Споры о Толстом

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Прошел уже год, как с нами нет Вячеслава Михайловича Клыковавеликого скульптора и замечательного человека.

Вячеслав Михайлович Клыков Вячеслав Михайлович Клыков
Ясным июльским днем 1989 года мы со скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым и его помощником Георгием Трошиным возвращались из Дивеева. Дорога была пустая. Я вел «Ниву», Вячеслав Михайлович сидел рядом, Георгий сзади. Мы спорили о Толстом.

Клыков никак не мог примириться с тем, что великий писатель был отлучен от Церкви и до сих пор это отлучение не снято.

— Что ж из того, что в церковных вопросах он заблуждался? Но это был настоящий гений! А его религиозные искания сейчас никому не интересны. Остались «Война и мир», «Анна Каренина»...

Я пытался возражать, что никто не отрицает художественный гений Толстого, но надо смотреть правде в глаза — Толстой к концу жизни стал беспощадным и сознательным врагом Церкви Христовой, сам разорвал общение с Нею, глумился над самым святым, что есть в христианстве и наконец отвратил от Церкви и от Бога огромное множество людей, не даром Ленин называл его «зеркалом русской революции».

Вячеслав Михайлович в те годы только приходил в Церковь, это было его первое паломничество в Дивеево к преподобному Серафиму и переоценка ценностей, как и у всякого, происходило в нем тяжело и болезненно. К тому же Клыков сам был в первую очередь художник — талант и тем более гений оставались для него превыше всего и никому неподсудны. Он вновь стал убеждать нас, что всякий гений от Бога. Я напомнил, как отец Иоанн Кронштадский называл Толстого не просто злым гением, но предтечею антихриста, а его борьбу с Церковью — делом дьявольским, за несколько лет предсказал несчастное бегство Льва Николаевича из родного гнезда, неудачную попытку покаяния и смерть в полном духовном одиночестве.

Но все это были слова, слова, слова... Я не мог убедить Вячеслава Михайловича, нет, не разлюбить Толстого как художника, а понять, почему борьба этого великого писателя с Христовой Церковью была настолько страшна, что Священный Синод пошел на такой тяжелый шаг как отлучение. Поняв, что не переубедим друг друга, мы замолчали. Вячеслав Михайлович задумчиво смотрел вперед. Машина мчалась по залитой солнцем дороге среди бесконечных полей.

Вдруг я заметил, что Вячеслав Михайлович напряженно вытянулся, устремив расширившийся от ужаса взгляд куда-то верх .

— ТОЛСТОЙ ! — закричал он не своим голосом, указывая пальцем ввысь.

Ничего не понимая, я перевел взгляд в небо - и сам чуть было не закричал: прямо перед нами посреди ясного лазоревого горизонта нависало ослепительно белое облако - голова великого писателя.

Я резко нажал на тормоз, стараясь только не потерять управление: оторвать взгляд от этого зрелища было невозможно. Потрясенные, мы все трое вышли на дорогу.

Ничего подобного ни один из нас не видел за всю свою жизнь: облако, висевшее перед нами с поразительной — скульптурной точностью повторяло известную всем нам по фотографиям и портретам, голову Толстого. Мужицкая борода, крупный нос картошкой, высокий лоб, резкий взгляд из-под густых бровей... Казалось, это какой-то волшебный мраморный бюст висит в небе.

Несколько секунд мы были не в состоянии произнести ни слова, потом стали наперебой делится своими впечатлениями, повторяю, в облаке не было абсолютно никакой двусмысленности или гадательности — перед нами был Толстой! Не понятно, что более нас потрясло: этот природный феномен или то, что мы лишь несколько минут назад так горячо спорили о Толстом.

Вдруг изображение в небе стало меняться: налетел ветер и внутри облака на наших глазах начались бурные метаморфозы. Лицо странно вытянулось, нос картошкой принял совершенно иную форму — тонкий, крючкообразный он хищно навис над ухмыляющимися губами, огромная борода отлетела и осталась лишь острая эспаньолка... За несколько мгновений перед нами совершилось превращение в такую страшную мефистофельскую бесовскую личину, что Клыков, схватившись за голову закричал:

— Я понял, понял! Не надо!..

Еще несколько секунд облако дрожало над нами, казалось для того, чтобы увиденное навсегда запечатлелось в нашей памяти, потом налетел вихрь и в клочья разметал все по небу.

Потом мы не раз вспоминали этот день и это видение.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

1 июня 2007 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Игорь24 декабря 2014, 02:00
Ну до конца хотя бы ктото дочитал Исповедь Толстого? Как раз говорит о вере и следованию Святоотеческому преданию.
Владислав24 октября 2013, 08:00
Дорогая Юлия! Если кратко ответить на Ваш вопрос, то, по моему мнению, великий Толстой повторил путь великих Мартина Лютера, Ульриха Цвингли, Жана Кальвина в их неприятии католицизма. Результат их усилий- рождение новых направлений в христианстве. Жалко, что Лев Николаевич не ознакомился с их трудами подробнее, не пришлось бы ему изобретать велосипед и писать новое Евангелие, и бороться с ветряными мельницами. Перешел бы в лютерианство или кальвинизм - и на этом бы успокоился. И православие, и католичество, и реформаторские направления в христианстве по-своему притягательны, каждый человек может и должен выбирать то, что ему ближе.
андрей 9 февраля 2013, 17:00
Рабочие мальцевских стеклянных заводов подарили Толстому большую стеклянную глыбу со следующей надписью золотыми буквами: Вы разделили участь многих великих людей, идущих впереди своего века, глубокопочтимый Лев Николаевич! И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрьмах и ссылках. Пусть отлучают Вас, как хотят фарисеи «первосвященники». Русские люди всегда будут гордиться, считая Вас великим, дорогим, любимым.
С.Г. 6 сентября 2012, 19:00
Нисколько не сомневаюсь, что это - реальный "случай" то есть могучее орудие провидения. Или - Бог-изобретатель. Спасибо!
Елена10 февраля 2012, 08:00
Юлия! Иногда (желательно почаще) надо смотреть в небо и особенно если мучает неразрешимый вопрос. Ответ получала в виде образа из облака. Обычно подсказка выплывает из облачного месива, замрет секунд на 10-20 четким очертанием, а потом распушивается в бесформенные рваные облака, тяжелые или легкие, темные или светлые, и плывут они себе в даль. Начала читать книгу по совету послушницы. Спасибо автору и низкий поклон всем, кто готовил издание книги.
священник Сергий 27 декабря 2011, 16:00
Дорогая Юлия. Церковь отлучила Льва Николаевича не за его литературный гений, а за его деяния. Точнее: хотел создать самую лучшую в мире религию, а создал обычную секту. Лев Николаевич перекроил Евангелие по собственному образу и подобию и из Христа-Богочеловека создал Христа-человека. Не Спасителя, а лишь морализатора. Всё это, конечно, дело свободы каждого, но тогда не должно называться христианином. Да и отлучение - это не проклятие, а лишь констатация факта, что человек по личным убеждениям не является православным христианином. Думаю, Лев Николаевич и сам был не против, но хотя и говорил о непротивлении злу силой, всё таки употребил силу и талант своего слова, дабы аргументировать свою антицерковную позицию (достаточно прочитать его ответ Священному Синоду на его отлучение). В художественных произведениях Льва Николаевича безусловно прослеживается эта его позиция, но если верующий человек ценит талант Толстого и читает, понимая: это жизнь, а вот это реклама учения, то есть фильтрует: что к сердцу, а что мимо ушей, то, думаю, найдёт за что поблагодарить Льва Николаевича, а может быть и помолиться келейно (помолиться, а не прочитать слова заклинания, как об этом писал Толстой) о упокоении его души.
Виктор Солдатов22 декабря 2011, 12:00
Дорогие братья и сестры! Хочется выразить благодарность отцу Тихону за то, что он обратил наше внимание на личность Льва Толстого, да еще таким оригинальным образом! Очень интересно и убедительно описаны искания Толстого в работах М.М. Дунаева, где он показывает, как после написания романа «Война и мир», принесшего автору мировую славу величайшего писателя всех времен и народов, Толстой, подобно старухе из сказки о золотой рыбке, возжелавшей быть владычицей морскою, захотел стать духовным учителем всего человечества! И здесь он столкнулся с проблемой: если Христос – Бог, то такое желание неисполнимо, т.к. невозможно человеку тягаться со своим Творцом! А если Христос просто великий духовный учитель подобно, например, Будде, то можно его и потеснить! Вот здесь и произошла великая трагедия Льва Толстого, по сравнению с которой искания Фауста – это просто детские игрушки! Хочется надеяться, что роман об этом крушении дождется своего часа! Но неудача Толстого вовсе не отменяет литературы, как полезнейшего средства для развития души! Просто у нее в этом мире свое место: «Над вымыслом слезами обольюсь!», как говорил Пушкин. А потом наступает время плакать о своих грехах, которые видны гораздо отчетливее, если человек в детстве, а потом и в молодые годы много читал хорошей литературы!
Сергий 9 мая 2011, 16:00
Интерес к классической литературе появился ближе к 30 годам. Благо в конце 90-х в книжных магазинах проблем с хорошей литературой и с иной (к сожалению) - не стало. Какие-то произведения авторов мировой и с советской классики более нравились, какие-то менее. Но больше всего впечатлений оставалось от русских классиков: Достоевский, Гончаров, Куприн, Лесков, Тургенев, Бунин… Из Толстого в то время прочел «Воскресенье» и «Анна Каренина». И оба романа оставили не понятное чувство неприятия чего-то… Перечитывать их или знакомиться с другими его романами желания не появлялось. И лишь биография Толстого (прочитанная позже), его мировоззрение, которым пронизаны романы, прояснила мне - в чем заключалось чувство неприятия. Еще раз убеждаюсь, прочитав отзывы, насколько мы все разные. У каждого свои интересы, своя система ценностей и, как следствие, сои дороги… Дай Бог чтобы эти дороги привели ко Христу.
Манипенни 1 мая 2011, 18:00
Воскресенье" - кощунственный роман. Но у меня и не только у меня возникает вопрос: как относиться к другим созданиям Толстого, где нет открытых глумливых нападок на Церковь: его трилогии, "Войне и миру", "Анне Карениной"? Персонажи "Войны и мира" - "бытовые атеисты", если так можно выразиться. Да, кое-то считается христианином, но силы, даже малейшей, в них нет. Никто не молится, даже о тяжелобольных и покойниках. Кто-то ходит в церковь, кто-то читает молитвенное правило, кто-то вешает на шею родного человека образок - и все.
Дмитрий29 апреля 2011, 23:00
Все книги мира не стоят и строчки из Нового Завета, миллионы людей рождались и умирали даже не умея читать, но многие из тех людей гораздо больше знали о жизни и о совести и чести и без тех крещеных Святым Духом наших предков не было б ни Достоевских ни Толстых ни нас с вами. Ни один писатель не стоИт рядом с любым Святым. Апостол Петр , Серафим Саровский, Ксенья Петебуржская, Мария Египетская, 40 севастийских мученников в коротком описании их жизни и есть сама жизнь.
Виктор28 апреля 2011, 21:00
Надежда, не скажите, книги Достоевского для души полезны. "Преступление и наказание" --- повесть о том, что произойдет, если на место Бога поставить свое "я", но и о том, что путь покаяния ни для кого не закрыт. А "Братья Карамазовы" так и вовсе очень православная книга.
Надежда 5 апреля 2011, 17:00
писатели, даже и гениальные, больше описывают наш падший, реальный, человеческий мир, и, конечно, дают какую-то пищу для размышлений, эмоций, но никак не духовную... последнее время пришла к выводу, что литература больще нужна человеку в молодом возрасте или в трудные моменты, для сравнения, для обращения к коллективному или индивидуальному человеческому поыту и разуму, чтобы поняять, а переживали ли другие то же самое, и как? И почему? но для верющуего человека на первом месте должна быть молитва, духовная литература... к светской надо подходить очень осторожно. Ну, что хорошего, право же, даёт молодому человеку чтение Печорина или Преступления и Наказания?...
Юлия19 января 2011, 13:00
...Julia: Спасибо! Это ваша художественная фантазия или реальный случай?... Надо помнить, что монахи не лгут.
Юлия20 февраля 2009, 17:00
Удивительно! Зашла на сайт и случайно, что называется, набрела на статью о Толстом. Ну, понятно, случайного ничего нет, но тем не менее. Сейчас то как раз и читаю великого русского писателя. Потому как школа, институт(филологичекий факультет) почему-то не дали мне возможности понять этого человека. В те периоды своей жизни, ведя совершенно беспутную жизнь, мне и дела не было до всего "этого". И вот чья-то рука будто бы подтолкнула меня к его собранию сочинений. Все эти две недели я сама не своя. Я плачу и смеюсь вместе с его героями, я горюю и отчаиваюсь,я люблю и ненавижу, я перживаю жизнь Облонских, Карениных, Болконских, Ростовых, Нехлюдова, Масловой и многих других.В силу своей излишней эмоциональности, впечатлительности (такой уж меня создал Бог), я, возможно, с приставкой гипер воспринимаю все написанное. Но меня на пороге своего 30 литея поражает снова и снова гений Толстого. Как же, думается мне, я жила и не знала всего того, что есть в его произведениях. Как же я могла рассуждать о жизни вообще, делать выводы, спорить, не зная всего того, что я знаю теперь. Благодаря его книгам я как будто бы заново родилась. Теперь и муж, благодоря моей "рекламе", решил вновь открыть для себя Толстого. У нас маленькая дочь, и мне бы очень хотелось, чтобы ее любимыми, настольными книгами были не модные романы о псевдолюбви, а Толстой, Бунин, Гоголь. Теперь о статье. Меня очень интересует тема "Толстой и религия", если таковую можно обозначить. Извините, но в данной статье я не нашла ответа на свой вопрос: почему?. Все написанное мне показалось несколько надуманным. Нет, я, конечно же, не смею сомневаться в правдивости этой истории. Но сравнивать Толстого с дьяволом, мне кажется, не совсем правильно. Я согласна с Толстым по многим вопросам, касающихся религии и церкви, хоть я и верующий человек, хожу в церковь, и стараюсь по мере своих мизерных способностей жить по заповедям Божьим. В силу своей некомпетентности в богословских вопросах считаю неуместным дискутировать с автором. Но как простой человек, и от имени простых людей, почитателей классика, хотелось бы прочесть на вашем сайте что-то более убедителньое и обстоятельное на эту волнующую меня тему. Заранее спасибо и еще раз извините. Юля.
Николай20 февраля 2009, 17:00
Это реально так и было?
Julia20 февраля 2009, 17:00
Спасибо! Это ваша художественная фантазия или реальный случай?
Евгения20 февраля 2009, 17:00
Нет пределов милосердию Господа, отвечающего алчущим.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке