ПРАВОСЛАВИЕ 2000
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
  АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ
   


 

"ОБРАЩЕНИЕ РОССИЙСКИХ КЛИРИКОВ РПЦЗ К АРХИЕРЕЙСКОМУ СОБОРУ РПЦЗ". КОММЕНТАРИЙ.

Обращение к предстоящему в октябре Архиерейскому Собору РПЦЗ опубликовано на web-странице журнала "Вестник И.П.Ц.", издающегося под редакцией Преосвященного АГАФАНГЕЛА, Епископа Симферопольского и Крымского.

Как отмечают авторы Обращения, сложные организационные задачи, которые предстоит решить Архиерейскому Собору, необходимо рассматривать в контексте "общей позиции нашей Церкви по главным вопросам современного церковного положения. Эта позиция достаточно полно раскрыта в недавнем Обращении Архиерейского Синода РПЦЗ к русскому народу. Не возьмемся судить, насколько глубокий отклик это Обращение нашло в сердцах членов Московской патриархии, но мы, чада РПЦЗ в России, вполне его разделяем".

Главным искушением для РПЦЗ в последние годы, говорится далее в Обращении, стала МП, "в которой, наряду с некоторым видимым религиозным оживлением, за прошедшие десять лет после падения коммунизма, выкристаллизовалась своя церковная позиция и вполне сформировалось свое отношение к нашей Церкви". Авторы документа характеризуют МП как "криминально-рыночный религиозный придаток к криминально-рыночному безрелигиозному государству". В Обращении отмечается, что "определяющим в поведении руководства МП является уже не догматизация лжеучений и старых грехов, а полное безразличие к любым принципам, кроме принципа собственного материального благополучия (сергианства). Не случайно светская пресса именует патриарха Алексия самым "стабильным общественным деятелем" последних десятилетий. Власть в России делят самые различные антихристианские политические силы, и со всеми патриархия поддерживает прекрасные отношения: с коммунистами, демократами, правящими партиями и любой оппозицией. И мусульмане, и иудеи, и прочие враги Православия громко хвалят "Святейшего", как образцового христианина".

По мнению авторов документа, МП относится к Истинной Церкви с "любовью", "которою волки любят овец, а коршуны голубей". "Патриархией, - отмечается в Обращении, - взят курс на полное наше уничтожение, как религиозного объединения по всем концам планеты. Где советский танк не прошел, туда красный поп добрался, чтобы руками местных властей отнять наши храмы, одурачить наших прихожан и лгать, лгать на весь мир, выдавая себя за русского православного исповедника, столько лет страдавшего в России за Христову веру". Авторы Обращения подчеркивают, что ныне этот курс МП разделяют практически все ее священнослужители и миряне: "От постоянного повторения лжи лжецы сами в нее [в ложь] уверовали и искренне почитают свою патриархию Церковью-мученицей, а всех несогласных с нею - раскольниками и предателями Православия".

В Обращении содержится призыв не отчаиваться от кажущегося меньшинства последователей Зарубежной Церкви, ибо "большинство народа может отойти от своих корней, традиций и исторического, богоначертанного пути. Верность своему народу в этом случае окажется в том, чтобы не быть с его богоотступным большинством". Правоту такого пути Церкви, по мнению авторов, доказывает судьба Белого Движения: "Когда стало ясно, что большинство населения России уже не встанет ни за веру, ни за Царя, ни даже за единую и неделимую, белые предпочли покинуть родину или даже вовсе лишиться жизни, но не пристраиваться в колонну строителей нового мiра. И напротив того, красная идея в ее современном патриархийном понимании сводится к утверждению, будто курс большинства представителей народа на данный исторический момент, куда бы и под чьим бы влиянием это большинство ни свернуло, и есть богоначертанный путь самого народа. С патриархийной точки зрения, высшая ценность, в жертву которой оправдано принесение любых принципов, ради которой допустима любая ложь, именуется "пользой церкви"".

Однако, говорится далее в документе, сегодня и перед чадами Русской Зарубежной Церкви стоит выбор между "красным" и "белым" путями: "Сегодня стало окончательно ясно, что большинству, именующему себя православным, никакая Зарубежная Церковь не нужна, что это большинство ничего высокого и достойного уважения уже не видит ни в Белом Движении, ни в истории Зарубежной Церкви. Большинству нужна та Церковь, которая торгует всем: сигаретами, куриными окорочками, святыми таинствами, канонизациями святых Новомучеников, богословием экуменизма, модернизма или наоборот, консерватизма. Нужна та церковь, которая предложит любой товар, пользующийся сегодня спросом, и обменяет его на свою "церковную пользу"".

Вместе с тем, авторы Обращения настроены исключительно оптимистично. Как они считают, "несмотря на слабость и внутренние разногласия, Зарубежная Церковь в целом не забыла своих истоков и духовных корней, что позволяет ей правильно ориентироваться в церковно-государственной обстановке. В целом Зарубежная Церковь сохраняет ту соль, которой только она и может поделиться со всеми ищущими церковной жизни. За эти годы Зарубежная Церковь в ее нынешнем составе показала, что она способна распознать и "левые" и "правые" уклонения, не поддаваясь ни патриархийной лжи, ни соблазнам "сверхправильных" группировок". Авторы Обращения верят, что РПЦЗ "преодолеет любые шатания, устоит перед любыми соблазнами и останется сама собою, кто бы и куда бы от нее не отпал. Свидетельство об этом и является целью настоящего обращения. Мы желаем, чтобы наши архиереи, обратившиеся к русскому народу, хотя бы от своей паствы услышали дружный одобрительный ответ".

Авторы Обращения призывают Преосвященных Архипастырей Русской Зарубежной Церкви не смущать свои сердца "помыслами о том, будто вверенный вам клир и церковный народ стал совершенно равнодушен к истине и стремится только к спокойному существованию, не будучи в силах чем-то пожертвовать ради стояния нашей Церкви за правду Божию, а следовательно, ваше обращение к русскому народу останется гласом вопиющего в пустыне". Клирики, написавшие этот документ, "готовы к новому этапу гонения, зная хищный и неукротимый нрав гонителей". "Ведя свою паству путем терпения и кротости, путем верности и неподкупности - Вы обрящете в нас широкую поддержку", - заверяют Архиереев авторы Обращения.


КОММЕНТАРИЙ

Главная цель так называемого "Обращения российских клириков к Архиерейскому Собору РПЦЗ" очевидна - всеми правдами и неправдами не позволить осуществиться давно назревшему соединению искусственно разделенной Русской Церкви. Церковный народ с нетерпением ожидает этого воссоединения.

Совершенно очевидно, что "Обращение" носит характер провокации. Об этом свидетельствуют не только лозунги, торжественно провозглашенные его авторами. Об этом свидетельствует сам тон "Обращения", который по своей развязности может составить конкуренцию наиболее злобным публикациям о Церкви в России. Трудно себе представить, чтобы таким образом могли высказываться священники - скорее приходит мысль о политических силах, которые заинтересованы законсервировать существующее разделение любыми путями.

Назвать Русскую Православную Церковь "криминально-рыночным религиозным придатком" не осмеливались даже самые оголтелые антихристианские СМИ. Авторы документа говорят также о "полном безразличии к любым принципам" в Московском Патриархате, как будто не замечая или не желая замечать решений последнего Архиерейского Собора РПЦ. Достаточно даже беглого знакомства с "Социальной концепцией Церкви", принятой на Соборе, чтобы увидеть откровенную ложь составителей "Обращения". Так, слова о возможности "мирного гражданского неповиновения" государству не оставляют простора для обвинений Русской Православной Церкви в пресловутом "сергианстве".

Столь же абсурдны и все прочие инсинуации авторов "Обращения". Так, довольно странно выглядит голословное обвинение РПЦ в желании "отнять наши храмы", особенно если вспомнить, что это руководство РПЦЗ в 1990 году приняло беспрецедентное решение об открытии своих приходов и епархий на канонической территории Московского Патриархата.

Особенно отвратительны в устах авторов пафосные расуждения о "советских танках" и "красных попах". Как будто это не чада Русской Православной Церкви: епископы, священники и миряне - тысячами погибали в лагерях, тюрьмах, подвергались преследованиям, травле, физическому и душевному геноциду. Как будто это не наша Церковь прославила лучших из них в лике новомучеников, засвидетельствовав тем самым об их подвиге. Но именно в последнем событии авторы "Обращения" видят главную опасность.

Действительно - ведь главным и последним препятствием к воссоединению двух частей Русской Церкви всегда объявлялся тот факт, что в РПЦ не происходит канонизации новомучеников, и в первую очередь Царской Семьи. Теперь же, когда долгожданное прославление состоялось, поводов к разделению как будто не осталось. Именно это приводит в ярость творцов "Обращения", именно это заставляет их произносить кощунственные слова о "торговле… канонизациями святых новомучеников".

"Обращение" может сослужить очень дурную службу Архиерейскому Собору РПЦЗ. Если после устранения последнего препятствия, после канонизации Императорской Семьи и сонма новомучеников Российских, Зарубежный Синод не пойдет на сближение с Русской Православной Церковью, это будет означать только одно. Что все заявления руководства РПЦЗ были и останутся пустой демагогией, блефом, сотрясанием воздуха.

Вот к чему подталкивают зарубежных иерархов неведомые авторы "Обращения", видящие мир исключительно в красно-белом цвете.

В заключение хотелось бы повторить слова Святейшего Патриарха Пимена, сказанные им в сентябре 1974 года в приветственном послании III-му Собору епископов, духовенства и мирян РПЦЗ: "Русская Православная Церковь ничего не имеет против своих чад, порвавших с ней. Однако она почитает своим долгом напомнить тем из своих чад, которые вооружились на нее, что они вступили на дорогу духовных опасностей… вражды и ненависти, которые истребляют духовную благодать…"

Православие 2000

 


  © ПРАВОСЛАВИЕ 2000