!И как раз эти слова мне нужны были сегодня! Я учитель. Как трудно порой бывает и детям,и нам, и родителям .А ведь с Богом в душе все намного легче.
Виктор 3 февраля 2014, 19:39
Безтолковый, а не бестолковый! Потому что бесов толковых не бывает. В русском языке приставки "бес" не существовало, ее ввели в русский язык в 1921 году луначарский -ленин для прославления врага рода человеческого.
Статья очень хорошая!
надежда 3 февраля 2014, 17:54
Согласна с автором, что восприятие у всех разное. И доброе отношение только в плюс. Но надо также учить детей, а иногда и взрослых детей думать. А то будут такие перлы, как например- Франция, это самая высокая гора. (пишет студентка престижного вуза).
Маша 3 февраля 2014, 17:00
В компании с такими только терпение и воспитывать. Я не отличница,но если просят-надо так,а не так и так принято-мне запомнить нетрудно. Почему речь не идет о том,что надо память развивать? А это не эгоизм и нелюбовь ли,когда по сто раз повторять приходится,а делается все по-своему? Я лично заметила по коллегам,что такие думают только о своих проблемах.А вообще-главное-было бы старание у кого-то делать,как просят,а у кого-то- объяснить доходчиво,ведь часто неправильность действий порождена плохим объяснением. Любви не хватает всем -и делателям и учителям.
3 февраля 2014, 16:52
Спасибо Вам большое за Любовь к ближнему! Синдром "отличницы" и "все должно быть так, а не иначе" развенчивается с большим трудом!Опыт приходит, но... бедные мои дети и близкие-как же им досталось от меня((( Простите меня Христа ради!Вот учусь быть внимательной и чуткой к людям, и, Слава Богу, даются замечательные люди, на примере которых распознается вся моя гордыня и самовлюбленность!!! Спаси и сохрани Вас Бог!
Татьяна 3 февраля 2014, 15:21
Благодарю Людмилу Селенскую за такую чудесную статью!!!
Увы, я тоже - "отличница"...
Понимание необходимости снисходительного отношения к людям "теоретически" жило всегда во мне. НО... только по-мере воцерковления в зрелом возрасте стала понимать, что здесь "спрятан ключик" к нормализации моих отношений со множеством людей... И все равно чего-то не хватало для полного уяснения важности ТЕРПИМОСТИ в себе при общении с другими (и особенно с близкими!) людьми. И теперь, когда первая внучка пошла в школу, занимаясь с ней я вдруг увидела себя "со стороны", поняла, что именно я со своими страстями и шаблонами, уверенностью в своей "правоте" и суждениями по всем вопросам жизни, и множеством еще чего-то - самый бестолковый человек. Ведь моя настойчивость и упорство во многих ситуациях мешают детям развиваться и идти по жизни тем путем,которым их направляет Господь.
Так и хочется сказать тем, кто настойчиво "перевоспитывает" своих и чьих-то детей: Люди, посмотрите на свою жизнь. Воспитывайте себя! И старайтесь учиться у своих детей, особенно, пока они в ангельском возрасте - маленькие... Не торопите их становиться взрослыми! Будьте терпимы к их "бестолковости"! Вос-питывайте в себе терпимость!
Нина 3 февраля 2014, 15:18
Спасибо. У меня похожая позиция. Очень горько, когда видишь нетерпимость к ближнему, в том числе и свою нетерпимость. Непонимание. Нелюбовь. Помоги нам, Господи! Спаси нас, Господи! Исправь нас, Господи! Не оставь нас, Господи!
Алеся 3 февраля 2014, 13:38
Огромное спасибо за статью! Такую добрую, понятную и светлую! Храни Вас Бог!
Наталия 3 февраля 2014, 13:36
Спасибо за статью. Местами было стыдно. Я как раз из тех, кто "умный", поэтому меня всегда раздражали те, кто "тупит" и не может понять элементарных вещей. ЗАставили серьезно задуматься, спасибо.
Юрий Казаков 3 февраля 2014, 13:04
Благослови ВАС ГОСПОДИ!!!, как приятно читать то ,что написано с любовью к ближнему.
ольга 3 февраля 2014, 11:26
Да, глядя на своих внучек и вспоминая, как нас учили (1 класс - 1963 год), понимаешь, что великодушием учителя сегодня обладают только по знакомству!За поведение ставили только 5, а теперь 2 это норма!Первый раз я увидела 2 за поведение у сына в 79-80 г. и в ужасе воскликнула: Ты кого-то убил! В ответ услышала: Я бежал и сдвинул парту!Но, а за что сейчас получают две девочки я перестали интересоваться, т.к. эта глупость не поддается объяснению и в добавок дети смотрят на 2, как на пустое место.
С нами (и отличниками и с 3-ми)занимались учителя дополнительно и даже дома!!! Поэтому и 3-ки сегодня еще трудятся и не на последнем месте!
Я считаю, что ниже тройки не может быть оценки, т.к. все равно ребенок ходит в школу. И необходимо перестать пугать ЕГЭ, а дать нормально сдать экзамены на 3-ки тем, кому трудно получить 4-ку из-за того, что им великодушный учитель не встретился.
Жаль только сами себе пишем, кто из учителей прочитает о боли родителей и детей!
Наталья Байкова 3 февраля 2014, 11:19
Спасибо за прекрасную статью. К сожалению, и к счастью, она имеет ко мне прямое отношение. В детстве я была "несчастной" отличницей, озабоченной лишь поддержанием имиджа любой ценой, порой и не самой благовиднной. Наверное, в какой-то мере и я страдала высокомерием и нетерпением при общении с "бестолковыми", хотя в душе искренне им сочувствовала и помогала. Но со временем, после приобщения к православнной вере, пришло осознание собственной "бестолковости" в вопросах, относящихся к этой самой вере. А затем и ощущение детской свободы и безграничнной любви и терпения, с которым относится к нам наш Учитель - Господь. С Него, безусловно, должны брать пример все педагоги и родители по отношению к своим детям.
Вера 3 февраля 2014, 10:57
Как тактично, тонко и умно показаны наши грехи: нетерпение, раздражительность, гневливость к другим людям, тем самым мы расписываемся под тем,что мы сами из себя ничего не представляем, мы даже не "отличники", а самовлюбленные самодуры.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×