Православие.Ru
АРХИВ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

ИОАКИМ (Савелов),
Патриарх Московский и всея Руси
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре.




Родился в 1620 году.

Происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову, и на 35 году жизни (в 1655 году) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря.

В 1657 году назначен патриархом Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского монастыря.

С 1664 года - архимандрит Чудовского монастыря.

22 декабря 1672 года хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита.

26 июля 1674 года, после годового междупатриаршества, избрат Патриархом Московским.

В 1681 году дал грамоту о построении каменной церкви в честь Владимирской Божией Матери в г. Арзамасе, вместо сгоревшей.

В 1685 году посвящал Гедеона, князя Четвертинского, в митрополита Киевского.

Скончался 17 марта 1690 года. Погребен в Московском Успенском соборе.

Самостоятельная деятельность Иоакима проявилась с 1673 года, с назначением его митрополитом Новгородским.

Первые его распоряжения касались внешней обрядности, на которую он вообще обращал большое внимание.

Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, "кому под кем стоять и заседать", установил кем должна собираться церковная дань, ввел представление сведений митрополиту о материальном положении притча и приходов.

В 1673 году посылал из Новгорода архимандрита Макария на увещевание взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря.

Будучи избран на патриарший престол, Иоаким за все свои 16 лет патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства.

Основные его усилия были направлены на борьбу против новых веяний, проникавших в то время в русское общество, против стремлений сблизиться с иноземцами, против иностранного влияния, шедшего главным образом из Польши.

Представителями польско-латинской культуры в Москве были выходцы из южной России, особенно после присоединения Малороссии к Московскому государству. В Москве в тот период образовались две религиозно-политические партии - одна латинствующая, во главе которой стоял ученый монах, настоятель Заиконоспасского монастыря, Сильвестр Медведев, другая - ревнителей православия, возглавляемая патриархом Иоакимом.

Для борьбы с польско-латинским направлением патриарх Иоаким испросил в 1685 году от восточных патриархов двух ученых греков, монахов братьев Лихудов поставил их во главе "греческого" училища, основанного в Москве в 1679 году, и поручил им опровергать сочинения латинствующих. Но этим борьба не закончилась. По инициативе патриарха Иоакима созывался собор, на котором Медведев был приговорен к строгому заключению. В дальнейшем передан гражданским властям, подвержен пыткам и казнен.

С чувством особой суровости и даже враждебности относился патриарх Иоаким к расколу. Строгость и суровость проявлял он и в отношении ко всей пастве.

С особой настойчивостью преследовал Иоаким патриарха Никона, низложенного с патриаршего престола. В 1676 году он перевел последнего в Кириллов монастырь под строжайший надзор.

Следует отметить, что патриарх Иоаким проявлял большую заботу о духовенстве. Он стремился поставить его в юридическую и материальную независимость от светской власти, выделить среди других сословий и доставить ему, по возможности, самостоятельность во внутреннем его управлении.

Оценивая деятельность патриарха Иоакима, можно сказать, что он не является личностью светлой и симпатичной; даже среди современников он выделялся своей нетерпимостью и суровым, подчас жестоким фанатизмом. В тоже время он представляет из себя личность цельную, с твердым и непреклонным характером, с непоколебимой силой воли, с железной энергией и настойчивостью.


Труды:
  • "Увет духовный"
  • "Слово поучительное"
Литература:
  1. Боголюбский М. С., протоиерей, "Московская иерархия. Патриархи". М., 1895, стр. 31-45.
  2. Смирнов, "Иоаким, патриарх Московский". М., 1885.
  3. Шляпкин, "Святитель Димитрий Ростовский и его время".
  4. Толстой М., "Рассказы из Истории Р. Ц.", стр. 558-568, 574-591.
  5. Скворцов Г. А., "Патриарх Адриан, его жизнь и труды".
  6. Сементовский Н., "Киев и его святыни". Изд. 6-е допол. и испр. СПБ и Киев, 1881, стр. 251.
  7. Едлинский М., священник, "Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую", СПБ, 1903, стр. 116-135.
  8. Соловьев С. М., "История России", кн. III, стр. 468, 740-746, 775, 818-900, 905-928; 1046-1095; 1190.
  9. Булгаков, стр. 1405, 1406.
  10. Денисов, стр. 95, 427, 501.
  11. Ратшин, стр. 99.
  12. Строев П., стр. 7, 37, 163.
  13. Н. Д., стр. 12, 19.
  14. "Учреждение Арханг. епархии и ее архипастыри". Архангельск, 1889, стр. 3.
  15. "Приб. к твор. св. отц.", т. 32, (статья И. Мансветова "Как у нас привились книги" и др.).
  16. "Материалы для истории раскола", т. IV.
  17. "Житие", и "Завещание патриарха Иоакима", изд. отдельно Императ. общ-м любителей древн. письм., № 47.
  18. "Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Яросл. и Рост." Ярославль, 1881, стр. 6.
  19. "Летопись Е. А.", стр. 576, 677, 671, 672.
  20. "М. Нкр.", т. I, стр. 508.
  21. "Сборн. любит. духовного чтен.", М., 1888, стр. 311.
  22. " Православный собеседник", 1866, январь, стр. 38 и п/стр.
  23. -"- -"- 1867, ноябрь, стр. 193.
  24. "Исторические свед. о г. Арзамасе", 1911, стр. 42.
  25. "Душеполезное Чтение", 1897, № 34, стр. 401, 402; № 35, стр. 415-418.
  26. "Странник", 1872, февраль, стр. 89.
  27. "Исторический Вестник", 1880, январь, стр. 21.
  28. -"- -"- 1881, март, стр. 548-549; ноябрь, стр. 665-668.
  29. -"- -"- 1885, октябрь, стр. 115.
  30. -"- -"- 1886, т. 25, стр. 589.
  31. -"- -"- 1890, октябрь, стр. 190.
  32. -"- -"- 1895, апрель, стр. 544.
  33. -"- -"- 1896, июль, стр. 82 п/стр.
  34. " Православный собеседник", 1873, июль, стр. 336.
  35. "Русский Архив", 1889, кн. 2-я, стр. 304 ("Казанский митрополит Маркелл").
  36. -"- -"- 1893, кн. 3-я, стр. 15- 17 (Н. Скворцов, священник, "Московский Кремль").
  37. -"- -"- 1895, кн. 1-я, № 4, стр. 530-531.
  38. -"- -"- 1910, кн. 1-я, № 3, стр. 423, 425-427; кн. 3-я, № 9, стр. 8.
  39. "Ж. М. П.", 1944, № 9, стр. 15.
  40. -"- 1945, № 3, стр. 68; № 4, стр. 66; № 7, стр. 50.
  41. -"- 1948, № 3, стр. 6.
  42. БЭЛ, т. VI, стр. 729-735.
  43. БЭС, т. I, стр. 1078-1079.
  44. РБС, т. VIII, стр. 174-177.

Смотри также:

Документы истории:

 


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU