Православие 2000
ВОСЬМЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ
 


23 января в Москве в Государственном Кремлевском дворце открылись Восьмые Рождественские образовательные чтения.

С приветственным словом к участникам Чтений обратились спикер Государственной Думы Г.Селезнев, руководитель администрации президента А.Волошин, мэр Москвы Ю.Лужков.

С докладом “Проблемы духовного школы” выступил министр Образования и науки республики Беларусь Василий Иванович Стражев.  Он рассказал о состоянии и проблемах образования и воспитания в республике Беларусь, о направлении, по которому ведутся поиски путей решения проблем современного образования. С докладом “Православие - судьба России” выступил президент Российской Академии образования Николай Дмитриевич Никандров.

На торжественном заседании в Государственном Кремлевском дворце выступил министр образования В.Филиппов. Министр образования в начале своего доклада отметил, что нынешние Чтения по времени неслучайно совпали со Всероссийским совещанием работников образования,  проходившем в Кремлевском дворце съездов за несколько дней до открытия Чтений, в котором приняли участие делегаты, представлявшие все уровни российского образования  от всех 85 субъектов Российской Федерации. По словам министра, эти 2 события совпали не только по времени, теме и месту, а также и по своему смыслу и духу, что обусловлено неустанным вниманием Православной Церкви  к образованию детей и молодежи.

Министр поделился итогами Всероссийского совещания работников образования. Итогом Совещания стало преодоление в основополагающих принципах противоречий во взглядах на пути преобразования общеобразовательной и профессиональной школы. Участниками Совещания была принята Доктрина образования РФ, определившая основные цели его развития и пути их достижения на ближайщие десятилетия ХХI века. Центральное место в этом стратегическом документе, по словам докладчика, отведено нравственному и гражданскому воспитанию новых поколений, т.е. решению именно тех задач духовного становления личности, на которых Православие неизменно концентрирует внимание человека, семьи и общества.

По словам министра, “общество вновь приняло и поняло необходимость воспитания и обращение к нетленным истинам христианства и Православия”.

Министр образования сделал в своем докладе серьезный вывод, что “Российское государство возвращается в сферу образования”. После периода поисков своего места в изменившемся российском общество оно проявило волю и способность выступать не только в качестве мытаря, сколько в качестве пастыря в соответствии с нашими историческими традициями.

В стране в настоящее время около 670 тысяч детей оставшихся без попечения родителей. По словам Министра, сирот сегодня примерно столько же, сколько было после Великой Отечественной войны.

В августе 1999 года Минобразования совместно с Московской Патриархией был подписан Договор  о сотрудничестве, предполагающий реализацию совместных программ, направленных на подъем духовности в развитии образования в России, противодействующих распространению в среде молодежи пороков наркомании, алкоголизма, табакокурения. Поэтапное введение в процесс образования стандартов по специальности теология и религиоведение, а также организацию совместных мероприятий празднованию 2000-летия христианства и вступления в 3-е тысячелетие.

В заключение министр выразил надежду, что “Русская Православная Церковь усилит взаимодействие с Минобразования через своих представителей в органах местного самоуправления, а также путем непосредственного участия в деятельности попечительских советов, учебных заведений и родительской общественности. Это самый влиятельный инструмент воздействия на духовный климат учебных заведений и их жизниустройства. Самый прямой путь к разуму и совести людей. Но надо идти по этому пути вместе”, - заключил В.Филиппов.

С докладом «Православие и наука на пороге третьего тысячелетия» выступил Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата игумен Иоанн (Экономцев). «Ученые Нового Времени, - отметил игумен Иоанн, - никогда не были атеистами, напротив, они были движимы искренним религиозным рвением. Исследование природы понималось ими прежде всего как стремление постичь Божественный замысел. Бог даровал людям две книги — Библию, в которой изложено слово Творца, и «книгу природы», изучая которую человеческий ум поднимается к пониманию того, что за красотой, гармонией, целесообразностью и согласованностью мироздания обязательно должен быть Тот, Кто его создал…»

«В настоящее время, - подчеркнул игумен Иоанн, - в нашей стране широко распространяется и пропагандируется псевдонаука и различного рода оккультные учения антинаучного содержания. Эту опасность ясно сознают и сами ученые, которые сознательно или инстинктивно тянутся к Православию. Зачастую они исповедуют идентичные или чрезвычайно близкие нам взгляды, но выражают их другим языком. Терминологические расхождения часто вызывают недоразумения. Ученые иногда упускают из виду, что богословие это тоже наука с четко разработанной на протяжении двух тысячелетий терминологией, и произвольная замена там установившегося термина тем или иным синонимом не всегда корректна».

 



© "Православие 2000"