Кто изображен на картине «Джоконда»?

О загадке самого знаменитого в мире полотна

До сих пор идут споры, кто же изображен на картине Леонардо да Винчи «Джоконда». А что, если это икона?.. Размышляет Дмитрий Владиславович Менделеев, автор и ведущий программ «Библейский сюжет» и «Святыни христианского мира».

Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» («Джоконда»). 1503-1517. Лувр Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» («Джоконда»). 1503-1517. Лувр
    

Королевское приглашение

Одна из самых известных, если не самая известная картина в мире – это «Джоконда» Леонардо да Винчи. Но мало кто знает, что это образ Божией Матери. Ее в свое время называли «Луврской Мадонной», и принадлежала она французскому королю Франциску I, который, как известно, очень почитал Леонардо.

Когда король выиграл войну со Священной Римской империей, разбил под Миланом непобедимую на тот момент швейцарскую гвардию, он отправился на встречу с Папой Римским, и понтифик решил сделать королю подарок, предложив ему самому выбрать одну из античных скульптур или картину Леонардо да Винчи. Художник присутствовал при этом свидании. И Франциск – король-победитель! – с сыновним почтением предложил художнику поселиться во Франции, в небольшом замке рядом с королевским дворцом на Луаре, обещав, что там ему будут созданы прекрасные условия для изысканий и творчества.

Прославленный мастер к тому времени как живописец уже был не слишком востребован в Италии. Как-то Папа Римский заказал ему картину, и понтифику донесли, что художник ищет раму для нее, еще даже не начав работу. Папа разгневался. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. А его изобретения и вовсе никого не интересовали, разве что детей: он развлекал их тем, что ловил какое-нибудь насекомое, богомола например, приделывал ему крылышки, и тот летал, как маленький дракончик. Дети смеялись. А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Так к художнику все и относились.

Леонардо да Винчи принял приглашение французского короля и отправился на Луару, в замечательный замок Кло-Люсе, который находился рядом с королевским дворцом – в пяти-десяти минутах ходьбы. Сегодня в этом замке музей Леонардо да Винчи, где собраны все его проекты – вертолеты, акваланги, фортификационные сооружения, механические животные, всевозможные игрушки…

С собой во Францию художник взял свое главное творение – «Джоконду».

Парализованный живописец

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи
Собственно, Леонардо да Винчи взял с собой три незаконченных работы – это были «Богородица со святой Анной и Младенцем Христом», «Иоанн Креститель» и «Джоконда». Так пишет секретарь кардинала Луиджи д'Арагона, который, путешествуя, заехал в Кло-Люсе, чтобы навестить Леонардо. Такой визит можно было бы сравнить с тем, как если бы в ХХ веке епископ приехал в гости к А. Эйнштейну.

Секретарь кардинала очень интересно описывает, что тот видел. Старый художник уже не мог работать правой рукой – она была парализована – и пытался писать левой. И секретарь недоумевает, передавая, вероятно, и недоумение своего патрона-кардинала: как же мастер допишет левой рукой «Джоконду»?!

“Джоконда” написана левой рукой

Джорджо Вазари, автор жизнеописаний итальянских мастеров Возрождения, в которых собрано множество замечательных историй и анекдотов о них – правдивых и придуманных, но с любовью написанных, – почти современник Леонардо, пишет, как тот выводил какие-то странные письмена: ставил зеркало перед собой и пытался левой рукой писать тексты, глядя в зеркало… Но так мастер разрабатывал левую руку – и добился того, что эта рука стала столь же рабочей, как и правая. «Джоконда» написана левой рукой.

«Джоконда» – это не фамилия конкретной женщины. Это слово значит «жизнерадостная». С тех пор, как к картине проснулся интерес, не утихают споры о том, кто же на ней изображен. Фрейд, например, считал, что это портрет матери. И тут он был прав, потому что Матерь Божия – Матерь всех людей! Невольно каждый человек узнает эту материнскую улыбку в улыбке Джоконды. Но для современников почти очевидно было, что это образ, – он и небольшого размера, и писан на доске, как, кстати, и другие «Мадонны» художника.

Итак, перед нами образ Богородицы. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии? Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом», изображая их тоже на фоне горной гряды. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Горный пейзаж – символ горнего мира. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах», и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. И как в Православии лествица – символ Божией Матери, соединившей Собой Небо и землю, так в западной традиции символ Богородицы – мост: мост между двумя мирами. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост.

Горный пейзаж – символ горнего мира

Обратим внимание и на такую деталь: на главе Джоконды покров, очень тонкий, почти незримый, – тончайшая черная вуаль. И, наконец, одежда Джоконды испещрена золотом – согласно строкам из 44-го псалма Давида, посвященных Богородице, – на всех богородичных праздниках этот псалом звучит.

Тайна, чуждая слов

Почему все-таки Леонардо да Винчи решил сохранить загадку «Джоконды»? Может быть, он хотел этой таинственностью привлечь внимание людей к ее разгадыванию. Вспомним, что в это время уже набирало силу протестантское движение (оно не с тезисов Лютера началось, а постепенно зрело), а ведь протестантизм, отказываясь от перекосов католицизма, вместе с водой выплеснул и ребенка, образно говоря. Мы все знаем, что протестанты среди прочего отказались от почитания Божией Матери. Как-то интуитивно художники это ощущали: в то время практически все взялись писать совершенно потрясающие шедевры – изображения Божией Матери. И Рафаэль, и Леонардо, и Дюрер, и Боттичелли… В это же самое время в Ферапонтове Дионисий составил потрясающие фрески. Все художники бросились проповедовать! Ничего людям не объясняя, на языке живописи говорили: еще раз посмотрите, от Кого вы отказываетесь!

Этот образ Леонардо да Винчи можно было бы назвать словами из Песни Песней царя Соломона: «Кто Сия, блистающая как заря?» Этот вопрос звучит в нас, когда мы смотрим на Джоконду: Кто Она, такая загадочная? А ведь, действительно, Божия Матерь – загадка для нас, и Она так и осталась загадочной. Она Сама не хотела, чтобы много о Ней было сказано в Евангелии – ведь до нас дошли очень скудные сведения.

Эфесский Собор утвердил почитание Девы Марии именно как Богородицы. Этим всё сказано. И Ее тайна настолько сокровенная, глубинная, она в сердце человека – что многого о ней не скажешь. Что можно человеку сказать о матери, кроме того, что она мама? Так поступает и Церковь. Тут еще и божественная педагогика: не надо ничего разжевывать, ничего не надо специально объяснять – этот образ должен в сердце войти.

Леонардо да Винчи именно эту цель и преследовал: пусть этот удивительный образ будет у человека в сердце, а когда он захочет над ним подумать, то найдет правильное понимание, узнает, Чья это Мама.

О том, что «Джоконда» – образ Матери Божией, к сожалению, мало кто знает. Сегодня часто встречаешь современные, очень неуважительные «переделки» и вариации этого изображения. Что ж, весьма грустно. И оправдать такое можно только тем, что люди не знают: это живописная икона.

Дмитрий Менделеев

25 ноября 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ульяна18 января 2016, 16:14
Статья понравилась, так как я интересуюсь творчеством Леонардо да Винчи! "Джоконда", конечно, не православная икона, возможно, это просто картина католического светского художника на библейскую тему, подобно "Тайной вечере"!
lost12 декабря 2015, 09:23
Я дико извиняюсь, но никого не смущает, что Да Винчи был католиком? И все изображения святых,Матери Божией -католические?
И правильно подметил предыдущий автор, Леонардо не был ни святым, ни богоугодником (а католиком),поэтому Я считаю, что расценивать эту картину, как икону, не правильно
Ольга 8 декабря 2015, 18:54
Я хотела сказать, что открылось изображение реальной Джоконды под тем ликом, который мы привыкли видеть и почитать. Не в том смысле, чтобы молиться на него, а как у Руставелли: "Отражен в земных владыках Лик Его Благославенный". Богородица это или другой Образ - Леонардо да Винчи нам не открыл, но от реального прототипа он очень далек. И я согласна с автором, что недопустимо глумиться, надписывать и перписывать то, что создано гением. Неважно, "Джоконда" это или "Тангейзер". "Обезьяна Бога" - старая тема. Но по-прежнему актуальная. Даже в наше сложное время, когда от других проблем ум заносит. А может, все связано? Спаси и сохрани, Господи!
Ольга 8 декабря 2015, 18:33
Господь всегда найдет способ рассеять наше недоумение.
Василий Н. 8 декабря 2015, 16:49
Откорректированный вариант ранее отправленного комментария

Только что прочитал в новостях: под изображением Джоконды нашли портрет другой женщины. Предполагается, что это и есть настоящая Лиза Герардини, имя которой "пристало" к Джоконде. То есть Джоконда, возможно, никакая не Мона Лиза, и это косвенно подтверждает версию Дмитрия.
Андрей 1 декабря 2015, 22:38
Странная версия. Видел фильм-расследование на тему "кто изображен на картине...", так вот там довольно убедительно доказано, что художник в течении всей своей жизни пытался написать то, что сейчас зовется "Монной Лизой". Было найдено чуть ли не 5 (тут я боюсь соврать) картин-набросков этого сюжета. "Сырой" образ был взят с девицы не самого тяжелого поведения. Не думаю что автор хотел изобразить Богородицу - уж откровенно "женская" у неё улыбка, с хитрецой и загадкой...
Василий Н.28 ноября 2015, 20:27
Спасибо, Дмитрий. Очень интересная версия.
Только тогда непонятно, откуда взялось название "Мона Лиза".
Марина28 ноября 2015, 15:56
Наталья,нельзя молиться не освященным иконам,не то что изображению.
И не рекомендуется держать в доме не освященные иконы.
Сама недавно узнала, мне один человек рассказал,тоже на собственном опыте.
Лариса28 ноября 2015, 13:26
Статья не только бездоказательная, но и вредная. Вредная самомнением автора и вИдением Богородицы в любом "неопознанном" женском лице.Вредная ещё и тем, что легковерные люди тут же начнут молиться Джоконде как Богородице, как будто мало у нас икон Божией Матери.
Те, кто писал Богородицу, не скрывали этого и на это указывали. Да и сам Леонардо указывал, кто изображён на его картине ("Мадонна с цветком", "Мадонна с младенцем")и т.д. У него много картин, написанных на библейские сюжеты - он не скрывал название ни одной из них: "Благовещение", "Крещение Христа", "Поклонение волхвов", "Тайная вечеря", "Спаситель мира" и др. Так зачем же ему было скрывать, под именем Джоконды Богородицу? Это просто нелепо. Нельзя делать сенсации на таких именах, как Христос и Богородица. Прежде чем писать эту статью, следовало бы хорошо покопаться в жизнеописании Леонардо да Винчи, в истории искусства.
О своей Джоконде он писал: «Мне удалось создать картину действительно божественную». Картину божественную! По содержанию, исполнению божественную, но это не значит, что изображена там Богородица.
Лина Берендеева28 ноября 2015, 07:28
Замечательная статья.Соглашусь с автором.Для меня гениальное творение Леонардо Да Винчи, помимо художественной ценности,наполнилосьглубоким духовным содержанием.
наталья 27 ноября 2015, 15:55
В юности, когда у меня не было икон, кроме маминой маленькой иконы Богородицы, я молилась Джоконде как Божией Матери. Однажды, держа в руках ножницы, подняла с молитвой взгляд на Джоконду, и как будто кто-то направил мою руку с ножницами к фаланге пальца левой руки, и я выстригла лоскут кожи. Долго не сгибался пострадавший палец, а я не молилась больше Джоконде.
Инна27 ноября 2015, 02:33
Извините,но по-моему православный человек никак не может портрет женщины отождествлять с Пресвятой Богородицей,если бы даже не было известно чей портрет писал художник
р.Б.Иулия27 ноября 2015, 02:10
Понравилась версия и при таком раскладе сразу же понравилась Джоконда! )
Татьяна Органова26 ноября 2015, 22:31
Если это Богородица, то загадка Ее улыбки объяснена.
Марина25 ноября 2015, 23:34
Не очень-то верится - а где доказательства или хотя бы намек на них? Так и я могу что-то про что-то написать. Пейзаж - не убеждает. Странно, что автор так уверен в своей правоте. А кто еще так думает? Что, все искусствоведы не догадывались? Такие необразованные? Слишком в ней много прелести, в этой жене... Совсем мне показалось неубедительно!
александр китов25 ноября 2015, 20:06
Мы поняли вас Дмитрий, спасибо за не стандартную мысль. Но ! , ведь все знают что сам художник был чрезвычайно сомнительной личностью для современников. В рвении к религии замечен мягко говоря не был. Правда в последнии дни своей жизни люди меняются. Все равно все говорит за другое; это не понятный шедевр--- значит следует думать о как минимум фонтанирующей магической гордыни.
Марина25 ноября 2015, 19:32
Это очень интересно!
В моем советском детстве,это изображение, выдранное из журнала, я повесила у себя в комнате на стене, так и думала,что это Богородица. Только потом узнала-Мона Лиза)
Надежда25 ноября 2015, 18:16
Как-то очень сомнительно и бездоказательно.
Екатерина25 ноября 2015, 17:27
Статья написана интересно и обоснование тоже весьма любопытное, но ничего, что картина по-другому называется Мона Лиза? Именно Лиза, а не Мария. Это имя)).
25 ноября 2015, 14:36
Спасибо, за познавательную статью, полностью меняющую отношение к "Джоконде". В свое время я также поменял свое отношение к композиции американской группы "Iagles", "Hotel Kalifornia", которую считал музыкой своей души. Я как-то узнал о предположении, что в песне рассказывается об отеле в Сан-Франциско, который приобрел Антон Ла-Вей, чтобы превратить его в церковь сатаны. С тех пор я отрекся от самой любимой музыкальной композиции в своей жизни и предал ее забвению.
С "Джокондой" все наоборот. Теперь буду относиться к ней с трепетом.
Анастасия25 ноября 2015, 13:25
Леонардо да Винчи не "специально разрабатывал левую руку", он был левшой, тому есть немало свидетельств. А в остальном хорошая статья.
Игорь Валерьевич25 ноября 2015, 12:42
Не хочется спорить с уважаемым автором, потому что его восторженное восприятие Джоконды вполне благочестиво, хотя и не представляется мне адекватным. По мне там нет никакой "таинственной" улыбки, красота изображения сильно преувеличена, а ее слава незаслуженно раздута. По мне в ее взгляде царит холод, что вполне отражает восприятие недружелюбного мира самим автором картины. Не был Леонардо ни святым, ни даже богоугодным, его религиозность никак не отражена в истории, и его роль в "Возрождении" духа противления совершенно очевидна. Не зря он оказался буквально иконой либеральной культуры. И все же впечатление автора статьи не вызывает у меня протеста, потому что его наивность святая, и наверное правильно искать и находить признаки Божественного присутствия даже в самых темных местах истории.
Лариса Воронина25 ноября 2015, 11:45
До сих пор считалось, что на картине изображена отравительница из рода Медичей. Автор не переубедил.
и/д Андроник25 ноября 2015, 11:27
Замечательная статья!
Огромное спасибо автору и редакции!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×