Неодолимое желание бросить камень

Убийства в московской школе, которые совершил ее ученик Сергей Гордеев, вызвали немалые разговоры. В наше время у любого преступления есть дополнительный поражающий фактор — медийный. Иногда его используют совершенно сознательно — теракты и устраиваются, главным образом, ради медиа-эффекта. Иногда такой эффект возникает без воли самого преступника. Некоторые преступления — в том числе тяжкие — проходят почти незамеченными, о них говорят только те, кому по службе положено, некоторые становятся предметом бурного обсуждения.

    

Желание уразуметь, что толкнуло тихого подростка на такое злодеяние, понятно. Но у ряда комментаторов появляется еще одно желание — пнуть по этому поводу своих врагов. Оказывается, в доме у юного злодея были иконы. По словам одного из одноклассников, «он говорил, что его заставляли читать религиозные книги и заучивать молитвы». Кроме того оказалось, что в сего семье есть сотрудники ФСБ.

Социальные сети, как известно, полные опытнейших психологов-криминалистов, взорвались комментариями на тему «православного убийцы», а некоторые порталы тут же запестрели заголовками вроде: «СМИ: школьного стрелка Сергея Гордеева довела семья православных чекистов».

Люди, давно желающие сказать нечто про государство Российское и Русскую Православную Церковь, получили возможность высказаться и использовали ее полностью. Мол, в этом подростке, убившем своего учителя и полицейских, отразилось все, что накопилось в «путинской России»: чекисты, нарочитое Православие, «духовные скрепы» и так далее и тому подобное.

Скажем и мы некое слово.

Ужасные происшествия вроде этого располагают к эмоциям, но попробуем все же обратиться к здравому смыслу. Уникально ли такое преступление? Для нас — в России — оно в новинку. Но увы, в развитых демократических странах такое происходит регулярно. Чаще всего в США — с 2000 года там произошло более 100 (!) инцидентов со стрельбой в школах, в Канаде — 6 случаев, в Европе (Германия, Норвегия, Финляндия, Греция) — 13.

Америка заметно впереди планеты всей по таким преступлениям. В чем же дело? Там много сотрудников ФСБ или такую силу взяла Русская Православная Церковь? Есть более простое предположение: в США на руках у населения гораздо больше оружия. Люди, как и везде, впадают в безумие — но в США у безумца больше возможностей добраться до ствола. Сами американцы бурно обсуждают, не следует ли им ужесточить контроль над оружием, и, как правило, видят проблему именно в нем.

В соседней Канаде контроль над оружием гораздо строже, и число таких происшествий (и жертв) гораздо меньше.

Безумцы есть везде, но возможность добраться до автоматической винтовки и убить десятки человек (как сделали это в недавнем прошлом норвежец Брейвик или американец Холмс) есть не у всех.

С такими преступлениями дела обстоят гораздо хуже там, где ФСБ нет, а Православие присутствует очень слабо

Так что, пожалуй, говорить тут о Православии, ФСБ или какой-то Российской специфике вообще невозможно — с такими преступлениями дела обстоят гораздо хуже там, где ФСБ нет, а Православие присутствует очень слабо.

Так что когда мы слышим о том, что «школьного стрелка Сергея Гордеева довела семья православных чекистов», нам стоит совершить некоторое очевидное рассуждение.

Если мы пытаемся определить, приводит ли фактор X, к явлению Y, то нам надо, прежде всего, выяснить, имеет ли место это явление там, где фактор X не действует. Например, чтобы понять, приводит ли потребление свинины к раку желудка, надо сравнить показатели по раку там, где свинину едят, и там, где нет, отсеять возможные дополнительные факторы, которые могут сбивать картину.

Аналогично, чтобы понять, приводит ли Православие (или другие факторы) к убийствам с применением огнестрельного оружия, надо посмотреть, есть ли корреляция, были ли другие убийцы такого рода русскими / православными / детьми сотрудников ФСБ.

Это простейшая интеллектуальная процедура. Ее требуют не политические симпатии или антипатии, а здравый смысл. Но, увы, здравого смысла часто не хватает, вернее, сильнейшее желание бросить камень совершенно его отключает.

Что же, тогда стоит подумать, откуда это столь неодолимое желание, и стоит ли его в себе культивировать.

Сергей Худиев

10 февраля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 20) «По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 20)
Прот. Владислав Цыпин
«По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 20) «По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 20)
Протоиерей Владислав Цыпин
В криминальную хронику современной России вошел новый вид преступлений – стрельба по случайным целям: по незнакомым людям, оказавшимся в зоне видимости стрелка, – причем без умысла совершить акт политического террора, а ради развлечения.
О «русском Брейвике», виртуальной реальности и реальной жестокости О «русском Брейвике», виртуальной реальности и реальной жестокости
Свящ. Павел Гумеров
О «русском Брейвике», виртуальной реальности и реальной жестокости О «русском Брейвике», виртуальной реальности и реальной жестокости
Беседа со священником Павлом Гумеровым
7 ноября юрист Дмитрий Виноградов расстрелял своих коллег по работе. Накануне он опубликовал манифест, в котором сравнил современное человечество с раковыми клетками, которые должны быть уничтожены. Многие поспешили назвать Виноградова «русским Брейвиком». Корреспондент портала Православие.Ru попросил священника Павла Гумерова прокомментировать это событие.
Когда человек превращается в джокера Когда человек превращается в джокера Когда человек превращается в джокера Когда человек превращается в джокера
Почему с завидной периодичностью в течение последних десятилетий мы слышим новости о массовых расстрелах, которые происходят в цивилизованных, по всем меркам, странах? Казалось бы, уровень жизни там должен нивелировать низменные страсти, стимулируя к самосовершенствованию. Но нет — адскую жестокость можно нынче встретить в любой точке земного шара, в любой стране, в любом племени.
Комментарии
zueva anna14 февраля 2014, 18:19
И в продолжение комментария. Не стоит удивляться и возмущаться тем, что психолог ничего не могла сказать о мальчике. Это только в кино и телепередачах психолог неторопливо и досконально работает с 1-2 клиентами. Школьный психолог "стоит у конвейера", чтобы выяснить, что с каждым ребёнком, у него нет возможности (кто хоть раз в жизни обрабатывал анкеты, а про психологическое тестирование вообще отдельный разговор), знает, чего стоит выдать результат. Нереально эффективно работать со всей школой. К тому же ставки психологов сокращаются. Вот и получается, что в поле зрения психолога только самые проблемные ученики. А здесь семья полная (считай, благополучная), родители работают, ребёнок учился хорошо. Никто не ожидал. Р.S. Когда вводили должность школьного психолога, профессионалы утверждали, что один специалист просто не в силах эффективно работать с сотнями детей, было понятно, что работа будет выборочной. К тому же школьный психолог не врач-психиатр, диагнозов не ставит и лечения не назначает.
zueva anna14 февраля 2014, 17:48
"Уникально ли такое преступление? Для нас — в России — оно в новинку." Прошу прощения: убийство учителя и полицейского в новинку, но в начале 2000-х по школам прокатилась волна агрессии в отношении учителей, а именно нападения с ножами, в том числе и на уроках. Странно, что об этих случаях никто не вспомнил сейчас. В своё время и мне грозил стулом кинуть, причём всерьёз. Со мной обошлось, а вот коллега получила ножкой металлического стула по голове, удар пришёлся по касательной, кожу ободрало.
Екатерина14 февраля 2014, 00:09
Сразу возникает вопрос зачем? Родители обязаны воспитывать в ребенке страх Божий, но и так понятно, что ничего у них не вышло. Помоги нам Господи дать духовное воспитание нашим детям. Виноваты все: и родители, и СМИ, и учителя. Да, как-то о последних все как-то забыли, а ведь правда, если родители что-то упустили, то человеку со стороны будет гораздо лучше видно эти проблемы. Значит наплевать было. И нет речи о психологах или каких-то особо умных преподавателях, это должно быть само сабой происходить, начиная с любого педагога - надо любить учеников. В Советское время хоть взрослые были, а сейчас все приятели. А теперь ответ - затем, что обидели. И главной заповеди не усвоил возлюби Бога своего, как самого себя, прости всем, как и Он простил, и знал ли несчастный, что есть такая заповедь. Если не дали родители, должна дать школа. Мы все запутались и дети не понимают - так родители одно, школа другое, телевизор третье. Так начните детям говорить правду сначала хотя бы в школе. Закон Божий в школах - где он? На госуровне. Люди взрослые мы не знаем, что творим! Господи спаси нас!
ЛАРИСА13 февраля 2014, 18:16
МНЕ ОЧЕНЬ ЖАЛКО ЭТОГО МАЛЬЧИКА... КОГДА Я ДУМАЮ О НЕМ ПРОСТО СЛЕЗЫ КАПАЮТ .... У МНЕЯ ТОЖЕ ДВА СЫНА ......
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧЕМ МОЖНО ПОДДЕРЖАТЬ И ПОМОЧЬ -ЭТО МОЛИТСЯ .... НЕТ НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ МОЛИТВЫ!!!!!
МОЛИТСЯ И ЗА СВОИХ ДЕТЕЙ , СТАРАТЬСЯ ПОНЯТЬ ИХ, ВОСПИТЫВАТЬ В НИХ ЛЮБОВЬ К НАШЕМУ ГОСПОДУ!!!!!
А ГЛАВНОЕ ХОЧУ ПРОСТО ПОЖЕЛАТЬ ВСЕМ -БЫТЬ ПРОСТО ДОБРЕЕ К ДРУГ ДРУГУ И МИЛОСЕРДНЕЕ !!!!!!!
Иван Х.11 февраля 2014, 20:21
Виталий, не согласен с Вами.
Другого человека даже зубы нельзя заставлять чистить, если не чистишь их сам.
Почему я так думаю? Потому что только наша христианская вера говорит миру, что Господь Иисус Христос не требует от нас ничего, что не сделал бы Сам в течение земной жизни.
Это воодушевляет: Бог не требует, хотя имеет АБСОЛЮТНОЕ право, но дал нам пример.
Это налагает на каждого из нас величайшую ответственность - долг любви к Богу и ближним.
Поэтому не будем заставлять, будем призывать, вести за собой. А это возможно, только если мы сами будем идти за Богом, что и составляет наше призвание, нашу цель, нашу миссию.
Учёный ты или священник, дворник или студент, продавец или представитель любого труда, умный или глупый, талантливый или обладаешь скромными возможностями, Господь любит каждого из нас и возлагает великое дело, дело Спасения, Любви и Жизни.
Не будем обманываться, любовь на земле приносит больше горя, чем радости. Наш путь "кровав" и кровь на нём наша собственная. Но его нужно пройти. Только заплатив великую цену, можно получить величайшее сокровище - вечную жизнь.
Даёт её Бог. Но без любви к людям её не получить никогда.
НН11 февраля 2014, 18:45
Нина:
"Мне очень понравились слова Юлии Гиппенрейтер по этому поводу. На телеканале дождь она выступала, и очень аккуратно касалась этой темы и семьи этого мальчика"...

Мне понравилось то, что знаменитый детский психолог оговаривалась, что ВООБЩЕ МАЛО ЧТО ИЗВЕСТНО об этой семье.
А так - слова, слова, слова!!! Когда психологи-профессионалы договариваются до того, что практически любое требование родителей - это насилие над ребёнком, то невольно возникает подозрение, что они больше озабочены своим благополучием и затихшими (пока!) разговорами о необходимости введения ЮЮ. Вот А. Минкин уже много лет буквально вопит о том, что у нас не запрещены ужасные компьютерные игры, которые запрещены везде! Школа вместо образования и воспитания предоставляет УСЛУГИ; насаждается (и уже успешно насадился!) культ денег, культ насилия, разврат, БЕЗНАКАЗАННОСТЬ; а любовь и семья - это вообще отстой, что-то из-под запрошлого века - и это ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМИ! Наверное, это ужасно, когда нянечка в детсаде требует от ребёнка не писать мимо горшка; родители требуют от детей хорошо учиться, заправлять постель, мыть посуду за собой... начальник на работе требует хорошо выполнять работу... Вот интересно, отдаст ли детский психолог своего ребёнка на операцию хирургу, от которого НЕ требовалось хорошо учиться и не требуется хорошо делать своё дело? Конечно, немного утрирую, но к тому всё идёт...
Виталий11 февраля 2014, 08:38
Если продолжить замысел заголовка, то можно сказать: детей заставляют на ночь чистить зубы а в школе заставляют учить стихи, родители заставляют детей писать. Ужас, где же свобода делать похоти отца нашего- дьявола? Самому совестно, так надо притянуть за уши пример других к тому что тебе ненавистно.
Простите меня за дерзость.
р.б. Ольга11 февраля 2014, 06:48
Елена, доброго Вам дня, и всем читающим, в школах много чего творится, есть предмет "обществоведение", так вот, в 7 классе деткам в нашей школе задали сочинение на тему "Зачем нужна человеку религия?". В самой поставке вопроса уже подмена ценностей, главного смысла. Во-вторых, как неокрепшей душе подростка самостоятельно в полной мере осмыслить и изложить т-а-к-у-ю тему? Принялись писать вместе, в один день вспомнили Ветхий завет, апостолов, другой - почитали ученых мужей от философии, н-р, В.К.Шохина, Иеромонаха Иова, в миру Афанасий Гумеров,думали и решили переименовать сочинение: "Зачем нужна человеку связь с Богом?" (religare — «связывать», ближе к понятию "союз", "связь"). Написали как размышление, исследование, без призывов, нравоучений, как испытание для пытливого ума. А завершили так: "Закончить своё сочинение я хочу такой цитатой: «Есть три разряда людей: одни – обретшие Бога и служащие Ему, другие – не нашедшие Его, но стремящиеся к тому, третьи – которые живут без Бога и не ищут Его. Первые рассудительны и счастливы, последние безумны и несчастны, средние несчастны, но разумны». Так писал Паскаль Блез, философ, физик, математик 17 века в своей книге «Мысли о религии». А кто мы?"... Так вот, к чему этот мой рассказ. Учитель не стал оценивать совместный труд ребенка и родителя, просто промолчал, без комментариев оставил, т.е. ни два, ни три, ни четыре балла. Слава Богу!
Елена11 февраля 2014, 04:01
А вот мой случай: В 7 классе сын удрал с урока ОБЖ, на котором примерные дети писали сочинение "Твоё отношение к самоубийству" с приведением примера какого-либо способа. Мой прогульщик получил двойку и я до сих пор рада. А какое сочинение мог написать этот мальчик? Можно только догадываться. Милые мамочки! Молитесь за своих детей! Господь вас обязательно услышит!
Галина11 февраля 2014, 03:50
Анализировать надо не пересуды, а ситуацию. Как дошел этот паренек до "точки невозврата"? Как случилось, что школьник поставил эту "точку" для учителя географии, для милиционера, для себя, для своей семьи? Обвинить можно всех: семью, школу, церковь, ФСБ, государство с его попустительством в образовательной и информационной политике. На вопрос: кто виноват? - ответили. Остается ответить на вопрос: что делать?
Только не охрану вооружать, иначе количество случаев увеличится. Про оружие всем известно: если в первом акте ружье висит на стене, то в последнем выстрелит. В школе должен быть профессиональный психолог. Все идет из семьи, но школа должна подстраховывать, ведь семьи разные, а в школе профессионалы.
Olga Fateewa10 февраля 2014, 22:54
Я не знаю ни этого мальчишку, ни его родителей- но ведь это не может быть случайностью, что именно в этом доме, именно в этой семье вырос ребёнок в котором убили человека. А без души-он живой-мёрвый, которому можно всё. Мы или обделяем наших детей вниманием, либо оно , это внимание настолько гипертрофировано, что растаптывает всё на своём пути - откровенность( она не нужна в школе с ней и дома небезопасно,отсутствие родителей-друзей и т.д.)И всё это из-за эгоизма родителей - слушайся меня, я знаю как тебе лучше, я уже столько в тебя вложил, что ты не имеешь права приносить мне проблемы. Не знаю, насколько семья была православной- скорее всего они заблуждались в своей воцерквлённости. Потому что православная семья в первую очередь учит относиться к жизни (к своей и другого человека) как наивысшему дару Господа, ценить его, беречь и отвечать за этот подарок перед Всевышним.
карась10 февраля 2014, 22:26
Вера Рыбалова 2014-02-10 16:33
"Не может быть комментариев на то, чего мы до конца не знаем"
-----
Не понял, Вы на С.Худиева наезжаете или на нас, мелких комментаторов?)
Саша10 февраля 2014, 21:27
р.б.Ольге, а не вы откуда знаете что он бесноватый?
Иван Х.10 февраля 2014, 21:15
В неделю о Мытаре и Фарисее, давайте обвинять себя с целью исправить свои ошибки.
Я работаю с детьми и пришёл к неутешительным выводам не в отношении детей, а в отношении нас - взрослых.
1. Нас воспитали, поставили на ноги, дали хорошее образование и любовь. Передали мы "эстафетную палочку" любви потомкам?
2. Идеология потребления глубоко сидит в нас.
Зачем дарить любовь и тепло детям, если они и так сыты, одеты, хорошо учатся? Или наоборот, к чему отдавать силы "болоту"? Нам проще заниматься с передовиками и отличниками (да и их воспринимать как источник медалей и грамот).
Только детям мало сытости. А человек никогда! не является "болотом".
От того "тихий омут" и дарит "сюрпризы".
Одумаемся, вглядимся в людей вокруг. За каждого! из них умер Христос. Господь ни на кого не смотрит как на омут или болото.
Можно ещё много писать, но на неделю размышлений хватит и этого.
Наверно, я не совсем понятно пишу. Но если меня поймёт хотя бы один человек, чтобы добрее смотреть на людей вокруг - мои слова не напрасны.
Вера Рыбалова10 февраля 2014, 16:33
Не может быть комментариев на то, чего мы до конца не знаем, слухи и домыслы-это не повод клеймить. осуждать родителей, учителей, молодёжь. Давайте подождём и не будем засорять и свой духовный мир, он нам ещё понадобиться.
Людмила10 февраля 2014, 16:16
Слава Богу, что в нас все еще бросают камни, значит мы, несмотря на все свои немощи - все еще православные. Лишь бы нам самим на таких примерах научится не выносить поверхностных суждений о ближних и не бросать камни в других... Помоги Господи и несчастному мальчику Сергею,ставшем убийцей, и его семье, и семьям пострадавших.
Нина10 февраля 2014, 14:22
Мне очень понравились слова Юлии Гиппенрейтер по этому поводу. На телеканале дождь она выступала, и очень аккуратно касалась этой темы и семьи этого мальчика. Мне близка ее позиция. Виновато ли оружие? Вряд ли. Виновато ли православие? Очевидно, что нет.
Человека надо довести до состояния отчаяния. И давление, психологическое или физическое, непонимание, в школе, в семье, завышенные невозможные требования, вот это влияет на человека. Она говорила в принципе о проблеме, а не об одном этом мальчике.
ксения10 февраля 2014, 13:52
Детям нужны добрые книги, спорт, творчество, родители должны любить и помогать детям, направлять их, но не ставить слишком высокие планки. Родители во всех странах сейчас очень заняты собой, престижем, карьерой, конечно такая беда непопровима, но есть над чем подумать нашему телевидению и прочим СМИ, а главное- образваонию. Ну что вы поставите у каждой школы целую армию- нет, нужно причину искоренять, а не обставлять школы спецназом Детям нужны любовь, считаю, что современное образование очень перегружает психику ребенка, все преждевременно, Пушкина мы учили в лет 10-12, сейчас уже с 7 лет у Лукоморья дуб зеленый наизусть, а математика- вообще кошмар, нужно помнить о физиологии, психологии, всему свое время, куда несется этот век?!. Вот и проглядели парня... (я- педагог, и моя душа плачет и сердце уже просто не выдерживает, верните детям детство!)
р.б. Ольга10 февраля 2014, 13:41
И не только на экранах, и не только в интернете... Накануне этого страшного события в Отрадном, в социальной сети, а именно в "ВК" в группе, в которой школьники старших классов простой рядовой школы делятся повседневными событиями, увидела видеоролик, снятый на телефон с урока, на записи слова учителя, заканчивающего урок: "... не пейте, не курите, не верьте в Бога, - это вредно для здоровья", далее хохот учеников: http://vk.com/videos-63027687?z=video-63027687_167038324%2Fclub63027687. Как после такого винить только родителей бесноватого парня? (Господи, спаси и помилуй!) А Вы, братья и сестры, обо всём знаете, что происходит в школе ваших детей, о чем с ними говорят учителя? На видеоролике седовласый учитель, годы за плечами... и такое.
Надежда10 февраля 2014, 13:37
Ненависти больше.Теперь есть повод ещё раз закрыть приоткрытое окошечко для детей,у которых родители очень радеют о нравственном здоровье своих чад." Главное чтоб костюмчик сидел."
Серега10 февраля 2014, 12:07
"в США — с 2000 года там произошло более 100 (!) инцидентов со стрельбой в школах, в Канаде — 6 случаев"
"В соседней Канаде контроль над оружием гораздо строже, и число таких происшествий (и жертв) гораздо меньше"

Не логично, позвольте уточнить: Население Канады 34,5 млн чел против 300 млн в США (это официально, а реально нелегалы). Кроме более строгого контроля за оружием, есть еще факторы, снижающие количество аналогичных случаев в Канаде:
1) Численность населения меньше в 10 раз статистически должно быть 10 случаев :)
2) снижение с 10 до 6 получаем целой совокупностью факторов:
- меньшая плотность населения (в разы), следовательно меньшая невротизация;
- статистическая погрешность;
- канадский контроль за оружием.

Редкость таких случаев у нас обусловлена не параноидальным отношением государства к оружию, когда правительство боится своих сограждан, а остатками морали и воспитания, с которым выросло нынешнее большинство народа. Однако в 90-е годы мораль изрядно пострадала, общество получило серьезный удар, а поколение, рожденное в конце 80-х и 90-е получило совсем иное воспитание (хаотичное и неопределенное). Вот сейчас это новое поколение "встает в строй" -- со страхом ждем каким оно себя покажет.
ТаняСем10 февраля 2014, 11:01
Страшно,очень страшно ,что происходит на земле,и страдают все- и дети,и взрослые,так не пора ли нам всем обратить внимание на "медийную грязь",которая льется и льется с наших экранов ТВ и Интернета,где та цензура и"фильтрация"советского времени,где даже "ругнуться" нельзя было,вырезали моментально,а что сейчас?Пособие по убийствам-пожалуйста,а уж доступность оружия-это как пакет молока купить....
Виктор Дрянцов10 февраля 2014, 10:37
Гонителям плевать на здравый смысл. Они ненавидят Церковь всей своей душой. А ненависть ослепляет.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×