Православие.Ru
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU  
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

"ОПРОС ПОКАЗАЛ ИЕРАРХИЮ НАШИХ ПРОБЛЕМ"

ДЕФИЦИТ НРАВСТВЕННОСТИ

Единственный дефицит, который не был не только восполнен после падения коммунистического режима, но и преумножен, это дефицит нравственности. Об этических нормах в демократическом обществе, основанном на либеральных ценностях, говорить не принято - заклюют. Отстаивать нравственные нормы - значит, по мысли наших демократов, замахиваться на высшее достижение либеральной революции, на свободу. Главный редактор "Новых Известий" Игорь Голембиовский как-то так и заявил: "Всякая несвобода начинается с запретов в области нравственной".

Однако падение нравов в России стало настолько тотальным, что превратилось в своего рода тоталитаризм, от которого стали страдать абсолютно все, в том числе и идеологи вседозволенности. Недавно Михаил Жванецкий совершил акт гражданского мужества: посвятил целую телепередачу ("РТР", июнь, 2001) борьбе со сквернословием, ставшим в России повальным, поскольку сейчас матерятся не так, как раньше: в подворотне, в пивной, в тюремной камере и на воровских сходках, - но в кабинетах высших чиновников, в метро, магазине, на светском рауте, с театральной сцены, в кино, в романах и даже в стихах. А в "Независимой газете" была опубликована статья со знаменательным подзаголовком "Мораль как ключевая проблема российского общества" (Михаил Денисов, Виктор Милитаров. "Лохи", "ломщики", "философы" и другие", "НГ", 76, 27 апреля, 2001). Публикация примечательна тем, что хотя пафос ее направлен на исправление нравов российского общества, в котором царствует сквернословие, казнокрадство, ложь, фарисейство, распутство и т.д., тем не менее сама статья изобилует примерами откровенного аморализма.

Остановлюсь лишь на одном примере. В качестве доказательства повальной безнравственности общества авторы приводят многие случаи. Один из них следующий: "Патриарх Алексий II сидел в машине, сбившей девушку, не вышел к пострадавшей и спешно уехал". С помощью информационной службы Integrum.com можно посмотреть, что писали газеты об этом инциденте, случившемся 6 мая 1999 года. О нем сообщали 7-8 мая многие СМИ, в том числе "Коммерсантъ", "Время-MN", дважды "Московский комсомолец", "Сегодня" и "Независимая газета". Во-первых, никакая девушка сбита не была. Вернее 22-летняя женщина Наталья Павлюк была, но она была за рулем "Тойоты". Во-вторых, в некоторых газетах рассказано, что после небольшого столкновения машин Патриарх пересел в другой автомобиль и уехал, а в других, что он вообще не сидел в машине. И, наконец, в третьих, как выяснилось позже, виновником аварии был не шофер патриаршего "Мерседеса", а гражданка Павлюк ("МК", 11.05.99). Пусть эта инсинуация останется на совести авторов статьи, но работники "Независимой газеты" могли бы проверить факт хотя бы элементарным просмотром собственной подшивки газеты...

Ответы на Интернет-опрос показывают, что люди хотят жить в нормальном обществе. Что это означает? Это означает то, что люди устали жить в атмосфере беззакония как внешнего, так и внутреннего, они истосковались по нравственным нормам. Эти нормы выдумывать не надо, они уже давно существуют. Внутренние духовные качества, которыми должен руководствоваться человек в своем поведении, регулируются христианской этикой. Хочешь быть порядочным человеком - стань христианином.



ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ

Большинство участников опроса сошлось на том, что главной проблемой современной России является падение нравов самого народа (58%) и отсутствие у власти четкого мировоззренческого фундамента (57%) - две стороны одной медали. Опрос показал, что люди осознают глубинную связь между двумя этими явлениями. За этими цифрами видится живое желание и готовность преобразить окружающую действительность через преображение собственной жизни - ведь первый ответ (всеобщее падение нравов) подразумевает прежде всего самокритичную позицию.

На втором месте идут социальные бедствия: пьянство, наркомания, проституция, разгул преступности (36%) и коррупция (31%) - те проблемы, про которые обычно говорят, что именно они в первую очередь занимают умы современных россиян. Данный опрос показывает, что все же не они являются главными для большинства населения. То, что причину бытовых бед люди склонны видеть в духовно-нравственных проблемах общества, является следствием христианского восприятия жизни. При этом, конечно же, сказалось то, что большая часть участников опроса являются православными людьми, но и это, в свою очередь, свидетельствует, что христианское мировосприятие на самом деле живо среди народа (количество опрошенных заставляет очень серьезно подойти к результатам).

Несколько неожиданным может показаться, что экономические трудности (14%), снижение военной мощи государства (12%) и чеченская проблема (8%) оказались на последнем месте. Можно ли на основании этого сказать, что общество безразлично к этим проблемам? Думается, что нет. Ибо вопрос стоял о главной проблеме. И опрос показал иерархию наших проблем в восприятии современного православного гражданина России: проблема бездуховности власти и общества - социальные проблемы - внешние проблемы. Если задуматься, то действительно, одна вытекает из другой. И результаты не будут казаться столь неожиданными.

Результаты опроса показывают те направления, над которыми следует задуматься аналитикам и государственным мужам и приоритеты, которые следует учитывать при построении внешней и внутренней государственной политики. Для нас же, православных христиан, это еще один повод вспомнить о том христианском принципе преображения общества, который выразил преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой фразе: "Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся".

Юрий Максимов

02 / 07 / 2001


Смотри также:

Ваше мнение:

 


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU