Великий Октябрь в селе Ящера

Село Большая Ящера Село Большая Ящера

Исторический залп Авроры отразился и на судьбе села Ящера, родного села моей бабушки – Тамары Васильевны Бакановой. Причем обстоятельства революции и в Петрограде, и в Ящере были зеркально схожими. И там и там имел место штурм дворца, грабеж, и там и там – много шуму и практическое отсутствие крови.

Но обо всем по порядку.

Обстоятельства революции и в Петрограде, и в Ящере были зеркально схожими

Село Большая Ящера, что под Санкт-Петербургом, между Гатчиной и Лугой, – село старинное. Известно оно, самое позднее, с 1676 г., благодаря шведским картам, однако на них отмечено как деревня Isera. Селом Ящера стала значительно позднее, в 1872-м г., когда по проекту архитектора Г.И. Карпова была выстроена церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Бабушка вспоминала, как из дальних деревень – Сорочкина, Андреевского, Покровки – пешком шли крестьяне на воскресную или праздничную службу. Летом шли по большей части босиком – берегли обувь, которую надевали только перед входом в храм.

Ящера была селом достаточным. Менее трети её жителей были бедняками. Село с течением времени разрасталось. По сведениям Статистического Сборника за 1885 год, «Ящеро – село бывшее владельческое при реке Ящерке, дворов – 40, жителей – 209; церковь православная, часовня, 3 лавки, постоялый двор, трактир».

Сергиевская церковь в Большой Ящере Лужского района Ленинградской области. 2012 год Сергиевская церковь в Большой Ящере Лужского района Ленинградской области. 2012 год

С постоялым двором особая история. Его держал мой прапрадед, бабушкин дед, Иван Васильевич Баканов. Нрава был строгого, большой труженик. Бабушка помнит, что он почти не спал: только задремлет – приезжает постоялец, которого надо накормить, обиходить. Прапрабабушка, Александра Ивановна, была богомольной, доброжелательной и гостеприимной. Втайне от мужа подкармливала богомольцев, приходивших в церковь помолиться в воскресный день – раздавала им пироги собственной выпечки. Когда она умерла, хоронить ее пришло все село – так ее любили.

Что произошло с Иваном Васильевичем после кончины супруги, никто понять не мог. Человек он был трезвый, степенный, рассудительный, знал цену деньгам и людям, но, по некрасовским словам:

Знал копейке вес,
Да какую же проделку
Сочинил с ним бес! –

Как говорится, седина в бороду – бес в ребро. Иван Васильевич Баканов решил жениться… на разорившейся графине. Чем она его прельстила – титулом или еще чем – до конца непонятно, но фактом остается то, что все его сбережения она перевела на себя и наследников Ивана Васильевича оставила ни с чем. Впрочем, деньги эти графине впрок не пошли. Она имела глупость хранить их не в золоте, а в ассигнациях, и когда империя рухнула, они, естественно, обесценились. В результате графиня сошла с ума, оклеила купюрами свою комнату в Гатчине, а оставшиеся стала… есть, приговаривая: «Это булки, булки». Разорение, однако, нашей семье пошло на пользу: у новой власти вопросов к нашим родным не было.

К тому же у прадеда моего, Василия Ивановича Баканова, были известные заслуги перед революционным движением: на чердаке дома в Ящере он прятал «Искру» – ленинскую газету. Впрочем, делал это не столько по убеждениям, сколько по легкомыслию: вся Ящера помнила, какие карнавалы он закатывал, когда к нему приезжал знаменитый дрессировщик Владимир Дуров. Бывало, заберет у него цирковые клоунские костюмы, нарядит мужиков и устроит представление на берегу реки Ящерки. Василий Иванович вообще человек был творческий: работал экскурсоводом в Крыму, показывая праздным посетителям в т.ч. царские дворцы – памятники «тиранического» самодержавия. Вот такой он был «революционер».

В Ящере был царский охотничий дворец, точнее, охотничий царский домик, переоборудованный из почтовой станции, которая стала не нужна, когда провели железную дорогу. Однако все сельчане называли его дворцом. В 1912-м году, когда бабушке было пять лет, в Ящеру приезжал император Николай II. Бабушка помнит, как ее мама, Анисия Дмитриевна, поставила ее у окна и приговаривала: «Смотри, царь едет». Маленькая Тамара видела только сани, покрытые ковром.

Дворец исполнял по большей части роль Дома культуры

Царь заезжал в Ящеру редко, в основном зимой. В месяцы, свободные от царских посещений, дом был, как правило, открыт для сельчан. Во флигеле работала церковно-приходская школа, на праздники устраивались концерты. В общем, т.н. дворец исполнял по большей части роль Народного дома – как говорили впоследствии, Дома культуры. И тем не менее в октябрьские дни 1917 года штурмовали именно его.

В революционных событиях в селе Ящера наиболее активное участие приняла даже не беднота, а голытьба. Люди поумнее да подостаточнее предпочитали держаться от всего этого в стороне. Руководил ящерской революцией некий Яшка Шилов, прославившийся в свое время тем, что в церковно-приходской школе сидел по три года в одном классе. Мужичонка он был никчемный, гулящий, ледащий, вечно пьяненький. Жена от него стоном стонала. Но в октябрьские дни 1917 г., перевернувшие мир, он почувствовал себя на коне. Раздобыл где-то револьвер и бегал с ним по Ящере, стреляя в воздух и крича: «Убью! Убью!» К счастью, он никого не убил: все защитники старого строя бесследно растворились.

А еще Яшка кричал: «Да здравствует Ленин! Да здравствует революция!» Мужики его и спрашивают: «Яша, кто такой Ленин, мы понимаем. А вот скажи нам, кто такая Революция?» А он в ответ: «А это баба евойная!» Честно говоря, Яшка сам плохо понимал, кто такая революция. Но лица терять перед мужиками не хотел. Как говорится, история повторяется. В 1825-м г., когда декабристы звали солдат на бунт во имя Константина Павловича и конституции, и те спрашивали господ офицеров, кто такая эта Конституция, то господа важно отвечали: «Конституция – жена Константина». Но Яшка, разумеется, об этом и не подозревал...

А еще Яшка бросил в народ лозунг: «Мир хижинам – война дворцам». И под этим лозунгом ящерские пролетарии ринулись грабить дворец, то есть царский охотничий домик. Защищать его было некому: сторож тихо исчез. И мужички стали грабить, грабить и грабить, выносить из домика все. Все по Некрасову: «Вынес достаточно русский народ».

Доходило до курьезов. Двое мужиков, не поспевших к разделу добычи, вцепились в бархатную штору, и каждый стал тянуть ее к себе. А поскольку она была достаточно старой, то треснула пополам – и каждому досталось по куску ветхой тряпки.

А Яшка устремился к главной добыче – царскому трону. Выволок его из дворца и потащил к себе в избу. Но вот незадача: трон не пролез в дверь – слишком узка она оказалась. Попытался просунуть в окно – так и в него он не вошел. Плюнул Яшка и затащил трон в сарай. Так он там и сгнил.

Читатель может сказать: «Что же вы, уважаемый автор, делаете из революции фарс?» К сожалению, часто она и оборачивается фарсом. Вспоминаю 21 августа 1991 года: на балконе Мариинского дворца один оратор кидал слова в народ о том, что враг еще силен, надо сохранять бдительность. А внизу кривлялся клоун в цирковом наряде и дудел в трубу на всю Исаакиевскую.

Чем же обернулась революция для села Ящера? Последствия ее были неоднозначными. С одной стороны, безземельные получили землю, благосостояние и численность сельчан заметно выросли: в 1939-м году в селе проживало 339 человек. Многие получили хорошее образование, некоторые – высшее, и выбились в люди. С другой стороны, в начале 1930-х годов храм был закрыт, последний священник, отец Александр Травин, скрывался у прихожан, потом был арестован и погиб в 1937-м году. В коллективизацию из села были высланы лучшие работники. Особенно запомнилась Тамаре Васильевне Бакановой высылка одной семьи – мужа и жены, которые вдвоем содержали 30 коров. Батраков не привлекали, за коровами ухаживали сами, и тем не менее были высланы как «нетрудовой элемент». Они чуть не на коленях умоляли оставить их в колхозе ухаживать за своими коровами, но коллективизаторы были неумолимы. А буренки их почти все перемерли от бескормицы и дурного обращения.

А церковь всё разрушалась и в настоящее время представляет собой печальное зрелище

В 1941-м году Ящера была захвачена немцами. В бывшем царском дворце разместилась немецкая комендатура, во флигеле находилось гестапо, и там, где в свое время учили крестьянских детишек, немцы пытали и убивали наших сограждан. В 1944-м году, во время отступления, немцы подожгли дворец. До наших дней сохранился только один из флигелей. Уходя, немцы погнали с собой всех жителей Ящеры. Отказывавшихся или больных пристреливали, а все село сожгли. Потом в Латвии пленников раздали в батраки латышам. После войны численность населения Ящеры не достигла и четверти от довоенной – 73 человека в 1959-м году.

А церковь всё разрушалась и в настоящее время представляет собой печальное зрелище: купол и колокольня сломаны, своды обрушились. И сейчас восстанавливать ее не спешат: требуются огромные средства. На «Матильду», на отупляющие шоу средства находятся, а на самое главное – на возрождение народных святынь, на исцеление ран нашего прошлого – их не хватает...

В воспоминаниях Тамары Васильевны Бакановой и судьбе села Ящера, как в капле воды, отразился ХХ век – смутный, кровавый и неотделимый от истории России. Истории, которую нам Бог дал.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Блуд, аборты, слом традиций Блуд, аборты, слом традиций
О кризисе народной религиозности накануне революции 1917 года
Блуд, аборты, слом традиций Блуд, аборты, слом традиций
Историк Елена Белякова о кризисе народной религиозности накануне революции 1917 года
Жить в городе так, как жил в родной деревне, человек уже не может. Он перестает ходить в церковь, соблюдать посты… И вступать в брак новоявленный горожанин тоже не хочет. А война этот кризис традиционной жизни еще больше обострила, озлобила людей.
Октябрьские дни столетней давности Октябрьские дни столетней давности
Протоиерей Владислав Цыпин
Октябрьские дни столетней давности Октябрьские дни столетней давности
Протоиерей Владислав Цыпин
Ни один из этапов переворота не тянет по глубине последствий на то, чтобы называться революцией. Революция в России началась в феврале и марте 1917 г. Не было двух революций, была одна, адекватно названная в наше время Великой.
Как будто в буре есть покой Как будто в буре есть покой
Прот. Андрей Ткачев
Как будто в буре есть покой Как будто в буре есть покой
Протоиерей Андрей Ткачев
Чем более стремишься узнать историю не в схемах и датах, а в живых лицах и судьбах, тем более поражаешься дальности разброса, на который в разные стороны от эпицентра взрыва раскидала людей идейная смута эпохи перемен.
Комментарии
Василий Петрович20 ноября 2017, 01:08
Протодиакону Василию. Приведенные Вами воспоминания батюшки Иоанна лишь подтверждают слова старца Илия. Из них следует что стукачества в СССР было в избытке: "Пришлось сменить семь приходов. Находились люди, которые писали донесения властям предержащим." А то, что мир не без добрых людей, так с тем никто и не спорит. И уж точно с этим не спорит наш добрый и ласковый батюшка Илий, дай Бог ему здоровья!
Олег Викторович К.20 ноября 2017, 00:36
Владимир18 ноября 2017, 23:21 "О чем ВЫ? История - точная наука." Владимир, видно что Вы очень далеки от истории, как науки. История далеко НЕ точная наука. Я бы сказа самая неточная из всех)). Ну может быть только философия ещё более расплывчатая...
Протодиакон Владимир19 ноября 2017, 00:42
Василию Павловичу. Ну что же. Помимо взгляда о.Илия есть и более светлые и оптимистические воззрения на советское время и советских людей. Весьма уважаемого старца о. Иоанна Миронова,например.
Батюшка, вы уже 61 год предстоите Престолу Божию. Скажите, как складывался ваш священнический путь?

– Был он нелегким. Впрочем, ты и сам знаешь, какое то было время. Пришлось сменить семь приходов. Находились люди, которые писали донесения властям предержащим. Но, однако, всегда рядом были добрые и доброжелательные люди. И было их всегда больше, чем недобрых.
Владимир18 ноября 2017, 23:21
Василию Петровичу.
О чем ВЫ? История - точная наука. И даже святые люди не изымаются из-под ее законов. И не будете же Вы защищать воззрения святителя Василия Великого относительно Земли как центра вселенной, или о самозарождении организмов. А о.Илий -еще не Василий Великий.Каждому человеку по отдельности свойственно ошибаться. Непогрешим лишь сам Господь. И Его глас - соборный голос Церкви
Василий Петрович18 ноября 2017, 16:15
Алла18 ноября 2017, 01:32 "Науки постигаются не "духовно", а методологическими принципами." Алла, ну какая у Вас может быть "методология")) Вы не жили в то время. Вы можете только верить "экспертам", которые вам сообщают "правильные исторические данные. Проверить вы их не можете. Вы можете только верить (или не верить) тем или иным сведениям которые вам предоставят. Всё. Т.о.это такой же вопрос веры. А уж кому верить выбирает сам человек, в соответствии со своими мировозренческими установками. Кто-то выбирает слепую веру "прогрессивным историкам", а кто-то больше доверяет людям святой жизни.
Алла18 ноября 2017, 01:32
Василий Петрович, старец это ещё не святой, чтобы быть непререкаемым авторитетом. Это во-первых. А во-вторых, даже святые люди могут быть для нас авторитетами только в духовных вопросах, но никак не в изучении истории и других наук. Науки постигаются не "духовно", а методологическими принципами.
Василий Петрович17 ноября 2017, 21:47
Владимир17 ноября 2017, 11:16 "Зачем Вы хороните дорогого старца Илия?" Что за ерунду Вы пишите, Владимир, кто хоронит отца Илия??? Очень не честный прием Вы избрали, лукавый и не красивый. Вы, видимо, хотите опровергнуть слова старца, но побаиваетесь сделать это открыто, вот и выбираете такие обходные маневры. Очень не красиво. Слова старца для православных имеют очень большое значение и уж точно куда большее, чем взятые с потолка циферки приводимые лукавым коммунистом Яковлевым, на которого Вы ссылаетесь.
Владимир17 ноября 2017, 11:16
Василию Петровичу. Блаженный старец Илий. Отцы Церкви говорят: "Прежде смерти никого не ублажай". Зачем Вы хороните дорогого старца Илия? Он замечательный человек, но не соборный голос Церкви. Его духовное чадо, Святейший Патриарх Кирилл, по-иному осмысляет советский период, видя в нем ряд положительных черт. Прочитайте хотя бы его РОждественское послание 2017 г. А по поводу цифр. О.Илий - не историк и не официальное лицо. Официальная цифра комиссии А.Яковлева - 4500000 ПОСТРАДАВШИХ, а не убитых.А.Яковлев - один из архитекторов перестройки, никак не сталинист. 70 млн. - ошибочная цифра И.Курганова, опровергнутая серьезными историками.
Василий Петрович14 ноября 2017, 18:19
И вот ещё что говорит блаженный старец Илий, прямо на нашу тему: "В то же время сейчас можно услышать, что, мол, в советское время жизнь была лучше. - Далеко не ходя, расскажу о собственной жизни. Мне 84 с лишним года уже. Одно чувство с первых дней моего сознания помню - голод, голод, голод. Отец, который успел пожить до революции, говорил, что так плохо, как при коммунистах, не было никогда прежде."
Василий Петрович14 ноября 2017, 18:16
А давайте лучше послушаем нашего мудрого старца Илию: "К сожалению, к глубокому сожалению, ничего полезного нам революция не дала. Ничего не дала. Прежде всего территориально: сколько Россия потеряла через эти события и сколько людей - 70 млн человек - утратила, пойдя по этому пути и получив Гражданскую войну, голод, репрессии."
Ольга Н.14 ноября 2017, 12:58
Евгения, настоящего братства из-под палки не бывает, бывает лицемерие, и то до поры до времени.
Евгения14 ноября 2017, 10:39
Петру и Ольге Н. Даже странно читать. В семье у умного строгого отца братья не дерутся. Там нет обид и мщения, как бывает после драки. / Некоторые считают сильную власть признаком слабости: мол, кишка тока с людЯми по-доброму сладить, вот и зажимают в кулак, зажать в кулак легче! Да, легче. Но пока не доросли до ума, к миру надо понуждать.
Петр13 ноября 2017, 22:21
Евгения13 ноября 2017, 17:28 "Так ведь это при СМЕНЕ власти! А при сильной власти что-то не было ничего подобного." А чего стоит такое "братство", которое только из под палки, при "сильной власти"!? А как только палку убрали, братья друг другу в глотку вцепились. Иоанна абсолютно права, СССР это библейский колосс на глиняных ногах. Помните книгу пророка Даниила?
Ольга Н.13 ноября 2017, 19:34
Евгения, а куда испарилась братская любовь при смене власти? Почему она сразу исчезла между ПРОСТЫМИ людьми как только верхушка заговорила о разделении? Вы пишите, что при сильной власти такого не было, то есть пока есть кулак все друг друга братски любили и поддерживали, потому что иначе нельзя было?
Иоанна_13 ноября 2017, 18:26
Алла, бабушка-член партии для вас единственный и неоспоримый источник информации? И то, что я сама помню, по-вашему, меркнет перед рассказами ваших родственников? Есть масса других не менее достоверных источников о положении Православной Церкви в Советском Союзе. Сложно отрицать и переворачивать с ног на голову то, что творилось каких-то 30-40 лет назад.
13 ноября 2017, 17:50
Ольге Н. Если аскетом называют мирянина, то, конечно, в переносном смысле, как, например, указано в Толковом словаре Ушакова Д.Н.: аскет – человек в высшей степени воздержанный.
Евгения13 ноября 2017, 17:28
Ольге Н. Так ведь это при СМЕНЕ власти! А при сильной власти что-то не было ничего подобного. Вы, может быть, даже считаете сильную власть признаком слабости? / Парад суверенитетов организовали национальные ЭЛИТЫ. Ну и пошло-поехало!
Ольга Н.13 ноября 2017, 15:13
Автору.В дореволюционной России было много негатива, много того, что никак нельзя назвать христианским.НО. Лечить эти проблемы нужно было через исправление, покаяние и возвращение к жизни по Евангелию, а НЕ путем убийства Царя Николая и его семьи,не путем совершения тяжких грехов, которые массово творили большевики под лозунгами о новой справедливой жизни.Про аскетичность насмешили.В СССР аскетичность у простых людей была вынужденная, потому как ничего не было. Однако если что-то вдруг "выбрасывали" на прилавки,то тут же собирались огромные очереди"аскетов".Про "братскую любовь" спросите у русских из братских республик, как к ним относились, при смене власти.
Алла13 ноября 2017, 14:59
Иоанна, какие паспорта, вы вообще о чем? В семье моей матери четверо детей, бабушка, член партии, всех их крестила. У отца в семье трое детей, дед - воинствующий безбожник, но бабушка крестила детей в тайне от него.
Иоанна_13 ноября 2017, 14:21
Отцу Владимиру: ещё одно подтверждение старой присказки, что Москва и Питер - это не Россия (в смысле несопоставимости условий жизни в провинции и в обеих столицах). Только так можно объяснить ваше фантастическое (по смоленским меркам) сообщение.
Протодиакон Владимир13 ноября 2017, 13:10
Иоанне. Нас в семье было четверо. Крестили всех четверых (1961, 1963, 1965, 1970). Ни в одном случае паспорта не спрашивали.
Евгения13 ноября 2017, 12:56
Иоанна_, при исследовании чего-либо надо придерживаться одной системы единиц: или дети Арбата были наиболее репрессируемыми, или самыми неприкосновенными. / А большинство простых советских людей не были ни теми, ни другими.
Алексей13 ноября 2017, 12:15
Мельгунов "боролся против советской власти, не гнушаясь подпольной и террористической деятельностью." Это, конечно, плохо... Особенно учитывая, что вот советская-то власть, как мы знаем, всегда именно такой деятельностью гнушалась. А о Солоневиче - "писали", "не знаю, надо проверять", "наводят на размышления" - вообщем не то он украл, не то у него украли. Но главное не в этом. В одном абзаце автор умудрился обвинить Мельгунова в подрывной деятельности против соввласти, а Солоневича - наоборот: в сотрудничестве с соввластью и в подрывной деятельности уже против белой эмиграции.
Иоанна_13 ноября 2017, 10:54
Уважаемая Евгения! Ещё раз прошу вас: не надо отождествлять жизнь проживавших в пределах Садового Кольца с жизнью БОЛЬШИНСТВА простых советских людей. Я пишу из своего личного опыта и опыта своих родителей.
Евгения13 ноября 2017, 10:22
Иоанна_: "Боялись не столько работники "ящиков", сколько учителя, преподаватели". / Да не было даже речи ни о каком страхе! Крестный моего сына в то время был журналистом, впоследствии - обозреватель. Сейчас имеет кабинет в Доме правительства на Красн. набережн.
Протодиакон Владимир13 ноября 2017, 09:04
Ольге Н. и Иоанне. А для того, чтобы понять, почему в Российской империи произошла революция, почитайте вот это. http://www.pravoslavie.ru/107956.html Кстати, насчет колбасы. Колбасным обществом скорее можно назвать современное - более 15 видов колбасы, правда суррогатной. В СССР было всего 3 вида,правда настоящей. Такого потребительского зажора, как сейчас - не знали. Жили достаточно аскетично,ну и хорошо. Тоскуют сейчас не по колбасе, а об утраченной человечности, утраченном братстве.
Василий Петрович13 ноября 2017, 01:12
А я прекрасно помню как у нас, на Пасху у храма дежурили дружинники и комсомольские активисты, не пускали туда молодежь, а иногда отлавливали и записывали место учебы. Потом были неприятности. И это в Москве и уже начало 80-х!
Протодиакон Владимир13 ноября 2017, 00:25
Александру. А ведь оба автора, вами рекомендуемые - не так просты, какими кажутся мне иные наши соотечественники. Мельгунов - вначале кадет, затем социалист. Боролся против советской власти, не гнушаясь подпольной и террористической деятельностью. Мой коллега И.С.Ратьковский обнаружил, что жертвы красного террора Мельгунов умножает на четыре. (хотя бы в случае 1918 года). Так что объективным историком его назвать, мягко говоря, трудно А о Солоневиче в эмиграции писали, что его специально заслали чекисты из СССР, чтобы развалить белую эмиграцию чрез его "штабс-капитанское движение". Не знаю, это надо проверять. Но его контакты с высшим советским начальством наводят на размышления.
Кирилл12 ноября 2017, 23:05
Потрясения 20-го века сильно (положительно) повлияли на нравы русского народа. Кульминацией их стала Великая Отечественная война. Наверное, никогда в истории России не было такого простого доброго времени, как послевоенные десятилетия. Парадоксально, но в безбожные времена появилось основание для нынешнего возрождения Церкви в России, т.к. Бог не в обрядах и куполах, а в нравах и отношениях людей друг ко другу. Нынешнее уверенное возрождение Церкви в России основано на новых понятиях, выстраданных в огне 20-го века.
Иоанна_12 ноября 2017, 22:10
О месте работы не спрашивали, а "просто" требовали паспорта родителей, место работы потом уже выясняли сами. Боялись не столько работники "ящиков", сколько учителя, преподаватели. Я по этой причине осталась некрещёной (1970-е гг.). Крестилась сама в 90-х.
Иоанна_12 ноября 2017, 19:47
Евгения, давайте уже не будем судить о жизни в СССР по Москве и Питеру, ладно? Начнём с того, что далеко не в каждом городе, даже областном, был храм. Для разнообразия ваших представлений о религиозной свободе того времени предлагаю книжку Т.Щипковой "Женский портрет в тюремном интерьере": о церковной жизни в городе-герое Смоленске и её последствиях для особо активных православных. И не говорите, что Библию вы свободно купили, пусть даже издания Ленинградской типографии. Плюс конец 80-х - это уже совсем ДРУГОЕ время...
Евгения12 ноября 2017, 19:04
PS Иоанне_. Старшего крестили еще при СССР в храме в центре Москвы. И никто в храме у нас не спрашивал о месте работы. Я, к примеру, работала на "почтовом ящике", хотя современная молодежь вряд ли знает, что это такое "почтовый ящик".
Евгения12 ноября 2017, 18:55
Иоанне_ (11.11.2017, 14:48). С конца 80-х и до сих пор я читаю Библию - издание Московской Патриархии 1983 года, являющееся стереотипным изданием с Библии 1968 года, и отпечатанное в Ленинградской типографии №2 - головном предприятии ордена Трудового Красного Знамени Ленинградского объединения "Техническая книга".
Александр С.12 ноября 2017, 15:01
Полностью поддерживаю Ольгу Н. Предлагаю прочесть всего две книги: 1) Мельгунов С. П. Красный террор в России. 1918 – 1923. – М.: Айрис – Пресс. 2) 2008.Солоневич И. Л. Россия в концлагере. – Минск: Современная школа, 2010. Гарантирую - все иллюзии относительно "забавных" большевиков развеются моментально. Главное - чтобы при чтении не стошнило...
Иоанна_12 ноября 2017, 10:23
"Чёрного кобеля не отмоешь добела" - это ФРАЗЕОЛОГИЗМ, так что приписывать Ольге Н. то, чего она НЕ писала - некрасиво. Ольга всё сказала правильно, по существу.
Алла11 ноября 2017, 17:08
Никодим, не передергивайте. Речь не об ощущении величия лично своего, а своего народа и государства.
Иоанна_11 ноября 2017, 14:48
"Не хлебом единым жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божьих." Про ощущение себя великим народом великой страны ничего не сказано в Евангелии от Матфея (4;4), Читательница! Так как раз Слово Божие и было ПОД ЗАПРЕТОМ в Советском Союзе! Жаль, что вам, как и другим апологетам советского строя, это обстоятельство кажется малозначимым.
Анатолий11 ноября 2017, 13:01
Помню в 90-е было такое диковинное явление как "православные коммунисты". Известность получила фраза, сказанная не то Зюгановым, не то Ампиловым: "я православный, но в Бога не верю". Я думал что это явление кануло в лету. Ан нет, похоже переживает второе рождение. Ой, не к добру это...
Никодим11 ноября 2017, 12:45
Читательница (Подмосковье)10 ноября 2017, 13:50 " об ощущении себя великим народом". Ощущение себя великими? А разве это по христиански? Разве нам заповедано искать своего величия в земной жизни? Не согласие ли это с искушением Сатаны: поклонись мне, и дам тебе "власть над всеми сими царствами и славу их" (Лук.4:6).
Читательница (Подмосковье)11 ноября 2017, 10:22
Я не случайно заключила эти слова в кавычки. Если бы не сплоченность всех народов, вряд ли бы мы одержали Победу и подняли бы страну из разрухи. А «реальный выбор по своему национальному усмотрению» за простых людей был сделан другими. Нас с вами не спросили, хотим ли мы подписания «Беловежского соглашения», а лишь поставили перед фактом.
Читательница (Подмосковье)11 ноября 2017, 10:20
Иоанна_10 ноября 2017, 21:23; «Но вот насчёт "ощущения себя великим народом великой страны" - это серьёзно, только ведь ощущения к делу не подошьёшь и на хлеб не намажешь...» Я думала, что все читатели православного сайта знают, что «не хлебом единым…» Что касается братства народов в СССР, - так ведь считают все, кто понимает, КАКУЮ страну мы потеряли в 90-е. Можете найти эти слова здесь (ответ на вопрос о мигрантах):
http://http--www.pravoslavie.ru/53731.html.
Иоанна_10 ноября 2017, 21:23
Дорогие москвичи и питерцы, это у вас была дешёвая и дорогая колбаса, а русская провинция за продуктами ездила в столицу, да. Насколько настоящим, а не придуманным было братство, мы все увидели, как только можно стало сделать реальный выбор по своему национальному усмотрению, а ещё когда русских пинками погнали изо всех "братских" республик. Но вот насчёт "ощущения себя великим народом великой страны" - это серьёзно, только ведь ощущения к делу не подошьёшь и на хлеб не намажешь...
алевтина10 ноября 2017, 21:06
ОЛЬГА Н.ВАША ЗЛОБА НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ХРИСТИАНСТВУ НЕ ИМЕЕТ!!!!ПРИЗЫВАЕТЕ К СУДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ...СТАРЦЫ ГОВОРЯТ ТАК-К СЕБЕ НАДО БЫТЬ ПРОКУРОРОМ А К ДРУГИМ АДВОКАТОМ..ГДЕ ЖЕ ВАША ЛЮБОВЬ..НАМ С ВАМИ ДАЛЕКО ДАЖЕ ДО ТОГО БЕЗГРАМОТНОГО ПЕРСОНАЖА ЯШКИ...и ВООБЩЕ ЛЮДИ ПРОШЛИ ЧЕРЕЗ ЛАГЕРЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВА ВЕРНУЛИСЬ К ЖИЗНИ СМОГЛИ ДОСТОЙНО ТРУДИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ И НАМ ДОСТАЛАСЬ ПОСЛЕ ВОЙН ВОССТАНОВЛЕННАЯ СТРАНА...ПОТОМУ КАК ОНИ БЫЛИ ТРУЖЕННИКИ И ЗАБЫВАЛИ ВСЯКОЕ ЗЛО ТАК ПОНИМАЛИ ЧТО ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЛАСЬ...А БОГ И ТОГДА И СЕЙЧАС И ВСЕГДА ЕСТЬ!!!!
Читательница (Подмосковье)10 ноября 2017, 13:50
Ольга Н.: «И последнее: скорбеть о разрушении атеистического государства, но с дешевой колбасой? Ну, кому что ближе». Ольга, тех, из чьих уст звучали приведенные мною слова, дешевая колбаса уж точно не интересует. И меня – тоже. Скорбят о «не придуманном, а настоящем братстве», о патриотизме, об ощущении себя великим народом Великой страны и т.д.


Протодиакон Владимир10 ноября 2017, 13:02
Ольге Н. Не лукавьте. Событие неразрывно связано с людьми, которые его совершают.К тому же Вы не обозначили, что говорите это о революции. А теперь - о попущении. Будете ли Вы отрицать, что Бог столь же благ в попущении, как в благословении и не отстраняется в попущении от мира, но допускает его во избежании большего греха? Продумайте слова митрополита Вениамина Федченкова о октябре 1917 г.: "Если бы не было октябрьской революции, все было бы намного хуже".
Протодиакон Владимир10 ноября 2017, 12:50
Алексею. Простите, а где Вы повторяете Ваш вопрос? Я вижу его впервые. Теперь о потерях. При штурме Зимнего количество жертв вооруженной борьбы было незначительным — с обеих сторон было 6 убитых и 50 раненых. См. Мельгунов. "Как большевики пришли к власти". Сравните с февралем 1917 г. - несколько сотен убитых
Евгения10 ноября 2017, 11:56
По поводу ироничного тона,а то и водевильчика: Книппер,готовившей роль Маши в «Трех сестрах»,Чехов советовал:«Не делай печального лица ни в одном акте...люди,которые давно носят в себе горе и привыкли к тому,только посвистывают и задумываются часто». Отец диакон,насколько мне известно,историк.История России горестна.Однако не может ведь печатное слово быть посвистыванием.Вот потому и тон статьи именно таков./Моя родственница,интеллигентная и эрудированная дама,бывшая читательница толстых журналов,в 1991 - обеспеченная пенсионерка,чуть не плясала,когда погибал СССР и когда на выборах победил Ельцин.Теперь на пенсию ей жить трудно.Изменилось ли теперь ее мнение я из деликатности не спрашиваю.
Алексей10 ноября 2017, 11:43
Повторяю свой вопрос - про "практическое отсутствие крови" в Петрограде. И как это - "практическое отсутствие"? И что тогда "теоретическое"? Так была кровь или нет? Автор часто позиционирует себя как историк.
Ольга Н.10 ноября 2017, 10:20
Автору: я не исповедую ереси. Есть благоволение Божие, а есть попущение Божие. Революция и установление богоборческой власти есть именно попущение Бога, потому что не может Бог благоволить ко греху.Под "кобелем" я однозначно указала революцию как явление, а не конкретных людей, которым судья Бог. Не приписывайте мне того, о чем я не писала.
Протодиакон Владимир10 ноября 2017, 09:55
Иванову.
Странно, что Вы не заметили в статье рассказа об отце Александре Травине, о высланных в коллективизацию. Что до игривости, это Ваше прочтение, очень, так сказать, своеобразное. И то, что для Вас Яшка Шилов - милый человек, тоже очень странно. Для меня - нет. Лично для меня этот рассказ моей бабушки Тамары Васильевны о грабеже дворца- горестная повесть о неблагодарности, озлобленности, духовной темноте и ослеплении. Для которых были объективные причины в дореволюционном прошлом.
Протодиакон Владимир10 ноября 2017, 09:40
Ольге Н. Ваши слова о черном кобеле заставляют печалиться о Вашей душе. Во-первых видеть прошлое своей страны только в черном цвете - значит исповедовать манихейскую ересь и не верить в Промысел Божий о мире и России,не понимать слов "От Меня это было". Во-вторых, считать своих прадедов и дедов "кобелями" - расизм и хамов грех. Некие евангельские персонажи тоже считали всех, кроме себя, псами. Умудри Вас Господь
Ольга Н.10 ноября 2017, 09:27
Читательнице: я не против объективных исторических данных, но я против поиска оправданий греха, особенно такого страшного, как октябрьский переворот. И неважно из чьих уст они звучат. А сталинизм страшен тем, что оправдывая Сталина, его сторонники оправдывают убийство св. Царя Николая и революцию, которую Сталин поддерживал и без которой его самого бы не было как правителя.
А заодно я с православными святыми, которые единогласно называли переворот страшным грехом против Бога, Царя и людей. И последнее: скорбеть о разрушении атеистического государства, но с дешевой колбасой? Ну, кому что ближе.
Протодиакон Владимир10 ноября 2017, 09:23
Роману. Ящера была бывшим частновладельческим селом господ Кругликовых. Их земли и поделили. А благосостояние выросло, когда колхозная жизнь в конечном счете наладилась.
В семье моей бабушки все ее братья выучились и вышли в люди. Ее брат Евгений Васильевич Баканов стал инженером, несмотря на инвалидность, и работал в ЭПРОН - организации по подъему кораблей. Погиб в блокаду. Другой брат, Федор, также получил инженерное образование, работал на крупной должности в Харькове. Сама бабушка Тамара Васильевна стала экономистом, работала на Балтийском заводе.

Елена 9 ноября 2017, 18:58
Нехорошо отца ,протодиакона сталинистом называть. Даже обсурдно. В интернете вообще воинствовать удобно, лучше на себя посмотрите повнимательнее, прежде , чем на сайте огрызаться.
Иванов 9 ноября 2017, 17:57
А я прекрасно понимаю о чем говорит Ольга. Почитаешь такие вот игривые статейки о революции, и умилишься. Нет, это уже не русская Голгофа, не катастрофа русского народа, а забавный такой водевильчик. И революционеры, они все такие забавные, такие смешные, но в сущности милые. А как же миллионы безвинных жертв? А замученные священники и миряне? ...ах, давайте не будем о неприятном...
марина 9 ноября 2017, 17:32
Спасибо, отец Владимир за простую статью. Я вспомнила своих деда с бабушкой, которые пережили сначала раскулачивание, затем репрессированы как "враги народа" с 1937 по 1956 г.г. После реабилитации дед построил самый красивый дом на нашей улице, развел виноградник, у дома всегда цвели до поздней осени две большие клумбы. Дед никогда не пил, не курил,не сквернословил. И была черта у стариков ко всему относиться с иронией. Уж как они пострадали от советской власти, но никогда слова плохого о советах не сказали. И ко всему относились с иронией, как отец Владимир в своей статье. И честное сравнение: Матильда и собор - как исторические памятники!
Читательница (Подмосковье) 9 ноября 2017, 17:20
Хорошая статья,объективная.Ольга Н.!В истории,кроме черной и белой красок,есть еще и много др.И трудно найти единомышленника абсолютно по всем вопросам.Неужели «сталинизм» о.Владимира не позволяет Вам увидеть в его статьях что-то близкое Вашему сердцу?!Неужели служитель Церкви,преподающий в семинарии,по-Вашему, должен стать персоной нон грата на правосл.сайте?! Или Вы заодно с о.А.Кураевым–он тоже не оч. благоволит к о.Владимиру?)Кто-то почувствовал ветер перемен на сайте. Дай Бог,чтобы он задул в полную мощь и стал ощутим всеми читателями, а не только антисоветски настроенными!«Тот,кто не скорбит о разрушении Советского Союза,-у того нет сердца»(не я сказала).)О.Владимиру за статью спасибо!
Галина 9 ноября 2017, 16:17
Мне статья понравилась, благодарю батюшку Владимира. Интересно узнать о тех временах из первых уст. Приведу рассказ моей бабушки из Самарской области: "Ходили с флагами и горланили песни только голытьба-лодыри и бездельники. Отобрали корову у трудолюбивой семьи и отдали многодетной семье чтобы молочко у детей было. Но увы - лень было им за ней ухаживать и примерзла бедолага коровушка к земле. Зарезали и съели ее. И снова детки без молочка..."
Ольга Ф. 9 ноября 2017, 15:37
Спасибо, отец Владимир! После последней русофобской и откровенно антиправославной статьи о русском крестьянстве,очень хотелось прочесть что-нибудь более близкое к истине. Такой "яшка" был в каждой деревне и каждом селе. А теперь мы этих многотиражно отсканированных "яшек" зрим на экранах телевизоров все в тех же протестных позах. Господи, Прости и Помилуй Россию!
Ольга Н. 9 ноября 2017, 15:29
Слово "великий" можно было бы не употреблять вообще. Повторюсь, что в России хорошо понимают с каким пафосным смыслом оно прикрепляется к "октябрю". Не надо наводить туман. По поводу злобы. Не знаю, как у вас, но у меня не может вызывать досаду перечисления разных "зато". Храмы закрывали, веру выколачивали, тех, из кого не смогли выколотить - ссылали и убивали, но зато... земля, образование, промышленность...По поводу доноса "улыбнули", просто очень не хочется, чтобы еще и на Православие ру стали появляться просоветские статьи.
Владимир 9 ноября 2017, 14:43
Уважаемая Ольга! О чем ВЫ? Какой черный кобель? Отец Владимир просто описал историю своей семьи и своей малой родины. Описал достаточно иронично. Один Яшка чего стоит! Или "Искра" на чердаке клоуна-экскурсовода. Само слово "Великий Октябрь" стоило бы закавычить, согласен. Но в заголовке этого не делают. А слово "Сталин" здесь вообще не фигурирует. Вы вообще-то статью читали? Или только начало и конец? Но вообще злоба - плохой советчик. И некрасиво обращаться к редакции с политическим доносом.
9 ноября 2017, 14:35
Ольге Н. А как же:Великий инквизитор,Ирод Великий, Великая депрессия? Слово "Великий" здесь применено в смысле масштаба(вспомните, как про себя говорила Мария Египетская и другие святые--великий грешник).А что до прочего--так сами виноваты(примеров более чем достаточно--Содом и Гоморра,"великий голодомор" в Иерусалиме в 70-г.г.,устроенный Титом,и т.д.).
Роман 9 ноября 2017, 13:18
Интересно, каким образом безземельные получили землю и какой площади, и за счет чего выросло их благосостояние
Ольга 9 ноября 2017, 13:10
Благодарю, отец Владимир! Ваша статья - ценное свидетельство в полемике развернувшейся на сайте вокруг последней русофобской статьи.
Ольга Н. 9 ноября 2017, 09:56
(продолжение) Даже название статьи кощунственное для православного сайта: "Великий октябрь...". Всем известно в каком значении употребляется слово "великий" по отношению к революции в нашей стране.
Печально очень.
Уважаемая редакция, надеюсь, вы опубликуете мой неполиткорректный для последователей большевиков комментарий.
Ольга Н. 9 ноября 2017, 09:38
Уважаемая редакция, может хватит на православном сайте монастыря публиковать лукавые статьи латентных и открытых почитателей революции, тем более сейчас - в годовщину этого страшного события. Автор статьи, известный сталинист, которого публикуют на известном просоветском сайте (с вывеской "православный"), не в такой открытой форме, но все-таки попытался обелить черного кобеля. Мол, и в люди некоторые выбились и образование получили. Но что это все, если революция сносила храмы и преследовала за Христа?
Было бы лучше, уважаемая редакция, опубликовать то, что говорили о революции наши святые - св. прав. Иоанн Кронштадтский, преп. Гавриил Ургебадзе, новомученники и исповедники Российские...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×