ПРАВОСЛАВИЕ 2000
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
 Rambler's Top100
 
   
ИСТОРИЧЕСКИЕ
Правда ли, что католицизм в России является традиционной религией?

Объясните, пожалуйста, разницу между православной и римско-католической Пасхалиями.

Как обьяснить различия в описании родословной Иисуса Христа в Евангелии от Матфея и Луки?

Почему на Афон не допускаются женщины?

Как Православная Церковь относится к так называемым кумранским спискам?

Кафедральный собор Венгерской епархии МП в Будапеште использует новый календарь, интересно есть ли еще такие преценденты?

Кто такие николаиты? Если возможно, ответьте, пожалуйста, кем они (николаиты) представлены в настоящее время?

Почему Русская Православная Церковь Московского Патриархата до сих не принесла никаких извинений за массовое истребление т.н. еретиков (прежде всего, раскольников)?

Мне непонятна всеобщая истерия вокруг 2000-летия христианства. Неужели Церковь тоже преклоняется перед условными датами?

Григорий Распутин перед Страшным судом

О календаре

Почему Православная Церковь празднует Рождество не вместе с цивилизованным миром, а по своему календарю?

Как Вы относитесь к перезахоронению тела Ленина?

 

Отвечает иеромонах Амвросий (Ермаков)
Последнее время в прессе постоянно нагнетают вопрос о приезде Папы Римского в Россию. Правда ли, что католицизм в России является традиционной религией?
Мария

В своей книге “Rome et Moscou. 1900 - 1950” (“Рим и Москва. 1900 - 1950”) французский католический священник, историк, журналист и дипломат Антуан Венгер пишет, что до революции 1917 года в России было всего лишь 5 католических епархий в собственном смысле слова: Могилевская, Виленская, Тьелщицкая (Саможитийcкая), Луцко-Житомирская, Тираспольская. То есть речь идет о территориях, относящихся к нынешним Украине, Литве, Белоруссии. На территории современной России католицизм фактически не был представлен до 1917 года, за исключением единичных случаев. В столичных городах, Москве и Санкт-Петербурге, существовало лишь два католических прихода, и оба для иностранцев. Один - Нотр-Дам, в Петербурге, где после изгнания иезуитов в 1816 году служили доминиканцы. Другой - костел святого Людовика, в Москве. Они были основаны в 1789 году по специальному распоряжению Екатерины II - “для французов, проживающих в России”.
Именно в силу этих исторических причин католицизм не может считаться традиционной религией в современной России. В преамбуле к Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" католицизм даже не упоминается: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон».


наверх

 

Объясните, пожалуйста, разницу между православной и римско-католической Пасхалиями.
Николай

По сложившейся церковной традиции, согласно правилу I Вселенского Собора 325 года, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с несоразмерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется, дата праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она определяется расчетным путем.
Юлианский календарь, которым пользуется Православная Церковь, основан на солнечно-лунной системе отчета в результате чего год получается длиннее на 11 минут 14 секунд года астрономического. Из-за этого день солнечного равноденствия, который в 325 году был 21 марта, к концу шестнадцатого века сместился на десять дней назад, то есть на одиннадцатое марта.
Недовольная этим смещением и тем, что Пасха может каждый год может иметь "колебания" в дне празднования, Римо-католическая церковь в 1582 году провела реформу и ввела, так называемый григорианский календарь по имени папы Григория XIII, смысл которой сводился к переходу исключительно на солнечную систему отчета. Конкретно реформа выразилась в том, что летоисчисление в 1582 году было механически перенесено на десять дней вперед, то есть днем весеннего равноденствия опять стало 21 марта.
Это стремление к точности оказалось неоправданным в свете евангельских событий, так как в григорианском календаре христианская Пасха иногда приходится вместе с еврейской или даже раньше нее. В частности, с 1851 по 1951 год католическая Пасха случалась прежде еврейской 15 раз. Согласно же канонам Православной Церкви это считается недопустимым: Пасха всегда должна праздноваться после иудейской пасхи, ибо Господь воскрес в первое воскресенье после нее.
На практике католическая Пасха происходит, как правило, на неделю или на две раньше православной, и три раза в 19 лет совпадает с ней. Рекомендуем Вам книгу "Календарный вопрос", выпущенную в изд-ве Сретенского монастыря, где подробно освещается эта проблема.


наверх

 

Как обьяснить различия в описании родословной Иисуса Христа в Евангелии от Матфея и Луки?
Александр

Различия между родословными у ап. Луки и ап. Матфея проистекает из правовых последствий так называемого левирата. Левиратом называется Моисеево установление, в силу которого брат израильтянина, умершего бездетным, обязан был жениться на его вдове, причем дети от этого брака считались детьми покойного, т.е. первого супруга вдовы (Втор. 25,5). Юлий Африкан, живший в конце второго-начале третьего века, хорошо знал записи родословных преданий потомства Давида. Он сообщает, что Илий, отец св. обручника Иосифа, по родословной ап. Луки, и Иаков, отец Иосифа по ап. Матфею, были единоутробными братьями (сыновьями одной матери от разных отцов),оба происходили из рода Давидова: Илий по линии Нафана, Иаков же по линии Соломона. Иаков женился на вдове бездетного Илия и от этого брака родился Иосиф, который, будучи сыном Иакова, считался по закону левирата, сыном Илия. Отсюда и происходит различие евангельских родословных во времени после Давида. Кроме этого стоит отметить, что евангелист Матфей называет не всех предков Иосифа. Апостол преследует другую цель: он хочет показать, что вся история избранного народа, начиная от Авраама, ведет ко Христу, обетованному Спасителю мира. Евангелист же Лука, как говорит св. иоанн Златоуст, "имея ввиду Евангелие от Матфея, хочет доставить нам больше сведений, чем Матфей" (Толк. на св. Матфея Евангелиста, т.1,кн.1,с.37). Если ап.Матфей излагает родословную в нисходящем, то Лука делает это в восходящем, до Адама, порядке.



наверх

 

Почему на Афон не допускаются женщины? А если даже они появляются вблизи полуострова, это часто приводит к трагедиям, например пожарам в монастырях. Чем они так провинились без Богородицей? Быть может, это своеобразный символ того, что женщина первой согрешила? Но не слишком ли это жестоко и несправедливо?
Константин

Зачем что-то выдумывать и строить какие-то псевдобогословские обоснования? Афон - монашеская республика. Все монастыри там мужские. Монастыри (в том числе женские) со строгим уставом никогда не допускали на свою территорию лиц противоположного пола. Это аскетическая практика, а не превосходство пола. Слава Богу, что эта добрая традиция сохраняется на Афоне уже несколько столетий. Это позволяет монахам вести более сосредоточенный образ жизни, легче и с большей пользой совершать подвиги поста и молитвы, а афонскому монашеству - давать миру новых подвижников и молитвенников за мир.


наверх

 

Как Православная Церковь относится к так называемым кумранским спискам? Вроде бы это чуть ли не прото-евангелие и древнее существующего.
Евгений

Сообщаем вам, что в так называемых кумрамских списках евангельских текстов не содержится. Известно, что в эти списки входят Пятикнижие Моисея, некоторые Книги пророков, тексты гностической секты иессеев. Некоторое время назад эти кумранские списки были выкуплены одним итальянским институтом, финансируемым Ватиканом, однако до сих пор не опубликованы в печати и не обнародованы.


наверх

 

Кафедральный собор Венгерской епархии МП в Будапеште использует новый календарь, интересно есть ли еще такие преценденты?
Денис

Действительно, некоторые приходы Русской Православной Церкви, находящиеся за границей, совершают свои богослужения по новому стилю. На это есть благословение священноначалия, в непосредственном подчинениии которого находятся данные приходы.

наверх

 

Кто такие николаиты? Если возможно, ответьте, пожалуйста, кем они (николаиты) представлены в настоящее время?
Игорь

В Апокалипсисе, в посланиях Малоазийским Церквам, обличаются еретики, которые именуются николаитами. Свое название они получили от одного из семи диаконов, упоминаемых в книге Деяний Святых Апостолов (6,5),- Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Увы, и среди апостолов был предатель Иуда, и среди семи диаконов - вышеупомянутый Николай. Николаиты проповедовали компромисс с язычеством и вели полуязыческий образ жизни, "побеждая" чувственность через удовлетворение чувственных страстей. Свидетельства о безнравственной жизни николаитов можно найти у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского.
Познания бессилия злого духовного мира и достижение свободы от зла николаиты пытались достичь с помощью познания "глубин сатанинских" (Откр. 2, 24). Собственно говоря, николаиты - это предшественники гностиков, предпринявших смелую попытку "дополнить" христианство восточными религиозными верованиями и греческой философией. Вот как изображает св. Ириней Лионский противоестественное смешение гностиками языческих и христианских понятий :
"...как если бы кто, взяв царское изображение, прекрасно сделанное умным художником из драгоценных камней, уничтожил бы представленный вид человека, представил бы и привел бы в другой вид эти камни и сделал бы из них образ пса или лисицы, и об этом негодном произведении отзывался бы потом и говорил: вот то самое прекрасное царское изображение, которое произвел умный художник".
В настоящее время есть, к сожалению, деноминации, называющие себя христианскими, но узаконившие в своей жизни то, что никоим образом не согласуется с христианством. Таковыми являются, например, некоторые протестантские конфессии, объявившие нормой жизни противоестественные отношения; гностические идеи находят свое выражение у последователей Рерихов, Блаватской и им подобных.


наверх

 

Почему Русская Православная Церковь Московского Патриархата до сих не принесла никаких извинений за массовое истребление т.н. еретиков (прежде всего, раскольников) в XV-XVIII вв., в то время как Папа Римский принёс официальные извинения за преступления инквизиции и крестовые походы?
Дмитрий Карцев

Церковь не истребляла никого. За государственные методы борьбы с еретиками и неповинующимися светской власти, равно как и за грехи отдельных своих членов, Церковь ответственности не несет.

наверх

 

Rambler's Top100

 
  © ПРАВОСЛАВИЕ.RU