ПРАВОСЛАВИЕ 2000
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
 
 
   
СПРАШИВАЙТЕ О ГЛАВНОМ

Вы можете задать священникам вопросы о вере, духовности, Церкви. Один из священников Сретенского монастыря в течение недели постарается ответить на Ваш вопрос. Ответы будут опубликованы в этой рубрике.

Как пережить Великий Пост, когда рядом молодая, красивая жена?
Почему Бог в Ветхом Завете столь жесток?
Может ли Церковь вся в целом согрешить и, следовательно, вся в целом иметь нужду в покаянии?
Как вы относитесь к рок-музыке?
Может ли родная мать моей крестницы быть крестной матерью моей дочери?
Мне часто снится мой покойный дед. Он был иудейского вероисповедания. Я сам православный. Как мне его поминать в церкви, и можно ли за него молиться?
Почему Православная Церковь, проповедующая милосердие, не осуждает напрямую жестокое отношение с животными и не борется с ним?
Понтий Пилат с точки зрения богословия - это палач или жертва?


На Ваши вопросы отвечает иеромонах Адриан (Пашин),
кандидат физико-математических наук
Как пережить Великий Пост, когда рядом молодая, красивая жена?
Евгений

Этот вопрос, конечно же, лучше задавать белому духовенству. Я же могу сказать следующее: подвиг есть подвиг, а пост - это в первую очередь подвиг.

В чем суть поста, как и любого духовного подвига? Либо человек - это животное, либо - духовное существо; либо человек стремится получить все формы наслаждений здесь на земле, и его больше ничего не интересует, либо он познал высший смысл жизни и стремится приблизиться к высшему идеалу. Что превалирует в нас - дух или плоть; кто мы - образ и подобие Божие или чисто плотские существа? Вот это упражнение в силе духа и есть пост.

Дух и тело человека подобны сообщающимся сосудам. Помните по школе: есть два сообщающихся сосуда, и чем больше мы прижимаем жидкость в одном сосуде, тем больше поднимается в другом. Чем больше мы оказываем давление, разумное давление, на свою плотскую, материальную жизнь, тем больше возвышается духовная. И наоборот: чем больше мы пренебрегаем духовной жизнью, тем более непокорна наша плоть, которая может действительно превратить человека в животное, и тогда в пакибытии, в духовном мире, в жизни вечной для такого животного наступает ад. Ибо животное - существо бездушное, хотя и бессмертное, но бездушное, жить в духовном мире не может. Итак, только подвиг и жертвенность ради Бога поможет всем нам - и мирянам и монахам - провести и пост, и обычное житейское наше время в послушании воле Божией и в достоинстве сынов и дочерей Божиих.

наверх

 

Почему Бог в Ветхом Завете столь жесток? Истребляет целые народы, уничтожает города и прочее?
Дмитрий

Вопрос Ветхого Завета необычайно важен и необычайно сложен. И не случайно святые отцы заповедуют читать нам из Ветхого Завета поначалу только Псалтырь (псалмами пророка Давида пронизано все православное богослужение) и книгу Премудростей Соломоновых, которую мы читаем на паремиях. Есть к этому веские причины.

Что описывает Ветхий Завет? Он описывает создание человека, жизнь первых людей на земле. Далее Ветхий Завет описывает историю одного, когда-то Богом избранного иудейского народа. В чем же смысл ветхозаветной истории? Человечество во всей своей полноте настолько удалилось от Единого Истинного Бога, настолько потеряло осознание вечности, осознание того, что существует душа у человека, что существуют определенные законы духовной жизни, преступить через которые никто не может, - настолько было страшно помрачение всего человечества, что был единственный путь спасения человечества. Бог избрал один народ среди всей огромной массы язычников, поклоняющихся трудам своих рук - идолам, поклоняющихся диаволу, увлекавшему все человечество в вечную погибель. Так вот, Господь избрал один народ и вел этот народ на протяжении нескольких тысяч лет для того, чтобы из него произвести Пресвятую Владычицу нашу Приснодеву Марию, Которая и стала Матерью Бога. Через Нее смог воплотиться Бог. Не через язычников, не знавших Бога, а через лучшую представительницу человечества - Богородицу. Но для того, чтобы грубый, жестоковыйный, как он называется Библии, иудейский народ, слушал Бога, он должен быть полностью отделен от всех остальных народов, погрязших в язычестве. Один культ Молоха с детскими жертвоприношениями чего стоит! Отделение от остального человечества осуществлялось жесткой рукой, потому что в противном случае иудеи сразу предавали Бога, падали в язычество, в сатанизм. Жесткой рукой Господь вел этот жестоковыйный народ к истинной духовной свободе. И только лишь в избранных своих людях - в Матери Божией, в апостолах, в первых христианах - иудеи смогли подняться до того уровня, которого желал Бог. Остальные все предали Христа.

Кажущаяся жестокость Господа - эта жестокость любящего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын связывается с дурной компанией и может стать преступником, наркоманом? Отсекают всякое общение: бьют ребенка, изолируют его, переезжают в другой город, уходят в пустыню… Подобное было и в Ветхом Завете, было и страшнее. Когда иудеи завоевывали землю обетованную, т.е. обещанную Богом, появилась угроза, что они мгновенно развратятся вместе с жившими там язычниками. В те грубые и страшные века приходилось истреблять этих язычников для того, чтобы вот та единственная пуповина, соединявшая человечество и Бога, все же не прервалась. Иначе бы иудеи развратились полностью.

Один из святых отцов говорит, что Господь не зря выбрал один из самых жестоких, самых непокорных народов, чтобы именно через него провести все человечество ко принятию Спасителя, и тем дать пример всем другим народам. Поэтому мы, читая Библию, видим и весь ход человеческой истории - не только Ветхозаветной, но и Новозаветной. Эта книга является для нас вечным примером и вечным источником исторических и духовных аналогий для того, чтобы познать, как надо быть верным Богу, как надо отсекать всякий грех неверности и сомнений. Это великая книга - учебник для всех нас. И порой этот учебник бывает и жесток и строг, но все в нем направлено для спасения каждого конкретного человека и для спасения всего человечества.

наверх

 

Может ли Церковь, имеется в виду исторически определенная, вся в целом согрешить и, следовательно, вся в целом иметь нужду в покаянии?
Алена

Конечно, может. Историческая Поместная Церковь, конечно же, может согрешить.

Церковь же в высоком понимании, т.е. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь не может согрешить. Потому и говорится, что она Святая, - она не может согрешить. А вот Поместные Церкви - очень часто, бывает, впадают в ересь, т. е. в неверное осознание, в неверное толкование Истины Божией. И тогда, конечно же, эта Церковь нуждается в покаянии. Так было с Католической церковью, так было с нехалкидонскими Церквами, в частности с Армянской и Коптской (Египет). И хотя они являются Церквами древнейшими, воспитавшими величайших подвижников, таких как Египетский подвижник IV века, основатель монашества преподобный Антоний Великий, но, как впадшие в грех ереси монофизитства, эти Поместные Церкви нуждаются в покаянии.

наверх

 

Как вы относитесь к рок-музыке?
Егор

Отрицательно отношусь к рок-музыке. Она не созидает духовное устроение человека. Она не привносит мир в человеческую душу. Всякая музыка душевна, скажем так. Даже когда замечательный церковный хор поет песнопения партесные, все равно здесь существует некая душевность, некая, так сказать, страстность в той или иной степени, в меньшей, конечно же, чем во многих других произведениях музыкального искусства. Вот почему древние русские гласы, перешедшие к нам из Византии, особенно знаменный распев, как можно более отделяются от этой страстной человеческой природы. Ну а уж что касается рок-музыки, то это, конечно, разрушительное явление XX века. Хотя говорят, что есть какие-то рок-музыканты верующие, православные. Может быть, кто-то и через это приходит к вере…

Однако случается, что в православных семьях ребенок заболевает пристрастием к рок-музыке. Поэтому родителям надо понимать, что душевную нишу в жизни человека чем-то надо тоже заполнять. Человек состоит из духа, души и тела. Растят детей - дух питают молитвами, чтением слова Божия, познанием, так сказать воли Божией, хождением в Церковь… Тело тоже питают, одевают… А вот душевную часть оставляют на произвол, так сказать, "мира сего". И что читают ваши дети, какую художественную литературу, какую музыку слушают - это считается чем-то второстепенным. Однако второстепенного в жизни человеческой, тем более в жизни ребенка, не существует. И это происходит сплошь и рядом в наших православных семьях - молодые люди культурно не образованы, культурно не воспитаны. Они знают жития святых, они знают наизусть утренние и вечерние молитвы - все это хорошо. Но когда у них в определенном возрасте возникает потребность в душевной, а не в духовной, жизни, то родители порой ничего им предложить не могут: "Художественная литература? Да нет, этого не надо, вот лучше жития святых почитай". Тогда читают дети православных родителей то, что попадается на глаза - далеко не Достоевского, Пушкина или Гоголя, слушают то, что слушают их сверстники - далеко не Чайковского, Глинку или Баха, посещают далеко не Третьяковскую галерею, Пушкинский или Русский музеи...

Да, конечно, надо жития святых читать, надо святых отцов почитать, надо православные песнопения слушать. Но это для духа. А для души тоже же нужна пища, как и для тела нужна. И вот здесь нужно с разумом, с рассуждением, посоветовавшись со священником, но обязательно давать эту душевную пищу: и художественную литературу, и изобразительное искусство, и музыку, но все это в преломлении православного мировоззрения, миросозерцания. Если есть потребность, то надо давать хорошую, качественную пищу, иначе на помойке найдут, и отравятся, и будут болеть, и будете сами потом мучиться.

наверх

 

Может ли родная мать моей крестницы быть крестной матерью моей дочери?
Алексей

При крещении как младенцев, так и взрослых необходимо должны быть восприемники, или, по-простому, крестные отец и мать.

В случае же нужды при младенце мужского пола довольно одного только восприемника, а при младенце женского пола - одной только восприемницы. При опасности жизни младенца таинство Крещения может быть совершаемо даже и без восприемников.

Естественное требование для восприемников - принадлежность их Православной Церкви.

Несовершеннолетние, монахи и монахини не могут быть восприемниками. Также муж и жена не могут быть восприемниками одного младенца, но у одних родителей могут воспринимать разных детей разновременно; отец и мать не могут быть восприемниками своих детей.

Ваш случай в это перечисление не входит, поэтому спокойно приглашайте мать Вашей крестницы быть восприемницей Вашей дочери.

наверх

 

Мне часто снится мой покойный дед. Он был иудейского вероисповедания. Я сам православный. Как мне его поминать в церкви, и можно ли за него молиться?
Геннадий

Если в этой жизни мы можем позволить себе быть неверующими, не принадлежать Православной Церкви, то в жизни за гробом, жизни вечной все станет на свои места - все уверуют во Христа Истинного Бога. Только для одних Он будет Спасителем, Богом милосердным, а для других - Судией, Богом правосудным.

К сожалению, Ваш дедушка не пришел в земной жизни к познанию Истины. Но Ваши дела и молитвы все же могут помочь его душе, а повторяющиеся сны и говорят о том, что она нуждается в Вашей помощи. В церкви за него молиться нельзя, но творить милостыню в его память - Ваш сыновний долг. (В русском языке нет подобного притяжательного прилагательного от слова внук, впрочем, в Библейском понимании данное употребление вполне правомерно - например, Христа называли Сыном Давидовом.) Совершая дела милосердия, просите у Господа принять их в память о дедушке, просите у Спасителя принять его душу с миром. На домашней молитве молитесь о том же. Опытные священники советуют читать дома канон мученику Уару (память 19 октября по старому - 1 ноября по новому стилю), которому при земной жизни была дана благодать молиться за своих предков-язычников.

наверх

 

Почему Православная Церковь, проповедующая милосердие, не осуждает напрямую жестокое отношение с животными и не борется с ним (ведь "Всякое дыхание да хвалит Господа")? Разве справедливо считать, что у животных нет души, ведь они способны на чувства, им свойственно терпение, такт, любовь и преданность.
Анна

Совершенно с Вами согласен. Домашние животные - собачки, кошечки - удивительные существа, действительно считающие себя друзьями людей. Конечно же, надо их любить, и, как говорит премудрый, "Блажен иже и скоты милует". Жестокое обращение с животными, конечно, невозможно. Иной раз владельцам собаки приходится ее наказывать, когда это было необходимо, но и то хороший хозяин делает это с болью в сердце.

Есть другая крайность: животных делают почти членом своей семьи, животные становятся антропоподобными, т. е. человекоподобными, проецируется отношение к собачке или к кошечке, как к человеку, некоторые даже любят животных больше, чем человека, - конечно же, это тоже совершенно неверно. Священники могут рассказать совершенно дикие случаи, когда какая-нибудь пенсионерка превратила свой дом в приют для бездомных кошечек и в то же время разругалась со своими детьми и не хочет встречаться с ними. Даже есть такая знаменитая, но совершенно неправильная поговорка - "Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак". Это уже, конечно, совершенно мизантропическое выражение, совершенно не совместимое с христианством. Скотина есть скотина. Скотина - так называется в Библии, и не больше. Хотя очень добрая, преданная, замечательная, но все же это всего лишь животное, и именно так надо к нему относиться. Даже самые скверные и грешные люди все равно это образ и подобие Божие. И христианство учит любить людей именно как образ Божий, отделяя от этого образа исказивший его грех. Как говорит праведный Иоанн Кронштадтский: "Возлюби грешника и возненавидь грех". Поэтому, строго придерживаясь Библейской терминологии, животных надо миловать, а любить лишь Бога и Его образ - человека. Но в русском языке слово "любить" означает также и "жалеть" - вот только в этом смысле и позволительно христианину "любить" животных.

Животных, конечно, надо жалеть, но почему Православная Церковь не осуждает напрямую жестокое отношение с животными, - ну нет у Церкви такой цели. Конечно, если все повально начнут мучить животных, то любой священник восставит свой голос и скажет, что это жестокость. Однако все же у Церкви совершенно иная цель существования, совершенно иная задача - спасение людей, возвращение им подобия Божьего.

наверх

 

Недавно по ТВЦ был показан фильм о Храме Гроба Господня, где говорилось много интересного о жизни евангельских персонажей - например, солдата, проткнувшего Христа копьем. Меня же всегда интересовала загробная участь Понтия Пилата. Как этот персонаж рассматривается с точки зрения богословия - это палач или жертва? Или у него был пресловутый выбор между добром и злом? Но ведь Христос должен был умереть, стало быть, кому-то пришлось бы, так или иначе, стать Его палачом. Разъясните, пожалуйста.
Наташа

Величайшей судебной ошибкой в мировой истории называют светские юристы приговор, вынесенный Иисусу Христу. Но причина этого преступления Понтия Пилата кроется не в тонкостях римского права, а в его малодушии. Как обыкновенно бывает, запятнанная совесть делала его слабосильным, и он не имел воли, чтобы воспротивиться толпе иудеев, которая все более и более приходила в ярость, видя его нерешительные попытки освободить ненавистного им Пророка.

Внимательно прочитывая историю суда Понтия Пилата над Иисусом Христом у четырех евангелистов (Мф. 27, 11-31; Мк. 15, 1-20; Лк. 23, 1-25; Ин. 18, 28 - 19, 16), мы можем почерпнуть и для себя много поучительного. Как римский прокуратор, уступая страху и угрозам, действовал вопреки своей совести и чувству справедливости, так и мы часто заглушаем совесть - голос Божий в своей душе, уступая лукавым советам и помыслам… Он имел полную власть взять Иисуса под свою защиту, но предал Его на распятие. Последним аргументом в руках первосвященников и иудейской толпы, который окончательно сломил сопротивление прокуратора, ослабленное наличием многочисленных, как сейчас говорят, "компроматов" (жестокость, взяточничество и др.), была угроза обвинить его перед кесарем в пособничестве возмутителю спокойствия, якобы покушавшемуся на власть в Иудее и называвшему Себя Царем Иудейским. И, хотя Понтий Пилат видел, что стоявший перед ним Праведник не претендует на земную власть, но запятнанная совесть заставила его предать Неповинного Страдальца на смерть.

На вопрос оскорбленного прокураторского самолюбия "...мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе" (Ин. 19, 10-11). Напрасно Пилат гордится своим правом прокуратора в настоящем случае: он является в деле Христа жалким, бесхарактерным, лишенным всякой совести человеком, которому именно в силу таких присущих ему свойств Бог и попустил стать палачом Неповинного Страдальца. Тем не менее, в словах Христа о Пилате ему не дается какого-нибудь оправдания. Нет, виновен и он, хотя вина его меньше, чем вина предателя Иуды, чем вина первосвященников и толпы. В том, что он осудил Христа, римский прокуратор показал свой низкий характер, свою испорченную натуру и, хотя, совершая свое кровавое дело, он исполнял, сам того не осознавая, таинственное предначертание воли Божией, тем не менее, лично он как судия - блюститель справедливости - изменил своему призванию и подлежит за это осуждению.

Не избежал Понтий Пилат того, чего так страшился, - через два года он попал в немилость к императору и был сослан в почетную ссылку на крайний запад Римской империи, где вскоре и покончил жизнь самоубийством. До сих пор на одной из вершин Альпийских гор в Страстную Пятницу можно видеть призрачную фигуру человека, умывающего руки. Уже почти две тысячи лет пытается и никак не может омыть руки от крови Праведника малодушный прокуратор Иудеи...

наверх

 

Задайте свой вопрос

  © ПРАВОСЛАВИЕ 2000