ПРАВОСЛАВИЕ 2000
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
 
 
   
СПРАШИВАЙТЕ О ГЛАВНОМ

Вы можете задать священникам вопросы о вере, духовности, Церкви. Один из священников Сретенского монастыря в течение недели постарается ответить на Ваш вопрос. Ответы будут опубликованы в этой рубрике.

Церковь - творение человека или Бога?

Почему в наших православных храмах нет изображения Туринской Плащаницы (копии в виде иконы)?

Есть ли где-либо на территории России храм мучеников Месукевийских или Андрея Месукевийского?

Православие и антисемитизм.

Богослужение на современном русском языке и переход на григорианский календарь.

Правда ли что в Свято-Введенском монастыре Ивановской области мироточат иконы?

Как участвовать в общем Богослужении, если я плохо слышу?

Как доказать протестанту, что Божья Матерь осталась Девой и после рождения Спасителя?

Мой сын увлекся компьютерными играми. Объясните, пожалуйста, почему православному человеку не следует этим заниматься.



На Ваши вопросы отвечает иеромонах Адриан (Пашин),
кандидат физико-математических наук
Ко мне позвонили сектанты из свидетелей Иеговы и говорили, что Церковь - творение человека, а не Бога. А я православный не имею таких знаний, чтобы логично эту ложь опровергнуть. Помогите.
Максим

Человек нецерковный не может понять во всей полноте учения о Церкви как Теле Христовом (см. Кол. 1, 24). Для внешнего мира Церковь - не более чем некое сообщество людей, некая организация. Тем более для таких тоталитарных сект, как "Свидетели Иеговы". Отрицая Божество Иисуса Христа, естественно они отрицают и Божественность Его Церкви.

Мы же, православные христиане, уповаем только на Христа - Истинного Бога - и веруем Его неложным словам: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18). Будем же вместе с апостолом Павлом радоваться, что пребываем "в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15).

наверх

 

Почему в наших Православных Храмах нет изображения Туринской Плащаницы (копии в виде иконы)?
Марина

Фотокопия Туринской Плащаницы была освящена в Сретенском монастыре Святейшим Патриархом Алексием как Нерукотворный Образ Спасителя. Здесь же можно приобрести для келейного пользования копию части Плащаницы с отображением лика Спасителя.

наверх

 

Недавно у нас умер знакомый. Умер в 28 лет. История его смерти неизвестна. Был крещен. Покровителем его был Андрей Месукевийский, один из мучеников Месукевийских, святителей Армении. Мы, друзья его, братья и сестры по вере, хотим узнать, есть ли в настоящее время где-либо на территории России храм мучеников Месукевийских или Андрея Месукевийского. Очень просим нам помочь в этом, так как готовы, если Бог даст силы, помочь этому храму в восстановлении (если он разрушен) или же в других нуждах храмовых. Спаси Господи.
Ирина

Память святых мучеников Месукевийских празднуется 15/28 апреля. В Тбилиси был храм, посвященный этим мученикам. При советской власти он был разрушен, и еще год назад, как нам сообщили в храме Георгия Победоносца в Грузинах, где находится подворье Грузинской Православной Церкви в Москве, восстановление его не началось. В Москве же нет ни храма, ни, насколько нам известно, придела в память Месукевийских мучеников. По России данных, к сожалению, у нас нет. Может быть, посетители сайта внесут некоторые уточнения в эту скудную информацию.

наверх

 

Как сочетается православное мировоззрение с антисемитскими высказываниями газет "Сербский Крест", "Русский Вестник", журнала "Русский Дом" и др.?
Александр

Еще Иммануил Кант заметил, что каждый народ, имея свои положительные и отрицательные национальные черты, внес свой положительный и отрицательный вклад в мировую историю. Определенную роль в истории XX века сыграли, например, русский и немецкий народы. Также вполне объяснимы такие явления, как некоторая настороженность, которую испытывают, например, армяне по отношению к туркам. Совершенно определенная роль в событиях революций 1905 и 1917 годов в России была сыграна представителями еврейского народа…

Однако, насколько мне известно, названные Вами издания критикуют не еврейский народ как таковой, а идеологию национального превосходства, которая проповедуется в современном иудаизме.

Надеюсь, что в следующий раз, уважаемый Александр, с подобными вопросами Вы обратитесь в сами редакции названных Вами изданий. Но прежде, чем навешивать ярлыки, хорошо бы выяснить для самого себя значение термина антисемитизм.

наверх

 

Насколько велика опасность того, что в нашей Церкви будет введено богослужение на современном русском языке или осуществлен переход на григорианский календарь? Могут ли такие решения приниматься в обход Поместного Собора?
Артемий

Уверен, что такой опасности на данный момент не существует. Наш православный народ достаточно образован и укоренен в традиции, а Церковь достаточно независима, чтобы не допустить перехода на новый стиль и перевода богослужения на русский язык.

Интересны в этой связи воспоминания архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о завещании покойного патриарха Пимена.

"Вместе с патриаршим жезлом патриарху вручается и завет его предшественников, и заветы, хранящиеся Церковью уже на протяжении тысячелетия. И так случилось, дорогие мои, что я могу высказать эти заветы не из книг, но слышанные мной лично из уст патриарха Пимена. Они прозвучали в частной беседе моей с патриархом, но сказаны были значительно, категорично и со властью.

Вот что было сказано милостью Божией Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом.

Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль - Юлианский календарь, по которому преемственно молилась в течение тысячелетия Русская Церковь.

Второе. Россия, как зеницу ока, призвана хранить во всей чистоте Святое Православие, завещанное нам святыми нашими предками.

Третье. Свято хранить церковнославянский язык - святой язык молитвенного обращения к Богу.

Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах - семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих… Да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять".

И ныне здравствующий Святейший Патриарх Алексий, под чьим руководством Русская Православная Церковь возрождается, придерживается взглядов своего предшественника. Он неоднократно заявлял о том, что перед Церковью вопрос о переходе на григорианский календарь не стоит. А вот его слова о языке богослужения: "Церковнославянский язык - это богослужебный язык. И мы бережно храним его, так как это возвышенный язык для беседы с Богом".

наверх

 

Скажите, пожалуйста, правда ли что в Свято-Введенском монастыре Ивановской области мироточат иконы.
Павел

Мироточение икон - одно из удивительнейших чудес Божиих, подаваемых нам, сомневающимся, для укрепления веры, для утверждения в православии. Да, по словам настоятеля и духовника Свято-Введенского Ивановского монастыря архимандрита Амвросия (Юрасова), в этом монастыре уже продолжительное время мироточат несколько икон. Более подробную информацию можно получить в редакции радиостанции "Радонеж", где часто бывает отец Амвросий.

наверх

 

В книге "Первые шаги в Храме" написано, что нужно участвовать в общем Богослужении, нельзя молиться отдельно про себя. А как же быть, если я плохо слышу? На Руси почему-то слепых жалеют, а глухих - нет, есть даже издевательская "народная пословица": "Глухим по две обедни не служат". Но в Храме Божьем должна же быть какая-то возможность и для глухого. Что обычно советуется в таких случаях?
Иларион

В Москве есть храм Тихвинской иконы Божией Матери в Новом Симонове, где работают с глухими и плохо слышащими людьми. Во время богослужения там используют элементы сурдоперевода. Если Вы житель Москвы, то можете посещать этот храм. Для плохо слышащих людей там рекомендуют использовать специальные слуховые аппараты. Будь Вы здоровый или больной, никто не запретит Вам следить за службой по книгам - например, много раз переиздавалась замечательная брошюра "Всенощное бдение и литургия", где подробно изложен ход православного богослужения. Многие творят Иисусову молитву по четкам, и это не мешает им участвовать в общецерковной молитве. Так что не смущайтесь Вашими немощами, ходите на службу - и Милосердный Господь научит Вас молиться и не чувствовать себя посторонним в храме Божием. Помоги, Господи!

наверх

 

Как доказать протестанту, что Божья Матерь осталась Девой и после рождения Спасителя? Желательно на основе только Библии. Спаси Господи!
Анастасия

"Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7, 14), - говорит Боговдохновенный пророк Исаия. Христианские толкователи (даже протестанты долгое время) признавали в этих строках указание на девственное зачатие Христа и приснодевство Его Матери. Только в XVIII веке протестантские библеисты начали с силою доказывать обратное - кощунственное учение о том, что Мария после рождения Христа имела супружеские отношения с престарелым Иосифом Обручником и родила несколько детей. Православные же всегда считали и считают, что упомянутые в Евангелии братья и сестры Иисуса Христа суть дети Иосифа от первого брака. Однако никакими рассудочными доводами протестантов убедить невозможно. Они отрицают одну из частей Божественного Откровения - Священное Предание, признавая только Святое Писание - Библию. Поэтому никто для них не является авторитетом. Каждый толкует Святое Писание, как ему заблагорассудится.

Николай Александрович Мотовилов так описывает свое чудное исцеление по молитвам преподобного Серафима Саровского.

"Великий старец Серафим исцелил меня от тяжких и неимоверных, великих ревматических и других болезней, с расслаблением всего тела и отнятием ног, скорченных и в коленках распухших и язвами пролежней на спине и боках, коими я страдал неисцельно более трех лет…

На просьбу мою помочь мне и исцелить меня, он сказал:
- Да ведь я не доктор. К докторам надобно относиться, когда хотят лечиться от болезней каких-нибудь.

Я подробно рассказал ему бедствия мои и что… ни от одного способа не получил исцеления болезней моих и затем ни в чем уже не полагаю спасения и не имею другой надежды получить исцеление от недугов, кроме как только лишь благодатиею Божией…

И он сделал мне вопрос:
- А веруете ли вы в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек и в Пречистую Его Божию Матерь, что Она есть Приснодева?

Я отвечал:
- Верую!

- А веруешь ли, - продолжал он меня спрашивать, - что Господь как прежде исцелял мгновенно и одним словом Своим или прикосновением Своим все недуги, бывшие на людях, так и ныне также легко и мгновенно может по-прежнему исцелять требующих помощи одним же словом Своим, и что ходатайство к Нему Божией Матери за нас всемогуще, и что по сему ходатайству Господь Иисус Христос и ныне также мгновенно и одним словом может исцелить вас?

Я отвечал, что истинно всему этому всею душой моей и сердцем моим верую и, если бы не веровал, то не велел бы везти себя к нему.

- А если веруете, - заключил он, то вы здоровы уже!..

Я почувствовал в себя какую-то свыше осенившую тут меня силу, приободрился немного и твердо пошел…" (из книги С. Нилуса "Великое в малом").

Будем же прибегать к святым отцам, а наипаче ко Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии - да по их молитвам Господь исцелит и нас, и наших родных, знакомых от телесных и душевных недугов, в первую очередь от маловерия. Ибо без твердой веры и телесное здоровье, и внешнее благополучие, чем так кичится протестантский Запад, совсем не на пользу.

наверх

 

Мой сын увлекся компьютерными играми. Объясните, пожалуйста, почему православному человеку не следует этим заниматься. Спасибо.
Ирина

Увлечение компьютерными играми опасно не только для православных. Особенно вредно оно для детей. Ребенок, часами просиживающий перед дисплеем, как правило, мало читает, его интересы сужаются до размеров экрана. Память у таких детей слабеет, они начинают хуже учится, становятся вялыми, безынициативными. Часто нарушается сон: дети плохо засыпают, нередко снятся кошмары.

Дети сидят у компьютеров и воюют с монстрами, которых надо убивать или от которых надо спасаться. Можно сравнить воздействие компьютерных игр на мозг детей с воздействием наркотиков. Даже так называемые "умные" игры не столько развивают интеллект, сколько закабаляют его. Они развивают лишь те стороны интеллекта, которые в жизни оказываются бесполезными, так как эти игры всегда помещают человека в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, в то время как окружающий нас действительный мир ни в какой конечный набор правил втиснут быть не может. Эти игры не развивают творческую интуицию.

Но самое опасное - это то, что компьютерные игры убивают в детях духовность и располагают впоследствии к оккультным занятиям.

Современные игры открывают новый мир - мир "виртуальной (мнимой) реальности". Суть этого мира виртуальной реальности в том, что человек погружается в придуманный программистом мир, весьма похожий на настоящий, и получает возможность стать не только зрителем и посторонним наблюдателем этого мира, но и его активным участником, не только сопереживателем, но и творцом событий этого мира.

С точки зрения восприятия и переживания человека, этот мнимый мир настолько же реален, а по силе переживаний даже и более чувственен, чем существующий мир. Человек входит в новый, виртуальный мир, и его сознание как бы отделяется от реального мира. Причем новый мир - мир не только мечтаний, но реальных переживаний и поступков.

Мир виртуальных реальностей совсем не является новым для человечества. Человек-мечтатель, в своих фантазиях и грезах выдумывающий себе не существующий реально мир, может настолько сильно войти в него, что тот становится его собственным "я". Постепенно вживаясь в этот выдуманный мир, люди перестают отделять реальный мир от выдуманного, смешивают их и одновременно живут в том и другом мире, превращаясь в психически больных людей.

Колдун, маг, экстрасенс, гадатель, т. е. оккультисты разных мастей также входят в таинственный для нас мир - мир виртуальных реальностей. Этот оккультный мир для нас, живущих по законам материального мира, очень опасен. Мы не должны контактировать с ним по своей воле. И вообще, для православных христиан контакт с этим миром недопустим.

В мире виртуальной реальности нет места Богу, но есть место дьяволу. У человека сильно развивается чувственность. Человек не борется со своими страстями, а целиком предается им, погружается в них. Преподобный Нил Синайский сказал: "В том и состоит вся брань души, чтобы не удалить ум от Бога, не останавливаться и не соглашаться с нечистыми помыслами и не обращать внимания на то, что изображает в сердце этот достойный всякого порицания древний смертоносец - диавол".

Но мир виртуальных реальностей как раз и удаляет человека от Бога, бросая его в мир наслаждений, в мир выдуманный, подчиненный бесам.

(Ответ на этот вопрос составлен по книге иеромонаха Анатолия (Берестова) "Число зверя. На пороге третьего тысячелетия".)

наверх

 

Задайте свой вопрос

  © ПРАВОСЛАВИЕ 2000