О смысловом вандализме

Сцена из нового "Тангейзера" Сцена из нового "Тангейзера"
    

Заголовки «Церковь требует запретить оперу “Тангейзер”» вызывают ожидаемую реакцию: ну до чего дошли попы! Уже и немецкий композитор XIX века Рихард Вагнер сделался им кощунником! Никогда такого не было – и вот опять! Что они завтра запретят?

Однако, как это обычно бывает с кричащими заголовками, вас просто вводят в заблуждение. Церковь ничего не имеет против Вагнера – и уж точно ничего не имеет против классической музыки. Речь идет о постановке, в которой знаменитая опера немецкого композитора подвергается непристойной переделке – примерно в стиле похабных пародий на «Евгения Онегина». Хуже того, в постановке появляется актер, изображающий Христа, в видах и позах, о которых мы не будем говорить подробно. Цель всего этого примерно понятна: люди, не способные создавать эстетические ценности, стремятся привлечь к себе внимание скандалом. Ничего нового в этом нет. Как нет ничего нового и в сопутствующем негодовании на любые попытки протестовать: мракобесы, мол, средневековые фанатики выступают против культуры! Но кто тут выступает против культуры? Давайте попробуем разобраться.

Что мы имеем в виду, когда говорим о культуре и культурных ценностях? Почему, собственно, они ценны?

Что мы имеем в виду, когда говорим о культуре и культурных ценностях? Почему, собственно, они ценны? Представим себе, что нас завоевали варвары, например тот же ИГИЛ, уничтожили все партитуры и записи того же Вагнера (и музыки вообще) и положили суровое наказание за любые попытки как-либо исполнять или слушать музыку. Сочтем ли мы это тяжким лишением? Несомненно. Почему? Допустим, материально завоеватели нас ничем не стеснили, и всё, что нам запретили, – это культуру. Музыку, изобразительное искусство, скульптуру. Вагнера, Бетховена, Баха, Чайковского, Таллиса. Но при этом мы вполне сыты и, пока не пытаемся тайком слушать партиты, в безопасности. Почему мы сочтем это тяжким притеснением? Почему культура – это ценность, которой ужасно лишиться и которую следует поддерживать?

Человек есть тварь словесная, он наделен способностью общаться не только на уровне сигналов, как животные, а на уровне смыслов. Культура есть мир символов, передающих определенные смыслы – причем смыслы не только на уровне информации, о которых мы можем прочитать в словаре (например «единорог означает целомудрие»), но на уровне отношений и переживаний – музыка, собственно, не сообщает нам информации, она передает переживание, невербализуемый опыт. Мы не можем пересказать словами Баха или того же Вагнера человеку, который их никогда не слышал. Такой человек лишен чего-то очень важного в своей жизни – хотя мы и затрудняемся выразить словами, чего именно.

Не просто «эстетического наслаждения» – мы понимаем, что речь идет не только о «наслаждении», речь идет о ценности. Об опыте красоты и смысла, переживание которого составляет принципиальное отличие человека от других существ. Как культурный человек, вы это чувствуете и знаете; но вы едва ли сможете объяснить это варвару.

Культурное переживание близко к религиозному – хотя, конечно, отличается от него. То и другое указывает на природу человека как существа словесного, ищущего смысла в своей жизни и в мироздании. Глубоко закономерно поэтому, что великие антирелигиозные движения были в то же время и антикультурными: борьба с религиозным дурманом обычно сопровождается вандализмом в отношении религиозного искусства. Наша, отечественная версия ИГИЛа была воинственно секулярной.

Разрушение может и не принимать форму физического уничтожения.

Есть менее расходный способ – осквернение

Однако разрушение смыслов может и не носить характера физического уничтожения – тем более что современная техника обмена информацией сделала уничтожение всех партитур и записей Вагнера задачей нерешаемой. Есть менее расходный способ уничтожения – осквернение. Приведу пример.

Известный рождественский гимн «Gaudette» («Радуйтесь») – это запоминающаяся мелодия, ее поют все – от церковных хоров до фольклорных коллективов; и вот какая-то группа – надо думать, идейные антиклерикалы – спела его не с традиционными словами, прославляющими Рождение Богомладенца, а со словами непристойными и похабными. На это можно наткнуться в сети – и отравиться. Среди ассоциаций, которые станет вызывать в вашем сознании эта прекрасная мелодия, будет не только детская радость Рождества, но и вот это – на что и делался расчет.

Вандалы (пока) не могут добраться до Сикстинской Мадонны и пририсовать ей усы – но они могут завалить вас репродукциями этой картины с пририсованными усами и назвать это «новым прочтением Рафаэля». Чтобы в сознании людей – особенно тех, кто не успел получить нормального образования в области культуры, – закрепилось, что Сикстинская Мадонна – это вот это, с усами. Если такое произойдет, то сама картина перестанет существовать как культурное явление – физически оригинал, конечно, не будет уничтожен, но в пространстве культуры и в сознании множества людей его заменит «новое прочтение», в котором смысл первоначального произведения будет полностью погублен.

Непристойные «прочтения» известных произведений – это не культура, это уничтожение культуры. Протест против такого уничтожения – это не «нападки Церкви на культуру». Это защита культуры от попыток ее разрушить.

Надо называть вещи своими именами: непристойные «прочтения» классических произведений являются актом вандализма, а не культуры

Мы имеем дело не просто с «оскорблением чувств». Не просто с причинением эмоциональных страданий, но с намеренным разрушением смыслов и символов. Этому надо противостать – и прежде всего стоит называть вещи своими именами. Такого рода прочтения классических произведений являются актом вандализма, а не культуры. Культура – это совсем другое.

Сергей Худиев

9 марта 2015 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«По мотивам» культуры «По мотивам» культуры
Заметки американца о современной чуме во время пира
«По мотивам» культуры «По мотивам» культуры
Заметки американца о современной чуме во время пира
Джулиан Лоуэнфельд
Каким наркотиком торгует Вальсингам в пушкинском «Пире во время чумы»? Правда ли, что грибоедовский Фамусов — гей? Стал ли шекспировский Яго президентом Кипра? Эти вопросы взяты из увиденных мной лично российских постановок «классики».
Мародеры против классики Мародеры против классики
Егор Холмогоров
Мародеры против классики Мародеры против классики
Егор Холмогоров
«Современная интерпретация» — это почти всегда убийство оперы, так же как убийством балета будет танцевать под музыку Чайковского дабстеп.
Антиискусство как религия Антиискусство как религия
Беседа с художником Андреем Яхниным
Я не видел большего возмущения, ненависти и других негативных эмоций, когда просто пытаешься подвергнуть сомнению, например, роль русского авангарда в культуре. Это священное предание современного интеллигентного человека. И православные люди также мыслят этими стереотипами. А ведь это серьезные вопросы, и, не ответив на них честно, дальше двигаться очень сложно. Не сказав себе честно, что Малевич, Кандинский, Бурлюк, Татлин – это фигуры того же порядка, что и Ленин, Троцкий, Парвус…
Комментарии
Андрей13 марта 2015, 02:00
В дополнение к тому, что написал ниже: "Ничто не создает такой популярности богохульству как официальный на него запрет." Это цитата из почти соседней статьи "По мотивам культуры" (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/77724.htm). Судя по сложившейся тенденции скоро будет больше возможностей/причин применить новый закон о "защите чувств верующих". P.S: история имеет массу подтверждений, как церковь поразительно быстро переходит из гонимой в гонящую.
Андрей13 марта 2015, 01:00
Не понимаю этой статьи и её автора. 1. С какой целью она написана? Для кого? Чтобы разъяснить читателям православие.ру причины, по которым церковь оскорбилась данной постановкой? 2. Раз защищается культура, то почему молчат про другие, "развороченные" до неузнаваемости, произведения? Ведь есть множество постановок "Евгения Онегина", "Чайки" и проч., которые извращены и несут совершенно противоположный смысл, нежели вкладывал автор. Или пока Христа не изображают в неглиже, культуру не нужно защищать? 3. Ведь раздута проблема, разве нет? Зайдите во Вконтакте и найдите группы вроде "Лепра", "Юмор класса Б", "Атеист" и ещё множество им подобных, где с завидной регулярностью уничтожается всякая культура. Миллионы подростков ежедневно растлят свои умы там, читают похабные истории с участием библейских героев, глазеют на изображения Христа в совершенно немыслимом виде, смеются над такого же рода комиксами и проч. (можно бесконечно перечислять). И на фоне этого появляется "Тангейзер", церковное сообщество начинает дербанить моську игнорирую слона, ведь аудитория данной оперы ничтожно мала по сравнению с каждой из этих групп в социальной сети. Умы тех, за кем будущее, уже захвачены и аморализованы, а тут локальная вспышка кощунства привлекает столько внимания. Не понимаю.
Jakov Ri13 марта 2015, 01:00
Симптом тяжёлейшей, смертельной болезни нашего народа. Вот что я вижу. Я теплохладен и трус и мы все называющие себя православными теплохладные и трусы. Как могут дальше жить такие люди (создатели, участники, и даже те судебные "эксперты") в стране, где 85% "записываются" в православные? Да не православные мы. Ну может 10%? Если бы были, то во-первых не пошли бы. А если бы а появилось это представление, то в лучшем случае 8 из 10 прохожих плевали ли бы им в лицо, фигурально или буквально. А мы? Что мы? Как когда-то, старцу всея Российския Империи святому нашему, любимейшему батюшке, солнышку Иоанну Крондштадскому молодой негодяй нагло влепил пощёчину и расплескал Тело и Кровь, и в переполненной-то церкви не нашлось ни одного заступника а все лишь выпучились и смотрели, так и сейчас...
ЛК10 марта 2015, 20:00
Мировой суд подразумевает разбор по мелким спорам, узаконить или запретить может только Конституционный Суд. Очень жаль, что Церковь не ведет системную работу по защите ценностей. Один священник в поле не воин.
Екатерина10 марта 2015, 18:00
Из сегодняшнего чтения Священного Писания: "Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя" (Притч. 9:7-8) Мне кажется, заявлять свою позицию необходимо, но без агрессии. Унизить можно того, кто унижается. Верно сказал один из сторонников спектакля: "Оскорблённый христианин - это оксюморон". Господа и подавно унизить невозможно. Люди и так топают в преисподнюю, а мы им вслед ругаемся. Молитва и смирение прежде всего.
Наталия10 марта 2015, 14:00
Александру - спасибо большое, порадовали цитатой из "12 стульев" - прекрасная иллюстрация к статье. Те времена протекали под лозунгами типа: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности", "разрушим...до основанья, а затем мы наш новый мир построим.."..Впечатление, что, сделав 100-летний виток, все вернулось и тогда такие постановки - "пощечины общественному вкусу" - есть именно акты вандализма. Вениамину - Мое мнение - церковь все же должна бороться за культуру (такого уровня как Бах, Вагнер..), т.к. это подступ к Божественному, это уровень, где зритель также способен очистить душу через катарсис. (Гипотеза конечно, но до прихода в храм долгие годы сама была поклонницей Чайковского, Моцарта, классического балета.Может это тоже способствовало моему приходу?)
Василий10 марта 2015, 14:00
Сегодня мировой суд Центрального района Новосибирска, фактически, узаконил публичные кощунство и богохульство (пусть мне после этого кто-нибудь скажет, что "попы срослись со властью" и т. д.) Позор!
Алексей10 марта 2015, 13:00
Вся эта грязь и чернуха будет продолжаться пока она интересна. Им только и нужно чтобы привлечь к себе внимание и спровоцировать скандалы. Необходимо прекращать давать возможность зарабатывать им деньги - не ходить на такие представления и не смотреть аналогичные фильмы.
Лариса Воронина10 марта 2015, 12:00
Отчаиваться и опускать руки не стоит. В романо-германской правовой семье нет прецедентного права, т.е. это не означает, что все судебные решения теперь будут выноситься по аналогии. Как говорил св.прав.Феодор Ушаков "сии грозные бури обратятся на славу России!". Во Франции однажды поставили что-то подобное и государь-император Александр III на отказ снять пьесу сказал: "тогда я пришлю вам миллион зрителей в шинелях". Нынешние зрители в погонах вполне могли бы защитить юные режиссерские дарования от той скользкой дорожки, которую они избрали. Но это всего лишь моё частное мнение. Цель провокации вполне понятна: мы со своей системой взглядов не вписываемся в создаваемую (и к стати, уже разрушающуюся) картину мира. Поддерживать и развивать традиционную систему достаточно эффективно способна Православная Церковь. Значит, по видению глобалистов, надо разрушать Церковь: нанося удары лоб-в-лоб, параллельно подтачивая изнутри. Теперь ожидайте очередного "совершил наезд на автомобиле в состоянии...".
Лариса Воронина10 марта 2015, 11:00
В этом деле интересен подбор экспетов: доценты кафедр религиоведения МГУ и РГГУ Владимир Винокуров и Борис Фаликов. Вот их заключение: "Кулябин ни в коем случае не хочет никого обидеть. Наоборот, он протягивает руку православной церкви, а в ответ получает обиды. То, что происходит на сцене не имеет никакого отношения к религиозному культу. Мы столкнулись здесь с большим невежеством: как религиозным, так и эстетическим. Зритель отождествляет вымысел с реальностью, героя - с автором. Это ошибка. Принимать вымысел за реальность - это соблазн, искушение. И дело пастыря - избавлять от подобных искушений". /ТАСС/ Обратите внимание: никакого "пастыря" среди экспертов нет. Люди науки. Ладно бы только это: на сайте священника, подавшего жалобу, есть фотографии, этого, с позволения сказать, спектакля. И ученые мужи не увидели в них хотя бы похабщины? Прокурор и судьи тоже? Даже особого мнения не было? Что ж... нам предстоит следующий виток атаки на национальную систему управления со стороны глобализации. И этот бой мы (пока!) проиграли.
Людмила10 марта 2015, 09:00
Автор очень верно осветил проблему. Приведу личный пример - когда я стала рассказывать своему 8-летнему внуку про русских богатырей, про Илью Муромца и Алешу Поповича, то он наотрез отказывался слушать - зачем, ведь мультик он уже смотрел. Пришлось его насильно заставить читать русские былины, сначала канючил, а потом понравилось и с интересом дочитал сам. Благодаря идиотскому мультику у ребенка сложилось понятие, что русские богатыри это такие придурковатые персонажи и больше ничего. Было бы не страшно, если наряду с такими мультиками существовали более серьезные фильмы и передачи о истоках русской нации и культуры для детей, но ведь нет ничего.
Марина10 марта 2015, 02:00
Хорошая статья, спасибо. Беда в нас, в нашем равнодушии, теплохладности... Новосибирск сегодня -это 2 731 176 человек, а на митинг пришли только около 1 000 человек, а остальным всё равно... Главным вопросом митинга был не только "Тангейзер", но соответствие занимаемой должности министра культуры Новосибирска. Провокационные выставки, концерты, постановки стали нормой, они особо освещаются прессой, набирают бонусы руководству...Почему в суде только режиссёр и руководитель театра? Их можно и наказать и усовестить, но ситуация в культурном пространстве Новосибирска не изменится, если не станет хуже.
Альбина 9 марта 2015, 22:00
Спасибо автору за тему статьи! Хочу добавить еще один аспект проблемы - подавляющее большинство авторских "изысков" оплачены из бюджета, т.е на наши деньги поставлены мерзкие спектакли или кощунственные фильмы. Вот если бы собралось несколько молодых православных юристов, да возбудили бы судебные иски к новомодным режиссерам, глумящимся над Святынями, тем более, что принят соответствующий закон. И наказывать надо прежде всего рублем, это очень доходчивое наказание для святотатцев. Очень важная мысль автора - "Такого рода прочтения классических произведений являются актом вандализма, а не культуры". И опять возникает вопрос, почему Минкульт РФ финансирует вандалов?
Вениамин 9 марта 2015, 21:00
Автор совершенно напрасно смещает акценты. Разговаривать о том, что есть правильная культура (Бах), а есть неправильная (скажем, Шнуров) - можно долго и безуспешно. Есть определенные социальные табу, есть закон, и все тут. И совершенно неважно, какого качества произведение культуры. Церковь не борется с культурой, и не борется за культуру (а именно такой вывод можно сделать из статьи). Церковь борется за права верующих, против богохульников, только и всего. Рисуйте пошлые картинки, ставьте бездарные пьесы, но не оскорбляйте нас, не трогайте то, что для нас - свято. А нас - довольно много, все-таки. То же, разумеется, касается и мусульман, и буддистов и прочих. У нас в стране, слава Богу, по закону нельзя печатать такой Шорли. И нельзя ставить такой Тангейзер.
Александр 9 марта 2015, 17:00
"Сцена сватовства вызвала наибольший интерес зрительного зала. В ту минуту, когда на протянутой через весь зал проволоке начала спускаться Агафья Тихоновна, страшный оркестр X. Иванова произвел такой шум, что от него одного Агафья Тихоновна должна была бы упасть в публику. Однако Агафья держалась на сцене прекрасно. Она была в трико телесного цвета и мужском котелке. Балансируя зеленым зонтиком с надписью: «Я хочу Подколесина», она переступала по проволоке, и снизу всем были видны ее грязные подошвы, С проволоки она спрыгнула прямо на стул. Одновременно с этим все негры, Подколесин, Кочкарев в балетных пачках и сваха в костюме вагоновожатого сделали обратное сальто. Затем все отдыхали пять минут, для сокрытия чего был снова погашен свет. Женихи были очень смешны, в особенности — Яичница. Вместо него выносили большую яичницу на сковороде. На моряке была мачта с парусом. Напрасно купец Стариков кричал, что его душат патент и уравнительный. Он не понравился Агафье Тихоновне. Она вышла замуж за Степана. Оба принялись уписывать яичницу, которую подал им обратившийся в лакея Подколесин. Кочкарев с Феклой спели куплеты про Чемберлена и про алименты, которые британский министр взимает с Германии. На кружках Эсмарха сыграли отходную. И занавес, навевая прохладу, захлопнулся". Ильф И. Петров Е. 12 стульев.
Сергей 9 марта 2015, 16:00
Это надо запретить, этому надо противостать… Ведь от того, что наркотики запрещены, продающих и покупающих меньше не становиться. Если не будет покупающих наркотики, то и продавцы сгинут. Если не будет покупающих билеты на ЭТО, то и режиссеры ЭТОГО сгинут. Сергей, а по центральным каналам показываются разве не аналоги Тангейзеров?
Надежда Искакова 9 марта 2015, 16:00
Мне искренне жаль этих молодых режиссеров, опьяненных собственным тщеславием. Да, у них успех, у них слава, деньги, но какой ценой! Соблазнившись сами , они вводят в соблазн других. Одни - делают это осознанно , другие - нет. А что будет с душой? Страшно подумать!
Любовь Украина 9 марта 2015, 14:00
Слава Богу что пишите, храни Вас Господь, очень нужная статья. Спасибо.
Марина 9 марта 2015, 13:00
Спаси Господи! Все абсолютно верно. Как нельзя отдавать на поругание святыни, так надо сберегать и защищать светские культурные ценности, иначе человек перестает быть человеком, а превращается в нечто скотообразное.
Молчанова Галина 9 марта 2015, 12:00
Подписываюсь под каждым словом. Главное, развивать, воспитывать и прививать православные ценности нашим детям, окультуривать. Сколько разных кружков было в нашем детстве и, любой двоечник мог рассказать об истории и культуре. Сколько раньше мы знали об искусстве и классами ходили в музеи. Родители, оторвитесь от повседневных забот, в охапку детей и образовывать, образовывать. Иначе энти "талантище" привьют вкус за нас, молодежь посмеется, но признает, что это норма
nino 9 марта 2015, 11:00
"Мы имеем дело не просто с «оскорблением чувств». Не просто с причинением эмоциональных страданий, но с намеренным разрушением смыслов и символов. Этому надо противостать – и прежде всего стоит называть вещи своими именами."
Renat 9 марта 2015, 10:00
Уже много наслышан об этой опере, так как живу в Новосибирске. Могу еще добавить, что кроме вандализма в культуре ещё и глумление над тем, что свято для верующих людей. Кроме скорби, которая возникает у верующих создается ложное представление у тех, которые ещё не пришли к Богу и церкви. Можно сказать, что это клевета на Христа. Шокирует то, что эту оперу не только сделали, но в связи с последними событиями, оперу и её создателей активно поддерживают немало людей; и, что самое печальное, многие средства массовой информации. Одни пишут хитро составленные статьи, другие их горячо комментируют, ругая церковь. Подозреваю, что не все неудобные им комментарии публикуются, сам с этим столкнулся. Неужели всё так плохо. Мне казалось, что неверующий, но порядочный человек будет относиться к религии хотя-бы уважительно. Наверно я ошибался.
Иван Х. 9 марта 2015, 10:00
Абсолютно верно! Невозможно убить веру в людях напрямую, но можно испохабить корни веры - сами слова, выражающие мысль. Тогда мысли станут примитивными (1984), а человек превратится в животное. В советском искусстве Бога поминали часто, употребляя имя Божие всуе, чтобы люди перестали воспринимать его всерьёз. Но советской пропаганде и не снилась мощь Интернета в богоборчестве. Вот только есть побочный эффект: развращённый народ нежизнеспособен. На его место приходит более благочестивый, пусть и более агрессивный народ. Когда же станет некому приходить, разврат будет повсеместным, наступит конец нашего мира и Страшный Суд. В это можно не верить, но избежать этого невозможно. Выход? Есть выход! Полное исключение кощунства, шуточек над Священным Писанием, словами молитв, богослужения, прежде всего в речи православных христиан. Изменим себя - нас начнут слушать другие. А сейчас не слушают, потому что мы сами с гнильцой. Попробуйте при мусульманине пошутить над именем Божиим или текстом из Корана. Потому что они сами не шутят, и нам не дадут! И правильно сделают - нам нужно брать пример. Слова искренних людей всегда будут слушать. Потому что нет ничего на свете сильнее правды!
Иван 9 марта 2015, 10:00
Надо называть вещи своими именами: вперёд, в УК есть статья связанная с вандализмом. Уж если называть своими именами, то называть.
Ольга 9 марта 2015, 09:00
Правильная, хорошая статья. Автор сумел сказать о пошлом в современной культуре достойным языком, не опустившись до уровня тех, кто глумится над классикой и чувствами верующих.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке