Ребенок в поисках смысла

Фото: Александр Осокин Фото: Александр Осокин
    

Не так давно у меня случился личный праздник: к детям в гости приехала бабушка и отпустила меня на всенощную. В одиночку. К самому началу. До конца! Чудесно прошло это время, и лишь один момент на протяжении всей службы был маленькой, но острой занозой.

Рядом со мной встала женщина с сыном лет, наверное, шести. И что же это было за соседство! Нет, мальчик не хулиганил. Не болтал во весь голос, не визжал, не бегал, не смеялся, как это иногда бывает с детьми, попавшими в храм не с рождения. Мальчик страдал. Деликатно, сравнительно тихо, но так откровенно! И вот это было очень больно.

Мы стояли в одном из самых красивых храмов в нашем городе. Хор был прекрасен, алтарь сиял. А мальчик мучился, тихо и горько, и это было до боли абсурдно. Мучение началось не сразу. Поначалу он с энтузиазмом оглядывал храм. Множество ниш, колонн и лестниц явно заинтересовало его мальчишеский ум — от восторга он пару раз даже вспрыгнул мне на ногу. Но, насытившись созерцанием, он обратился к матери, чтоб показать и ей все увиденное, а заодно и узнать, где тут что для чего сделано.

Но мама… с ней что-то случилось. Она ведь онемела. И опустила голову. И вместо ответа стала как-то резко вертеть ребенка за плечи, чтоб стоял ровно, лицом к алтарю. А потом загорелась большая «люстра», о которой никто так ничего и не рассказал, что-то громко запели и мама всплакнула. Мальчик судорожно обнял ее и захныкал: «Почему ты плачешь? Почему?» Мама смиренно молчала, тихо отцепляя руки сына и снова поворачивая его лицом к алтарю. Он вертелся, снова и снова пытаясь увидеть ее лицо и разузнать причину слез. Но тут стали читать Евангелие, и мама по-прежнему молча, фиксируя одной рукой плечо ребенка, другой сильно и низко пригнула его голову и склонилась сама…

А еще через пять минут у ребенка началась… практически яктация. Навязчивые монотонные раскачивающиеся движения, как у детдомовцев или «домашних» невротиков. По спине моей прошел холодок. Мама по-прежнему цепко держала качающегося мальчишку и лишь временами шепотом повторяла: «Не вертись, стой прямо». Железная выдержка.

Мне мучительно хотелась вмешаться, но я так и не решилась ни сказать женщине что-либо, ни даже отойти. Я боялась, что любое слово или уход рядом стоящих мать воспримет как знак того, что поведение сына «ни в какие ворота не лезет», и мальчику станет еще «слаще». Тем более, не станешь же говорить родителю о религиозном воспитании в слух самого воспитуемого. После помазания я просто осталась стоять в другом месте.

Мне казалось, что эта тема — как не оттолкнуть ребенка от Бога, веры, храма — уже давно и авторитетно «разложена по полочкам» многими священниками и педагогами, и вряд ли есть смысл добавлять что-то еще. Но — коротка память сетевая, и жизнь показывает, что грабли, по которым ступают воцерковляющиеся родители, по-прежнему лежат на меже церковной нивы…

И мне тоже хочется произнести очевидное: храм — это дом Логоса. Дом Слова и смысла — смысла жизни каждого христианина. И кажется, что просто нет большей педагогической диверсии, чем делать церковь пространством бессмыслицы в глазах ребенка. Например, вот мама вошла в храм и язык проглотила без предупреждения — какой в этом смысл, зачем, почему, для чего? Смысл в этом, конечно, есть: чтоб не мешать другим молящимся и, главное, чтобы самой внутренне поговорить с Богом. Но ребенку-то нужно рассказать об этих причинах.

А вот ребенок в храме видит, что там кто-то поет, здесь что-то горит, тут дядя в красивой одежде чем-то машет таким интересным…. Дитя в храме первый (второй, третий, да хотя бы и десятый всего раз в жизни) — кто ему обо всем расскажет? Если не рассказать, то снова выйдет бессмыслица, глухая стена непонимания и обиды. Понятно, что не слишком благоговейно будет выглядеть лекция мамы, читаемая параллельно со службой. Но если у ребенка есть вопросы, которые его мучат (а лет до семи спонтанный познавательный интерес просто зашкаливает) — с этим обязательно надо что-то делать. Не в смысле «принять меры», а в том смысле, что нужно присесть или отойти в сторонку и потихоньку объяснить хотя бы что-то, самое-самое. А потом можно рассказать и о том, что общаться подробнее лучше не в храме, а после — потому-то и потому-то. И, мол, потом, совсем скоро, мой хороший, я все обязательно тебе расскажу — ты пока сиди здесь тихонько и запоминай все, что тебе интересно, чтобы после меня спросить.

Еще лучше — подробно поговорить с ребенком заранее, и заранее смириться с тем, что он вовсе не будет стоять на службе два с половиной часа в позе подсвечника. Вообще, направляясь в храм с маленьким ребенком, нам лучше сразу определиться с вопросом: для кого это в первую очередь. Мне кажется, что пока дети маленькие, походы в храм бывают двух видов: для родителей или для детей. При желании «освежить» собственную духовную жизнь лучше всего найти помощника, который посидит с ребенком дома (или погуляет возле храма), и пойти на службу одной. Если такой возможности нет, лучше сразу понять, что молиться два или три часа сможет только родитель, а ребенок две трети времени будет… Да, развлекаться. Или мучиться и мучить других.

Первое, на самом деле, гораздо продуктивнее. Ведь развлечение ребенка — это не обязательно стояние на голове. Это просто непроизвольное переключение внимания, которое сопутствует процессу познания, что гораздо лучше пустого и мучительного «выстаивания». И маме надо заранее продумать, как и куда это внимание направить. Например, минут десять ребенок постоит рядом, будет кланяться и слушать хор. Потом может тихонько пройтись по храму. Потом еще немного постоит, а после будет отправлен за стол для записок «нарисовать маме подарок» или раскраску раскрасить. Потом снова пройдется и постоит, слушая Евангелие, а после его отправят «рисовать, как люди молятся» или что-нибудь не менее сложное. Или он найдет себе компанию для общения в притворе… Важно помнить, что до семи лет у ребенка просто нет устойчивого навыка произвольной деятельности. То есть он может быть занят лишь тем, что заинтересовало, и то — не слишком долго. Постепенно приучать к осмысленной (!) произвольной деятельности нужно, но отнюдь не методом «схватить и не пущать».

А вот следующее посещение храма может быть организовано специально для ребенка. Если речь о вечерней службе, то придется, скорее всего, прийти уже ближе к полиелею и быть готовой в случае чего отойти в сторонку, чтобы краткими рассказами-объяснениями возобновить энтузиазм ребенка. Дети ведь с удовольствием пробуют молиться! Просто недолго, и в их возрасте это нормально. Потом, после помазания, когда в храме все равно будет заметное хождение, можно провести дитя к иконам, позволить поставить свечи, что для ребенка — просто подарок. А вскоре — отправляться с миром, пока накопившаяся усталость от новых впечатлений не выплеснулась наружу каким-нибудь неожиданным для окружающих образом.

Конечно, подобная снисходительность к маленьким детям потребует от родителей некоторого мужества и знаний. Мужества — потому что никто не мешает матери стоять посреди храма, железной рукой придерживая уставшего ребенка в позе «ангела». Но куда труднее быть в глазах окружающих «нерадивой мамашкой», позволяющей себе по временам шептаться в храме или сидеть на лавочке с ребенком на руках. Такую «мамашку» могут и поучить, и посмотреть осуждающе. Я в своей собственной церковной жизни сталкивалась с этим несколько раз. Однажды мою попытку шепотом кратко ответить на вопрос ребенка прервала женщина средних лет: «Не смейте смущать молящихся! Детей учить — на улицу идите!» В другой раз и вовсе молоденькая барышня дважды настойчиво попросила меня сделать так, чтобы ребенок не трогал свечи. Я сразу поняла, что детей у нее еще нет — иначе она догадалась бы, что увести годовалого ребенка от свечек можно только двумя способами. Либо просто отобрать и бегом выбегать из храма (зимой) с младенцем, орущим как мартовский кот — либо дождаться, когда старшая дочь принесет сумку с интересными штучками, и мирно отвлечь малыша. Но девушка ждать не пожелала, и после третьего замечания я таки побежала в притвор со своим орущим «саксофоном».

Впрочем, значительно смягчить ситуацию помогают именно знания о последовательности богослужений и вообще о том, что можно и чего нельзя делать в храме. Часто именно те родители, для которых служба — пока еще «темный лес», наиболее жестко требуют неусыпного благоговения в форме обездвиженности от своих детей. Они просто сами еще не знают, какие моменты службы особенно важные, а в какие — само церковное чинопоследование позволяет им немного «выдохнуть».

К счастью, книги с объяснением последования литургии и всенощного бдения сейчас доступны, и это избавляет нас от необходимости стоять в храме с непреклонно строгим видом, скрывающим тот ужасный факт, что нам самим пока мало что понятно, и два часа не выпускать из цепких объятий приунывшего дошкольника. Осмысленное, понятное маме вскоре станет осмысленным и для ребенка. Нам надо стремиться к осмысленности — а не только к тому, чтоб научить дитя стоять «как свечечка» и умилять окружающих.

Елена Фетисова

26 февраля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Больная тема: дети в храме Больная тема: дети в храме
Людмила Селенская
Больная тема: дети в храме Больная тема: дети в храме
Людмила Селенская
Атмосфера в храме – дело каждого. Не ваше чадо орет – присмотритесь, может, нуждаются в вашей помощи? Замученной мамочке помогите.
Берегите Ангелов Берегите Ангелов
Леонид Гаркотин
Берегите Ангелов Берегите Ангелов
Леонид Гаркотин
Несколько детишек, пока взрослые стояли в очереди у церковной лавки, затеяли игру и весело, с криками, носились по опустевшей церкви. Вдруг раздался истошный крик: «Чьи это дети?»
Великий пост с детьми Великий пост с детьми
Материнские заметки
Великий пост с детьми Прожить Великий пост вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Детали интерьера, «постные календари», «постные» куклы, вроде греческой Кира Саракости, традиционная выпечка постных праздников – все это и многое другое поможет детям настроиться на пост, даст повод в игровой форме познакомить их с основами духовной жизни.
Комментарии
Наталья 3 января 2023, 00:58
Здравствуйте! Я - мама 4х разнополых деток. Всё так сложно и индивидуально. Помоги всем нам, Боже! Мне кажется, самое лучшее - это помолиться про себя за мамочку с беспокойным ребёнком.
Максим Тюльпаков 3 августа 2015, 11:05
Для тех, кому дети мешают молится Христос явно написал в Евангелие - "Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное".
Я к тому, что дети бывают разные и описанное воспитание в статье очень даже правильное и христианское. Тем, кто четко выполняет все требования православных уставов и кому дети мешают молиться, дан ответ самой историей.
Евреи были бого-избранным народом, все четко выполняют и по сей день, но самого главного, ради чего они все это делают, так и не заметили и не замечают, Христа!
Ведь они его до сих пор не приняли, он для них совсем "не по уставу". Они ждут мессию другого, величественного, властного. А тут пришел какой-то неуставного типа...
Проведите аналогию, просто если дети мешают Вам молиться, то простите, значит Вы отвергаете саму суть правоставия, христианства, самого Христа...
Татьяна26 июня 2014, 00:00
Ребенок должен находиться в церкви ровно столько, сколько он может находиться в Храме. Родители могут и должны привить ребенку благоговейное отношение к Храму Божьему и ко всему , что с Ним связано личным примером и молитвою. А привести ребенка к вере не во власти родителей, т.к. не мы избираем Господа, а Он нас. По-моему так.
А статья мне очень понравилась, спасибо.
Анна Маркова25 июня 2014, 13:33
Спасибо! Хорошая статья. Разумная!
Мария10 апреля 2014, 23:05
Скоро в храмах будут ларьки с пивом для не молящихся пап, игровые автоматы для неугомонящихся разбалованных детей. А тем кто отстоял 2 часа на службе, батюшки будут вынуждены выдавать медали за отвагу, чтобы на следующую литургию пришли. У нас при храме мамочки "устроили" детскую площадку. В итоги гомон шум детский, молится не возможно. А после окончания литургии ещё не остывших от игры детей волокут на причастие. С таким успехом винца хлебнуть и хлебушком заесть можно и дома.Статья необдуманная. Мы сами балуем своих детей, а маму жалко. Дай ей Бог выдержки и мудрости самой прийти к Богу и дитя своё привести к Нему.
Иулиания Лазаревская13 марта 2014, 22:57
Но может быть и второй вариант: например, мама только что узнала, что у нее умер близкий человек или у нее какое-то другое сильное горе, она случайно шла мимо церкви и решила зайти. И сейчас она находится в состоянии шока, она пока не может просто нормально отреагировать на вопросы ребенка (вы ведь написали, что она всплакнула, может, у нее правда что-нибудь такое случилось). У меня самой при каких-то внезапных и плохих жизненных ситуациях некоторое время бывает состояние ступора или, точнее выразиться, глубокого внутреннего потрясения, когда ты вроде бы среди людей, а все твои чувства и мысли никак не могут понять и принять что-то плохое, что внезапено только что произошло. Главное, что ребенок без лишних слов чувствует, что происходит с мамой в данный момент. Ребенок чувствует, равнодушие ли это с маминой стороны или действительно сейчас нужно на маленькое время оставить маму в покое. Ребенка не обманешь - он чувствует отношение мамы к нему без всяких слов. Поэтому, мне кажется, мы со стороны не можем оценить поведение мамы, потому что не знаем внутренних мотивов ее поведения, эту ситуацию может оценить только сам ребенок (неосознанно) и его мама.
Иулиания Лазаревская13 марта 2014, 22:56
Напишу в двух комментариях, потому что слищком большой получился текст.
Мне кажется, что оценивать поведение мамы с ребенком я могла бы, если бы видела все своими глазами. Но, мне кажется, здесь есть два варианта. Первый: действительно есть такие родители, которые жесткой силой воли заставляют стоять детей как подсвечник, а дети при этом мучаются. Родителям все равно, что хочет их ребенок, им просто нужно грубыми методами (окриками и т.д.) заставить его стоять спокойно и не мешать маме. Это действительно неправильно, потому что здесь мама - эгоист.
Ксения12 марта 2014, 14:45
Лучше дома немного подготовить ребенка к присутствию на службе, вместе посмотреть устройство и убранство церкви в книгах или в интернете и рассказать о службе, можно своими словами.
Анна С 2 марта 2014, 16:44
Хорошая статья и надо родителям взять на заметку. Не понимаю только одного! Все вроде из присутствующих - христиане, бывают на литургии, но столько желчи в комментариях и злобы,и осуждения! Чему так можно детей научить?
Татиана 2 марта 2014, 13:03
Все очень индивидуально в вопросе с детьми. Я воцерковилась, когда дочке было семь лет. И все эти десять лет она так "свечечкой" и простояла в храме. Сейчас ей 17, в храм ходит без принуждения, часто одна. Мы как-то чрезвычайно серьезно с самого начала отнеслись к вопросу церковного благочестия. И даже длинные монастырские службы в паломничестве всегда выстаивали вместе с ребенком. Я не говорю, что это хорошо или плохо. Просто для моего ребенка это оказалось вполне по силам, и не привело к отторжению от храма. Помоги Господи, всем прихожанам, имеющим резвых чад, по своему разумению и с помощью святых угодников Божиих, не оттолкнуть дитя от церкви, но и не привить им излишне вольное отношение к церковному благочестию!
Наталья 1 марта 2014, 14:28
Вообще, все дети разные. Наша пятилетняя дочка воспринимает Литургию гораздо осмысленнее, чем почти восьми летний сын. Тут нет каких-то строгих алгоритмов, каждый родитель выбирает линию поведения, пригодную именно для его детей. Наши дети в годовалом возрасте свечи не хватали. Да и старшим я не сильно позволяю заниматься свечами во время службы, несмотря на благоволение всех бабушек храма, ухаживающих за подсвечниками: получается мышиная возня у них. Детей в нашей семье пятеро. Старшая (15) - понятно все тут. Стоит сама, службу, слава Богу, любит, уговаривать не надо. Дальше - почти 8 лет (мальчик), 5 лет, 3 года (девочки две) и грудичек. Проблем больше всего со школьником. Хотя дома молитвенника пламенней не найти: когда с детьми молимся перед сном (это короткие молитвы, которые можно петь: Отче наш, Богородице Дево радуйся, тропарь Ангелу Хранителю и некоторым святым), сын поет громче всех и очень радуется, что знает наизусть все то, что мама предлагает спеть.
А мальчику тому может и полезно было помаяться; может, конечно, и не права его мама, а может быть и права. Господь все может управить ко благу. Очень важно, что они до храма дошли.
А дома детей мы с мужем никогда не оставляем, когда на службу идем: как же можно деток лишать этого? Да они и обиделись бы сильно на нас.
Помощи Божией всем родителям!
С Прощенным воскресеньем! Укрепи всех Господь на поприще Великого поста!
Катя28 февраля 2014, 21:04
Большое спасибо Елене, автору этой замечательной статьи! Тонко, мудро и глубоко!
Виктор28 февраля 2014, 18:43
Ребёнка можно водить по храму прикладываться к иконам и на ушко рассказывать вместе вслух молиться простыми словами, но не во время евангелия великого входа или евхаристического канона и не в полном храме. Так можно легко провести всю службу. Ходите в храм с ребёнком чаще.
Павел28 февраля 2014, 16:29
Спасибо автору! Я своему двухлетнему сыну всегда стараюсь все объяснить и не только в храме, а в храме, если он интересуется, - в особенности. Споры комментаторов опять показывают, что каждый будет думать своей головой и вести себя так, как ему кажется более правильным. Пожелаем только, чтобы Господь просвещал родителей и тех, кто окажется рядом с детьми в храме! Ведь именно о детях Спаситель наш сказал: "таковых есть Царствие Небесное". Строгая мамаша, которую многие защищают, может, и помолится, а вот поможет ли она своему ребенку с его нежной душой прийти к Богу уже в детстве - это еще большой вопрос. В общем, имеющий уши да услышит!
Дождь Каждыйдень27 февраля 2014, 16:21
Если бы Вы молились в Храме, в том числе и о матери и о ребёнке, то всем стало бы лучше, а так Вы зря потратили время. Притча о "мытаре и фарисее" в варианте женского христианства.
P.S. Любителям оторвать от литургии детей и засунуть в детскую комнату, вы УБИВАЕТЕ своих детей, идя у них на поводу, вами молится не умеете и лишаете этого своих детей, делая их забеганцами-свечкостанцами или тусовщиками при храме Божьем. "И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников."(Мар.11:17)Молитва, это ТРУД и преодоление себя, объяснять это детям и понуждать к этому ваш ПРЯМОЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ.
"Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.."(Матф.18:2,3)Вы должны учится у детей молитве, а вы сами не молитесь и детям не даёте!
Светлана Петрушина27 февраля 2014, 14:44
автору - Вместо того, чтобы что-то домысливать и додумывать почитайте лучше статью своего мужа.
http://www.pravoslavie.ru/put/66576.htm
А статью поучающую точно не надо было начинать с осуждения. Ибо вывод из этой статьи - что вы мама мудрая, любящая, умная, всезнающая, а та мама с ребёнком - изверг, не знающий ни канонов, ни любви. Судя по статье - вы одна из всех мам, знающая ход службы. Внимайте себе.
Елена27 февраля 2014, 10:32
Полностью согласна с автором статьи! "Милости хочу, а не жертвы". Какая польза от маминой молитвы, если она осуществляет НАСИЛИЕ над собственным ребёнком. Причём, духовное насилие является одним из самых жестоких, такое поведение - не от Бога. Господь каждому из нас дал духовную свободу, нельзя никого ЗАСТАВЛЯТЬ верить. В своей жизни я стараюсь ходить на раннюю литургию одна (в 6 утра), оставляя мужа с ребёнком дома, а потом вместе с дитём - на позднюю к Причастию. Как подрастёт - постепенно будем приходить пораньше. Когда дети подрастают, они с большим теплом вспоминают "мелочи", которые с любовью: Причастие с запивкой, домашние беседы о Боге, бабушку с куличами, благословение батюшки, свечки, просфоры. А принуждение к соблюдению со всей строгостью обрядов вызовет, не сомневаюсь, только отторжение. То есть надо различать взрастание Веры и Обрядоверие.
Антоний27 февраля 2014, 09:05
Как часто мы хотим показать Бога тем, кто ближе к Нему многократно и видят Его. Наверное потому, что привыкли всех вокруг себя видеть грешными, оторванными от Него, как и мы сами.
Татьяна26 февраля 2014, 22:35
Тимофей! Вы правильно считаете, что должны быть при храмах детские комнатки, но в храме их не сделаешь, это же не мегамиллионер Макдональдс с его игровой комнатой, а вот на территории можно было бы силами САМИХ прихожан построить домик и чтобы там играли детки. Ведь не секрет, что священники живут довольно бедно и чем толще священник, тем у него меньше денег, т.к. на хлебе, блинах и сладком чае толстеешь, как на дрожжах. И поэтому построить домик могут себе позволить только очень богатые приходы, а в богатых приходах прихожане не имеют нужды в таких домиках - у них проблем с оставлением детей дома с кем-нибудь не возникает. Потребность в детской комнатке есть, когда сами прихожане далеко не богатые и маме самой приходится заботится о своих нескольких детях, без помощи окружающих и поэтому и пожертвовать на приход они тоже могут немного - рублей 10, а как священник на эти деньги и храм будет содержать и за электричество-коммуналку храмовую платить и свою многодетную семью кормить и домики строить? Так что не НАМ должны светлую жизнь устроить, а мы САМИ должны ее сделать. Хотя бы начать с домика, если мы все не захожане, а прихожане.
Елена26 февраля 2014, 21:39
ДЕТЯМ и взрослым - о церкви. О литургии. О вечерне. О утрене. Цвета Богослужений. Праздники церковные и многое другое - в проекте телеканала "Радость моя". Дом, в котором живет БОГ. http://www.radostmoya.ru/project/dom_v_kotorom_zhivet_bog/video/
Радости всем и приятного просмотра!
Татьяна26 февраля 2014, 21:34
Очень согласна с К.И.! Но у каждого ребенка есть пример - их родители, бабушки, которые также во время долгой службы трепятся друг с другом, гуляют, распихивая людей, по храму и для развлечения ставят свечи. А что, нельзя их поставить, придя за 5мин. до начала службы или хотя бы в первые 10мин службы, а то ведь так и все 2,5часа гуляют. Если ребенок с детства бегает по храму, расталкивая людей, садится и ложится на солею, рисует на всех бумажечках, предназначенных для записок, то очень сомневаюсь, что когда он подрастет, то у него будет благоговение. Это - условный рефлекс. Если в детстве можно - почему нельзя потом? Кстати, почему-то все начинают жалеть одну маму с непослушным и орущим ребенком и смирять всех остальных(человек 100 минимум), в то время, когда на той же службе стоят мамочки с детьми лет по 5 и держат их на руках, чтобы ребенок не нервничал. И я помню очень хрупкую девушку, которая как минимум час(просто потом началось движение и я ее упустила из виду) стояла и так держала ребенка (4-5лет) - вот это подвиг! Вот это настоящее желание быть на всеночной! И девочка просто спала, обхватив маму за шею.
Анна26 февраля 2014, 21:12
Я наблюдаю за детишками в нашем храме - те из них, кто подружился с другими детьми, регулярно ходят в храм и если им скучно на службе - гуляют вместе возле храма. Служба в храме только тогда интересна, когда осмысленна. А ребенку будет скучно любому.
julia astafiev26 февраля 2014, 20:28
НУ ЧТО СКАЗАТЬ. КОНЕЧНО ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНАЯ СТАТЬЯ.НО НЕЛЬЗЯ ВСЕ-ТАКИ БЫТЬ ЧЕРЕСЧУР ЛИБЕРАЛЬНЫМИ И ПОМНИТЬ ЧТО СТАРЕЦ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ ГОВОРИЛ ЧТО РАЗГОВОРАМИ В ХРАМЕ БОЖИЕМ ТЫ
НАВЛЕКАЕШЬ СКОРБИ.НУЖЕН ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАЖДОМУ РЕБЕНКУ
И ОБЬЯСНИТЬ ВСЕ НУЖНО ДО ПРИХОДА В ХРАМ И СТАРАТЬСЯ НЕ ОСУЖДАТЬ ЕСЛИ ВИДИШЬ ЧТО КТО-ТО ДЕЛАЕТ НЕ ТАК КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ ПРАВИЛЬНЫМ.БОГ ПОПРАВИТ.А ВОТ ПОМОЛИТЬСЯ НУЖНО ЗА РЕБЕНОЧКА И ЗА МАМУ ЕГО. ЕСЛИ ВАС СМУЩАЕТ ТАКОЕ СОСЕДСТВО ПРОСТО ПЕРЕЙТИ НА ДРУГОЕ МЕСТО. СПАСИ ВАС ГОСПОДИ.ю.р
н.р.Б. Олег26 февраля 2014, 18:31
Тетечке "в доме Логоса" нет других занятий как смотреть кто и что делает, это уже было в истории, например у Евангельского мытаря. Статья неуд.
К.И.26 февраля 2014, 17:01
(продолжаю) Родитель уже не может ходить на службу "для себя", как бы ему ни хотелось. Вот здесь как раз и работает знаменитая фраза "послушание превыше поста и молитвы": послушание от Бога растить христианина выше всего остального. Прежде всего надо смотреть, как молится ребенок, что он начинает/НЕ начинает понимать о Боге и Церкви.
Что до коммента про "сильную молитву мамы"... Сильные молитвы не совершаются под страдания ребенка. Такие чувствительные дети нуждаются в немедленной поддержке - и объяснении, кстати, тоже. У древних отцов говорится, что если ближний стоит у двери и просит воды - прерви молитву и принеси воды. А их молитву с нашей не сравнить. И, опять же имхо, автору следовало бы попытаться осторожно вмешаться. Начав именно с того, что "никто вас не осуждает, у вас послушание от Бога растить христианина. В том числе объяснить, что происходит на службе. Счастье иметь ребенка, который так хочет знать Бога.Если вы давно не имели возможности помолиться на службе - давайте я вам помогу с малышом, а вы помолитесь".
К.И.26 февраля 2014, 17:00
Есть семьи, которые носят детям раскраски и прочие занятия на службу. Видимо, надеются, что по истечении определенного количества лет они отложат раскраску и встанут молиться? Дети всю службу старательно раскрашивают...а становясь старше, перемещаются в притвор с планшетом, а вовсе не поближе к иконостасу. Потому что ребенок привык, что на службе он сидит и развлекается. Имхо, надо смотреть по ребенку. Некоторые - в наше время к этому, как и к многому другому, принято относиться скептически - вообще-то молятся. (В этой связи, кстати, я в недоумении насчет тех, кто проводит воскресную службу во время Литургии. Лично мой ребенок всю свою жизнь выходит с Литургии только в случае своего внезапного недомогания или для помощи больному ближнему, в другой ситуации он ни минуты Литургии не пропустит. Я понимаю, если при храме есть человек, который займет тех малышей, что не могут стоять службу, на время Литургии, но лишать службы всех желающих учиться в ВШ - это для меня нонсенс). Другие дети могут молиться какое-то время, можно прийти попозже, если священник очень строг - можно обговорить с ним заранее, что вы так-то и так-то видите необходимость для своего ребенка. Кому-то надо всё объяснять, можно заранее рассказать про какой-то яркий момент Литургии - и он его ждать будет и радоваться, когда "опознает". (продолжу)
Мария26 февраля 2014, 16:49
Золотые слова!согласна со всем!а малыши и свечи-это вообще отдельная тема)принуждение только оттолкнет ребенка
священник Александр26 февраля 2014, 15:52
Любите детей больше чем любите самих себя...
Евгений26 февраля 2014, 15:02
Масса "замечательных"идей,направленных на отделение детей от родителей((( Предлагаю нечто более подходящее для сознания Христианина,тем более,находящегося на Службе в Храме. А именно--снисхождение к немощам ближнего,как к своим,терпение,милость.По себе знаю,как это тяжело проявлять,но мы же считаем себя Христианами))) Спаси нас всех,Господи
Светлана26 февраля 2014, 14:26
Очень уж категоричная статья.
Может молитва этой мамы намного сильнее и глубже,чем у автора статьи. И по сторонам она не смотрит и не решает про других кто прав, а кто нет.
Евгений26 февраля 2014, 14:00
Да всё довольно просто-с детьми нужно ГОВОРИТЬ..и желательно, до службы.
Olga Lomakina26 февраля 2014, 12:59
Важная тема. Особенно важно замечание Елены о Храме как Доме Слова и Смысла. Для того, чтобы помочь ребенку ОСМЫСЛИТЬ то, что происходит в церкви, родитель должен САМ пройти этот путь. Подражание поведению "бывалых" без поиска смысла происходящего лишь увеличивает пропасть между человеком и Богом. Объяснения мира сего "так положено", "так принято", на мой взгляд, не допустимы в вопросах веры, так как в лучшем случае бесполезны (ничего не объясняют), а в худшем вредны (заставляют человека, маленького или большого, лукавить).
Валентина26 февраля 2014, 12:53
СпасиБо большое за статью! Посещая храм с дочерью (с момента рождения до 9 лет), пришла к выводу, что главное — постановка цели: зачем мы туда идем? И когда ребенок начинает что-то осознавать, можно уже спросить: подумай, а может, не надо? Ну а если надо, именно тебе надо, тогда пошли. И уж если пришли (сначала к "Отче наш...", потом к "Символу веры", потом к Евангелию и т. д.), то мы молимся, общаемся с Богом, находим то, чего нет в мире, там, за церковной оградой. Если будет навязывание позиции взрослого "из дидактических соображений", то прахом вся эта педагогика пойдет. Взрослому человеку тяжело бывает, что уж о ребенке, замотанном учебой стандартами и проч. говорить. Сегодня ты его силком приведешь, а через 5 лет он скажет: "Ненавижу. Не пойду". Может, я грешу, но по возможности выбираю службы, когда мало народу, когда можно сосредоточиться, потому что ребенку сложно удержаться от "детских уголков" при храмах, игр, бывает, что и беготни-суеты и т. п. Это уже как искушение, что ли. Ведь мы не за этим в церковь пришли. Возможности для игр — пруд пруди. Пусть хоть 10 минут, хоть 15 минут в неделю, но это будет осознанное участие дочери в богослужении, а не околоцерковная жизнь, общение со сверстниками, расширение кругозора. Так, глядишь, и служба в радость станет, потому что внутренняя мотивация сформируется. Начинаем с этого, а там как Бог даст.
Светлана26 февраля 2014, 12:32
Спасибо. Совершенно не согласна. Если каждая мама своему ребёнку на службе будет что-то объяснять - это будет гул, а не служба. И не стоит осуждать маму. Дайте маме постоять на службе. Дайте ей помолиться. У неё может быть нету возможности оставить с кем-то ребёнка. А потребность в службе очень велика. Отстаньте от мамы. Внимайте себе.
P.S. Я своей дочке (ей 5 лет) постоянно объясняю, что в Церкви надо вести себя тихо, она обещает... А воз и ныне там...
дмитрий26 февраля 2014, 12:31
У нас в храме каждую субботу 45 мин. детская литургия.
Нина26 февраля 2014, 12:01
Мне показалось, осуждающе по отношению к тем, кто по мнению автора "неправильно" ведет себя с ребенком в храме. Это очень тонкая тема, нельзя же так категорично... Пожалели мальчика, понятно. Маму тоже можно пожалеть. Вас, вот, отпустили на венощную. А ее, может, нет. И в храме она давно не была. Прям уж очень в черных красках вы ее...
Очень желаю всем мамам Божией помощи найти баланс в этом непростом вопросе. А окружающим терпения и понимания разных мам и разных детей.
Детей, которых "дергают", жалко не только в храме. Такое же можно встретить в любой очереди. Одни свободно бегают, другие с мамой в позе столбика всю очередь. Это стиль общения с ребенком в общем. И это ужасно, да. И жалко детей.
Но в храме это кажется особенно заметным, и страшно за них, что это как-то отвернет их от церкви...

Спасибо за идеи с рисованием! Только бумагу, наверное, надо с собой брать. И для более старшего возраста, малыши хотят рисовать с мамой и могут испачкать стол. Лет до трех точно надо следить, мне кажется. Наверное, здорово, когда есть старшие братья и сестры. Отпустил их посреди службы гулять, старшие смотрят за младшими, гуляют сами и делают доброе дело. Но по опыту не знаю, может, и не все так просто)
Екатерина26 февраля 2014, 10:58
Елена, полностью с Вами согласна! Нужно быть очень внимательными и гибкими с детьми. И, действительно, всем вокруг угодить сложно. Приходится иногда быть в положении проштрафившегося двоечника.
Тимофей Шутемов26 февраля 2014, 10:50
Совершенно справедливо замечено! Я считаю что при храмах, в идеале, должны быть детские комнаты, где ребенок может отдохнуть от службы, поиграть, пообщаться со сверстниками.
Алексей Мазепа26 февраля 2014, 10:33
в идеале, наверное, нужны детские службы, как есть детские молитвословы.
ТаняСем26 февраля 2014, 10:28
Поучительная статья!Я тоже редко хожу в Храм с дочкой(ей три года),а уж службу и не выстоять мне с ней,но стараюсь объяснить,что можно,а что нельзя,чтоб не мешать и прихожанам,и саму ее немножко направить к порядку...И незнаю,как правильно поступать,ведь и к Литургии надо приучать,и стоять на одном месте ее не заставишь долго,но на все воля Божья и молюсь,чтоб Господь направил и укрепил нас в вере!!!!Слава Богу за все!
Екатерина26 февраля 2014, 09:51
Очень разумно!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×