ПРАВОСЛАВИЕ 2000
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
 
 
   
СПРАШИВАЙТЕ О ГЛАВНОМ   (АРХИВ #16)

Вы можете задать священникам вопросы о вере, духовности, Церкви. Один из священников Сретенского монастыря в течение недели постарается ответить на Ваш вопрос. Ответы будут опубликованы в этой рубрике.


Отвечает иеромонах Амвросий (Ермаков), кандидат богословия:
Как вы думаете, можно ли интерпретировать слова "в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех" в том смысле, что речь идет о процентном соотношении верующих и неверующих?

Когда и как у христиан появилась традиция носить нательный крестик и необходимо ли его нам носить?

Благословляется ли в святые посты принимать витамины и биологически активные добавки, не прописанные врачом?

Я, к сожалению, отвлекаюсь на архитектурное и живописное убранство храма - грех ли это?

Мы хотели бы обвенчаться в марте месяце. Если нет, то когда это будет возможно?

Возможно ли молодому человеку в возрасте 17 лет стать монахом и как?

Обьясните, пожалуйста, как вера в Пресвятую Троицу влияет на нашу жизнь.



Отвечает иеромонах Амвросий (Ермаков), кандидат богословия
Как вы думаете, можно ли интерпретировать слова Иисуса Христа; (Лук 12,51-52) "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех" в том смысле, что речь идет о процентном соотношении верующих и неверующих?
Благодарю за внимание,
Дмитрий

Речь действительно идет о разделении верующих и неверующих, однако вряд ли можно понимать данный отрывок из Евангелия от Луки в предполагаемом Вами смысле. Во всяком случае, ни в одном из святоотеческих толкований мы не встречали такого мнения. В контексте с 53-м стихом исчезает даже намек на идею о процентном соотношении.

наверх

 

Прочитал, что обычай носить наперсный крест у священников появился в конце 18-го века по указу царя. Расскажите, пожалуйста, когда и как у христиан появилась традиция носить нательный крестик. И необходимо ли его нам носить? К сожалению, в литературе я не смог найти ответа на этот вопрос.
Дмитрий

Уважаемый Дмитрий!
Обычай возложения (одевания) нательного креста на новокрещенного появился в конце II-го, начале III-го веков.

Традиция носить нательный крестик объясняется как содержанием жизни христианина, так и древностью почитания Креста Господня, который, как и Сам Христос Распятый, был и остается, по слову апостола Павла, для иудеев - соблазном, для эллинов (язычников) - безумием (видимо, к тем и другим придется отнести и протестантов), а для православных христиан - знаменем сокрушения смерти и греха, знаменем нашего спасения и упования. Многие древние авторы и христианские писатели, да и сами предметы истории оставили свои свидетельства об отношении ко Кресту в первые века христианства. Так, Минуций Феликс, Тертуллиан и Кирилл Александрийский (II и III вв.) сообщают нам о том, что язычники упрекали христиан в почитании Креста. Изображения креста обнаружено на Эдесских медалях, датируемых II и III вв.
"Такова сила креста, что если положим перед глазами и верно будем содержать в уме своем, так что очами ума будем созерцать самую смерть Христову, то никакое пожелание, никакая страсть, никакая зависть не одолеет тебя", - пишет Ориген, свидетельство которого в исторической науке весьма авторитетно. Святой Ипполит Римский (III в.) называет крест Христов "трофеем над смертью", "который она (Церковь) носит на себе". "Смотри, - восклицает святитель Иоанн Златоуст, - сколь вожделенным и достолюбезным соделалось столь ужасное и поносимое в древности знамение жесточайших казней". Святитель Афанасий Великий называет безумными тех, кто по своей гордыне не почитают крест. "Мы почитаем крест, - говорит Кирилл Александрийский, "из благодарного воспоминания о Том, Кто из любви к нам принял зрак раба и умер на кресте".

Возлагая на новокрещенного нательный крестик, священник напоминает ему о новом жизненном пути: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф. 16, 24). История Церкви не раз подтверждала слова Спасителя о верности в малом. Вряд ли человек, не желающий быть верным в малом (по гордости или из-за стыда снявший с себя крест), сможет стать верным во многом. Вряд ли считающий себя христианином и не желающий носить на себе крест с распятием Христовым, сможет понести свой жизненный крест и последовать за Христом. Тот же, кто не сораспинается Господу (т. е. не распнет свои страсти и грехи), тот и не совоскреснет с Ним. Дай Бог, дорогой Димитрий, чтобы в Вашей жизни и в жизни окружающих Вас людей не произошло такого рода отступления.

наверх

 

Батюшка, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: благословляется ли в свв. посты принимать витамины и биологически активные добавки, не прописанные врачом? И как обстоит дело с лекарствами, если их прописывает врач?
С уважением, Евгений

Уважаемый Евгений!
По причине нашей духовной немощи мы не способны поститься так же, как постились святые отцы, хотя всячески должны стремиться к этому. Но здесь главное - не переусердствовать, предавшись "ревности не по разуму". Если наш организм становится настолько истощен, что это отрицательно сказывается на молитве (одолевает сонливость, уныние, рассеянность, общая расслабленность, нет сил выстаивать богослужения и т. д.), то в этом случае, конечно же, не грех начать принимать витамины, так как цель поста - не умерщвление плоти в буквальном смысле этого слова, но ее порабощение духу, умервщление греховных страстей. О том, какие выбрать витамины и как их правильно принимать, нужно посоветоваться с врачом. Что касается биодобавок, то их состав мне неизвестен, поэтому в этом вопросе требуется консультация специалиста. Но на мой взгляд, лучше от них воздержаться, особенно если эти добавки содержат в себе непостные компоненты.

Относительно лекарств: ответственность за их назначение ложится на врача, который призван вместе с Вами заботиться о Вашем здоровье. Если Вашему организму необходимо употребление назначенных врачом медицинских средств, то Вы не должны игнорировать их.

наверх

 

Я студентка Санкт-Петербургской Художественно-промышленной академии. Находясь в храме даже на богослужении, я, к сожалению, отвлекаюсь на архитектурное и живописное его убранство, а подходя к иконе, смотрю на нее, в частности, и как на произведение искусства. Греховный ли это поступок? И как мне быть?
Спасибо
р.Б.Юлия

В Вашем вопросе содержится несколько очень важных тем. Во-первых, о внимании во время молитвы. У того, кто начинает молиться, ходить на богослужения, внимание неизбежно рассеивается и на убранство храма, и на внутренние помыслы и воспоминания. Преодолевать это придется, возможно, в течение всей жизни. Главное - приходя в храм, помнить, что Вы пришли к Живому Богу - к Господу нашему Иисусу Христу, Который смотрит в само сердце человека. И если Вы действительно пришли к Нему за помощью, то старайтесь молиться с вниманием и благоговением, потому что Он видит все, что происходит в Вашем сердце; принимает молитву искреннюю, покаянную и отвергает холодную, произносимую небрежно и только внешне. О молитве вы сможете многое узнать для себя из книги святителя Феофана Затворника "Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться", из творений святителя Игнатия Брянчанинова. Советую Вам их почитать.
Во-вторых, у Вас, видимо, развито эстетическое чувство. В этом нет ничего плохого. Ведь многие иконы действительно являются произведениями искусства и православные храмы зачастую необыкновенно красивы. Но это чувство не должно быть помехой молитве. От него вовсе не нужно избавляться. По святоотеческому учению силы нашей души должны подлежать преображению, а не уничтожению. Эстетическое чувство должно находиться в гармонии с верой и молитвой и занять надлежащее место. Красота православного богослужения, икон, храмов призвана возводить наш ум к безвидной красоте божественной, а не задерживать внимание на себе самой. Если этого не происходит, если церковная эстетика становится для нас ценна сама по себе, а не как отражение сияния небесной славы, значит душевное в нас преобладает над духовным, и нам следует взять пример с блаженного Августина, который в своей "Исповеди" каялся в том, что чрезмерно услаждался внешней мелодичностью храмовых песнопений в ущерб молитве и осмыслению текстов. Надо всегда стараться смотреть на икону глазами великих иконописцев: преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Даниила и др. Они видели в иконе не просто символ, изображение, но осознавали реальное присутствие Господа, Ангелов, святых. Ибо образ (изображение) тесно связан со своим Первообразом (с тем, кто изображен на иконе) посредством благодати, почивающей на иконе и ее освящающей. Такому видению иконы должны научиться и мы с Вами.

наверх

 

Мы хотели бы обвенчаться в марте месяце. Скажите, пожалуйста, можно ли это сделать до Светлого Христова Воскресения? Если нет,то когда это будет возможно? И что нужно, чтобы Матерь Церковь соединила нас на пути к Всевышнему?
Анна

По Уставу Православной Церкви, начиная с Недели о Страшном Суде до Недели о Фоме (в 2001 году с 18 февраля до 22 апреля), браковенчание не совершается. В браке люди призваны совершенствоваться в любви и целомудрии, и если начальная точка отсчета будет сопряжена с непослушанием Церкви и грехом, то вряд ли такой брак сможет достигнуть желанной цели и христианского счастья. Но вы обретете великую радость и получите благословение Божие, если соедините свои сердца после прохождения периода строгого Великого Поста и в целомудрии испытанной радости Светлого Христова Воскресения и Пасхальной Седмицы. Получив благословение Церкви на совместную жизнь в Неделю о Фоме (22 апреля) или вскоре после этого дня, вы сможете строить свою домашнюю церковь - семью на прочном фундаменте христианского семейного счастья.

наверх

 

Возможно ли молодому человеку в возрасте 17 лет стать монахом и как?
Кирилл

Архиерейский Собор, прошедший в августе этого года, постановил, что пострижение в монашество допускается не ранее 30 лет. Исключение может быть сделано только для студентов духовных школ.

наверх

 

Обьясните, пожалуйста. как вера в Пресвятую Троицу влияет на нашу жизнь? Важно ли знать догмат Троицы каждому верующему или только семинаристу и профессору богословия?
Валерий

Церковь в своем земном аспекте представляет собой общество людей, которое управляется в соответствии с определенными правилами, не признавая которых, человек не может быть Ее подлинным членом. Поэтому признания истинности догматов требует сама церковная дисциплина. Но такая обязательность признания догматов не носит характер формальности. Она обуславливается спасительностью догматов, которые являются ничем иным, как фундаментом для духовной жизни христианина. Преподобный Силуан Афонский говорил: "Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик и вообще образ вашего духовного бытия".

Существует несколько этапов в процессе усвоения догматов человеческим сознанием. Первый - это когда догмат является предметом рационального убеждения и не более того. На этом этапе нет никакой связи между догматической истиной и духовной жизнью человека. Чаще всего причиной такого восприятия догматов является греховное нечувствие. На втором этапе догмат переживается человеком, как спасительная истина. Человек устанавливает связь между содержанием догматов и собственной духовной жизнью.
Третий этап - это благодатное переживание догмата, которое можно назвать созерцанием. Многие святые отцы переживали содержание догмата настолько, что для них между догматом о Боге и самим Богом исчезало всякое расстояние.

По словам известного русского богослова В.Н. Лосского, "для Православной Церкви Пресвятая Троица - непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта. Именно Ее мы ищем тогда, когда ищем Бога, когда ищем полноту бытия, смысл и цель своего существования... Уклоняясь от Троицы, как единственного обоснования всякой реальности, всякой мысли, мы обрекаем себя на путь безысходный,мы приходим к апории, к безумию, к разрыву нашего существа, к духовной смерти".

Переживание догмата о Святой Троице есть переживание откровения о Божественной любви внутри Самой Троицы, приводящее к переживанию и осуществлению любви между людьми - множеству лиц в единой природе.

наверх

 

Задайте свой вопрос

  © ПРАВОСЛАВИЕ 2000