Пятидесятница? – Ура, на колени!

Протоиерей Алексий Сорокин, настоятель вологодского храма святого праведного Лазаря Четверодневного, беседует с читателями о долгожданных земных поклонах, которые строгий церковный устав возвращает в богослужение.

Коленопреклоненные молитвы в день Святой Пятидесятницы. Фото: Православие.Ru Коленопреклоненные молитвы в день Святой Пятидесятницы. Фото: Православие.Ru
– Пятидесятница – огромнейшее торжество, день рождения Церкви: храмы украшены, все рады, как и на любом дне рождения, даже человеческом. А нынче ведь – самый главный день рождения: корабля нашего спасения – и можно, наверное, сказать: день нашего духовного рождения. Тогда почему строгий, разумный, спокойный и логичный церковный устав, который, как проверено веками, тысячелетиями, по определению ничего лишнего, неразумного не посоветует, так настойчиво предписывает христианам коленопреклоненные молитвы? Вряд ли кто-нибудь потребует от гостей, которых он пригласил на собственный день рождения, не коленопреклонения, конечно, но даже какого-нибудь извинения. Почему же церковный устав настаивает на коленопреклоненных молитвах?

– В сравнении дня рождения Церкви с днем рождения человека заключается главная «коварность» этого сравнения самого по себе. Мы привыкли относиться ко дню рождения, к другому празднику как к такому событию, которое «должно делать человеку приятно». В Церкви значение праздника включает в себя, прежде всего, момент назидательный, поучительный. Дать нечто для размышления, пищи и труда души, отвлекаясь от суеты обычных житейских дел. Да, конечно, в нашей традиции праздник Пасхи связан с народными гуляниями, праздник Рождества Христова связан с поздравлениями и подарками – это всё понятно. Но, тем не менее, нужно стараться за всей внешней стороной не упустить внутреннее содержание самого праздника, и это самое главное, не так ли? И день Пятидесятницы – это не просто «воспоминание» дня рождения Церкви, а это, прежде всего, осознание человеком своего места в Церкви и того, что он сделал, чтобы идти по пути к спасению.

– В этом и кроется кажущаяся на первый взгляд сложной загадка строгости церковного устава?

Ох, если бы мы только были внимательнее на службах! Каким бы сокровищем Православия мы обладали!

– Человек, видя себя на пути спасения немощным, слабым, грешным, просит, чтобы Дух Святый, данный Богом Его Церкви, не отходил от нас, укреплял нас, исцелял нас от наших немощей и духовных страстей. Именно об этом говорится в коленопреклоненных молитвах. Противоречие, о котором вы говорите, снялось бы, если бы люди знали текст молитв, читаемых во время вечерни Святой Пятидесятницы. Если мы откроем, вчитаемся внимательно в текст молитв, то увидим ответ на этот вопрос и разрешим многие недоумения. Вот, взгляните: «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме непостижиме, неизследиме, непременне, непобедиме, неизчетне, незлобиве Господи… Приими нас, припадающих Тебе и вопиющих: согрешихом, к Тебе привержени есмы от утробы, от чрева матере нашея, Ты еси Бог наш. Но яко исчезоша в суете дние наши, обнажихомся Твоея помощи, лишихомся всякаго ответа, но дерзающе на щедроты Твоя, зовем: грехи юности нашея и неведения не помяни, и от тайных наших очисти нас, и не отрини нас во время старости, внегда оскудети крепости нашей: не остави нас, прежде даже нам в землю не возвратитися, сподоби к Тебе возвратитися, и вонми нам благоприятием и благодатию. Возмери беззакония наша щедротами Твоими, сопротив постави бездну щедрот Твоих множеству согрешений наших. Призри с высоты святыя Твоея Господи, на предстоящия люди Твоя, и чающия еже от Тебе богатыя милости. Посети нас благостию Твоею, избави нас от насильства диаволя: утверди живот наш святыми Твоими и священными законы. Ангела, верна хранителя пристави людем Твоим, всех собери в Твое Царствие. Даждь прощение уповающим на Тя: остави им и нам грехи. Очисти нас действом Святаго Твоего Духа: разруши яже на нас козни вражия».

Ох, если бы мы только были внимательнее на службах! Каким бы сокровищем Православия мы обладали!

Протоиерей Алексий Сорокин Протоиерей Алексий Сорокин
    

– Значит, основной смысл молитв на вечерне Пятидесятницы – это осознание человеком своего незавидного духовного состояния?

– Относительно христиан, живущих на земле, да: их главный смысл заключается в осознании себя человеком, который имеет возможность спасения, которому дана такая возможность и который имеет все средства для спасения. Но мы по своей лености, немощности, суетности этим пренебрегаем и попадаем в такие страшные ловушки, которые нас отдаляют от Бога. И вот, когда человек это видит, честно признает, он просит Господа, чтобы Он даровал ему силы – а силы дает Дух Святый в таинствах – дал силы бороться с грехом. Дал силы идти по пути спасения, дал силы, укрепив наш слабый, увечный, греховный человеческий ритм жизни, для того, чтобы в нем оставаться христианином всегда и везде, во всякое время дня и ночи.

– Понятно. Тогда вопрос, который, наверное, волнует многих прихожан, да и не только прихожан, но и священнослужителей. Не кажется ли вам, что слова этих молитв, как и других молитв, зачастую не доходят до молящихся или пытающихся помолиться людей? Слишком слова молитв непонятные, слишком тихо их читают, или, что еще страшнее, слишком много суеты и веточек, которые «непременно надо освятить», и в этом, по мнению многих, заключается главный смысл сегодняшнего праздника. Не заслоняет ли собой зачастую обряд содержание? Гораздо больше внимания уделяется внешнему – этим самым пресловутым веточкам, – нежели внутреннему, о чем как раз вы и говорили.

Вероятно, имеет смысл распечатывать тексты этих молитв и давать их прихожанам – чтобы они их знали.

– Веточки тоже необходимы, чтобы человеку на глазах показать животворящее действие Духа Святаго. Мертвая, казалось бы, ветвь, которая осенью, зимой выглядит совершенно безжизненной, с наступлением весны начинает расцветать, цвести, выходят листья и потом выходят плоды. Вот эта зелень древес, она напоминает нам о животворящем действии Духа Святаго на человеческую иссохшую душу. Хотя, конечно, это только напоминание внешнее о внутреннем делании. И, конечно, бывает очень обидно, когда суета в храме отвлекает людей от молитвы. Сложно представить, если в каком-то большом соборе, особенно если нет усиливающей аппаратуры, в конце храма кто-то услышал бы, что там читает священник или архиерей, стоя на коленях в царских вратах. Поэтому, наверное, есть какой-то смысл распечатывать тексты этих молитв на церковнославянском языке, давать прихожанам, особенно постоянным прихожанам, которые понимают, что такое духовная жизнь, которые искренне следят за ней, переживают и каются в своих грехах, радуются Церкви, – чтобы они знали тексты этих молитв. Ведь печатается, скажем, отдельным изданием Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Мы видим, что в храмах многие миряне стоят на коленях или стоя внимательно следят за чтением священника, тем самым компенсируя все наши человеческие слабости – голос, дикцию, невнимательность, что-то еще. И в этих изданиях есть и определенного рода объяснения, бывает и перевод. То есть такие справочные издания для того, чтобы глубже понять смысл молитв, и для молитв Святой Пятидесятницы хорошо бы предусмотреть. Это молитва, читаемая лицом к народу, вслух, тут нечего скрывать от народа.

Молитвы Святой Пятидесятницы – это и молитвы об усопших, о тех, кто уже не с нами.

Тем более что есть еще одна сторона содержания молитв Святой Пятидесятницы, и она связана с молитвой об усопших. Молитве об усопших и о том чувстве любви и переживаний, которое Церковь являет перед Богом о тех, кто уже не с нами, а перешел в мир иной и для своего спасения уже там ничего сделать не может. Только мы здесь, на земле, можем им помочь в их посмертной участи. Сейчас постараемся найти те слова, которые относятся к усопшим в молитвах Святой Пятидесятницы. Вот очень хорошие слова. Говоря о молитвах, восхваляя милость Божию, Его Промысл и путь, который ради нашего спасения Господь совершил, Церковь обращается к Нему с удивительными словами:

«…Ты славы присносущныя Господи, и Отца Вышняго Сыне возлюбленный, присносущный Свете от присносущнаго Света, Солнце правды, услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочиих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли. Владыко Вседержителю, Боже отец и Господи милости, рода смертнаго же и безсмертнаго, и всякаго естества человеческаго Содетелю, составляемаго же, и паки разрешаемаго, живота же и скончания, еже зде пребывания, и еже тамо преложения: лета измеряяй живым, и времена уставляяй смерти, низводяй во ад и возводяй, связуяй в немощи, и отпущаяй в силе, настоящая потребне строяй, и будущая полезно управляй, смертным жалом уязвенных воскресения надеждами веселяяй… Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже в аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися. Услыши нас смиренных, и Твоих раб молящихся Ти, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших, на месте светле, на месте злачне, на месте прохлаждения: отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание и учини духи их в селениях праведных, и мира и ослабления сподоби их: яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе, но мы, живи, благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Коленопреклоненные молитвы в день Святой Пятидесятницы. Фото: Православие.Ru Коленопреклоненные молитвы в день Святой Пятидесятницы. Фото: Православие.Ru
    

Как видим, здесь есть такие слова, которые можно отнести и к ходатайству за души, находящиеся в аде.

– Эти молитвы имеют смысл, когда их знают, как и любые другие молитвы, которые человек читает в храме, не так ли?

– Конечно. Есть соответствующая поясняющая литература для людей, желающих узнать богатое сокровище православного богослужения. Ведь в самом деле, неразумно же стоять у богатого стола, который принадлежит тебе по праву, который для тебя накрыли и куда тебя ежедневно приглашают, но, ссылаясь на занятость, непонятность текстов или на что там еще, упорно питаться черствыми и плесневелыми корками.

– Практика показывает, что многие прихожане – как раз те самые, о которых вы говорили: усердные, осознанные, постоянные, – с большой радостью встречают возвращение коленопреклоненных молитв в богослужебную жизнь.

Каждый поклон земной – это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово.

– Да. Опускание на колени возвращает нас к привычному ритму правил поклонов, принятому в церковном общении. Однако нужно помнить: мы же не всё время на службе стоим на коленях. Даже после Пятидесятницы. Если говорить о поклоне, что он означает? Его символическое значение – это напоминание о восстановлении человека во Христе. Мы на колени падаем, показывая наше падение. Нравственное падение. Но встаем с колен, потому что нас Христос призвал встать с них. И это – путь всей нашей жизни: мы падаем и встаем, падаем и встаем. Поэтому поклоны входят в молитвенное правило православного человека, в ежедневное правило, причем, если мы посмотрим правило утренних и вечерних молитв, правило к Причастию: «И поклоны елико хощеши». То есть сколько чувствуешь ты свое недостоинство, столько ты совершаешь этих поклонов и столько же раз надеешься на милость Божию. Поклон – это ведь не только рабское поклонение, но еще и момент, связанный с восстанием. Кстати, вспомните: ведь «восстание» по-гречески – «анастасис», то есть воскресение: есть о чем задуматься, причем ежедневно. Каждый поклон земной – это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово. А то, что мы стоим на коленях в Пятидесятницу, – это просто понимание того, что мы без Бога – вот такие и есть, а Дух Святый, Который нисходит во время Пятидесятницы, Он нас возводит на путь спасения. Только бы нам не мешать Ему своими грехами.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей Бронников 9 июня 2014, 17:57
Признаюсь в фантастическом невежестве, своем.
Спасибо за ВРАЗУМЛЯЮЩУЮ СТАТЬЮ!
Алексей.
Владимир 9 июня 2014, 09:27
Михаилу. Я этим и занимаюсь поскольку считаю себя христианином, а сообщение мое адресованно в основном тем, кто в данный исторический период имеет возмости подобного в храме и на литургии.
Владимир 9 июня 2014, 08:58
Михаилу. Какой из вас христианин,если вы людей не любите?
Михаил 9 июня 2014, 05:54
Вот, Владимир, я бы Вам ответил - вот, Вы этим и займитесь.
Нет, правда.
Люди-то церковные друг-другу помогают, но люди-то все разные. Я вот потребителей и крикунов очень не люблю, хотя мои знакомые помогают всем. А я вот нет, только если вижу, что очень надо. А то есть такая порода людей - требуют милости как должного, прям нравственный гоп-стоп.
Алевтина 9 июня 2014, 01:43
Большое спасибо за беседу с о.Алексием о коленопреклоненных молитвах!Сегодня во время их чтения в храме я именно жалела, что не могу читать эти молитвы вслед за священниками.Хотя храм небольшой,но народу было гораздо больше обычного,приходилось напряженно вслушиваться,многое ускользало.Считаю,что правильно делают в тех храмах,где раздают тексты молитв или псалмов (например,33 псалом)прихожанам во время службы,а после собирают и хранят до следующего случая.Это создает осознанное соборное настроение молящихся.
Татьяна 8 июня 2014, 16:34
Мне кажется, достаточно знать общий смысл читаемых молитв, а стоять на коленях и читать - это как-то уводит от покаяния. У нас многие и головой приникают к полу, вот какое и смирение, и подвижничество.
Но в православном богослужении только эти молитвы коленопреклонные. А в некоторых храмах женщины пристрастились весь евхаристический канон стоять на коленях. Картина, как в буддийском храме. Надо, чтобы священники это разъясняли. На коленях стоят в исламе, в буддизме, может, ещё где-то, а православные совершают земные поклоны и опять встают, молятся стоя.
Наталья 8 июня 2014, 12:48
В нашем Зверинецком монастыре (Киев) издаются брошюрки на каждую Воскресную службу. Не только на Праздники. Берешь в руки - и следишь-читаешь ход Богослужения. Сначала не могла понять, что это прихожане во время службы читают, а они мне подсказали. Поначалу ничего не понятно, но понемногу начинаешь вникать и в тексты и в ход службы. И молишься со всеми. Много лет проходя в храм, только сейчас сердцем поняла, что "литургия" в переводе - это "вместе", "обще дело". И сегодня на коленнопреклонных молитвах многие наши прихожане не только слушали молитвы, но и читали их.
Милости всем Божьей, с Праздником!
Сергей 8 июня 2014, 12:23
И все таки поясните пожалуйста, я не совсем разобрался. Насколько известно, коленопреклонные молитвы не относятся к празднику Пятидесятницы, а к вечерни следующего праздника - Духова дня (понедельник). Ведь с вечера воскресенья считается окончание пасхального цикла богослужений. Почему же у нас тогда совмещают по времени эти два разных по смыслу богослужения? (Это вопрос более широкий, как и служение утрени поздно вечером).
И еще вопрос почему в нашей церкви в праздник Пятидесятницы священники облачаются в зеленое. Например, в Греции, в Антиохийской, Иерусалимской церквях и др. всегда в белом.
У нас обычно выдвигается целый ряд объяснений, повторять не буду, полагаю итак известны. Но , некоторые исследователи считают, что это уступка народным традициям - "зеленые святки", "завивание березок" и т.д., т.е. попытка воцерковить славянские праздники "русальной недели". Это понятно, и в этом есть смысл, но с другой стороны стоит ли так отличать себя от традиций вселенского Православия?
Наталия Вялкина 7 июня 2014, 12:56
Спаси Господи. Прочитала и сохраню себе эту не статью, а добрую проповедь, очень полезную для души. А насчет споров о земных поклонах...Мы с моей сестрой неизменно не соглашаемся друг с другом в этом вопросе. Она считает, что Прославление Бога и ХВАЛА ЕМУ - в предстоянии пред Господом стоя в великой радости, что СПАСЕНЫ и УСЫНОВЛЕНЫ. Мой ответ прост - мне радостно стоять и благодарить Бога и стоя, и на коленях. В земном поклоне - есть необъяснимая мне БЛАГОДАТЬ и сокрушение сердечное. РАБОТАЙТЕ ГОСПОДЕВИ СО СТРАХОМ И РАДУЙТЕСЬ ЕМУ С ТРЕПЕТОМ - это и лежит у меня на сердце Милостью Божьей. Простите многословие. С ПРАЗДНИКОМ!
Владимир 7 июня 2014, 04:26
Замечательно, молитвы и осознание своей немощи а также греховности необходимо, но вы спросите своих прихожан, кто готов принять у себя в доме иногороднего брата приехавшего по делам или еще по какой причине к вам? Кто готов разделить свой достаток с неимущим братом после литургии, кто готов помочь одинокой матери, пришедшей в храм за помощью и кто вообще до , во время или после лиргии спрашивал о таковых нуждающихся?
Кирилл 6 июня 2014, 20:16
«Много раз я говорил вам о поклонах земных и отвращал вас от еретического обычая стоять на коленях, как сидят кошки. В основе правила стоять перед Богом на молитве или падать ниц в земном поклоне лежит то, что мы призваны ко спасению. Господь сказал Апостолам «други Мои», и потому мы стоим перед Ним. Но мы помним нашу греховность и Божие величие, перед которым мы падаем ниц, как бы молясь: прости и восстави, и вот мы снова выпрямились и стали. Так молимся мы «восстави» на вечерне Пятидесятницы. Поэтому еще раз: не становитесь на колени, происхождение этого обычая не благодатно, создали его еретики. В православной молитве нет правильного соответствующего ему настроения. Надо различать: покаяние и падение ниц перед величием Божиим - в православном земном поклоне; рабское, теплохладное поклонение - стояние на коленах и, наконец, полное надежды предстояние. Мы осуждаем не жест, а непослушание Церкви, руководимой Святым Духом. И мы даже не осуждаем, но просим понять и напоминать себе, как далек этот обычай от православного духа и церковного понимания предстояния перед Богом, православного покаяния и поклонения Богу.»
митрополит Антоний Храповицкий
Юрий 6 июня 2014, 16:09
Людмила, обратите внимание на серию "Православное богослужение" ПСГТУ. Маленькие цветные книжечки. Есть в Правслове на Пятницкой, в Сретенском и встречаются уже по все стране.

Как минимум в ней вышли

Благовещение Пресвятой Богородицы 
Введение во Храм Пресвятой Богородицы 
Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского 
Воздвижение Честного и Животворящего Креста 
Вознесение Господне 
Вход Господень в Иерусалим 
День Святой Троицы
Крещение Господне 
Неделя Торжества Православия
Пасха Христова 
Покров Пресвятой Богородицы 
Последование Страстей Господних. Богослужения Великого четверга, Великой пятницы и Великой субботы 
Похвала Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста) 
Преображение Господне 
Рождество Христово
Успение Пресвятой Богородицы 
Чинопоследование елеосвящения (Соборование) 
Людмила 6 июня 2014, 12:33
Необходимо издание молитв для прихожан, читаемых во время вечерни Святой Пятидесятницы. Краткие пояснения всегда нужны.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×