Диалоги о современной культуре

Диалог 1. Встреча

Прошло два года с тех пор, как вышла книга «Антиискусство. Записки очевидца», в которой я попытался с христианской точки зрения взглянуть на современную культуру и современное искусство в перспективе их почти столетней истории развития. Эта книга вызвала большое количество споров как в церковной среде, так и среди художников, критиков и просто адептов современного искусства. Кроме того, эти два года, прошедшие со дня выхода книги, оказались насыщены событиями, большая часть из которых свидетельствовала об остром конфликте между Церковью и современной культурой. Причем этот конфликт не ограничивался лишь проблемами и явлениями культуры, он также охватывал социальные и даже политические темы, однако вполне очевидно, что истоки его лежат в духовной плоскости. И именно поэтому одним из важных итогов той работы для меня стало общение и споры с конкретными людьми, друзьями и бывшими коллегами – художниками. Несмотря на специфику среды современного искусства, большая часть этих людей искренне ищет смысл бытия, их души болят и трепещут от ощущения богооставленности, а внешняя антицерковность чаще всего прикрывает страх, вызванный необходимостью поменять свою жизнь перед лицом Истины. И поэтому мне показалось важным записать диалоги с художниками, объединив их под общим псевдонимом «Друг». Получилась серия диалогов о современной культуре и Церкви, содержание которых является достаточно точным отражением реальных диспутов и касается вопросов, невероятно важных для современного человека, как церковного, так находящегося и вне церковной ограды. По крайней мере, мне так кажется.

Образчик современного искусства Образчик современного искусства
    

Диалог 1. Встреча

Друг (глядя с интересом и некоторым сочувствием): Привет! Как дела?

Автор: Да ничего, как у тебя?

Друг: Тоже отлично. (После небольшой, но явно вымученной паузы.) Ты, говорят, книгу написал.

Автор: Было дело. Но я, по-моему, тебе ее дарил. Ты не смотрел?

Друг (немного возбуждаясь): Смотрел, даже читать пробовал. Но это же невозможно читать! Мракобесная белиберда! Прости, если обидел. Не говорю уже о многочисленных ошибках.

Автор: Нисколько не обидел, я привык. А какие ошибки ты увидел?

Друг: Да дело даже не в ошибках. Дело в том, что ты, похоже… как бы это сказать…

Автор: Окончательно сошел с ума?

Друг: Ты это сказал.

    

Автор: Где-то я уже это слышал…

Друг: Да дело тут даже не в тебе или во мне. Тут дело в тенденции, а она очень тревожная. Церковь всё больше лезет в политику, культуру, образование. Скажи, пожалуйста: какое дело Церкви до современного искусства? Почему она не оставит его в покое, в конце концов? Ведь не рассуждает же Церковь о прикладной математике или строительстве мостов, а об искусстве почему-то рассуждать берется.

Автор: Понимаю, о чем ты говоришь. Но скажи тогда ты, в свою очередь: почему современное искусство может не только говорить на религиозные темы, но и вторгаться в сугубо церковное пространство, а Церковь не может иметь свое артикулированное отношение к современному искусству и вообще к современной культуре? Ведь мы же не танцуем в музеях, а только говорим, анализируем и рассуждаем.

Друг: Ты опять о том случае в храме? Я не поддерживал никогда ту акцию, ты это знаешь, но реакция Церкви на нее была просто немыслимая. Это был средневековый шабаш какой-то. Но давай не будем об этом в сотый раз.

Автор: Давай не будем. Но всё же поясни, почему Церковь, по-твоему, не может иметь свое суждение о современном искусстве.

Друг: Потому что это разные дискурсы, с разными языками, говорящими совсем о разных вещах. Не может быть православного взгляда на физику или математику, например. Православие – само по себе, а физика и математика – сами по себе.

Из противостояния «старой» европейской культуре с ее христианскими корнями и выросло «современное искусство». Уже это дает право Церкви говорить о нем.

Автор: Твое мнение основано на неправильном понимании Православия. Прости, если на этот раз уже я тебя обидел. Церковь – это не аналог кружка филателистов или общества реконструкторов, члены которого одеваются в архаичные одежды и говорят на непонятном языке из одной лишь любви к традициям. Однако я не стану сейчас тебя учить и приводить богословские аргументы, поскольку это тебя всё равно ни в чем не убедит. Скажу лишь, что вообще вся европейская культура от Возрождения до начала XX века так или иначе имеет христианское происхождение и родилась из обмирщения церковного искусства. А именно на противостоянии этой культуре и произросло то, что мы сейчас называем «современным искусством». Хотя бы уже это дает право Церкви говорить о современном искусстве.

Образец современного искусство Образец современного искусство
    

Друг: Допустим, хотя идея противостояния современного искусства и классической европейской культуры представляется мне спорной. И я вовсе не лишаю Церкви права говорить о том, о чем она хочет, но пусть она это делает внутри себя. Но если она говорит о современном искусстве во внешнем публичном пространстве и хочет адекватной на это реакции, то пусть и говорит на языке современной культуры, а не на языке богословия. А этот язык, как ты знаешь, предполагает отсутствие понятия одной истины и права на нее какой-либо стороны, он предполагает свободную работу со смыслами и контекстами.

Автор: Да, я это знаю, но скажи: разве этот постмодернистский язык отменяет логику и здравый смысл?

Друг: Нет, конечно. Я этого не говорил.

Автор: Тогда ответь мне, пожалуйста: почему язык богословия, которому без малого две тысячи лет, не говоря уже о том, что он во многом базируется на эллинской философии, которой на пару тысяч лет больше, – так вот, почему язык богословия нельзя использовать для описания и анализа современной культуры, а язык постмодернизма, которому не более четырех десятков лет, – можно?

Друг: Хотя бы потому, что эти языки предназначены для описания разных вещей.

Одному языку – постмодернистскому – ты априори придаешь характер универсальности, а другому – языку богословия – нет. Логики не видно.

Автор: Но при этом постмодернистский язык современной культуры активно и даже агрессивно используется для работы с темой религии, а языку богословия ты отводишь лишь право говорить о проблемах внутрицерковных. То есть одному языку ты априори придаешь характер универсальности, а другому нет. Логики по-прежнему не вижу.

Друг: Ты меня не собьешь своей лицемерной схоластикой! Ты же понимаешь, о чем я говорю! Я говорю не о праве рассуждать о чем-либо на каком-либо языке, а о праве выносить окончательное суждение и об эксклюзивном праве на единственную истину. Присвоение себе такого права неизбежно приводит к обвинению всей современной культуры в сатанизме, как у тебя в книге.

Автор: Прости, но я вновь вынужден призвать тебя к здравому смыслу, что забавно в диалоге религиозного фанатика с позитивистом. Значит, ты всё же признаёшь право Церкви на обсуждение и выработку позиции по отношению к современному искусству, ее право на этот анализ с точки зрения православного догматического богословия, но при этом отказываешь ей в праве делать выводы в рамках этой богословской традиции? Ты призываешь к светской цензуре над богословием в стиле Комитета по делам религии?

Друг (еще больше заводясь): Не передергивай! Ты прекрасно знаешь, какова роль Церкви в нашей сегодняшней жизни! Достаточно одной твоей книги, чтобы казаки начали погромы на выставках! Вот оно, твое богословие!

Автор: Не кипятись. Ты же сам предложил уйти от «жареных» тем типа плясок в храме двухлетней давности, и я с этим согласился, поскольку наш разговор имеет некое подобие академического диспута. Если мы начнем про казаков, то уйдем совсем в другой лес. Предлагаю всё же использовать аргументы по существу.

Друг (беря себя в руки): Хорошо, давай по существу. Предположим, что Церковь может говорить о современном искусстве на своем языке богословия, может выносить свои вердикты, обвинять всё современное искусство в ересях, сатанизме и сектантстве. Но зачем? Современное искусство от этого не поменяется, Церковь тоже, все останутся на своих местах и при своем мнении. Зачем это нужно?

Автор: Ну, во-первых, я в своей книге не ставил маркер сатанизма на всем современном искусстве, а лишь говорил об основных векторах его развития и пытался анализировать его истоки. Во-вторых, мой взгляд не претендует на истину в последней инстанции, более того – даже в Церкви далеко не все согласны с моей позицией. Просто я убежден, что, поскольку Православная Церковь является основой и главным стержнем русской цивилизации и культуры, а современное искусство и современная культура – это острие и мотор сегодняшней глобальной цивилизации, то этот разговор чрезвычайно важен. Он важен в первую очередь для самой Церкви, поскольку вызовы этой глобальной цивилизации просто игнорировать и не замечать не получится.

Маурицио Каттелан, «Девятый час» Маурицио Каттелан, «Девятый час»
    

Друг: Вот мы и подошли к самому главному. Твоя уверенность в необходимости и возможности вторжения Церкви в культуру основана на утверждении о том, что Православие – это стержень русской культуры. «Скрепы», «стержень», «вертикаль» – это мы слышим всё чаще и чаще. Вот из-за этого мы и находимся в таком глубоком провинциальном и архаичном состоянии.

Но провинциальность российской современной культуры – результат ее попытки пристроиться к поезду глобальной масскультуры.

Автор: Ты прав, сегодняшняя российская культура – вернее, то, что себя таковой именует, – глубоко провинциальна. Она находится на глубокой периферии глобальной цивилизации и массовой культуры, которую условно называют «западной», и другого места в таком состоянии у нее не будет. Но это вовсе не противоречит моему утверждению, поскольку эта культура не является ни русской, ни европейской. Она вненациональна и даже антинациональна. А провинциальность, о которой ты говоришь, и является результатом попытки пристроиться к поезду глобальной массовой культуры, который летит в никуда и все места в котором уже и так заняты.

Друг: Прекрасно! То есть ты считаешь, что для того, чтобы перестать быть провинциальными, нам надо не развивать культурные институции, галереи, театры, не создавать музеи, а всем взять в руки четки и штудировать учебник по основам православной культуры? Может, еще синодальную Церковь возродить и обязать всех художников предъявлять справку о Причастии?

Автор: Возможно, ты удивишься, но я как раз против синодальной Церкви, справок о Причастии и за развитие культурных институций и музеев. Просто я за участие в этом процессе Церкви не как организации, выдающей справки о Причастии, а как той общности, вокруг которой собственно и сформировалась русская культура.

Друг: В Европе Католическая церковь давно уже участвует в диалоге с современным искусством. Там и музеи при многих епископатах есть, и выставки они устраивают, и коллекции собирают. Но при этом никаких вердиктов по отношению к современному искусству не выносят, сатанизмом не клеймят и не говорят об «особой роли католицизма» в формировании европейской культуры. Может, вам просто посмотреть на их опыт и не пытаться изобретать велосипед?

Автор: Да, действительно, после Второго Ватиканского собора Католическая церковь предпринимает серьезные попытки рецепции современной культуры и даже включения ее части в свою церковную жизнь. Этот опыт надо, безусловно, знать и его анализировать. Однако его результаты столь неоднозначны, что я бы поостерегся этот опыт вслепую копировать. Конечно, желание отгородиться стеной от современной культуры ни к чему хорошему не приведет, но и бездумная ее адаптация к церковной жизни тоже чрезвычайно опасна. Поэтому я и предлагаю начать серьезный, честный и компетентный разговор о современной культуре, ибо этого ждет не только церковный народ, но и люди, находящиеся пока вне Церкви, но ждущие от нее авторитетного ответа на животрепещущие вопросы.

Друг: Как ты себе представляешь такой «разговор»? Кто будет его вести от лица Церкви? Может, создать еще одну синодальную комиссию, которая будет заниматься церковной цензурой?

Автор: Вовсе не обязательно создавать комиссии и заниматься цензурой. Речь идет об участии тех членов Церкви, которые могут что-то сделать для этого. Я, например, написал книгу, кто-то проведет на эту тему богословскую конференцию, издаст журнал, сделает выставку современного христианского искусства. Всё должно делаться свободной волей членов Церкви, ведь она обладает великим духовным и интеллектуальным сокровищем Предания, которое необходимо использовать для осмысления этих вызовов нашего времени.

Друг: Осмысление современного искусства с точки зрения Предания может быть интересно только в вашей узкой среде. Для всех остальных, а тем более для людей, профессионально занимающихся современным искусством, такое осмысление не только мало авторитетно, но и просто смехотворно. Твоя книга воспринимается так же, как опусы Фоменко на тему истории. Если уж ты настаиваешь на своем праве анализировать современное искусство на основе Предания и хочешь быть услышан, то изволь услышать и профессиональные аргументы с другой стороны. И если не сможешь на них ответить без своего основного козыря в виде обвинения в «сатанизме», не вылезай за пределы своей средневековой инквизиторской аудитории.

Автор: Если ты заметил, то за весь наш разговор я ни разу не употребил ни одного аргумента из богословской или святоотеческой мысли. И вовсе не потому, что этих аргументов у меня нет, а потому, что понимаю их неуместность в нашем разговоре. Готов и дальше обосновывать свою позицию, максимально придерживаясь того языка, который будет правильно тобой воспринят.

Друг: К сожалению, сегодня уже нет времени для такого разговора, но надеюсь, что в ближайшем будущем мы его продолжим. Будет интересно, как ты сможешь защищать свои дикие для современного человека мысли о культуре, не используя архаичный понятийный аппарат православной догматики.

Автор: Всегда буду рад развеять твои сомнения и вопрошания.

(Продолжение следует.)

Андрей Яхнин

24 ноября 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Шабаш голых королей Шабаш голых королей
О постмодернизме
Шабаш голых королей Шабаш голых королей
Татьяна Шишова, Ирина Медведева
Мы хотим поговорить о постмодернизме – не отвлеченно, а конкретно, безо всякой зауми, чтобы широкому кругу читателей стала понятна и суть постмодернизма, и то, что этому явлению необходимо противостоять, и то, как именно это следует делать.
Антиискусство. Записки очевидца.
Часть 1. Малевич
Антиискусство. Записки очевидца.
Часть 1. Малевич

Андрей Яхнин
Последним визуальным провозвестником супрематической революции Малевича стала его серия живописных работ из крестьянской жизни. В этих картинах изображены страшные человекоподобные существа с белыми пятнами вместо лиц. Изображения полны темного магического символизма, и поскольку лик – это то, что связывает его – как образ – с первообразом, подобное «обезличивание» сродни духовному убийству.
Посади современное искусство за стол Посади современное искусство за стол
Максим Соколов
Проблема в том, что когда смиренные христиане, совершенно не желая идти на кого-либо с дрекольем, отказываются и от посещения кощунственных мероприятий, проводимых в закрытых помещениях, и от прогулок по главной улице в известные парадные дни, начинается новый этап художественной свободы. А именно -- визит хора феминисток в Храм Христа Спасителя, где они, встав у царских врат. открыто и бесстыдно кощунствуют, воспроизводя аналогичные концерты комсомольских активистов в 20-30-е гг. XX века. Тех времен, когда Русская Церковь всходила на Голгофу.
Комментарии
Russland -- for Yourii30 ноября 2014, 08:00
Serov bil ne svoboden.tk. pisal "vishii svet". Narod kapriznii. Bitym neitralizyet pogreshnosti v cvete. Kak govoril dryg Serova Korovin. No vse ze somnevays",chto Serov ispolzoval ego. Slishkom talantliv bil. Skoree vsego ego mychila sreda . Da i ymer to on v 44 goda vsego. Kakoi yz tyt "v konce zizni"
Russland30 ноября 2014, 07:00
Ne mog odolet" eti dialogi platonovskie. Tyt nado libo xydoznikom bit" samomy,professionalom, da i to... ..... Ili iskysstvovedom. Xoroshim. ..... Iskysstvo eto oblast" dyxa. I podverzeno takim ze ispitaniam,kak i cerkov", oblast" dyxa. Kogda obshestvo bezymno,kak segodnia,to i iskysstvo bydet bezymno. ... ved" vi obsyzdaete ety popsy,imia ei legion. Ona na poverxnosti . A v strane tvoriat neizvestnie talanti,v svoix nikomy ne izvestnix masterskix. .. merci, R, -- B.A. 1979, i M.A. 1984 ,izoiskysstvo.
Юрий24 ноября 2014, 23:00
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/59274.htm Интересная стаья на этом же сайте о современном искусстве. Свой взгляд художник переносит на холст. А кто ставит ему этот взгяд, известно одному Богу. Примечателен случай с Серовым, который в конце жизни сказал что лучшей его работой оказалась "Девочка с персиками". По мнению искусствоведа Соловьевой художник постепенно сполз со свежей палитры на "битумную". Здесь прослеживается зависимость того негативного опыта жизни каждого человека, который у Серова выразился в его письме. А через что проходит совр.художник? Потом немаловажным фактором является эпатирование публики, привлечение к себе внимания. Многие из художественной братии явные бездарности или лентяи. Ведь по настоящему любое творчество требует отдачи всех сил. В заключении несколько ярких цитат о совр. искусстве: Бенуа на "Черный квадрат" - Мерзость запустения! Павел Рыженко (Упокой, Господи, душу раба твоего!) в одном интервью сказал: "Когда журналист меня спрашивает как я отношусь к совр. искусству, то я задаюсь вопросом, а не сумашедший ли он".
р.б. Алексей24 ноября 2014, 18:00
Вот какой меня вопрос интересует больше. Может ли быть искусство без и вне идеологии? Не совершаю ли я греха, когда мне нравятся, допустим, современное здание или абстрактный рисунок или мелодия (музыка без слов) современной музыкальной группы? Могу ли я исходить из того, что художник может быть неблагочестив, но при этом создавать гениальнейшие произведения? Которыми можно восхищаться как мы восхищаемся другими творениями Господа? Могу ли я тогда вообще не интересоваться личностью творца (в том смысле, что не интересоваться его личными убеждениями, образом жизни и т.д., а не в том смысле, что не оплачивать его труд, если это необходимо), так как Творец этих произведений известен?
Катя24 ноября 2014, 15:00
Для начала давайте разберемся, что такое современное искусство, какими произведениями оно представлено, какими авторами, направлениями. Сейчас нет даже общего мнения о временных границах современного искусства. Какие тогда дебаты? Один про Фому, другой - про Ерему. Спаси нас, Господи!
Василий Н.24 ноября 2014, 14:00
Мнение Андрея Яхнина - это еще не мнение Церкви, кто бы что ни говорил.
Владимир Куликов24 ноября 2014, 11:00
Если кукушонка выкинула на смерть всех первенцев из гнезда славика, не означает, что она будет по возрастанию своему громогласно и художественно славить Творца своим "ку-ку";а все "хронические насморки"тоже лечатся Главврачём,как и переломы судьбы.
Владимир24 ноября 2014, 09:00
Знакомая тема, практически все споры об одном и том же. К верующим людям и церкви всегда будут претензии и не важно какие темы поднимаются в обществе, потому что церковь претендует на истину, а значит и на жизнь по истине — это большая ответственность и не всегда так жить получается. С другой стороны пропагандируемые современным искусством ценности и убеждения всего лишь декорация, мало кто из приверженцев современного искусства живет этими убеждениями.
Дима24 ноября 2014, 04:00
А ведь на самом деле пафос деятелей современного искусства прост и незатейлив – они боятся что кто-то или что-то помешает им зарабатывать денежки и известность. И этот страх понятен и всем нам присущ. Ведь не о современном искусстве они пекутся, когда отстаивают полную его неприкосновенность церковной мыслью. Они боятся потерять свой образ жизни. Ну и кроме всего прочего, с каких пор книга пусть и церковного человека стала мнением Церкви? Мне непонятна логика этих людей...
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке