Резолюция конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» (Москва, 28 января 2014 г.)

28 января 2014 года в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялась конференция «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки».

Подушки с иконами Подушки с иконами
  

Организатором конференции выступил Межвузовский иконописный совет при активном содействии Православного гуманитарного института «Со-действие», Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России.

Цель конференции состояла в том, чтобы рассмотреть проблемы взаимодействия Священного и мирского (Сакрального и профанного) в современном обществе и в Церкви на примере образов, символов и знаков.

Предметом обсуждения на конференции стали новые возможности современных технологий, позволяющих тиражировать иконные изображения в неограниченном количестве, а также проблемы и вызовы, возникающие перед Церковью, обществом и государством в связи с широким и никак не регламентированным использованием священных изображений и прочих сакральных предметов в сферах, не относящихся к сакральному пространству (в светском искусстве, в быту, в торговле, рекламе и т.п.).

Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» считают, что современная церковная культура все еще находится в состоянии кризиса, корни которого уходят в минувший период воинствующего атеизма прошлого века. Главным условием преодоления этого кризиса должно быть возрастание духовности, прежде всего, в самом церковном обществе. Православная духовность всегда выражала себя в благочестии. Нынешний кризис наряду с прочими причинами связан с забвением или пренебрежением благочестия, которое восходит к древней православной святоотеческой аскетической традиции. Воспитание благочестия является одной из важнейших задач Церкви по отношению к пастырям, иконописцам и пастве. Святоотеческое православное благочестие, являясь одной из основ учения Церкви о спасении, и сейчас должно оставаться главным принципом и критерием при создании и использовании священных изображений.

Организаторы и участники конференции с тревогой отмечают, что не только за рубежом, но и в России в последнее время проводятся художественные выставки, различные перфомансы, показы мод и другие мероприятия, использующие знаки, предметы, изображения и другие элементы, относящиеся к области Сакрального. Нередко подобного рода мероприятия воспринимаются православными верующими как провокация, вызывают возмущение и протесты.

    

В средствах массовой информации идет зачастую неквалифицированная и игнорирующая принципы православного благочестия полемика о границах творческого самовыражения личности и свободе «акционистского искусства» с использованием образов, символов и знаков, имеющих сакральное происхождение, а также о допустимости выражения – при этом нередко в глумливой форме – гражданской позиции в сакральном пространстве храма.

К сожалению, неблагочестивое использование Сакрального в светских областях жизни становится возможным в том числе и вследствие отсутствия ответственного отношения к священным изображениям в собственно церковной среде. Это может выражаться в утрате чувства литургичности священного образа, в неоправданном, бесконтрольном использовании неканонических иконографий, применении священных изображений в качестве декоративного оформления обыденных предметов (одежды, посуды), в печатной, сувенирной, рекламной и ювелирной продукции, которая продается в церковных лавках и магазинах. Такое положение начинает восприниматься верующими и обществом в целом как одобрение подобной практики священноначалием, обычаями и канонами Церкви, хотя последнее не соответствует действительности, поскольку ведёт к опасной по своим последствиям профанации Священного.

Широкое распространение и востребованность указанной продукции свидетельствуют об утрате значительной частью народа чувства Священного и благоговения перед ним. В общественном сознании наметилась опасная тенденция к стиранию границы между Священным и мирским, различение которых и составляет основу подлинной религиозности. Как следствие, в современном обществе формируется поверхностная религиозность, так называемое «гламурное православие». Таким образом, отношение к иконе и священным изображениям сегодня отражает многие проблемы, связанные с расцерковлением и обмирщением как индивидуального, так и коллективного церковного сознания.

Термопленка, термоэтикетка на 7 пасхальных яиц «Иконы Божией Матери» Термопленка, термоэтикетка на 7 пасхальных яиц «Иконы Божией Матери»
    

В связи с вышесказанным в Церкви и обществе сформировался запрос на четкие определения: что является собственно иконописью и, шире, церковным (или сакральным) искусством, а что – религиозно-исторической живописью; кто является иконописцем, а кто светским художником, где проходит граница допустимого и недопустимого использования священных изображений..

Роль пастырей в решении такого рода вопросов является ключевой, поэтому участники конференции считают, что нередко встречающееся безразличие духовенства к проблемам церковного искусства может привести к деградации образа храма, литургического образа и церковной культуры в целом (как это уже произошло в римо-католической церкви).

В результате работы конференции ее участники сформулировали свою позицию по указанным проблемам и путям их решения:

1.В духовных семинариях, православных образовательных учреждениях и на курсах повышения квалификации духовенства необходимо ввести новые и/или существенно расширить существующие учебные курсы с обязательным преподаванием истории и догматических основ церковного искусства.

2.Следует принять меры по широкому распространению знаний среди верующих и всего общества о правилах благочестивого использования и обращения с предметами религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, Распятия, Библии и т.д.) в быту и особенно в публичном пространстве, где оно обычно перестает быть объектом религиозного почитания. В числе таких мер просветительского характера могли бы быть проповеди духовенства, обращения священноначалия, посвященные этим вопросам, как в форме посланий к верующим, так и в виде статей, опубликованных в светских периодических изданиях и призывающих всё российское общество к благочестивому обращению со священными предметами.

3.Необходимо, чтобы православные и, по возможности, светские издательства, а также производители рекламной и другой продукции использовали для дизайна своих изделий декоративно-художественные средства, исключающие неоправданное и неблагочестивое использование священных изображений. При этом мы признаем огромное воздействие и воспитывающее значение древних святых изображений, проникающих в широкую безрелигиозную среду, если это происходит в благочестивой форме.

4.Следует разработать инструкции, регламентирующие использование священных изображений в издательской продукции (книги, периодические издания, календари и т.п.). Данные инструкции должны применяться при рассмотрении вопроса о предоставлении грифов: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», «Рекомендовано/допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви», «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» и т.д.

5.Создать комиссию для изучения норм церковно-канонического и гражданского права, относящихся к регулированию изготовления и использования священных изображений, разработанных до 1917 года и приведенных в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений», в «Уставе о цензуре и печати», Указах Священного Синода Российской империи и в других источниках церковного права. В случае необходимости доработать их и подготовить предложения новых редакций церковно-правовых норм, соответствующих современным реалиям.

6.Создать комиссию из специалистов по литургике, церковному искусству и церковно-каноническому праву с целью подготовки предложений по уточнению церковно-правовых норм, относящихся к священным изображениям на предметах, применяемых при богослужении (антиминсы, просфоры, артосы, облачения и др.).

7.Следует исследовать проблемы, связанные с массовым тиражированием полиграфических икон, а также использованием священных изображений в ювелирной и прочей продукции массового производства и выработать предложения по упорядочению их обращения в церковной среде.

8.Следует разработать правила торговли иконами и предметами церковно-прикладного искусства в церковных магазинах (приемы и способы благочестивого хранения, размещения на торговых площадях и обращения с продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания – иконы, кресты, Распятия, Библии и т.п.).

9.Представляется желательным выработать и довести до сведения верующих и всего общества общеприемлемое церковное решение и рекомендации по вопросу об утилизации многотиражных полиграфических изображений христианских святынь и символов, другой продукции, имеющей священные изображения (газеты, журналы, календари и т.п.), а также об утилизации пришедших в негодность освященных предметов.

Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» выражают надежду, что принятие указанных мер послужит укреплению чувства Священного и благоговения перед ним; восстановлению четкой границы между Священным и мирским в индивидуальном и общественном сознании, что в совокупности будет способствовать формированию взамен обрядоверия и магизма подлинной религиозности и возрождению истинной христианской веры у нашего народа.

Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» постановили:

— довести свою позицию по указанным проблемам до сведения Священноначалия Русской Православной Церкви,

— почтительнейше просить священноначалие рассмотреть данные предложения и принять необходимые меры для исправления сложившейся ситуации с обращением священных образов, символов и знаков в церковной среде и в российском обществе.

Председатель конференции
Протоиерей Александр Салтыков,
настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах (Москва),
декан факультета церковных художеств (ФЦХ)
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ),
старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева,
член Союза художников России

Со-председатель конференции
Петр Олегович Кондратьев,
ректор Православного гуманитарного института (ПГИ) «Со-действие»,
председатель Межвузовского иконописного совета

Кураторы:

Екатерина Дмитриевна Шеко,
заведующая кафедрой иконописи ФЦХ ПСТГУ

Протоиерей Николай Чернышев,
член Патриаршей Искусствоведческой комиссии,
доцент кафедры иконописи ФЦХ ПСТГУ

Александр Дмитриевич Мысык,
заведующий кафедры иконописи и член ученого совета ПГИ «Со-действие»,
учёный секретарь Межвузовского иконописного совета

Владимир Иванович Немыченков,
заместитель председателя Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России

29 августа 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
В защиту святых икон В защиту святых икон
Послесловие к конференции
В защиту святых икон В защиту святых икон
Послесловие к конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки»
Владимир Немыченков
Разве обмирщение Священного и профанация Сакрального – это не борьба со святыми иконами, с Богом? Разве всё это не угрожает нашей вере и нашему иконопочитанию?
Пастыри о борьбе с кощунством Пастыри о борьбе с кощунством
Свящ. Дм.Шишкин, свящ. С.Шевченко, диак. В. Духанин
Пастыри о борьбе с кощунством Пастыри о борьбе с кощунством
Нельзя оставлять без внимания кощунства. Но мы должны хорошо продумывать ответные акции и планировать их в незлобии и любви к тем, против действий которых протестуем.
Правовая защита Священного Правовая защита Священного
Тимофей Крючков
Правовая защита Священного Правовая защита Священного
Сравнительный анализ дореволюционного и современного российского законодательства
Тимофей Крючков
Прежде было значимо сакральное содержание совершенного правонарушающего действия; для нынешней доктрины важно, действительно ли оно носит оскорбительный характер.
Церковные каноны и гражданские законы о Священном Церковные каноны и гражданские законы о Священном
Владимир Немыченков
Церковные каноны и гражданские законы о Священном Церковные каноны и гражданские законы о Священном
Владимир Немыченков
Для предотвращения профанации Священного необходимо в самой Церкви принять определенные административные меры. Что делалось в этом смысле до революции?
Яйца с образами Яйца с образами
О новом иконоборчестве
Яйца с образами Яйца с образами
О новом виде иконоборчества
Владимир Немыченков
Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро?
Точка падения Точка падения
О новой коллекции Dolce&Gabbana
Точка падения Точка падения
Андрей Яхнин
Гламурная, но от этого не менее кощунственная коллекция Дольче и Габбаны, является продолжением и своеобразным рубежом в общем антихристианском апостасийном векторе развития современной цивилизации.
Комментарии
Анатолий 3 сентября 2014, 12:00
С сожалением хочу отметить,и это мое субъективное мнение,что в ближайшее время вопросы поднятые в статье останутся только темой для обсуждения т.к.полиграфическая,ювелирная и иная продукция религиозного назначения реализуемая в церковных лавках, наряду с пожертвованиями прихожан служит финансовой основой существования храмов,позволяет восстанавливать разрушенные и строить новые.Конечно можно возразить,что в храмах все продаваемое по канонам и богоугодно,но как быть с тем,что торговлю долой из храмов?Как сказано в статье "гламурная религиозность" и обрядоверие имеют место быть,мне они так же малоприятны,но возможно их наличие,как и наличие образов на мирских предметах вызовут вопросы у детей,подростков да и у других групп населения,а кто это или что это изображено,как надо это понимать и как результат,большинство из них,рано или поздно,заинтересуются основами религии и православия и придут в храм.
Владимир 2 сентября 2014, 16:00
Назначение св.образа - возведение ума к Первообразу - к Богу, Богородице, святым угодникам. Использовать св.образы в любых утилитарных целях (в качестве закладки в т.ч.), на мой взгляд, не благочестиво. До 17 века даже на антиминсах не было св.образов - только Крест (Голгофа). А с 17 века начали антиминсы печатать, а не расписывать - и пошли иконы - то есть священные изображения Христа, на который священник ставит потир и дискос. По-моему это тоже неблагочество, чтобы даже священные сосуды стояли на лике или изображении тела Господа. Икона не должна быть подставкой для чего-то. Также недопустимо изображать св.лики (святых, Богородицы) на просфорах, артосе. Это превращается в иконофагию - поядание икон (образов). Опять же искажается первичная цель иконописания. Икона, священное изображение - предназначены для молитвы, для возведения ума к Богу, а не для украшения одежды, бытовых предметов, ювелирных изделий, бижутерии и т.п.
Инна 2 сентября 2014, 14:00
"Полностью согласна с Екатериной. Огорчает, что в практически любом магазине бижутерии или одежды можно найти браслет с крестом (отнюдь не религиозного характера), футболку с крестом и так далее. Как будто, это - украшение какое-то ! Ужас!" Ну крест это же не только христианский символ (если на нем нет распятого Христа). Крест на молодежных украшениях это просто геометрическая форма. (Хотя и с явной отсылкой к христианству, пусть и не все из носящих ее распознают). Можно было бы говорить об этом, живи мы в христианском обществе. Но оно ведь совершенно не христианское, так что запрещать продажу украшений с крестом (без распятия) - мы просто не имеем права.
Лидия, г. Воронеж 2 сентября 2014, 10:00
Наконец-то дождались! Большое спасибо за проведенную работу. В резолюции отражены все стороны такой большой проблемы.Желаю всем участникам здоровья, сил и терпения.
Елена31 августа 2014, 18:00
Хорошая резолюция, да вот до ее воплощения в жизнь пока далеко, но "вода камень точит", будем надеяться. Кроме этого в резолюции в основном говорится о полиграфической продукции, а ведь просто валом идет продажа посудных изделий, статуэток, сувенирной продукции, кулончиков, браслетиков, игрушек, вина и продуктов с этикетками (но этикетки все же полиграфия) и прочего, прочего, прочего, что и не перечислить. Причем, в основном, к большому сожалению, все это продается именно в церковных и монастырских лавках. Всегда впадаю в замешательство, когда приобретаю лампадное масло, на бутылочках тоже иногда изображают и крест и святого, да еще один раз на этикетке изготовители "благочестиво" написали, что бутылочку из под масла выбрасывать нельзя, ее надо сжечь (сами-то хоть раз в жизни жгли пластмассу? знают, что это такое?). И еще к вопросу о запретах. Исчезнет эта продукция, уменьшится доход храма, замедлится строительство храма, или не хватит денег на коммунальные платежи... Проблема не так проста, она комплексная, поэтому, конечно, хорошо, что начало положено, но вряд ли быстро что-то удастся сделать. Хотя... Бог нам всем в помощь.
Сергий31 августа 2014, 15:00
"Следует принять меры по широкому распространению знаний среди верующих и всего общества о правилах благочестивого использования и обращения с предметами религиозного поклонения и почитания..." Среди верующих эти знания мы, конечно распространим, а как быть с остальными, которые ни в Бога и ни во что другое не верят?
Сергий31 августа 2014, 15:00
А бывали ли вы на наших кладбищах? Люди хоронят своих близких, ставят на могилы кресты. Проходит некоторое время, на могилу ставится памятник, а православный крест просто выбрасывается. Очень часто прохожу мимо нашего кладбища, и сердце просто кровью обливается при виде крестов в мусорных контейнерах, крестов в кучах мусора. Я просто не знаю, что с этим делать. У нас на кладбище работают выходцы из Средней Азии. Они просто сваливают кресты в кучу, а потом используют их как дрова. К великому сожалению люди наши не ведают, что творят! Господи, помилуй нас!
Игорь30 августа 2014, 19:00
До болu сжимается сердце ,когда видишь что происходит. Уровень почитания, уважения стремительно снижается, мы обязаны изменить эту ситуацию , иначе через одно, два поколения мы (православные) деградируем. Мне кажется , первый шаг к изменению ситуации , не покупать ничего не в Церкви , ну и конечно же разьяснять на Богослужениях.
Р .Б. Ольга30 августа 2014, 13:00
Полностью согласна с Екатериной. Огорчает, что в практически любом магазине бижутерии или одежды можно найти браслет с крестом (отнюдь не религиозного характера), футболку с крестом и так далее. Как будто, это - украшение какое-то ! Ужас!
Екатерина29 августа 2014, 13:00
Я тоже не согласна с Евгенией. Я брала благословение у батюшки, вышивала исключительно в пост, с молитвой, прослушиванием благочестивой литературы. Обязательно освящала вышивку. Единственное чего не понимаю, так это массово продавать вышитые икону. Но тут каждый поступает по своей совести
Наталья29 августа 2014, 12:00
евгении.несогласна я у батюшки просила благословения на изготовление вышивки, потом, ес-но, освятила готовую. в чем выхолащивание?
Лариса Воронина29 августа 2014, 11:00
Прекрасная резолюция! Главное, чтоб были инструменты для её выполнения. И неплохо еще поддержкой на гос.уровне заручиться. Хотя предпринимательство, которое неплохо зарабатывает на производстве с копеечной себестоимостью (по п.7), благочестивую инициативу заказчика своей продукции явно не одобрит... Вообще, затрагивая тему отношения к святыне, становится более понятно, почему в древности религиозная атрибутика стоила дорого. И даже понятны бесчисленные жертвы у иудеев: да ведь это элементарное наказание рублём! Сейчас, с развитием полиграфии, с одной стороны каждый может себе позволить любую вещь, да только превращается это в бездумное коллекционирование. Какой может быть выход? Например, сокращение ассортимента продукции, которая в законодательстве значится как "культовая, религиозная", а следовательно, снятие льготы (!) с этой продукции (по п.8). Таким образом, часть продукции окажется "за бортом" официального перечня и перейдет в разряд сувенирной. Безусловно, сувенирщикам не запретишь продавать, а людям не запретишь покупать, но к Церкви это уже не будет иметь отношение.
Елена Осипчук29 августа 2014, 11:00
Полностью согласна с Евгенией: на сегодняшний день очень актуальная тема! Благодарю за статью!
евгения29 августа 2014, 10:00
Очень актуальная тема,на мой взгляд!недавно в магазине встретила вышивку с изображением святых и Божией Матери.Ведь это икона!иконописцы,насколько мне известно специально готовятся,должны пост соблюдать.А так получается отношение как к красивой картинке.Идет выхолащивание святыни.Не должно быть так!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке