ПРАВОСЛАВИЕ 2000
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРАВОСЛАВИЕ 2000 РУССКИЙ ИДЕОЛОГ
   

СРЕТЕНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ
АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
РУССКИЙ ИДЕОЛОГ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ НЕДЕЛИ
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
СОБЫТИЯ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

анкета

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ - ЭТО НЕ ДВУЛИКИЙ ЯНУС


Исторически появление двуглавого орла в качестве государственного герба России совпадает с созданием и становлением Русского централизованного государства. Перелетев в Третий Рим из Византии, двуглавый орел впервые опустился на государственную печать Ивана III в 1497 году.

В древней символике орел, как и лев, символизировал царственность. В "Словаре международной символики и эмблематики" говорится, что "римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах как знак главенства над действующей армией". Позднее орел "был превращен в исключительно императорский знак, символ верховной власти". Именно поэтому орел получил в римском законодательстве официальное наименование "римская птица" (avis Romana).

Герб как эмблема государства выражал его национальную идею, то есть осмысленное народом историческое предназначение. Две увенчанные головы орла символизируют единство духовной и светской власти, власти патриарха и царя над русской землей. Наверху в центре располагается третий венец, знаменующий собой власть Бога над Россией. Одна голова орла обращена на Запад, а другая на Восток, символизируя срединное положение России и грядущее объединение их под властью российского императора.

В XVII веке двуглавый орел взлетел на шатры Московского Кремля. Здесь тоже все было основано на глубочайшей и очень сложной символике. Сама конфигурация кремлевских стен - четырехугольник, стремящийся к треугольнику. Так средневековые зодчие совместили два религиозных символа - города Святой Троицы - "Царствия Треугольного" и четырехугольных стен апокалиптического Небесного Иерусалима - Царствия Божия. Первый каменный шатер, выложенный зеленой черепицей - символ Божественной Сени, Защиты и Покрова, - появился на Спасской башне в 1625 году. К концу XVII века такие же шатры увенчали все кремлевские башни. Шатры символизировали священность московского Кремля - "алтаря Москвы", а их зеленый цвет был уподоблен цвету стен Небесного Иерусалима. В Апокалипсисе говорится, что они сделаны из ясписа - камня темно-зеленого цвета, символа Святой Троицы и Святого Духа. Согласно толкованию святого Андрея, архиепископа Кесарийского, яспис - "присно растущий и зеленеющий, животода-вец, символ жизни". В XVII веке двуглавые орлы появились на четырех проездных кремлевских башнях - Спасской, Троицкой, Никольской и Боровицкой. Заметим, что их расположение в плане тоже давало трапециевидную фигуру, по форме близкую к конфигурации стен Кремля, как бы воспроизводя и повторяя ее.

В марте 1918 года в Кремль переехало большевистское правительство, и в том же году 1 ноября на Лобном месте при огромном скоплении народа "торжественно" сожгли всю государственную символику дореволюционной России и царские регалии, причем двуглавому орлу предварительно перебили крылья, а вместо скипетра и державы в лапы вставили нагайку и цепи. В 1934 году двуглавые орлы были сняты и на те же четыре башни установили звезды из уральских самоцветов. Однако они быстро потускнели, и в 1937 году их заменили на новые, рубиновые, только теперь их было уже пять - была добавлена еще одна звезда на угловую Водовзводную башню. Это было сделано сознательно: теперь увенчанные звездами кремлевские башни в плане сами представляют собой изображение пятиконечной звезды, означающей единство народов всех пяти континентов, объединенных в коммунистической идее мировой революции.

Двуглавый орел вновь прилетел в Россию и ждет последнего движения нашего патриотического чувства - когда мы снимем пятиконечные звезды над московским Кремлем. Ведь по-прежнему одна голова двуглавого орла смотрит на Запад, а другая на Восток, символизируя срединное положение России между двумя сторонами света. И над двумя главами по-прежнему протирается венец, напоминая о Божием промышлении в судьбах нашего государства.

Елена Лебедева

Смотри также:

 


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ 2000