Примирить три России

Репортаж из Госдумы

В Госдуме в рамках Рождественских парламентских чтений прошли секции, посвященные основным проблемам XXI века. Представители традиционных конфессий, государственные, политические и общественные деятели обсудили вопросы сохранения и укрепления традиционных ценностей, развития русской государственности, а также духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

    

Открывая один из главных круглых столов, протоиерей Всеволод Чаплин предложил обсудить вопрос отношений государства, Церкви и общества. Отец Всеволод задался вопросами: каким будет российское государство – светским, религиозным, моно- или многонациональным? Каким будет общество – иерархическим, сетевым, хаотическим? Конфликтующим с властью или единым с ней? Какой будет Русская Церковь? Пойдёт ли она по пути обновления в духе времени, приспособления к каким-то общественным настроениям или она будет сохранять верность традиционным ценностям и утверждать, что эти ценности в любом случае существуют?

По словам руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадия Зюганова, победить в информационной войне, которая сегодня ведется против России, мы сможем только в том случае, если русский народ снова сплотится.

«В Подмосковье есть город Истра, святая земля. Там расположен Новоиерусалимский монастырь. Когда фашисты наступали на Москву, им не хватало двух-трех свежих дивизий. Но они все же оставили в Истре, которая была в оккупации всего 12 дней, целую дивизию эсэсовцев. Заминировали все храмы, башни и взорвали их. Сейчас завершается восстановление этого монастыря. Когда спросили эсэсовского офицера, зачем это было сделано, он сказал: “Мы хорошо знаем историю вашего народа. Вас можно захватить, можно завоевать, но, если мы не убьем вашу веру, вашу душу, ваше русское могучее слово, ваше народное единство, вы снова сумеете возродиться из пепла”. Им не удалось нас ни поработить, ни захватить. Но сегодня у нас новые угрозы. И мы с вами должны все сделать, чтобы подобное не повторилось», – сказал руководитель КПРФ.

По мнению Г.А. Зюганова, в трудные моменты, особенно во время кризиса, очень важно, чтобы были люди, к слову которых обязательно прислушаются. Сегодня таким человеком является Патриарх Кирилл. «К слову Святейшего сегодня прислушиваются люди разных религий, разных национальностей. Оно очень весомо и авторитетно прозвучало в стенах Государственной Думы, и надо нести это слово к своим избирателям, к своим друзьям и близким», – считает Геннадий Зюганов.

Тему сплочения народа продолжил Верховный муфтий Талгат Таджуддин:

«Какая будет у нас страна – светская или религиозная? Мы не собираемся устраивать революцию. Мы есть такие, какие есть. Мы хотим сохранить свою Отчизну, которая есть дар Божий. И в гимне у нас поётся: “хранимая Богом родная земля”. А Бог хранит, пока мы этого желаем, пока мы этого просим. В Священном Писании говорится, что Всевышний не изменит положение ни одного народа, пока люди сами, засучив рукава, за это не примутся. Если мы хотим, чтобы на нашей земле хозяевами были наши дети и внуки, несомненно нам нужна сплочённость. Межрелигиозный совет активно действует, поднимает все проблемы, которые есть в государстве. Церковь, мечеть, синагога – это составная часть нашего общества и государства», – заключил муфтий.

Руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что сегодня государство должно решать проблемы страны, а не выяснять, с каким гербом, флагом и гимном должна жить Россия. «Сегодня Патриарх затронул ту тему, которую мы много раз поднимали в этом зале. Нам нужно примирить три России: царскую, советскую и нынешнюю. Это одна страна, одно Отечество. Мы должны собраться и решить, что вражды больше нет! Кому-то было плохо в царской России, кому-то – в советской, в современной тоже кому-то плохо», – подытожил Владимир Жириновский.

По мнению лидера ЛДПР, наша страна нуждается в национальном единстве для полноценного функционирования и процветания государства.

Председатель общественного совета благотворительного фонда Святителя Василия Великого Константин Малофеев заметил, что во многих странах религия является государственной, и это не мешает этим государствам достигать высочайших результатов в росте экономики и в других категориях, которые признаются современным обществом мерилами успеха. «Если бы в преамбуле Конституции была указана особая роль Православия в становлении российской государственности, это сильно повлияло бы на дух нашего права. Мы бы понимали, что Православие является критерием нравственности того или иного нормативного акта», – заявил Малофеев.

Константин Малофеев Константин Малофеев
    

По словам Константина Малофеева, религия позволила бы государству достичь успеха в ключевых аспектах его деятельности, например, решить проблему демографии. «Количество детей в воцерковлённых семьях намного больше, чем количество детей в России в среднем на одну семью. Так же меньше абортов и наркомании. Я хочу сказать, что в этом проявляется дух нашего народа, это даёт нам понимание того, что мы строим государство-цивилизацию, что мы отличаемся от Запада. В современном противостоянии с Западом у нас должны быть наши ценности», – закончил председатель общественного совета благотворительного фонда Святителя Василия Великого.

Сергей Гаврилов, председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности и один из координаторов Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей, коснулся законотворческой деятельности депутатов:

«Подводя итог нашего сегодняшнего братского, откровенного и содержательного разговора, могу отметить, что меняется наш общий курс. Многие из нас начинали свой путь с патриотических движений, были депутатами разных уровней. Когда-то, несколько лет назад, мы решили создать небольшую группу в Госдуме для того, чтобы помочь Патриархии решать узкие юридические вопросы. Например, принимается Гражданский кодекс – либеральный, калькированный с западных образцов, не учитывающий интересов Патриархии. Или, например, реформируется имущественное законодательство, и каждый вопрос по зданиям или по земельным участкам приходится пробивать отдельно. Чтобы разрешить нашей Церкви возможность получения земельных участков в бессрочное безвозмездное пользование и без лишних налогов, достаточно одной поправки в Земельный кодекс и в Налоговый кодекс, а порой проблемы не решались годами, – заявил Сергей Гаврилов. – Конечно, когда мы начинали бороться с порнографией, педофилией, оскорблением чувств верующих, мы хотели большего, но, слава Богу, достигли чего-то и не собираемся останавливаться. Но мы видим свою задачу не только в решении правово-технических вопросов. Жизнь показывает, что задача “симфонии властей”, которая стояла при Юстиниане, при Константине Великом, стоит и сейчас. И мы, полагаясь на твердую руку нашей Матери-Церкви, на братское плечо наших единоверцев, поступательно движемся к этому», заключил Сергей Гаврилов.

Затрагивая вопросы образования, председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов напомнил, что в истории нашей страны Православие, образование и государственность всегда шли рука об руку. По словам Никонова, сегодня все изменилось. Современные дети, получающие знания в обычных школах, приходя в музей или в храм, «чувствуют себя иностранцами».

«Произошел культурологический разрыв, который с сентября 2012 года призван ликвидировать курс по истории Православия для средней школы, в рамках которого дети осознают универсальность десяти заповедей и взаимосвязь духовности и нравственности. Современная педагогическая наука разложила воспитание на составляющие, и только православной педагогике удалось сохранить его целостность», – подчеркнул Вячеслав Никонов.

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) в своём выступлении также подчеркнул важность духовно-нравственной составляющей в образовании.

«Настоящее образование невозможно без духовно-нравственного измерения, без воспитательного компонента. В противном случае такое знание неполезно человеку: оно предоставляет лишь некий набор информации, но не сообщает систему координат, в которой ею пользоваться. Образование должно не только давать человеку необходимые знания, оно должно воспитывать личность. Безусловно, все мы хотим, чтобы по выходе из школы и ВУЗа наши дети стали людьми грамотными, начитанными и образованными. Но еще более мы желаем видеть их людьми нравственными, добрыми, честными, порядочными, любящими свое Отечество и его историю», – подчеркнул митрополит.

По словам владыки, среди представителей органов власти продолжают бытовать стереотипы, связанные с неправильным пониманием светского характера государства и школы, который часто интерпретируется ими как максимальная закрытость от Церкви. Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации напомнил присутствующим слова В.В. Путина, которые президент произнес на встрече с лидерами российских конфессий. «Владимир Владимирович сказал следующее: “Безусловно, наше государство было, есть и, надеюсь, останется… светским государством. <…> Но в прежние десятилетия светскость понималась таким образом, что Церковь и традиционные конфессии фактически ущемлялись в правах. Вот такого примитивизма сегодня нам ни в коем случае допустить нельзя. Если мы говорим об отделении Церкви от государства, то в современных условиях мы должны говорить о другом содержании этой светскости. Она, на мой взгляд, должна заключаться в том, что между государством и религиозными организациями должен установиться совершенно другой режим взаимоотношений – режим партнерства, взаимной помощи и поддержки», – процитировал владыка слова Президента.

Рассматривая процедуру выбора религиозного образовательного курса, митрополит предложил внести некоторые коррективы в нынешнее законодательство, а также заняться проведением экспертизы школьных учебников по религиозным культурам в религиозных организациях. «Важно понимать, что детям на стол кладется не примерная программа, а учебник. И он должен быть качественным с точки зрения соответствия его содержания вероучению, историческим и культурным традициям Церкви. Именно так в статье 87 сформулирована задача экспертизы. Поэтому экспертиза примерной программы, условно говоря, обязательного минимума содержания по курсу религиозной культуры явно недостаточна. Это совсем небольшие тексты, просто набор основных учебных тем», – уточнил митрополит Меркурий.

Ирина Яровая, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, также отметила, что экспертиза школьных учебников необходима. И. Яровая заявила о том, что в проект закона внесена общая линейка учебников по русскому языку, литературе и истории Отечества. «Я сейчас понимаю, что наша ошибка в том, что мы не предусмотрели и не включили в проект закона положение о том, чтобы в экспертизе учебников принимали участие представители традиционных конфессий, а это чрезвычайно важно», – заметила Яровая.

Говоря об образовании, которое Минобрнауки пытается усложнить, Ирина Яровая заметила, что эта процедура не идет на пользу детям. «Такое впечатление, что усложнение образования направлено на то, чтобы у ребенка формировались не знания, а любознательность. Любопытно узнать и знать – это разные категории. Любопытство – это не плохое качество, но только в том случае, если оно подкреплено нравственным началом, глубоким знанием предмета жизни. В то время как любознательность формирует иное: скоротечность, легкомыслие, способность уверовать в любое. Тем более, что современные информационные технологии очень легко манипулируют сознанием ребенка. Поэтому любознательность, не подкрепленная нравственным началом и глубокими истинными знаниями, позволяет человеку деградировать, а не развиваться. Я полагаю, что сегодня требует жесточайшей ревизии качество и объем знаний, которые предлагаются ребенку», – сказала Яровая.

Анна Ерахтина

27 января 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
В Церкви намерены развивать высокопороговые центры для бездомных В Церкви намерены развивать высокопороговые центры для бездомных В Церкви намерены развивать высокопороговые центры для бездомных В Церкви намерены развивать высокопороговые центры для бездомных
За последний год в России был открыт ряд приютов для реабилитации бездомных, а уже имеющиеся приюты готовятся значительно расширить свою работу.
«Князь Владимир — пример для каждого» «Князь Владимир — пример для каждого»
О главной теме XXIII Рождественских Чтений
«Князь Владимир — пример для каждого» «Князь Владимир — пример для каждого»
О главной теме XXIII Рождественских Чтений
Анна Ерахтина
21 января в Кремле открываются XXIII Международные Рождественские образовательные чтения.
Конференция по строительству новых храмов состоится в Храме Христа Спасителя Конференция по строительству новых храмов состоится в Храме Христа Спасителя Конференция по строительству новых храмов состоится в Храме Христа Спасителя Конференция по строительству новых храмов состоится в столице
На мероприятии, которое пройдет в Храме Христа Спасителя в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений, планируется обсудить ход реализации программы строительства новых храмов, которая уже на протяжении нескольких лет воплощается в столице.
Комментарии
Светлана 3 февраля 2015, 15:25
Считаю, необходимо сделать Православие - государственной религией, т.к. большинство граждан России православные. Например в Греции православие является государственной религией,юридически закреплено. И неплохо с этим живут. Как раз и закрепятся традиционные ценности.
Елена М 1 февраля 2015, 13:10
Я думаю, что ни у кого не возникает мысли включать религию в государство на том уровне, как это, например, сделано в Израиле. Нельзя , чтобы в стране, где есть не только Церкви, но и Мечети, и Синагоги выбиралась какая-то одна религия для всей страны. Кстати сказать, от такого устройства в Израиле страдают многие, т.к. религиозной партии достаточно набрать 10% голосов и можно шантажировать победителей на выборах, т.к. победители всегда нуждаются в коалиции, своих, хоть и больших процентов, всё-таки не хватает, вот и получается, что большинство как бы роли и не играет, религиозная партия соглашается войти в коалицию, а потом начинается: вы нам это и то и другое, а то из коалиции выйдем и останетесь в меньшинстве, оппозиция любые ваши законы будет блокировать. Но вот, что действительно важно, так это проводить именно те законы, которые созвучны со всеми религиями, один из примеров я привела в предыдущем комментарии.Думаю, что уважение к родителям и их воле во всех религиях одинаково важно (да и приличные светские люди с этим не могут не согласиться).
Катя29 января 2015, 23:19
«Если бы в преамбуле Конституции была указана особая роль Православия в становлении российской государственности, это сильно повлияло бы на дух нашего права. Мы бы понимали, что Православие является критерием нравственности того или иного нормативного акта».
Я думаю, при нынешнем положении в России этого уже мало. Такой полумерой зреющее недовольство не сдержать. Формулировка должна быть жестче: законы государства должны быть в соответствии с Православными заповедями (нормами).
И даже такое решение может оказаться бесполезным сейчас, когда вчерашняя "опора России" - средний и мелкий бизнес сегодня уже получают ярлыки вредителей-спекулянтов, которых во всю проверяет прокуратура, ФАС и все "компетентные органы". А власть совершенно безнаказанно договаривается уже до того, при отсутствии денег людям надо "поменьше питаться" (http://www.kommersant.ru/doc/2656038?isSearch=True). О том, что творится в судах, например, в отношении людей, обвиняемых в воровстве, каждый день рассказывают в СМИ. Добавьте к этому уже несколько случаев убийств уволенными сотрудниками бывших руководителей. Возможно, эти люди не верили судам? Сейчас ведь судья рассматривает дела исходя из собственных внутренних убеждений, так? Разве это по-православному?
Смилуйся над нами, Господи, спаси нас!
К29 января 2015, 19:28
Власть у нас - светская. Выбирается людьми на ограниченный срок для организации решения хозяйственных вопросов ( по конституции).
Посему никаких "симфоний" этой власти устраивать никто права не давал.
У нее прямая функция - менять лампочки и мыть полы, при этом делать она обязана это так, чтоб это мне не мешало, ибо она меня обслуживает за мои деньги!
Церковь же - Божье дело. В духовной иерархии стоит неизмеримо выше любой избираемой власти от управдома до президента. Посему ей не след затевать "симфонии" ни с управдомами ни с президентами.
"Симфония" была при царе - помазаннике, на короне которого (в высшей точке) был установлен крест, что символизировало его покорность воле Бога (причем, что важно именно Пресвятой Троицы! не аллаху к примеру) и Церкви (ведь именно Церковь провозглашала его царем). Ну и к чему эта симфония привела? В Византии - к краху. В России - тоже. Сначала к Петровским выкрутасам и синоду, потом к революции 17-го. Царя с наследниками убили. Какая уж теперь "симфония"?
Понятно зачем это "власти", но не понятно зачем это Церкви?
Равноудаленней надо быть! Не стесняться когда и посохом по лбу двинуть, когда слуги народа разные злые самочинья устраивают.
Н. Покопаев28 января 2015, 19:01
Какие же страшные слова: церковь, мечеть, синагога вместе. Нет общего между Христом и велиаром, Истиной и ложью. Вот такими встречами и готовится почва для прихода антрихриста, для которого религия будет лишь одной из функций единой государственной машины, обеспечивающей легитимацию принимаемых государством решений. И тут уже не важно, какая религия - важно, чтобы были традиции, а Христос или Мухаммед - для государственных мужей абсолютно не важно. Страшно.
Василий Н.28 января 2015, 13:59
"Например, принимается Гражданский кодекс – либеральный, калькированный с западных образцов, не учитывающий интересов Патриархии".

Лично меня Гражданский кодекс вполне устраивает. Не понимаю, какие там должны быть интересы Патриархии.

«Если бы в преамбуле Конституции была указана особая роль Православия в становлении российской государственности, это сильно повлияло бы на дух нашего права. Мы бы понимали, что Православие является критерием нравственности того или иного нормативного акта»

Я так не думаю. Скорее, государство получило бы возможность использовать православие в качестве средства давления на общество (собственно, как мне кажется, мы уже сейчас к этому движемся).

Алексей28 января 2015, 13:44
Это событие как радуга посреди грозы.
Даже если учитывать только цитаты из публикации, то у России, как гос. образования есть все данные стать сильной самостоятельной державой даже без привязки к глобальности.
Если Духовность народа, а не душевность или экономика встанет на первое место в государстве, то и правовая система страны и общественные отношения будут неминуемо основаны на принципах нравственности Высших Божественных Начал. Во всяком случае, право, закон, иерархия гос. власти станут Богоцентричны, а не наоборот как в нынешнем либеральном устроении.
Если кто-то волнуется, что произойдет слияние РПЦ и РФ, то это уже сегодня невозможно по ряду объективных причин (лично для меня, к сожалению). Эпоха судей, царств, Византии, Российской монархии...уже в прошлом и не вернутся.
Очень порадовали слова Верховного муфтия: "Церковь, мечеть, синагога - это составная часть нашего государства и общества". Очень мудрые, сильные, базовые слова. Церковь, мечеть, синагога. Невозможное сочетание объединенное верой в Единого Бога сочетается в одном государстве. Любить Бога всем сердцем... и возлюбить ближнего своего, как... в одной стране. Больших заповедей нет, как сказал Спаситель.
Спасибо автору за статью.

Yekaterina Kartasheva28 января 2015, 02:32
Ни в коем случае не нужно интегрировать религию в государство. Из печального опыта истории мы знаем, что это приведет к манипулированию, искривлению самой веры, уставов, канонов и т.д. Государство будет использовать религию как рычаг давления на общество. Церковь должна быть отделена от государства.

Но государство должно покровительствовать Церкви и возможными методами помогать укреплению веры, нравственности в обществе. Прекрасный пример сотрудничества Церкви и Государства мы видим сегодня в лице нашего уважаемого Патриарха и Президента Путина.
АлександрГ.27 января 2015, 21:30
Россия у нас одна. Убеждения у людей разные. И мирить нужно убеждения людские. А помирить их можно только одним способом, осознанием, того что Отечество - дар Божий. Дар, за который мы отвечаем перед Господом, перед своими предками передавшими его нам. Дар, который мы обязаны сохранить и украсить, передав его нашим потомкам.
На деле, это единственная доминанта, способная объединить вокруг себя людей, с самыми различными взглядами на наше прошлое.
Елена М27 января 2015, 11:41
Чтобы православие и государственные законы были едины, необходимо, чтобы они как можно больше совпадали между собой. Вот возьмем к примеру: Уважай волю отца своего, или следуй его воле. А часто мы поступаем именно так? Нет! Значит государство должно иметь такие законы, которые подталкивают нас к соблюдению данной заповеди, а не наоборот. Завещал, к примеру, отец оставшееся после него одному наследнику, а по закону, другой наследник может оспорить завещание и получить долю. Явное пренебрежение волей отца, однако законом поошряется, и множатся доли в квартирах и судятся наследники до умопомрачения и, порою, тот, кому отец завещал, вообще, остается без ничего, либо с куском. который нужно отстаивать денно и ночно.Если люди, при том, что считают себя настоящими христианами, на отцовскую волю плюют, а законы им еще в этом помогают, так какое это единение православия и власти?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×