ПРАВОСЛАВИЕ 2000
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
 
 
   
СПРАШИВАЙТЕ О ГЛАВНОМ   (АРХИВ #14)

Вы можете задать священникам вопросы о вере, духовности, Церкви. Один из священников Сретенского монастыря в течение недели постарается ответить на Ваш вопрос. Ответы будут опубликованы в этой рубрике.


Отвечает иеромонах Амвросий (Ермаков):
Откуда приходит душа перед зарождением в человеке?

В практическом плане что следует из "филиокве"?

Есть ли какая-либо особая молитва, которую следует читать перед иконой Святой Троицы письма преподобного Андрея Рублёва?

В Чехии проходит Форум-2000, служители многих церквей, в том числе и Далай лама, служат совместную мессу. Как вы смотрите на это?

Моя подруга собирается делать пластическую операцию на нос. Хирургическое вмешательство действительно требуется для её здоровья, но одновременно она хочет изменить форму носа. Не грех ли это?

Возможно ли как-либо попасть на службу в Успенском соборе Кремля?

Должен ли православный человек участвовать в выборах?

В чем суть первородного греха? Является ли супружеская жизнь грехом?

Как православному человеку относиться к страхованию (имущества, гражданской ответственности, жизни)?

Как Церковь относится к использованию женщиной декоративной косметики?

Как Церковь относится к снам? Как можно объяснить так называемые "вещие" сны, и как бороться с кошмарами?

О мощах святого Иоанна Крестителя и о возвращении этой святыни в Россию...

О Святой Троице: Господь един в трех лицах. Почему же тогда Иисуса Христа называют Сыном Божиим?

Об учении о всеобщем спасении...

Что такое агапа, и действительно ли агапы запрещены решением одного из соборов?

У меня вопрос о почитании святых. Скажите пожалуйста, какие могут быть отличия в почитании святых Русской Православной Церкви и Православных Церквей находящихся в евхаристическом общении с нами.

"The Times" приводит данные доклада московского института, занимающегося изучением российской теневой экономики, из которого следует что Русская православная Церковь замешана в сомнительных и просто незаконных деловых операциях...

Кого нужно любить больше: Бога или женщину? Почему? А если я все-таки предпочту женщину Богу, Он обидится?

Обязательно ли иметь ребенку крестных родителей, ведь крестные должны отвечать за православное, нравственное воспитание ребенка, а таких людей рядом может не оказаться?

Как Православная Церковь относится к гражданскому браку в случае, когда молодые люди, оба верующие, имеют твердое намерение повенчаться, но не имеют в данный момент возможности? Можно ли им участвовать в литургической жизни Церкви?

Мой отец был крещен в православии, однако, живя во времена воинствующего атеизма (родился в 1931г.) не получил никаких знаний о вере, в храм не ходил. В Бога, впрочем, верил. Какие формы поминовения уместны в данном случае?

Если суд над душой на 40 день после смерти окончателен, то какой смысл в молитвах об усошем после этого срока? И зачем тогда суд в конце времен? Может ли он отменить первый приговор?

Какое влияние оказывают колдовство и уруки (когда очи одного могут причинит болезнь другому) на людей? Могут ли повлиять такие действия на православных христиан?

Подскажите пожалуйста, как объяснить ребенку кто такой ангел?

Мне много раз приходилось слышать об Апостольских правилах, цитаты из сего священного законодательства, но я не имел возможности их почитать или ознакомиться с ними ближе. Мой вопрос: как с ними можно познакомиться и где они содержатся?

Сейчас некоторые проповедуют учение Рерихов, уча, что оно истинно. Я слышал, что это - лжеучение. Не могли бы вы пожалуйста разъяснить, почему это учение ложно.

Что сказать любителю татуировок?

Могу ли я быть крещенным второй раз, с тем , чтобы взять имя святого согласно православному календарю?

Недавно прочитал, что семинарист, не успевший вступить в брак до окончния учебного заведения, обязан принять монашество. Так ли это?

Могут ли быть бабушки или дедушки для своих внуков крестными матерями или крестными отцами?

Чем вызвана такая ситуация, чтобы один и тот же святой был прославляем и почитаем по-разному? Например, в Греции почитают св. Иоанна Русского как праведного, а в России как исповедника.

Может ли принять монашеский постриг мужчина, бывший женатым и имеющий ребенка, ныне разведенный, брак не был освящен церковью?

Нужно ли священнослужителям (иереям и дьяконам, не монахам) поститься перед литургией, которую они служат и на которой причащаются (я имею ввиду как это установлено для мирян перед исповедью и причастием) и какие на этот счет существуют письменные правила? Есть ли отличия между решением этого вопроса сейчас и раньше, или ничего не изменилось?



На Ваши вопросы отвечает иеромонах Авросий (Ермаков)
Мне много раз приходилось слышать об Апостольских правилах, цитаты из сего священного законодательства, но я не имел возможности их почитать или ознакомиться с ними ближе. Мой вопрос: как с ними можно познакомиться и где они содержатся?
Благодарю Вас за ответ. Спаси Вас Господи!
Грешный Максим

Добрый день, подскажите, пожалуйста, где можно приобрести или взять для ознакомления "Апостольские правила", издавались ли они отдельным изданием или входят в состав какого-либо сборника?
Благодарю Вас за ответ. Спаси Вас Господи!
р.Б.Марина

"Правила Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец" в церковнославянском переводе с толкованием владыки Никодима (Милаша) не раз издавались за последние 15-20 лет. К 2000-летию Рождества Христова предпринято переиздание "Правил", которые на этот раз помимо церковнославянского перевода содержит оригинальный греческий текст, а также толкования трех византийских канонистов: Алексея Аристина, Иоанна Зонара и Фодора Вальсомона. Приобрести "Правила" Вы сможете в церковном магазине Московского Сретенского монастыря.

наверх

 

Здравствуйте Честные Отцы, Сейчас некоторые проповедуют учение Рерихов, уча, что оно истинно. Я слышал, что это - лжеучение. Не могли бы вы пожалуйста разъяснить, почему это учение ложно.
С уважением, Борис

По словам диакона Андрея Кураева, Агни-Йога Рерихов выдает себя за чисто светскую идеологию, которая при этом ухитрилась вобрать в себя все лучшее, что только есть во всех религиях мира, но все равно осталась светской. Христиане же свидетельствуют, что во-первых, это религиозная, а не светская доктрина, во-вторых, это учение носит явно выраженный антихристианский характер. Сами Рерихи заверяли, что трактаты цикла Агни-Йоги они пишут не сами, а записывают "космический диктант". Это известный феномен автоматического письма, когда сам человек находится в медитативно-полубессознательном состоянии, а карандаш пишет сам по себе, исполняя волю некоего духа, вышедшего на контакт. Отличительной особенностью проповедников Агни-Йоги является недобросовестность их пропаганды. Объявляя невежественным и необразованным фанатиком любого человека, несогласного с их доктриной, считая зачастую, что между их адептами и оппонентами лежит расовая пропасть, они постоянно обвиняют в нетерпимости христиан, заявляя о себе как о носителях широкого взгляда на мир. Они никогда не признают права христианина оставаться просто христианами. Отказ христианина поклониться эзотерической доктрине, что невозможно для остающегося верным духу и букве учения Христа, они немедленно характеризуют как средневековую нетерпимость, фанатизм и т. п., уверяя, что подобного рода людям нет места в новом мировом порядке.

Учение Рерихов - это религиозная секта не только не совместимая с христианством, но и прямо ему враждебная. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с некоторыми постулатами их учения: "Когда колесница направлена ко благу, то возница не отвечает за раздавленных червей". Е. Рерих уточняет: "Конечно, изречение о колеснице оставьте для себя, иначе много соблазна может произойти..." О чем здесь идет речь? Здесь утверждается возможность убийства в целях, выгодных для распространения этой секты. Еще один пример: "Фундаментальные трактаты живой этики допускают необходимость убийства во имя торжества своих идеалов". (Трактат "Община" с. 146)

По мнению Рерихов, "Евангелие не соответствует истинному учению Махатмы Иисуса", а значит и Евангелие и вся христианская литература будут по их плану изъяты из библиотек. Предположения рерихианцев на будущее включают такие мероприятия как: уничтожение кладбищ, как рассадников эпидемий; отмена денежной милостыни; в новой общине нужно забыть о доброте, ибо доброта не есть благо; народности с их историей и культурой должны быть отменены. Клезовский, один из вождей Агни-Йоги, в числе предрассудков называет веру западного мира во Христа, как Единородного Сына Божия. "Неправы те, кто считает нашу общину молитвенным домом" - пишет Е. Рерих.

Новый мировой порядок, который предлагает живая этика (или Агни-Йога), в корне противоречит христинскому миропониманию. Поэтому Архиерейский Собор Русской Православной Церкви ясно определил Агни-Йогу как религиозное течение антихристианского характера.

наверх

 

Что сказать любителю татуировок?
Александр

Предположим, что у Вас находится картина Ван Гога, бесценный шедевр искусства, и Вы этому портрету подрисовали усы. Не будете ли Вы подлежать всемирному осуждению?

Известно, что все попытки воспроизвести расположение рук Венеры Милосской окончились неудачей: шедевр перестает быть шедевром.

Или, допустим, родители, сделав дома ремонт, наклеили новые дорогие обои, а после этого ребенок приложил свою руку, разукрасил по своему вкусу и тем самым испортил их, придал им непристойный вид. Естественно, они больше находиться в изящной квартире, так как они портят весь интерьер, их сдирают со стен и придают огню.

Что сделает Отец со своим чадом, которое проигнорировало Его труд и заботу о благосостоянии дома, в котором они живут?

Как можем мы дерзнуть вмешиваться в дела Творца неба и земли и всего, что на ней, прикладывая свои ничтожные прихоти и страсти к домостроительству Божию?

наверх

 

Здравствуйте!
Могу ли я быть крещенным второй раз, с тем , чтобы взять имя святого согласно православному календарю?
Михаил

Нет! Если Вы крещены в Православной Церкви, но не помните имени, которое было дано Вам (а оно должно было соответсвовать православным святцам), второе крещение - не выход. Крещение, как и рождение может быть только одно. Для того, чтобы найти выход из создавшейся ситуации, можно обратиться к решению свт. Филарета, митр. Московского, который на вопрос, каким образом поменять имя ответил, что необходимо на исповеди сказать об этом священнику и причаститься с новым именем. В Русской Церкви принято давать имена святых, поэтому при крещении человек наряду с ангелом-хранителем приобретает еще и небесного покровителя, имя которого носит. В Сербской Церкви традиция другая: семье и даже целому роду покровительствует один святой, день памяти которого считается днем семьи. Поэтому имена сербов не связаны с именами конкретных святых. Следуя этой традиции, можно носить имя, не относящееся к святцам и быть крещеным.

наверх

 

Здравствуйте!
Недавно прочитал, что семинарист, не успевший вступить в брак до окончния учебного заведения, обязан принять монашество. Так ли это? Спасибо.
Алексей

Студент духовной семинарии к 3-4 курсу обучения действительно должен определиться с выбором дальнейшего жизненного пути: либо это путь монашества, либо церковный брак. Однако информация о том, что семинарист, не успевший вступить в брак до окончания семинарии, обязан принять монашество, не имеет под собой никакого основания, зато вызывает крайнее удивление. Принятие монашества не может осуществляться принудительным образом. От того каким путем в жизни захочет пойти человек во многом зависит его личное спасение, поэтому такого рода выбор человек должен осуществлять сам.

наверх

 

Могут ли быть бабушки или дедушки для своих внуков крестными матерями или крестными отцами?
Ирина

На крестных отца и мать (иначе говоря, восприемников) возлагается обязанность следить за ростом церковного и нравственного сознания новокрещенного. Бабушка или дедушка могут, какк никто другой, духовно воспитать своего крестника или крестницу, однако из-за возмодной большой разницы в возрасте крестных родителей и их духовного чада, может возникнуть ситуация, когда восприемники не смогут довести своего крестника до "меры его духовного возраста". Поэтому теоретическую возможность можно использовать, учитывая практическую сторону этого вопроса.

наверх

 

У меня вопрос о почитании святых. Чем вызвана такая ситуация, чтобы один и тот же святой был прославляем и почитаем по-разному? Например, в Греции почитают св. Иоанна Русского как праведного, а в России как исповедника. Или я что-то путаю? Существуют ли в истории Церкви ситуации, когда святой, который был сперва канонизирован одной поместной православной церковью, был потом признан другой "в новом качестве"? Почему так происходило, какие для этого были основания (канонические, исторические и т.д)?
Сергей

И в Греции, и в России святого Иоанна Русского почитают и как праведника и как исповедника (день памяти 9 июня по н. ст.). Он засвидетельствовал свою веру за Христа как праведной девственной жизнью, так и исповедническим подвигом, терпя лишения, побои, гонения. Именование святых праведниками, мучениками, преподобными, святителями и т. д. указывает на тот подвижнический путь, который святой человек, свидетельствуя свою преданность Богу даже до уз и смерти. Многие святые прославились как преподобнической жизнью, так и мученическим страданием. Что касается признания святого другой Поместной Церковью в "новом качестве", то это бывает, хотя и редко. Каждая Поместная Церковь вправе делать акцент на одном из подвигов в жизнь святого, пример которого, возможно, особо необходим, для ее паствы в данное время.

наверх

 

Батюшка скажите, может ли принять монашеский постриг мужчина, бывший женатым и имеющий ребенка, ныне разведенный, брак не был освящен церковью?
Константин

Для пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом, какая предполагается относительно кандидата во священство. Необходимо искреннее покаяние в содеянном и стремление к покаянному подвигу в будущем, что монашество суть подвиг непрестанного покаяния.

Ищущий подвига должен быть свободен от обязанностей, не совместимых с монашеством. В Вашей ситуации необходимо учесть обязанность по отношению к ребенку так как требуется, чтобы дети уже не нуждались в родительском попечении.

наверх

 

Здравствуйте.
Меня интересует вопрос, нужно ли священнослужителям (иереям и дьяконам, не монахам) поститься перед литургией, которую они служат и на которой причащаются (я имею ввиду как это установлено для мирян перед исповедью и причастием) и какие на этот счет существуют письменные правила? Есть ли отличия между решением этого вопроса сейчас и раньше, или ничего не изменилось?
Спасибо. Игорь

Православная Церковь особо строго требует, чтобы священнослужители достойно готовили себя к совершению Таинства Евхаристии. У готовящегося служить Божественную Литургию, не должно быть таких препятствий нравственного характера, как: запрещение архиерея, смертный грех, вражда, супружеские отношения накануне служения, уныние и т. д.. Наряду с душевной и телесной чистотой от священнослужителя требуется опрятный внешний вид. Готовящийся литургисать должен проникнуться молитвенным настроением, рассуждением о деле спасения, совершенном Господом, приобрести искреннее желание совершить таинство и соедениться со Христом в Таинстве Святой Евхаристии. Для этого необходимо совершить в храме (или в крайнем случае дома) богослужения, предшествующие литургии (вечерню, утреню), прочитать правило ко Святому Причащению, в которое входит несколько канонов и молитвы. Желательно (если это, конечно, практически возможно), чтобы священник не литургисал без исповеди. От священнослужителя требуется также воздержание от пищи с вечера (при необходимости можно утолить голод). После полуночи запрещается вкушать пищу и пить воду. Учительное известие, напечатанное в служебниках, не говорит об особом посте в течение трех дней перед служением литургии.

Получить дополнительную информацию и, возможно, провести собственное исследование, Вы сможете, обратившись к Учительному известию в служебниках 17, 18, 19 веков, а также ознакомившись с Правилами Апостолов, святых отцов, Вселенских и Поместных соборов. Правила есть в продаже в книжной лавке нашего монастыря.

наверх

 

Что такое агапа, и действительно ли агапы запрещены решением одного из соборов?
Евгений

В книге Деяний Святых Апостолов неоднократно говорится о "преломлении хлеба", которое первые христиане совершали "по домам" (Деян. 2, 46; Деян. 20, 7 и др.). Под "преломлением хлеба" подразумевается Евхаристия при общих трапезах. Эти трапезы включают в себя воспоминание смерти Господней, признание жертвенной цены Искупления, совершенного Спасителем, а также были выражением внутреннего единства учеников Христовых. По примеру Тайной вечери Спасителя, такого рода трапезы происходили в вечернее время. Так было положено начало агапам, или вечерям любви. Наряду со Священным Писанием об агапах сидетельствуют такие памятники, как письмо Вифинского проконсула Плиния Секунда к императору Траяну, датируемая 111-114 годами; "Учение 12 апостолов" и даже свидетельство сатирика Лукиана Самосатского (втор. пол. II). Сведения об агапах можно также из творений Св. мученика Иустина Филосифа (II в.), Климента Александрийского (III в.), Тертуллиана (III в.), Минуция Феликса и Оригена, священномученика Киприана Карфагенского (III в.), из памятника церковной письменности, известного под названием "Завещание Господа нашего Иисуса Христа".

Уже св. апостол Павел в первом послании к Коринфянам (1 Кор. 11, 20-34) обращает внимание на то пренебрежение, которое оказывается на "Господней вечери" причащению Тела и Крови Христовой. Не которые из коринфских христиан приходили на "вечерю Господню" с целью утолить голод и так как на вечерях кормили бедных, то богатые участники старались скорее насытиться от своих приношений, чтобы бедные не оставили их голодными. Евхаристия таким образом, отодвигалось на второй план. Апостол Павел с горечью и негодованием советует такого рода участникам агап утолять голод дома, чтобы жадностью не осквернять Трапезы Господней. Таким образом, почти с самого начала существования агапы началась тенденция к отделению от них Евхаристии началась тенденция к отделению от них Евхаристии (причащения), а впоследствии - к преобразованию их в вечерню (кстати, благословение хлеба, вина, пшеницы и елея на вечерней службе является отголоском древних агап). Св. мч. Иустин Философ в первой апологии совершенно не упоминает о какой-либо трапезе. Но в связи с Евхаристией он говорит о помощи богатых бедным, т. е. указывает на агапу, принявшую чисто благотворительный характер. Втечение II века постепенно происходит процесс отделения Евхаристии от агапы. Во всяком случае случае Евхаристия стала предшествовать принятию пищи. Ориген упоминает только о поминальных агапах. Священномученик Киприан указывает на перенесение Евхаристии на утро.

В IV-V вв. произошло уничтожение агап. Широкий внешний рост Церкви, в которой оказалось много недостойных членов стал причиной этого уничтожения. Если во времена апостола Павла христиан, недостаточно понимавших величие христианской веры, было немного и они постепенно могли дорасти до достойного участия в агапе, то теперь такого рода "плевел" было слишком много и Церковь должна была отказаться от вечерей любви. Кроме того, агапа не вполне соответствовала аскетическому духу, которым под влиянием подвижников-аскетов стало проникаться христианское богослужение.

Лаодикийский собор (ок. 360 г.) запрещает как "совершать евхаристию в домах", что соединялось с агапой, так "и в местах Господних или в церквах устраивать агапы" (Правило 58). Блаженный Августин свидетельствует, что "в большей части Италии и во всех или в большинстве других церквей агапы не совершаются вовсе или, если устраиваются согласно обычаю, то оканчиваются и отменяются после любвеобильного увещания епископа" (Письмо 22 к Аврелию). Третий Карфагенский собор (418 г.) запрещает угощения и пиршества в Церкви, а также присащение после принятия пищи. На Западе впервые запрещает агапы Оксерский Собор 584 г.

Уничтожение агап окончательно утвердило обычай причащения прежде принятия пищи, также придало суточному кругу богослужения совсем иной, духовный характер, лишив христианские службы того, что делало их прежде похожими на богослужение ветхозаветное и других естественных религий.

наверх

 

У меня вопрос о почитании святых. Скажите пожалуйста, какие могут быть отличия в почитании святых Русской Православной Церкви и Православных Церквей находящихся в евхаристическом общении с нами. У нас есть также местно-чтимые святые, можно ли их поминать в епархиях, где они еще не прославлены. Каковы церковные канонические правила по этому вопросу? Кто вправе благословлять или не благословлять молебны, панихиды или какие-другие формы почитания святых? Вопрос возникает в связи с почитанием царя-мученника Николая. Тут какая-то неразбериха. Одни говорят, что в записках о упокоении его имя писать не надо, т.к. он святой. Записки на молебны о здравии тоже не принимают потому, что он еще не прославлен. Получается, что царь-мученник вообще никак не поминается. Или его можно поминать и так и так? Если я подаю молебен, например, свт. Савве Сербскому или мч. Людмиле Чешской, это канонически допустимо. Или нужно просто спрашивать в каждом храме:" Как у Вас поминается царь Николай?"
Спаси Вас Господи. Помолитесь обо мне грешном. р.Б.Сергий

Вопрос относительно почитания святого Николая, царя и страстотерпца Российского теперь уже разрешен окончательно. В то время, когда не состоялось его общецерковное прославление, он был местночтимым святым. В тех епархиях и храмах, где народное почитание было велико и получило благословение епископа, служились молебны. В других местах литии и панихиды.

Иногда при гробницах почитаемых подвижников одновременно пели и молебны и панихиды. (В 19 веке в Троице-Сергиевой Лавре преподобному Максиму Греку служили панихиды с тропарем ему как святому). Писались и иконы неканонизированных святых. Иногда их помещали в храмах.

Канонизации почти всегда предшествует почитание святого без всякой на то официальной санкции. Для многих новомучеников и самого святого Николая этот период уже ушел в историю.

Когда Поместная Церковь осуществляет общецерковное прославление святых, Она сообщает их имена братским Поместным Церквам для внесения в святцы. Братские же Церкви могут либо юридически признать канонизацию, либо осуществить свое, торжественное прославление святого, уже канонизированного в другой Поместной Церкви. Канонизация - это не возведение в ранг святого, ведь суд над усопшим творит Господь. Это признание почитания данной местностью или церковью святого, святость которого промыслительно открыл Господь либо для местной Церкви, либо для всей Вселенской.

Бог Вам в помощь.

наверх

 

Здравствуйте! Извините что снова к Вам обращаюсь, но хотелось бы прояснить некоторые жизненноважные вопросы. Не далее как сегодня появилось сообщение следующего содержания: "The Times приводит данные доклада московского института, занимающегося изучением российской теневой экономики, из которого следует что Русская православная Церковь замешана в сомнительных и просто незаконных деловых операциях. Речь идет не только о продаже свечей по цене, по меньшей мере в 40 раз превышающей оптовую, и о непомерных ценах на отправление религиозных обрядов - венчания, отпевания и т.д., но и о систематическом уходе от налогов и международной торговле нефтью, алмазами, табачными изделиями и алкоголем.
В докладе, пишет The Times, приводятся конкретные факты получения иеррархами взяток за предоставление престижного места работы, недекларирования крупными церквями доходов (до 150 000 фунтов стерлингов в год) от продажи икон, свечей и мест на кладбище, а также использования своего статуса для продажи (без уплаты налогов) золотой церковной утвари.
"Создается впечатление абсолютного хаоса",- приводит газета слова ознакомившейся с докладом Джеральдин Фаган - сотрудницы британского института Кестона, наблюдающего за соблюдением религиозных свобод в странах бывшего СССР.
Впрочем, пишет The Times, Путин едва ли даст докладу ход, чтобы не подставить под удар своего бывшего коллегу по КГБ патриарха Алексия, бывшего в молодости оседомителем и известного в "органах" под псевдонимом "агент Дроздов".
Безусловно, данная информация послужит недругам РПЦ в качестве одного из "доказательств" "...лживости и лицемерности РПЦ, с одной стороны говорящей о заповедях, а с другой - занимающийся подобной предпринимательской и даже преступной деятельностью". Так вот. 1. Будет ли РПЦ активно противодействовать (в том числе и в судебном порядке) заявлениям, подобным тем, что сделала Times и доведет ли итог этого противодействия как до своих верующих, так и до общественности вообще?
2. Каким образом нам, Православным верующим, противостоять людям, использующим подобную информацию для нападок на РПЦ, ибо так или иначе, но для того, чтобы остановить потоки их слов - необходимы также определнные и убедительные слова, которые доказывали бы неправоту их слов?
3. Действительно ли РПЦ занялась электронной коммерцией?
4. Какой коммерческой деятельностью вообще разрешено заниматься Церкви?
5. Нередко приходится слышать упрек о том, что монахи побираются на вокзалах, метро и других общественных местах. Так вот -
а) разрешен ли сбор пожертвований монахами вне храма?
б) если такой сбор разрешен - то как тогда отделить прохвоста, одевшегося в монашеские одежды, от настоящего?
На этом пока все. Буда Вам безгранично признателен за ответы.
С уважением! Димитрий Кузнецов

С глубокой древности Церковь хотели обвинить в нелояльности к государству, в преступных действиях и т. д. Христиан обвиняли даже в убийстве младенцев, кровь которых якобы шла на Евхаристию... Церковь всегда была, есть и будет гонима, ибо Она не от мира, а мир любит свое, ибо он ничто иное как "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская"...

Церковь не нуждается в самооправдании. Она предлагает нам немало примеров из жизни святых, которые, будучи обвиняемы в том, что не совершали, не оправдывались, и даже смиренно соглашались, желая терпеть клевету и гонения себе во спасение. Церковь, а мы Ее чада и с Ней, должна являть себя в этом мире как будущее Царство Славы, как Тело Христово, проповедовать добро, любовь, мир, спасение; словом, осуществлять свое назначение на земле, тем самым обличая тьму ненавидящего Ее мира (мира, как совокупности страстей). Это и будет лучшим отпором врагам Бога и Церкви.

Что касается сборов пожертвований монахами, то прошедший в августе этого года Архиерейский Собор постановил запретить подобного рода сборы и разрешить их только мирским, которые должны иметь при себе письменное благословение от наместника монастыря и епископа, в области которого совершается такого рода сбор.

О бюджете Русской Православной Церкви Вы можете прочесть в Докладе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в разделе VI. Общецерковный бюджет, финансово-хозяйственная деятельность. http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r03.htm

наверх

 

Кого нужно любить больше: Бога или женщину? Почему? А если я все-таки предпочту женщину Богу, Он обидится?
Endorcist

"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;"- сказал Господь наш Иисус Христос, излагая суть десяти заповедей, данных Богом пророку Моисею. (Мф. 22, 37-39). Бог Сам возлюбил человека до Креста, страданий и смерти; Он отдал Своего Сына Единородного, дабы чрез Него всякий верующий не погиб, но имел бы жизнь вечную. Бог давая заповеди человеку, исходя из любви к своему высшему творению, а не потому что Он нуждается в нашей любви. Он желает человеку счастья и спасения. Нарушение же человеком иерархии любви приводит к обратному: несчастью и погибели. Любить Бога, не любя людей, невозможно. И в то же самое время невозможно любить другого человека, не имея в себе любви божественной. Страстное влечение к человеку не может быть истинной любовью. А настоящая любовь "долготерпит, милосердствует,... не завидует; любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит." (1 Кор. 13, 4-7) И такой любви можно научиться только путем любви к Богу, а в Боге - к людям.

наверх

 

До какого возраста при крещении ребенка ему нужны крестные родители? Обязательно ли иметь ребенку крестных родителей, ведь крестные должны отвечать за православное, нравственное воспитание ребенка, а таких людей рядом может не оказаться?
Павел

С самых древних времен в крещении как детей, так и взрослых участвуют восприемники. При крещении ребенка они дают за него обеты и произносят Символ Веры. На восприемников ложится обязанность воспитать крестника в вере и благочестии дабы обеты, данные у Святой купели были выполнены. Безусловно крестные родители должны быть способны к такого рода участию в жизни человека. Трудно согласиться с тем, что таких людей вокруг нет. Восприемники должны быть у крещаемого (во всяком случае хотя бы один, одного пола с крещаемым). Родители же младенца не могут быть восприемниками, хотя и на них лежит ответственность за будущее ребенка и его духовную жизнь.

наверх

 

Как Православная Церковь относится к гражданскому браку в случае, когда молодые люди, оба верующие, имеют твердое намерение повенчаться, но не имеют в данный момент возможности? Можно ли им участвовать в литургической жизни Церкви?
Мария

Не совсем понятно, что может мешать осуществлению благого намерения, тем более "твердого". Христианин не может не жить литургической жизнью Церкви, однако, к сожалению, может сам породить препятствия к участию в Евхаристии. Одним из таких препятствий может стать добрачная связь юноши и девушки, еще не получивших благословения родителей и Матери Церкви на создание единого союза. Сохрани Вас Господь от всякого рода препятствий к Евхаристическому общению.

наверх

 

Мой отец был крещен в православии, однако, живя во времена воинствующего атеизма (родился в 1931 г.) не получил никаких знаний о вере, в храм не ходил. В Бога, впрочем, верил: рассказывал мне, еще маленькой, что апостолы - это реальные исторические личности (сам он об этом узнал из дореволюционного издания Ренана). Последние 10 лет, уйдя на пенсию, жил в деревне, где, разумеется, церкви не было. Там он и умер. Какие формы поминовения уместны в данном случае?
Спаси Господи!
Ирина

Наивысшим выражением памяти об усопшем и любви к нему, простирающейся в вечность, является поминовение за Божественной Литургией. Обычно молящиеся подают в алтарь записки о упокоении и имена их почивших сродников поминаются во время проскомидии. О упокоении, памяти и оставлении грехов отшедших в мир иной из просфор вынимают частицы, которые в конце Литургии опускаются в Чашу с молитвой ко Христу, чтобы Он отмыл Своею Кровью грехи всех, кто был помянут. Поэтому, вы должны обратиться к данной форме поминовения. Можно попросить священника совершить в храме, дома или на кладбище заупокойную литию или панихиду.

В Православной Церкви с древних времен существует благочестивый обычай чтения Псалтыри по усопшим. Вы можете ежедневно (или хотя бы в дни рождения, тезоименитства и смерти отца) читать по одной или несколько кафизм из Псалтири о упокоении его души. Во многих монастырях совершается чтение т. н. Неусыпаемой Псалтири и поминаются о здравии и об упокоении те люди, за которых просят молиться прихожане, жертвуя посильную лепту на обитель. Т. о. еще одной формой поминовения служит домашнее чтение Псалтири или поминовение в монастыре или храме во время чтения Неусыпаемой Псалтири. Можно так же попросить в храме молиться об усопшем, записав его имя для поминовения в течение 40 дней (сорокоуст), года и более. Еще одной формой поминовения является милостыня, совершаемая в память и оставление грехов отшедшего в вечность. По свидетельству многих святых, милостыня и помощь нуждающимся изводит из глубин ада, одновременно спасая душу и того, кто совершает эту милостыню.

Бог да упокоит в Своих небесных селениях Вашего отца, а Вам да подаст силы и крепость для прохождения своего жизненного поприща.

наверх

 

Скажите, пожалуйста, если суд над душой на 40 день после смерти окончателен, то какой смысл в молитвах об усопшем после этого срока? И зачем тогда суд в конце времен? Может ли он отменить первый приговор?
Заранее благодарю за ответ. Павел

После сорокадневного прохождения мытарств душа умершего определяется Богом в "духовную" по слову святителя Иоанна Златуста, область, где ожидают общего воскресения тел и последнего Суда. Каждой душе определяется сообразно с ее благим или злым делам, соответствующее состояние. Это состояние святые отцы называют неопределенным, так как душа не получает полного и совершенного воздаяния. В этом временном состоянии она испытывает предчуствие или райского блаженства или геенских мук. Святитель Афанасий Великий учит, что праведники после смерти испытавают "частичное наслаждение", а грешники - "частичные мучения". Святитель Кирилл Александрийский отмечает, что т. к. не было еще Второго Пришествия Христа, то (для душ усопших) "ни Воскресения не произошло, ни воздаяния за дела не последовало".

Молитва за умерших, согласно Священному Писанию и опыту Церкви отнюдь не бесполезна. Молитва за усопших - это естественное выражение любви, которая не знает границ и "никогдаже престает" по слову апостола Павла. Святой Кирилл Иерусалимский пишет: "превеликая польза будет душам, о которых моление возносится в то время, когда предлежит Святая и Страшная жерва" (речь идет о поминовении на Литургии). Святой Иоанн Златоуст также полагает, что молитвы за усопших приносят им "некое утешение". Подобного рода святоотеческих высказываний можно привести множество...

Церковь молится не только за "в покаянии" отшедших, но и за тех, кто преставился "в грехах" (святитель Афанасий). Молясь за грешников, Церковь не учит и не обещает, что избавит последних от всех мучений ада и переведет их в рай. Мы говорим лишь, что покинувшие этот мир со своими грехами получают через молитву утешение и облегчение наказания. Кроме того, молитвы об усопших напоминают нам о бренности земной жизни, о смерти и вечности. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что каждый кто молится, трудится и молится за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а потом ближнему. Пусть и Ваши усопшие сродники не останутся без поминовения.

наверх

 

Скажите, пожалуйста, какое влияние оказывают колдовство и уруки (когда очи одного могут причинит болезнь другому) на людей? Могут ли повлиять такие действия на православных христиан?
Владимир

Как известно, наряду с материальным, физическим миром, существует мир духовный. И если нам не известны до конца все закоы мира физического, тем более - мира духовного. Поэтому не следует акцентировать свое внимание на том, что не является для христианина главным. Не следует забивать голову вопросами типа: "А уж не порча ли у меня? А уж не соседка или сосед сглазил меня?..." Колдунов, гадалок и прочей нечисти бояться не надо, ибо с нами Бог. Бойтесь нарушить заповеди Бога, бойтесь не животным страхом, а страхом, исходящим из любви. Прибегайте к таинствам Церкви, молитесь и помните: Крест хранитель всея вселенныя. Крест красота Церкви. Крест верных утверждение. Крест ангелов слава и демонов язва!

наверх

 

Подскажите, пожалуйста, как объяснить ребенку, кто такой ангел?
Анатолий

Постараюсь выполнить Вашу просьбу, обратившись непосредственно к ребенку:

Дорогой друг! Ангел это слово греческое, (есть такой язык) и означает оно того, кто приносит новости, вести - вестника. Ведь ты знаешь, что у твоего папы на работе, у тебя в школе и у всех людей, есть начальники. И для того чтобы что-нибудь передать своим подчиненным эти начальники посылают специального человека, вестника. А главный наш Начальник и Создатель - Господь. И вестники, которых Он посылает, называются ангелами. Ангелы приносят от Бога мысли о добре, мире и любви, побуждают людей к исполнению заповедей Бога, охраняют человека от зла. И хотя мы не видим ангелов, мы должны обращаться к ним с молитвой, зная, что ангелы видят нас и слышат и помогают, когда это нам необходимо и полезно.

наверх

 

Этим летом я была в Черногории в местечке Цетине, где посетила Цетинский монастырь, в стенах которого находиться забальзамированная рука святого Иоанна Крестителя. Служитель этого монастыря (Сербской Православной Церкви) любезно рассказал нам о том, что мощи Иоанна Крестителя (его правая рука) ранее находились в России, но в 1917 году (в революцию) были тайно вывезены из России и оказались в Черногории. Так же нам было сказано, что в настоящий момент Русская Православная Церковь ведет переговоры с Сербской Православной Церковью о возвращении этой святыни в Россию. Действительно ли это так? Если такие переговоры ведутся, то интересно было бы узнать на какой они стадии?

Заранее благодарю, за Ваше внимание. Спасибо.

Мария

В Православной Церкви нет традиции бальзамирования останков святых. Тела усопших погребаются согласно христианскому обычаю. Если же Господь явно открывает Церкви святость жизни своего угодника (через исцеления, чудотворения, свидетельства, знамения и т. д.), то через особые указания Промысла Божия, подтвержденные определениями священноначалия Церкви, мощи святого обретаются. Часто мощи бывают нетленными. Но не потому, что их кто-то бальзамировал, а потому что Бог, по воле Своей и Своей силой Сам сохранил все тело или какую-то его часть совершенно нетленными.

Что же касается переговоров и возможной передачи части мощей святого Иоанна Крестителя, то мы не располагаем такого рода информацией и не можем дать Вам исчерпывающий ответ.

наверх

 

Расскажите,пожалуйста,о Святой Троице. Насколько я знаю, Господь един в трех лицах. Почему же тогда Иисуса Христа называют Сыном Божиим ?
Даниил

Учение о Единосущном Триипостасном Боге в котором все Ипостаси равночестны, является беспрецедентным в истории религиозного сознания. Догмат Святой Троицы - главнейший во всем новозаветном учении о Боге и вместе с тем одним из самых трудных для понимания. Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета содержит в себе немало намеков и прямых указаний на Триипостасность Божества.

Приведем несколько примеров: Быт. 1, 1 "В начале Бог сотворил небо и землю". В еврейском языке слово Бог звучит как "Боги сотворил". Быт. 1, 26 "И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему" (речь идет о совете внутри Святой Троицы). Быт. 3, 22: "Вот, Адам стал как один из Нас". Патриарху Аврааму является три ангела (по толкованию святых отцов, Бог в виде трех странников) и праотец обращается ко всем трем в единственном числе. Можно привести много других примеров. Причем обратите внимание, что речь не может идти о многобожии. Ветхий Завет - завет иудейского народа с Богом, иудейская религия говорит только о едином Боге.

Первое положительное и торжественное свидетельство о Святой Троице в Новом Завете было открыто при крещении Иисуса Христа в Иордане. Миру открылись: Отец, говорящий с небес, Сын, крестившийся в Иордане от Иоанна и Дух Святой в виде голубя. (Мф. 3, 16-17; Мк. 1, 10-11; Лк. 3, 22). Можно указать еще на некоторые места Священного Нового Завета. Это: Ин. 16-17 гл.; Мф. 28, 19; 2 Кор. 13,13. Есть множество других.
Как понять тайну Святой Троицы? До конца это сделать невозможно. Можно лишь что-то объяснить путем аналогий, наилучшей из которых является образ Бога - человек. Многие святые обращаются к этому образу. Преподобный Симеон Новый Богослов: "Собственный твой дух, или душа твоя, вся есть во всем уме твоем, и весь ум твой во всем слове твоем, и все слово твое во всем духе твоем нераздельно и неслиянно. Сие есть образ Божий... Итак... как в Нем самом ум не больше и не меньше души, душа - ума, слово - ума и души, таким же образом не больше и не меньше Отец Сына, Сын - Отца, Святый Дух - Отца и Сына, но собезначальны суть и равночестны." (Богосл. труды №17, с. 193)
Святитель Игнатий Брянчанинов: "Образ Троицы - Бога - троица человек... Ум наш - образ Отца; слово наше - образ Сына: дух - образ Святого Духа... Ум без мысли существовать не может и мысль без ума. Потому-то всякая мысль имеет свой дух." (Об образе и подобии. Т. 2, с. 128) Указаний на равночестность Сына и Отца, на божество Сына в Священном Писании немало. В качестве примера укажем лишь на некоторые: Ин. 10, 15; 17, 25; Мф. 11, 27; Лк. 10, 22; Ин. 5 глава, Ин. 17 гл., 10 гл. 25-39; 28-30; Мф. 26, 63; Тит. 2, 13; 1 Кор. 8, 6; Рим. 10, 13; Фил. 2, 10-11; Евр. 1, 6; Рим. 1, 4-9; Кол. 1, 16). Советуем Вам также обратиться к толкованию свт. Феофана на апостольские послания и к творениям свт. Григория Богослова.

наверх

 

Здравствуйте! Некоторые либерально настроенные люди (среди которых, к сожалению, есть и православные священники), говорят, что раз Господь может по молитвам Церкви избавить душу умершего от повреждения грехом так, что Царствие Небесное станет ей (душе) доступно, то он безусловно сделает это со всеми людьми по Своему милосердию, и, таким образом, все без исключения будут спасены. Что мы можем ответить на это?
Артемий

Вы говорите об учении, именуемом апокатастасис пантон (всеобщее восстановление). Это учение Оригена о всеобщем спасении осуждено V вселенским собором. В XX веке учение Оригена было восстановлено протоиерееем Сергием Булгаковым. Но быть принятым Православием оно не может, поскольку противоречит учению Церкви, преданию святых отцов и прямым, точным указанием Евангелия о том, что вечные муки существуют. Вопрос же о том, как это соотносится с тем, что Бог есть Любовь, отдельный. И если Вы пожелаете говорить об этом дальше, мы постараемся обсудить с Вами этот вопрос.

наверх

 

В чем суть первородного греха? Является ли супружеская жизнь грехом?
Илья

Прародители человеческого рода, получившие наряду со свободной волей заповедь о вкушении от древа Жизни и запрет на вкушение от древа познания, которое святые отцы называют древом упражнения в послушании, пошли против воли Божией и совершили грех отступления от Творца. Грех первых людей внес в их природу, а через них в природу всего человечества повреждение. Человеческая природа стала смертной и тленной, образ Божий в человеке расстроен. По словам святителя Афанасия Великого, грехом человек "произвел совращение естества". Святитель Игнатий Брянчанинов пишет об этом так: "Разнородые члены, составляющие существо мое: ум, сердце и тело - рассечены, разъединены, действуют разногласно, противодействуют одна другой; только тогда действует в минутном, богопротивном согласии, когда работают греху". Свт.Василий Великий пишет,что Господь пришел соединить человеческое естество, расторгнутое на тысячи частей.

Что касается супружеской жизни, то, конечно же, она не является грехом. "Брак честен и ложе нескверно"-это слова св. апостола Павла. Он, а также многие святые отцы сравнивают с браком единение Христа и Церкви. Но естество человека, пораженное грехом, сообщает этим отношениям страстность, которая подчас мешает человеку чистосердечно покаяться и достойно соединиться с Богом в Таинстве Святой Евхаристии ( поэтому, кстати, Церковь настоятельно призывает к воздержанию накануне постных дней, причащения и в период многодневных постов). Неправильное употребление человеком Богом данной свободы, увы, может извратить эти отношения и низвести их до тяжкого греха.

наверх

 

Как православному человеку относиться к страхованию (имущества, гражданской ответственности, жизни)?
Филипп

Так же, как и к другим сторонам жизни человека в обществе: здесь нет ни греха, ни добродетели (в самом предмете), но от того, с каким намерением предпринимается данные действия, зависит его нравственная оценка.

наверх

 

Как Церковь относится к использованию женщиной декоративной косметики, и можно ли считать это нарушением второй заповеди?
С уважением,
Павел Козлов

В покаянном каноне святого Андрея Критского есть такие слова: "...Самоистукан быв страстьми..." Поэтому можно считать использовние косметики грехом в том случае, если таким образом человек превращает себя в "самоистукана"; с другой стороны, если любовь к ближним требует некоторой коррекции откровенных недостатков и уродств, то вряд ли можно это назвать грехом. Границу между этими двумя точками человек проводит сам в соответствии с тем, как он воспринимает других людей: либо с точки зрения формы (внешности), либо - содержания (внутреннего мира).

наверх

 

Скажите пожалуйста, как относится Церковь к снам? Как можно объяснить так называемые "вещие" сны, и как бороться с кошмарами?
Татьяна

На сны не нужно обращать внимания, тем более много думать о них и пытаться "разгадать". Один из оптинких старцев сказал своему духовному чаду в ответ на поставленный перед ним такой же вопрос. "А ты не обращай на сны внимания, они и сбываться не будут."

Чрезмерное внимание к снам может не только лишить Вас душевного покоя и даже привести к психическим расстройствам, но и подвигнуть на опасный путь доверия искушениям и внушениям, которые через сны могут исходить от врага человеческого спасения.

наверх

 

Откуда приходит душа перед зарождением - спускается с неба на землю? Где она была до рождения, появления в человеке?
П

Вопрос о происхождении человеческой души Словом Божиим окончательно не раскрыт. Как говорит святой Кирилл Александрийский, это "тайна, ведомая одному Богу". Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Поэтому о происхождении душ можно говорить на основании богословских мнений и отношения к этим мнениям Церкви. Одним из центральных мест в догматической системе Оригена было учение о предсуществовании человеческих душ. Этот взгляд Ориген унаследовал из философии Платона. Мы не будем подробно останавливаться на содержании этого учения, скажем лишь, что оно: а) противоречит учению Священого Писания о последствиях греха прародителей, б) не способно объяснить факт боговоплощения, в) связано с осужденным Церковью учения о всеобщем восстановлении. В середине VI века учение Оригена было осуждено Церковью. Существует мнение о творении Богом каждой души из ничего. (Священномученик Ириней Лионский, святой Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, святитель Иоанн Златоуст и др.). Одни святые говорят о творении души вместе с телом, другие о творении души на 40-й день после зачатия. Слабая сторона этого мнения состоит в том, что оно не объясняет перехода греховной поврежденности Адама на весь человеческий род, а также каким образом дети наследуют качества своих родителей. Есть еще одно мнение о рождении человеческой душ от душ родителей. (Тертуллиан, святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, преподобный Макарий Великий и другие). Данное богословское мнение также не отвечает на все вопросы. Например, происходит душа от души отца, матери или от обоих родителей; не объясняет она и случаи поразительного несходства междку детьми и родителями. После V Вселенского собора стало преобладать мнение о творении человеческих душ, позже более распространенным стало учение о рождении душ. Оба эти мнения восполняют друг друга.
Законы мира духовного нам не известны. Мы только можем предположить, что душу человек получает от родителей, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия.

наверх

 

Одним из пунктов расхождения между православием и католицизмом является догмат об исхождении Святого Духа (проблема "филиокве"). Догматы - это не абстрактные умозрительные формулы, они обобщенно формулируют содержание веры, духовного опыта. А в практическом плане что следует из "филиокве"?

Логика филиокве строится на утверждении: что в Боге не противопоставлено, то не может быть различно, т. е. отношения Божественных Лиц мыслятся по аналогии с причинно-следственными отношениями, которые мы наблюдаем в тварном мире. В результате этого между Сыном и Святым Духом вводится дополнительное отношение (т. н. исхождение от Сына), что усугубляет тринитарную проблему (каким образом мыслить в Боге одновременно троичность и единство, чтобы одно не утверждалось в ущерб другому). Филиокве смещает акцент в сторону единства, которое начинает превалировать над троичностью. Т. о. происходит отождествление бытия Божия с Божественной Сущностью, а отношения Ипостасей Святой Троицы мыслятся внутри этой сущности которая, согласно латинскому богословию, логически предшествует лицам. Последствия такого рода богословствования отражается на путях духовной жизни, предлагаемой католицизмом. Речь идет о мистике "пучины божества" (мистика безличной божественной сущности) что в принципе обозначает возврат от христианства к мистике неоплатонизма. Вследствие такого представления о духовной жизни происходит разница в понимании православных и латинян вечной жизни и блаженства. Если православное учение говорит о вечном блаженстве как соучастии в жизни Пресвятой Троицы, то католическое - как о созерцинии Божественной Сущности.

наверх

 

наверх

 

Скажите, пожалуйста, есть ли какая-либо особая молитва, которую следует читать перед иконой Святой Троицы письма преподобного Андрея Рублёва?
Илья

Перед иконой Святой Троицы (не обязательно письма преподобного Андрея Рублева) уместно молиться словами молитвы: "Пресвятая Троица помилуй нас..." а также тропарь и кондак Святой Троице. Особой молитвы именно перед "Троицей" преподобного Андрея нет.

наверх

 

В Чехии проходит Форум 2000, служители многих церквей, в том числе и Далай лама, служат совместную мессу. Как я знаю, это человек неверующий в Бога. Как вы смотрите на это? (встречался со многими мнениями.)
Игорь. Чехия

Слияние религий - это религия антихриста. Иначе, чем отрицательно, мы не можем относиться к подобного рода форумам.

наверх

 

Батюшка, моя подруга собирается делать пластическую операцию на нос. Хирургическое вмешательство действительно требуется для её здоровья, но одновременно она хочет изменить форму носа. Не грех ли это? Я разговаривала по этому поводу с двумя батюшками, оба сказали, что её болезнь это оправдывает. Заранее признательна за ответ.
Батюшка, возможно ли как-либо попасть на службу в Успенском соборе Кремля? Насколько я знаю, что это возможно только по приглашению. Или это не так?
Елена

Вопрос о пластической операции Ваша подруга должна разрешить сама со своим духовником. Если она не захочет советоваться с ним, то вряд ли послушает Вас.
В Успенский собор Кремля попасть просто. Для этого надо обратиться к настоятелю того прихода, который Вы посещаете. Отец настоятель даст Вам приглашение на богослужение в московском Успенском соборе.

наверх

 

Должен ли православный человек участвовать в выборах, если уверен что система "демократического волеизъявления" народа является фикцией и на деле недостижима (как писал Митрополит Иоанн)?
Александр

На подобного рода вопрос ответил Христос - Спаситель: "Отдавайте Божие - Богу, а кесарево - кесарю". Мы, христиане, чаем жизни будущего века, но вместе с тем пребываем в земной жизни и должны подчиняться законам, направленным на пресечение зла в обществе, в котором живем. Поэтому мы должны заявлять о своем присутствии в этом обществе, участвовать в его жизни, дабы наш голос, возможно и проигнорированный, свидетельствовал о нашем присутствии в этом мире, заявлял о нашей позиции и об отсутствии равнодушия к окружающим нас людям. Бывают, конечно, ситуации в которых человеку трудно разобраться самому и принято правильное решение. В таких случаях Церковь в лице ее священноначалия дает знать своим чадам как правильно поступить. Так, например, накануне прошедших президентских выборов послышались провокационные призывы к неучастию в них, и Святейший Патриарх Алексий II обратился к своей пастве с просьбой выполнять гражданский долг и принять участие в выборах.

наверх

 

 

Задайте свой вопрос

  © ПРАВОСЛАВИЕ 2000