ПРАВОСЛАВИЕ 2000
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
 Rambler's Top100
 
   
НРАВСТВЕННЫЕ
Как относиться к игре в шахматы?

Объясните разницу, с точки зрения Православия, понятий "осуждать кого-либо" и "обсуждать кого-либо".

Как следует относиться православному христианину к игре в карты?

Является ли курение грехом?

Как Вы относитесь к передаче "За стеклом", где три молодых человека и три девушки живут в одной квартире, а их непрестанно снимают на видеокамеру и показывают всему миру?

Правильно ли поступил священник, не приняв исповеди по причине того, что человек живет в браке, но не венчан?

Как соотнести единственную мою профессию - дизайнер рекламы - с православным учением?

Как православному христианину надо воспринимать пятиконечные звездочки, которые часто встречаются в нашей жизни на разных вещах?

Как православная религия относится к занятию физической культурой и спортом?

Как поступить православному христианину, работающему на телевидении, если приходится участвовать в создании передачи о методике омоложения с использованием трупных тканей?

Грех ли уклоняться от службы в армии?

Я не замужем, мой друг тоже. Можно ли нам жить вместе и будет ли это считаться грехом?

Неужели профессия психолога плоха с христианской точки зрения?

Где найти старца, чтобы он исцелил меня?

Считаются ли греховными сексуальные отношения, если люди обручились в церкви?

Считается ли удовольствие грехом?

Как вообще Церковь относится к табакокурению, смертный ли это грех?

Я очень сокрушалась о том, что у меня украли духовные книги, грех ли это?

Как объяснить позицию Сергия Радонежского, который благословил инока Пересвета на ратный подвиг, и почему вражеские орды встречались на Руси мечом и молитвой, а не только последней?

Что делать, если мой отец никогда не прощает людей и долго помнит обиду, даже если укор был нанесен за дело? Неужели Бог его не простит?

Не думаете ли вы, что догмы Православной Церкви только отталкивают народ?

За что семью Николая II можно причислить к святым, за какие "выдающиеся заслуги"?! Почему, например, того же дедушку Ленина нельзя причислить к святым?

Мой друг считает, что в стремлении приблизиться к образу жизни Спасителя истиный христианин должен отказаться от продолжения рода. Прав ли он?

Так получилось, что я "увела" мужа и отца из семьи, хотя я этого не хотела. Сейчас мы живем вместе, но мне не дает покоя мысль о слезах ребенка. Я крещеная и верю в Бога, но в церковь хожу редко. Поможет ли мне Бог?

Как можно искупить грех детоубийства (аборт)?

Можно ли как-то расторгнуть церковный брак?

Как должен относится христианин к традиционным русским пожеланиям: "Ни пуха, ни пера!" с ответом: " К ч...". (Можно ли так говорить?)

Почему священник в нашем городе часто пропускает службы? Многие его видели в нетрезвом состоянии. Разве такой человек может заботиться о наших душах?

Можно ли обращаться к Господу за помощью, когда играешь в азартные игры и когда это единственный способ выйти из трудной жизненной ситуации?

Я полюбила мужчину, состоящего в браке, но некрещеного и невенчанного со своей женой. Нарушаю ли я заповедь Божию "Не пожелай жены или мужа ближнего своего", встречаясь с ним?

По роду деятельности мне приходится управлять людьми. Когда наказываю, то мучают сомненья, а вправе ли я это делать?

Я четыре года хожу в пятидесятническую церковь. Мою жизнь Бог изменил, неужели Православная Церковь, именно в моей ситуации, скажет что я заблудшая овца?

Батюшка, скажите, пожалуйста, правда ли, что в день причастия нельзя работать?

Хотелось бы узнать, какие грехи препятствуют принятию священного сана?

Я устроилась работать сутками в детском доме, но там не готовят постную пищу. Как мне поступать в этом случае?

Я хочу снять с себя некоторые грехи, что мне делать???

Как относиться к чувству, что Бог особо тебя бережет. Не прелесть ли это?

Не противоречит ли китайское учение Фэн-Шуй (об энергетике в доме), да и вся биоэнергетика устоям Православия?

Возбраняется ли гадание: таро, руны и т.п.?

Человек предпочел грех самоубийства греху кощунства, будет ли прощен этот грех?

Наше правительство переносит выходные дни с целью присоединения их к праздничным. Как в этом случае поступать христианину, для которого воскресение является Святым днем, днем молитвы, днем общения с Богом?

Я музыкант и хожу в лютеранский храм играть на органе, но я православный. Можно ли так делать?

Мне сказали, что во время пения Херувимской на Литургии про себя надо читать "Помилуй мя Боже...". Так ли это и можно ли?

Надо ли наказывать ребенка за ещё не совершенный грех?

До крещения я был сатанистом. Нужно ли мне в этом исповедываться?

Можно ли держать собаку в квартире многоэтажного дома, в котром имеются иконы?

Я хожу в церковь, но получаю плохие оценки мне 9 лет. Что мне делать?

В настоящее время у нас в семье нет единения, сын не слушается (ему 15 лет), не почитает родителей. Может ли быть причиной разнокрещение. Можно и нужно ли его покрестить в православной церкви?

Нужно ли исповедоваться в грехах, совершенных до крещения?

Обязательно ли для верующего человека следование различным церковным "формальностям"?

Моя подруга собирается делать пластическую операцию на нос. Хирургическое вмешательство действительно требуется для её здоровья, но одновременно она хочет изменить форму носа. Не грех ли это?

Как православному человеку относиться к страхованию (имущества, гражданской ответственности, жизни)?

Как Церковь относится к использованию женщиной декоративной косметики?

Как Церковь относится к снам? Как можно объяснить так называемые "вещие" сны, и как бороться с кошмарами?

Кого нужно любить больше: Бога или женщину? Почему? А если я все-таки предпочту женщину Богу, Он обидится?

Как Православная Церковь относится к гражданскому браку в случае, когда молодые люди, оба верующие, имеют твердое намерение повенчаться, но не имеют в данный момент возможности? Можно ли им участвовать в литургической жизни Церкви?

О так называемых повседневных грехах...

Нужно ли давать деньги в долг, если уверен что деньги пропьют?


Как нужно подвизаться? Потому что получается, что понесет, понесет, а потом - грех.

что вы посоветуете геям?

Что считать неисповеданным грехом: неисповеданный священнику (но исповеданный в личной молитве) или неисповеданный вообще?

Я верю, что есть Всевышний, но какую веру я должен принять? Почему именно Православие?

Еще раз об употреблении идоложертвенной пищи...

Об отношении к староверам и их обрядах. Если в церкви креститься двумя перстами, то будет ли это большим грехом?

Грех ли продолжать иметь супружеские отношения, имея в себе зачатого ребенка?

Об исповеди и причащении и человеческих качествах священника...

Не противоречит ли служба в сегодняшней российской армии канонам Святой Церкви (если учитывать ситуацию в Чечне и неразбериху в правительстве)?

Рыбалка - грех?

Допустимо ли для православного христианина употреблять в пищу мясо животных, умерщвленных по исламскому обычаю?

Испытания посылаются на грани человеческих сил и, поэтому, очень трудно бывает сориентироваться и не "упасть". Как "увидеть" Божию волю?

Можно ли переводами протестантской литературы зарабатывать деньги?

Почему перед причащением священник говорит, что к причастию не допускаются женщины в брюках?

О канонических препятствиях к принятию священства...

Мой сын увлекся компьютерными играми. Объясните, пожалуйста, почему православному человеку не следует этим заниматься.

Грех ли заниматься аэробикой?

Как пережить Великий Пост, когда рядом молодая, красивая жена?

О гордыне, унынии и гневливости

Об исповеди

О вопросе кровосмешения

"Разве не бывает людей, высокодуховных и нравственных, не исповедующих никакой религии? Разве Вам незнакомы настоящие, в Вашем понимании, люди, жизнь и устремления которых не определяются религией?"

 

Отвечает иеромонах Амвросий (Ермаков)
Ребенок увлекается шахматами. Слышала, что это нехорошая игра. Если это так, то какие аргументы против нее? Что говорить ребенку?
Ирина Новикова

Шахматы развивают логическое мышление у ребенка и не являются "плохой игрой". Пусть увлекается, но в меру, чтобы эта игра не стала смыслом жизни и не переросла в страсть.


наверх

 

Пожалуйста, объясните разницу, с точки зрения Православия, понятий "осуждать кого-либо" и "обсуждать кого-либо". Как определить эту разницу, особенно в разговоре с собеседником?
Женя

Обсуждать можно что-либо, а не кого-либо. И чаще всего, к сожалению, эта разница придумывается ради самооправдания (мол, не в осуждение, а в обсуждение). Это лукавство.


наверх

 

Как следует относиться православному христианину к игре в карты? Например, случается попадать в ситуации, когда в гостях играют для развлечения, должно ли сторониться этого? Речь идет, конечно, не об азартных играх, это безусловно предрассудительно, а о логических. Ведь не осуждаются же игры в шашки, домино и шахматы? Я понимаю, что это потраченное впустую время, но как следует себя все-таки вести в таких гостях?
Андрей

Одна женщина, жившая в XIX веке, пристрастилась к раскладыванию пасьянсов (не на деньги). Когда она посетила преп. Амвросия Оптинского, она не сказала ему об этом. И в ответ на ее просьбу о фотокарточке на память, преподобный ответил: "Что ты, мать, мы в монастыре в карточки не играем!" Чем обличил ее тайное пристрастие, в котором она тут же раскаялась. Лучше и Вам воздержаться от карточных игр в любой форме.


наверх

 

Почему в некоторых Православных Церквах разрешено курить? Является ли курение грехом?
Виктор

Курение - страсть, а значит грех. А вот насчет "разрешено" я не согласен. К сожалению, ко многим вещам человек привыкает и забывает о том, что это - грех.


наверх

 

Как Вы относитесь к передаче "За стеклом", где три молодых человека и три девушки живут в одной квартире, а их непрестанно снимают на видеокамеру и показывают всему миру?
Семен

Я бы не стал говорить о создателях этой передачи (они всего лишь рабски копируют западные постановки) или о ее участниках (это их личная беда, о которой они, возможно, еще не подозревают). Главное, на мой взгляд, - это состояние людей, которые с вожделением поглощают то, что им предлагают.
Подсматривание, подглядывание за личной интимной жизнью другого человека всегда считалось нездоровым явлением, извращением. В науке для этой психической аномалии даже есть термин - "вуайеризм". Теперь же это извращение делают массовым, и зрители похотливо наблюдают за жизнью другого человека: как он ест, как моется, как отправляет естественные потребности и проч.
Люди, подглядывающие за несчастными молодыми людьми через глазок видеокамеры, стоят перед опасностью, что и в их жизнь в один прекрасный день так же бесцеремонно вторгнутся другие. И каждое мгновение их личной жизни будет фиксировать безжалостная техника. Только они об этом, возможно, и знать не будут. Тем интересней будет наблюдать другим...

Так что, нажимая соответствующую кнопку телевизора, чтобы увидеть жизнь "за стеклом", пожалуйста, помните, что Вы приближаете описанное в романе Оруэлла "1984". И сами рискуете оказаться в роли подопытного.


наверх

 

Правильно ли поступил священник, не приняв исповеди по причине того, что человек живет в браке, но не венчан?
Никита

Нет! Такого просто не должно быть! Мы, священники, не имеем никакого права лишить человека возможности покаяться, если видим, что человек искренне готов исповедываться и исправлять свою жизнь. К сожалению, не всегда желание одного из супругов освятить брачный союз церковным венчанием находит согласие у второй половины. И это мы должны понимать. Священный Синод нашей Церкви, а также и Архиерейский Собор 2000 года, рассматривали подобные проблемы и определили, что брак, хотя и гражданский, если он бережется супругами и свидетельствуется осознанной совместной жизнью, верностью, рождением детей и их воспитанием, то такого рода брак никак не может быть назван блудным сожительством - как порой, увы, называют брачный союз "ревностные не по разуму" священнослужители. Поэтому недопущение человека до исповеди в указанной Вами ситуации для священника является тяжким грехом, который вместе с тем усугубляется самочинием и неповиновением церковному священноначалию.


наверх

 

Меня 4 года смущает вопрос: как соотнести единственную мою профессию - дизайнер рекламы - с православным учением, этикетом?
Геннадий

Вопрос, который Вы задаете, очень важен. Действительно, в подавляющем количестве случаев мы видим, что основное действие рекламы направлено на человеческие страсти, на возделывание и культивирование чревоугодия, блуда, гордости, тщеславия, потребительства, то есть стяжательства, привязанности к тленным вещам. Без этого современная конкурентная рыночная экономика лопнула бы, как мыльный пузырь. "Прекрасный повод для гордости!" - провозглашает реклама мобильного телефона. Если прибавить к этому шампунь, который пробуждает "активность страстей", косметику, олицетворяющую "неотразимое искусство обольщения", конфеты, которое сами о себе свидетельствуют: "это искушение", - и перевести все эти слова на язык нисколько не фанатической, а здоровой и нормальной православной аскетики, то получится весьма страшная картина.
Но такие нормы, образцы в рекламном деле, несмотря на их тотальную распространенность, все-таки не исключают другие модели, принципы деятельности. И важно, чтобы в этой сфере были люди верующие, порядочные, нравственные, чтобы они своей деятельностью создавали нишу для другой рекламы. Вот, например, согласно ст. 18 Закона о рекламе, существует социальная реклама, которая направлена на достижение благотворительных целей. Сейчас частым рекламодателем является правительство города Москвы, другие государственные органы, которые размещают информацию, призванную формировать патриотическое отношение к Родине, негативное отношение к вредным привычкам, любовь к своему городу, уважение к правилам дорожного движения и так далее. Эта сфера, где вы бы могли работать и делать добрые дела. А потом ведь и Православная Церковь, православные коммерческие организации тоже нередко выступают рекламодателями.
Кроме того, Вы, будучи профессионалом в рекламном деле, могли бы объединить усилия с какими-то объединениями, единомышленниками в борьбе за совершенствование законодательства, нравов в этой сфере. Например, в ст. 16 ч. 1 упомянутого закона указано, что реклама алкогольной и табачной продукции не может располагаться ближе 100 метров к детским, учебным, медицинским, спортивным, культурным учреждениям. На 100 метров нельзя, а на 100,1 можно, - сколько лукавства в этом.
Геннадий, тяжело трудиться в Вашей профессии, но база для добрых дел есть и довольно большая. Помощи Божией Вам в Вашем деле. Спаси Вас, Господи.


наверх

 

Как православному христианину надо воспринимать пятиконечные звездочки, которые часто встречаются в нашей жизни на разных вещах и предметах - как узор, рисунок или украшение, особенно на детских вещах? Можно ли пользоваться такими вещами?
Марина

Поскольку у людей в связи с этими символами уже сложилась определенная ассоциация, то лучше избегать покупать такие вещи. Но, помня, что "идол в мире ничто", относиться к этому спокойно, без суеверного страха.


наверх

 

Как православная религия относится к занятию физической культурой и спортом?
Андрей

Вполне спокойно, если это не носит характер страсти и спортивные достижения не являются главной целью в жизни.


наверх

 

Недавно столкнулся с ситуацией, которая меня смутила. Я работаю звукорежиссером на телевидении. Приходится участвовать в создании разных передач. В том числе и богомерзких. Например, недавно делали передачу, где рассказывалось о "сенсационном" открытии одного ученого-медика, к тому же оккультиста; он "открыл" способ омолаживания и оздоровления человеческого организма при помощи трупных (!) тканей. Это уже какая-то некромантия. Даже люди неверующие из нашей группы с омерзением смотрели сюжет. Как поступать в подобных случаях православному христианину? Должен ли я был отказаться от участия в создании этой передачи? Где та граница, переходить которую нельзя?
Антон Круглов

Я считаю, что нужно отказываться участвовать в подобного рода мерзостях.


наверх

 

Грех ли уклоняться от службы в армии? Почему?
Алексей

Считаю, что грех. Когда к Иоанну Крестителю пришли воины и спросили, что же им теперь делать, он не сказал им оставить службу, а лишь велел никого не обижать.
Церковь изобилует примерами любви к Отечеству и примерами мужества святых воинов (мч. Иоанн воин, Св. Димитрий Солунский, Св. Димитрий Донской, Св. Александр Невский и многие другие). И этим примерам православный человек должен следовать.
В силу церковного послушания мне приходилось долгое время, да и сейчас, общаться со многими молодыми людьми. И надо сказать, что намного надежнее и ответственнее те ребята, которые прошли службу в армии. К ним изначально до сих пор складывается особое отношение.
Прошло уже более десяти лет, как я сам отслужил в армии. Но вот совсем недавно несколько человек из нашего монастыря, и я в их числе, осуществили вылет в Чечню. На некоторое время снова погрузились мы в армейскую жизнь. Было отрадно видеть, что не ушли еще в небытие понятия "Родина", "патриотизм", "долг". И как обидно было осознавать, что есть и в Москве, и в других городах те, которые скрываются от воинской службы, считают, что должны служить другие, только не они. Как относиться к такого рода людям? Наверное, как к неполноценным.


наверх

 

Я не замужем, мой друг тоже. Можно ли нам жить вместе и будет ли это считаться грехом?
Татьяна

Это блуд. По словам апостола Павла, блудники Царства Небесного не наследуют.


наверх

 

Я бы хотела узнать, почему многие священники считают психологов (психоаналитиков) шарлатанами, сравнивая их с экстрасенсами? Хотя, конечно, есть такие "профи", к которым иначе относиться нельзя. Я знаю, что психологи, претендующие на целительство душ, очень заблуждаются. Например, я своих клиентов часто отправляю в церковь, так как знаю, что только Бог поможет им. Объясните мне, пожалуйста, неужели моя профессия так плоха с христианской точки зрения?
Дарья

Ваша профессия как знание о слабостях человека и о его поведении относительно той или иной ситуации и проч. вполне нормальна с точки зрения христианства, если она не пытается подменить собой церковные Таинства, подменить собой Христа - единственного Врача душ и телес. Сочетание православной веры, т.е. участия в Таинствах Церкви, и научного знания тонкой человеческой психики есть единственное условие нормального врача, который хочет помочь человеческим душам, чтобы не было сказано человеку тщащемуся исцелить людей: "Врачу, исцелися сам".


наверх

 

Я живу в Карелии. Хотела бы в сентябре посетить ближайший монастырь, где принимают паломников и где есть старцы или старец. Моё желание - чтобы при взгляде на меня, старец определил бы - есть ли во мне хоть капля чистоты, хоть капля надежды на спасение... Мне кажется, что я одержима злым духом. Мне страшно, что у меня, может быть, нет надежды и я погибну...
Наталья

Не старец, а вы сами должны увидеть в себе всю нечистоту душевную. Первым признаком начинающегося здравия души является видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской. Покаяние в своих грехах ослабит, а то и вовсе уничтожит в вас врага, гнездящегося в самом сердце вашем. Покайтесь во всей своей жизни. Строго попоститесь, сугубо помолитесь и приступайте к причащению Святых Таин Христовых не раз, и не два, а как можно чаще, всю свою жизнь. Не чудес и прозорливости нужно искать в своей жизни, а Христа. Желаю вам душевного спасения. И в монастырь надо ехать не к человеку, пусть и к старцу, а к Богу, за прощением грехов. Тогда Господь подаст Свою помощь через кого угодно, лишь бы сердце ваше было открыто для принятия Господа.


наверх

 

Считаются ли греховными сексуальные отношения, если люди обручились в церкви (именно обручились, а не повенчались), но пока еще не оформили свой брак в ЗАГСе?
Лорик

Да, обручение (а еще пока не венчание) в Церкви не является благословением Церкви на супружеские отношения.


наверх

 

Уважаемый батюшка, я не могу ответить своим оппонентам, почему удовольствие считается грехом в Православной Церкви и где это написано в Библии почему получать удовольствие от красивого цветка это не грех.
Анна

Ну почему же грех? Через рассматривание видимой красоты человек, напротив, постигает красоту Божественную. Все зависит от меры и цели. Есть и греховные "удовольствия". Их-то и надо избегать. Потому что они раскалывают личность человека, способствуют погибели его души.


наверх

 

Можно ли курить в среду и пятницу? Как вообще Церковь относится к табакокурению, смертный ли это грех?
Андрей

Грех, конечно, не смертный, но это страсть. А всякая страсть нуждается в исцелении. Постные дни даны для того, чтобы упражняться в воздержании. Воздержание от курения в среду и пятницу тоже должно стать для курильщика непременным условием соблюдения постных дней.


наверх

 

У меня украли много православной литературы, в том числе вторую книгу "О вере и спасении", Псалтырь, Молитвослов, Акафистник. Я очень сокрушалась. Грех ли это? Как мне быть? Можно ли молиться о возвращении украденного?
Как правильно обращаться дома со свечами и лампадой? Когда они должны зажигаться?
Римма

Ваши переживания по поводу кражи духовных книг вполне понятны и ни в коем случае не являются греховными. Ведь в духовном смысле исчезновение книг, по которым верующий молился, часто воспринимается им символически. Если мы - воины Христовы, а молитва - наше оружие, то и пропажа молитвослова начинает бессознательно сравниваться с потерей воином своего меча. Действительно, что же это за воин без меча? Но, как нас учат Святые Отцы, все происходящее с нами нужно воспринимать как промыслительное действие воли Божией, без которой и волос с главы не упадет, и всякое событие в жизни нужно обращать к духовному назиданию. Так и здесь. Какую пользу можно для себя найти в исчезновении книг? Например, говорить себе, что это указание Божие на то, чтобы я больше внимания уделяла внутренней внимательной молитве, которую внешним образом уже никто никогда не сможет украсть.
Вы спрашиваете, как правильно обращаться со свечами и лампадами дома? Наблюдайте, как это происходит в храме. Свечи и лампады горят во время богослужения, по окончании которого их тушат. В то же время в церкви бывают неугасимые лампады, которые горят постоянно у особо чтимых икон, мощей. Если вам хочется, чтобы лампада горела по времени больше, чем вы молитесь, то этому нет никаких препятствий. Благочестивым обычаем (если, конечно, материальные возможности позволяют расходовать больше масла) является оставление теплящейся лампады ночью, когда мы спим, и только маленький свет огонька от лампады символически прорывает нашу духовную бездейственность.


наверх

 

В своем послании к римлянам апостол Павел пишет: Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте. Никому не воздавайте злом на зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. И действительно, первые христиане во времена гонений вполне следовали этим указаниям, отвечая на зло молитвой и любовью к ближнему. Тогда как объяснить позицию Сергия Радонежского, который благословил инока Пересвета на ратный подвиг, и почему вражеские орды встречались на Руси мечом и молитвой, а не только последней? Нет ли здесь отступления назад к Ветхому Завету?И вообще какого должно быть отношение православного к насилию?
Димитрий, Антон, Ирина

Если отвечать на ваш вопрос в аспекте защиты отечества, то Православная Церковь благословляет своих чад на оборону отечества и ближних. Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Такое же отношение распространяется и к борьбе с преступностью внутри государства.
Никакого отступления к Ветхому Завету тут нет. Осмысление вопроса о сопротивлении злу силой тесно связано с уяснением евангельских заповедей, которые относятся, прежде всего, к личности, а не группе людей. Царствие Божие вследствие исполнения заповедей может возникнуть здесь на земле только внутри каждого человека, а не в общественной системе, даже, если эта система представляет собой православное государство. Слова апостола Павла о благословении гонителей относятся к римским христианам, которые уже начинали испытывать гонения за веру: и действительно они исполняли эти слова, благословляли гонителей, не воздавали им злом. С другой стороны, из этих христиан многие были римскими воинами, которые добросовестно исполняли свои воинские обязанности, участвовали в сражениях, убивали врагов до тех пор, пока их не заставляли приносить жертвы языческим богам.
Христианство - это не одностороннее понимание пацифизма, о котором так много писал Лев Толстой и другие. Христиане помимо любви к врагам, призваны еще бороться со злом. Поэтому, если совершающееся злодейство невозможно остановить душевно-духовным способом, вправе ли христианин умыть руки, отойти или он может пресечь злодейство физическим сопротивлением, идя сознательно на опасность, страдание, смерть? Когда равноапостольный Кирилл вступил в спор о вере с последователями Магомета, на их вопрос о соотношении заповеди о любви к врагам и защиты от них он ответил следующее: "Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным дела...".
Призывая любить врагов, Господь наш Иисус Христос имел в виду личных врагов самого человека, его собственных ненавистников и гонителей, которым обиженный, естественно, может простить или не простить. Но в составе каждой неправды, каждого насилия, преступления есть еще, как пишет Иван Ильин, "сверхличная сторона, ведущая преступника на суд общества, закона и Бога". И в этом случае человек не вправе прощать нападение на родину, нападения на близких, поругание святынь. Позиция: "Я не осуждаю злодеев и не обвиняю их", - невозможна, потому что никто не давал человеку право быть милостивым судьей (это ведь обратная сторона заповеди "не судите, да не судимы будете"). Позиция безразличия, безволия не имеет ничего общего с христианским прощением и не может быть основана ссылками на Евангелие. Есть "Божии слуги", которые по словам апостола Павла, которые нуждаются в мече и "не напрасно носят его", они - гроза злодеям. И именно в духе этого понимания Отцы Церкви учат: любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божьими. По мысли Ильина в некоторых случаях остается одно универсальное правило: "противиться злу из любви", из любви отдавая все свое, где это нужно; из любви понуждая и пресекая, где нужно; из любви уговаривая и из любви казня, из любви не отдавая ничего своего, если это "твое" есть больше, чем твое, если оно есть в то же время Божие: святыня, церковь, родина или их вещественное воплощение (Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Путь к очевидности. М., 1993. - С. 86).
Именно так понимали свои обязанности многие русские князья, цари, в частности святой Александр Невский, который вел жесткую борьбу с натиском немецких, шведских рыцарей-крестносцов, которые по благословению Римского папы собирались "правильно" крестить Русь: ведь в те времена духовная опасность их продвижения в северо-западные земли осознавалась ясно. С другой стороны, чувствуя, что Русь совершенно не способна противостоять татарам и не готова к этому, князь Александр вел примирительную политику с Ордой, наказывая подчас те княжества, которые своими провоцирующими действиями могли привести к новым карательным походам татар на Русь с еще большим кровопролитием.
Из истории можно привести немало подобных примеров. В том числе и благословение преп. Сергия Дмитрию Донскому на битву с Мамаем.
Поэтому, думать, что если зло попущено, - значит это воля Божия, и делать ничего не нужно, - это было бы большим духовным заблуждением, похожим на мысли о том, что если человек оказался без куска хлеба, значит это тоже воля Божия, и помогать ему не нужно. Необходим духовный разум и деятельная христианская любовь, которая может вооружаться не только молитвой, но и мечом.


наверх

 

Что делать, если мой отец никогда не прощает людей и долго помнит обиду, даже если укор был нанесен за дело? Неужели Бог его не простит? И я знаю заведомо, если и попрошу прощения, в глаза меня простит, а в душе будет помнить, да и не простит он. Подскажите, как быть.
**

В молитве Господней есть такие слова: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим", т. е. наше прощение находится в прямой зависимости от того, насколько мы не формально (на словах), а на деле (сердечно) прощаем тем, кто нас обидел и оскорбил. Но отсутствие сердечного прощения является духовной трагедией того, кто не прощает. Если человек искренне просит прощения и его не прощают, он конечно, может сокрушаться, должен помолиться об окаменевшем сердцем, но не должен падать духом и знать, что со своей стороны он сделал все для примирения и может со спокойной совестью приступать к Святому Причащению.


наверх

 

По убеждениям я атеист, атеистом и останусь. Скажите, (просто ВАШЕ мнение интересно) а не думаете ли вы, что догмы православной церкви только отталкивают народ? Да, я считаю что религия - это постейшая форма власти и политика управления несмыслящей массой народа. А насчет рая и ада на том свете скажу, что оттуда еще никто не возвращался и брать на себя такую ответственность, что рассказывать об этом живым, что будет после смерти - более тяжкий грех, чем просто грешить на земле!!! Очень большую ответственость - распоряжаться мыслями и принципами народа церковь на себя берет, не кажется ли Вам!?
Пока сам лично не увижу "Господа Бога" я не перестану быть атеистом!!!
Михаил

Что ж, лично я вам желаю побыстрее увидеть Бога. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"- сказал Господь в Нагорной проповеди. Так что исполнение пожелания предполагает очищение сердца от страстей. А что касается вашего утверждения, что еще никто не возвращался с "того света", то здесь вы не правы. Если вы потрудитесь поподробнее познакомиться с материалами нашего сайта, то вы найдете и информацию о смысле догматов в жизни христианина, и свидетельства тех людей, которые уже переступали порог между этой жизнью и вечностью.
Если вы сомневаетесь в Божественности и историчности Христа, в правоте или не правоте Церкви, то наверняка вы не сомневаетесь в гениальности Паскаля, Менделеева, Фарадея, Ньютона, Ломоносова и многих других известных миру, науке и истории людей. Наверное вы не сможете утверждать, что они были глупее вас. Однако то, что они были людьми глубокой веры, остается фактом.


Что ж, уважаемый Амвросий, спасибо за Ваш ответ на мое, думаю, не самое приятное письмо из пришедших на ваш сервер.
Я, возможно, непристойно для вас высказывался по поводу своих религиозных убеждений, но я никогда не буду "мудроствовать лукаво", я всегда пишу и говорю все что думаю, открыто.
Я, бесспорно, уважаю Вас, хотя бы за грамотное и, наверное, достаточно убедительное отстаивание вашей точки зрения. Конечно православная религия, какая бы она ни была, это часть истории России, культуры, менталитета общества. Но я хочу задать еще один вопрос: За что семью Николая II можно причислить к святым, за какие "выдающиеся заслуги"?!
Почему, например, того же дедушку Ленина нельзя причислить к Святым? Ведь он принес много добра и пользы многим бедным и несчастным людям, вернул им смысл жизни, коего у них и в помине не было при самодержавии! Или же только за его атеистические убеждения? Несправедливо как-то получается. Царская семья причисляется к святым только за их мученическую смерть, так почему бы, скажем, тогда не причислить к святым всех тех, кто погиб мученической смертью в годы Второй Мировой Войны, а таких было немало?!
Михаил

Я бы не сказал, что ваше предыдущее письмо было "не самое приятное". К сожалению, среди тех, кто пишет нам, не всегда хватает культуры и элементарного воспитания. Свою точку зрения некоторые стараются отстаивать с помощью "простейшего современного средства"- нецензурной брани.
Выслушать же точку зрения другого человека, даже если она не соответствует православному мировоззрению, но преподносится открыто и честно, я всегда готов. И ничего неприятного в этом не вижу.
Теперь о канонизации. Прежде, чем признать святость и благословить общенародное почитание, комиссия тщательно изучает всю жизнь человека, канонизацию которого по Божественному Промыслу выдвигает само время. Что касается канонизации царской семьи, то исследования велись в течение нескольких лет и сомнения не увеличивались, а уменьшались.Для того, чтобы предупредить комиссию от ошибок, оппоненты выдвигали немало сомнительных моментов из жизни царя. К своему стыду и я должен признаться в духовной близорукости. Очень долгое время я был категорически против канонизации царя Николая. По мере работы комиссии сомнения отпадали, а доводов "за" становилось все больше.
Канонизация предполагает выполнение многих условий. Назову некоторые. Благочестивая жизнь. Вера. Свидетельство веры не только жизнью, но и смертью при определенных обстоятельствах. Чудеса. Всенародное почитание.
Что касается последнего, то оно росло с каждым годом. Этому способствовали многие чудеса действительных исцелений, мироточения икон, невероятные случаи в жизни многих людей по молитвам царственных страстотерпцев. В моей жизни, для обличения моего заблуждения относительно святости царя, совершилось несколько таких событий, которые с точки зрения рассудка были просто невозможны. Причем, когда я дерзко ставил в молитве Богу условие, что если царь святой, сделай то и то. При этом подразумевал невероятные вещи и тут же, через несколько часов или дней получал свое, неверил и снова ставил условие. Теперь от моих сомнений не осталось и следа. В земной жизни государя, как и у любого человека святого, были ошибки и грехи. Но не настолько он был порочен и не столько виноват перед обществом, как об этом говорила советская история. Для объективности лучше обращаться не к историографическим материалам, а к подлинным историческим документам и фактам. Их то и рассматривала комиссия. Относительно личных ошибок могу напомнить, что в рай первым был введен покаявшийся разбойник, распятый справа от Христа. Вера царя, его покаяние и христианское отношение к испытаниям и смерти, добрый пример верности супруге и любовь к детям,чудеса и всенародное почитание сделали невозможным неканонизацию царя.
Канонизация - это не причисление к лику святых, это признание подлинности чудес, почитания и святости, а также благословение, данное Церковью всем ее членам, почитать молитвенно данного святого. Прославляет не человек. Прославляет Бог. Так было и с царем.
История России и Русской Церкви скрывает множество неявленных миру святых. Непрославленные у людей, они прославлены у Бога и от того, что им не молятся на земле, они не испытывают никакой ущербности. Это почитание нужно не им самим , а людям, живущим на земле. Среди таких людей немало героев и мы всегда помним их, ежедневно молимся о всех, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших. Прославление не может быть специальным или заказным. Бог в определенное время возводит на свещницу церковную новых святых, новые имена появляются в святцах.
Но никогда не появится там имя богоборца. И никогда не будет чудес от лишенного "своими" же христианского погребения тела Ленина. Нет свидетельсв ни о богоугодной жизни, ни о семейной порядочности, ни о вере. О делах же можно много свидельствовать. Не в пользу умершего в богоотступничестве Владимира.
Нет свидетельств и о мироточении... Впрочем, история сохранила на эту тему слова святого Патриарха Тихона. Однажды Патриарх следовал мимо мавзолея вождя мирового пролетариата. Случилась авария и усыпальница была затоплена канализационным содержимым. "По мощам и елей" - сказал тогда святитель.
Мнимые добродетели Ленина - это тоже отголоски советской идеологии. Мы дор сих пор не можем привести состояние экономики России, ее культуры и науки в то потрясающее соотношение с уровнем их на Западе, которое было при Николае и которое было (боюсь, что навсегда или по крайней мере надолго) разгромлено Лениным. А сколько погибло памятников истории и культуры, сколько исторических и материальных ценностей было вывезено за границу! Россия имела все возможности стать наследницей Византийской империи и навсегда потеряла ее, как и многое другое, благодаря Владимиру Ильичу. Суд над ним будет свершать Господь. Но в этой земной реальности давно ясно, что канонизировать Ленина Церковь никогда не станет, тем более, что он сам отрекся от нее.
Не дай Бог никому такой участи!


наверх

 

Мой друг считает, что в стремлении приблизиться к образу жизни Спасителя истиный христианин должен отказаться от продолжения рода. Т.е. деторождение он относит к одному из самых страшных грехов, аргументируя это тем, что сам Спаситель (чей жизненый путь для нас образец для подражания) был бездетен, и тем, что отказываясь от рождения ребенка, мы, таким образом, не умножаем зло и страдания на земле. Прав ли он?
Наталья

Абсолютно не прав. Одно из апостольских правил говорит о том, что если кто будет презирать брак, да будет ему анафема.


наверх

 

Так получилось, что я "увела" мужа и отца из семьи, хотя я этого не хотела. Его жена была у какой-то "черной" женщины и наложила на меня проклятье. Сейчас мы живем вместе, но мне не дает покоя мысль о слезах ребенка. Я крещеная и верю в Бога, но в церковь хожу редко. Поможет ли мне Бог? Мне страшно и я не знаю что мне делать.
Анна

Каяться в своих ошибках, терпеть скорби и ожидать спасения тогда только, когда начнете жить по заповедям Божиим и будете посещать церковь регулярно. Без Церкви нет спасения!


наверх

 

Как можно искупить грех детоубийства (аборт)? Слышала, что есть особая молитва для женщин, совершивших этот поступок. Как ее узнать?
Елена

Ответ на этот вопрос лично для себя вы можете получить только после исповеди, от того священника, у которого будете исповедываться.


наверх

 

Я вышла замуж, мы с моим мужем обвенчались, у нас не сложилась жизнь, нам пришлось расстаться. У него сейчас другая семья. Как быть дальше? Имею ли я право снова выйти замуж, если являюсь женой живого мужа? Можно ли как-то расторгнуть церковный брак?
Оля

Да, имеете право. Чтобы расторгнуть церковный брак, необходимо письменно обратиться к епископу вашей области. В прошении изложить суть проблемы, а так же представить копию о гражданском расторжении брака.



наверх

 

Как должен относится христианин к традиционным русским пожеланиям: "Ни пуха, ни пера!" с ответом: " К ч...". (Можно ли так говорить?) Последнее время, я стараюсь не употреблять это выражение. Вместо него стараюсь употреблять: "С Богом!" Но мои домашние привыкли, и порой ждут этого пожелания перед важным делом, экзаменом и проч.
Лариса

Это скорее советское, чем "традиционно русское" выражение. В нем ведь нет никакого смысла. Смысл, конечно, можно придумать. Например, данное пожелание можно понять так, что вам желают, чтобы от вас вообще ничего не осталось: ни пуха, ни пера... Христианину неуместно употреблять такие выражения в своем лексиконе. Лучше действительно пожелать помощи Божией, нежели выговаривать какую-то "абракадабру". Ничего, что ваши родные привыкли, - постарайтесь объяснить им, что перед важным делом необходима молитва и доброе пожелание с упоминанием имени Божьего, а не того, кто является и вашим, и ваших родных врагом.


наверх

 

1.Почему нам не разрешили зажигать свечи в церкви до начала службы (9:00 утра)?
2.Почему священник в нашем городе часто пропускает службы? Многие его видели в нетрезвом состоянии. Разве такой человек может заботиться о наших душах?
Юлия

1.Видимо в Церковь ходит немного людей, а в определенные моменты службы необходимо возжигать свечи, вот служители и попросили вас оставить свечи до времени совершения богослужения.

2. Вы видели вашего священника в нетрезвом состояниии, если да, то сколько раз? Обратитесь к житию прп. Виталия Александрийского (5 мая по новому стилю).



наверх

 

Можно ли обращаться к Господу за помощью, когда играешь в азартные игры и когда это единственный способ выйти из трудной жизненной ситуации?
uvhj

Я думаю, что ответ на свой вопрос вы сможете получить после прочтения истории иконы Божией Матери "Нечаянная радость".


наверх

 

Я полюбила мужчину, состоящего в браке, но некрещеного и невенчанного со своей женой. Нарушаю ли я заповедь Божию "Не пожелай жены или мужа ближнего своего", встречаясь с ним?
Ольга

Безусловно, да. Дай вам Бог побыстрее понять это и исправить эту грубейшую ошибку своей жизни.


наверх

 

По роду деятельности мне приходится управлять людьми. Иногда приходится наказывать, иногда поощрять. Когда наказываю, то мучают сомненья, а вправе ли я это делать? Ведь у работника может измениться жизнь...
Елена

Это не только ваше право, но и долг. Поступайте справедливо, чтобы ваши действия были полезны и для дела, и для человека, и не смущайтесь.

наверх

 

Я четыре года хожу в пятидесятническую церковь. Мою жизнь Бог изменил. Раньше я думал, что Он кровожадный тиран, что Он далек от меня и т.п. Но теперь я понял, что Бог меня любит. Я знаю, Он прощает меня. Он открыл и открывает мне глаза на многие вещи. Я научился прощать. Я по-другому смотрю на мир и людей, плюющих мне в лицо. Я не мщу тем, кто постоянно надо мной издевается. В общем, я изменился. На службе я в песнях поклоняюсь Богу, как в псалмах. Слушаю проповедь нашего пастора. Я не нахожусь в храме, я нахожусь в помещении, ведь для Бога нет преград и Он не в рукотворных храмах живет. Я не знаю, во что верят другие течения, но моя церковь опирается на Библию. Отец, Сын и Дух Сятой - это одно. Я не поклоняюсь кому-то еще, от нашего лидера до святых. Да, я не молюсь иконам, но я и без них нормально молюсь. Я верю в живого Бога, который принял меня и очистил для святой жизни. Пусть кто-то говорит, что они ходят в другие церкви, пусть приглашают меня, я не оспариваю их выбор, я сам выхожу к людям и хочу, чтоб они слышали благую весть. Но я знаю, что мой Бог - Иисус Христос. Неужели Православная Церковь, именно в моей ситуации, скажет, что я заблудшая овца?
Роман Ф

Как похожи эти слова на слова фарисея, вместе с мытарем молившимся в храме: "Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю..." Помните, что сказал Христос? "Всякий возвышающий себя, унижен будет".
Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих (а не достоинств), бесчисленных, как песок морской. Состояние мытаря, а не фарисея, является примером жизни православного человека. Вот и подумайте сами, заблудшая вы овца или нет.

наверх

 

Батюшка, скажите, пожалуйста, правда ли, что в день причастия нельзя работать?
Ольга

Разве может единение со Христом стать препятствием труду и доброделанию?

наверх

 

Хотелось бы узнать, какие грехи препятствуют принятию священного сана? Какой человек не может быть священником?
Дима

Препятствием к принятию священного сана является недостаточность твердости в вере. Вероотступники по правилу I Вселенского Собора (правило 10) не могут быть священнослужителями. Тщательному исследованию должны подвергаться кандидаты в священный сан уверовавшие и крестившиеся в экстремальных ситуациях, а также те, кто пришел в Церковь из ереси. Препятствием являются и те грехи, которые в древности необходимо было исповедовать публично. К такого рода грехам относятся: убийство, кража, гробокопательство, святотатство, блуд, прелюбодеяние, содомия. Церковные каноны не допускают в клир второбрачных. От кандидата во священство требуется абсолютная моногамия. Брак с вдовой или разведенной, а также совместная жизнь с женщиной, уличенной в измене, служат абсолютным препятствием к посвящению в церковный сан. Жена ставленника должна быть также православной. Клирики должны иметь "доброе свидетельство от внешних" (1 Т. 3, 7). Поэтому кандидатами в священный сан не могут быть содержатели игорных домов (в настоящее время - баров, казино и т. д.), ростовщики (банкиры), лица других профессий, не сообразных со священническим смирением.

наверх

 

Я устроилась работать сутками в детском доме, но там не готовят постную пищу. Как мне поступать в этом случае?
Татьяна

Кушайте на работе, что возможно, но не злоупотребляя, если нет другого выхода. Дома же соблюдайте пост.
Моя мама всю жизнь проработала в столовой. Но она выходила из такого рода ситуаций следующим образом: готовила дома постную пищу и носила с собой на работу. Причем угощала и тех, кто не постился. Ее сотрудницы удивлялись, какой же оказывается вкусной может быть постная пища. Со временем некоторые тоже начинали соблюдать пост.

наверх

 

Я хочу снять с себя некоторые грехи, что мне делать???
Эльмар

Каяться необходимо не в "некоторых грехах", а во всех совершенных (во всяком случае в тех, которые человек на данный момент видит в себе), причем конкретно их обозначая. Господь дал Церкви власть "вязать и решить" грехи. Но исповедь будет иметь смысл только тогда, когда человек действительно осознает себя погибающим в грехах; когда человек начинает ненавидеть грех, бежать от него, как от чумы; решит изживать в себе греховные наклонности, жить по заповедям Божиим.
Если вы способны сделать этот шаг навстречу Богу, идите в православный храм на исповедь и перед Богом в присутствии священника исповедайте все свои грехи и властью, данной апостольским преемникам, вы получите прощение и разрешение.

наверх

 

Как относиться к чувству, что Бог особо тебя бережет. Не прелесть ли это?
Андрей

Бог любит всех и за эту любовь каждый из нас должен благодарить, не думая о своей особой исключительности, но считая себя недостойным чадом Божиим, недостойным Его внимания и любви. Не берусь судить, кто в прелести, а кто нет. Но думать о том, что Господь особо, не так, как других, вас любит и бережет, не стоит.

наверх

 

Не противоречит ли китайское учение Фэн-Шуй (об энергетике в доме), да и вся биоэнергетика устоям Православия?
Александр

Ничего общего с Православием не имеют.

наверх

 

Возбраняется ли гадание: таро, руны и т.п.?
Александр

Да, возбраняется.

наверх

 

Во время В.О.В при отступлении Красной армии от селения Вырица по приказу советского командования должен был быть уничтожен храм Казанской Божией Матери. Молодой офицер, которому с группой солдат было поручено взорвать храм, предпочел застрелиться и тем самым спас храм от разрушения. Он совершил самоубийство, т.е. грех, который никогда не будет прощен. Но грех этот - во имя веры. Человек предпочел грех самоубийства греху кощунства. Будет ли прощен этот грех? Есть ли в Святоотеческой литературе разъяснения или примеры подобных случаев?
Михаил

Для того, чтобы не совершать грех разрушения храма, вовсе не нужно было лишать себя жизни. Невыполнение такого рода приказа можно было бы осуществить просто отказом, за которым, возможно, последовала бы насильственная смерть, которую действительно можно было расценить как мученическую кончину. Теперь же участь души этого человека знает лишь Господь. Только Он один ведал сердце этого человека.

наверх

 

Наше правительство переносит выходные дни с целью присоединения их к праздничным. Например в этом году выходной день перенесен с воскресения 11 марта на пятницу 9 марта. Как в этом случае поступать христианину, для которого воскресение является Святым днем, днем молитвы, днем общения с Богом? Пропустить в этот день богослужение - грех, а ослушаться своего начальника и не пойти на работу - тоже грех. Как быть?
Анатолий

Сходите на раннюю Литургию и вы успеете на свою работу. Если действительно невозможно успеть на работу после ранней Литургии, помолитесь на Литургии накануне.

наверх

 

Я музыкант и хожу в лютеранский храм играть на органе, но я православный. Можно ли так делать?
Григорий

Православный человек должен ходить молиться в православный храм, а не играть на органе в лютеранской церкви.

наверх

 

Мне сказали, что во время пения Херувимской на Литургии про себя надо читать "Помилуй мя Боже...". Так ли это и можно ли?
Надежда

Правильнее будет внимать тому, что поет хор.

наверх

 

Надо ли наказывать ребенка за ещё не совершенный грех? Мама заключила договор с сыном, за хорошие оценки в четверти он получает деньги, которые копит на велосипед.Недавно стало нам известно, что он в случае получения им тройки её сотрет и напишет другую оценку, дабы получить желаемое.Но сам он в этом не сознается,а поскольку он знает, что на исповеди прощаются всё грехи, то он побежит на исповедь и с него "как с гуся вода", т.к. наказывать не за что - он чист.Как быть в такой ситуации?
Андрей

Вам нужно поговорить со своим ребенком и объяснить ему, что покаяние заключается не в том, чтобы признаться на исповеди в грехе и снова его повторять и исповедовать. Смысл покаяния заключается в изменении своего отношения к греху, в борьбе с ним, в полном его искоренении.

наверх

 

Я недавно крестился. При крещении я отрекался от сатаны. До крещения я был сатанистом. Нужно ли мне в этом исповедываться?
Андрей

Нет, не нужно. В таинстве Крещения Господь простил все Ваши прежде бывшие грехи.

наверх

 

Можно ли держать собаку в квартире многоэтажного дома, в котром имеются иконы?
Александр

Можно, но необходимо сделать все для того, чтобы ваше животное не имело доступа к святым иконам.

наверх

 

Я хожу в церковь, но получаю плохие оценки мне 9 лет. Что мне делать?
Филипп

Дорогой Филипп!
Когда преподобный Сергий был маленьким, он тоже был очень благочестивым ребенком, но никак не мог научиться хорошо читать, плохо учился. Над ним многие смеялись, но он продолжал молиться Богу. Однажды отроку Варфоломею (так звали преподобного до пострига) явился старец, который дал ему просфору и заставил его читать. Святой отрок изумил всех внезапным измененим. С тех пор он прекрасно учился.
Молись, Филипп, преподобному Сергию, прилежно делай уроки, будь внимателен к тому, что говорят учителя. Господь тебе поможет в учебе. Верь только Ему и старайся не обидеть плохими поступками своих родителей и тех, кто находится вокруг тебя.


наверх

 

Я крестилась в православной церкви. Муж некрещеный-армянин, перед ним стоит вопрос - в какой церкви креститься. Сын крещен в армянской церкви. Перед его крещением мне говорили, что принципиальной разницы в веровании и устоях этих церквей нет. Недавно я столкнулась со следующим: в православной церкви заставили вычеркнуть имя сына - Саркис. В настоящее время у нас в семье нет единения, сын не слушается (ему 15 лет), не почитает родителей. Может ли быть причиной разнокрещение? Можно и нужно ли его покрестить в православной церкви?
Наташа

Единство в семье во многом основывается на единстве веры. Христианские отношения в семье во многом зависят от правильности выбора того пути, по которому намерена идти данная семья. Православие дает все возможности осуществлять это единство во Христе. Будет замечательно, если вся ваша семья станет православной.

наверх

 

Я принял крещение в довольно зрелом возрасте, так как по словам матери в детстве меня "крестила" женщина в простом доме (советские времена). Правильно ли мы поступили?
И нужно ли исповедоваться в грехах, совершенных до крещения?
Юрий, Маргарита

Вы поступили правильно, раз не знали, кто и каким образом Вас крестил в детстве.
Грехи, совершенные до крещения, исповедывать не надо.

наверх

 

Обязательно ли для верующего человека следование различным церковным "формальностям"? Почему нельзя веровать во Христа и при этом не посещать церкви?
 

Иначе говоря, возможно ли просто верить во Христа и при этом не принадлежать Церкви? В принципе, возможно. Так, например, делают бесы. "Бесы веруют и трепещут" - говорит Священное Писание. И при этом, конечно, не принадлежат Церкви и не следуют "различным церковным формальностям". Но это бесы. Другое дело - стремящийся к спасению верующий человек, знающий, что спасение возможно только во Христе и "нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4, 12). И кто не пребудет во Христе, тот "извергнется вон, как ветвь, и засохнет" (Ин. 15, 6).
Но кого и как спасает Христос, будучи Сам главой Церкви, которую Священное Писание именует Телом Христовым? Христос - Спаситель тела (Еф. 5, 23). И Он спасает не просто отдельно взятого человека, а того человека, который принадлежит этому Телу, т. е. Христовой Церкви, и в той мере, в какой человек этому Телу принадлежит, "никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим" (Кол. 2, 18-19). О необходимости пребывать в единении со Христом как с главой Церкви говорят все образы Нового Завета: лоза и ветви, пастырь и едино стадо, камень и строящееся на нем здание.
Спасение человека просто невозможно без участия в жизни Церкви, без участия в Таинствах, и в первую очередь, в Таинстве Святого Причащения. "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день", - говорит Господь (Ин. 6, 53-54). Таинства, посредством которых мы призваны соединяться со Христом, естественно, возможны только в Церкви.
На рубеже XIX-XX веков Лев Толстой настойчиво убеждал, что можно верить в Бога и не принадлежать Церкви. Сколько сил и времени он потратил, чтобы доказать это. Но что это дало Толстому? Одиночество, отрицание личности, мятущуюся душу, постоянные колебания (прочитайте его "Исповедь") и странный, трагический конец жизни, поставивший под сомнение все его собственное учение. (В 1910 году он ушел из Ясной Поляны и направился в Оптину Пустынь. Дойдя до ворот скита старца Амвросия, он долго ходил вдоль ограды, но так и не решился войти в скит. Позже со станции Астапово, уже смертельно больной, Толстой отправил телеграмму в Оптину с просьбой к старцу Иосифу прибыть к нему. Когда старец Варсонфий, выехавший вместо Иосифа, добрался до Астапова, окружение Толстого во главе с Чертковым не допустили старца к умирающему. Не допустили к Толстому и его жену - Софию Андреевну). Остановимся и задумаемся над судьбой человека, пожелавшего спастись вне Церкви, восставшего против, как Вы говорите "разных формальностей" и дошедшего до Ее отрицания.
"Без Церкви нет спасения" - так называется один из богословских трудов священномученика Иллариона, архиепископа Верейского. Эту книгу Вы всегда сможете найти у нас в монастыре. Если Вы действительно искренне ищете спасения, а не просто ни к чему не обязывающей веры как признания существования Христа, Вы не останетесь равнодушной и обязательно прочтете этот труд. И тогда поймете, что Христос и Евангелие вне Церкви (например Га-Ноцри М. Булгакова или "Христос" режиссера Мартина Скорцезе в фильме "Последнее искушение Христа", "Евангелие" Толстого или любой протестантской конфессии) - это совсем не Евангелие в Церкви, это совсем не Евангелие Христа-Спасителя.
В какого же Христа Вы хотите верить? В Того, Который Глава основанной Им Церкви или в того, каким его хочет видеть мир и падший человек?

наверх

 

Rambler's Top100

 
  © ПРАВОСЛАВИЕ.RU