ПРАВОСЛАВИЕ 2000
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
 
 
   
СПРАШИВАЙТЕ О ГЛАВНОМ   (АРХИВ #20)

Вы можете задать священникам вопросы о вере, духовности, Церкви. Один из священников Сретенского монастыря в течение недели постарается ответить на Ваш вопрос. Ответы будут опубликованы в этой рубрике.


Отвечает иеромонах Амвросий (Ермаков):
Первосвященники осудили Спасителя на смерть, а ведь они были образованными, знали закон, и все равно распяли Господа. Перед Вторым Пришествием Христа не повторится ли это снова?

Мы несем к причастию маленьких детей, идем сами и все из одной ложки, которую священник до конца даже не опускает в чашу причастия. Как быть, что делать?

Можно ли молиться своим текстом?

Подскажите, пожалуйста, можно ли менять духовника?

Я смогла получить крещенскую воду только на следующий после освящения воды день (20.01), т.к. не было возможности стоять в очереди, действительно ли вода всю неделю является крещенской?

Вопрос о гомосексуализме, видимо, неразрешим. В Евангелии все эти люди однозначно проклинаются. Однако доказано, что к этому извращению приводят не только аномалии воспитания. Но можно ли изменить природную конституцию? Что же делать?

Скажите, грех ли использовать противозачаточные средства будучи в браке?

Батюшка, что значит богатеть в Бога? И, соответственно, не в Бога.

Что происходит с душой в момент смерти, на третий, девятый, сороковой и последующие дни?

Вопрос о местонахождении Хитона Господня, гвоздя от Животворящего Креста и креста равноапостольной Нины.

Могу ли я заняться восточными единоборствами или русским рукопашным боем? Не противоречит ли это православному учению.

Существует ли предопределённость в судьбе?

Шесть лет назад умерла моя бабушка. Она была похоронена без отпевания, можно ли теперь после стольких лет провести отпевание?

За что был предан "анафеме" Толстой, являющийся, по-моему мнению настоящим христианином по убеждению?

В храмах каких Церквей может причащаться православный христианин во время пребывания за границей?

Я слышала о существовании предания о первой жене Адама - Лилит, не включенном в старый завет. Могли бы Вы разъяснить этот вопрос?

Если христианин должен верить в дьявола и злых духов, то почему об этом не упоминается в символе веры?

Вопрос о гомосексуализме, видимо, неразрешим. В Евангелии все эти люди однозначно проклинаются. Однако доказано, что к этому извращению приводят не только аномалии воспитания. Но можно ли изменить природную конституцию? Что же делать?

Скажите, грех ли использовать противозачаточные средства будучи в браке?



Отвечает иеромонах Амвросий (Ермаков)
Батюшка, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Первосвященники осудили Спасителя на смерть, а ведь они были образованными, знали закон, и все-равно распяли Господа. Перед Вторым пришествием Христа не повторится-ли это снова?
Я имею в виду вот что: не получится ли так, что именно архиереи и священники сами поклонятся антихристу и призовут народ на то же? Что об этом говорит Священное Предание и Святые Отцы Церкви? И если это так, то как быть простому народу в то время, чтобы не отступить от Христа?
P. S. Меня этот вопрос очень волнует. Простите, я никак не хочу бросить тень на духовенство и священноначалие.
Александр

Господь наш сказал: "Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее". Слова же "Что свяжете на земле, то будет связано на небесах, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небесах" относятся к апостолам и их преемникам: православным епископам и пресвитерам.
"Без епископа нет Церкви", - эти слова звучали в устах мужей апостольских, первых священномучеников Церкви Христовой, этой мыслью пронизаны все правила святых апостолов и святых отцов, руководствуясь которыми живет Церковь. А раз врата ада не одолеют Церковь, то верным Христу бояться нечего. Были в истории и Иуда, и Арий, и Несторий, и Введенский, и Антонин Грановский, но были и Златоуст, и Афанасий Великий, и Григорий Богослов, и святитель Тихон, и священномученики Иларион (Троицкий), Петр (Полянский), Владимир (Богоявленский). Церковь живет и спасает, и будет спасать до скончания века, до пришествия Христова.

наверх

 

Меня волнует вопрос о Причащении. В церковь сейчас идут все: верующие и неверующие, бомжи и недавние зэки. Мир стал настолько инфицированным, что туберкулез стал устойчив к сильнейшим лекарствам и даже самые сильные антибиотики на него не действуют, не говоря уже о гепатите, дизентирии и т.д. Мы же несем к причастию маленьких детей, идем сами и все из одной ложки, которую священник до конца даже не опускает в Чашу причастия. Как быть, что делать?
Анна

Атеистическая пропаганда прошлых лет утверждала, что Причастие, иконы и другие церковные святыни переносят заразу. Впрочем, она утверждала, что и Всемогущего Бога не существует...
Во-первых, история не знает ни одного случая, когда кто-либо из причастившихся из Единой Чаши заболел гепатитом, туберкулезом и т. д. И в то же время знает множество случаев, когда смертельно больные люди после Причащения получали совершенное выздоровление. В книге "Блаженный Иоанн Чудотворец", описывающей жизнь и чудеса свт. Иоанна (Максимовича), упоминается случай, когда больной бешенством человек выплюнул Святое Причастие и владыка Иоанн подобрал Святые Дары, потребил их и при этом не потерпел никакого вреда. Во-вторых, Церковь не относится без разбора к тем, кто желает подойти к Святой Чаше.
Перед Причащением верующие обязательно исповедуются и после исповеди священник имеет суждение о том, стоит ли допускать данного человека до Причащения или нет. В Евхаристической Чаше пребывает Тело и Кровь Того самого Христа, Который исцелял прокаженных, бесноватых, парализованных. Страшно подумать, что человек, называющий себя христианином, сомневается в том, что Христос "вчера и сегодня Тот же".

наверх

 

Можно ли молиться своими словами? Я каждый день молюсь текстом придуманной мной молитвы, текст молитвы на мой взгляд хороший, но начинаю я с молитвы Отче наш и заканчиваю тоже Отче наш.
Наталия

Подчас человек не знает, что ему необходимо просить у Господа для своего спасения. Поэтому разумно пользоваться молитвами духоносных отцов. Св. Иоанн Кронштадтский советовал прибавлять к святоотеческим молитвам немного своих слов. Попросите священника дать отзыв о тех словах, которые Вы говорите от себя во время утренних и вечерних молитв.

наверх

 

Подскажите, пожалуйста, можно ли менять духовника?
Игорь

Если Вы не чувствуете духовной пользы от руководства данного духовника или, что еще хуже, видите явный вред, Вы спокойно можете оставить прежнего духовника и вверить себя более искусному.

наверх

 

Честные отцы, ответьте, пожалуйста, если я смогла получить крещенскую воду только на следующий после освящения воды день (20.01), т.к. не было возможности стоять в очереди, то что это за вода? Действительно ли вода всю неделю является крещенской?
Ирина

Крещенская вода является таковой с момента своего освящения и год, и два и более, пока не иссякнут ее запасы дома. Взятая в храме в любой день, она никогда не теряет своей святости.

наверх

 

Батюшка, что значит богатеть в Бога? И, соответственно, не в Бога.
Герман

Что значит богатеть в Бога? Это значит собирать во время земной жизни такие сокровища, которые можно унести с собой в другую жизнь: "Приготовляйте себе влагалица не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесех, куда вор не приближается и где моль не съедает" (Лк. 12, 33). Иными были намерения богача из притчи, собравшего обильный урожай и предполагавшего построить себе большие житницы: "И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись" (Лк. 12, 19). Этот человек богател в себя, в свое чрево, вместо того, чтобы поблагодарить Бога и построить, житницы в "утробах нищих" (блаж. Феофилакт Болгарский) А мы, верующие призваны богатеть для Царствия Небесного, к которому, собственно, и готовимся, живя здесь на земле: "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе"(Рим. 14,17). Блаженный Феофилакт, толкуя эту притчу о богаче пишет, что богатеет в Бога тот, кто уповает на Него, считает Его своим богатством и хранилищем богатства. "Не будем говорить: блага "мои", но блага Божий. Если же блага Божий, то не будем отчуждать Бога от Его благ. Богатеть в Бога - значит веровать, что если я и все (свое) отдам и истощу, то и тогда ни в чем необходимом у меня не будет недостатка. Ибо сокровищница моих благ есть Бог: я отворяю и беру, что нужно" (Святое Евангелие с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М., 2000. -С. 334.)
Какие же блага являются ценными у Бога? Это добродетели: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, трезвение, смирение, любовь.

наверх

 

Объясните, пожалуйста, следующее. Моя мама перед самой смертью, находясь в полузабытье, называла имена людей, которые умерли раньше, словно разговаривала с ними. Она обращалась к своей маме (моя бабушка), другим родственникам. Некоторые близкие объясняли это тем, что в тот момент, когда душа собирается покинуть тело, ее встречают души ранее умерших людей, которые при земной жизни были наиболее близкими. Правы ли они? Подобное описывает доктор Моуди в своей книге «Жизнь после смерти», рассказывая о случаях клинической смерти и чувстве умиротворения и истинного счастья, которое испытывает человек (вернее, наверное, сказать его душа) в момент, когда душа покинула тело. Так ли это на самом деле? Как относиться к этому факту и к книге Моуди?
И еще. Что происходит с душой в момент смерти, на третий, девятый, сороковой и последующие дни?
Ирина

В момент смерти душа покидает тело человека и у нее появляется способность лицезреть духовный: она окружается однородными ей духовными существами, среди которых может видеть не только ангелов, демонов, но и души родственников. Такой взгляд основан на Священном Писании ("Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово" - Лк. 16, 22), на святоотеческом наследии (окружавшим братьям преп. Сисой, лежащий при смерти говорил, что пришли ангелы, которых он просил дать ему еще немного времени на покаяние). Что касается описаний чувств умиротворения и счастья при исходе души в книге "Жизнь после смерти", к этому следует относиться сдержаннее. Святые отцы учат нас (например, святитель Кирилл, патриарх Александрийский), что душа при приближении ангелов трепещет, так как они поведут ее на мытарства, где душа будет испытываться в каждом виде греха. Поэтому, несмотря на то, что содержание книги доктора Моуди, в целом, соответствует православному пониманию того, что происходит с человеком в момент и после смерти, тем не менее. Православная Церковь свидетельствует об этом трезвее, серьезнее, ответственнее. Вы спрашиваете, что происходит с душой на третий, девятый, сороковой дни. Как пишет святитель Афанасий Великий, праведники после смерти испытывают "частичное наслаждение", а грешники - "частичные мучения" В указанные выше дни Церковью установлено поминовение усопшего: в третий день - ради Господа Иисуса Христа, "воскревшего в третий день" (по другой трактовке, менее распространенной, ради Святой Троицы) - с первого по третий день по учению Церкви душа пребывает в местах земной жизни почившего; в девятый день - как напоминание нам о девяти чинах ангельских, к которым - как нематериальный дух - мог бы быть причислен усопший (Симеон Солунский) - с третьего по девятый день душе показываются райские обители; в сороковой день - ради Вознесения Спасителя - в этот день совершается решение Божие, где будет находиться душа до Страшного суда. Что происходит дальше? Души ждут второго пришествия Христа, когда над людьми будет произведен окончательный суд. наверх

 

1) Прочитал в житии (Жития святых святителя Димитрия Ростовского) св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, что в 1625 году Хитон Господень, который ранее хранился в Мцхетском храме, оказался в Москве, и был положен в правом углу зап. стороны Московского Успенского Собора..."Здесь он и по сие время." Т.е. имеется в виду время написания жития. А где сейчас этот хитон, по прежнему в Успенском Соборе?
2) Также в этом житии упоминался один из гвоздей, которым распятый Спаситель был прибит ко кресту, и что гвоздь этот также в конце концов оказался в Москве. Где сейчас этот гвоздь?
3) И последний вопрос, касающийся креста из виноградных лоз, врученного св. Нине Матерью Божией. В житии сказано, что "ныне он" сохраняется в Тифлисском Сионском кафедральном соборе в кивоте, окованном серебром. Так ли это в наше время? Заранее благодарен за ответ. Спаси Вас Бог.
Александр

Часть Хитона Господня, равно как и Гвоздь от Распятия Христова не так давно были выставлены из запасников Кремля в колокольне Ивана Великого. Когда закончилась эта выставка, великие общехристианские святыни некоторое время находились в Николо-Угрешском монастыре,где перед ними верующие совершали молебное пение. В настоящее время вышеупомянутые святыни находятся снова в Кремле. Крест равноапостольной Нины находится в Грузии на прежнем месте. наверх

 

Мой духовник благословил меня на занятия спортом для укрепления здоровья. Могу ли я заняться восточными единоборствами или русским рукопашным боем? Не противоречит ли это православному учению.
Михаил

Для укрепления здоровья достаточно заняться плаванием. Что касается восточных единоборств, то занятия таким видом борьбы наверняка совмещаются с чуждой православию духовной практикой. России безусловно нужны богатыри (вспомним Пересвета и Осляблю). наверх

 

Существуетли предопределённость в судьбе?
Дмитрий

Православная Церковь учение о полном предопределении и судьбе считает ложным.

наверх

 

Шесть лет назад умерла моя бабушка. Пять лет она пролежала прикованная к постели. В детстве она была крещена, но потом время было такое, что она отошла от веры. Но за тот период, что она была парализованная, снова обратилась к Богу, попросила, что бы мы купили ей крестик. А потом перед смертью очень хотела исповедаться, но в этом селе священника не было, и она исповедалась моей маме. Скажите, нужно ли эту исповедь рассказать священнику? Она была похоронена без отпевания, можно ли теперь после стольких лет провести отпевание?
Ольга

Очень жаль, что ваша бабушка была похоронена без отпевания, еще хуже то, что она до сих пор не отпета Церковью. Ваша мама должна просто сообщить священнику о том, что при тех обстоятельствах, которые сложились в момент кончины вашей бабушки, последняя покаялась перед Богом в своих грехах. Содержание этой исповеди ваша мама не должна никому рассказывать. Обязательно обратитесь в храм с просьбой отпеть усопшую, молитесь о ней дома, подавайте записки о упокоении ее души в храме.

наверх

 

За что был предан "анафеме" Толстой, являющийся, по-моему мнению настоящим христианином по убеждению? Действует ли "анафема"до сих пор?
Действительно ли причислен к лику "Святых" Николай II, называемый при жизни "кровавым"?
Андрей

1. Л.Н. Толстой настойчиво убеждал, что можно верить в Бога и не принадлежать Церкви. Он сам ушел из Церкви, сам объявил о том, что порвал с Ней. Церковь лишь констатировала его отпадение. Теперь, как впрочем и тогда еще, некоторые обвиняют Церковь в том, что Толстой предан анафеме. Но скажите, если человеку известен закон всемирного тяготения, и человек, зная последствия пренебрежения этого закона, бросается вниз головой с 9 этажа и разбивается, кто виноват в этом? Конечно, найдутся люди, которые обвинят в этой трагедии закон всемирного тяготения... Какой, мол, был человек хороший и какой плохой закон физики...
Вы считаете, что Толстой был "настоящим христианином по убеждению". У Церкви совсем другие примеры настоящих христиан. Это преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святые страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский, а также тысячи мучеников, исповедников,преподобных... А вот образ Толстого абсолютно не соответствует святости этих людей. Преподобный Серафим говорил:"Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя". Что же стяжал к концу своей жизни Толстой? Одиночество, отрицание личности, мятущуюся душу, постоянные колебания. Прочитайте еще раз его "Исповедь". Вряд ли после прочтения вы сможете признать, что сам Толстой не сомневался в истинности своего христианства. Иначе он не пошел бы в Оптину пустынь,не ходил бы вокруг скита в 1910 году, не посылал бы телеграмму в Оптину с просьбой к старцу Иосифу прибыть к нему.
Ветвь, оторвавшаяся от дерева, засыхает. Толстой отделил себя от Церкви Христовой и в своей гордыне так и не смог вернуться обратно. Он умер анафематствованный. Церковь и сегодня констатирует это.
2. Архиерейский собор Русской Православной Церкви ( а несколько раньше Сербской Православной Церкви) канонизировал в августе 2000 года страстотерпца Николая и всю его семью, а также сотни новомучеников и исповедников Российских, убиенных в годы безбожных гонений. Вы хорошо помните идеологические штампы советской истории. Святителя Тихона называли контрреволюционером, Св. Николая - "кровавым"; безбожная власть люто ненавидела святого праведного Иоанна Кронштадтского, всячески препятствовала канонизации блаж. Ксении Петербургской; монастыри называли рассадниками мракобесия, религию -опиумом народа. И что из этого? Христа и ругали, и били, и обвиняли в нелояльности к римской власти. Но Христос- Бог, а Николай II - святой, как бы это кому не нравилось.

наверх

 

В храмах каких Церквей может причащаться православный христианин во время пребывания за границей?
Елена

В храмах любой из Поместных Православных Церквей.

наверх

 

Я слышала о существовании предания о первой жене Адама - Лилит, не включенном в старый завет. Могли бы Вы разъяснить этот вопрос?
Елена

У Адама была единственная жена - Ева. Ни Библия, ни ветхозаветное предание, ни Предание Церкви не знают никакой другой жены Адама.

наверх

 

В символе веры нет упоминания о дьяволе или сатане, т. е. можно быть христианином, не веря в него. Но почему тогда святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит:"Упорное неверие в злых духов есть настоящее беснование, потому что идёт наперекор истине, Откровению Божию. Господь пришёл на землю для того, чтобы разрушить дела дьявола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие Сына Божьего было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни Святых и история всех народов удостоверяют нас в бытии злых духов..." Если христианин должен верить в дьявола и злых духов, то почему об этом не упоминается в символе веры?
Дмитрий

Скажите, а упоминаемое Вами существо верит в Бога? "И бесы веруют и трепещут "- говорит Священное Писание. Но одно дело признавать бытие Бога, а другое дело исповедать Его личной верой, неотделимой от подвига жизни по вере. И уж в этом смысле бесы конечно не веруют, а потому и не читают Символ веры. В существовании злых духов Церковь не сомневается. Об этом достаточно говорит догматическое учение Церкви. Но исповедовать веру в эти мерзкие существа (что значит не просто признавать их бытие) нелепо и кощунственно. Мы исповедуем веру в Бога, пришедшего спасти нас, в созданную им Церковь, в которой возможно спасение человека, в Крещение, через которое мы становимся членами Тела Христова и сонаследниками вечной жизни,во второе пришествие Христово, словом в то, что имеет непосредственное, а не косвенное отношение к нашему спасению, т. е. верим Тому, Кто спасает нас и в то, что нас спасает. А теперь представьте, что Вы исповедаете веру в то существо, о котором пишете... В таком случае действительно невозможно быть христианином. С ужасом скажу о том, что предполагаемое вами исповедание наверняка происходит на черных мессах. И это исповедание произносят те, кто верит и служит врагу человеческого спасения. Да сохранит Вас Господь от такого рода заблуждений! наверх

 

Вопрос о гомосексуализме, видимо, неразрешим. В Евангелии все эти люди однозначно проклинаются. И на вопрос священник только процитировал Евангелие. Однако доказано, что к этому извращению приводят не только аномалии воспитания, но и генетика. У К. Лоренца приводится факт постоянного и непонятного присутствия в природе однополых связей (описывается пара гусей и самка). Объясните Божие проклятие в этом свете. Выхода нет. Остаётся только самоубийство? Монашество тоже не подходит, очевидно. Не все ведь злостные извращенцы, одобряющие эту пакость. Некоторые страшно мучаются и ненавидят себя, не позволяют никаких действий. Боже, как хочется иметь нормальную семью и детей, а эта язва просто приводит к желанию смерти! Один священник убеждал, что при покаянии можно очиститься от этой скверны. Но можно ли изменить природную конституцию? Что же делать?
Василий

Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека. "Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость" (Лев. 20. 13). Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт. 19. 1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее "постыдных страстей" и "непотребств", оскверняющих человеческое тело: "Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение" (Рим. 1. 26-27). "Не обманывайтесь… ни малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют", - писал апостол жителям развращенного Коринфа (1 Кор. 6. 9-10). Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. "Учение двенадцати апостолов", творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире (Василия Вел. пр. 7, Григория Нис. пр. 4, Иоанна Постн. пр. 30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим Грек взывал: "Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!.. Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою... Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы".
Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма не половым извращением, но лишь одной из "сексуальных ориентаций", имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Вы ссылаетесь на К. Лоренца. Грех повредил многое не только в природе человека, но и в природе животного мира. Вы пытаетесь найти оправдание греху на примере поведения гусей.В животном мире есть немало других примеров. Самка паука, например, пожирает своих детей. Только что родившиеся хомячки могут также стать жертвами своей матери. Что же, это может служить примером нормальности и для человека?
Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека. Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку.
Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как "норму", а тем более как предмет гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую пропаганду гомосексуализма. Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях.

наверх

 

Скажите, грех ли использовать противозачаточные средства будучи в браке?
Ольга

Использование противозачаточных средств обесценивает брак и является несомненным грехом.

наверх

 

Задайте свой вопрос

  © ПРАВОСЛАВИЕ 2000