ПРАВОСЛАВИЕ 2000
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРАВОСЛАВИЕ 2000 АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ
   

СРЕТЕНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ
АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
РУССКИЙ ИДЕОЛОГ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ НЕДЕЛИ
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
СОБЫТИЯ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

анкета

РИМСКИЙ КАТОЛИЦИЗМ ВЫТЕСНЯЕТ ПРАВОСЛАВИЕ В КОСОВО

Два основных вида церквей, которые встречаешь в Косово, - это римские католические и сербские православные. Различить их легко.

Сербские православные церкви примечательны припаркованными вокруг них натовскими танками, рядами колючей проволоки, блокпостами из мешков с песком и вооруженными до зубов солдатами, которые требуют документы от приходящих в храм.

Никаких постов и укреплений вокруг римско-католических церквей нет.

60 тысяч католиков, которые составляют 4% от населения провинции, обрели долгожданный простор и возможности для развития. В то же самое время когда-то господствовавшая Сербская Православная Церковь подвергается постоянной агрессии со стороны албанских мусульман, которые отождествляют ее с десятилетиями правительственной дискриминации. Так как большинство косовских католиков - албанцы, здесь почти нет той национальной вражды, которая разделяет православных сербов и мусульман-албанцев.

В недавнем интервью, данном католическим епископом Марко Сопи в своей резиденции во втором по величине городе в Косово, он ярко обрисовал будущее Церкви в истерзанной провинции, где под предводительством НАТО войска и администрация ООН медленно восстанавливают порядок.

"Если экономические условия улучшатся, мы будем расти. Рождаемость высока, и мы будем расти, лишь бы люди оставались здесь", - сказал Сопи, отметив, что среднее число детей в католических и мусульманских семьях в Косово - четверо или пятеро. Улучшающаяся экономика может привлечь еще около 40 тысяч косовских католиков, которые создали албанские приходы в Хорватии, Австрии, Германии и Детройте, заметил Сопи.

Ватикан, похоже, тоже верит в косовских католиков. В конце июня он объявил провинцию папской администрацией, а Сопи назначил папским администратором. Папские администрации являются предшественниками полноценных епархий в тех регионах, где не введена епархиальная структура. До этого Косово было частью Скопьенской епархии в Македонии - стране, которая получила независимость от Югославии в 1991 году. Если возникшая тенденция сохранится, римский католицизм вытеснит сербское православие с его позиции доминирующей христианской веры в Косово.

Около 150 тысяч сербов бежали из Косово с прошлого года, с тех пор, как силы НАТО возглавили возвращение этнических албанцев. Осталось приблизительно 100 тысяч православных сербов, живущих во враждебной и опасной обстановке.

Епископ Сопи, радушный человек с повелительной манерой держаться, говорит, что бегство сербов из Косово было естественным процессом.

"Одно должно быть ясно: сербы бежали в Сербию не потому лишь, что их выдворили албанцы", - сказал он, добавив, что сербы "вели себя очень плохо последние 10 лет и особенно во время войны, так что у них есть основания опасаться за свои жизни".

В течение 78 дней натовских бомбардировок и наступления сербов на косовских албанцев, Сопи оставался в Косово вместе с большинством из его 36 священников и 70 монахинь. Он сказал, что католикам не грозила дискриминация за их веру.

Однако мусульманские лидеры говорят, что 217 мечетей в регионе были повреждены. Православные насчитывают 80 поруганных церквей и монастырей (на сегодняшний момент значительно больше. - "Православие 2000").

Вооружившись изобилием священнических вакансий, обещаниями западных католических организаций построить первые в истории Косово детский сад и начальную школу и теплыми взаимоотношениями с политическими гегемонами - косовскими мусульманами, Католическая церковь намерена развернуться с размахом, невиданным с конца XIX века, когда при оттоманских правителях началось масштабное церковное строительство.

Помимо демографической динамики, вызванной отъездом сербов и высокой плодовитостью католиков, некоторые давнишние прихожане говорят, что Католическая церковь будет расти просто потому, что она имеет более привлекательный облик.

"Католицизм более цивилизован, и народ в Косово в этом убедился, - говорит Пол Кукели, 55 лет, католический фермер, вышедший покурить во время мессы, на которой происходило рукоположение, в столице Косово Приштине. - Мы поворачиваемся к Европе. Католическая церковь, несомненно, будет расти".

Бахтир Хамза, другой католик, вышедший передохнуть во время двухчасовой службы, в которой принимали участие десятки священнослужителей и три католических иерарха из Балкан, сказал, что он был редкостью в Косово: мусульманин, обратившийся в католичество.

Со времени своего обращения, Хамза, 44-летний писатель, натолкнулся на сопротивление своих мусульман-односельчан его идее превратить свой дом в католическую церковь.

"Я верю, что каждый албанец, по сути - католик, - говорит Хамза, щеголяющий белоснежной эспаньолкой. - Они были вынуждены стать мусульманами из-за турок. Это была катастрофа, которая обрушилась на албанский народ".

Несмотря на враждебность соседей, Хамза поклялся: "Я сделаю церковь из своего дома, чтобы разрушить примитивность ислама".

Нельзя сказать, чтобы такие взгляды широко поддерживались окружающими. Епископ Сопи подчеркивает, как мучительно продвигалась его послевоенная работа по созыву косовского межрелигиозного собора с участием великого муфтия Рексепа Бойи и сербского православного епископа Артемия (Радосавлевича).

По словам Андреаса Шолгими, косовского советника по делам религий в Европейском Совете безопасности и сотрудничества, католики и мусульмане давно установили хорошие взаимоотношения в регионе. Он сослался на личный опыт, рассказав о своем присутствии на двух религиозных праздниках прошлой зимой в столице Косово Приштине.

"На ночной рождественской мессе в католическом храме присутствовало где-то 2-3 тыс. мусульман, - сказал Шолгими, добавив, что несколькими неделями позже он отправился на мусульманское мероприятие, где собралось около 100 тыс. мусульман, отмечающих конец Рамадана. - Мне сказали, что там было и человек 500-600 католиков".

Фрэнк Браун,
перевод с английского Елены Смирновой

 

Смотри также:

Ссылки по теме:


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ 2000