ПРАВОСЛАВИЕ 2000
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
 Rambler's Top100
 
   
БОГОСЛОВСКИЕ
Почему генеалогия Иисуса Христа, приведённая в Евангелии, даётся по Иосифу, который к Спасителю (формально) отношения не имеет?

В Символе Веры есть слова "чаю воскресения мертвых". О духовном или о физическом воскресении идет речь в этой молитве?

На каком основании вы утверждаете, что раскол - это плохо?

Что означает: "погубить свою душу ради Христа"?

В Евангелии есть притча, где говорится "и Я вам говорю - приобретайте себе друзей неправедным богатством..." и т.д. я не понимаю - как?

Разъясните, пожалуйста, эпизод о грехопадении из Ветхого Завета, а именно фразу "Адам стал как один из Нас, зная добро и зло..."

Что можно возразить православному историку на то, что возраст Земли 4,5-5 млрд. лет?

Что такое апокатастасис? Как нужно относится к католикам? Ведь не все православные спасутся и не все католики погибнут?

Почему следует верить в Троицу, если в Библии делается только намек на то, что Бог Триедин?

В чем был смысл Богу бороться с Иаковом (Бытие 32, 24-30)?

Если род человеческий произошел от двух людей, почему же сейчас Церковью запрещены браки даже между не очень близкими родственниками?

Возможно ли при определенных условиях спасение части падших ангелов?

Были ли со стороны иудеев попытки объявить последующих лжепророков истинными пророками после Крестителя?

В конце книги Иова рассказывается (от имени Господа) о сотворении бегемота?

Как нам, верующим людям, относиться к кошерным продуктам?

Разве стихи из Библии: Второзаконие 4:15,16, Исаия 44;9-20 не касаются икон?

Зачем православные христиане поклоняются иконам?

Почему православные христиане не признают имя Бога - Иегова?

Многие писатели и кинорежиссеры эксплуатируют сюжет о падшем ангеле, скажите, где описана эта история?

Как могли в Ноев ковчег поместиться такое огромное число разных видов животных, и жить там так долго?

Почему Православная Церковь не придерживается заповеди Закона Божьего (Лев.,11), не запрещая есть мясо нечистых животных?

Кто мог убить Каина, если на Земле было три Гомо Сапиенс: первочеловек, его жена и один их непутевый сын?

Нередко приходится слышать о разногласиях между свт. Игнатием и свт. Феофаном, действительно ли имеют место расхождения богословского плана между их учениями?

О хромосомах и сотворении Евы.

Соотносится ли вина Понтия Пилата с виной еврейского народа в осуждении Господа нашего Иисуса Христа?

Правда ли, что начнется Третья мировая война и наступит конец мира?

В чем смысл слов "Блаженны нищие духом" в Нагорной проповеди Иисуса Христа?

Не считаете бредом то, что вера правильная - лишь та, что описана в Библии?

В Евангелии написано, что когда приблизится пришествие сына человеческого горе же будет беременным и питающим сосцами, и что нужно молиться, чтобы бегство не было зимой и в субботу... Как это понимать?

Многие нехристианские религии и даже секты проповедуют отречение от всего мирского, от наслаждений, от привязанностей. Не этому ли учит и Православная Церковь?

Многие считают, что Православная Церковь узурпировала спасение, так как со всей категоричностью утверждает, что только православные спасутся, а другие, даже искренне верующие, нет.

В какой книге Библии упоминается о том, как Бог создал Ангелов, зачем?

Ответьте, пожалуйста, почему апостолы не узнавали сразу Господа Иисуса Христа после воскресения, когда Он являлся им?

Петр был епископом Рима, и сейчас Рим есть престол св. Петра, а отсюда и Вселенской Церкви. Разве Москва это третий Рим? Отсюда можно сделать вывод, что Российская Православная Церковь является раскольнической и к тому же не канонической!!!

Как человеку, рожденному в грехах, попасть на небеса? (Что делать человеку? Мне? Всем?)

Обьясните, пожалуйста, почему Иисус не разрешил одному из учеников похоронить своего умершего отца?

Действительно ли новорождённые (0-5 лет) дети, если умрут некрещёнными идут в ад?

У меня вопрос о Кресте. Мы же не должны поклоняться тому Кресту на котором был распят разбойник, хуливший Господа.

Может ли душа умершего человека, не имевшего в земной жизни детей, сохранять желание иметь ребенка?

Как вы считаете, может ли человек распоряжаться своей жизнью и своей смертью так, как он считает нужным, или он лишь игрушка в Чьих-то руках?

Есть ли какая-либо участь у домашних животных после их смерти?

Что значит "будьте, как дети?"

Как можем мы узнать куда попали души наших усопших родственников?

Если человеку дана свобода выбора, что означает понятие судьбы, рока?

Что происходит с душой в момент смерти, на третий, девятый, сороковой и последующие дни?

Как жизнь называют даром? Ведь дар - это то, что принимается свободно и от чего можно отказаться. Скорее, жизнь - это не дар, а кредит, причем под огромный процент: ты получаешь скорбь, болезнь, труды, а должен отдать развлечения, веселье, общение с противоположным полом. А еще скорее - это рэкет - "предложение, от которого нельзя отказаться". Ведь все могло бы быть, как Сейшельские острова, тихо и просто, а есть - как компьютерная игра DOOM...

Батюшка, скажите пожалуйста, правда ли, что Богородица не разу в своей жизни не согрешила?

Может ли сатана покаяться?

Чем объяснить падение ангела Люцифера? (Как случилось, что в окружении Бога оказалось возможным зарождение семени греха (гордости))?

Я верю, что есть Всевышний, но какую веру я должен принять? Почему именно Православие?

О сынах Божиих и дочерях человеческих...

Есть мнение, что Ветхий Завет - во многом творение левитов, служащее для удержания еврейского народа в духовной кабале. Существует ли положение Св. Церкви о богодухновенности Ветхого Завета? Как реагировать на подобные тексты?

Почему Бог наказывает детей за проступки и грехи своих родителей?

Предназначено ли было Адаму и Еве иметь детей, или до грехопадения они должны были оставаться единственными людьми на земле? В чём конкретно состоял грех Адама и Евы?

Почему Христос предложил апостолам свои Тело и Кровь до победы над смертью и адом, а не после воскресения? Современные христиане причащаются Телом и Кровью Христа до Голгофы, или после?

С чего начать изучение богословия?

Как и когда появляется душа в ребеночке?

Что означает "спасение", "спастись" в православном понимании? В чем состоит цель жизни православного христианина?

Церковь - творение человека или Бога?

Как доказать протестанту, что Божья Матерь осталась Девой и после рождения Спасителя?

Бога Отца никто не видел (кроме Иисуса Христа). Тогда почему пишут иконы, изображающие Бога Отца в виде старца?

Почему Бог в Ветхом Завете столь жесток?

Понтий Пилат с точки зрения богословия - это палач или жертва?

О небесном Отце

Может ли Церковь вся в целом согрешить и, следовательно, вся в целом иметь нужду в покаянии?

О вере во всеведение Божие и свободе

Что мешает объединению православных и католиков?

 

Отвечает священник Афанасий Гумеров, кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Ветхого Завета в Сретенском высшем православном училище

Разъясните, пожалуйста, эпизод о грехопадении из Ветхого Завета, а именно фразу "Адам стал как один из Нас, зная добро и зло...":
1. Можно ли растолковать эту фразу, что только после грехопадения Адам познал разницу между добром и злом? В таком случае, как можно согрешить=совершить грех, не зная, что есть зло? Мог ли Адам понимать, что непослушание есть зло, и что зло плохо, если до этого он ведал лишь добро (т.е. Бога)? Для сравнения: в уголовном праве преступлением является лишь виновный акт человека, а вина предполагает ОСОЗНАНИЕ=ПОНИМАНИЕ человеком, что его деяние вредоносно="плохое"="есть зло". Только виновный человек подлежит уголовному наказанию. Как же Адам мог понять, что его нарушение столь плохо=ужасно, если он только после грехопадения "СТАЛ как один из Нас, зная добро и зло..."? Если человек не ведает, что творит, как можно его осудить? В чем заключалась свобода человека, если создав его свободным, Бог не дал ему знания элементарного ориентира в мире, понятий добра и зла?
2. Нет ли здесь "ревнивой боязни" Бога того, что человек станет равным Ему, знающим добро и зло?
Наталья

Приведенный в вопросе стих (Быт. 3, 22) - часть библейского повествования о грехопадении прародителей. Правильно понят он может быть в контексте не только целой главы, заключающей этот рассказ, но и всей полноты сведений о первозданном Адаме, сообщаемых в книге Бытия. Так подходили к толкованию Священного Писания великие экзегеты - Святые Отцы. Из Писания мы видим, что Адам до падения не был духовно-нравственным младенцем, пребывавшем в неведении: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него". (Быт. 2, 16). Дана ясная заповедь, установлен точный закон. Даже указано наказание за преступление заповеди: "В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (2,17). По слову святителя Иоанна Златоуста: "Заповедь очень нетрудная" (Беседы на книгу Бытия XIV. 3) Действительно, исполнение ее не требовало подвига: для вкушения Адаму были даны разнообразные плоды целого Сада, кроме одного. По мнению Св. Отцов древо познания добра и зла так названо не по свойству их плодов, а потому, что запрещая их вкушать, Бог дал испытательную заповедь: насколько дорого Адаму проявить верность своему Творцу. Страшно подумать, что, поставленные перед выбором между Богом, Источником жизни, и пресмыкающимся, наши прародители предпочли совет ничтожного змия. Что же касается конкретного стиха, приведенного в вопросе ("вот Адам стал"), то как древние, так и современные экзегеты соотносят его со словами змея: "В день, в который вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло" (3,5). Бог напоминает падшему Адаму эти слова (И сказал Господь Бог: вот Адам..." 3, 22) и обличает их лживость. Блаженный Августин так толкует этот стих об Адаме: "это слова Бога, не столько смеющегося над ним, сколько устрашающего других, чтобы они не были такими же гордецами... Адам не только не стал таким, каким хотел быть, но не сохранил даже того, чем был сотворен" ("О книге Бытия", гл. 39). Наконец, о предположении в конце вопроса. Не только наше благоговение перед Богом и сознание Его беспредельного величества не позволяют думать о "ревнивой боязни": по закону духовной жизни, возносящийся в своей гордости человек не достигает желаемого и всегда болезненно падает. Так было и в ангельском мире, когда пал денница.


наверх

 


Ответьте, пожалуйста, что можно возразить православному историку на то, что возраст Земли 4,5-5 млд. лет? Хотелось бы узнать, есть ли какие-нибудь работы в этой области, отвечающие православному видению мира?
Димитрий Ю.

Вопрос о возрасте Земли (как и о возрасте человечества и вселенной) не может и не должен решаться изолированно (вне конкретного концептуального контекста). Существуют два принципиално различных подхода к происхождению человека, Земли и вселенной (следовательно и возраста): сотворение Богом и эволюционный процесс. При оценке эволюционизма нужно иметь в виду, что он наукой не является (научным является только знание доказанное и принятое научным сообществом). Нужно четко различать выводы науки и мнения ученых (даже самых авторитетных в своих узких областях специализации). Наука, как она сформировалась в Новое время, по своим методам и понятийному аппарату направлена на изучение конкретного наличного объекта. Реконструкция истории объекта всегда дает знание только гипотетическое, непроверяемое. Эволюционизм, повторяю, - не наука, а тип безрелигиозной идеологии, родившийся в среде ученых и принимающий наукообразные одежды. Наука опровергает эволюционизм. Прежде всего, теория вероятностей показывает, что вселенная, имеющая известный уровень упорядоченности, путем случайных комбинаций (метод перебора) возникнуть не могла. Вероятность ее возникновения (если взять время даже в 30 млрд. лет) равна 1 из 10 в 450-й степени, т. е. практически равна нулю. Такие громадные сроки (4,5-5 млрд. лет) указываются не потому, что они получены надежным научным методом. Они вызваны самой логикой эволюционизма. Невероятно большие сроки придают построениям эволюционистам не логическую, а психологическую убедительность. Наука дает много фактов, противоречащих убеждениям эволюционистов о возрасте Земли. Согласно космогоническим гипотезам, Луна возникла в одно время с Землей. На поверхности Луны оседает космическая пыль. За 4,5 млрд. лет ее слой должен быть таков, что невозможно было бы ее измерить. Но результаты исследования Луны это не подтверждают. Есть много и других несоответствий эволюционных построений научным фактам. В Западной Европе и Америке работают тысячи ученых, стоящих на позициях библейского учения о сотворении мира. Часть их объединены в исследовательские институты (одним из них является институт в г. Сан-Диего в Калифорнии). Издаются также журналы. Так, с 1978 г. выходит периодический орган "Creation", основанный ректором Карло Виландом. На русском языке имеются переводы некоторых популярных книг. Также см. книгу "Эволюция мифа" Сергей Головин.


наверх

 


Что такое апокатастасис? Что об этом учили Ориген и св. Григорий Нисский? Как нужно относится к католикам? Ведь не все православные спасутся и не все католики погибнут? Почему девушке-католичке, которая выходит замуж за православного, нужно принимать православие, ведь Церкви признают 7 таинств друг друга? Как это происходит?
Виктор

Апокатастасис - это посмертное оправдание и восстановление всех людей и падших ангелов, в том числе и дьявола. Это является мнением, осужденным V Вселенским собором. Подробнее здесь.Окончательное знание о судьбе всех людей - в руках Божиих, но у нас есть Церковь, которая через святых научает что путь католичества не спасителен. Залог крепкой православной семьи - общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать "домашней Церковью" (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2) Но по снисхождению Церковь допускает браки с католиками, при условии воспитания детей в православной вере.


наверх

 


Почему следует верить в Троицу, если в Библии делается только намек на то, что Бог Триедин - в 1-м Иоанна, а в остальных книгах Библии говорится, что Бог един, является Духовной личностью, а Иисус Христос - Его Сын. Святой Дух же упоминается только как Действующая Сила Бога, Его Бог посылает для исполнения своей Святой воли. Термин "Троица" в Библии не встречается, тем более там нет ни слова о том, что следует прославлять Троицу! Откуда в христианстве появилось учение о Троице и каким образом оно обосновано на богодухновенных писаниях библейских пророков?
Наталия

В Священных книгах Нового Завета встречается не намек, а прямое указание, что Бог Троичен: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19) В 1-м послании святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова также читаем: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин. 5,7). И в других местах Нового Завета есть откровение о Святой Троице. Если же Слово Божие свидетельствует, что Бог Един в Трех Лицах, то потому и надо верить так. Раскрытие этой божественной истины - дело богословия: догмат о Пресвятой Троице разрабатывался богопросвещенными отцами - свт. Афанасием Великим, свт. Григорием Богословом и др.


наверх

 

В книге Бытие (гл.32, ст.24-30) говорится, что Иаков, когда остался один, Некто боролся с ним. Потом оказалось, что это был Бог. Неужели смертный мог бороться с Богом? Видеть Его лицо? И в чем был смысл Богу бороться с Иаковом?
Владимир

Согласно иудейской и древнехристианской экзегетической традиции, патриарх Иаков вел борьбу с представителем небесного мира - Ангелом. Многие толкователи Древней Церкви и позднейшие исследователи считают, что с Иаковом в образе Ангела боролся Сын Божий - Второе Лицо Пресвятой Троицы (св. Феодорит Кирский и др.) Слово "боролся" не нужно понимать буквально. Человеку невозможно физически бороться с Ангелом, тем более с Богом. Господь испытывал мужество, духовные силы и веру патриарха Иакова. В смысле символическом, это было предъизображение будущей истории потомков Иакова, получивших имя Израиль. История эта была полна испытаний и искушений.


наверх

 

Скажите, пожалуйста, если род человеческий произошел от двух людей (следовательно, позже заключались браки между родственниками), почему же сейчас Русской Православной Церковью запрещены браки даже между не очень близкими родственниками?
Евгения

Всемогущий Бог мог сотворить несколько пар прародителей, но создал одну, чтобы "соделать род человеческий единым телом" (святитель Филарет Московский). Это делало неизбежными браки между очень близкими родственниками. Но это было в первых поколениях. Потом такая необходимость отпала. Св. Церковь, заботясь о телесном и душевном здоровье своих чад, не разрешает браки между лицами, находящимися в кровном родстве до четвертой степени (протоиерей С. В. Булгаков. Настольная книга священно-церковнослужителя, М. 1993, т. 1, с. 1174-75). Ссылка на ближайшие поколения потомков Адама и Евы, для которых такие браки были неизбежны, не могут оправдать браков между близкими родственниками. Поскольку дефектам, вызывающим мутацию, требуется время, чтобы накопиться в поколениях, потомкам Адама на протяжении нескольких веков никакая опасность от таких браков не угрожала.


наверх

 

Я верю в то, что Господь Своей крестной жертвой искупил грехи мира и что для спасения необходимо уверовать в Него и жить согласно Его учению. А Ангелы, в т.ч. падшие, наделены свободной волей. Возможно ли при определенных условиях спасение или отпадение части из них? Одинакова ли структура их грехов и человеческих? Заботится ли Бог о воссоединении с ними?
Андрей

Невозможность для демонов спасения преподобный Иоанн Дамаскин объяснил так: "Должно же знать, что чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как для людей оно невозможно после смерти". (Точное изложение православной веры. Кн. 2, гл. IV (18)).


наверх

 

Как я понимаю, Иоанн Предтеча является последним ветхозаветным пророком. Мой вопрос заключается в следующем: были ли со стороны иудеев попытки объявить последующих лжепророков истинными пророками после Крестителя.
Илья Федулов

Со стороны официального иудаизма таких попыток не было, ибо традиция считает Малахию последним пророком ("печать пророк"). Он жил в V в. до Р. Х. В раввинистической литературе встречается мысль, что со смертью последних пророков (Аггея, Захарии, Малахии) Святый Дух покинул Израиль. В I книге Маккавейской встречаем такое свидетельство: И была великая скорбь в Израиле, какой не было с того дня, как не видно стало у них пророка (9, 27). Позже (в конце I в. по Р. Х.) иудейский историк Иосиф Флавий писал: "Цепь предания прекратилась и пророки более не следовали один за другим в том беспрерывном порядке, как прежде (Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. Против Апиона. - СПб., 1895, с. 10)


наверх

 

В конце книги Иова рассказывается (от имени Господа) о сотворении бегемота, и рассказывается это так, что напрашивается вывод: вовсе не человек является венцом творения. Объясните это, пожалуйста.
Мария

В описании бегемота (Иов. 40, 10-19) выражена мысль о бесконечной творческой силе Бога. Изображение его совершенства находится в соответствии с мыслью 1-й главы книги Бытия: И создал Бог зверей земных по роду их, и увидел Бог, что это хорошо (Быт. 1, 25). Как эти слова не препятствуют видеть человека, созданного по образу Божию, венцом творения и царем всякой твари (да владычествуют они... Быт. 1, 26), так и сила и физическая красота бегемота не отвлекают читателя от одной из главных мыслей священной Книги: духовная и нравственная высота праведного Иова. "Сколько душа честнее тела, столько разумный человек лучше и выше всего мире" (прп. Симеон Новый Богослов. Творения. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, т. 2, с. 543)


наверх

 

Сейчас много продается продуктов, на упаковке который написано слово "кошерная". Как нам, верующим людям, к ним относиться?
Ирина Захарова

Поскольку определенная часть людей еврейской национальности живет по иудейскому закону, для них деление в отношении пищи на "чистый" и "нечистый" является принципиальным. Для успокоения их совести и ставится маркировка "кошерная". Поскольку в Новозаветной Церкви пищевые запреты отменены (см. Деян. 10, 9-16; видение св. апостолу Петру), христиане относятся к этому нейтрально.


наверх

 

Объясните, пожалуйста, стихи из Библии: Второзаконие 4:15,16, Исаия 44;9-20. Разве это не касается икон?
Svetlana

Указанные стихи (Вт. 4, 15-16; Ис. 44, 9-20) не могут дать опору противникам св. икон. Все запреты делать изображения, которые установлены Господом через св. пророка Моисея определенно направлены против идолослужения, от которого надо было богоизбранный народ самым решительным образом оградить. Даже имея такие строгие предписания, еврейский народ по причине своей духовной нестойкости развращался идолослужением: прочитайте внимательно книги Судей и 1-4 Царств. Запрещения делать изображения в Ветхом Завете имели духовно-дидактический, а не догматический смысл. Эту мысль можно подтвердить ссылкой на медного змея (Нехуштан), которого пророк Моисей сделал по повелению Господа: Сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив (Числ. 21, 8). А разве видения святыми пророками (Исаией, Иезикиилем и др.) Славы Божией не является изображениями? Ведь Бог - Дух и человеческими очами виден быть не может. Эти видения в Новозаветной Церкви были одним из источников изображений на святых иконах.


наверх

 

Зачем православные христиане поклоняются иконам? Не является ли это идолопоклонением? Ведь в Священном Писании нигде не упоминается, что Богу угодно поклонение иконам, наоборот, Бог сказал: Не делайте себе никакого изображения ни того, что на небе, ни того, что на земле, ни того, что под водою.
Наташа

В вопросе содержится ошибка, которая неизбежно приводит к ложному выводу: православные христиане поклоняются не иконам, а Богу. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть "Требник" и прочитать молитвы на освящение икон: "Предложше убо икону сию ныне пред Твоим величеством, благочестным имже предрехом намерением, просим и молим, и Твоему благоутробию мили ся деем, призри милостивно на ню и ниспосли небесное благословение, и во имя Твое Трисвятое благослови и освяти ю, во еже сию благочестно чтущии, и пред нею Тебе смиренно кланяющиеся, и верно молящиеся обрящут милость, и благодать, и от всех бед и скорбей свободны будут, грехов же прощение получат, и Царствия Небесного сподобятся: благодатию и щедротами, и человеколюбием Тебе единого в Троице славимого Бога, Отца и Сына и Святого Духа, Емуже слава, ныне и присно и во веки веков". (Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Живоначальныя Троицы). Иконы же мы чтим как святыни, которые через Божие благословение и освящение принимают токи благодати. О том, что предметы могут освящаться, принимая благодатные божественные энергии, свидетельствует Священное Писание: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19, 11-12) Противники икон приводят обычно место из десятословия: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу... (Исх. 20,4). При этом цитату обрывают, а дальше идут важные слова: Не поклоняйся им и не служи (20,5). В этих словах заключена главная причина запрета делать изображения. Выше уже говорили, что христиане православные чтут иконы, а поклоняются - Богу. Удивляет, насколько противники икон поверхностно подходят к этому месту и не желают понять особенности религиозной жизни древних иудеев. Запрет делать изображения дан был народу, который три месяца назад вышел из рабства египетского, где был более 400 лет среди идолопоклонников. В будущем Израилю предстояло жить в окружении язычников. Нужно помнить и то, что в духовном отношении еврейский народ был нестойким, что показала его история. Такому народу и была строжайше запрещено было делать изображения. Насколько важно было это установление - показывает история Медного змея (Нехуштан), который был отлит при пророке Моисее. Его пришлось (при благочестивом царе Езекии) уничтожить, т. к. евреи стали ему поклоняться как истукану.
Самое же главное возражение противникам икон - опыт духовной жизни св. Церкви. Достаточно непредвзято изучить историю чудотворных икон, чтобы убедиться, что через них Бог подает благодатную помощь. Особенно прославились иконы Божией Матери.


наверх

 

Почему православные христиане не признают имя Бога - Иегова? Ведь только в еврейских писаниях это имя встречается 7000 раз, в этом можно убедиться, ознакомившись с переводом архимандрита Макария, не говоря уже о том, что имя Иеговы присутствует и в Синодальном переводе Библии (книга Исход). И зачем Его имя было заменено на титул Господь?
Наталия

Сегодня моя 15-ти летняя дочь показала в Библии место, где сказано, что Бог - Иегова, я всю свою жизнь молилась Иисусу Христу, кто же тогда Иегова?
Вера

В Священном Писании дается несколько имен Божиих (блаж. Иероним насчитывает их 10). Они выражают различные свойства Единого непостижимого в своей природе Бога. Чаще всего в Библии встречается тетраграмма (слово, составленное из четырех букв еврейского алфавита: йод, хэ, вав, хэ). Имя Бога, содержащееся в тетраграмме, евреи не произносили (большинство и не знало). Чтец в Иерусалимском Храме и синагоге вместо тетраграммы произносил Адонай - Господь, состоявшее тоже из 4-х букв: алеф (а), далет(д), нун(н), йод(й). Оно стояло в скобках под тетраграммой. Переводчики на греческий язык в III в. до Р. Х. тетраграмму переделали (перевели) именем Божиим - Господь. Когда после VI в. по Р. Х. в еврейском языке появилась система знаков для огласовки слов, средневековые переводчики гласные звуки из имени Адонай (А произносить стали как Е) перенесли в тетраграмму. Получилось ЙеХоВаХ, или Иегова. В конце XVIII в. ученые-гебраисты установили эту ошибку. Сейчас это мнение - общепринятый среди ученых факт (см. Томас О. Ломбдин, Учебник древнееврейского языка, пер. с англ. М. 1998, с. 117) Слово Иегова в синодальной Библии встречается 6 раз (Быт. 22, 14; Исх. 3,14; 15,3;33,19;34,5). В этих местах переводчики обращали внимание на особенности переводимого места (напр. в кн. Бытия слово Иегова присутствует в названии горы: И нарек Авраам имя месту тому Иегова-ире Быт. 22, 14). Употребление слова Иегова в этих 6, с учетом названия горы Иегова-ире - 7 случаях, не отменяет научно доказанного факта искусственного образования слова Иегова.
Иисус Христос - Бог и Господь (по-гречески Кириос - так переводчики еврейской Библии на греческий язык в III в. до Р. Х. перевели тетраграмму).


наверх

 

Многие писатели и кинорежиссеры эксплуатируют сюжет о падшем ангеле. Но что является первоисточником этого сюжета? Скажите, где описана история противостояния Люцифера и Бога и последующего падения первого? Вероятно, это какой-то апокриф?
Александр

Священное Писание начинает повествование с сотворения видимого мира. Рассказ о падении денницы, увлекшего часть ангелов, составляющее учение святой Церкви, опирается на ряд мест Священных книг Ветхого и Нового Заветов. У св. пророка Исайи читаем: Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера, взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты ниспровержен во ад, в глубины преисподней. (Ис. 14, 12-15) Св. Исайя пророчествует здесь о падении гордого Вавилонского царя, но описывает это с помощью образа падения Люцифера. У св. апостола Петра: Ибо если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания (2 Пет. 2,4). Об этом же пишет св. апостол Иуда: "Господь ... и ангелов, не сохранивших достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах". (Иуд. 1,6). В этих посланиях говорится о самом факте падения ангелов. В Евангелии от Иоанна указывается, что грех дьявола состоял в отступлении от истины (не устоял в истине) (Ин. 8, 44). Св. апостол Павел пишет, что первоначально грех дьявола заключается в гордости (1 Тим. 3,6).


наверх

 

Батюшка, как могли в Ноев ковчег поместиться такое огромное число разных видов животных, и жить там так долго?
Галина

В чрезвычайных событиях в истории, совершающихся по особому смотрению Божию (таким и был всемирный потоп), соединяются действия естественных начал и проявление Божественного всемогущества. Естественный аспект: Ноев ковчег был громадным плавучим домом с множеством отсеков. На основе размеров, указанных в 4-й главе книги Бытия, западные ученые вычислили, что Ноев ковчег имел объем 3.600.000 кубических футов и, следовательно мог вмещать много тысяч видов животных с пищей на год. В 1609 г. богатый голландец Петер Янсен построил подобное ковчегу плавучее сооружение. Модель показала, что Ноев ковчег отвечал своему предназначению. Там, где не доставало естественных условий, чудесно восполняла Божественная помощь (питание, воздух и т. д.). О соединении естественных начал и чудесного проявления Божественного всемогущества мы знаем по другим священным книгам. В книгах Исход и Второзаконие рассказывается, как во время 40-летнего путешествия древнего Израиля по пустыне, подавалась с неба пища - манна. При этом "одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уж сорок лет" (Втор. 8, 4).


наверх

 

Почему Православная Церковь не придерживается заповеди Закона Божьего (Лев.,11), не запрещая есть мясо нечистых животных (свинину, например)?
Анатолий

В Законе Моисея деление животных на чистых и нечистых имело духовно-педагогическое значение: символизировало религиозно чистого богоизбранного народа, имевшего истинное Богопочитание, и народов с точки зрения веры нечистых (зараженных нечестием идолослужения). Св. апостол Павел называет Закон детоводительством ко Христу (Гал. 3,24). В Новом Завете с переходом от Закона Моисея к Закону духовному исчезла необходимость в таких воспитательных установлениях. О том, что в Новозаветной Церкви пищевые запреты отменены, мы находим указания в книге Деяний Святых Апостолов. Св. ап. Петру было представлено в видении как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю, в нем находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь, но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10, 11-15).


наверх

 

После убийства Авеля Каин был прогнан отцом, т.е., Адамом, прочь. Куда, собственно и удалился со словами "Да-а-а! Меня теперь всякий обидеть может". Кто этот "тот всякий", если на Земле было три Гомо Сапиенс: первочеловек, его жена и теперь один их непутевый сын?
Ивашка

Вопрос содержит неточный пересказ 4-й главе кн. Бытия: Каина с лица земли (4,14) изгоняет не Адам, а Господь. Убийца брата говорит: "всякий, кто встретится со мною, убьет меня". Кого опасался Каин? Очевидно, что бытописатель Моисей указывает не всех детей Адама и Евы, а только тех, чьи имена значимы для священной истории. Не указаны, например, дочери их, хотя они были, ибо без них не могло быть продолжение рода. Возможно предположить, что после Каина и Авеля до рождения Сифа были и другие сыновья, что не противоречит библейскому повествованию.


наверх

 

Нередко приходится слышать о разногласиях между свт. Игнатием и свт. Феофаном. Расскажите, пожалуйста, действительно ли имеют место расхождения богословского плана между их учениями? Если это так, в каких аспектах они разнятся? Или же свт. Игнатий и свт. Феофан испытывали в земной жизни несогласия не принципиального, а личностного свойства?
Александр

Расхождения между святителями Игнатием Кавказским и Феофаном Затворником были в вопросе об образе бытия Ангелов и человеческих душ. Свят. Игнатий допускал некую тонкую эфирную телесность Ангелов и душ ("Слово о смерти", - Сочинения, М., 1993, т. 3). Свят. Феофан утверждал, что Ангелы и души бесплотны, лишены всякой телесности (его творение: "Душа и Ангел не тело, а дух. М. 1997). Расхождения эти показывают трудность постижения человеческим умом природы невидимого мира. Свят. Игнатий исходил из догматической мысли, что только Бог - всесовершенный, абсолютный Дух. Тварный же мир (даже невидимый) этой абсолютности лишен. Поэтому он признавал у Ангелов и душ тонкое эфирное тело. По мнению свят. Феофана такая позиция ведет к скрытому, утонченному материализму. Он настаивал на принципиальном утверждении, что Ангелы и души совершенно бесплотны. Мнение свят. Феофана Затворника основано на высказываниях большинства святых отцов.


наверх

 

Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. С религиозной точки зрения, Бог сотворил Еву из ребра Адама. Но с биологической точки зрения получается, что у мужчины XY, а у женщины XX. Как с православной точки зрения это объясняется? Если Бог просто расщепил, уничтожил каким-то образом Y-хромосому, а X просто дублировал, то все божественное исчезает из сотворения, а Бог - просто разум, стоящий на более высоком интеллектуальном уровне, чем человек.
Александр

Приведу мнение, высказанное мне доктором биологических наук, профессором Г.Р.Кудояровой: "Тот факт, что нам по Божьей милости стали известны некоторые закономерности устройства и функционирования биологических структур, ни коим образом не исключает присутствия в этих процессах и структурах Божественного начала. Для того чтобы объяснить появление живого на земле, нам приходится признать существование некоего организующего (Божественного) начала. Самопроизвольно такие сложные структуры возникнуть никак не могли. Предложенный Вами генетический механизм появления Евы из ребра Адама может быть одним из примеров проявления творческого Божественного всемогущества. Конечно, мы не можем утверждать с уверенностью, что все происходило именно по той схеме, которую Вы предлагаете. Но ее можно рассматривать как разумную гипотезу. При этом хочу обратить Ваше внимание на то, что вероятность самопроизвольного протекания процесса, который Вы предполагаете, равна нулю. В этом случае все клетки ребра должны были выкинуть свои Y-хромосомы, в то время как во всех них X-хромосомы должны были удвоиться. Если вероятность такого процесса в одной клетке равна малой доле от единицы (как и любой мутации), то вероятность протекания одновременно в бесконечном количестве клеток будет приближаться к нулю (для расчета вероятности совпадающих процессов вероятности каждого процесса нужно перемножать, а т.к. каждая из них по определению меньше единицы, то результат умножения стремится к нулю). Допустим, что вероятность процесса в одной клетке равна 0,001. Тогда вероятность одновременного прохождения процесса в n клетках равна 0,001 в степени n. При очень больших n (например, для n, равных количеству клеток в сложнейшем организме) это число чрезвычайно мало. В теории вероятности такие события называются "невероятными", то есть их вероятность считается практически равной нулю. Я уже не говорю о том, что должна была произойти дедифференциация клеток, т.е. они должны были вернуться в эмбриональное состояние, чтобы дать начало разнообразным клеткам тела Евы. Как верующий человек, я осознаю, что это произошло, но как биолог настаиваю на том, что это совершенно невероятный процесс с точки зрения биологической статистики, и он произошел только благодаря Божественному творчеству.


наверх

 

Отвечает иеромонах Амвросий (Ермаков)

Мой друг протестант задал мне вопрос, который его самого, видимо, мучает. Почему генеалогия Иисуса Христа, приведенная в Евангелии, дается по Иосифу, который к Спасителю (формально) отношения не имеет. Я ответил в том смысле, что институт брака, возможно, имеет более прочное духовное основание, чем принято считать. И что родственная связь мужа и жены сильнее, чем связь между взрослой дочерью и ее родители. Помогите нашему маловерию.
Сидякин Андрей

Родословие Спасителя ведется по линии Иосифа согласно восточному обычаю и составлено евангелистом по образцу ветхозаветных родословий (Быт.5; 1 Пар.1). Это делалось для того, чтобы показать преемственность между двумя Заветами и подчеркнуть мессианство Иисуса Христа (согласно обетованию, Мессия должен быть потомком Давида). Вместе с тем Евангелие имплицитно признает и царское происхождение Девы Марии (Лк.1, 27-38), ставшей Матерью Бога-Слова.


наверх

 

В Евангелии есть притча о том, как хозяин задумал уволить своего работника, а тот, узнав об этом, созвал должников своего хозяина (теперь уже - бывшего) и изменил их долговые расписки в плане уменьшения долга. По этой притче делается вывод (Господи, прости за возможные искажения слов!) "и Я вам говорю - приобретайте себе друзей неправедным богатством..." и т.д. я не понимаю - как??? По моему разумению в притче речь идёт о воровстве (необоснованно списывается долг) и хозяин (пусть он сорок раз плох) лишается права на своё имущество (которое он одолжил кому-то). Объясните, пожалуйста, мне этот момент.
Михаил

Вот эта притча из Евангелия от Луки (глава 16):
"Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?"

Не надо забывать, что притча есть притча и не следует скрупулезно толковать каждую ее деталь. В притче важна главная мысль, и порой чем парадоскальней она выражена, тем большее производит впечатление. В данном случае Господь обращает наше внимание на то, что мы не умеем пользоваться данным нам богатством (в самом широком смысле слова). По словам святых отцов, всякое наше имущество может именоваться "неправедным", потому что оно - не наше, а дано нам Богом. Мы же этим "неправедным богатством" можем приобрести себе друзей на небе - нищих и убогих людей, которые будут за нас молиться, если мы будем подавать им милостыню.
Если же вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное - небесное сокровище?


наверх

 

В Символе Веры есть слова "чаю воскресения мертвых". О духовном или о физическом воскресении идет речь в этой молитве?
Сергей

Речь идет о реальном воскресении человеческих тел, которое произойдет во второе и славное пришествие Спасителя мира.


наверх

 

На каком основании вы утверждаете, что раскол - это плохо? Пусть будут разные движения...
Мария

Да, действительно, многие полагают, что церковный раскол - это очень даже хорошо. Например, Адольф Гитлер говорил: "Наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола". Сталкивать разные конфессии, чтобы компрометировать их в глазах народов, - в этом всегда был стержень религиозной политики фашистов. Или, например, Ленин. Большевики после октябрьского переворота активно поддерживали всевозможных сектантов и раскольников. Есть специальные постановления Ленина по этому поводу.
Вот что пишет о расколе св. Киприан Карфагенский: "Враг изобрел ереси и расколы, чтобы ниспровергнуть веру, извратить истину, расторгнуть единство. Служители его возвещают вероломство под предлогом веры, антихриста под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, тонкою хитростию уничтожают истину". Блаженный Августин говорит: "Все отделившиеся от Церкви не имеют любви… Самое отделение от Церкви есть величайший грех, показывающий, что у раскольников нет любви". Святой Игнатий Богоносец предупреждает: "Кто последует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божия".
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: "Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол, а потому они чужды спасения, как чужд его диавол... Ересь и раскол содержат в себе, сверх того, хулу на Святого Духа, которая есть смертный грех, не прощаемый Богом ни человеку ни в сей век, ни в будущий, если человек пребудет в этом грехе. Самая кровь мученическая не может очистить этого греха, по учению святого Иоанна Златоуста. Очищается этот грех только тем, когда человек отречется от своей ереси, оставит раскол и присоединится к Святой Церкви".
Преподобный Сергий Радонежский, игумен Земли Русской, символ ее единства и могущества, лучше других видел страшную опасность расколов. Он вдохновил другого великого человека, преподобного Андрея Рублева, написать икону Святой Троицы, чтобы, как он говорил, "воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего". Замечательный богослов XX века священномученик Иларион (Троицкий) писал: "Воля Божия такова, чтобы в Церкви люди пребывали в том самом единстве, в каком пребывают от вечности три Лица Божественной Троицы; к этому единству направлял Господь Иисус Христос Свою Церковь". Христос в своей молитве к Богу-Отцу перед крестными страданиями просил о людях: "Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал мне, чтобы они были едины, как и Мы". Будем же хранить наше церковное единство, как зеницу ока.


наверх

 

Что означает: "погубить свою душу ради Христа"?
Любовь

В данном случае под словом "душа" подразумевается жизнь человека. Тот, кто принесет в дар Богу всю свою жизнь, жертвуя ради этого земными "утешениями", тот обретет истинную Жизнь, которая возможна только во Христе.


наверх

 

Как вы считаете, вина Понтия Пилата соотносится с виной еврейского народа в осуждении Господа нашего Иисуса Христа? Это не попытка каким-либо образом осудить или оправдать виновных!!! Но что бы было, если бы он вынес решение отпустить Иисуса, как бы поступил еврейский народ?
Сергий

История не терпит сослагательного наклонения. Мы знаем, что кричали иудеи, предавшие и распявшие Христа: "Кровь Его на нас и на детях наших!"


наверх

 

В связи с последними событиями в США, появилось мнение, что происходит начало Третьей мировой войны, после которой в Израиле воцарится антихрист и произойдет Второе пришествие Христа. На данный момент зарегестрированно много случаев с чудотворными иконами, где Иисус истекает кровью. Является ли это знаком? Хотелось бы узнать вашу позицию по этому вопросу.
Илья

"Не исследуйте времена и сроки, которые Бог положил во власти Своей", - советует нам Священное Писание. Господь действительно дает знамения. Но не ради того, чтобы мы о них только говорили; не ради того, чтобы занимались исследованиями, а ради того, чтобы подвигнуть нас к осознанию того бедственного положения, в котором мы находимся; ради того, чтобы мы смогли покаяться. Именно так каждый из нас должен относиться к подобного рода событиям и явлениям. В истории человечества неоднократно возникали ситуации, когда по всем признакам приходил конец и городам, и народам, и даже всему человечеству. Однако люди каялись, и Господь изменял Свое решение.


наверх

 

В чем смысл слов "Блаженны нищие духом" в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Разве нищие духом?
Яна

Господь Иисус Христос указывает нам пути или дела, через которые мы можем войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто исполняет Его заповеди и наставления, Христос обещает вечное блаженство (вечную радость, наивысшее счастье) в будущей вечной жизни. Поэтому людей соблюдающих его слова Он и называет блаженными.
Нищие духом - это смиренные люди.
Во что пишет по этому поводу святитель Филарет (Дроздов): "Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего не имеем своего, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы - ничто и во всем прибегать к милосердию Божию."
Нищие духом - это люди, которые ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми; люди, которые чувствуют и осознают свои грехи и душевные недостатки.



наверх

 

А Вы правда верите в Бога Триединого? Не считаете бредом то, что вера правильная - лишь та, что описана в Библии? Ведь каждый человек верит по-своему, и Церкви по истечению стольких лет пора бы уже смириться с этим!
Анна

В своем вопросе Вы пишете, что каждый человек верит по-своему, то есть, выражаясь Вашей терминологией, только такой человек не «бредит».
Допустим, это так, если учитывать, что это наблюдение отражает некоторую часть знакомой вам реальности. Собственно говоря, все «веры», как это часто бывает, укладываются всего лишь в три небольшие группы и не больше, - до того мир идей мал и узок. То есть, на самом деле, получается, что верить «по-своему» можно лишь в трех разновидностях, а не в том разнообразном количестве, как вы предполагаете.
Первая группа «вер» – это признание того, что Истины нет - к ней принадлежат все верующие атеисты. Не смущайтесь таким утверждением, потому что атеизм – это ничто иное, как вера в то, что Бога нет. Убеждение, причем, недоказуемое.
Ко второй группе принадлежат те «верующие», которые считают, что Истина есть, но Она непостижима полностью и рассыпана по частям в каждой из религиозных конфессий или в сердцах верующих «по-своему» людей.
И, наконец, третья группа людей состоит их тех, кто твердо верит, что Истина едина и неделима. К этой группе принадлежим и мы, православные верующие. Кто из этой группы прав: православные ли, мусульмане или иудеи – это уже вопрос второго порядка. Ведь на самом деле, не так много религий настаивает на своей исключительности, как может быть, вы и сами знаете. В мире их всего несколько.
Исходя из Ваших суждений, Вы относите себя именно ко второй группе. Но если исходить из слов Тертуллиана, что всякая душа - христианка, то может ли ваше сердце примириться с тем, что Ваш бог как какая-то аморфная жидкость разлит по всему миру, что он безличностен и его бытие неединично, а представляет собой бесконечную и унылую множественность?
Если Бог есть Любовь, то Он по Своей неизреченной любви к роду человеческому не мог оставлять его в неведении относительно Себя, не открываясь постоянно человечеству через святых людей в откровениях до тех пор, пока в мире не произошла полнота Откровения – пришествие в мир Иисуса Христа.
Что значит: верить по-своему? Это верить самому себе. В Евангелии написано: «Блаженны нищие духом». А люди верующие «по-своему» начинают с того, что себя и только себя считают уверенными и непоколебимыми источниками веры. Или право Евангелие, или правы Вы. Третьего здесь не дано. Верить по-своему - это значит иметь некоторые психические убеждения (отвечаю Вам уже по своим наблюдениям некоторой части реальности), интуиции, ощущения, рефлексировать по их поводу – в лучшем случае. Но вера – это не просто убеждение, вера – это преображенная жизнь и не меньше. Можем ли мы говорить, что «вера по-своему» преображает жизнь людей? Нет.
В конечном счете, человек делает выбор из двух вещей: поклоняться ли Богу или самому себе, делая себя или ближнего идолом, как делают последователи атеизма или «веры по-своему». Православная Церковь свидетельствует на протяжении двух тысяч лет веру во Единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, веру незыблемую и твердую. Если вы действительно хотите решить вопрос для себя об Истине, то ищите ответа, но делайте это со скромностью, без гордости, ибо «гордым Бог противится». Ведь это действительно единственно важный вопрос всей жизни и смерти, от которого зависит вся вечная жизнь (хотя кто-то в этом сомневается, но отнестись к этому равнодушно, не проверить, не усомниться в своем неверии – это духовное самоубийство). Молитесь так: «Господи, если Ты есть Такой, как о Тебе говорит Православная Церковь, помоги мне узнать это и понять, я действительно искренне ищу ответ на это». Господь обязательно ответит на эту Вашу молитву каким-либо несомненным образом. Если Вы последуете этому пути, то Вы обрящете то, чего и весь мир не стоит; если останетесь в прежнем убеждении, то не приобретете ничего, но потеряете все.
Напоследок приведу Вам один пример. Тибетские монахи, к которым «просвещенный» мир сейчас испытывает большое внимание, еще много веков назад говорили, что только против Православного Бога их бог ничего не может сделать, он бессилен. И в 1917 году, когда пало Временное правительство, они были первыми во всем мире, кто послал большевикам телеграмму с поздравлениями о том, что наконец-то они расквитались с ненавистным церковно-царским режимом и положили начало истинной свободе.
Все это есть в исторических документах. Спрашивается, зачем тибетским монахам понадобилось поздравлять советскую атеистическую власть с победой? Тут есть над чем подумать.


наверх

 

Батюшка, в Евангелии написано, что когда приблизится пришествие Сына Человеческого, горе будет беременным и питающим сосцами и нужно молиться, чтобы бегство не было зимой и в субботу. Как это понимать?
Георгий

Стихи из 24 главы Евангелия от Матфея, о которых Вы спрашиваете, относятся к пророчеству о разрушении римлянами Иерусалима. Нужно сказать, что беседа Господа с учениками происходила сразу после того, как Спаситель предрек разрушение Иерусалимского храма в 70 г., что впоследствии и случилось при осаде священного города войсками римского военачальника Тита. Апостолы предполагали, что Иерусалим будет стоять до скончания века, а потому и задали Господу вопрос: «Когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?». Отвечает на этот вопрос Господь, по-видимому, как пишет епископ Аверкий в толковании на это место (Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 2000. –С. 257), не разделяя эти два события, сообразно их воззрению. Епископ Аверкий ниже пишет, что в пророческом созерцании события близкие и отдаленные представляются иногда как бы на одной картине в перспективе, как бы сливаются: разрушение Иерусалима и ужасы, которые будут сопровождать его, являются прообразом тех ужасов, которые будут иметь место при кончине мира перед вторым пришествием Христовым. «Горе же беременным и питающими сосцами в те дни» – бегство из Иерусалима должно было быть таким стремительным, что беременные женщины не смогли бы бежать под тяжестью чрева, а питающие сосцами, по состраданию к детям не смогли бы сами идти, ни нести их, и погибли бы вместе с ними. «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу», - в лице апостолов Господь внушает, чтобы бегство не случилось ни зимой по неудобству зимнего времени, ни в субботу, так как ветхозаветный закон предписывал ничего не делать в субботу, и никто не дерзнул бы бежать в это время.
В подтверждение слов Евангелия можно указать, что в продолжение осады Иерусалима в нем и его окрестностях погибло более миллиона человек. Множество погибло от голода. Как сообщает историк Иосиф Флавий, одна мать убила и съела свое собственно дитя. Громадное количество иудеев было распято на крестах. Многие же иерусалимские христиане, вспомнив все эти предупреждения Господа действительно бежали при приближении римлян в Пеллу и другие заиорданские города, и благодаря этому спаслись.
Можно добавить, что блаженный Феофилакт Болгарский помимо исторического предлагает духовное толкование 20 стиху: «нужно молиться, чтоб не случился выход наш из этой жизни, то есть смерть, «или в субботу», то есть, когда мы не делаем добрых дел, ни «зимой», которая означает бесплодие добра, но – в тишине благих духовных дел и в удалении от молвы житейской.


наверх

 

В какой книге упоминается о том, как Бог создал Ангелов, зачем? Если это есть в Библии, то где именно?
Илья

Учение об Ангелах в Православии носит по большей части апофатический характер, то есть оно имеет своей целью не столько сообщить положительное знание об ангелах, сколько рассеять ложные мнения относительно этого предмета. В Священном Писании о сотворении Ангелов говорится только один раз: "Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их" (Неем. 9,6). Под воинством здесь следует понимать Ангелов. Косвенно об этом говорится в послании ап. Павла к колосянам: "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано". Здесь апостол перечисляет названия ангельских чинов. Это, что касается сотворения Ангелов. Вообще же об ангельском мире Священное Писание говорит немало. Если вас интересуют другие вопросы, касающиеся догматического учения об Ангелах, мы обязательно постараемся ответить на них, тем более что каждый православный христианин должен знать это учение, потому что это та область религиозного знания, где имеет место много ложных, не имеющих ничего общего с церковным учением, мнений.


наверх

 

Ответьте, пожалуйста, почему апостолы не узнавали сразу Господа Иисуса Христа после воскресения, когда Он являлся им? Внешне Он изменился?
Марина

Тело Воскресшего Спасителя действительно стало обладать совершенно новыми свойствами прославленной плоти. Изменяется сам способ существования человеческого естества. Тело перестает подчиняться власти пространства и времени, проявляет удивительные свойства: проходит через плотность материи (Ин.20,19), внезапно исчезает (Лк.24,31), свободно изменяет свою внешность (Мк.16,12; Ин.21,4).


наверх

 

Вы говорили о Католической церкви как об отступниках, и говорили, что Христос сказал "Созижду Церковь мою и врата адовы ее не одолеют", но вы, батюшка, наверно забыли, что Христос сказал "Ты Петр и на тебе созижду церковь мою..." и так далее. Так вот, Петр был епископом Рима, и сейчас Рим есть престол св. Петра, а отсюда и Вселенской Церкви. Разве Москва это третий Рим? Отсюда можно сделать вывод, что Российская Православная Церковь является раскольнической и к тому же неканонической!!!
Артем

Ну почему же сразу - Москва? Если следовать вашей "логике", то в первую очередь "раскольнической и неканонической" является Константинопольская Церковь. Вы, наверное, забыли, что Константинополь именуется до сих пор Новым (вторым) Римом? А раз с Русской Церковью состоят в Евхаристическом общении и Иерусалимская, и Александрийская, и Антиохийская, и Греческая, и Грузинская, и Болгарская, и Сербская, и прочие Поместные Церкви, то, следуя вашим рассуждениям, и их следует признать "раскольническими и неканоническими". А если еще утверждать, что они не имеют никакого отношения к ап. Петру, то тогда уж точно единственной и неповторимой "нераскольнической" является Римская кафедра с ее Петровым преемником - "викарием Христа на земле", папой. Что там Иерусалимская Церковь с Гробом Господним, Фавором и Гефсиманией?..
Приведенные вами, уважаемый Артем, слова Господа, сказанные св. ап. Петру, мы помним. Только понимаем их не так, как желаете интерпретировать их вы. Мы стремимся понимать их в контексте всего Священного Писания и Предания Церкви. Кстати, не странным ли вам кажется то, что, считая себя приверженцем католицизма, вы пользуетесь типично протестантскими приемами, вырывая слова из контекста Нового Завета? Впрочем, ничего здесь странного. Ведь не случайно протестантизм является прямым порождением самой "вселенской" церкви в мире - католической.
Итак, о тексте из Евангелия от Матфея (Мф. 16, 13-19). По римско-католическому толкованию, без Петра нет истинной Церкви. И это действительно верно, но в том смысле, что не состоявшие в общении с ап. Петром находились вне Церкви, но точно так же, как не являлись членами Церкви и те, которые не состояли в общении с ап. Иаковом, ап. Иоанном Богословом и другими апостолами; точно так же, как находятся вне Церкви и теперь те, которые не состоят в общении с законными апостольскими преемниками - православными епископами. Петр постольку является основанием Церкви, поскольку он сам находится в общении с самой Церковью и принадлежит к лику апостолов. Мы ведь не называем Церковь "петровой". Мы называем Ее Единой, Святой, Соборной и АПОСТОЛЬСКОЙ. "Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца" - говорится в Откровении ап. Ионна Богослова (Откр. 21,14). "Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою" - сказал Господь. Так вот под словом "камень" большая часть святых отцов понимает веру, исповеданную ап. Петром:"Ты еси Христос, Сын Бога Живаго". "На этом основании, как на камне, построена Церковь. - говорит блаженный Августин. - Вера Петра есть основание Церкви".
Иногда святые отцы слово "камень" относят к Самому Христу. Тот же блаженный Августин рассуждает: "Он (Христос) не сказал: "Ты еси камень, а ты еси Петр, камень же был Христос... и на этом камне, который ты познал... Я созижду Церковь Мою"
Христос в лице ап. Петра обращается ко всему лику апостольскому, поскольку вопрос "За кого почитают Мя человеки?" был обращен ко всем апостолам. И Петр отвечает от имени всех. Но сила и законность этого ответа зиждется на его союзе со всеми апостолами, со всей Церковью. Среди апостолов Петр действительно занимал первенствующее положение. Но это было первенство чести. Петр не повелевает апостолам. Напротив, апостолы посылают его в Самарию (Деян. 8,14), а Павел даже "лично противостал" Петру (Гал. 2,14).
Так что слова, сказанные Христом ап. Петру, относятся вовсе не к Римской Церкви во главе с папой, а к Соборной и Апостольской Церкви Христовой, Единой во множестве Поместных Церквей, среди которых осуществляет дело спасения людей и Русская Православная Церковь.


наверх

 

Как человеку, рожденному в грехах, попасть на небеса? (Что делать человеку? Мне? Всем?)
Bruce Palmer

Прочитайте Евангелие, постарайтесь уяснить его смысл с помощью творений тех людей, которые уже получили спасение, - святых Православной Церкви, старайтесь всю жизнь свою сверять с Евангелием и поступать так, как велит Господь. И помните еще одну, самую главную истину: БЕЗ ЦЕРКВИ НЕТ СПАСЕНИЯ! В ней вы получите и прощение, и силы противостоять тем грехам и порокам, которые, возможно, иногда кажутся вам совершенно непобедимыми.

наверх

 

Обьясните, пожалуйста, почему Иисус не разрешил одному из учеников похоронить своего умершего отца и сказал "Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, а ты иди за мной", как это понимать?
Олег

"Конечно, Иисус запретил ему не потому, что велел не воздавать почтения родителям, но с целью показать, что ничто не должно для нас быть необходимее небесного, и что с великим тщанием должно стараться о небесных благах и не забывать о них даже на самый крайний срок, хотя бы отвлекали от того самые нужные и неминуемые дела" - говорит свт. Иоанн Златоуст, истолковывая данное место из Евангелия от Матфея (Беседа 27). Но о какой смерти здесь идет речь? И кто же такие мертвые?" Это родные ученика, которые противились его желанию следовать за Христом. Они уже были мертвы духовно, их сердце было закрыто для евангельского благовестия. Они совершили духовное самоубийство и, возможно, могли склонить к такому самоубийству и вышеупомянутого юношу. Господь сохраняет своему ученику подлинную жизнь. И показывает в чем заключается эта жизнь и что является подлинной смертью.

наверх

 

Недавно в одной книжке прочитал, что родители, которые не крестили своих детей, обрекают их в ад, если они умрут. Действительно ли новорождённые (0-5 лет) дети, если умрут некрещёнными идут в ад? Как это сообразуется со словами Спасителя: "ибо их есть Царство Небесное"?
Роман

Действительно было мнение, что некрещеные младенцы неизбежно идут в ад. Так считал блаженный Августин. Но было мнение и противоположное. Его выразителем были свт. Григорий Нисский и некоторые другие святые отцы, считавшие, что души младенцев, умерших без крещения, могут достигнуть полной меры блаженства.
Церковь не разделяет вышеупомянутых крайностей. Общецерковное мнение по этому вопросу можно выразить словами свт. Григория Богослова, который говорит так: "Иные даже не имеют возможности принять дары крещения или по малолетству, или по какому-либо не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати. Последние не будут у Праведного Судии не прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда, ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести.

наверх

 

У меня вопрос о Кресте. Я так понял есть два мнения в РПЦ: католические кресты не принимаются к освящению в нашей Церкви и второе мнение, что любой крест, со Спасителем или без Него, должен быть освящен и почитаться. Но на Голгофе ведь только один Крест признан священным, Крест Спасителя. Мы же не должны поклоняться тому Кресту на котором был распят разбойник, хуливший Господа.
Владимир

Крест является знамением победы Христа над адом и смертью, и именно силою Распятого Христа мы ограждаем себя, когда молимся перед Распятием, носим на себе знамя Христовой победы (с изображеним или без него). Крест из орудия позорной казни стал Живоносным Древом. Но если даже на нательном крестике нет изображения Распятого Господа, этот крест все равно является Крестом Христовым, а не крестом разбойника, так как изготавливается в память нашего Искупления Господом и освящается силою Святого Духа.


наверх

 

Может ли душа умершего человека, не имевшего в земной жизни детей, сохранять желание иметь ребенка? Не мучается ли душа этого человека?
Юрий

Подобного рода вопрос в свое время был задан Господу нашему Иисусу Христу. У Него спросили, чьей женой после своей смерти будет женщина, имевшая при жизни несколько мужей. Христос сказал, что в будущей жизни не женятся и не выходят замуж, но пребывают, как ангелы на небесах. У ангелов же желаний, подобных высказанному вами, не бывает.


наверх

 

Как вы считаете, может ли человек распоряжаться своей жизнью и своей смертью так, как он считает нужным, или он лишь игрушка в Чьих-то руках? И еще, что-такое, по-вашему, истина и где ее искать?
Catrin

Жизнь - это священный дар и человек этот дар должен хранить не только во времени, но и ради грядущей вечности. Разумно ли сравнивать ребенка с игрушкой в руках любящих родителей? Любовь же Божия во много крат превосходит любовь человеческую. Находиться под покровом Божественной Любви - не может быть большего счастья для человека. И ради этого стоит жить, и жить так, как призывает человека любящий Господь. Истина - это Христос. И Эту Истину не обрести нигде, как только в Церкви.


наверх

 

Есть ли какая-либо участь у домашних животных после их смерти? Я имею в виду конкретно тех, кто жил с человеком. Как быть, если чувствуешь вину за несколько невнимательное отношение к животному в последние дни перед тем, как с ним неожиданно произошел несчастный случай. Чувствовал ли он это невнимание в последние мгновения?
Василий

Животные созданы для человека в его земной жизни. Но эта жизнь для человека временна, ее сменяет вечность, для животных же - временна и единственна. Это и есть их участь.


наверх

 

Что значит "будьте, как дети?"
Катя

То есть будьте детьми не по уму, а по сердцу. Спаситель говорит о сердечной простоте и незлобии.

наверх

 

Разъясните, пожалуйста: мы в нашей жизни отмаливаем уже умерших. Мы не знаем, попадут ли их души в рай или ад. Но если душа человека попадает в рай, а после Второго пришествия Христа будет принято окончательное решение насчет наших душ, то могут ли души тех людей, которые сейчас пребывают в раю, потом попасть в ад? Ведь тогда уже никто не сможет их отмолить.
Также, как можем мы узнать, куда попали души наших родственников? Если люди делала добрые дела, но не во имя Христа (были неверующими), есть ли у них шанс попасть в рай?
Катя

После Второго пришествия Христова мертвые воскреснут и соединятся с телами. Тогда и наступит окончательное воздаяние. А пока, по слову свт. Иоанна Златоуста, праведники испытывают частичное блаженство, а грешники - частичное мучение. Естественно, из состояния блаженства в состояние вечных мучений никто не перейдет. Молиться за умерших - долг нашей любви к почившим. Иногда Господь открывает родственникам усопших прощение их грехов, удостоверяя тем самым в дейтсвенности заупокойных молитв. Об участи же умерших знает один Господь, мы же должны поступать по вере и молиться за них.

наверх

 

Rambler's Top100

 
  © ПРАВОСЛАВИЕ.RU